Содержание
Театр
Творческая биография сценариста и режиссера началась в 1958-м: 21-летний Марк Розовский возглавил студенческий театр, организованный при МГУ и получивший название «Наш дом». Худруком «Нашего дома» Марк Григорьевич работал 10 лет: в 1969-м слишком смелый репертуар молодежного театра не понравился чиновникам «от культуры», и его закрыли, несмотря на популярность.
Драматург Марк Розовский
В «Нашем доме» молодой худрук срежиссировал постановку «Целый вечер, как проклятые» — первый спектакль в СССР абсурдистского направления. Спектакль отметили премией Всесоюзного фестиваля студенческих театров и вручили главную награду фестиваля в Варшаве. Но премии и награды не спасли театр от закрытия.
В 1970-м Марк Розовский создал новый театр при столичном Литмузее. Спустя 4 года стал главным режиссером московского мюзик-холла и одновременно режиссировал постановки для Театра им. В. Маяковского, МХАТа и БДТ.
Марк Розовский на сцене
Кипучая творческая энергия била в Розовском через край: режиссер успевал радовать театралов Москвы и северной столицы. В городе на Неве он ставил спектакли в «Мариинке», Театре им. Ленсовета. Режиссировать постановки Марка Розовского звали и на подмостках театров Риги и Вроцлава.
В 1983 году с легкой руки Марка Григорьевича в Москве появился новый театр, названный «У Никитских ворот». На его подмостках талантливый режиссер ставил спектакли на сочинения Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина. Шли на подмостках и постановки по пьесам Розовского.
Спектакль Марка Розовского «Доктор Чехов»
Искушенные московские театралы помнят блестящие спектакли «Доктор Чехов», «Романсы с Обломовым», «Майн кампф». А музыкально-драматические постановки «Песни нашего двора» и «Песни нашей коммуналки» стали визитной карточкой театра.
Пьесы Марка Розовского «Красный уголок», «Триумфальная площадь», «Красный уголок» ставились на сценах Советского Союза и Европы. Пьесу «Кафка. Отец и сын» увидели зрители нью-йоркского театра «Ла Мама», а «Красный уголок» поставили на подмостках Дюссельдорфа и Бонна.
Спектакль Марка Розовского «История лошади»
Одним из первых в СССР Марк Розовский взялся за постановку мюзиклов. Благодаря ему в середине 1970-х советские зрители увидели рок-оперу «Орфей и Эвридика». В том же году он поставил на сцене БДТ «Историю лошади». Позже мюзикл взяли в репертуары театры Бродвея, Лондона и Стокгольма.
В 2016 году в содружестве с Юрием Ряшенцевым Марк Розовский поставил мюзикл по роману Ги де Мопассана «Милый друг».
Отрывок, характеризующий Розовская, Александра Марковна
На сцене были ровные доски по средине, с боков стояли крашеные картины, изображавшие деревья, позади было протянуто полотно на досках. В середине сцены сидели девицы в красных корсажах и белых юбках. Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели что то. Когда они кончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками. Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все в театре стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться. После деревни и в том серьезном настроении, в котором находилась Наташа, всё это было дико и удивительно ей. Она не могла следить за ходом оперы, не могла даже слышать музыку: она видела только крашеные картоны и странно наряженных мужчин и женщин, при ярком свете странно двигавшихся, говоривших и певших; она знала, что всё это должно было представлять, но всё это было так вычурно фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно на них. Она оглядывалась вокруг себя, на лица зрителей, отыскивая в них то же чувство насмешки и недоумения, которое было в ней; но все лица были внимательны к тому, что происходило на сцене и выражали притворное, как казалось Наташе, восхищение. «Должно быть это так надобно!» думала Наташа. Она попеременно оглядывалась то на эти ряды припомаженных голов в партере, то на оголенных женщин в ложах, в особенности на свою соседку Элен, которая, совершенно раздетая, с тихой и спокойной улыбкой, не спуская глаз, смотрела на сцену, ощущая яркий свет, разлитый по всей зале и теплый, толпою согретый воздух. Наташа мало по малу начинала приходить в давно не испытанное ею состояние опьянения. Она не помнила, что она и где она и что перед ней делается. Она смотрела и думала, и самые странные мысли неожиданно, без связи, мелькали в ее голове. То ей приходила мысль вскочить на рампу и пропеть ту арию, которую пела актриса, то ей хотелось зацепить веером недалеко от нее сидевшего старичка, то перегнуться к Элен и защекотать ее. В одну из минут, когда на сцене всё затихло, ожидая начала арии, скрипнула входная дверь партера, на той стороне где была ложа Ростовых, и зазвучали шаги запоздавшего мужчины. «Вот он Курагин!» прошептал Шиншин. Графиня Безухова улыбаясь обернулась к входящему. Наташа посмотрела по направлению глаз графини Безуховой и увидала необыкновенно красивого адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин, которого она давно видела и заметила на петербургском бале. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. Он шел сдержанной, молодецкой походкой, которая была бы смешна, ежели бы он не был так хорош собой и ежели бы на прекрасном лице не было бы такого выражения добродушного довольства и веселия. Несмотря на то, что действие шло, он, не торопясь, слегка побрякивая шпорами и саблей, плавно и высоко неся свою надушенную красивую голову, шел по ковру коридора. Взглянув на Наташу, он подошел к сестре, положил руку в облитой перчатке на край ее ложи, тряхнул ей головой и наклонясь спросил что то, указывая на Наташу. – Mais charmante! – сказал он, очевидно про Наташу, как не столько слышала она, сколько поняла по движению его губ. Потом он прошел в первый ряд и сел подле Долохова, дружески и небрежно толкнув локтем того Долохова, с которым так заискивающе обращались другие. Он, весело подмигнув, улыбнулся ему и уперся ногой в рампу. – Как похожи брат с сестрой! – сказал граф. – И как хороши оба! Шиншин вполголоса начал рассказывать графу какую то историю интриги Курагина в Москве, к которой Наташа прислушалась именно потому, что он сказал про нее charmante. Первый акт кончился, в партере все встали, перепутались и стали ходить и выходить. Борис пришел в ложу Ростовых, очень просто принял поздравления и, приподняв брови, с рассеянной улыбкой, передал Наташе и Соне просьбу его невесты, чтобы они были на ее свадьбе, и вышел. Наташа с веселой и кокетливой улыбкой разговаривала с ним и поздравляла с женитьбой того самого Бориса, в которого она была влюблена прежде. В том состоянии опьянения, в котором она находилась, всё казалось просто и естественно.
Биография
Родилась в семье известного российского театрального деятеля Марка Григорьевича Розовского. Училась в музыкальной школе № 2 им. И. Дунаевского и в Московском Театре Юного Актёра. Впервые вышла на сцену в 4 года в спектаклях «Охота на носорогов
» и «Гамбринус ». В 13 лет стала играть в мюзикле «Норд-Ост» (роль — Катя Татаринова), который стал её первым серьезным спектаклем.
23 октября 2002 года Александра находилась в репетиционном зале Дома культуры ОАО «Московский подшипник», когда здание было захвачено чеченскими боевиками. Александра не пострадала, но погиб её двоюродный брат Арсений Куриленко (он играл Саню Григорьева в детстве) и подруга Кристина Курбатова (она была заменой Александры). В 2012 году, вспоминая теракт, Александра заявила, что после укола антидота, который ей сделали в шею, она два месяца не могла повернуть голову.
После теракта Александра, будучи психически травмированной, в театре не выступала и становиться актрисой тоже не хотела, собираясь вместо этого поступать на журфак, чтобы стать журналисткой. Но перед самым поступлением она посмотрела спектакль пектакль Петра Фоменко «Безумная из Шайо
», после чего передумала и поступила в РАТИ-ГИТИС на курс Алексея Бородина (несмотря на то, что ей пришлось выдержать очень жёсткий конкурс — 1100 человек на одно место), который окончила в 2009 году с красным дипломом и в том же году была принята в труппу РАМТа.
Вместе с труппой спектакля «Всюду жизнь» удостоена награды Международного театрального фестиваля «ACADEMIA».
Общественная позиция
В 1996 и 2003 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
В октябре 2002 года, во время захвата заложников в театральном центре на Дубровке, Марк Розовский, у которого в заложниках была дочь Александра, в рамках прямого эфира ток-шоу Савика Шустера «Свобода слова» на канале НТВ призвал президента Путина немедленно завершить войну в Чечне.
В 2007—2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».
После присоединения Крыма к России в марте 2014 года вместе с рядом других известных деятелей науки и культуры России выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму. Свою позицию они изложил в открытом письме, опубликованном в «Новой газете».
Сын Марка Григорьевича Розовского
Вскоре в новоиспеченной творческой семье появился сын Семен. Позже Марк Григорьевич в одном из интервью признается, что назвал сына в честь родного отца. Маленький Сеня родился в Америке на шестимесячном сроке беременности. Розовский вспоминает, что на момент рождения сына у него в кармане было всего 20 долларов и не было медицинской страховки. Он с благодарностью вспоминает американских врачей, которые, несмотря на сложное финансовое состояние семьи, сумели сделать все, чтобы Сеня выжил и рос здоровым. Семен – гражданин Америки. Розовскому не удалось зарегистрировать его в России. С малых лет Сеня начал выходить на сцену папиного театра. Сейчас Семен еще учится в школе. Пока что мечтает стать врачом, но если ему вдруг захочется пойти по стопам родителей, никто ему не станет препятствовать.
Биография
Марк Розовский родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском в семье инженеров. Отец — Семён Михайлович Шлиндман (1905—1967). Мать — Лидия Котопуло (?—1976).
Через шесть месяцев после рождения сына его отец был арестован и восемнадцать лет провёл в лагерях. В 1946 году, всё ещё находясь в заключении, отец развёлся с матерью. Позднее в ссылке он женился на Ольге Константиновне Клемпт.
«Розовский — не моя фамилия. Меня усыновил отчим. Его звали Григорий Захарович Розовский, он был инженером. Он просто пожалел мою маму. Это был, как мне кажется, брак по расчёту. По крайней мере, мне не давали понять, что это настоящий брак. Мама всю жизнь безумно любила моего отца, которого звали Семён Шлиндман. Своего младшего сына я назвал в честь него. Моя мама полукровка: русская и гречанка. Так что, одна моя бабушка русская…»
В 1938 году бабушка перевезла его в Москву. При оформлении паспорта в 1953 году Марк взял отчество и фамилию отчима (второго мужа матери) Григория Захаровича Розовского, с указанием национальности — грек.
Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова () и Высшие курсы сценаристов и режиссёров, мастерскую К.Ф.Исаева и Н.А.Коварского (1964). Член Союза писателей СССР (1976). Член общественного совета Российского еврейского конгресса.
С 1958 года руководил студией «Наш дом» в составе студенческого театра МГУ, получившей широкую известность.
После закрытия в 1969 году студии «Наш дом» ставил спектакли во МХАТе, в Большом драматическом театре в Ленинграде, в Рижском театре русской драмы, в театре оперы и балета им. Кирова, в Академическом театре им. Пушкина, в театре им. Ленсовета в Ленинграде, в театре им. Маяковского, в театре кукол им. С. В. Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде.
В 1960-е годы сотрудничал с «Литературной газетой». Работал в журнале «Юность», где вёл популярные рубрики сатиры и юмора.
В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика».
В 1983 году Розовский организовал Театр «У Никитских ворот» и стал его художественным руководителем. Поставил спектакли: «Бедная Лиза», «Доктор Чехов» (1983), «История лошади», «Романсы с Обломовым» (1992), «Дядя Ваня» Чехова (1993) и др.
Марк Розовский в Ельцин-центре. 30 мая 2018 года
Автор пьес: «Концерт Высоцкого в НИИ», «Кафка: отец и сын», «Триумфальная площадь» (о Мейерхольде), «Песни нашего двора».
Розовский — автор сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», либретто оперы «Пятое путешествие Колумба».
Легендарный спектакль Марка Розовского «История лошади» (по рассказу Л. Толстого) поставлен на Бродвее (США), в Национальном театре Великобритании (Лондон), в Мадриде, Стокгольме, Токио, Сеуле, Риге, Хельсинки и др.
Болеет за московский «Спартак».
Розовский женат (четвёртым браком) на Татьяне Ревзиной, директоре и музыкальном руководителе Театра «У Никитских ворот». В семье растёт сын Семён. От предыдущих браков у режиссёра две дочери — Мария и Александра. Мария Розовская окончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, работает заведующей литературной частью Театра «У Никитских ворот». Её муж, Владислав Флярковский, — ведущий «Новостей культуры» на телеканале «Культура». Александра Розовская — актриса Российского молодёжного театра.
Творчество
Театр
Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького
- , 15 апреля — «Бедная Лиза» Н. Карамзина (инсценировка, стихи, постановка), малая сцена
- , 27 ноября — «История лошади» Л. Толстого (сценическая композиция, режиссёр, музыкальное оформление)
- , 24 октября — «Красный уголок», малая сцена
У Никитских ворот
- «Будь здоров, школяр!» Б. Окуджавы (режиссёр-постановщик)
- — «Гамбринус» А. Куприна. Мюзикл в 2-х частях (композитор, постановка, исполнитель)
- — «Роман о девочках», по роману В. Высоцкого
- «Дядя Ваня» А. Чехова (режиссёр-постановщик)
- «История лошади» Л. Толстого (пьеса, музыка, постановка)
- «Как поссорился И. И. с И. Н.» Н. Гоголя (пьеса, стихи, постановка)
- «Метель» В. Сорокина (пьеса, постановка, исполнение стихов)
- «Мирандолина» К. Гольдони (постановка, стихи и либретто)
- «Мрамор. Представление» И. Бродского (режиссёр-постановщик)
- «Вишнёвый сад» А. Чехов (постановка)
- «Шутки Чехова» (автор пьесы «Пари», постановка)
- «Носороги» Э. Ионеско (режиссёр-постановщик)
- «ОХ!» М. Розовского (режиссёр-постановщик, автор пьесы)
- «Песни нашего двора» (сценарий, постановка, исполнитель)
- «Песни нашей коммуналки» (режиссёр-постановщик, исполнитель)
- «Пир во время чумы». Свободная фантазия на пушкинские стихи (режиссёр-постановщик)
- «Экклезиаст — Книга Библии» М. Розовского (идея, постановка)
- «Харбин-34» (режиссёр-постановщик, автор пьесы)
- «Гамлет» У. Шекспир (режиссёр-постановщик)
- «Трамвай „Желание“» Т. Уильямс (постановка)
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев (инсценировка, постановка)
- «Кандид, или оптимизм» Вольтер (постановка, автор пьесы и стихов)
- «Приключения Рыжика» (автор пьесы)
- 2019 — «Памятник неизвестному стиляге» при участии тэп-студии «Flap» (режиссёр-постановщик)
Другие театры
- , 20 декабря — «Амадей» П. Шеффера (Московский Художественный театр имени А. П. Чехова)
- 1987 — «Птичий полёт» М. Жванецкого (Московский театр миниатюр, режиссёр-постановщик); 1990 — телеверсия
- — «Суламифь-Forever!» (рок-опера) М. Розовского (либретто, стихи)
Фильмография
Режиссёр
- — Кто есть кто? (телеспектакль)
- — Мораль пани Дульской (телеспектакль)
- — Кафедра (телеспектакль)
- — Золотая рыбка (телеспектакль)
- — История лошади (телеспектакль)
- — Страсти по Владимиру
- — Гамбринус (телеспектакль)
- — Два Набокова (телеспектакль)
- Пир во время чумы (телеспектакль)
Автор сценария
- — Семь нот в тишине…
- — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
- — Приключения в городе, которого нет
- — Д’Артаньян и три мушкетёра
- — Будьте готовы, Ваше высочество!
- — Кафедра (телеспектакль)
- — Золотая рыбка (телеспектакль)
- — Страсти по Владимиру
- — Гамбринус (телеспектакль)
- — Два Набокова (телеспектакль)
- Пир во время чумы (телеспектакль)
Документальные фильмы
- — «Чистосердечное признание. Игорь Старыгин» (документально-биографический фильм, посвящённый деятельности Игоря Старыгина)
- — «Пока ещё мы вместе, или Мушкетёры сорок лет спустя» (пятисерийный документальный фильм, посвящённый созданию картин Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Мушкетёры двадцать лет спустя», «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» и «Возвращение мушкетёров, или Сокровища кардинала Мазарини»)
Бунтарская деятельность
В 1979 году Марк Розовский в числе многих прогрессивных литераторов, критикующих советскую цензуру, принимал активное участие в создании скандально известного альманаха «Метрополь». Известные творческие личности, среди которых Ахмадулина, Высоцкий, Вознесенский, Искандер, Ерофеев, не имели доступ к печатным советским издательствам. В те времена жесткой цензуры их рукописи отвергались или пылились на полках по идеологическим соображениям. Неугодный альманах подвергся резкой оценке Союза писателей за антисоветское содержание, а самых активных его участников исключили из Союза писателей. Однако «Метрополь» увидел свет благодаря американскому издательству «Ардис»
Эта нашумевшая история с альманахом еще больше обратила внимание общественности на проблемы цензуры, против которой и были направлены произведения неизвестных широкому кругу читателей талантливых авторов, приобретших популярность после его издания
Режиссер Марк Розовский создал экранизированную пьесу «Концерт Высоцкого в НИИ». С помощью этого произведения Марк Григорьевич показал Высоцкого таким, каким он был на самом деле – понятным, близким, своим. Таким и увидел его зритель вопреки приглаженному и приспособленному под свои интересы образу поэта, каким пыталась выставить Высоцкого власть после его смерти.
Марк Розовский всем своим творчеством доказывает свободомыслие и постоянно бросает вызов цензуре, власти, интриганству, подлости. Как говорит он сам, невзирая на то, что от цензуры охраняет Конституция, любой цензор, пришедший в его театр, будет немедленно спущен с лестницы.
Ссылки
- [www.ramt.ru/people/?content=item&item=672&type=5 Страница актрисы на сайте РАМТа]
- [www.vzhizn.ru/ Проект Егора Дружинина «Всюду жизнь»]
- [www.ramt.ru/news/?content=item&item=1330 РАМТ — Александра Розовская на телеканале «Культура»]. ramt.ru. Проверено 25 сентября 2010. [www.webcitation.org/67RwDubXa Архивировано из первоисточника 6 мая 2012].
: неверное или отсутствующее изображение |
Для улучшения этой статьи желательно:
|
Награды и звания
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (30 марта 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю творческую деятельность
- Орден Почёта (9 июля 1998 года) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства
- Народный артист Российской Федерации (7 февраля 2004 года) — за большие заслуги в области искусства
- Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (18 февраля 1994 года) — за заслуги в области театрального искусства
- Благодарность Президента Российской Федерации (7 января 2002 года) — за активное участие в работе Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации
- Почётная грамота Правительства Москвы (8 апреля 2002 года) — за большие творческие достижения в развитии театрального искусства
- Лауреат премии «Золотой телёнок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев») (дважды — 1974 и 1996 годы).
- Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в театре «У Никитских ворот»
- Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
- Премия Москвы, Премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля.
- Чеховская медаль (2005)
- Дважды лауреат национальной премии «Россиянин года» (2006 и 2012)
- Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)
- Общественные награды:
- Орден Ломоносова
- Звезда миротворца
- Лауреат Эдинбургского Фестиваля за спектакль «Бедная Лиза» (1989)
Сочинения
Проза
- Театр живой газеты. — М., Советская Россия, 1970. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности», № 24)
- Режиссёр зрелища. М., Советская Россия,1973. — 61 000 экз. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)
- Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы. М., Сов. Россия, 1976. (Б-ка «В помощь художественной самодеятельности»; № 22)
- Превращение. М., Советская Россия, 1983. — 160 с., 65 500 экз. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности»; № 23)
- Театр из ничего. — М., Советская Россия, 1989. (Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 21)
- К Чехову… М., Изд-во РГГУ, 2003
- Дело о «конокрадстве».— М.: Вагриус, 2006
- Изобретение театра. М.: АСТ: Зебра Е; : ВКТ, 2010
- «Папа, мама, я и Сталин».— М.: Зебра Е; 2013
- «Ставлю Гамлета».— М.: Зебра Е; 2015
- Чтение «Дяди Вани».— М.:Нью-Йорк. Слово-Word. 1996
- «Поймали птичку голосисту».— М.: Зебра Е;
- «Сказки для Саши».— М.: Рипол-классик, 2008. — 3 000 экз.
- «Антология сатиры и юмора».— М.: Эксмо
- «Штучки».— М.: Ринол-классик, 2008
- «Новые штучки».— М.: Зебра Е; 2013
Самый первый театр
В студенческие годы Марк Розовский принимал активное участие в постоянно действующем эстрадном коллективе под руководством режиссера Г. Я. Вардзиели. Репертуар коллектива состоял в основном из сатирических миниатюр. В 1957 году Марку удалось подготовить и показать сатирический номер «В-водные лекции», в котором высмеивалось желание власти подвергать критике «отдельные мелкие недостатки» общества, стоящие на пути к продвижению в «светлое будущее». Смелое выступление подающего надежды студента заметили, и с 1958 года он уже возглавляет эстрадную студию при университете «Наш дом». Для повышения своего профессионального уровня руководителя театрального коллектива Марк Розовский отправляется на Высшие сценарные курсы, которые успешно заканчивает в 1964 году. «Наш дом» по популярности не уступает знаменитому «Современнику». Здесь витает дух свободы и оттепели 60-х. Однако 1969 год становится роковым для студенческого театра. Его закрывают по решению вышестоящего партийного руководства. После Пражской весны в СССР были запрещены постановки по произведениям знаменитых чешских драматургов, свободолюбивым творчеством которых увлекался молодой руководитель студенческого театра.
Документальные фильмы
Александр Сергеевич сознательно не называет имя той, которая на самом деле была его первым и очень ревностным критиком. Первая жена – Ревмира. Революция мира. Может быть, потому что именно она внесла в его жизнь больше сумбура, чем музыки?! Пройдет немало лет, прежде чем Зацепин признается в своей автобиографической книге: «Я буквально возненавидел Ревмиру! Даже стал ночевать в машине. Логическая развязка наступила – мы расстались».
Когда они познакомились, Зацепину было 26, ей почти 30. Красивая, яркая, актриса и начинающий тощий музыкант. Он влюбился в нее без памяти. Они проживут вместе всего три года. С ролью музы Ревмира справится не очень хорошо. С ролью жены и матери, по словам Зацепина, – еще хуже. Они расстанутся, но это будет долгий и мучительный разрыв, длиною в жизнь. Полный взаимных обвинений и страшной потери их сына Жени. Ему будет всего 24. И версия ухода Жени у каждого из супругов своя. В нашем фильме мы впервые расскажем, что же на самом деле случилось с сыном Зацепина.
Зацепину было 56, когда в 1982-м году он через своих друзей знакомится с француженкой Женевьевой и решает перебраться во Францию. Еще одно рискованное дело, в которое Зацепин бросается, как в омут с головой. Он всегда мечтал поработать на Западе, в США. Тем более, к этому времени имел солидное портфолио. Однако в США его не выпустили, с Францией тоже не сложилось. Брак тоже дал трещину. Зацепин, опальный на родине, остался в Париже без средств к существованию.
Подрабатывал игрой на аккордеоне. Врачи поставили ему хроническую анемию, полтора года он буквально выживал, прежде чем получил возможность вернуться домой. Зацепин 7 лет был холостяком. А потом снова случилась любовь.
С педагогом по музыке Светланой Морозовской Зацепина познакомил внук Саша. Светлана Григорьевна была у него педагогом, давала частные уроки. Вначале это были нечастые встречи, потом долгие прогулки и разговоры вдвоем. Зацепин и Светлана Григорьевна совпали и в музыке, и в душе. Поженились. Прожили вместе счастливо целых 20 лет. Год назад Зацепин снова овдовел.
В его книге есть глава «Мои бедные, бедные жены», Зацепин отдает себе отчет, каково им было. Они разбивались о его железную волю, сдержанность, сухость. Все свои эмоции он аккумулировал в себе и передавал в музыке. Он так привык жить. Музыка отвечала ему взаимностью, благодаря ей он пережил многое и выстрадал право быть счастливым.
На наш вопрос: «В чем секрет вашего долголетия?» Александр Васильевич ответил: «Я просто никогда не боялся смерти. Ни когда был мальчишкой, ни сейчас, когда уже глубокий старик… Раньше ничего не боялся, под паровоз ложился… Да и сейчас ничего не боюсь. Будущего? Так я же не знаю, что там будет! Чего бояться напрасно?! Если б знал, тогда другое дело! Тогда, может, и боялся бы… Прав был Леня Дербенев. «Есть только миг!..» Живи этим мигом и радуйся! Печалиться и бояться некогда… Я так и живу!..»
Фотографии Дениса
Биография и личная жизнь
Денис Эдуардович Шведов родился в конце осени 1981 года в городе Москва. Он был первым ребенком в семье у Эдуарда Александровича и Татьяны Ивановны Шведовых. Спустя 5 лет у мальчика появилась младшая сестра, а ещё через год родители развелись, и дети остались жить с мамой.
Она много времени проводила на работе, поэтому воспитанием мальчика занималась бабушка и старшие приятели во дворе. В интервью Денис не раз говорил, что еще в дошкольном возрасте он часто дрался со сверстниками и попадал в неприятные ситуации. Когда ему исполнилось 8 лет, мама записала сына в несколько спортивных секций.
К окончанию школы парень активно посещал занятия по регби, ему нравилась эта игра. Учеба никогда не доставляла Денису удовольствия, в его аттестате в основном 3 и 4. К творческому самовыражению Шведов так же никогда не стремился, он хотел овладеть какой-нибудь технической профессией.
Однако, этим планам не суждено было сбыться. На выбор университета сильно повлиял хороший друг молодого человека, который сам мечтал стать знаменитым актером: он рассказал Денису про обучение в театральном училище и перспективах молодых актеров.
Юность
В 2002 году Денис Шведов окончил среднеобразовательную школу и подал документы в несколько московских ВУЗов, в том числе и в Институт туризма. Однако, поступил он в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Там ему пришлось полюбить литературу. Спустя 4 года молодой человек окончил курс Н. Н. Афонина, после чего, почти сразу же, был принят в группу Российского академического молодёжного театра. В этом же году состоялся его кинодебют.
Денису доверили сыграть эпизодическую роль в фильме «Слабости сильной женщины».
Около 2,5 лет он играл только малозаметные и второстепенные роли, пока однажды, известный российский режиссер со специфическим взглядом на окружающий мир, Юрий Быков, не предложил мужчине сняться в главной роли в его новом фильме «Жить».
После того, как картина вышла на экраны, к Шведову пришла настоящая популярность, о которой когда-то рассказывал его друг Александр: посыпались предложения о сотрудничестве от известных режиссеров.
В 2013 году Быков и Шведов снова оказались по одну сторону баррикад: они вместе снялись в фильме Быкова «Майор», за участие в котором Денис получит приз за лучшую мужскую роль на XI Международном кинофестивале стран АТР «Меридианы Тихого» во Владивостоке.
Взрослая жизнь
Сегодня Денис имеет в своем актерском багаже участие в более чем двух десятках крупных проектов, в том числе съемки в нескольких успешных российских фильмах и сериалах, например: «Приличные люди», «Авантюристы», «Мажор», «Измены», «Что и требовалось доказать», «Метод», «О чем говорят мужчины» и других.
Он продолжает сниматься и рассматривает все поступающие предложения. Мужчина часто играл главные роли в известных спектаклях современности, поставленных по произведениям мировой классики: он был Матросом Ломом в «Приключениях капитана Врунгеля», Мистером Хирам Б.Отисом в «Число английском приведении» Оскара Уальда, Мартином Иденом в одноименной постановке по мотивам произведения Джека Лондона, почтовым чиновником в чеховском «Вишневом саду» и других.
В период с 2009 до 2012 года Денис озвучивал нескольких персонажей в новых компьютерных играх.
В 2013 году СМИ рассказали о романе Дениса Шведова с коллегой по профессии, актрисой Александрой Розовоской. А летом 2016 года стало известно, что у них родилась дочь. Несмотря на это событие, официально брак у молодых людей до сих пор не оформлен. В своих интервью пара этот вопрос никак не комментирует.
Интересные факты:
- Рост, вес: 190 см, 85 — 86 кг
- Хобби: путешествия (любимое место отдыха с гражданской женой — остров Бали)
- Любимая музыка: русский рок
Детство и юность
Будущий драматург родился весной 1937 года. Родителей, молодых инженеров-строителей, после окончания института отправили на Дальний Восток, в Петропавловск-Камчатский, строить судоремонтный завод. Там и появился первенец.
Драматург Марк Розовский
Отца Марка Григорьевича – Семена Шлиндмана – арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, когда сыну не было и года, так что родителя Марк Розовский запомнить не успел. Реабилитировали Шлиндмана после смерти Иосифа Сталина. В северных лагерях он провел 18 лет.
Услышав об аресте зятя, маленького Марка забрала в Москву бабушка. Вскоре переехала в столицу и мама. Женщина повторно вышла замуж за сослуживца Григория Розовского. Позже Марк Розовский рассказал, что это был формальный брак по расчету, ведь мама продолжала любить отца до конца жизни. Отчим усыновил мальчика: режиссер носит его отчество и фамилию.
Марк Розовский
В жилах Розовского течет еврейская кровь отца и русско-греческая по линии матери. Бабушка, забравшая внука в столицу, была русской, а дед – греком.
В середине 1950-х Розовскому вручили аттестат зрелости, и он направился в главный вуз страны – МГУ, выбрав журналистику. Диплом получил в 1960-м и тут же поступил на курсы сценаристов. Спустя 4 года – в 1964-м – вышел дипломированным сценаристом и режиссером.