«не уходи, ириска!»: лучшая клоунесса ссср погибла на манеже

Содержание

Смертельный номер

«Старушка на абажуре» — трюк, относящийся к особо опасным. За подобные выступления цирковым артистам полагалась повышенная пенсия. Ирина понимала, что лечение сына будет недешевым и старалась обеспечить себе достойное пособие.

Март 1986 года. Асмус одна из первых согласилась на гастроли в белорусский город Гомель, ведь там неподалеку служил в армии её любимый ребёнок.

За несколько дней до выступления мать навестила сына. «На душе кошки скребли. Когда мы с ней прощались, она буквально ревела. Я никогда не видел, чтобы мама плакала так сильно и без причины», — позже вспоминал Андрей.

15 марта на манеже гомельского цирка был аншлаг. Полторы тысячи зрителей собрались посмотреть на знаменитую Ириску.

И вот, Асмус появилась на арене. На глазах у изумленной толпы артистка взмыла под купол на шейной петле, которая была закреплена на специальной машинке. Затем там, наверху, в эту петлю она продела ногу, отстегнула страховку, так как та мешала выполнению трюков, начала кружиться и… вдруг камнем полетела вниз с 12-метровой высоты…

Клоунессу тут же унесли с манежа, зрители ничего не успели понять, представление продолжилось. Приехавшим сотрудникам «Скорой» оставалось только зафиксировать мгновенную смерть от многочисленных переломов и внутреннего кровоизлияния.

«Я был против того, чтобы Ира исполняла номер ”Старушка на абажуре”. Ей все-таки было 44 года, а в этом возрасте на такую высоту уже не лезут. <…> Мне очень жаль, что я не смог проявить настойчивость в воспитании сына и отвадить его от этой пагубной привычки. Все-таки Ира ради того, чтобы вылечить Андрея, решилась выполнить смертельный трюк. А если бы он не пристрастился к наркотикам, то она не стремилась бы рано выйти на пенсию и, возможно, была бы жива по сей день…» — сетует Михаил.

В Ленинграде в родном цирке артистки была организована гражданская панихида. Тысячи людей пришли проводить любимую Ириску в последний путь.

Аплодисментов, как это принято у артистов, не было — по просьбе вдовца: «Ненавижу эту традицию: как можно хлопать в такой день?».

Ирина Асмус похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге. После ее смерти было возбуждено уголовное дело. В ходе расследования были осуждены двое рабочих — они получили условный срок. Некоторые пытались доказать, что Ириска сама виновата в собственной смерти. Были и другие версии произошедшего (в убийцы записывали даже «призрачного» второго мужа Асмус), однако какая бы из них ни оказалась правдой, случившегося уже не изменить.

Артистки не стало более 30 лет назад, в апреле этого года ей исполнилось бы 77. Ириска осталась в памяти детей советского времени добрым и светлым человеком. Какой Асмус и была. Она отдавала цирку всю себя: своё сердце, душу, силы. И саму жизнь.

Оркестра марш искрится в море света, Трибуны, смех, манежа точный круг. Люблю тебя всем сердцем беззаветно, Отважный цирк, мой добрый верный друг…

Планы о дальнейшей работе

Об актерской карьере Кристина говорит мечтательно, акцентируя свои стремления на желании сыграть роли в экранизациях классических произведений Чехова, Толстого, Достоевского. Она не против организовать съемки собственного фильма и продолжает стремиться к высотам, уверяя, что нет предела совершенствованию.

Съемкам в кино девушка предпочитает игру в спектаклях. Асмус утверждает, что театру принадлежит душа, а импровизация дает ей возможность быть живой.

Примером является участие актрисы в иммерсивном шоу «Вернувшиеся». В своем интервью она описывала новый опыт выражения себя на сцене, взаимодействия со зрителем. В подобном шоу актеры не имеют времени на перерыв, передышку, иногда приходится работать в непредвиденных обстоятельствах.

По правилам шоу лицо зрителя должно быть скрыто маской. Также запрещается разговаривать с актёрами и прикасаться к ним. Зритель самостоятельно определяет для себя продолжительность спектакля и свой маршрут по локациям. Асмус в интервью рассказала, что на одной из таких импровизаций у нее украли обувь, а следом отлетела пуговица на одежде. Пришлось играть роль босиком, придерживая юбку. Своим девизом актриса считает фразу «Меньше, но качественнее».

Почему муж считает Андрея виновным в смерти матери

И муж, и сын артистки очень тяжело пережили ее гибель. Андрей потом вспоминал, что за пару дней до рокового выступления, прощаясь с ним, Ирина Асмус плакала навзрыд, что было для нее совершенно не характерно.

Сейчас Андрею Асмусу уже больше 50 лет, он живет в Санкт-Петербурге. Получив профессию оператора, он ведет съемку различных торжеств. У него — двое взрослых детей: дочь и сын.

Михаил Сычев, хоть и называет Андрея по-прежнему сыном, считает его одним из виновников в смерти Ириски — ведь она рисковала жизнью, чтобы к 45 годам выйти на пенсию и наконец-то вплотную заняться проблемным сыном.

Детские годы и выбор профессии

Ирина родилась 28 апреля 1941 года, в семье инженера-строителя и домохозяйки. Детство будущей знаменитости пришлось на тяжелое военное и послевоенное время, родителям часто приходилось переезжать с места на место из-за профессии папы – страна восстанавливалась после тяжелого испытания. В каждом новом месте девочка старалась попасть на различные творческие кружки, так как ее привлекали все виды лицедейства – актерство, балет, эстрадные выступления.

После выпуска в средне образовательной школе Ирина отправилась в хореографическое училище Большого театра и прошла отборочный тур. Однако талантливую девочку остановило замечание педагогов о ее росте – невысокая балерина была обречена всю жизнь выступать на вторых ролях. Это не устроило амбициозную девушку и Асмус перевелась в Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Интересный факт: впервые на экранах страны Ирина Асмус появилась в сказке «Кот в сапогах», сыграв сразу две роли – Черной пешки и девочки Клавы в 1958 году. Это было во время учебы.

После окончания училища Ирина была принята в  цирк. Миниатюрной девушке досталась очень сложная работа – в качестве эквилибриста Асмус выступала на першах вторым номером. Другими словами, партнер циркачки держал длинную палку, на которой Ирина выполняла сложнейшие акробатические трюки без страховки на десятиметровой высоте. Номер был принят зрителями с восторгом, все гастроли труппы имели бешеный успех и международное признание.

Цирк и телевидение

В 1958-м на советские экраны вышла телевизионная сказка «Новые похождения кота в сапогах», в которой Ирина исполнила эпизодическую роль. Этот проект положил начало фильмографии юной актрисы.

Окончив училище, девушка поступила в цирк. Она не боялась прыгать на скакалке, взбираться под купол, ходить по канату и кататься на мотоцикле. Особенно удачно Ирине удавались выступления в жанре эквилибристика. К сожалению, во время одной из тренировок Асмус получила травму, после которой врачи сообщили ей о необходимости отказаться от выступлений.

Ирина Асмус и Николай Боярский (кадр из фильма «12 стульев»)

Девушка расстроилась, но грустила недолго — она решила испытать свои силы в театральном искусстве, поступив в ленинградскую студию Театра юного зрителя. Благодаря внешним данным ее амплуа было понятно сразу — Ирина играла в основном юношей и подростков. Однако вскоре стало ясно, что ученица может справиться не только с травести-жанром, но и с трагическими и комедийными ролями.

Позже Асмус пригласили в театр имени Комиссаржевской, где девушка приняла участие в таких постановках, как «Принц и нищий», «Золушка», «Ромео и Джульетта». Местные печатные издания начали публиковать фото с восходящей звездой и называть ее ведущей актрисой. При этом Ирина никак не могла забыть арену цирка. Она наловчилась совмещать две работы — в театре на время новогодних и детских праздников, а также в цирке на Фонтанке, куда девушка отпрашивалась после окончания основной деятельности.

Ирина Асмус и Нина Шаролапова (кадр из фильма «Старая крепость»)

На представлениях Асмус перевоплощалась в Незнайку, старуху Шапокляк, Вольку из «Старика Хоттабыча». Дети из зрительного зала тогда представить не могли, что скоро она станет их любимой телевизионной клоунессой. Игра в театре не могла полностью удовлетворить артистку, она не переставая думала о манеже. Арена так влекла ее, что девушка сделала роковой выбор — оставила театральные подмостки и вернулась к постоянной загруженности в цирке.

В 1977 году на советские экраны вышла детская передача «АБВГДейка», которая была направлена на то, чтобы обучить детей алфавиту. Каждый выпуск посвящен отдельной букве, которую зрители учили вместе с клоунами. Асмус играла героиню по имени Ириска, которая выглядела как Пеппи Длинныйчулок: две торчащие в разные стороны рыжие косички, озорная кепка, мешковатый комбинезон и задорные веснушки. Любимцами зрителей стали клоуны Клепа и Ириска.

Ирина Асмус на арене цирка

Впоследствии «АБВГДейка» завоевала всесоюзную известность, а слава ведущих затмила даже популярность киноартистов. Таким образом, 37-летняя Ирина обрела славу и любовь аудитории. К сожалению, современные зрители мало знакомы с творчеством женщины, сейчас она ассоциируется в основном со своей однофамилицей — подающей большие надежды актрисой Кристиной Асмус, хотя на самом деле между ними никакого родства нет. Их фамилия относится к немецкой национальности.

Вместе с деятельностью в телепередаче клоунесса продолжала работать в цирке. Это продолжалось 8 лет, до тех пор, пока в 1986-м не набрали новый ведущих популярной программы.

Ирина Асмус в образе Ириски и Сергей Балабанов в образе Клепы (кадр из передачи «АБВГДейка»)

Клоун-женщина — действительно редкое явление. Быть смешным и не вызывать к себе жалость — не самая простая работа, но Ирине Асмус это удавалось с легкостью. Она, выступая практически без грима, не разрывая свою одежду и не кувыркаясь, как это делают другие профессионалы, веселила аудиторию, но не унижала себя. Образ на арене соответствовал тому, что был в «АБВГДейке». Все свои цирковые представления женщина придумывала сама.

Один из успешных номеров высмеивал обыденность советских представительниц слабого пола, которые нагружали себя покупками после работы и больше не выглядели так хрупко и нежно, как утром, только выйдя из дома. Ирина представала на арене в образе элегантной танцующей дамы, которая с каждым взваленным на себя пакетом или сумкой теряла ухоженный внешний вид — ее одежда начинала рваться, волосы — растрепываться.

https://www.youtube.com/embed/gOSxcfjqVdQ

Ирина Асмус — «Песня Ириски»

Клоунессе удавалось быть одновременно самой собой и каждым из присутствующих в зале людей. По этой причине аудитория так любила Ириску и часто бросали на арену цветы и конфеты прямо во время выступления.

В образе клоуна Асмус не останавливалась, она мечтала совершать полеты под самый купол цирка. В ее творческом репертуаре появился номер, в который входили элементы эквилибристики. Он получил название «Танец на абажуре» и подразумевал под собой финальный прыжок головой вниз, совершенный с помощью машинки вращения. Впоследствии он и стал причиной смерти талантливой клоунессы.

Ирина Асмус. Личная жизнь

На обаятельную девушку в театре обратил внимание актер, известный по роли Левки-цыгана из фильма «Бумбараш». Ирина Асмус и Александр Хочинский заключили брак, однако тот продержался совсем недолго

Ситуация банальна: молодожена призвали в армию, а его молодая супруга-артистка, на которую имели виды многие мужчины, не устояла. Впоследствии Народный артист РФ рассказывал, что, узнав об этом, поседел.

Артистку манила атмосфера манежа, кажущаяся ей более родной, чем строгость и классика театральных постановок. Ирина Асмус отпрашивалась в театре для цирковых представлений во время школьных каникул, где играла роли детских персонажей: Незнайки, Вольки, старухи Шапокляк. Однажды зашедший по своим делам в цирк драматург Володин увидел Ирину, которую хорошо знал, и шутливо спросил: «А что ты здесь делаешь, Ириска?» Эта фраза и породила ставшее знакомым для всей страны сценическое имя.

Кстати, инспектор арены цирка на Фонтанке и увел супругу от Хочинского. По иронии судьбы, именно второй муж актрисы поставил злосчастный номер, приведший актрису к гибели через полтора десятка лет.

С третьим мужем, цирковым артистом Михаилом Сычевым Ирина Асмус познакомилась в 1967 году, пребывая на гастролях в Кишиневе. 27-летняя актриса почувствовала в нем душу родственную. В следующем году они поженились. Михаил усыновил ее ребенка Андрея.

Три брака, любимый сын и ранний уход

Со своим будущим супругом Александром Хочинским клоунесса познакомилась в ТЮЗе. Страстный роман продолжался два месяца, а потом молодые люди решили пожениться. Потом была вынужденная разлука: Александра призвали в армию. Ирина не дождалась мужа. За ней начал ухаживать инспектор манежа и она влюбилась. Многие потом говорили, что это была её большая ошибка. Хочинский в неё души не чаял и любил бы до старости. Но, как говорится, молодо-зелено…

Второй брак не был счастливым, хотя в нём родился сын Андрей. Супруги расстались, однако продолжали вместе работать, придумывали сложные цирковые номера.

Третьим супругом Асмус стал артист цирка Михаил Сычев. На тот момент Ирине исполнилось 26 лет. Михаил окружил любимую женщину заботой, а её маленького Андрюшу усыновил. В семье всё было хорошо, до того момента, пока парень не попал в плохую компанию. Из дому начали пропадать драгоценности. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы юношу не призвали в армию.

Чтобы быть поближе к сыну Ирина уговорила руководство направить её в Гомельский цирк. Именно из-за сына она хотела поскорее уйти на пенсию, посвятить всю себя родному человеку. Позже Андрей вспоминал: «Мама приходила за несколько дней до трагедии, а когда прощались, плакала навзрыд». Может, что-то чувствовала?

В тот день, 15 марта 1986 года, Ирина Асмус, как обычно, взлетела над куполом цирка, чтобы исполнить номер «Танец на абажуре». При вращении сломалась какая-то важная деталь, и клоунесса упала. Свет мгновенно погас, и зрители ничего не поняли. Только на следующий день все узнали о трагедии. Если бы на Ирине был страховочный пояс, то осталась бы жива. Но с ним она не смогла бы совершись сложный номер.

Ирина Павловна была уверена, что принадлежит к старинной цирковой династии Подчерниковых, Эльворти, Асмус. Она подняла много архивов, объездив десятки городов, но доказать свою принадлежность, к цирковому роду Асмус не успела… Но мы то знаем, что Ирина Павловна была одаренной артисткой и Клоунессой с большой буквы!

Если публикация интересна: ПИШИТЕ КОММЕНТАРИИ, ДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ, ЖМИТЕ ? иПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ

Нам очень важна ваша поддержка!

Чтобы не пропустить следующую статью, следите за «ВКУС ПОПУЛЯРНОСТИ» в своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники

  • Предидущее: Как россиянка покоряла США
  • Следующее: Ларс Ульрих из Metallica объявил себя фанатом Хуанеса

Личная жизнь

Личная жизнь Кристины Асмус не отличается насыщенностью — девушка предпочитает крепкие отношения. Первая осознанная любовь с сокурсником Виктором Степаняном не увенчалась успехом, так как актриса уделяла много внимания мечте и карьере, пропадая на съемочных площадках.

В 2013 году в прессе появились слухи об отношениях между Асмус и Гариком Харламовым, с которым актриса снималась в фильме «Лёгок на помине». На тот момент Харламов состоял в браке, вследствие чего на актрису обрушилась волна критики и негодования. Позже шоумен официально подтвердил роман с девушкой и призвал не обвинять её в чём-либо. Вскоре Кристина Асмус и Гарик Харламов поженились.

Через некоторое время поклонников шокировала новость о разводе пары. Впрочем, она оказалась очередной «уткой». Харламов не был разведён со своей предыдущей супругой. Чтобы не оказаться двоеженцем, он расторг брак с Кристиной. Позже шоумен официально расстался с бывшей женой и женился на Асмус. Видео со свадебным танцем молодых насмешило поклонников, ведь в него они внесли каплю юмора.

Несмотря на слухи и распускаемые сплетни, Кристина Асмус живет, совмещая карьеру и семейную жизнь. В новостях то и дело мелькают интригующие заголовки о личной жизни актрисы, некоторые из них говорят об измене мужу, о нарушении гармонии в семье. Знаменитости всё отрицают и показывают всему миру, что у них царит любовь и гармония.

На своей странице в Instagram уже состоявшаяся женщина и мать публикует подробности своей жизни. Женщина не желает, чтобы дочь Анастасия повторяла её судьбу, постоянно говоря о том, что девочка должна сама стать хозяйкой своей судьбы.

Кристина часто проводит отпуск за границей, забывая о работе и заботах, полностью переключая внимание на семью: мужа и дочь. О супруге говорит как о хозяине в доме

Описывает его как эрудированного, серьезного и мудрого человека.

Асмус не только хорошая актриса, но и примерная жена и мать. У нее нет ощущения границы между жизнью и съемками. Практически всегда её появления на публике происходят с семьей, дочь и муж на всех мероприятиях рядом с актрисой.

Для большинства людей Кристина Асмус является эталоном красоты. Девушка делится секретами ухода за собой в интервью и на странице Instagram, где говорит о том, что натуральность — самое прекрасное в жизни. Недавно она призналась, что сидит на жесткой диете и не позволяет себе много есть.

Яркий цирковой образ

Ирина за короткий срок успела создать репертуар клоунессы, участвовать в съемках фильмов, передач, тематических цирковых программ. Бешеный темп жизни не давал ей расслабиться. Ее репризы были по-женски остроумными.

Актриса в них тонко иронизировала по поводу быта, окружающего женщин, подтрунивала над их общительностью.

Среди ее номеров был и такой, когда, выйдя на сцену в образе изящной девушки, ее героиня как бы окунается в женский быт, с его пакетами, авоськами и прочей бытовухой. В конце концов перед зрителями женщина превращается в бабу. Вместо изящного платья на героине Асмус оказывается какая-то жуткая одежонка, лицо ее в завершение номера «украшает» маска вздорной сварливой современницы.

В другой известной репризе героиня Асмус предстает в роли укротительницы змей, только вот в роли рептилии выступает телефон.

Программа «АБВГДейка»

На 70-80-е годы пришелся пик известности Асмус. Она успевала сниматься на телевидении, в кино, выступать в цирке, ездить на гастроли.

Ей было суждено стать известной всей стране. Тридцатисемилетнюю Ирину Асмус вместе с другими клоунами пригласили на второй сезон детской программы «АБВГДейка». Эта передача, которую вела Татьяна Черняева, стала знаковой, она запала в душу практически всем ребятам. Существовавшие до нее другие детские телепрограммы просто отошли на второй план.

Ириска вместе с клоуном Клепой (артистом Виталием Довганем) на 8 лет съемок стали настоящими соавторами телевизионщиков, щедро насыщая базовый сценарий своими репризами и экспромтами. Достойно им ассистировали клоуны Валерий Левушкин и Юрий Шамшадинов. Партнеры любили и уважали Ириску — активный, шебутной, динамичный «мотор программы».

Группа клоунов «АБВГДейки» приобрела популярность, превышающую ту, которую имели народные артисты СССР. На каждую свою передачу программа получала 4-5 тысяч писем. Этого не могли не замечать завистники.

Телевидение

В 1975 году на 1-м телеканале появилась новая детская передача «АБВГДейка». Созданная по идее американской передачи «Сезам-стрит», наша версия благодаря сценариям Эдуарда Успенского вскоре приобрела свою индивидуальность и неповторимость.

В 1978 году на роли ведущих этой передачи были приглашены клоуны Ириска и Клепа. Успех был ошеломляющим. В короткий срок Ирине удалось покорить сердца миллионов советских детей. Передачу буквально заваливали письмами, в которых девочки признавались, что хотят, когда вырастут, стать такими же клоунессами, как Ириска. О том насколько огромен был ее авторитет следи детворы говорит хотя бы такой факт. Однажды в Ташкенте дети узнали, в какой гостинице остановилась Ирина Асмус, и утром под ее окнами начали скандировать: «Ириска! Ириска! » Актриса вышла на балкон и заявила: «Так! В школу идете? На обратном пути покажете дневники». И дети, послушно направились в школу, а на обратном пути выстроились с дневниками перед гостиницей в очередь.

Конец 70-х – начало 80-х – самый напряженный и самый плодотворный период в жизни Ирины Асмус. Телевидение, театр, цирк – актриса умудрялась совмещать все! При этом, разрываясь между гастролями и съемками, она еще снялась в передаче ленинградского телевидения «Дискотека», а также в документальных фильмах «Представление» и «На манеже – Ириска». Напряженный график ничуть не сказывался на качестве ее работы. Она от всего сердца дарила счастье и радость детворе, хотя сама была глубоко несчастным человеком…

В 1985 г. Ирину Асмус без объяснений отстранили от ведения телепередачи. Сложно сказать, что послужило настоящим поводом. Претензии зрителей были довольно неожиданными. Так, однажды в адрес телевидения пришло письмо с глупым обвинением клоунессы в том, что она перевязала дерево бинтом после того, как его поцарапала: «Похвально, что клоуны берегут деревья, но приятно ли будет ходить по лесу с забинтованными деревьями?»

Многие цирковые драматурги бились над проблемой — какие слова вложить в уста женщины-клоуна, что она должна делать на арене? Удалось это известному конферансье, выпускнику режиссерского факультета ГИТИСа Сергею Дитятеву, который написал и поставил Ирине программу.

Вот как выглядели ее репризы.

…Артистка, расшалившись, дует на прожекторы, и они гаснут. Цирк погружается в темноту, слышен вой вьюги. В неверном свете зажженной свечи зрители видят съежившуюся, замерзшую фигурку. Понимая, что может случиться непоправимое, Ириска дыханием согревает робкий огонек, от которого постепенно оживают огни цирка, и бережно уносит с манежа свечу — символ света…

Эта жизнеутверждающая сценка «Да будет свет! » прочно вошла в репертуар Ирины Асмус. В ней полностью раскрывался драматический талант артистки.

Еще одна любимая клоунада артистки — «Дрессировщица». Здесь уже объектом сатиры становятся некоторые женщины, полжизни проводящие у телефона. Демонстрируя «дрессированного змея», горе-укротительница то и дело хваталась за телефонную трубку, забыв обо всем на свете. «Змей» негодует, зрители смеются: «Ох уж этот «вечерний звон»!

Опасный абажур

Кадр из передачи «АБВГДейка»

В цирке белорусского города Гомель 15 марта 1986 года должно было состояться представление московских артистов, в том числе и знаменитой клоунессы из «АБВГДейки» Ириски. Естественно, билеты были раскуплены за несколько часов, в зале — аншлаг. Это была суббота, выходной день.

Ирина Асмус вышла на арену цирка, чтобы исполнить свой коронный номер «Старушка на абажуре». Артистка поднялась на 12-метровую высоту, под самый купол цирка, просунула ногу в специальную петлю, отстегнула страховку и начала крутиться вокруг своей оси. И вдруг рухнула камнем вниз. Ириску тут же унесли за кулисы, а представление продолжилось. «Скорая» приехала уже к мертвой артистке.

После случившейся трагедии было проведено расследование. Нашли двух виновных – инженера по технике безопасности цирка и инспектора манежа. Суд обвинил двух мужчин в халатности и приговорил к двум и полутора годам условно.

В ходе расследования выяснилось, что аппарат «абажур подвесной» не соответствовал техническому паспорту. Специально для номера клоунессы была разработана и сделана в одном из московских НИИ машинка для вращения, у нее-то и открутилась гайка, скрепляющая болт машинки и аппарата.

После каждого выступления машинку для вращения снимали из-под купола цирка и уносили в гримерку к артистке. Коллеги считали, что Ирина Павловна сама проявила халатность и не проверила в тот день механизм перед выступлением.

Смерть на манеже

В течение 8-ми лет Асмус вела «Абвгдейку» вместе с другими персонажами Клепой, Юрой, Левушкиным. Руководила неугомонными клоунами Татьяна Черняева или просто тетя Таня. Будучи уже довольно опытной артисткой, Ирина сразу завоевала любовь юных зрителей. До сих пор неизвестно, по какой именно причине в 1985 году Асмус попросили покинуть проект. Ее место заняла другая актриса. А Ириска стала жить, как прежде, исключительно на арене цирка. Причем, в качестве клоунессы она порой исполняла и очень опасные трюки.

Весной 1986 года Асмус вместе с труппой уехала в Белорусскую ССР на гастроли. Во время выступления в Гомеле конструкция, на которой Ирина вращалась на высоте, вдруг развалилась, и артистка упала на арену. Страховочный трос Асмус не пристегнула, чтобы тот не мешал выступлению. Ириска скончалась. В результате расследования выяснилось, что оборудование для вращения было неисправно. После смерти Асмус аналогичные конструкции были запрещены.

Детство и юность

Актриса родилась под знаком зодиака Овен 14 апреля 1988 года в городе Королеве. Ее настоящее имя — Кристина Мясникова, а фамилию Асмус она взяла от деда, немца по национальности. Отец — Игорь Мясников, мать — Рада Мясникова. В семье воспитывались четверо детей, у Асмус есть сестры Карина, Ольга и Екатерина.

Мясниковы жили скромно сначала в коммуналке, потом в 2-комнатной «хрущевке». Вспоминая детство, звезда рассказывает, что, бывало, в их холодильнике иногда стояла только банка с хреном, приходилось терпеть и ждать зарплату родителей.

Кристина Асмус в детстве

В детстве жизнь Кристины Асмус была связана со спортивной гимнастикой, где девочка достигла степени кандидата в мастера спорта. Спортсменкой ее хотели видеть родители, сама же девушка мечтала стать актрисой, причем такое желание появилось после сериала «Дикий Ангел» с Наталией Орейро в главной роли.

А по «спортивным стопам» Кристины пошла ее сестра Карина, которая младше актрисы на 4 года. Сегодня она мастер спорта международного класса, работает тренером.

В семье с пониманием отнеслись к желанию дочери. Уже в школьные годы она училась в театральной студии, где сыграла роли в спектаклях «Мел» и «А зори здесь тихие…».

После окончания школы Асмус поступила в Школу-студию МХАТ на курс Константина Райкина. Вместе с ней учились Никита Ефремов, Павел Прилучный, Иван Макаревич, Аристарх Венес, Карина Андоленко, Гриша Добрыгин и Аня Чиповская. В одном интервью Кристина рассказала, что потерялась на их фоне и была исключена из вуза.

Кристина Асмус в купальнике

Девушка расстроилась и просила дать ей шанс стать вольнослушательницей на курсе, но Райкин посоветовал трудиться над собой для достижения успеха и не принял Асмус обратно. Этот разговор с Райкиным разделил жизнь Кристины на до и после.

Следующие 2 года биографии Асмус были временем постоянных поисков и испытаний, артистке пришлось проявить характер, чтобы преодолеть жизненные трудности. Девушка устраивалась в 2 театра, приходилось даже продавать билеты в одном из них, также была попытка создания собственного агентства по организации праздников.

В 2008 году она поступила в Театральное училище им. М. С. Щепкина (курс Бориса Клюева), которое окончила в 2012 году. Там актриса сразу начала проявлять себя и оказалась в лидерах курса. В настоящее время Кристина играет в Московском драматическом театре имени М. Н. Ермоловой.

Дети любили клоунессу

Популярность актрисы была безграничной. Детвора, встретив ее, буквально осаждала, прося автограф и скандируя: «Ириска, Ириска!» Каждый ребенок пытался потрогать кумира, некоторые даже пробовали ущипнуть, чтобы убедиться, что она – настоящая. Она за полторы недели исписывала пасту шариковой ручки, оставляя автографы.

Однажды, пребывая на цирковых гастролях, Ирина вышла на балкон ташкентской гостиницы, а под ним уже выстроилась кавалькада: мал мала меньше. Она возьми и пошути: «А ну-ка, покажите мне дневники!» И что бы вы думали? Через минут десять несколько поредевшая толпа гордо показывала ей свои «индикаторы учебы» (троечники вернуться постеснялись).

Карьера

После училища Ирина получила приглашение от Леонида Костюка, который придумал поставить уникальный номер под названием «Эквилибристы на першах». За него Костюк получил международную награду на конкурсе в Монте-Карло. В номере использовался десятиметровый шест. Внизу его держал артист, а на верху выполняла трюки Ирина. На гастролях в Литве Леонид не смог удержать шест, и Асмус упала, ударившись головой. В итоге артистка получила сильное сотрясение мозга. Врачи настоятельно порекомендовали ей сменить профессию больше не выходить на манеж.

Ирина поступила в студию при Ленинградском театре юного зрителя, в котором женщина работала в жанре травести. Но Асмус не привлекала перспектива всю жизнь играть мальчишек и пионеров. Поэтому она перешла в театр Комиссаржевской. После роли Маши в спектакле «Время любить» Об Ирине стали говорить, как о драматической актрисе. Однажды Владимир Волжанский предложил Асмус попробовать свои силы в образе клоунессы. В то время в таком жанре работали только мужчины. Поэтому Ирина стала в СССР первой клоунессой. На сцене она выступала под псевдонимом Ириска.

В 1977 году актриса стала работать в передаче «АБВГДейка». Роль Ириски в телепроекте принесла известность Асмус. Вместе с Клепой Ириска стала звездой программы. Артисты прекрасно сработались. Но в 1985 году Ирину заменили более молодой артисткой. В цирке ее карьера складывалась тоже не лучшим образом. Ее не взяли в труппу, которая должна была отправиться на гастроли за границу.

Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря — День Ивана Молчальника

Бразилец проезжает 36 км на велосипеде ежедневно, чтобы отвести любимую домой

«Мы по-прежнему дружим»: Деревянко прокомментировал разрыв с женой

Работа в цирке. Травма

Обладая отменной физической подготовкой, отважная девушка могла выполнять даже самые рискованные трюки. Выпускницу пригласил в свой уникальный, впоследствии удостоенный международных наград номер с першами однокурсник Леонид Костюк. На крохотной площадке, расположенной сверху десятиметрового шеста, Ирина выполняла рискованные трюки, а внизу всю конструкцию удерживал Леонид.

Однажды на репетиции в Риге у партнера вырвался шест, и Асмус упала вниз, получив травму головы, сопровождаемую сильным сотрясением мозга. Артистка длительно не могла выступать в цирке, доктора ей запрещали даже думать о манеже. Судьба словно предупреждала ее – не работать на высоте.