Надежда павлова

Содержание

Балет

С самого начала учебы Павлова исполняла первые партии, не переставая удивлять способностями до самого выпуска. Надежда активно участвовала в концертах, где воплощала образы, созданные специально для неё Муратом Газиевым. Девушка блистала и в детских ролях на подмостках Пермского театра.

Балерина Надежда Павлова в молодости

В 70-х годах Павлова шагнула вверх по карьерной лестнице, отправившись на гастроли в Москву. Конечно же, одаренную Надежду заметили и здесь. Слава пришла к балерине в возрасте 15 лет, когда она стала лауреаткой Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. После этого знаменательного события имя девушки гремело по Советскому союзу и за рубежом. Она упорно трудилась, гастролируя по городам СССР, Америки, Японии, Европы и Китая.

По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского. Сразу после выпуска несовершеннолетняя девушка мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты. Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.

Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»

Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Павлова прилежно училась, но, даже достигнув значительных высот, стремилась добиться большего.

Среди партнёров Надежды числятся невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев, с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев в балете «Жизель»

Поскольку Павлова много тренировалась, это позволило ей осваивать одну партию за другой. Отдельного внимания заслужила интерпретация роли Джульетты и сцена безумия Жизели. Сочетание экспрессивности и утончённости в игре балерины поражало каждого зрителя.

Творческие данные Надежды оценили как поклонники и критики, так и власти: она стала самой юной балериной, получавшей звание Народной артистки СССР. Девушку превозносила зарубежная пресса, восхищаясь её пластикой и энергетикой, а в родной стране упоминаний было меньше. Но каждый спектакль с участием танцовщицы становился значимым событием.

Надежда Павлова и Николай Цискаридзе в балете «Шопениана»

Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года, с 1992 по 1994, женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой, а в 1995-м стала руководителем Ренессанс-балета.

В 2001 году Павлова завершила карьеру исполнительницы творческим вечером на сцене Пермского театра, где начинала творческий путь. В возрасте 53 лет стала профессором Российской академии театрального искусства.

Vyacheslav Gordeyev

Дата рождения
03.08.1948
Профессия

танцовщик, балетмейстер

Страна
Россия, СССР

Быть депутатом для балетного артиста — карьера довольно экстравагантная. Тем более для звезды. Звезда — индивидуальность, индивидуальности созвучно слово «индивидуализм», а здесь необходима ответственность.

Для Вячеслава Гордеева, чья мера ответственности перед окружающими на протяжении всей жизни постепенно росла, все выглядит как раз закономерно. Сначала ответственность за себя самого, когда учился профессии в одной из лучших в мире балетных школ — Московском хореографическом училище, в классе одного из лучших в мире педагогов Петра Антоновича Пестова. Потом, когда в 1968 году пришел в Большой театр, застав в расцвете эпоху Юрия Григоровича. В «золотой век» русского мужского классического танца он стал одним из последних танцовщиков-легенд, вел спектакли наравне с Михаилом Лавровским, Владимиром Васильевым, Юрием Владимировым.

Принадлежа к более позднему поколению, Гордеев рядом с ними выглядел, пожалуй, чуть более интеллектуалом, но нисколько не терял при этом в эмоциональности танца, интеллектуализм рождался скорее из тонкого чувства формы, глубокого уважения перед ней. Безупречная школа, хорошая внешность, академичный интеллигентный стиль, изящество и элегантность, артистизм и глубокая работа над образом в каждой партии — Вячеслав Гордеев отвечал за каждую свою роль, и почти каждая делала его незабываемым, перед зрителями всегда представала яркая индивидуальность, не похожая ни на предшественников, ни на последователей.

Еще учеником на гастролях в Европе он блеснул перед публикой в па де де из балета «Пламя Парижа», поразив зрителей невероятной легкостью, и получил от прессы определение — «золотой мальчик». Благодаря актерской универсальности Гордеев перетанцевал в театре практически весь репертуар, свободно сочетая классику с современной хореографией: Базиль («Дон Кихот»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Щелкунчик-принц и Щелкунчик-кукла («Щелкунчик»), Альберт («Жизель»), Юноша («Шопениана»), Дезире («Спящая красавица»), Ферхад («Легенда о любви»), Спартак («Спартак»), Икар («Икар»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Сергей («Ангара»), Клавдио («Любовью за любовь»), Деревянный принц в одноименном балете, Кавалер («Эти чарующие звуки…»).

В 1973 году благодаря участию в Московском международном конкурсе артистов балета Вячеслав Гордеев получил золотую медаль и партнершу — замечательную балерину Надежду Павлову. С этого момента начал свое существование их знаменитый дуэт, что увеличило степень ответственности вдвое. На протяжении десятилетия этот дуэт оставался одним из самых любимых и популярных, создавая запоминавшиеся образы. Устойчивое словосочетание «Павлова — Гордеев» так же прочно укоренилось в сознании балетоманов, как «Максимова — Васильев» или «Фонтейн — Нуреев».

Но дуэт распался, зато появилось целое «балетное семейство» — ансамбль «Московский балет», который Вячеславу Гордееву предложили возглавить, когда он еще был премьером Большого театра. Новое поле для творчества — оно же новая, многократно возросшая, доза ответственности, но, видимо, недостаточная, потому что в короткое время Гордеев увеличил труппу и создал на основе ансамбля Театр «Русский балет», определив его целью пропаганду балетного искусства. Труппа быстро росла профессионально и приобрела известность — гастроли по всему миру, международные награды, репутация одного из лучших российских балетных коллективов, колоссальная и разнообразная афиша.

Гордеев сам танцевал, сам репетировал с артистами, сам давал классы, сам создавал репертуар. Но, главное, здесь оказались востребованы его задатки хореографа, потребность ставить, которая проявлялась и раньше, заставила его поступить на балетмейстерский факультет ГИТИСа. Его хореографические опыты простираются от многочисленных миниатюр самого разного характера, настроения, музыкального материала («Мелодия любви», «Слепая», «Паганини», «Мужчины и женщина», «В антракте», «А поутру они проснулись») до полнометражных балетов (оригинальные версии «Щелкунчика» и «Золушки», поставленный в Китае спектакль на национальные мотивы «Течет речка», «Последнее танго» на музыку А.Пьяццоллы в Большом театре, куда Гордеев на несколько лет возвращался в качестве художественного руководителя балета).

И вот недавно Вячеслав Гордеев предстал в новом качестве: теперь он — депутат Московской областной думы, то есть ответственность несет перед всей Московской областью. Что дальше? Не знаю, как с ответственностью, но с любовью у него точно будет все в порядке — благодарной, зрительской любовью за прикосновение к таланту.

Ольга Гончарова, 2008 год

Биография[править | править код]

В детстве занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова.

В 1968—1989 годах — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством Алексея Варламова. В 1973—1985 годах — постоянный сценический партнёр балерины Надежды Павловой.

В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя, «Встреча» на музыку М. Таривердиева, телебалет «Поэмы» на музыку Ф. Листа, состоящий из 3 новелл: «Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», совместно с Б. Е. Барановским, где исполнил главные мужские партии. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Б. Е. Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Н. Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. В. Рахманинова.

Участвовал в гастролях за рубежом.

В 1983 году окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова, в 1987 году — балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства).

В 1984 году возглавил Ансамбль классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года, в 1997—2007 и с 2008 года. В 2020 году театру под его руководством присвоено почётное звание академический.

В 1993—1998 годах вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор кафедры хореографии Государственной академии славянской культуры (Москва).

В 1995—1997 годах был художественным руководителем балета Большого театра. В 1996 году был режиссёром-постановщиком юбилейного концерта балерины Ольги Лепешинской в Большом театре. В 2003—2006 годах был художественным руководителем балета Екатеринбургского театра оперы и балета.

В 2004 году выступил хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр С. Н. Арцибашев).

Член Комиссии по хореографии Союза театральных деятелей РФ. Неоднократно выступал в качестве председателя жюри международных конкурсов артистов балета — в Японии (Осака), Корее, Душанбе. С 1999 года — официальный представитель Фонда Р. Нуреева в России и странах СНГ.

В 2005 году открыл школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева». В 2016 году заявил о самостоятельном строительстве балетной школы на собственном дачном участке в поселке Валентиновка, так как «всем нравится моя идея, но деньги под нее никто не дает».

Общественная позицияправить | править код

С 2007 по 2011 год — депутат Московской областной думы IV созыва от партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма.

В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Семьяправить | править код

  • Отец — Михаил Васильевич, во время войны — сотрудник в конструкторском бюро Тушинского машиностроительного завода.
  • Мать — Любовь Николаевна, во время войны — инженер-нормировщик Тушинского машиностроительного завода.
  • Первая жена (1975—1986) — Надежда Васильевна Павлова (р. 1956), балерина Большого театра (1975—1995), народная артистка СССР (1984).
  • Вторая жена — Майя Саидова (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет».
    • Сын — Дмитрий (р. 1995)
    • Дочь — Любовь (р. 1993).
  • Третья жена — Оксана Золотарева, пианистка, звукорежиссер.

О балете под открытым небом

– Перенести классический балет на берег Байкала? Почему нет? Балет под открытым небом – достаточно смелый эксперимент. На мой взгляд, получилось очень интересно, действие спектакля органично вписалось в природный ландшафт…

Понятно, что исполнить “Лебединое озеро” под открытым небом, – не то же самое, что на сцене. Есть технические нюансы, в том числе – связанные с декорациями, – но это все решаемо.

Скажем, сцена появления Злого гения – в театре при этом луч света выхватывает фигуру актера из тьмы посреди клубов дыма – в естественных условиях получилась куда менее драматичной, даже будничной. А артистам также было непросто.

Держать апломб при крепком боковом ветре, когда пачка становится парусом, или координировать перемещения в групповых сценах, когда глаза слепит солнце – серьезное испытание. Но танцоры справились блестяще. Зигфрид был убедителен в своем величии, а Одетта сорвала аплодисменты знаменитым фуэте.

Открытое пространство дает новые возможности, придает масштаб происходящему на сцене. Это бесконечное небо, эта водная гладь, дремучие леса – вся энергетика, атмосфера места работают на актера, а зрителей располагают к созерцанию прекрасного, к размышлению.

Это, возможно, не классический балет, это, скорее, шоу в формате “балет плюс нечто еще”. Но мы сохранили классическую хореографию Петипа, не изменили ни одного движения. А уже окружение привнесло в ее восприятие новизну и свежесть.

А вот если взять шире, если говорить не только о сцене, но и о жизни, то у нас с декорациями просто беда. Мы ездим по миру – были и в Америке, и в Европе, и в Азии. И по России мы много гастролируем. Есть с чем сравнивать.

Иркутск, кстати, порадовал – много новостроек, зелени, Байкальский тракт сделан отлично. Но тоже есть еще, где руку приложить. Почему так? Не могу понять. Что сложного в том, чтобы навести вокруг порядок? Видимо, прав был профессор Преображенский: разруха – она в головах. Нам почему-то надо сначала “разрушить до основания” – но что можно построить на обломках?

Возьмите любое авангардное направление – вы увидите, что оно выросло из классики, это новая ее интерпретация. Когда во всех сегодняшних бедах России винят Советский Союз, мне непонятно – почему? Ведь все, что мы сегодня имеем, создано как раз в те времена… Почему мы должны стыдиться прошлого? Мне за свое совсем не стыдно.

За 20 лет я “Росконцерту” с зарубежных гастролей привез два миллиона долларов. Я не положил их себе в карман – я их отдал в государственную казну. А теперь, когда я прошу у государства денег на строительство здания театра для “Русского балета”, мне говорят, что денег нет…

Нуреев

Судьба Рудольфа Нуреева интересовала всех. Я же в Москве однажды видел его восхитительный танец. Благодаря Анне-Марии жизнь Нуреева была у меня «под контролем»: из Италии она привозила вырезки газетных рецензий, любительские съемки, фотографии. Из этого «запрещенного богатства» я получал бесценную информацию о том, как надо работать и что значит – служить сцене. Я многое знал о танцовщике, который представлялся мне идеалом. Например, что на урок он надевал на себя десять шерстянок, а потом, по ходу класса, поочередно снимал их. Мышцы хорошо разогревались, становились и мягче, и длиннее – так он боролся со своими вечными проблемами с перетруженными ногами. Он танцевал бешено, неистово – и с травмами, и с воспалением легких. Тогда я и подумать не мог, что судьба подарит мне встречи с кумиром.
Познакомились мы в Вене, куда нас с Надеждой Павловой приглашали много раз, но мы об этом даже не подозревали. Когда приехали танцевать рождественский блок «Щелкунчиков», балетный интендант Венской оперы поинтересовался, сколько у нас детей. Услышав, что наследников нет, удивился: «Мы много раз ждали вас – нам отвечали, что Павлова рожает». С Нуреевым мы жили в одной гостинице напротив Оперы и встретились на завтраке. Он подошел, позвал на свой спектакль и банкет

Я же имел неосторожность пригласить его к нам в номер на деликатесы – как все артисты, мы привозили с собой колбасу, икру, водку. Рудольф рассмеялся: «Помню-помню, я тоже когда-то брал с собой еду…» На следующий после приема день появились газетные репортажи, где подчеркивалось особо, что на вечеринке у Нуреева присутствовали знаменитые советские артисты и вели себя дружелюбно

Никаких взысканий не последовало, но в посольство вызвали и объяснили, что не стоит общаться с «изменником Родины». Но встречи наши продолжались до последних дней жизни Рудольфа. Если мы «пересекались» в какой-нибудь стране, то непременно виделись.
Рудольфу нравилось создавать комфортную обстановку близким людям, тем, кого он ценил. В Сан-Франциско он попросил «опекать» меня свою знакомую – девушка много интересного рассказала, катала на самолетах, подавала лимузины. В Нью-Йорке нас собрала хозяйка светского салона Женя Долл. В молодости она участвовала в дягилевских сезонах, танцевала в труппе Анны Павловой, потом вышла замуж за миллионера. Она пригласила нескольких солистов Большого театра и Рудольфа. Он принес огромную банку черной икры, килограмма на два, и я вспомнил, как хотел его угостить в Вене. Отлично провели время, говорили обо всем на свете и, конечно, о балете.

Тяжело в ученье…

Учеба в Московском хореографическом училище требовала полной самоотдачи, организованности, трудолюбия и целеустремленности, которыми в подростковом возрасте далеко не все могут похвастаться. А еще необходима мотивация, заставляющая постоянно соревноваться не только с другими, но и с самим собой. Надо сказать, что преданность русскому классическому балету у Вячеслава сформировалась позже, а в начале учебы ему просто доставляло удовольствие танцевать, тем более, что у него это прекрасно получалось. Но при этом ему еще нравилось играть в хоккей, баскетбол и заниматься боксом.

Однако пришло время, когда потребовалось снова выбирать: балет и бокс были несовместимы просто потому, что имелся риск получения травмы лица, да и положение грудной клетки в боксе и балете диаметрально противоположные. Что касается хоккея — то там также могли быть травмы, несовместимые с продолжением балетной карьеры.

А еще следовало учитывать советские реалии, в 60-х годах в СССР зачастую единственной возможностью увидеть мир были гастроли в составе балетной труппы.

И снова был сделан выбор в пользу балета — теперь уже окончательный.

Личная жизнь

По собственному признанию Гордеева, в личной жизни он руководствовался исключительно чувствами. Первое серьезное увлечение случилось в возрасте 19 лет. Избранницей артиста стала молодая итальянская балерина, прибывшая в Москву по обмену. Танцовщик не скрывал своих чувств, поэтому вскоре стал невыездным. Позднее, во время первой поездки в Италию, его репутация вновь оказалась под вопросом: старые чувства нахлынули на бывших влюбленных, что не могли не отметить соответствующие службы.

Вячеслав Гордеев был трижды женат. Первый брак и творческий союз с Надеждой Павловой (несмотря на фамилию, никаких родственных связей с величайшей балериной XX века Анной Павловой не выявлено) просуществовал более 10 лет.

Как отметила народная артистка СССР в интервью «АиФ», семья создавалась в угоду публике и поэтому не принесла личного счастья. Ее бывший муж считает, что, «если вместе танцуете, лучше не жениться», а развод спровоцировала зависть людей, желавших разрушить символ советской эпохи. Причиной развода впоследствии Гордеев называл новое увлечение Надежды.

Вячеслав Гордеев и Майя Саидова с детьми

Второй супругой стала Майя Саидова, после свадьбы заведовавшая музыкальной частью его театра. В 1993 и 1995 годах появились дети. Однако длительные отношения не сложились. Дочь Любовь благодаря отцу уехала на учебу в Лондон, а сын Дмитрий получил второе высшее образование в Московском государственном университете.

Третья жена, пианистка Оксана Золотарева, на 26 лет моложе избранника, но это не помешало привнести долгожданное спокойствие в личную жизнь. Пара воспитывает двоих сыновей. Никита родился в 2005-м, Саша — спустя 4 года. Старший поступил в кадетский корпус, младший увлекается теннисом.

Сейчас Гордеев активен, неутомим, спортивен и подтянут. И хотя Интернет не располагает точными сведениями о росте и весе, глядя на фото, не верится, что танцовщик летом 2018-го отметил 70-летие. А все потому, что день начинается у балетного станка и продолжается в постоянных репетициях и уроках. Теперь это нужно не для выхода на сцену, а для примера ученикам.

Балет

Первое место учебы закрепило в своем талантливом воспитаннике важные качества – целеустремленность, полную отдачу, организованность, способность преодолевать физические и эмоциональные нагрузки. Позднее это помогло ему за полгода восстановиться после тяжелейшего разрыва ахиллова сухожилия и не оставить добровольную «каторгу в цветах».

Артист балета Вячеслав Гордеев

1000 прыжков в день, авторитет педагогов, уроки звезд советского балета, первые турне за рубежом, где получил прозвище «золотой мальчик», позволили сбыться заветной мечте начинающего танцовщика – попасть в Большой театр. Здесь он дебютировал в сложнейшей по пируэтам и прыжкам роли Арлекина в «Щелкунчике». Уже после первого появления о Гордееве заговорили как о новой звезде.

Позже сложился театральный и семейный дуэт с «чудо-девочкой» Надеждой Павловой, которому рукоплескали русские и зарубежные зрители. На гастролях в Венской опере завязались приятельские отношения с великим Рудольфом Нуреевым.

За 20 лет Вячеславу Михайловичу посчастливилось исполнить множество партий, редко выпадающих на долю одного артиста. Среди них – Принц-Щелкунчик, Альберт, Ромео и Спартак. Последняя главная роль – в «Лебедином озере».

Вячеслав Гордеев и Надежда Павлова в балете «Лебединое озеро»

В 1981 году попробовал себя в качестве балетмейстера. Параллельно учился в МГУ, по окончании поступил в ГИТИС, куда позже вернулся преподавать в статусе профессора. На пике творческой карьеры возглавил «Русский балет», объездивший весь мир и отмеченный большим количеством наград:

За время руководства Большим театром в репертуар вернулись «Ромео и Джульетта», «Раймонда», «Паганини», впервые прошел вечер современной хореографии и концерт к юбилею Ольги Лепешинской. С 1999 года являлся официальным представителем Фонда Рудольфа Нуреева в России.

Биография

Родился в семье участников Великой Отечественной войны, работавших на Тушинском машиностроительном заводе: отец, Михаил Васильевич — в конструкторском бюро, мать, Любовь Николаевна — инженером-нормировщиком. Ребёнком занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу профессора Петра Пестова. В 1968—1989 — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством выдающегося педагога Алексея Варламова.

В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя и «Встреча» на музыку М. Таривердиева. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Борисом Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Надеждой Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. Рахманинова.

В 1983 году окончил факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1987 — балетмейстерский факультет ГИТИСа. В 1993—1998 вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор Российской Академии славянской культуры.

В 1984 году возглавил «Ансамбль классического балета (Московский балет)» Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года и в 1997—2007. В 2005 году открыл Школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет».

В 1995—1997 — художественный руководитель балета Большого театра, в 2003—2006 — художественный руководитель балета Екатеринбургского театра оперы и балета. В 2004 году был хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр Сергей Арцибашев).

С 11 марта 2007 года — депутат Московской областной думы от Московского областного регионального отделения партии «Единая Россия». Заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма. Член Комиссии Союза театральных деятелей РФ по хореографии. В 2010 году учредил Некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева».

Семья

Первая жена (1975—1986) — Надежда Павлова (р. 1956), балерина Большого театра (1975—1995), народная артистка СССР (1984)

Вторая жена — Майя Руденко (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет». Имеет сына Дмитрия (р. 1995) и дочь Любовь (р. 1993).

Случайность, определившая дальнейшую жизнь (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Благодаря усилиям мамы мальчика принимают в Суворовское училище, попасть в которое было очень трудно. Документы собраны, ребенок острижен, и Вячеслав Гордеев с мамой идут оформляться в престижнейшее учебное заведение. И тут судьба вмешивается второй раз. На заборе они видят объявление о доборе в хореографическое училище талантливых детей от 12 лет. На просьбы сына зайти и попробовать мать неожиданно соглашается, несмотря на огромную очередь (на три места — 600 человек). Вячеслава Гордеева принимают сразу, и документы в папке пришлись кстати. Собственно, он достиг потрясающих успехов по сравнению с другими учениками, последние годы обучения считался самым лучшим и одаренным воспитанником. В училище Гордеев поступил в 1960 году, окончил — в 1968-м. Занимался в классе талантливого педагога Петра Пестова.

Взлетная полоса

В 1968 году Вячеслав Гордеев завершил обучение в Московском хореографическом училище по классу Петра Пестова. К этому времени он уже понял, что достижение высот балетного искусства лежит через изнуряющие занятия у станка, преодоление эмоциональных нагрузок, обучение актерскому мастерству, а также правильное распределение приоритетов, поэтому увлечения, свойственные молодости, не смогли помешать ему следовать выбранным курсом: балет прежде всего.

За год до выпускного экзамена руководство училищем принял один из величайших танцовщиков — Лавровский. Масштаб его личности и влияние на окружающих, как преподавателей, так и учащихся был невероятен. С его приходом частыми гостями в Московском хореографическом училище стали выдающиеся звезды советского балета, у которых многому можно было научиться.

Наступил момент распределения. Талант Гордеева был замечен руководителями многих коллективов, ему было предложено стать солистом коллектива И. Моисеева с окладом 250 рублей, солистом театра Станиславского и Немировича — Данченко с окладом 220 рублей, и солистом балета Большого театра с окладом 98 рублей.

Для Вячеслава существовало только одно решение — Большой театр, где он выступал с 1968 по 1989 годы, а его наставником был Алексей Варламов.

ДУМАТЬ НАПЕРЕД

Как рассказывает бессменный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев, все эти истории связывает одно: люди сумели вовремя подготовить себе запасной аэродром, не поленились заранее получить высшее образование. Потому что с дипломом училища и специальностью «артист балета» в 40 лет трудоустроиться практически невозможно.

– Сейчас такое время, что даже обычные пенсионеры идут на перепрофилирование, – говорит Гордеев. – И я своих артистов убеждаю получать образование. Если человек зациклен на балете, ничего, кроме него, не видит и не знает, то это ограниченный человек.

Вячеслав Гордеев сам когда-то, будучи солистом Большого театра, поступил на журфак МГУ, успешно его окончил и создал с коллегами уникальный для России профессиональный журнал «Советский Балет», который жив до сих пор.

Как рассказал Гордеев, среди «выпускников» его театра есть и специалисты по гостиничному бизнесу, и стилисты, и журналисты, и поэты. И он только счастлив, что его бывшие подопечные смогли своим примером доказать, что жизнь есть и после балета.

– Это очень актуальная, социально значимая тема. Ведь короток век не только у балетных, но и у спортсменов, рабочих вредных производств, – рассказал председатель Комитета по вопросам охраны труда, здоровья и социальной политики Московской областной Думы Андрей Голубев. – Для того чтобы продолжать активную жизнь дальше, им необходимо менять сферу деятельности. В Московской области уже год работает специальная программа для предпенсионеров. Можно обратиться в центр занятости по месту жительства, пройти переподготовку за счет государства. На выбор предлагается более 20 профессий, востребованных сейчас на рынке труда, – это сферы IT-технологий, бухгалтерского учета, медицины, педагогики, логистики и многих других. Уже почти 6000 жителей Московской области воспользовались этой программой. Нужно уточнить, попадают ли в нее артисты балета, имеющие льготный выход на пенсию. Если нет, то я на ближайшем заседании подниму вопрос о включении их в программу. В любом случае бывшие артисты балета будут очень востребованы, например, в нашей программе «Активное долголетие», мы приглашаем их вести хореографические кружки для пожилых жителей Подмосковья.

Дебют

В Большом меня определили в класс к уникальному наставнику – Алексею Варламову, с ним я готовил свои роли. Дебютной сольной партией стал Арлекин в «Щелкунчике». Самым сложным оказался первый кувырок – на позвоночнике вскочила шишка. Делал вместо трех пируэтов – десяток, между ними «блинчики». На турах с «разножками» меня сносило немножко в сторону. Григорович после спектакля пришел на сцену поздравить с премьерой: «Думаю, если бы вы еще раз эту комбинацию повторили, то залетели бы в директорскую ложу». Я почувствовал его расположение ко мне и в отличном настроении улетел в составе группы артистов Большого театра во Францию. Импресарио знал меня еще по училищу и настаивал на моем участии, но это другая история. Пока мы колесили по дивным городам, в Москве репетировали «Пламя Парижа», и Юрий Николаевич, видимо, на меня рассчитывал – он видел на выпускном моего Филиппа. Возвращаюсь, а Григорович меня не замечает – обиделся. Оказался с ним в лифте. Говорю: «Юрий Николаевич, вы же меня отпустили… Сказали бы “нет” – я бы не поехал». Признался, что забыл, хотя сам подписал бумагу от Госконцерта. Через некоторое время я станцевал «Пламя», он остался доволен моим танцем. Отношения наладились.