Биография рудольфа нуриева

Балет

Росту международной популярности Рудольфа, доставившей так много тяжелых минут Эрику, способствовала Марго Фонтейн. С ее подачи Рудольф становится завсегдатаем светских раутов. Их творческий дуэт стал одним из самых гармоничных и успешных в истории балета. Неукротимый гений Рудольф Нуреев вдохнул новую жизнь в танец Фонтейн, уже подумывавшей об уходе со сцены. В 1964 году они выступали в Венской опере. Тогда же танцор попробовал свои силы в качестве балетмейстера: именно он поставил спектакль «Лебединое озеро». Рудольф Нуреев и Марго Фонтейн сорвали оглушительные аплодисменты. Овация продолжалась так долго, что работники были вынуждены поднимать занавес более восьмидесяти раз. Этот творческий союз продлился десять лет.

Светская жизнь и мировой успех не сказались на работоспособности танцора. С гастролями он объездил весь мир, не имея никакого представления о выходных или отпуске. В течение одной недели Нуреев мог появиться в Париже, Лондоне, Монреале и Токио. Хотя ему советовали снизить темп, губительный для здоровья, Рудольф никого не слушал. Нормальный сон тоже был для него недостижимой роскошью: спал Нуреев около четырех часов в день и чаще всего в такси или самолете. После 1975 года Рудольф стал давать более трехсот концертов за год. Успех на сцене очень скоро сделал Нуреева очень богатым человеком. Денег хватило даже на покупку небольшого острова в Средиземном море. Но лишения, коснувшиеся семьи Нуреевых в годы Второй мировой войны, оставили сильный отпечаток на личности танцора. В отличие от других состоятельных людей, Рудольф отличался скупостью. Он никогда не мог забыть, что в детстве ему приходилось донашивать вещи сестер, а однажды мать несла его в школу на спине, потому что не могла купить сыну ботинки. Разумеется, об этом Нуреев никому не рассказывал и вообще отмахивался от вопросов о прошлом. Поэтому скупость всемирно известного артиста шокировала его друзей и знакомых. По их рассказам, он никогда не платил за себя в ресторане.

Нуреев неоднократно проявлял себя как новатор. Среди его постановок наибольшей известностью пользуется одноактный балет «Юноша и смерть». К счастью, в 1966 году Ролан Пети снял выступление Нуреева для телевидения, и современный зритель может оценить талант танцора и постановщика. Новаторство проявилось в том, что Нуреев положил в основу своего балета напряженный сюжет. Девушка, олицетворяющая собою смерть, издевается над влюбившимся в нее Юношей. Когда тот в отчаянии грозит покончить с собой, она любезно подает ему петлю. Для трансляции спектакля по телевидению Нуреев воспользовался спецэффектами: после кадра, где он вешается на крючке в комнате, следует другой, на котором Юноша находится уже на виселице.

Основные факты биографии

  1. 1955 год – Нуриев принят в Ленинградское училище хореографии. Это было неожиданно, поскольку возраст танцовщика был уже не подходящим для начала обучения. Рудольф оказался гораздо старше своих однокурсников. Примечательно также то, что жить молодому человеку пришлось у одного из своих педагогов, потому как в интернате он стал предметом насмешек.
  2. Апрель 1955 года – Нуриев участвовал в популярном тогда Всесоюзном смотре среди училищ хореографии. Танцовщика пригласили сняться в фильме «Души таинственный полет».
  3. В 1958 году Нуриев окончил училище. Его выпускными постановками были партии в балетах «Корсар», «Гаянэ», «Лауренсия». Благодаря помощи известной балерины Наталии Дудинской, Рудольфу удалось стать танцовщиком Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова.
  4. 1959 год ознаменовался для молодого Нуриева получением золотой медали на Венском фестивале.
  5. С 1958 по 1961 годы, когда Рудольф служил в театре Кирова, он исполнял ведущие партии в лучших спектаклях, «Жизель», «Спящая красавица», «Лебединое озеро» и многих других.
  6. Май 1961 года – Нуриев вместе с труппой театра уезжает на гастроли в Париж. Эта поездка оказалась судьбоносной не только для артиста, но и для всего СССР. Во Франции Рудольф попросил политического убежища и стал невозвращенцем.
  7. 23 июня 1961 года танцовщик исполнил партию в балете «Спящая красавица». Это была труппа известного французского балетмейстера Маркиса де Куэваса. С этого момента начался настоящий карьерный взлет Нуриева.
  8. 2 ноября 1961 года танцовщик выступил на лондонской сцене вместе с примой Розеллой Хайтауэр.
  9. Апрель 1962 года – на родине артиста состоялось заседание Ленинградского суда, по решению которого он был приговорен к 7 годам заключения заочно и полной конфискации имущества.
  10. 1964 год – Нуриев решает пробовать себя в качестве балетмейстера в Венской опере. Мир увидел его версию «Лебединого озера» и «Раймонда». Артист стал премьером венской труппы. Ему также удалось получить австрийское гражданство.
  11. 1966 год – Рудольф Нуриев выпустил собственный балет «Танкреди». Музыкальная партия принадлежала Хайнсу Хейцу.
  12. 1977 год – на экраны вышел фильм Кена Рассела «Валентино», где Нуриев сыграл одну из главных ролей.
  13. 1982 год – выходит кинолента Джеймса Тобака «На виду».
  14. С 1983 по 1989 годы Нуриев возглавляет труппу парижской Гранд-опера.
  15. 1987 год – артисту удалось попасть на родину. Он приехал в Уфу, чтобы проститься с матерью, которая тяжело болела и находилась при смерти. Нуриеву было разрешено находиться в СССР не более 72 часов, ему даже не удалось повидаться с теми, кого он когда-то знал.
  16. 1989 год – Нуриев приезжает в СССР со спектаклем. Он выступает на сцене Кировского театра. Рудольф уже болел, эти гастроли оказались мучительными.
  17. С 1991 года танцовщик решает пробовать свои силы как дирижер. Австрийская столица увидела его дебют во дворце Ауершперг. С этого момента начались его гастроли с симфоническими оркестрами. Он объездил Европу и Америку.
  18. Май 1992 года – артист выступил в качестве дирижера в Казани.
  19. 6 января 1993 года Рудольф Нуриев скончался в одной из парижских клиник. Официальным диагнозом был назван сердечный приступ, однако всем было известно, что причиной был ВИЧ, обнаруженный у артиста еще в 1983 году. Похоронили артиста на русском кладбище Парижа.

Незадолго до смерти

Причина смерти Рудольфа Нуриева

Причина смерти Рудольфа Нуриева неразрывно связана с историей всей его жизни, в которой причудливо переплелись высокое и низменное: чувства и инстинкты, стремления и капризы, взлёты и падения заслуги и слабости…

Один из самых знаменитых «невозвращенцев» СССР попросил политического убежища за границей в 1961 году в Париже, где его балетная труппа давала гастроли. Решение остаться за рубежом было спровоцировано конфликтом Нуриева с органами КГБ: его нетрадиционная сексуальная ориентация и встречи с парижскими геями вызвали негодование «инспектирующих инстанций». После настойчивых внушений и угроз снять его с предстоящего театрального тура в Лондоне, Рудольф решился на разрыв с родиной.

Его дебют во Франции сразу же привлёк к себе внимание профессионалов и публики, но статуса беженца в этой стране он не получил несмотря на талант и был вынужден переехать в Данию, а потом – в Англию. Незаурядные способности Рудольфа Нуриева стали счастливым залогом заключения контракта с «Лондонским королевским балетом» и это сотрудничество продолжалось 15 лет

Он стал постоянным партнёром знаменитой Марго Фонтейн.

Нуриев был талантливейшим продолжателем традиций Вацлава Нежинского, стремящегося донести до зрителя свободу и красоту человеческого тела. Он добился своим творчеством равенства женской и мужской партии в балете, где раньше царствовала женщина. Зрители теперь шли в театр смотреть за звезду Рудольфа Нуриева, чей блестящий танец великолепно передавал тончайшие оттенки драматургии.

Нуриев и Фонтейн стали самой знаменитой танцевальной парой своего времени и их даже связывали личные взаимоотношения, но недолго: он предпочитал мужчин и часто менял партнёров, хотя одна постоянная связь – с датчанином Эриком Бруном продлилась целых 25 лет.

Нуриев отдавал себя балету целиком и много гастролировал по всему миру. Он давал до 200 выступлений в год и исполнил все важнейшие мужские партии классического репертуара. Кроме этого, Рудольф был, как и многие таланты, разносторонне одарён. Он оказался отличным режиссёром и самостоятельно осуществил постановку нескольких балетов, преуспел в дирижёрской деятельности и преподавании, охотно снимался в фильмах и на ТВ. Гражданство ему, в 1982 году предоставило правительство Австрии.

Рудольф Нуриев был страстным и увлекающимся человеком: любил жизнь во всех её проявлениях и умел пользоваться её благами: увлечённо заводил знакомства и романы, азартно тратил деньги на свои прихоти, роскошные сценические костюмы и коллекцию произведений искусства. Он купил остров в Средиземном море с шикарной виллой. Его персона обросла множеством легенд и анекдотов о его жадной ненасытности и эксцентричности.

Весь мир знает, почему умер Рудольф Нуриев – всё, что касалось великого танцора современности, сразу становилось известным. В 1984 году он обратился во французскую клинику, где, после обследования, ему диагностировали СПИД 4-летней давности. Болезнь плохо поддавалась лечению и в 1991 году начала прогрессировать. Смерть наступила в январе 1994 года. Российский «гений танца» нашёл своё успокоение на кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.

Работа на Западе

Европейская жизнь гениального танцовщика в Европе была ознаменована невероятно плодотворной творческой деятельностью. Вначале он примкнул к балетной труппе «Балет маркиза де Куэваса», затем переехал в Данию, где познакомился с влиятельной учительницей танца Королевской датской Балетной школы, эмигранткой Верой Волковой и известным танцовщиком Эриком Бруном, ставшим его близким другом и любовью всей жизни.

Рудольф Нуриев и Эрик Брун

Тогда же в его жизнь вошла Марго Фонтейн. Прославленная английская прима-балерина позвонила Нуриеву и пригласила станцевать на ее бенефисе в Лондоне. Вскоре руководство Королевского театра в Ковент-Гардене предложило им танцевать «Жизель» вместе. Вначале 42-летняя звезда опасалась, что будет выглядеть смешно рядом с 24-летним молодым человеком, но все же согласилась. Выступление имело грандиозный успех – их вызывали на поклоны 23 раза в течение 45 минут. А после того, как Марго вручила партнеру розу из своего букета, а он упал на одно колено, осыпая поцелуями ее руку, публика и вовсе обезумела от невероятных художественных впечатлений.

Нуриев с балериной Марго Фонтейн

В 1962 Рудольф подписал контракт с Королевским театром и вплоть до 1970 года солировал вместе с Фонтейн на всех известных площадках мира, привнеся в выступления чувственный пыл, экспрессию, поражая динамикой, яркостью, сексуальностью, значимостью на сцене – когда он выходил, других танцоров уже не видели. Его притягательность многим казалась просто магической. Чтобы попасть на спектакль с их участием в США, люди по трое суток дежурили у касс «Метрополитен-Опера». Рудольф Нуриев – Пьяное танго В 1963 танцовщик дебютировал в кино, снявшись вместе с незабвенной Марго в Лондоне в ленте «Вечер с Королевским балетом» в роли раба и исполнив па-де-де из балета «Корсар». Спустя год состоялось триумфальное выступление дуэта в «Лебедином озере» в Венской опере. Вскоре он стал ведущим солистом этой труппы и получил австрийское гражданство.

Рудольф Нуриев

1966 поклонники танцора могли увидеть Нуриева в экранизации балета «Юноша и смерть». В тот же период он попробовал себя в качестве хореографа – поставил «Танкред» по мотивам пьесы Шекспира. Впоследствии он ставил спектакли в Шведском Королевском балете, в оперном театре Вены, в «Ла Скала», в «Американ балле тиэтр», создавал свои редакции классической «Жизели», «Раймонды», «Спящей красавицы».

В 1972 Нуриев снялся в главной роли в картине «Я – танцовщик», выступив также её продюсером. В 1973 – представил на суд зрителей фильм-балет «Дон Кихот», где являлся исполнителем партии Басилио, сопродюсером и режиссером. Эта работа была признана одной из наиболее удачных интерпретаций романа Мигеля де Сервантеса.

Рудольф Нуриев в фильме «Валентино»

Через год появился проект «Нуреев и Друзья». В его рамках неукротимый чудо-танцовщик выступал чрезвычайно интенсивно, ежегодно участвуя в неимоверном количестве балетов – до трех сотен. В 1976 в театре «Лондонский Колизей» стартовал «Нуреевский фестиваль». Полтора месяца в ходе мероприятия он выступал каждый вечер с новой программой. В том же году он снялся в драме британского режиссера Кена Расселла «Валентино». В 1977 в его постановке состоялась премьера «Ромео и Джульетты» в лондонском Колизее, спустя два года – «Манфреда» в парижском Дворце спорта.

В 1983 в жизни звезды мирового балета произошло важное событие – он возглавил балетную труппу Гранд-Опера. На этой должности он оставался в течение шести лет

Тогда же у него был диагностирован ВИЧ. В 1987 ему позволили приехать на 72 часа в Уфу, чтобы проститься с матерью. Она умерла через 3 месяца после их встречи.

Несмотря на ухудшение физического состояния, артист продолжал напряженно работать. Свой полувековой юбилей он отметил большим гала-концертом в Нью-Йорке. В 1989 его пригласили в Северную столицу. В свой приезд он дважды выступил на сцене родного театра. Публика рукоплескала, но болезнь уже не позволяла ему блистать, как прежде.

Биография

Семья, в которой довелось родиться Рудольфу, часто переезжала с одного места на другое, так как отец мальчика периодически получал новое назначение по службе. Будущей звезде балета даже родиться было суждено в пути. Хотя в личных документах местом рождения значился город Иркутск, роды застали мать Нуреева в поезде, следующем во Владивосток. В семье Фариды и Хамета Нуреевых это был четвертый ребенок после трех дочерей.

По достижении мальчиком полутора лет, семья отправляется в Москву, но наладить жизнь на новом месте помешала Великая Отечественная война. Главу семьи призвали на фронт, и Фарида с детьми была вынуждена эвакуироваться в Уфу. Именно здесь прошли военные годы, которые запомнились мальчику голодом и страхом.

Находясь в эвакуации, уже накануне Великой победы, Рудольф впервые попал на театральное балетное представление «Песнь Аистов». Глаза мальчишки загорелись, в душе родилась мечта. Сразу после похода в театр Нуреев попросил маму отдать его в танцевальный кружок. Фарида с энтузиазмом поддержала сына. Так ребенок стал посещать детский хореографический ансамбль.

В 1948 году учителем будущего артиста становится талантливый педагог Анна Удальцова, которая высоко оценила способности мальчика. По ее рекомендации он продолжает обучение у Елены Вайтович. Рудольф занимался балетом вопреки воле отца, но это не умаляло его целеустремленности и веры в мечту.

В возрасте 15 лет юноша с успехом выступает в уфимской оперной труппе. А в 17 лет по совету своих наставниц отправляется в Ленинград, чтобы поступить в хореографическое училище. Значительно опережая по возрасту своих 12-летних сокурсников, Рудольфу приходится терпеть насмешки. Он с трудом уживался в коллективе, равно как и осваивал основы классического балета, но страсть к театру и сцене перекрывала все неурядицы. Для Нуреева танец был смыслом жизни.

По окончании Ленинградского училища в 1958 году Рудольф становится солистом балетной труппы театра оперы и балета имени С.М. Кирова. В скором времени артист получил возможность выступать за границей. В мае 1961 года Рудольф Нуреев в составе родной труппы отправился на гастроли в Париж. Уже на первом представлении артист взбудоражил своим талантом французскую общественность. Парижские газеты пестрили броскими заголовками о виртуозном танцоре русского балета, его потрясающей пластичности и технике.

Во время пребывания на гастролях Рудольф позволял себе слишком легкомысленное поведение, недопустимое тогда для советского гражданина. Кроме одиноких гуляний и посиделок в ресторанах, он также был уличен сотрудниками КГБ в сексуальных связях с мужчинами. На родине Нуреева ожидало наказание, но артист попросил власть Парижа предоставить ему политическое убежище, и легально остался во Франции. Такой поступок стал сенсацией в Европе, а жаждущих приобщиться к таланту молодого танцора было невозможно сосчитать. В СССР артиста осудили и приговорили к семи годам заключения заочно.

У Рудольфа начался новый жизненный этап за пределами родной страны. Жизнь в Европе была ознаменована годами плодотворной творческой деятельности, а также бурной личной жизни. Здесь он и окончил свою жизнь в расцвете сил, смерть артиста была вызвана тяжелейшим заболеванием СПИДа. Артиста похоронили на русском кладбище во Франции в 1993 году.

Несмотря на политическое преследование советской властью и статус «невозвращенца», современная Россия признает заслуги артиста в русской балетной школе. В Уфе есть улица, названная именем легендарного танцовщика. В память о его творчестве создан музей. В школе, где провел свое детство Рудольф, была открыта хореографическая школа, впоследствии получившая статус Башкирский хореографический колледж. Для юных танцоров большой честью является участие в фестивале классического балета, который систематически проводит город Казань.

Жизнь после балета

На протяжении нескольких лет жизни в Европе Нуреев приобрел огромное состояние. Помимо творческой деятельности, он занимался скупкой недвижимости по всему миру, создал фонд, благодаря которому вел финансовые дела, увлекался дизайном. В годы перестройки в СССР он приезжал на похороны матери в Уфу. Никаких санкций к нему не применялось. Ключевая заслуга Рудольфа Нуреева в том, что он за короткое время сумел возродить мужской танец в русской балетной школе, придать ему иное значение. Знаменитый прыжок Нуреева до сих пор остается заоблачной мечтой многих артистов.

В последнии годы перед смертью Нуреев долгое время не посещал врачей, поэтому причиной смерти стала болезнь ВИЧ, которая дала осложнения, преодолеть их так и не удалось. В память о Нурееве установлен памятник в Казани.

Мужчины танцора

Личная жизнь легенды балета так и не привела к появлению семьи и детей. Рудольф Нуриев длительное время встречался со знаменитыми мужчинами своего времени: Фредди Меркьюри, Миком Джагером, Элтоном Джоном и другими. Но длительные отношения в жизни танцора были только одни.

Избранником артиста стал Эрик Брун. Нуриев влюбился в коллегу по цеху, лишь единожды увидев его выступление по телевизору.

С Марго Фонтейн

Он смог добиться встречи с европейской знаменитостью и даже попал к нему в класс. Хоть Эрик был спокойной и холодной противоположностью Рудольфа, плодотворный творческий и романтический союз продлился 25 лет.

Несмотря на многочисленные измены с обеих сторон и регулярные ссоры, мужчины оставались вместе до конца. Смерть Эрика Бруна стала серьезным ударом для Нуриева. После трагической любви известны только 2 других избранника артиста: Роберт Треси и Уоллес Поттс.

Единственной женщиной которая была близка Рудольфу Нуриеву является Марго Фонтейн. Парижская прима была парой артиста на сцене 15 лет.

С датским танцовщиком Эриком Бруном

После того, как она смертельно заболела, эгоцентричный танцор проявил невиданное участие. Он регулярно дежурил у ее постели и оплачивал больничные счета подруги до самой смерти.

Интересно: Брендан Фрейзер: что с ним случилось, последние новости

Сам Рудольф скончался 6 января 1993 года. Здоровье Нуриева длительное время подтачивало заболевание, малоизвестное на тот период – СПИД. Танцор редко посещал врачей и не желал обследоваться. Вскоре его организм потерял всякую возможность сопротивляться болезням. На момент смерти легенде балета было 54 года.

Как вам статья?

Мне нравитсяНе нравится

Елена Макаренко
Оставить комментарий Почему вы ещё не оставили комментарий?

Память и отражение в искусстве

Мемориальная табличка на фасаде дома на набережной Вольтера (фр.)русск. в Париже.

Памятная табличка в Кенсингтоне

  • Именем Нуреева назван один из балетных репетиционных залов парижской Оперы.
  • В Казани на сцене Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля ежегодно в конце весны проводится Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева, названный так с личного согласия танцовщика, посетившего Казань в 1992 году.
  • В Уфе имя Рудольфа Нуреева носят Башкирский хореографический колледж и Международный фестиваль балетного искусства, проходящий ежегодно с 1993 года на сцене Башкирского театра оперы и балета, а также одна из улиц города. В Башкирском театре оперы и балета действует музей Р. Нуреева. Также в честь танцовщика в городе установлены мемориальная доска и барельеф.
  • В 2001 году[] в Иркутске была установлена мемориальная доска в честь Нуреева.
  • В 2004 году состоялась премьера спектакля «Нездешний сад. Рудольф Нуреев» в Театре Романа Виктюка. Когда-то режиссёр пообещал Нурееву поставить о нём спектакль. Обещание своё Роман Виктюк выполнил, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина.
  • В октябре 2013 года в Национальном центре сценического костюма (Мулен, Франция) усилиями Фонда Рудольфа Нуреева был открыт отдел «Коллекция Нуреева», состоящий из примерно трёхсот предметов. Дизайн экспозиции был выполнен сценографом Эцио Фриджерио (англ.)русск..
  • В 2017 году Большой театр подготовил балетный спектакль «Нуреев» (постановка Кирилла Серебренникова и Юрия Посохова). Премьера, запланированная на 11 июля 2017 года, была внезапно отменена директором театра Владимиром Уриным за три дня до выпуска и состоялась в Большом театре лишь 9 и 10 декабря 2017 года.
  • 21 сентября 2017 года в Лондоне на фасаде дома № 27 по Виктория-роуд (англ.)русск. в Кенсингтоне, где жил Нуреев до переезда в Париж, была установлена памятная синяя табличка.
  • В ноябре 2018 года в Казани был открыт первый в России памятник Рудольфу Нурееву. Монумент расположен в сквере у Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля. Автор памятника — Зураб Церетели.
Почтовые марки Сан-Марино, посвящённые Рудольфу Нурееву (1989)
1200 лир — с Марго Фонтейн в дуэте из балета «Маргарита и Арман», 1500 лир — «Аполлон Мусагет»,1700 лир — кадр из фильма «Валентино» (1977)

Киновоплощения

  •  — «Визит», короткометражный художественный фильм в рамках гранта Президента Республики Башкортостан (при поддержке Министерства культуры РФ), режиссёр Булат Юсупов.
  •  — «Рудольф Нуреев. Танец к свободе» / Rudolf Nureyev: Dance to Freedom, художественный фильм, режиссёр Р. Г. Смит, в роли Нуреева — Артём Овчаренко. Производство: Великобритания.
  •  — «Нуреев. Белый ворон», художественный фильм, снятый по биографии Нуреева с момента его рождения до побега из СССР. Режиссёр Рэйф Файнс, исполнитель роли Нуреева — Олег Ивенко. Производство: Великобритания, Франция.

Балет

Первой партией, которую Рудольф Нуреев исполнил на профессиональном уровне, была роль Фрондосо в балете «Лауренсия». Позднее танцовщик участвовал в VII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене, где был награжден золотой медалью. За 3 года Рудольф стал важным звеном в труппе, на него возлагались большие надежды. Он ездил на гастроли с театром в Болгарию, Восточную Германию и Египет, поэтому Нурееву без проблем выдали французскую визу, и он отправился выступать в Парижской опере.

Рудольф Нуреев в балете «Жизель»

Но после нескольких выступлений пришло требование КГБ снять молодого артиста балета со спектаклей и отправить назад в СССР. По официальной версии, тот «нарушил режим нахождения за границей». Но очевидцы считают, что в органах узнали о нетрадиционной ориентации Нуреева. Танцор решил не подчиняться, запросил во Франции политическое убежище и стал самым знаменитым «невозвращенцем» в истории Советского Союза, а на родине его ожидало тюремное заключение.

Побег танцовщика произвел эффект разорвавшейся бомбы, так как еще 2 месяца назад Советский Союз праздновал победу после первого полета человека в космос. Артист навсегда был внесен в списки предателей родины. Впрочем, через много лет, в 1985 году, ему позволили на трое суток въехать в страну, чтобы побывать на похоронах матери. При этом все люди, знавшие артиста в молодости, были предупреждены о строгом запрете общения с ним.

Рудольф Нуреев возле Парижского оперного театра

Ранее Нуреев совершал попытки связаться с родными, но был беспомощен перед «железным занавесом». Артист балета нашел выход. По его просьбе королева одного арабского государства, которая совершала визит в СССР, сумела включить в своей маршрут посещение Уфы. Здесь она передала письмо от Рудольфа его матери и выразила перед ней свое восхищение талантом сына. Этот интересный факт из жизни Нуреева впоследствии стал известен его поклонникам.

Во Франции Рудольф примкнул к труппе «Балет маркиза де Куэваса», но через полгода был вынужден покинуть страну, так как в политическом убежище ему было отказано. Зато навстречу талантливому артисту пошла Великобритания: Нуреев переезжает в Лондон и вместе с балериной Марго Фонтейн на сцене Королевского балета Ковент Гарден создает дуэт, до сих пор считающийся эталонным.

Рудольф Нуреев — «Лебединое озеро»

Позднее танцовщик стал премьером Венской оперы, вследствие чего получил австрийское гражданство. Но он не ограничивался выступлениями в одной конкретной стране. Нуреев работал очень усердно: в 60-е он давал по 200 спектаклей в год, а к 1975-му стал выходить на сцену более чем 300 раз, то есть почти ежедневно.

Слава танцовщика была оглушительной, на Западе он блистал не только на лучших балетных сценах, но и стал частью поп-культуры. Его фото и интервью регулярно попадали на обложки и страницы глянцевых изданий. Нуреев дружил с Элизабет Тейлор, принцессой Дианой, а Жаклин Кеннеди лично помогала танцору создавать интерьер его квартиры в Нью-Йорке. Рудольф не упускал возможности показать свое чувство юмора: он стал героем одного выпуска кукольного «Маппет-шоу», где состоялось его выступление со свинкой мисс Пигги под музыку из «Лебединого озера».

Рудольф Нуреев

Благодаря своей трудоспособности и известности Нуреев стал самым богатым артистом балета, накопив состояние в $ 80 млн. Список его недвижимости пополнялся с каждым годом: ему принадлежали роскошные апартаменты в Париже, Нью-Йорке, Лондоне, поместья в США, во Франции, Италии. Нуреев даже приобрел небольшой архипелаг, на одном из островов которого построил виллу с балетным классом и бассейном. Сделать это было непросто, так как на архипелаге отсутствовали пресная вода и электричество.

Биография Рудольфа Нуриева

Рудольф Хаметович Нуриев – блистательный артист балета, внесший неоценимый вклад в мировую культуру. Его виртуозные выступления – темперамент, особая пластика, эротизм, экспрессия, динамика, неистовый прыжок – сводили с ума поклонников и становились знаковыми событиями в истории искусства.


На фото: Рудольф Нуриев

Воспитанник ленинградского балета был «невозвращенцем», «изменником родины», обладателем сложного характера, мультимиллионером, владельцем шикарных квартир, островов, предметов старины, объектом любви тысяч женщин, предпочитавшим в постели мужчин.

В 1964 в Венской опере после «Лебединого озера» его вызывали на сцену на бис 89 раз. Рекорд по сей день не побит.