К умирающей екатерине градовой вызывали экстрасенса

Содержание

Первый брак Екатерины Градовой с Андреем Мироновым

Отношения Екатерины Градовой и Андрея Миронова возникли молниеносно. Две недели свиданий и вот уже на авто, заваленном цветами, Андрей Миронов везет Градову в ЗАГС. С самого первого мгновения девушка показалась Миронову той, которая пришла из его сновидения.

Екатерина Градова в молодости

Еще в 14 лет Андрей, проснувшись утром, сказал матери: «А знаешь, у меня жена будет Катенька, а дочь – Машенька». И увидев Катерину, Миронов уже знал, что это она – девушка из сна. Однако, этот брак стал испытанием для обоих.

Свадьба Екатерины Градовой и Андрея Миронова

С Мироновым в быту было сложно, он указывал жене даже то, какими должны быть ее ногти. А также добивался, чтобы их совместный быт даже в мелочах соответствовал тому, как он его видел: неукоснительный порядок в доме и такая чистота, чтобы на крахмальном белоснежном платке не оставалось ни пылинки. Он это регулярно проверял.

Свадебное фото Градовой и Миронова

И жена в точности должна была соответствовать его представлению о хозяйке дома. Она должна быть безукоризненна во всем и принадлежать только ему. Он обожал ее красиво одевать и, достав какими-то неведомыми путями платье от Кристиана Диора, заставлял зашить в нем все разрезы и гладко причесать волосы.

Миронову была нужна жена домохозяйка, всю себя посвятившая ему и детям. А Градова в какой-то момент, во время трансляции «Семнадцати мгновений весны» превзошла по популярности мужа, и у театра уже не его, а ее встречала толпа поклонников.

Екатерина Градова и Андрей Миронов

Но все бы ничего, и ко всему бы актриса приспособилась, если бы не измены Миронова. Требуя от жены верности, сам он мог себе позволить походы на сторону. Градовой это было чуждо, и долго терпеть она не могла. Через 5 лет их брак распался, а Екатерина, выгнав мужа, осталась одна с крохотной дочерью на руках. Впоследствии Мария Миронова пойдет по стопам родителей и также станет известной актрисой.

Жизнь Екатерины Градовой с Андреем Мироновым

Легенда гласит, что в возрасте 14 лет Миронову приснился сон, что его жену будут звать Катей, а дочку – Машей. А впервые он увидел актрису в ее дипломном спектакле «Безумный день, или женитьба Фигаро». Близкое же знакомство двух творческих личностей произошло, когда Екатерина пришла устраиваться в театр Сатиры, где служил Андрей Миронов. Миронов стал оказывать новенькой знаки внимания, и 30 ноября 1971 года они поженились.

Будучи человеком консервативного воспитания, Андрей Миронов учил молодую жену ухаживать за домом, готовить и прочим премудростям семейной жизни. Прежде всего он хотел видеть в супруге хранительницу очага, а не звезду кинематографа.

Как раз тогда Градова, только недавно сыгравшая радистку Кэт, находилась на пике славы. Но была вынуждена отказываться от многих других ролей по наставлению супруга. Тем более в 1973 году у пары родилась дочь Маша, впоследствии известная актриса Мария Миронова.

Однако даже появление ребенка не спасло влюбленных от разрыва, который окончательно произошел в 1976 году. Практически сразу же Андрей Миронов женился на Ларисе Голубкиной.

Личная жизнь

Старожилы Театра Маяковского вспоминают, как в конце 60-х к ним пришла молодая артистка Катя Градова. Под крылышко ее сразу взял знаменитый актер Максим Штраух, известный по ролям Ленина, сыгранным в нескольких советских фильмах. Максим Максимович был старше Катеньки на 46 лет. О романе с ним не болтал только ленивый. Судачили, будто Градова помогала ухаживать за его больной женой, а когда та скончалась, стала жить с ним. Спустя некоторое время, во время съемок в сериале «Семнадцать мгновений весны», Екатерина увлеклась Андреем Мироновым и вышла за него. Штраух был в шоке, не находил себе места. Он заболел, осунулся…

После расставания с Мироновым Градова вернулась к Максиму Максимовичу. Как утверждают люди, близко знавшие Штрауха, Екатерина успела с Максимом Максимовичем расписаться. Она переехала к артисту вместе с новорожденной Машенькой, которая появилась на свет в мае 1973 года. Этот факт биографии актриса не упоминала никогда. Прожили они со Штраухом меньше года, близкие вспоминают, как тот был счастлив. И утверждают, что все свое имущество народный артист завещал любимой Екатерине.

С 1991 года второй муж, Игорь Тимофеев, бывший физик-ядерщик, занимался информационными технологиями и работал в , которой руководил бывший зять Екатерины Градовой Игорь Удалов. Екатерина Градова и Игорь Тимофеев познакомились в паломнической поездке в Оптину пустынь.

Юдифь, Мака и Старик

Профессорские очки, волевой подбородок, серьезный взгляд… Внешность Штрауха была обманчивой. Современники рассказывали о нем как об остроумном, добром и даже ласковом человеке.

Потомок известного московского врача с немецкой фамилией, Максим Максимович дружил с сыном писателя Телешова, в доме которого бывали Федор Шаляпин, Александр Куприн, Максим Горький. Со всеми Штраух был в хороших отношениях, с удовольствием общался. А вот дружба с Сергеем Эйзенштейном началась в раннем детстве и продолжалась до конца дней режиссера, умершего в 50 лет от сердечного приступа.

Маленькими мальчиками они пытались поставить на рижском взморье «Синюю птицу», которую Максим видел в Москве. А после гражданской встретились — в потрепанных шинелях — и решили, что пойдут учиться к Мейерхольду.

…И началась не только совместная работа, но и жизнь в одной коммуналке. У Штрауха было две комнаты: в большой жил режиссер, в маленькой — актер с женой Юдифью Глизер. Прекрасная трагедийная актриса, она играла у Мейерхольда и в Театре Революции, в том числе мамашу Кураж в успешной постановке Штрауха. Эйзенштейн даже называл ее лучшей актрисой из всех ему известных. Супруги Штраух и Глизер ухаживали за другом, как за ребенком. Эйзенштейн называл Штрауха «Мака», Штраух Эйзенштейна — «Старик».

Юдифь Глизер в роли мамаши Кураж в одноименном спектакле по пьесе Бертольда Брехта. Московский театр имени Маяковского. Слева » Петр Аржанов в роли повара Ламба. 1960 год. Фото: РИА Новости/ Александр Гладштейн

«Приближается момент встречи с Андреем…»

Предложение Андрей сделал 22 июня.

— Это день, когда немецко-фашистские войска перешли границу дозволенного, — говорила потом Градова, вспоминая их первое свидание, когда Миронов приехал за ней на съемочную площадку «Семнадцати мгновений…» на своей белоснежной «Волге» в темно-синей штапельной рубашке в белый горошек (кусочек этой ткани Екатерина Георгиевна хранила всю жизнь).

Властная мама Миронова была против этого брака. Она собрала всю информацию о невесте сына — там были и Штраух, и очень много других мужских фамилий, но главное — пугала мать невесты. Та была секретарем парторганизации Театра Гоголя и, следовательно, носила невидимые миру погоны. Но в конце концов Мария Владимировна успокоилась, теша себя мыслью, что таким образом Андрюша порвет с Натальей Фатеевой, которую считала дамочкой распутной и пошлой.

30 ноября 1971 г. Кутузовский загс г. Москвы

В многочисленных интервью 2016–2018 годов (Екатерина Георгиевна нарушила многолетнее молчание, потому что «приближается момент встречи с Андреем, и я должна оставить память о том, что это был за человек») Градова будет уверять, что Миронов очень хотел троих детей и уютной семейной жизни, но при этом мог себе позволить не только дружеские объятия с другими женщинами. В беседе с журналистом «МК» Мариной Райкиной она признавалась, что измены начались, едва родилась Маша:

— Он вернулся из Италии со съемок «Невероятных приключений…», стоял в дверях, говорил: «Ты не представляешь, как я себе гадок. Ты посмотри на жену моего друга — она же терпит. Ну, еще лет десять потерпи. Зато, когда мы переступим через это, какая будет гордость, какие красивые дети будут рядом…»

Тогда она переступила. Правда, говорят, на эмоциях переехала к до сих пор сохнущему по ней 73-летнему Штрауху. Но тот уже был совсем плох и вскоре умер, завещав Кате все движимое и недвижимое имущество.

Измены Миронова она терпела еще несколько лет, пока не застукала с давней партнершей по «Сатире» Ниной Корниенко. В тот день Андрей сказал, что уезжает на гастроли, а сам поехал к Нине. Градова его выследила и всю ночь просидела в ее подъезде, потому что на звонки в дверь никто не реагировал. Утром Миронов, крадучись, вышел из квартиры любовницы.

— Катя устроила скандал с дракой. Андрюша убежал. А соперницы таскали друг друга за волосы, — сплетничали актрисы из «Сатиры». — Потом поставили чайник и стали пить чай. А в этот же момент Миронов в своем доме на Герцена «случайно» уронил ключи в шахту лифта… Браку финито! Андрей переехал к матери, не взяв ничего — считай, в одних трусах сбежал. А Градова, о которой в театре говорили «дура дурой», отхватила роскошную квартиру с мебелью. Как и предрекалось с ее приходом.

Пройдут десятилетия. Градова будет винить себя в смерти Андрея:

— Менакер говорил: «Терпи, он любит только тебя. Эти девчушки — случайные связи». Мария Владимировна умоляла: «У тебя муж — Моцарт. Прощай его. Разводом ты его убьешь!» Но я подала на развод. Потому что гордой была, не понимала, что величайшее предназначение женщины — растворяться в муже, принять его точку зрения.

Что такое «умер»?

— Ваша мама ушла в монастырь, стала монахиней. Как и почему это произошло?

— С раннего детства в жизни моей мамы (она была сиротой) основой был труд. Мама не имела прав, а только обязанности. И вот это сочетание острого одиночества с чувством ответственности за людей, у которых она жила, не получая тепла, сформировало ее. Так протекла вся ее жизнь — не для себя. Когда пришла вера с многочасовым молитвенным трудом, через 13 лет, она приняла это решение, получив благословение схиархимандрита Кирилла (Павлова), человека высочайшего духа. Мама получила постриг в Даниловом монастыре в день святой великомученицы Екатерины с именем монахини Даниилы. Этот день был нашим с ней праздником.

— Быть дочерью монахини — что это для Вас значит?

— Монашеская молитва — это особый мир. Когда мама была с нами, я чувствовала, слышала сердцем, как горячо она молится за меня. Перед ее уходом в мир иной последними словами мамы были слова любви. И сейчас эта теплота и нежность ее любви через ее молитву опять со мной. Это очень глубокое переживание.

— В своих интервью Вы рассказывали, что в детстве мечтали «не допустить смерти родителей». В каком смысле?

— В детстве я не слышала о том, что смерти нет. Когда родители говорили о каких-то умерших людях, видели их по телевизору, я не могла осмыслить этого: что это такое «умер», где он теперь, зачем ушел, а главное, зачем был здесь, с нами?! С пяти лет эти вопросы глубоко засели в голове. По ночам я просыпалась и плакала, что Моцарт и Бетховен умерли. Это был мой мир, я все время слушала и дирижировала оркестровые произведения. Я рассказывала о том, что в Шестой симфонии Чайковского слышу борьбу жизни и смерти — и жизнь побеждала. Я решила продлить жизнь родителей, а может быть, спасти их от смерти. Как же детская душа восставала против этой лжи — «умер»! Со временем я поняла, что продлить жизнь моих родителей и спасти их от смерти может только Господь! А со мной всю жизнь мои молитвы о них.

Последние годы актрисы

Начиная с 80-х, женщина все крепче думала о том, чтобы уйти из профессии. Некоторые связывали это с тем, что вера несовместима с лицедейством. Но сама артистка отвергала эту догадку. Как Градова признавалась, она просто не чувствовала за собой таланта и дара.

В 90-е годы Екатерина Георгиевна переносит тяжелую болезнь. На тот момент ей было всего 38 лет. Врачи выпускают ее и больницы на новый год. И сообщают, что праздник может стать для нее последним.

Но болезнь отступает и все нормализуется. Екатерина Градова связывает факт выздоровления с божественным проведением и укрепляется в своей вере. С этого момента начинается ее жизнь как религиозного приверженца.

Екатерина Градова в последние годы

Спустя какое-то время она берется преподавать «Живое слово» (смесь литературы и евангельского учения) в приютах, школах. Ведет просветительскую деятельность. Время от времени ездит с мужем в деревню Горки Владимирской области.

Но вопреки слухам, это была не отшельническая жизнь. Летом пара приезжала за город, обучала местных детей. А затем вновь возвращалась на старое место.

В 2010-е годы женщина появлялась на телевидении, чтобы рассказать о своей жизни. Последней известной передачей стала «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. Программа вышла в 2020-м, за год до кончины артистки.

Как умирает слово

— Вы разработали предмет для занятий с детьми — «Живое слово». В чем его суть?

— «Разработала» — это неправильно сказано. Я просто работала с детьми на основе Слова, дающего жизнь. Главным было, конечно, Евангельское Слово. В советские времена мы были начитаны, но разрешенная классика (поэзия и проза) была почти лишена духовного аспекта. Казалось, что все поэты и писатели были атеистами. Теперь нам открыта глубокая вера великих людей и исповедание ее в их трудах. Вот и наступило в преподавании литературы время «Живого Слова».

— Что, с Вашей точки зрения, происходит сегодня со словом? Есть мнение, что в эпоху Интернета слово — как высказывание, за которое нужно нести ответственность, — умирает…

— Почему только Интернет? А телевидение, радио, театр, кино? Ведь сейчас принято говорить в любом собрании о чем угодно — невзирая на то, что кто-то может быть убит этим словом, шокирован, развращен, унижен. На нас изливается поток подсознания, порой грязный поток. Люди делятся своими заблуждениями, ересями, извращениями. Многое из того, что требует незамедлительного обращения к психологам, психиатрам и духовникам, почему-то считается особым мышлением и даром слова. Что же касается Слова высокого, то оно не преподается, а реформа образования — по замыслу и реализации — направлена на то, чтобы свести к минимуму преподавание русского языка и великой русской литературы. Выход только один — духовное воспитание детей в семьях и школе.

— Верующие миряне вдохновляются примерами других верующих мирян. Кого Вы могли бы назвать для себя примером?

— Мы живем на земле и не вспоминаем, что рядом с нами, в другом измерении — Град Божий, где сонм святых мирян, мучеников, преподобных, проживших или отдавших жизнь за Христа. Вот вам живые примеры. Как страшно прожить жизнь у телевизора и так и не узнать о них! Я думаю, что жития святых — основная литература, если можно ее так назвать в нашей жизни. Ею нельзя пренебрегать. А из живущих людей — много рядом со мной подвигоположников. Они служат Богу и людям, отдаваясь целиком этому служению, переступая через свое «я», свои болезни и скорби, изливая любовь на всех, кто их окружает. Вот рядом с такими людьми начинаешь меняться, начинаешь понимать, ради чего вся наша жизнь.

Сейчас

После того как актриса ушла в 90-х с телеэкранов и посвятила собственную жизнь религии и религиозно-просветительской деятельности, к актерской профессии Екатерина Градова так и не вернулась.

Сегодня поклонники актрисы озабочены тем, что приемный сын актрисы страдает от алкоголизма. Об этом журналистам рассказали как соседи юноши, так и соседи актрисы по деревне Горки Судогодского района Владимирской области, куда уехала от суетной столичной и мирской жизни актриса после того, как пришла к Богу.

Дом актрисы похож на дома соседей: участок с 20 сотками, никаких шикарных вилл, многометровых заборов и излишеств. Супруги разводят кроликов и коз, самостоятельно заготавливают траву и сено.

При этом, как сообщили соседи семейной пары, Екатерина Градова периодически жалуется на здоровье и уезжает из деревни в больницу на одну-две недели.

Сын бывшей актрисы, Алексей Суховерков, живет в московской квартире на Большой Никитской улице. При этом молодой человек прописан в другой квартире актрисы на Грузинском переулке. Соседи, живущие рядом с местом прописки юноши, возмущаются и даже вызывают полицию. По словам соседей, в квартире проходят подозрительные вечеринки. Также соседи заметили, что в квартиру постоянно приходят и уходят мужчины, регулярно живут девушки откровенного внешнего вида, поэтому подозревают, что в этом месте открыт бордель.

Сам Алексей Суховерков отказался комментировать эти слухи, назвав это семейной тайной. А Екатерина Градова возмутилась в ответ на обвинения в адрес сына. По словам актрисы, Александр работает в ресторанном бизнесе, а главным аргументом против того, что юноша вовлечен в криминальные махинации, стали воспитание и «порода», которые видно по лицу молодого человека.

О своей нынешней жизни бывшая актриса рассказывает: «У нас бывает много детей. Читаем, изучаем Закон Божий, историю, рисуем, вышиваем, делаем картины из соломки, 2 раза в день по часу плаваем, ездим в паломничество, устраиваем концерты и даже настоящие балы, фейерверки, печем что-нибудь, обязательно отмечаем дни ангелов».

Первые роли в кино

В кино Екатерина Градова начала сниматься с 1966 года. Одна из первых заметных ролей актрисы была сыграна в мелодраме Бориса Яшина «Осенние свадьбы». В дальнейшем она снималась крайне редко, предпочитая кинематографу театр. Так в театре Маяковского Градова сыграла главную роль в пьесе «Таланты и поклонники», которая в 1971 году была экранизирована.

Как уже говорилось, в кино Екатерина Градова снималась мало, но, тем не менее, зрители помнят ее до сих пор. И дело здесь вовсе не в том, что она была женой великого актера. В памяти зрителей она осталась, как радистка Кэт из всенародно-любимого фильма Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Эта картина мгновенно принесла немыслимую популярность снимавшимся в ней актерам. Не избежала этой участи и Екатерина. Сама актриса признается: «Это не просто фильм, это судьба». Действительно, даже спустя столько лет, ей звонят, приглашают на различные встречи, просят об интервью. 

Впоследствии Екатерина Градова снялась в достаточно рядовом историко-революционном фильме «Рождение», а в 1979 году — в культовом фильме «Место встречи изменить нельзя», где сыграла небольшую, но заметную роль — Светлану Волокушину.

Все эти годы актриса продолжала играть на сцене Театра Сатиры. И вдруг где-то в середине 80-х Екатерина Градова исчезла из поля зрения.

Фильмография Екатерины Градовой

  • 1967 – Осенние свадьбы – Марина
  • 1971 – Собака Баскервилей (фильм-спектакль) – Бэрил Стэплтон
  • 1971 – Женский монастырь (фильм-спектакль)
  • 1971 – Таланты и поклонники (телеспектакль) – Александра Негина
  • 1973 – Семнадцать мгновений весны – Катя Козлова (Кэтрин Кин)
  • 1974 – Маленькие комедии большого дома (телеспектакль) – Влюблённая
  • 1976 – Рождение – Ксения
  • 1978 – Чао! (телеспектакль)
  • 1978 – Таблетку под язык (телеспектакль) – Светлана
  • 1979 – Место встречи изменить нельзя – Светлана Петровна Волокушина
  • 1987 – Гнездо глухаря (телеспектакль) – Искра

Творческий путь

Творческая биография Екатерины Градовой начинается на четвертом курсе Школы-студии МХАТ. Благодаря природному таланту ее замечают режиссеры. Она нравится зрителям. Этого достаточно для того, чтобы начать карьеру практически сразу.

Даже не закончив театральный институт, Градова получает два предложения от мастеров художественного искусства.

  • С одной стороны — поучаствовать в постановке Театра имени Маяковского «Таланты и поклонники».
  • С другой — поступить в распоряжение Театра Сатиры под руководство Валентина Николаевича Плучека.

После недолгих раздумий молодая актриса решает пойти первым путем.

Постановка «Таланты и поклонники» произвела настоящий фурор среди режиссеров, профессионального актерского сообщества и простых зрителей.

А.Островский. Таланты и поклонники. Театр им. В.Маяковского. Е.Градова, А.Назаров, В.Орлова (1971)

Спектакль по пьесе Островского стал одной из самых ярких работ в послужном списке Градовой. В постановке она сыграла начинающую бедную актрису Александру Николавну Негину. Благодаря этому образу Екатерина Георгиевна получала много предложений о работе.

После успешной премьеры и получения диплома, в 1970 году она все же решает поступить в театр Сатиры.

Артистка рассказывала, что художественный руководитель заведения, Валентин Николаевич Плучек затаил на нее обиду после неформального отказа от сотрудничества.

Но очень скоро актрисе удалось найти с ним общий язык и поступить на работу в театр. Забегая вперед, стоит сказать, что именно тут она и встретила Андрея Миронова, будущего мужа.

Московскому Театру Сатиры Екатерина Градова отдела 20 лет своей жизни. В ее послужном списке было несколько крупных ролей.

Следующей знаковой работой артистки стал спектакль «Гнездо Глухаря». Премьера состоялась в 1980 году и была одной из последних в послужном списке актрисы.

В.Розов. Гнездо глухаря. Серия 2. Театр Сатиры (1987)

В 1987 г. уже после начала перестройки, когда у театров один за одним случались проблемы, а количество премьер резко сократилось, Екатерина Георгиевна, тогда уже во взрослые годы участвовала в постановке «Последние».

Знаковым стало название спектакля. Интересно, что именно эта роль оказалась точкой в карьере актрисы.

Фильмография артистки была не так велика, как послужной список в театре. Как признавалась женщина, она никогда не обладала чрезмерными профессиональными амбициями.

Количество картин, в которых могла сыграть актриса, исчисляется десятками. Но большую часть ролей она просто отметала. Одни — из-за не понравившегося сценария, другие — по решению мужа, Андрея Миронова.

Наиболее знаковых роли в фильмографии Екатерины Георгиевны две.

В 1973 году выходил легендарная лента «Семнадцать Мгновений Весны», где женщина воплощает образ радистки Кэт. Эта роль делает ее еще более заметной для профессионального сообщества. Предложения сыплются как из рога изобилия.

Екатерина Градова в роли радистки Кэт

Второй ролью становится образ Светланы Петровны Волокушиной. Мелкой мошенницы из фильма «Место встречи изменить нельзя». С этой работой Градова вновь справляется отлично.

Екатерина Градова в фильме «Место встречи изменить нельзя»

Однако, несмотря на славу, которую ей принес в том числе и этот образ, актриса признавалась, что ненавидела роль и сам фильм. И даже не может вспомнить имени своей экранной героини.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»

Всего вышло 4 картины с участием Екатерины Георгиевны Градовой. Однако можно выделить еще 7 лент, которые нельзя назвать кино в полном смысле этого слова. Речь идет о телеспектаклях.

Например, артистка участвовала в постановке «Маленькие комедии большого дома», где ей посчастливилось играть с Андреем Мироновым, Анатолием Папановым и Александром Ширвиндтом.

Еще были «Собака Баскервилей» и «Чао!». А 1987 году — теле адаптация «Гнезда Глухаря».

Екатерина Градова в фильме «Собака Баскервилей»

В конце 80-х она окончательно перестает сниматься в кино и играть в театре, бросает карьеру и с головой уходит в веру.

За годы профессиональной деятельности она играла с такими звездами советского кино, как Вячеслав Тихонов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев и Владимир Высоцкий.

Фильмы

Андрей Градов уже окончил актерский факультет, но особых предложений из мира кино актеру не поступало. Как часто это бывает, все решил случай. Андрей жил в одном подъезде с актером Петром Рыжовым, который просто взял у Градова фотографии и показал снимки нескольким режиссерам. И однажды в квартире молодого человека раздался телефонный звонок. Артиста просили срочно вылетать в Одессу для съемок в историко-революционном фильме «Побег из тюрьмы».

Андрей Градов в фильме «Берегите женщин»

После этого от предложений не было отбоя. Градов играл в социальной драме о летчиках «Голубые молнии», мелодраме «Поздняя ягода», детских фильмах «Сказка как сказка» и «Ледяная внучка», киноповести «Точка отсчета». Участвовал актер вместе с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в остросюжетном детективе «Место встречи изменить нельзя», где исполнил роль сотрудника МУРа Коли Тараскина.

Невероятную популярность актеру принесла музыкальная комедия «Берегите женщин», в которой звучит множество песен Юрия Антонова. Следом вышел приключенческий боевик «Найти и обезвредить», после которого Андрей Градов уже не мог спокойно пройти по улице или воспользоваться общественным транспортом. Фильм о компании студентов, которые сумели поймать и обезвредить преступную банду в лесах Сибири, посмотрели 24 тысячи советских зрителей. Вместе с Андреем Градовым в съемках участвовали также Борис Невзоров, Ирина Шмелева, Нина Русланова, Михаил Жигалов.

Андрей Градов в фильме «Преследование»

Персонажи актера были разноплановыми. Андрей одинаково хорошо вживался в образ героического рабочего в производственной драме «Тепло студеной земли» и трусливого обывателя в детском фантастическом сериале «Гостья из будущего».

В середине 80-х годов фильмография артиста пополнилась работами в военной драме «Вина лейтенанта Некрасова», где Андрей перевоплотился в штурмана воздушного судна, в исторической ленте «На крутизне», в которой Градов примерил образ офицера Красной армии. В амплуа военных Андрей появился в кинокартинах «На острие меча», «Секретный фарватер», «Преследование».

Андрей Градов в фильме «Возьми меня с собой»

Много раз Градов снимался и в лирических комедиях – в спортивном фильме «Девушки из «Согдианы», мюзикле об Одессе «Приморский бульвар», иронической картине о супругах «Идеальная пара». Также актер сыграл главные роли в криминальных драмах «Личное оружие» и «Возьми меня с собой». Не стоит забывать и о совместном российско-американском триллере «Зигзаг».

В новом веке Андрей Петрович в основном специализируется на телевизионных сериалах. Из работ начала 2000-х годов популярностью пользовались детектив «Игра на выбывание», мелодрама «Черная богиня» и бытовая драма «Богатая Маша». В 2008 году с участием Андрея Градова стартовал показ сериала «Осенний детектив», в котором партнерами артиста стали Николай Чиндяйкин и Юрий Назаров.

Андрей Градов и Олег Штефанко на съемках фильма «Игра на выбывание»

Также на протяжении нескольких сезонов Градов появлялся в популярном хоккейном сериале «Молодежка», а в исторической мелодраме «Институт благородных девиц» предстал в образе Склифосовского. Не обошелся без участия Градова и боевик 2011 года «Лектор», в котором актер сыграл генерала ФСБ. Главные роли – профессора политологии и свободной художницы – исполнили Дмитрий Певцов и Екатерина Гусева. В комедии «Самый лучший фильм 3-D» актер появился в кадре в роли киноакадемика.

Ильич и Ко

В советские годы Ильичом на экране и в театре успели побывать такие разные Павел Оленев, Борис Смирнов, Михаил Ульянов, Кирилл Лавров, Андрей Мягков, Иннокентий Смоктуновский, Родион Нахапетов, Александр Калягин. После распада СССР Ленина играли, кажется, еще более неожиданные для этой роли Виктор Сухоруков, Евгений Стычкин, Рим Аюпов, Леонид Мозговой, Александр Филиппенко, Евгений Миронов… Рекордсменом «Ленинианы» является Юрий Каюров, сыгравший Ильича на сцене Малого театра и в 18 фильмах.

Статья по теме

«Ленина больше никому не давать!» Как Юрий Каюров 18 раз сыграл Ильича Но особняком, конечно, —Борис Щукин и Максим Штраух, которые стали первопроходцами. Да в какое время! В 1937-1938 гг.! К двадцатилетию Октябрьской революции был объявлен конкурс на лучшую пьесу с «участием» Владимира Ульянова-Ленина — крайне смелая по тем временам идея! У Афиногенова, Вишневского и А. Толстого ничего приличного не вышло. Вирта представил во МХАТе «Землю», где об Ильиче рассказывает побывавший в Кремле крестьянин. У Тренева Ленин в «На берегу Невы» молчал как рыба. И только Корнейчук и Погодин справились с задачей: 5 ноября 1937 года состоялась премьера «Правды» в Театре Революции с Лениным-Штраухом, а через неделю на сцене Вахтанговского вышел «Человек с ружьем», где вождя сыграл Щукин.

Статья по теме

Во имя революции. Личная трагедия Надежды Крупской Вдова ЛенинаНадежда Крупская написала потом в «Правде», что оба актера сыграли отлично, а «у товарища Штрауха даже в голосе слышались иногда нотки Ильича». Позже «самым похожим» она признала актера тбилисского театра Константина Мюфке, превратившегося в вождя в «Великом зареве» Михаила Чиаурели. Однако именно исполнение роли Ленина Щукиным и Штраухом стало своего рода эталоном и для их коллег-актеров, и для зрителей. Даром что на экране первым профессионалом был все-таки Борис Щукин, сыгравший у Михаила Ромма в «Ленине в Октябре» и «Ленине в 1918 году». К сожалению, роль вождя стала для Щукина роковой. Ему приходилось одновременно репетировать в театре, сниматься. И сердце 45-летнего актера не выдержало.

Бред? Розыгрыш?

А вот судьба Максима Штрауха сложилась так, что он играл Ильича с 1937 по 1965 год трижды на сцене и шесть раз в кино. В том числе в четырех картинах Сергея Юткевича. Но в самом начале, когда зашла речь о том, кто будет играть Ленина в пьесе Корнейчука, он даже не думал, что может претендовать на эту роль.

«Это предложение казалось фантастичным, — вспоминал спустя годы Максим Максимович. — Что это — шутка, розыгрыш? …Я даже посмотрел на себя в зеркало… Нисколько не похож!.. Сказать: я — Ленин! Ну-ка, попробуйте, наберитесь храбрости, чтобы иметь право — гражданское, профессиональное, этическое, нравственное, какое хотите, — такое изречь! …Было отчаянно трудно. Казалось, все против меня!..»

В работе Штраух пытался добиться максимального сходства с Лениным. «В каждой фотографии удавалось разгадать и найти… новую ценную деталь: в одной — линию рта, в другой — манеру подстригать усы, в третьей — улыбку и прищуренный глаз, в четвертой — складки на жилете. Меня долго мучило, что у Ленина на фотографиях крепкие, крупные руки… я старался держать все время какой-нибудь предмет, от чего рука казалась крупнее».

Актера считали очень кропотливым, добросовестным. Материалы для ролей Штраух неизменно собирал в папки. Он с успехом перевоплощался и в Вячеслава Молотова, и в доктора Айболита. Но порой и не везло. Фильм 1936 года Абрама Роома «Строгий юноша» по сценарию Юрия Олеши был запрещен на несколько десятилетий. Потом тихонько показан в год смерти Штрауха, когда он уже покинул этот мир, и снова положен на полку.

Народный артист СССР Максим Штраух. 1963 г. Фото: РИА Новости/ Борис Виленкин

Личная жизнь

С первым мужем, знаменитым актером Андреем Мироновым, Екатерина познакомилась, когда была студенткой Школы-студии МХАТ. Андрей пришел смотреть на дипломный спектакль и, увидев молодую артистку, начал за ней красиво ухаживать. Пара поженилась в 1971-м, через 2 года у них родилась дочь Мария Миронова, которая сейчас тоже очень известна в мире кино и театра. Но союз с легендарным актером у Градовой не сложился. Екатерина сама ушла от мужа, причина развода заключалась в его изменах. После расставания с первой супругой известный артист женился на Ларисе Голубкиной.

Уже будучи бывшей женой Миронова, Екатерина продолжала любить его и отказывала всем многочисленным поклонникам в свиданиях. Только после смерти Андрея Александровича она позволила себе начать общаться с другими мужчинами. Кроме того, в этот период биография актрисы резко изменилась — Градова оставила сцену и съемочные площадки.

Екатерина Градова и Андрей Миронов

В начале 90-х годов женщина все больше задумывалась о вере в Бога, о религии. По слухам, к Богу артистка обратилась после тяжелой болезни. Екатерина внезапно начала угасать на глазах, а врачи так и не смогли поставить диагноз. На праздники ее даже отпустили из больницы, сказав, что в таком положении лучше встретиться с семьей, отметив: это может стать и последним воспоминанием Градовой. После этого Екатерина Георгиевна обратилась за помощью к религии, и болезнь начала отступать.

Градова создала благотворительный фонд и начала помогать детям-сиротам и одиноким старикам. Более того, актриса окончила Свято-Тихоновский богословский институт и стала в гимназиях и школах преподавать предмет «живое слово», который придумала сама. Уроки Екатерины Георгиевны были основаны на Евангелии и русской классической литературе. Также бывшая артистка при Всероссийском детском православном движении «Вестники» проводила занятия в киноклубе, занималась историей родного края и продолжала изучать искусство.

Судьба свела артистку с новым избранником во время религиозных исканий. В паломнической поездке в Оптину пустынь актриса встретила физика Игоря Тимофеева и в 1991-м стала его женой. Через год супруги усыновили мальчика Алексея Суховеркова (1992 г. р.), который был воспитанником детского дома.

После того как Екатерина Георгиевна ушла в 90-х с телеэкранов и посвятила жизнь религии и религиозно-просветительской деятельности, к актерской профессии она так и не вернулась. Градова оставила свою московскую квартиру сыну, а сама переехала в деревню Горки Владимирской области. Дом актрисы похож на остальные участники — 20 соток, никаких шикарных вилл, многометровых заборов и излишеств. Супруги разводили кроликов и коз, самостоятельно заготавливали траву и сено.

Екатерина Градова, ее дочь Мария и внук Андрей

Последний год поклонники актрисы были озабочены тем, что ее приемный сын Алексей Суховерков страдает от алкоголизма. Соседи, живущие рядом с местом прописки мужчины, возмущаются и порой вызывают полицию. По их словам, в квартире проходят подозрительные вечеринки. Сам Алексей отказался комментировать слухи, назвав это семейной тайной. Екатерина Градова возмутилась в ответ на обвинения в адрес Суховеркова. По словам актрисы, ее сын работает в ресторанном бизнесе, а главным аргументом против того, что он вовлечен в криминальные махинации, стали воспитание и «порода».