Содержание
Творчество
Роли в театре
Театр имени Моссовета
- «Нора» Г. Ибсена (1960) — Нора
- «Ленинградский проспект» И. В. Штока — Маша
- «Совесть» Д. Павлова — Валя
- «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (1965) — Фэрри
- «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому — Софья Семёновна Мармеладова
- «Аплодисменты» А. П. Штейна (1967) — Гусарова
- «Поезда расходятся» И. Г. Ольшанского и Н. И. Рудневой — Люся
- «Поющие пески» А. П. Штейна — Марютка
- «Возможны варианты» В. З. Азерникова — Галина Аркадьевна
- «Турбаза» Э. С. Радзинского — Саша Душечкина
- «День приезда — день отъезда» В. К. Черных — Ольга
- «Дом на песке» Р. Ибрагимбекова — Сестра Эльдара
МХАТ
- «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна
- «Дядя Ваня» А. П. Чехова — Войницкая
- «Серебряная свадьба» А. Н. Мишарина — Калерия Фёдоровна
- «Дачники» М. Горького — Марина Львовна
- «Утиная охота» А. В. Вампилова — Валерия
- «Обратная связь» А. И. Гельмана — Вязникова
- «Так победим» М. Ф. Шатрова — Варвара Михайловна
- «Эльдорадо» А. Н. Соколовой — Она
- «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина — Лиззи
- «Плач в пригорошню» (Гуркина Владимира Павловича) — баба Даша
- «Московский хор» (Петрушевской Людмилы Стефановны) — Лика
Роли в кино
- 1960 — Дама с собачкой — Анна Сергеевна
- 1960 — Кроткая — Кроткая
- 1962 — Грешница — Ксения
- 1965 — Звонят, откройте дверь — мать Гены
- 1966 — В городе С. — дама с собачкой
- 1967 — Анна Каренина — Долли
- 1967 — История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж («Асино счастье») — Ася Клячина
- 1967 — Маляр (киножурнал «Фитиль», по рассказу Н. Тэффи) — хозяйка квартиры
- 1968 — Трембита — Василина (озвучание)
- 1968 — Служили два товарища — Саша
- 1969 — Сюжет для небольшого рассказа — Мария Павловна Чехова
- 1971 — Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина — Вера Комиссаржевская
- 1971 — Месяц август — Соня
- 1972 — Красно солнышко — Анюта, мама Вени
- 1973 — Каждый день доктора Калинниковой — Калинникова
- 1973 — Облака — Мария
- 1973 — Последний подвиг Камо — Софья, жена Камо
- 1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Побег — Майя Петровна Багрова
- 1974 — Романс о влюблённых — Мария, мать Татьяны
- 1975 — Венька — охотник за шпионами
- 1975 — Дневник директора школы — Валентина Фёдоровна, завуч
- 1975 — Маяковский смеётся, или Клоп-75 — Зоя Берёзкина
- 1976 — Спроси себя — Градова, судья
- 1976 — Эти непослушные сыновья
- 1977 — Марка страны Гонделупы — мама Пети
- 1977 — Нос — проститутка с Невского
- 1977 — Смятение чувств — Нина Дмитриевна, мама Нади
- 1978 — Чужая — Вера Дмитриевна
- 1979 — Открытая книга — Татьяна Петровна Власенкова
- 1979 — Гараж — Лидия Владимировна Аникеева, зам. директора
- 1980 — Узнай меня
- 1980 — Три года — Нина Фёдоровна Лаптева, сестра Алексея
- 1981 — Наше призвание — Маргарита Анатольевна Радыгина
- 1982 — Слёзы капали — Ирина Васина, жена Павла Ивановича Васина
- 1982 — Частная жизнь — Наталья Ильинична, жена Абрикосова
- 1984 — Продлись, продлись, очарованье… — Анна Константиновна Шарыгина
- 1986 — Я — вожатый форпоста — Маргарита Анатольевна Радыгина, заведующая школой
- 1987 — Запомните меня такой — Лидия Сергеевна, бывшая жена Киреева
- 1991 — Сюжет для двух рассказов — мать
- 1993 — Троцкий — Наталья Седова, жена Троцкого
- 1998 — Чехов и К° — Наталья Владимировна
- 2000 — Два товарища — бабушка Валеры
- 2003 — Здравствуй, столица!
- 2003 — Постельные сцены — мать Славы
- 2003 — Список влюблённых РФ
- 2004 — Место под солнцем — бабушка Оли
- 2006 — Слушая тишину — Маргарита Алексеевна Алтаева, композитор и преподаватель консерватории
- 2006 — Ты меня слышишь? — бабка Артемьевна
Телеспектакли
- 1964 — Чайка — Нина Заречная
- 1969 — Улица ангела — Метфилд, машинистка конторы «Твиг и Дэрсингем»
- 1972 — Доктор Жуков, на выезд! — Шестопал, врач
- 1972 — Золото, золото — сердце народное
- 1973 — Звёздный час — Крупская, Надежда Константиновна
- 1976 — Мы — мужчины — Женщина, давняя подруга учителя
- 1976 — Бернард Шоу (телеспектакль) — мать Виви Уоррен, леди Бритомарт, Кандида, Джудит, Элли
- 1979 — Дачники — Мария Львовна, врач
- 1983 — Героини пьес Александра Островского — сценарист
- 1986 — Театр И. С. Тургенева — сценарист
- 2002 — Рождественские грёзы — Софья Ивановна
- 2005 — Сквозная линия (телеспектакль) — Анна Вениаминовна
- 1969 — Винни-Пух — Пятачок
- 1971 — Винни-Пух идёт в гости — Пятачок
- 1972 — Винни-Пух и день забот — Пятачок
- 1988 — Лев и девять гиен — Гиена — просто гиена
Роли Саввиной во МХАТе
Ия Саввина и актер и режиссер Олег Ефремов. Музей Московского художественного академического театра, Москва
В 1977 году художественный руководитель МХАТа Олег Ефремов пригласил Саввину присоединиться к его труппе. «Я пришла работать не в Художественный театр, а к Олегу Николаевичу Ефремову», — писала позже артистка. В этом театре Саввина дебютировала в спектакле «Дачники» режиссера Владимира Салюка. По словам Ефремова, вскоре она стала одной из основных актрис МХАТа и добавила его постановкам «чистого, интеллигентного звучания».
На сцене МХАТа ставили спектакли с участием актрисы: «Так победим!», «Заседание парткома». Часто Саввина играла в постановках по рассказам и пьесам Чехова — «Дяде Ване», «Вишневому саду» и другим, а в 1981 году совместно с другими актерами МХАТа она записала радиоспектакль «Чайка».
В 1990-х Ия Саввина приняла участие в проекте «Чехов и К°», который был посвящен столетнему юбилею МХАТа, играла в постановках «Новый американец» по произведениям Сергея Довлатова, «Кошки-мышки» и других. За главную женскую роль в спектакле «Рождественские грезы» режиссера Петра Штейна в 1999 году артистке присудили Высшую театральную премию Москвы — «Хрустальная Турандот».
Волшебный голос
Савинову время от времени приглашали на пробы: она успешно их проходила, ее утверждали на главные роли. Через некоторое время звонили сотрудники киностудии, и в который раз она слышала: «Извините». У Екатерины был удивительный, неповторимый голос, диапазон которого составлял три октавы. Она решила учиться дальше, её приняли в институт имени Гнесиных. Почему бы ей не сделать карьеру певицы, ведь поступали очень заманчивые предложения, например, создать свой ансамбль с возможностью прославиться на эстраде? А недостижимая для многих мечта — приглашение в труппу Большого театра? Нет и нет, Екатерина Савинова – киноактриса.
Не от мира сего
«Не от мира сего» – рабочее название фильма «Приходите завтра…», прославившего Савинову. Как и сам сюжет, эти слова — про неё. Невозможно определить, была она более талантлива как актриса, или её чудесный голос отодвигал артистический талант на второй план. Хотя маленькая Катя с ранних лет удивляла и восхищала всех именно пением, она хотела стать актрисой: любила читать стихи, отрывки из прозы, участвовала в школьных спектаклях. Но думала не о театре (пусть даже столичном), а мечтала о кино.
Насколько реальной была эта мечта? Она родом из сибирской деревни, началась война… Без преувеличения, это была несбыточная мечта.
Екатерина Савинова в молодости
Студентка журфака и актриса театра МГУ
Ия Саввина в гримерке театра. Фотография: 24smi.org
Ия Саввина родилась 2 марта 1936 года в Воронеже. Ее родители вскоре развелись, будущую актрису воспитывала мать — Вера Кутепова. В 1946 году они перебрались в деревню под Воронежем: Кутепову направили туда работать сельским врачом. Ия Саввина посещала местную школу. Ей нравилась литература, и Саввина мечтала стать преподавателем.
Школу Саввина закончила с золотой медалью, и у нее был шанс поступить в Московский государственный университет. Однако, когда она добралась до столицы, прием документов на филфак уже закрыли. Можно было подать документы на факультет журналистики, который в те годы только отделился от филологического.
Конкурс был сложным, на одно место — 13 медалистов. Многие не могли ответить на дополнительные вопросы, но Саввиной повезло
Экзаменаторы обратили внимание на ее необычное имя — в переводе с грузинского оно означало «фиалка», а после задали формальный вопрос — о любимом поэте. Саввина прочитала Маяковского, а на следующий день увидела себя в списках зачисленных
Театром Ия Саввина увлекалась еще со школы, и в университете совмещала учебу с занятиями в драматическом кружке. В 1955 году сыграла в любительском спектакле «Машенька». После чего решила пойти в Студенческий театр МГУ, который уже в те годы ставил спектакли наравне с профессиональными коллективами. Первое время она служила там костюмером, а после стала пробоваться на маленькие роли. На репетициях Саввина познакомился со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым. Они поженились, и в 1957 году в семье родился сын Сергей. Однако брак вскоре распался.
В 1958 году, когда подбирали актеров для нового спектакля Ролана Быкова «Такая Любовь», руководитель коллектива Константин Липский порекомендовал Саввину на главную роль — Лиды Матисовой.
В 1958 году Ия Саввина закончила факультет журналистики, защитила диплом по теме «Телевизионные передачи по вопросам литературы и искусства» и какое-то время работала по специальности — в издательстве и на телевидении. Актриса вспоминала: «После окончания университета я должна была работать в Детгизе, и была рада этой возможности, потому что обожаю детскую литературу, «проглатываю» все новинки».
Театр
Ее театральная карьера началась еще в годы учебы в МГУ. Она сыграла в постановке Ролана Быкова «Такая любовь», но говорила со сцены настолько тихо, что ее не слышали зрители в первом ряду. После спектакля режиссер сказал ей, что артисту необходим посыл зрителю, эту фразу Ия запомнила на всю жизнь.
Фаина Раневская и Ия Саввина
В 1960 году ее пригласили в Театр Моссовета. Она играла на сцене с величайшими актерами того времени: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Верой Марецкой. Ее дебют в главной роли в спектакле «Нора» прошел успешно. Любовь Орлова прислала Саввиной корзину цветов. В Театре Моссовета она сыграла и другие яркие образы: Сонечку Мармеладову в «Петербургских сновидениях», Машу в «Ленинградском проспекте», Фэрри в «Странной миссис Сэвидж».
Ия Саввина и Олег Ефремов на сцене
В 1977 году Олег Ефремов пригласил актрису в МХАТ, где она служила долгие годы. Впервые на мхатовской сцене Ия Саввина появилась в роли Марьи Львовны в спектакле «Дачники». Затем было много разноплановых работ. За постановку «Рождественские грезы» актриса получила престижную премию «Хрустальная Турандот».
Личная жизнь
Ее первый муж — ученый-геолог Всеволод Шестаков, заведующий кафедрой геологии. Пара познакомилась, когда она была студенткой МГУ. Оба были влюблены в студенческий театр, вместе репетировали. Всеволод числился на хорошем счету в коллективе. К его советам прислушивались режиссеры спектаклей.
Ия Саввина в последние годы (кадр из фильма «Сквозная линия»)
После репетиций всем составом собирались на квартире у Шестакова на Фрунзенской набережной. Отец Всеволода служил в правительстве, занимая важный пост. В их доме всегда было много гостей. Спустя несколько лет после знакомства молодые сыграли свадьбу.
Беда пришла, откуда ее не ждали. У Ии родился сын Сергей с диагнозом синдром Дауна. Врачи предлагали родителям поместить больного мальчика в специнтернат — актриса категорически отказалась. С 1958 года она совмещала уход за Сережей со съемками. Готовила сыну диетическую пищу, возила по врачам, делала массажи. Помогала ей свекровь, которая ради внука оставила работу.
Анатолий Васильев и Ия Саввина с сыном Сергеем Шестаковым
Семьи с Всеволодом у них уже давно не было, но ради сына и свекрови Ия Саввина жила с ним 16 лет. Сергей рос, хорошо учился, после школы окончил университет и работал переводчиком. Он стал писать натюрморты — в Москве проходила его персональная выставка.
Несмотря на то, что актриса много внимания уделяла воспитанию и развитию сына, ее личная жизнь не стояла на месте. Вскоре после развода у Ии Сергеевны начались отношения с режиссером Петром Штейном, который оказался младше ее на 11 лет. Роман продлился недолго: Штейн увлекся другой пассией. В 1979 году она познакомилась с актером Анатолием Васильевым.
Ия Саввина и Анатолий Васильев
Первая встреча артистов состоялась во время туристической поездки на Соловецкие острова. Оказалось, что Анатолий и Ия питают страсть к рыбалке. Во время отпуска они почти не расставались, а в Москве продолжили знакомство. Вскоре Васильев стал полноправным членом семьи актрисы.
Позднее актеры купили домик в местечке Дорофеево, где и проводили в уединении свободное время. Они жили в гражданском браке почти 30 лет и официально расписались за две недели до смерти актрисы. Ее супруг стал опекуном Сергея Шестакова, когда Ия Саввина умерла. Позднее мужчина признался, что его супруга боялась иметь детей, так как предполагала, что и другие малыши будут страдать подобным недугом, что и Сергей. Женщина так и не подарила Васильеву наследников.
Трагедия в Новосибирске
В апреле 1970-го года, Савинова уехала к своей старшей сестре Марие в Новосибирск. В это время Евгений работал над картиной “Адъютант его превосходительства”. Актриса несколько раз звонила мужу, интересовалась, как проходят съемки и ничто в ее словах Ташкова не насторожило. Но 25 апреля Екатерина пришла на железнодорожный вокзал и бросилась под колеса проходящего поезда. Возможно, это было ее осознанным решением. Похоронили Екатерину Федоровну на Клещихинском кладбище Новосибирска. За 3-и десятилетия скромная могила пришла в полное запустение — ухаживать было некому. По решению Совета кинематографистов, 5 ноября 2006 г. останки актрисы были перезахоронены на центральном участке кладбища и там же открыт мемориал.
Клещихинское кладбище. Могила Екатерины Савиновой. Фото natsen-novosib.livejournal.com/8246.html
Ребенок – и счастье, и «крест»
Ия Саввина рано вышла замуж: со студентом-гидрогеологом Всеволодом Шестаковым они познакомились в театре МГУ. Молодые люди много общались во время репетиций, вскоре между ними возникла симпатия, переросшая в любовь. Они поженились, и в 1957 Ия родила сына Сергея. Но пополнение в семье принесло и огромное горе: мальчик родился с синдромом Дауна. Врачи предлагали Саввиной отказаться от ребенка, но она и слышать об этом не хотела.
Актриса до конца жизни совмещала работу и уход за больным сыном, во многом ей помогала свекровь. Фаина Раневская говорила, что «у Саввиной настоящий крест дома», имея в виду ее ребенка. Однако, как вспоминал близкий друг актрисы Григорий Горин, она никогда не прятала и не стеснялась своего сына, а напротив, гордилась им. Как истинная мать, она была готова на все ради ребенка: готовила ему специальную диетическую пищу, без конца возила по врачам, сама научилась делать массаж и т.д. В конце концов, не зря Саввину часто называли «стальной фиалкой»: невзирая на хрупкую внешность, она была на редкость волевой и сильной женщиной.
Их брак со Всеволодом фактически превратился в фиктивный, но ради сына и свекрови Саввина продолжала жить с мужем на протяжении 16 лет. Тем временем Сергей достиг больших успехов: несмотря на тяжелый недуг, он закончил школу с хорошими оценками, поступил в университет и устроился работать переводчиком. Есть в нем и творческая жилка: Сергей пишет прекрасные натюрморты и даже выставляет свои картины на выставках, а также играет на фортепиано.
Ия Саввина могла бы стать одной из тех матерей-героинь, которые отдали всю жизнь ребенку, но, к счастью, она не стала отказываться от возможности снова полюбить. Вскоре после развода с Шестаковым она познакомилась с режиссером Петром Штейном, который оказался младше ее на целых 11 лет. Впрочем, долго этот роман не продлился: Штейн увлекся другой женщиной. Но в 1979 году Ия Саввина наконец повстречала долгожданную любовь: судьба свела ее с актером Анатолием Васильевым. Они познакомились во время поездки на Соловецкие острова. Там выяснилось, что они оба неравнодушны к рыбалке – так завязалось их общение. Приехав в Москву, они продолжили встречаться, и уже скоро Анатолий стал самым близким человеком для Ии и ее сына.
Они прожили в гражданском браке почти 30 лет и расписались за две недели до смерти актрисы. Как вспоминал Анатолий Васильев, Саввина как будто предчувствовала скорый уход. Также в одном из интервью актер признался, что Саввина боялась рожать еще детей – опасалась, что они родятся больными, как ее первенец.
ФОТО: ТАСС
Ия Саввина ушла из жизни в возрасте 75 лет. Причиной смерти стала онкология. Еще в 2008 году врачи диагностировали у актрисы меланому – тогда опухоль удалили, от химиотерапии Саввина отказалась. Однако в 2011 году рак вновь заявил о себе: у актрисы появились метастазы. Последним ударом, не оставившим ей шансов на выздоровление, стала авария, в которую Саввина попала в июле на трассе Ярославль-Владимир. Последствия аварии вызвали осложнения болезни. 27 августа 2011 года актриса скончалась. Ию Саввину похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с могилами Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и Евгения Леонова. После смерти Саввиной заботу о ее сыне взял на себя ее муж Анатолий Васильев.
«Маленькая беленькая девчонка»
Девочка с необыкновенным и звучным именем Ия появилась на свет 2 марта 1936 года в Воронеже в семье донских крестьян. Ее родители развелись незадолго до войны, потом мать повторно вышла замуж. Мама Саввиной, Вера Ивановна Кутепова, сперва хотела назвать дочку Светланой – из-за цвета ее волос. Но решив, что со временем волосы могут потемнеть, как это бывает у многих детей, дала дочери имя Ия, что в переводе с грузинского означает «фиалка».
Почти все женщины в роду Саввиной не имели даже среднего образования: большинство ее тетушек окончили четыре класса церковной школы, так и не научившись толком читать и писать. Лишь ее мать по настоянию мужа сперва окончила рабочий факультет, а зачем поступила в Воронежский мединститут. В военное время Вера Ивановна была единственным врачом на несколько окрестных деревень, за что ее очень ценили и уважали, рассказывала Саввина.
Отчим Ии был военным, поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. Но, несмотря на частую смену школ, Ия преуспевала в учебе и стала золотой медалисткой. Девочка с детства любила литературу и мечтала стать учительницей, поэтому, приехав в Москву, тут же подала документы на филфак МГУ. Но опоздала – места для медалистов на факультете закончились. Тогда Ия решила поступать на факультет журналистики, и успешно прошла вступительные испытания.
ФОТО: В.Виленкина и Г.Тер-Ованесов /Фотохроника ТАСС
Учеба доставляла ей удовольствие, но еще одним страстным увлечением девушки был театр. Саввина написала множество статей и очерков, посвященных творчеству знаменитых актеров того времени – Михаила Ульянова, Нины Ургант, Фаины Раневской, Любови Орловой, Сергея Юрского и многих других. Но этим ее интересы не ограничивались: Саввина и сама играла в Студенческом театре МГУ, который уже на тот момент мало чем уступал профессиональным театрам. По слухам, ее талант там разглядели не сразу и сперва предложили заведовать реквизиторским цехом. Какое-то время Ия служила в театре костюмером, но постепенно ей стали давать небольшие роли. Этот опыт помог сделать первые шаги в актерской профессии.
Первым серьезным опытом на сцене для Саввиной стало участие в спектакле Ролана Быкова «Такая Любовь» по пьесе чешского драматурга Павла Когоута. Дать шанс молодой актрисе Быкова уговорил руководитель театра МГУ Константин Липский.
Правда, не обошлось без трудностей: голос миниатюрной Ии был настолько тихим, что его не было слышно даже в первых рядах. Однако Быков поддержал молодую актрису, хотя поначалу и сомневался в выборе актрисы на главную роль.
А дальше все, как это часто бывает, решил случай. В один из вечеров на спектакль пришел уже известный на тот момент актер Алексей Баталов. В то время он готовился к съемкам в фильме «Дама с собачкой» Иосифа Хейфица. Баталов был отобран на роль Гурова, а вот главную героиню режиссер никак не мог отыскать. Увидев на сцене Саввину, Баталов предложил ей прийти на пробы. И не ошибся: Хейфицу понадобилось лишь одного взгляда, чтобы понять – перед ним та самая Анна Сергеевна. Тихая речь, тонкий стан, кроткий, но пронзительный взгляд серых глаз – Саввина идеально попадала в образ. И Хейфиц, и Баталов поразились тому, как похожа оказалась актриса на девушку из иллюстраций Кукрыниксов к чеховскому рассказу.
Конечно, это назначение многих удивило. Людмила Гурченко вспоминала: «Лично меня искренне огорчило, что такую неприметную девушку берут на «даму». Да и сама Саввина понимала, что ей придется очень много трудиться над такой сложной и глубокой ролью, которая даже опытной актрисе не всегда под силу. Секреты актерского мастерства девушке приходилось познавать прямо в процессе съемок. Невероятная работоспособность и талант актрисы не остались незамеченными: фильм «Дама с собачкой» удостоился приза Каннского кинофестиваля, а Саввина получила специальную награду за лучшую женскую роль.
Учителя
Пожалуй, первым наставником Ии стал Игорь Липский – актёр театра Вахтангова, возглавлявший театральный студенческий коллектив. Именно он разглядел в девушке с серебряным голосом и ясными глазами большой скрытый талант. Когда режиссёр Ролан Быков ставил пьесу «Такая любовь» по книге Павла Когоута, Липский порекомендовал взять ему на ключевую роль Саввину. Но при первом знакомстве Ролан не увидел в Ие главную героиню. С другой стороны, Быкову было приятно с ней работать. Когда проходила первая репетиция, Саввину не смогли услышать даже в первом ряду. Тогда Ролан Антонович объяснил начинающей актрисе, что такое посыл в зрительный зал.
Ия Саввина отлично усвоила урок. Впоследствии она настолько реалистично воплотила образ Лидии Матисовой, что Быков просто не мог нарадоваться. Пьеса «Такая любовь» всегда шла с неизменным успехом. Ия в студенческой среде получила статус «актриса». На похвалу от сокурсников Саввина всегда скромно улыбалась, а в душе её распирала гордость. Девушка твёрдо решила не бросать театр, параллельно работая журналистом.
Также на становление героини данной статьи сильно повлияли Николай Мордвинов, Вера Марецкая, Фаина Раневская и Олег Ефремов. Особенно тепло Ия Саввина, биография которой есть во многих киноэнциклопедиях, отзывалась об операторе Андрее Москвине. Она считала его гением и главным человеком на съёмочной площадке. Андрей Николаевич всегда мог поднять Саввиной настроение. Когда у актрисы всё валилось из рук, он уводил её в операторскую и поил своим фирменным чаем.
Краткая биография
После учебы в МГУ начался период творчества. Юность, по мнению самой актрисы, закончилась вместе с окончанием университета и студенческой романтики. Своё главное увлечение – сцену, пришлось делить между театром и кино. Кроме этого Саввина работала:
- В качестве режиссера в 1967 году.
- Написала сценарии к фильмам-спектаклям.
- Озвучила несколько мультфильмов.
Если расписать все события в хронологическом порядке, откроется картина:
- 02.1936 г. – дата рождения.
- 1958 г. – получение диплома на факультете журналистики в МГУ.
- 1960 г. – приглашение в Театр Моссовета, где партнерами были Л. Орлова, Ф. Раневская.
- 1977 г. – зачисление в труппу МХАТ по предложению О. Ефремова.
Творческая жизнь:
- Начинается со студенческого театра, где принято участие в 3 спектаклях.
- Худсовет театра Моссовет утвердил на главную роль более чем в 22 постановках. На этой сцене в 1960 г. Саввина сыграла Нору в пьесе Г. Ибсена, Софью Мармеладову (1969 г.) в «Петербургских сновидениях» по Достоевскому, Сашу Душечкину в «Турбазе» Э. Радзинского.
- В МХАТе самые знаменитые образы, которые передала со сцены актриса – это Полина в «Чайке» (1980 г.), Войницкая в «Дяде Ване» (1985 г.), Шарлотта в «Вишневом саду» по Чехову. Актриса получила около 23 ролей в спектаклях по произведениям Грибоедова, Островского, Горького.
- Начиная с 1960 года (Анна Сергеевна в «Даме с собачкой») по 2007 год (Артемьевна в фильме «Ты меня слышишь?») Саввина снимается в 44 фильмах, где ей отдают главные роли.
- С 1962 г по 2005 г. приняла участие в 17 телеспектаклях.
- В 1967 г. дебютировала как режиссер и сценарист в фильме-спектакле «В прекрасном и яростном мире». Было написано 2 сценария по произведениям Островского (1983 г.) и «Театр И.С.Тургенева» (1986 г.).
- Василина в «Трембите» говорит голосом Саввиной, который можно было узнать из-за особого тембра, заставляющего прислушаться. Запомнился зрителям Пятачок в Винне-Пухе и ряд других сказочных героев. Озвучиванием Ия занималась мало, всего около 6 раз.
Режиссеры приглашали актрису принять участие в документальных фильмах, зафиксировано 16 наиболее ярких телевизионных съемок.
В 1977 году присвоено звание «Народная артистка РСФСР». В Советском Союзе она стала «народной» в 1990 г.
Саввина в 2011 г. еще принимает участие в документальном цикле «Острова» и «Гремучей смеси с колокольчиком».
Умерла артистка 27 августа 2011 г. Гроб выносили, как и положено под звук аплодисментов, а похоронили рядом с Е. Евстигнеевым, О. Борисовым, Е. Леоновым на Новодевичьем кладбище.
«Орлова спасла мне голос»
В 1958 году Ия Саввина закончила университет и некоторое время все-таки работала по специальности – сначала в издательстве и на телевидении. И все же основополагающее место в ее жизни занял театр. «Дама с собачкой» вышла на экраны в 1960-м году, практически сразу после этого Саввину пригласили в Театр им. Моссовета. Здесь ее снова ждало нелегкое испытание: Ие доверили главную роль в спектакле «Нора» по пьесе Генрика Ибсена. До этого в течение нескольких лет Нору играла сама Любовь Орлова – надо ли говорить, как волновалась юная Саввина, узнав, чьей преемницей ей предстоит стать!
«Заботами театра первый спектакль был обставлен как событие. Тут были и специальные афиши с крупно набранной шапкой: «Дебют артистки Ии Саввиной» (увидев, я чуть не умерла от страха)», – рассказывала актриса. Но премьера прошла успешно, и после спектакля Саввина получила огромную корзину цветов с запиской: «Нора желает Норе успеха, бодрости духа, спокойствия. Тогда все будет хорошо. Обнимаю. Любовь Орлова».
Кстати, это был не последний раз, когда Орлова поддержала свою молодую коллегу. Однажды она в буквальном смысле спасла карьеру Саввиной – а может, и жизнь.
В Театре Моссовета Саввина делила сцену с величайшими актерами своего времени: Верой Марецкой, Геннадием Бортниковым, Верой Марецкой, Фаиной Раневской. С последней они и вовсе стали близкими подругами – их сблизила совместная работа в спектакле «Странная миссис Сэвидж».
В 1969 году Саввина исполнила роль Сони Мармеладовой в постановке «Петербургские сновидения» по произведениям Федора Достоевского. Ее игру высоко оценили зрители и критики.
ФОТО: Коньков Александр/ТАСС
В 1977 году Ия Саввина по приглашению Олега Ефремова перешла во МХАТ. Там она снова перевоплотилась в чеховских героинь (сыграла Полину Андреевну в «Чайке», Войницкую в «Дяде Ване»), играла в спектаклях по Вампилову (жена Саяпина в «Утиной охоте»), Рощину (Лиззи в спектакле «Перламутровая Зинаида»). После раскола во МХАТе в 1989 году Саввина продолжила служить в МХТ им. А. П. Чехова и оставалась верна ему до конца жизни.