Не уходи, ириска! лучшая клоунесса ссср погибла на манеже

Содержание

Закрытие

27 января 2020 года на официальном YouTube-канале программы её художественный руководитель Татьяна Черняева вместе с героями передачи сообщила о её закрытии:

Известие о закрытии передачи съёмочная группа получила 23 января, практически сразу после окончания съёмок блока передач на февраль и март. Руководство канала, в свою очередь, отметило, что закрытие программы связано не с финансовым вопросом, а с изменением программной политики на «ТВ Центре» в частности и на телевидении в целом. Замминистра связи Алексей Волин заявляет, что министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций не считает обоснованным выделение дополнительного финансирования на возобновление детской программы «АБВГДейка» на российском ТВ.

В марте 2020 года последние три выпуска передачи, вышедшие в течение января, были удалены с сайта «ТВ Центра» и его YouTube-канала.

С 5 апреля по 1 мая 2020 года программа выходила в YouTube-формате. Все выпуски были сняты в условиях самоизоляции и посвящены пандемии коронавируса.

Телевидение

В 1975 году на 1-м телеканале появилась новая детская передача «АБВГДейка». Созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит», наша версия благодаря сценариям Эдуарда Успенского вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость.

В 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Передачу буквально заваливали письмами, в которых девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. О том насколько огромен был ее авторитет следи детворы говорит хотя бы такой факт. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска! » Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь.

Конец 70-х – начало 80-х – самый напряженный и самый плодотворный период в жизни Ирины Асмус. Телевидение, театр, цирк – актриса умудрялась совмещать все! При этом, разрываясь между гастролями и съемками, она еще снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», а также в документальных фильмах «Представление» и «На манеже – Ириска». Напряженный график ничуть не сказывался на качестве ее работы. Она от всего сердца дарила счастье и радость детворе, хотя сама была глубоко несчастным человеком…

В 1985 г. Ирину Асмус без объяснений отстранили от ведения телепередачи. Сложно сказать, что послужило настоящим поводом. Претензии зрителей были довольно неожиданными. Так, однажды в адрес телевидения пришло письмо с глупым обвинением клоунессы в том, что она перевязала дерево бинтом после того, как его поцарапала: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?»

Многие цирковые драматурги бились над проблемой — какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу.

Вот как выглядели ее репризы.

…Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может случиться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонек, от которого постепенно оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу — символ света…

Эта жизнеутверждающая сценка «Да будет свет! » прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.

Еще одна любимая клоунада артистки — «Дрессировщица». Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя «дрессированного змея», горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. «Змей» негодует, зрители смеются: «Ох уж этот «вечерний звон»!

Трио «Толдоновы»

Несмотря на название, в тройке артистов был только один Толдонов – однокурсник Довганя Петр. Третьим участником стал молодой клоун Замир Мустафин. Несмотря на смену специализации, Виталий остался верен музыке. Дело в том, что трио выступало в оригинальном жанре музыкальной эксцентрики.

Коронным номером коллектива был «Русский сувенир». Трио выходило на сцену в костюмах скоморохов с гармошками, ложками, балалайками и жалейками, при этом у каждого участника было свое амплуа. Довгань выступал с ложками, изображая умельца на все руки, в руках которого начинает играть любая вещь.

Помимо выступлений с московским цирком «Толдоновы» гастролировали с Ленинградским мюзик-холлом и смогли побывать в США, Канаде, Франции и почти всех соцстранах мира. Стоит ли говорить, что в СССР их коллективу рукоплескали десятки городов, от Калининграда до Петропавловска-Камчатского.

Программа «АБВГДейка»

На 70-80-е годы пришелся пик известности Асмус. Она успевала сниматься на телевидении, в кино, выступать в цирке, ездить на гастроли.

Ей было суждено стать известной всей стране. Тридцатисемилетнюю Ирину Асмус вместе с другими клоунами пригласили на второй сезон детской программы «АБВГДейка». Эта передача, которую вела Татьяна Черняева, стала знаковой, она запала в душу практически всем ребятам. Существовавшие до нее другие детские телепрограммы просто отошли на второй план.

Ириска вместе с клоуном Клепой (артистом Виталием Довганем) на 8 лет съемок стали настоящими соавторами телевизионщиков, щедро насыщая базовый сценарий своими репризами и экспромтами. Достойно им ассистировали клоуны Валерий Левушкин и Юрий Шамшадинов. Партнеры любили и уважали Ириску — активный, шебутной, динамичный «мотор программы».

Группа клоунов «АБВГДейки» приобрела популярность, превышающую ту, которую имели народные артисты СССР. На каждую свою передачу программа получала 4-5 тысяч писем. Этого не могли не замечать завистники.

Вся жизнь Виталия Алексеевича прошла на сцене

Зрители узнали, что сын Виталия живет с матерью в Швеции и со своим отцом не общается. Старшая дочь артиста тоже живет на чужбине, в Великобритании, и как и брат не стремится общаться с родителем. Довгань рассказал о том, что много раз пытался наладить личную жизнь, но получилось это у него только в последнем браке.

Как это нередко бывает, человек, знающий как сделать счастливыми миллионы детей, сам был беспомощен против своей судьбы и в жизни был не так жизнерадостен, как на сцене и на экране.

Несмотря на это, «советский Джокер» Клепа не обозлился на весь мир и продолжал дарить окружающим радость.

Умер Виталий Алексеевич в 2015 году и его уход практически никто не заметил.

Несчастный случай

В конце апреля 1986-го ей должно было исполниться 45 лет. Возможно, впереди её ждал новый поворот в карьере. Драматический талант позволял вновь сменить амплуа, вернуться в театр, ещё раз попробовать себя в кино или на телевидении.

За день до смерти у Ирины состоялся неприятный телефонный разговор с мужем. Муж в резких тонах настаивал, чтобы артистка отдала ему большую квартиру в Ленинграде. Ирина отказалась. Примечательно, что именно муж являлся постановщиком данного номера и — до своего ухода — ассистентом Ириски.

Узнать, что могло бы быть дальше, нам не суждено. В марте 1986 года Ирина Асмус вместе с цирком приехала на гастроли в Гомель.

15 марта 1986 года, в субботу, на дневном представлении был аншлаг. Родители с детьми шли посмотреть на любимую Ириску.

В программе Ирины Асмус был эффектный трюк «Старушка на абажуре»: под самым куполом она вращалась вокруг своей оси. Как потом установила экспертиза, во время исполнения трюка отказала машинка для вращения, в которой оказалась расклёпанной гайка. Страховочный трос артистка перед исполнением вращения отстегнула сама, чтобы он не мешал движениям.

Ириска упала на манеж с большой высоты. Её тут же унесли за кулисы, куда срочно вызвали медиков. Но помощь врачей была уже не нужна: Ирина Асмус погибла мгновенно в результате многочисленных травм и вызванного ими внутреннего кровоизлияния.

Расследование пришло к выводу, что смерти артистки «способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту». Конструкцию машинки для вращения, погубившей Ирину Асмус, после трагедии в Гомеле было запрещено использовать.

В суде Центрального района Гомеля судья решил, что инженер по технике безопасности и инспектор манежа виновны в том, что «не испытали механизм под нагрузкой и не сверили его конструкцию с техническим паспортом аппарата». А расхождения с описанием на бумаге действительно были. Оказывается, по техническому паспорту в аппарате «Абажур подвесной» не должно было быть никакой машинки для вращения.

Оба подсудимых свою вину не признали. По их словам, внешне механизм не вызывал опасения, поэтому испытывать его и сверять с чертежами смысла не было.

Судья отметил, что этот же несчастный случай мог произойти в цирке Ленинграда, Минска, Днепропетровска и других городов, где клоунесса выступала до гастролей в Гомеле. В этих цирках Ирискин «абажур» тоже не проверяли и не испытывали. В приговоре суда сказано: «Смерти артистки способствовало халатное исполнение своих обязанностей должностными лицами ряда цирков, не выявивших своевременно грубое несоответствие аппарата техническому паспорту».

Ирину Павловну Асмус похоронили в Ленинграде, на Большеохтинском кладбище.

В 1986 году не было ещё интернета, о трагедии в Гомельском цирке не говорили по телевидению, статью о гибели Ириски читали далеко не все. Для многих поклонников, больших и маленьких, Ириска осталась живой, смеющейся и жизнерадостной.

Видео

https://youtube.com/watch?v=zMQrxC0pkD0

Источники

  • http://facecollection.ru/people/irina-asmushttps://chippfest.blogspot.com/2016/04/75th-anniversary-of-the-Iriska-from-ABVGDeyka-The-First-Red-Clown-Woman.htmlhttp://back-in-ussr.com/2014/02/irina-asmus-iriska.htmlhttps://chtoby-pomnili.livejournal.com/429457.htmlhttps://pics.ru/klounessa-iriska-irina-asmushttp://www.aif.ru/culture/person/ne_uhodi_iriska_luchshaya_klounessa_sssr_pogibla_na_manezhehttp://www.mega-stars.ru/actresses/asmus.phphttps://www.syl.ru/article/308724/irina-asmus—tsirkovaya-artistka-klounessa-biografiya-iriska-v-televizionnoy-peredache-abvgdeykahttp://fb.ru/article/215094/irina-asmus-biografiya-filmografiya-roli-i-lichnaya-jiznhttps://www.liveinternet.ru/users/komrik/post369690435/https://only-holiday.ru/raznoe/irina-asmus-biografiya.html

     

«Золотой» состав

В программе, которая в январе 2020 года отметит свое 45-летие, менялись и ведущие, и персонажи. Неизменным остается только Клепа, весельчак, любящий шалости и по этой причине регулярно попадающий в неловкие, зато поучительные ситуации.

Статья по теме

Вечно живые. 5 программ, которые вернулись на ТВ после долгого перерыва

Не все знают, но «наш советский Джокер» в «АБВГДейке» появился все-таки не сразу. В первых сезонах детей учили клоуны Сеня (Семён Фарада), Саня (Александр Филиппенко), Таня (Татьяна Непомнящая) и Владимир Иванович (Владимир Точилин). Но занятость ставших чрезвычайно популярными в театре и кино Фарады и Филиппенко сделала невозможной дальнейшие съемки передачи с ними.

И в 1978 году состав «АБВГДейки» обновили. Теперь в него вошли клоуны Ириска (Ирина Асмус), Клёпа (Виталий Довгань), Лёвушкин (Валерий Лёвушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов).

Этот состав, участвовавший в съемках на протяжении шести лет, можно назвать «золотым». Клоуны из «АБВГДейки» превратились в любимцев не только детей, но и взрослых.

«Моторами» программы были Ириска и Клепа. Их партнер по передаче Валерий Левушкин вспоминал: «Ириска с Клёпой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру».

Цирк и телевидение

В 1958-м на советские экраны вышла телевизионная сказка «Новые похождения кота в сапогах», в которой Ирина исполнила эпизодическую роль. Этот проект положил начало фильмографии юной актрисы.

Окончив училище, девушка поступила в цирк. Она не боялась прыгать на скакалке, взбираться под купол, ходить по канату и кататься на мотоцикле. Особенно удачно Ирине удавались выступления в жанре эквилибристика. К сожалению, во время одной из тренировок Асмус получила травму, после которой врачи сообщили ей о необходимости отказаться от выступлений.

Ирина Асмус и Николай Боярский (кадр из фильма «12 стульев»)

Девушка расстроилась, но грустила недолго — она решила испытать свои силы в театральном искусстве, поступив в ленинградскую студию Театра юного зрителя. Благодаря внешним данным ее амплуа было понятно сразу — Ирина играла в основном юношей и подростков. Однако вскоре стало ясно, что ученица может справиться не только с травести-жанром, но и с трагическими и комедийными ролями.

Позже Асмус пригласили в театр имени Комиссаржевской, где девушка приняла участие в таких постановках, как «Принц и нищий», «Золушка», «Ромео и Джульетта». Местные печатные издания начали публиковать фото с восходящей звездой и называть ее ведущей актрисой. При этом Ирина никак не могла забыть арену цирка. Она наловчилась совмещать две работы — в театре на время новогодних и детских праздников, а также в цирке на Фонтанке, куда девушка отпрашивалась после окончания основной деятельности.

Ирина Асмус и Нина Шаролапова (кадр из фильма «Старая крепость»)

На представлениях Асмус перевоплощалась в Незнайку, старуху Шапокляк, Вольку из «Старика Хоттабыча». Дети из зрительного зала тогда представить не могли, что скоро она станет их любимой телевизионной клоунессой. Игра в театре не могла полностью удовлетворить артистку, она не переставая думала о манеже. Арена так влекла ее, что девушка сделала роковой выбор — оставила театральные подмостки и вернулась к постоянной загруженности в цирке.

В 1977 году на советские экраны вышла детская передача «АБВГДейка», которая была направлена на то, чтобы обучить детей алфавиту. Каждый выпуск посвящен отдельной букве, которую зрители учили вместе с клоунами. Асмус играла героиню по имени Ириска, которая выглядела как Пеппи Длинныйчулок: две торчащие в разные стороны рыжие косички, озорная кепка, мешковатый комбинезон и задорные веснушки. Любимцами зрителей стали клоуны Клепа и Ириска.

Ирина Асмус на арене цирка

Впоследствии «АБВГДейка» завоевала всесоюзную известность, а слава ведущих затмила даже популярность киноартистов. Таким образом, 37-летняя Ирина обрела славу и любовь аудитории. К сожалению, современные зрители мало знакомы с творчеством женщины, сейчас она ассоциируется в основном со своей однофамилицей — подающей большие надежды актрисой Кристиной Асмус, хотя на самом деле между ними никакого родства нет. Их фамилия относится к немецкой национальности.

Вместе с деятельностью в телепередаче клоунесса продолжала работать в цирке. Это продолжалось 8 лет, до тех пор, пока в 1986-м не набрали новый ведущих популярной программы.

Ирина Асмус в образе Ириски и Сергей Балабанов в образе Клепы (кадр из передачи «АБВГДейка»)

Клоун-женщина — действительно редкое явление. Быть смешным и не вызывать к себе жалость — не самая простая работа, но Ирине Асмус это удавалось с легкостью. Она, выступая практически без грима, не разрывая свою одежду и не кувыркаясь, как это делают другие профессионалы, веселила аудиторию, но не унижала себя. Образ на арене соответствовал тому, что был в «АБВГДейке». Все свои цирковые представления женщина придумывала сама.

Один из успешных номеров высмеивал обыденность советских представительниц слабого пола, которые нагружали себя покупками после работы и больше не выглядели так хрупко и нежно, как утром, только выйдя из дома. Ирина представала на арене в образе элегантной танцующей дамы, которая с каждым взваленным на себя пакетом или сумкой теряла ухоженный внешний вид — ее одежда начинала рваться, волосы — растрепываться.

Ирина Асмус — «Песня Ириски»

Клоунессе удавалось быть одновременно самой собой и каждым из присутствующих в зале людей. По этой причине аудитория так любила Ириску и часто бросали на арену цветы и конфеты прямо во время выступления.

В образе клоуна Асмус не останавливалась, она мечтала совершать полеты под самый купол цирка. В ее творческом репертуаре появился номер, в который входили элементы эквилибристики. Он получил название «Танец на абажуре» и подразумевал под собой финальный прыжок головой вниз, совершенный с помощью машинки вращения. Впоследствии он и стал причиной смерти талантливой клоунессы.

Музыкальный эксцентрик

«АиФ» писали об Ирине Асмус, чья жизнь закончилась трагически. Ее партнер по программе Виталий Довгань, как и Асмус, до прихода на ТВ уже имел за плечами богатую творческую биографию.

Он родился в 1942 году в Москве. В детстве и юности Виталий тянулся к музыке. Он играл на кларнете, аккордеоне, фортепиано, даже руководил джазовым оркестром. В 1963 году Довгань поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства, которое окончил с отличием. В цирке на Цветном бульваре молодой артист вошел в клоунское трио «Толдоновы», которое возглавлял его однокурсник Пётр Толдонов. Третьим членом коллектива стал Замир Мустафин.

«Толдоновы» выступали в жанре музыкальной эксцентрики, их коронным номером стал «Русский сувенир», в котором артисты выходили на манеж в образе русских скоморохов  и играли гармошках, ложках, жалейках и балалайках. Фишкой Довганя была игра на ложках с выполнением темповых кульбитов. Он изображал умельца-хитреца, в руках которого любая вещь может зазвенеть и заиграть. Трио гастролировало вместе с Ленинградским мюзик-холлом, срывая овации в Париже, Канале, США и других странах мира.

В конце 1970-х годов Довгань пришел на режиссёрскую работу во Всесоюзную дирекцию по подготовке новых цирковых номеров, аттракционов и программ (ЦЦИ). В 1980 году он получил диплом режиссерского факультета ГИТИСа.

Клепа и Ириска. Фото: Кадр из программы

Авторы Гайдпарка

  • Игорь Авдеев

    Против

    Читать полностью

  • Сергей Слизников

    Демократия и Россия – два несовместимых понятия

    Читать полностью

  • Александр Ларин

    Подходящая пара: он старенький, а она страшненькая

    Читать полностью

  • WikiLeaks

    В Белоруссии отмечается новый государственный праздник

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Признание Соловьева

    Читать полностью

  • ПЕРЕД ПРОЧТЕНИЕМ СЖЕ

    О чём молчал Марк Твен

    Читать полностью

  • Александр Попов

    Новые города будут строить не только в Сибири, но и в Крыму

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Вот таким безразмерно эксцентричным был мой однокашник студент ЛИАПа Слава Семенов

    Читать полностью

  • Артур  Ахмедов

    В окружении Путина эпицентр эпидемии

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    Неужели все уже забыли про гибель генерала Зиничева?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Так все необычно и чудесно было в этой научной Дубне в СССР

    Читать полностью

  • Александр Бабкин

    У какой страны наиболее деструктивная внешняя политика в мире?

    Читать полностью

История и образ Клёпы

Клоун Клёпа стал несменяемым учеником проекта с 1978 года. Тогда надевал на себя яркий цирковой костюм Виталий Довгань, советский артист телевидения и цирка, режиссер и педагог. В той команде вместе с Клёпой работала учительница Татьяна Кирилловна и другие ученики — Ириска, Левушкин и Юра.

Виталий Довгань пришел в «АБВГДейку» уже профессионалом, имеющим за плечами большой опыт в цирковом и телевизионном искусстве. Поэтому он не только исполнял роль ведущего артиста, но отчасти составлял сценарий передачи. В 1984 году произошла очередная смена состава. Абсолютно все артисты ушли, кроме Клёпы. Дело в том, что расставание с веселым и бесбашенным недотепой грозило настоящим бунтом у маленьких зрителей.

Но только год спустя вакантное место рыжего клоуна занял другой актер — Сергей Балабанов. И более чем 30 лет Клёпу играет только он. Такая верность образу сделала Балабанова известнейшим актером советского и российского телевидения.

Образ Клёпы по-своему уникален. Это неутомимый весельчак, который по-доброму относится к коллегам. Но нередко обижается на то, что его предложения не принимают всерьез. Клёпа часто становится идейным вдохновителем команды и искренне не понимает, почему совершает что-то неправильное.

Вместе с учительницей клоуны разбирают свои поступки, на личном примере объясняя детям азы жизни — не только то, что касается школьного образования, но и то, что пригодится человеку в семье и социуме.

Амплуа самого клоуна сегодня претерпевает изменения. С выходом на большие экраны психологического триллера «Джокер», фильма «Оно» веселый циркач стал ассоциироваться с чем-то мрачным, зловещим и опасным. Популярность этих киногероев натолкнула зрителя на сравнение их с артистами цирка.

Жизнерадостного и добродушного Клёпу стали называть «советским Джокером». Хотя понятно, что такая ассоциация не имеет никакого под собой основания. Если говорить о схожести в описании внешнего облика, то более или менее на эту роль подошел бы танцующий клоун Пеннивайз.

И хоть при слове «клоун» неосознанно приходят на ум мысли о персонажах блокбастеров, Клёпа остается любимым героем, не изменяющим своему амплуа десятки лет. И это единственный герой передачи, который не уходит с экранов практически с самого начала существования телепроекта.

Смерть на манеже

В течение 8-ми лет Асмус вела «Абвгдейку» вместе с другими персонажами Клепой, Юрой, Левушкиным. Руководила неугомонными клоунами Татьяна Черняева или просто тетя Таня. Будучи уже довольно опытной артисткой, Ирина сразу завоевала любовь юных зрителей. До сих пор неизвестно, по какой именно причине в 1985 году Асмус попросили покинуть проект. Ее место заняла другая актриса. А Ириска стала жить, как прежде, исключительно на арене цирка. Причем, в качестве клоунессы она порой исполняла и очень опасные трюки.

Весной 1986 года Асмус вместе с труппой уехала в Белорусскую ССР на гастроли. Во время выступления в Гомеле конструкция, на которой Ирина вращалась на высоте, вдруг развалилась, и артистка упала на арену. Страховочный трос Асмус не пристегнула, чтобы тот не мешал выступлению. Ириска скончалась. В результате расследования выяснилось, что оборудование для вращения было неисправно. После смерти Асмус аналогичные конструкции были запрещены.

Персонаж остался, артист сменился

В «АБВГДейку» Виталий Довгань пришел состоявшимся профессионалом, и поэтому взял на себя роль не только ведущего артиста, но отчасти — постановщика передачи. Дети, млевшие от Клепы, разумеется, не знали, что их любимый клоун ставит репризы для своих партнеров не только на телевидении, но и в цирке. Он поставил десятки цирковых номеров, воспитал целую плеяду молодых клоунов, называвших Виталия Довганя своим учителем.

В 1984 году «АБВГДейка» пережила очередную смену состава. Ушли все, кроме Клепы: руководство ТВ опасалось бунта детей и родителей, вызванного расставанием с бесшабашным и веселым недотепой. Вот только спустя год Клепа стал другим. Эту роль вместо Довганя стал исполнять артист Сергей Балабанов, который сохраняет верность образу более трех десятков лет.

Статья по теме

Не уходи, Ириска! Детям объясняли, что она «выросла, выучилась» и ушла

Виталий Довгань продолжал работать в цирке, а также в московском Театре на Юго-Западе, в котором выступал в качестве актёра и постановщика цирковых и клоунских трюков.

В 1994 году ему было присвоено звание «Заслуженный артист Российской Федерации».

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); «Золотой» состав «АБВГДейки»

С этого момента в студии работали клоуны Клепа (Виталий Довгань), Ириска (Ирина Асмус), Левушкин (Валерий Левушкин) и Юра (Юрий Шамшадинов). Этот состав не изменялся шесть лет и успел полюбиться как детям, так и их родителям.

Основными персонажами передачи были Клепа и Ириска. Артисты быстро нашли общий язык и отлично «сыгрались».

«Ириска с Клепой, будучи более профессиональными на тот период времени людьми, быстренько текст разбрасывали между собой. В итоге, когда мы появлялись в кадре, Ириска щебетала, Довгань ей подыгрывал, а мы, как два болвана, тупо смотрели в камеру.»

На самом деле, ведущим актерам передачи опыта было не занимать. За плечами Ирины Асмус был солидный стаж работы в цирке, а Виталий Довгань был не только цирковым артистом, но и отличным музыкантом.

Виталий Довгань родился в 1942 году в Москве. В детстве и юности он не думал о цирковой карьере и был всецело поглощен музыкой, считая, что в ней его предназначение. Еще в школьные годы Довгань освоил аккордеон, фортепиано и кларнет. Позднее пришло увлечение современной музыкой и молодой музыкант одно время даже руководил джаз-бэндом.

В 1963 году Виталий поступил в Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Учился Довгань с удовольствием и учебное заведение закончил с отличием. После этого молодой специалист начал работать в знаменитом Цирке на Цветном бульваре, в клоунском трио «Толдоновы».

Здравствуй, цирк, и прощай

За годы учебы Асмус овладела многими дисциплинами: и акробатикой, и хождением по канату или проволоке, и трюками на мотоцикле, и эквилибристикой (искусство делать акробатические упражнения, не теряя равновесия в самых трудных и неустойчивых положениях тела). В итоге будущая звезда остановилась на последнем.

После окончания училища, в 1960-м, 19-летняя Ирина начала работать в паре с Леонидом Костюком — будущим знаменитым эквилибристом и руководителем цирка на проспекте Вернадского.

Молодые люди репетировали номер с першами (шесты длиной от двух до десяти метров). «Верхний» эквилибрист взбирается под самый купол по першу, который в это время держит его партнер, и уже там на крохотном пятачке демонстрирует различные трюки. «Верхней» как раз была Ирина.

Так выглядит выступление на першах

Увы, одна из репетиций закончилась неудачно: Асмус упала с высоты, получив серьёзную травму голову. Врачи навсегда запретили девушке заниматься эквилибристикой, и ей пришлось подчиниться. Тогда судьба как будто предупредила ее об опасности…

Отказавшись от работы на высоте, Ирина не видела дальнейшего развития карьеры в качестве цирковой артистки.

Асмус вспомнила о своем увлечении театром и пошла учиться в драматическую студию при ленинградском ТЮЗе. Девушку приняли сразу на второй курс.

Именно там Ирина познакомилась со своим первым мужем — актером Александром Хочинским. В порыве страсти молодые люди поженились буквально через два месяца после знакомства. И также быстро разошлись.

По одной версии, новоиспеченные супруги, оба молодые и амбициозные артисты, просто не справились с банальными бытовыми проблемами. Другая же версия гласит, что Ирина не дождалась Александра из армии: якобы у молодой женщины случился роман, который положил конец ее браку.

Первым мужем Ирины Асмус стал Александр Хочинский

Возможно, «разлучником» Хочинского и Асмус стал ее второй муж, о котором никому ничего неизвестно. Об этом мужчине не написано ни в одном источнике, про него не знает даже третий супруг артистки Михаил Сычев. Ходили лишь слухи, что избранник Ирины работал инспектором в цирке и именно он поставил ей — в прямом смысле — смертельный номер «Старушка на абажуре».

Первое и последнее падение

Ирина Асмус с детских лет мечтала о цирковой арене. Окончив эстрадно-цирковое училище, Асмус стала выступать в паре со своим бывшим однокурсником Леонидом Костюком. Костюк держал длинный шест, взобравшись на который Асмус выполняла различные трюки. Зрители принимали номер с восторгом, но вскоре Ирине пришлось распрощаться с цирковой карьерой. Однажды она упала с шеста и ударилась головой. Травма оказалась настолько серьезной, что врачи порекомендовали Асмус заняться чем-нибудь другим.

Так Ирина оказалась на телевидении. 8 лет она вместе с тетей Таней, клоунами Юрой и Левушкиным вела познавательную детскую передачу «АБВГДейка». В 1985 году Асмус покинула телевизионный проект и, вопреки советам медиков, снова вернулась на арену.

Спустя несколько месяцев, находясь на гастролях в белорусском Гомеле, Ирина Асмус погибла. Она сорвалась с высоты. В результате расследования трагедии выяснилось, что артистка не была пристегнута страховочным тросом. Кроме того, механизм, обеспечивающий вращение циркачки, оказался неисправен. Виновные в инциденте инженер по технике безопасности и инспектор манежа были наказаны.

https://youtube.com/watch?v=gOSxcfjqVdQ%3F