Муж фаины раневской

Содержание

Театр

В Москву Фанни приехала налегке – отец не дал дочери на проживание в столице ни копейки, ведь считал её желание стать артисткой глупой блажью. Немного денег тайком дала мама. Девушка сняла на Большой Никитской крошечную комнатушку и сразу же почувствовала себя совершенно счастливой и свободной. В эти годы Фаина познакомилась с легендарными личностями, культовыми даже в то время поэтами Цветаевой, Мандельштамом, Ахматовой, Маяковским. Тогда же она встретилась с великим артистом Василием Качаловым и даже влюбилась в него.

Фаина Раневская в молодости

К сожалению, Фаину не приняли в столичные театральные училища, и ей пришлось найти частную школу. Но денег на оплату обучения не было. Не дала пропасть Фаине известная артистка Гельцер. Она похлопотала, чтобы девушку взяли в один из театров Подмосковья. В Малаховском летнем театре Фанни смогла наблюдать игру знаменитых актёров Садовской, Петипа и Певцова. Сама же начинающая актриса появлялась лишь в массовках. Когда сезон летних театров закончился, Раневской пришлось искать себе другое место. Она успела понемногу поработать в небольших театрах в Керчи, Кисловодске, Феодосии, Баку, Ростове и Смоленске.

Фаина Раневская в театре

Весна 1917 года принесла Фаине окончательный разрыв с родными. Семейство Фельдманов эмигрировало. Но был и счастливый момент: девушку приняли в столичный Театр актёра. Наконец молодую актрису оценили по достоинству. Театральная биография Фаины Раневской началась из спектаклея «Роман», где Раневская сыграла заметную роль Маргариты. Потом последовало множество постановок, где артистка играла более-менее заметные роли. Наиболее значимой для себя Раневская считала работу в спектакле «Вишнёвый сад», где сыграла Шарлотту. В этом театре Фаина Георгиевна служила до 1931 года. Потом она перешла в более известный столичный Камерный театр, где вскоре дебютировала в «Патетической сонате».

Фаина Раневская в молодости

Через четыре года Раневская переходит на работу в театре Красной Армии, где останавливается до 1949 года. Здесь Фаина Георгиевна также задействована во многих постановках, но наиболее известной из них становится «Васса Железнова», где актриса сыграла главную роль.

В самом начале 50-х Фаина Раневская перешла в Театр имени Моссовета, где её пребывание сопровождалось нередкими скандалами. Талант актрисы часто превосходил таланты режиссёров. У Раневской было своё видение игры, и оно часто не совпадало с режиссёрским. Например, играя эпизодическую роль в спектакле «Шторм», Фаина Георгиевна полностью переписала её и сыграла на свой лад.

Фаина Раневская в спектакле “Шторм”

При этом она затмила даже исполнителей главных ролей, что никак не входило в планы ни самих исполнителей, ни постановщиков спектакля. Препирания и стычки с режиссёром Завадским позже нашли отражение в анекдотах и афоризмах, приписываемых острому языку Фаины Георгиевны. Тем не менее, на этой сцене артистка появлялась почти четверть века. Здесь она сыграла свои самые заметные роли. Зрители с удовольствием смотрели миссис Сэвидж в исполнении Раневской, аплодировали стоя Люси Купер в спектакле «Дальше — тишина».

Окончила Фаина Раневская свой театральный путь в театре Пушкина, когда-то бывшем Камерном. С этого театра начиналась её театральная биография, здесь и финишировала в 1963 году.

«Погуляйте, милочка!»: первая любовь как удар судьбы

В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.

Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог…

В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.

В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.

Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.

Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».

С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.

В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.

Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!

Театр

Далее начался период скитаний и поиска признания среди членов профессионального сообщества. Какое-то время, с 15 по 16-й годы артистка работала в труппе Лавровской.


Фаина Раневская в начале карьеры

Затем в антрепризе П.Л. Вульф. Пока, наконец, не нашла свое место в 1-м Советском театре в Крыму. Здесь перспективная актриса проработала больше 5-и лет.

В течение последующего периода Фаина Раневская трудилась в постановках по классике. В основном, в спектаклях по А.П. Чехову. В том числе «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Иванов» и прочим.

Именно с них началась профессиональная и серьезная карьера женщины, которая все еще зарабатывала репутацию среди коллег и зрителей.

Примечательно, что свой псевдоним артистка взяла после того, как ее сравнили с героиней чеховской пьесы Раневской. Когда она случайно выронила все деньги, которые получила от матери в качестве материальной помощи, и те унес ветер.

Были в послужном списке женщины роли в постановках по мотивам произведений А. Островского, Н. Гоголя, а также Толстого.

Крупной работой того времени и первой действительно серьезной ролью стал образ Маргариты Каваллини в пьесе Эдварда Шелдона «Роман».

Работы артистки в основном были второстепенными, но очень яркими. А талант актрисы делал их еще более запоминающимися.

Спустя несколько лет после начала творческой карьеры, Раневская больше не чувствовала прежней неуверенности. Она набралась опыта и могла двигаться дальше.

В 1917 году после событий революции вся семья Фельдманов отправилась в эмиграцию в Прагу. Контакты с родственниками были окончательно прерваны. Раневская осталась одна. Однако она спокойно переживала это время, отдаваясь работе.

В следующие годы артистка снова стала искать себя. Она успела послужить в театрах самых разных городов: от Баку до Архангельска. Пока, наконец, не вернулась в Москву.

После нескольких лет скитаний, женщина поступила на службу Камерного театра. В 1931 году состоялась премьера постановки «Патетическая соната», где Раневской досталась роль проститутки.


Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Женщина отыграла ее столь убедительно, что поразила публику. Работа артистки оказалась предметом многочисленных обсуждений. В один момент женщина стала невероятно популярной.

С 1935 года Раневская была членом труппы театра Красной армии. Как только началась война, женщина по мере сил старалась поддержать моральный дух военных. Фаина Георгиевна ездила по фронтам, играла в постановках.

Ее бесстрашие не прошло незамеченным, и было вознаграждено медалью «За доблестный труд».

К концу 40-х годов артистка начала служить в театре имени Моссовета. Из-за огромного таланта и профессионального опыта, у нее неоднократно возникали конфликты с режиссерами.


Фаина Раневская на сцене театра

Камнем преткновения стала роль Маньки-спекулянтки в постановке «Шторм». По задумке руководителя это была блеклая и мало чем примечательная роль. Раневская переписала ее под себя, а затем блестяще отыграла.

Образ получился настолько ярким, что зрители приходили только чтобы посмотреть на персонажа. А потом, не дожидаясь окончания спектакля, покидали зал. Режиссер был в ярости. В результате героиню Раневской вырезали из постановки.

Шторм (1962)

Несмотря на все конфликты и проблемы, женщина отдала этому творческому объединению более 20 лет своей жизни. С небольшим перерывом в середине 50-х.

За годы трудов в родном театре она отыграла 10 блестящих ролей, которые надолго запомнились зрителям.

А.Чехов. Драма. Ф.Раневская и Б.Тенин (1960)

Последним местом работы Фаины Раневской стал театр имени А.С. Пушкина, где она успела сыграть еще несколько ролей.

Театр

Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд — в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.


Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр.

Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.

Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования… Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается… Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет…» Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.


В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги…»


За всю свою жизнь Фаина Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры — порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Семья и дети Фаины Раневской

Успех и признание публики отнюдь не означал счастье в отношении с противоположным полом.

Доходами в семье Фаины занимался отец, мать была простой домохозяйкой, отдававшей много времени воспитанию детей

Женщина всю жизнь провела в одиночестве, не имея ни с кем долгосрочной связи и не оставив наследников. Причиной несчастья Фаины, по общепризнанному мнению, считается психологическая травма.

Муж Фаины Раневской

Фаина никогда не состояла в зарегистрированных отношениях, однако в ее биографии есть упоминания о мужчине, который стал причиной ее личного несчастья. В молодости Раневская полюбила актера, служившего в театральной труппе. Спустя некоторое время оказалось, что предмет обожания Фаины отвечает ей симпатией.

Чувства влюбленных стремились к настоящему роману, но все перечеркнул один визит мужчины к Раневской домой. Фаина пригласила избранника в гости, но вместо того, чтобы провести время в компании артистки, актер пришел с другой женщиной.

При жизни Фаина считала себя некрасивой женщиной и часто отмечала, что ее внешность стала причиной несчастной личной жизни

Мужчина попросил Раневскую выйти из помещения на прогулку, чтобы он мог уединиться с подругой. После произошедшего Фаина стала избегать связи с противоположным полом и игнорировать знаки внимания в свой адрес.

Творческий расцвет и слава

По возвращении в столицу Фаина Георгиевна вошла в состав труппы Камерного театра, где вскоре получила роль проститутки Зинки в спектакле «Патетическая соната» Александра Таирова. Многогранность и пронзительность созданного актрисой образа покорили зрителей. Вся Москва говорила о Раневской!

Фаина Раневская в спектакле «Патетическая соната»

Позднее ее пригласили в Театр Красной Армии, где она несколько лет была ведущей актрисой. Начало Великой Отечественной войны застало Фаину в Театре Драмы, с коллективом которого она ездила по всем фронтам и прифронтовым зонам, играя спектакль «Молодая гвардия». Бесстрашие и самоотверженность актрисы в военное время были о.

В послевоенные годы Раневская служила в Театре им.Моссовета, привлекая массу зрителей своей блистательной игрой в спектаклях «Модная лавка» (Сумбурова); «Рассвет над Москвой» (Агриппина Солнцева); «Шторм» (Манька-спекулянтка); «Рассказ о Турции» (старуха Фатьма Нурхан) и др. Талант Фаины Георгиевны сверкал даже в небольших эпизодах. Чего стоит, например, роль Маньки-спекулянтки в спектакле «Шторм»! Сложные отношения с Юрием Александровичем не давали Раневской возможности проявить себя на сцене в полной мере. Известная беспощадностью своих афористических высказываний, эмоциональная Фаина Георгиевна доводила главного режиссера до белого каления и, как следствие, оставалась без ролей. Завадский лишал ее права на участие практически во всех спектаклях. Из-за постоянных перебранок с Юрием Александровичем ей пришлось даже на некоторое время перейти в Московский театр им. А.С.Пушкина, где она великолепно играла Антониду Васильевну в «Игроке», бабушку в спектакле «Деревья умирают стоя», Прасковью Алексеевну в «Мракобесах».

Фаина Раневская в роли Антониды Васильевны в «Игроке»

Однако старая любовь не ржавеет: Завадский предложил Раневской вернуться в Театр им.Моссовета, и она с радостью согласилась, где в итоге и работала до самого конца своей театральной деятельности.

Фаина Раневская в роли миссис Сэвидж (постановка «Странная миссис Сэвидж»)

Именно здесь она мастерски перевоплощалась, то в Марию Александровну («Дядюшкин сон»), то в Глафиру Фирсовну («Последняя жертва»), то в Филицату («Правда – хорошо, а счастье лучше»). На сцене этого театра Раневская исполнила и свои самые знаменитые роли – миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»). Фаина Раневская — «Великая и Ужасная» (Документальный фильм) Непомерно требовательная к себе, актриса работала трудно и мучительно, потому что стремилась к совершенству, но всегда оставалась неудовлетворенной – даже тогда, когда добивалась успеха. Фаина Раневская – Романс («Александр Пархоменко», 1942)

Детские годы: буря и натиск

Фаина Георгиевна Фельдман (Раневская – псевдоним, который она взяла от героини чеховского «Вишневого сада» Любови Раневской) родилась 27 августа (15 – по старому стилю) 1896 года в Таганроге. К моменту появления на свет крошки Фанни ее родители Гирш Хаимович и Милька Рафаиловна Фельдман уже растили троих детей – двух сыновей и дочку.

Фаина Раневская в детстве (на фото справа с братом)

Семья Фельдман была зажиточной. Отец, владевший пароходом «Святой Николай», доходными домами и фабрикой сухих красок, все больше приумножал семейное благосостояние. Мать, старательная и усердная хозяйка, вела дом твердой рукой, соблюдая во всем образцовый порядок.

Дом семьи Фельдманов в Таганроге

Фаина уже в самом нежном возрасте проявляла свой необузданный характер: она яростно ссорилась с братьями, которые насмехались над её заиканием, а с сестрой не могла сдружиться, завидуя ее красоте. Малышке Фае часто напоминали, что она нехороша собой. Мысли об этом заставляли ее стесняться своей внешности всю жизнь.

Родители Фаины Раневской

Вдобавок ко всему не ладились дела и с учебой, к которой девочка не испытывала ни малейшего интереса – ей нравилось лишь изучение литературы да иностранных языков, а еще игра на фортепиано и пение. Но ведь требовалось знать кучу всяких других предметов… Так что жизнь маленькой Фанни вовсе не была безоблачной. Тем не менее девочка умела добиваться того, чего ей хотелось. Многие свои детские впечатления Фаина потом использовала при создании сценических образов. В этих воспоминаниях присутствовали манерные дамы, визжащие и гримасничающие на балу в офицерском собрании; злая учительница географии, выгонявшая маленькую гимназистку с уроков; горничные, которые распевали оперные арии, пока мыли оконные стекла ранней весной…

Фаина Раневская (справа) в юности с сестрой Беллой

Желание посвятить себя сцене укрепилось в девочке после двух произведений, ее потрясших, – это немой фильм «Ромео и Джульетта» и спектакль «Вишневый сад».

Все. Цель жизни определилась раз и навсегда.

Лучшие фильмы с участием Фаины Раневской

Мечта

С Михаилом Роммом актриса сотрудничала неоднократно. Судьба свела их вновь в 1941 — режиссер пригласил ее на роль Розы Скороход в свой новый проект. Сюжет развивается в небольшом городке в 30-х годах, незадолго до присоединения Западной Украины к России. Небогатая деревенская девушка Галка хочет накопить денег на корову и приданое. Она устраивается на работу в санаторий «Мечта» к хозяйке пани Розе.

С одной стороны, Скороход — циничная и жадная еврейская мещанка, с другой — несчастная женщина, которую мучает одиночество. Дети ее бросили, но она простила и продолжает любить. Картина вышла в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, а съемки закончились за три часа до объявления нападения Германии.

 В образе пани Розы

Весна

В мюзикле Г. Александрова Раневская играла экономку Маргариту. Её фраза «Красота — это страшная сила!» стала крылатой. Любопытно, что персонажа для себя Фаина Георгиевна придумала сама — его не было в первоначальном сценарии. Съемки проходили в Чехии, куда после революции эмигрировали родители Раневской. Так спустя тридцать лет она, хоть и ненадолго, воссоединилась со своей семьей. Не было только отца — он уже скончался. Во время работы над фильмом она сблизилась с Любовью Орловой, исполнительницей главной роли. 

 Картина «Весна»

Осторожно, бабушка!

Одна из немногих центральных ролей актрисы. Она играла Елену Тимофеевну, которая помогает внучке, руководителю строительной компании, в ведении дел. Она вдохновляет своей энергией и энтузиазмом. Эта работа, как и предыдущие, подарила миру очередную цитату Фаины Георгиевны: «Сентиментальность — признак склероза». Картина вошла в топ рейтингов советских фильмов, а Раневская получила титул народной артистки.

 Эпизод с участием актрисы

Золушка

В фильме сказке Евгения Шварца «Золушка» актрисе достался образ Мачехи. Режиссер разрешил менять текст, добавлять что-то от себя — ее поправки всегда приходились к месту. Она умела вытянуть даже самый слабый сценарий. Фаина предъявляла к себе высокие требования, старалась сыграть свой эпизод идеально. За съемки ей заплатили большую сумму, но она почти все деньги раздала коллегам. 

 В образе Мачехи

Легкая жизнь

В сатирической комедии Вениамина Дормана Раневская сыграла спекулянтку Марго, которая зарабатывает на заказах для нелегальной домашней химчистки. Фраза «Здравствуйте! Я ваша тетя. Я буду у вас жить» разлетелась по стране. Это была одна из любимых ролей актрисы — ей нравилось играть преступниц. Ей выделили немного экранного времени, но образ, как всегда, получился харизматичным и колоритным. Она любую эпизодическую роль могла превратить в главную.

 Великолепная Королева Марго в фильме «Легкая жизнь»

Семья, муж и дети Фаины Раневской

Харизматичная актриса, безусловно, привлекала внимание многих мужчин. Но до романа дело не доходило

В дневниках, которые были опубликованы после смерти, женщина говорила про одиночество. Женщина до конца своих дней не смогла найти родственную душу.

 Фаина так никогда и не вышла замуж

Первой любовью девушки стал знаменитый актер Владимир Качалов. Она писала ему открытки с признаниями в чувствах, но никогда не отправляла их. Собирала газетные вырезки, фотографии, не пропускала ни одного выступления в театре. Но великий мастер не ответил наивной и восторженной привязанности поклонницы.

«Уже все ушли, а  я все еще живу» — жаловалась Фаина Фельдман. Эта женщина до конца жизни относилась к себе с самоиронией. Жизнь она считала глупой — в ней присутствовали только театр, кино, сигареты и отвращение ко всему, что её окружало. Единственной любовью этой печальной женщины была подобранный дворовый пес, которому она дала кров и свое чуткое доброе сердце. Она назвала его Мальчик. Она умерла от воспаления легких и ишемической болезни сердца в Московской городской клинической больнице №71, за месяц до 88-го дня рождения.

В память об этой многогранной, несомненно талантливой артистке в 1984 — спустя несколько месяцев после ее кончины — появились мемориальные доски. Их установили на стенах театров, где ей довелось играть: театре Моссовета, в Симферополе и Тюмени, Крымском театре. А летом 2019-го в одном из петербургских парков появилась скульптура Ляли — одного из самых известных персонажей актрисы. На ней увековечена знаменитая цитата “Муля, не нервируй меня!”.
 

Фильмы

Впервые телезрители увидели Фаину Раневскую в роли колоритной госпожи Луазо в драме Михаила Ромма «Пышка». Это был 1934 год. Актрисе даже удалось побывать с этим спектаклем во Франции, куда труппу театра пригласил Ромен Роллан, чрезвычайно высоко оценивший спектакль.

В самом конце 30-х Раневская сыграла в трёх картинах, которые сделали ее узнаваемой. Артистка появилась в ролях супруги во всех этих лентах. В картине «Человек в футляре» она стала женой инспектора, в «Ошибке инженера Кочина» — супругой портного Гуревича. Ну и самая популярная жена появилась в «Подкидыше», где Раневская произнесла незабываемое и теперь уже крылатое выражение «Муля, не нервируй меня». Аришу в этом фильме сыграла Рина Зеленая, в жизни женщины не были подругами, скорее, их называли приятельницами.

Любовь Орлова и Фаина Раневская В годы войны Раневская вместе с труппой театра была эвакуирована и до 1943-го работала в Ташкенте. По возвращении в Москву ей предложили сыграть Мамашу в «Свадьбе» Исидора Анненского. В этой картине Раневская снялась с известными артистами Эрастом Гариным, Зоей Федоровой, Михаилом Яншиным, Верой Марецкой, Михаилом Пуговкиным и другими узнаваемыми актёрами. А в 1945-м она появилась в военной музыкальной комедии «Небесный тихоход», где исполнила роль врача, профессора медицины.

В 1947 году фильмография артистки пополнилась знаменитой комедией «Весна», в которой Раневская сыграла Маргариту Львовну. Орлова и Черкасов, исполнявшие главные роли в картине, и сама Фаина Георгиевна вмиг превратили фильм в один из самых популярных и кассовых.

В том же году артистка сыграла мачеху в «Золушке». Сценарист картины Евгений Шварц обожал Раневскую. Он позволил артистке вставлять бесподобные фразы. Эта работа считается лучшей в карьере Фаины Георгиевны.

Фаина Раневская и Татьяна Лазарева

Не меньше положительных отзывов имел советский фильм «Александр Пархоменко», снятый Леонидом Луковым. В 1962 году вышла новая режиссерская редакция картины, в ней Фаина Георгиевна сыграла тапершу в ресторане, исполнив романс «Пусть летят и кружат пожелтевшие листья…», при этом сидела за роялем, аккомпанируя себе.

В 1964-м она появилась в комедии «Легкая жизнь» вместе с Юрием Яковлевым. Сатирическую ленту снимал режиссер Вениамин Дорман. В ней Раневской удалось феноменально изобразить спекулянтку Маргариту Ивановну, которую называли «Королева Марго». В итоге фильм занял 17-е место в списке самых кассовых картин того года.

Последняя роль Раневской в кино — лента «Сегодня новый аттракцион». Актриса сыграла директора цирка, но перед этим поставила режиссёру ряд условий. Так как Фаина Георгиевна на тот момент была уже известной, то, конечно же, режиссёр согласился на всё, лишь бы заполучить звезду в фильм.

Фаина Раневская получила звание народной артистки СССР и три Сталинские премии.

Яркие роли в театре

У Раневской было более 50 постановок в театре, но успех принесли только 4.

Значимой ролью для актрисы была гувернантка Шарлотта из “Вишневого сада” в Театре актера. Играла она эпично и быстро получила признание зрителя. Многие считали, что эта роль была написана для самой Раневской. Но несмотря на успех в постановке, она все равно продолжала поиски лучшего места.

Зинка из “Патетической сонаты” также стала одной из ярких ролей в карьере Раневской. Она на высшем уровне сыграла проститутку Зинку, история которой, переплеталась с личной судьбой актрисы: одинокая и ненужная. Камерный театр открыл дорогу молодой артистке.

Еще одним успешным персонажем стала Васса Железнова. Главная роль сильной и волевой женщины Фаине давалась нелегко. Из-за работы в данной картине у нее начали опять появляться комплексы и противоречия с собой. Актрису привлекал образ Вассы, но она не могла понять, как ей принять это все на себя. После этот спектакль ставили во многих театрах, но первооткрывателем стала Раневская.

Берди из пьесы “Лисички” становится очередной ролью ее личных переживаний. Актриса вспоминает те чувства, когда уходила из дома и оставалась одна без поддержки родных. Американская картина тесно переплетается с отечественным “Вишневым садом” и вызывает похожие эмоции не только у зрителя, но и труппы.

Многие роли отражали жизнь Фанни. Казалось, что сценаристы списывали историю с ее личной книги. Это добавляет драматизма в биографию Раневской.

Братья и сестра

Она писала, как будучи маленькой, вечно находилась в обиде на своих ближайших родственников. С детства Фанни не отличалась миловидностью, в придачу еще и сильно заикалась. И особенно заметны недостатки внешности были на фоне красавицы сестры. Все особенности гадкого утенка Фанни высмеивали братья, поэтому ссоры происходили ежедневно, она со своим горячим и вспыльчивым характером не могла стерпеть обиду. Кроме того, девочка была остра на язык, чем повергала в шок родителей и преподавателей. Интересно, что впоследствии многие свои образы Фаина Раневская позаимствовала из детских воспоминаний. Крикливые дамы, домработницы, распевающие арии во время мытья окон, ворчливые старухи – все эти люди когда-то составляли жизнь маленькой девочки.

Много лет спустя, после Великой Отечественной войны, они вновь встретятся с сестрой Изабеллой, с которой ее сравнивали всю жизнь. Изабелла к тому времени успела побывать замужем, жила во Франции. После кончины супруга уехала жить в Турцию, оттуда она и прислала весточку Фаине, с намерением вернуться в СССР. При помощи своих связей с министром культуры Фурцевой Фаине Георгиевне удалось уладить переезд единственного оставшегося родного человека. Но у жизни на все свои планы. Позже выяснилось, что Изабелла больна раком, никакие врачи, лекарства не смогли помочь вернуть здоровье. Фаина Георгиевна ухаживала за ней до последних минут.

Звезда сериала «Сладкая жизнь» Лукерья Ильяшенко отвечает на слухи из-за фото

Британские археологи нашли фигурку человека I века с «современной» прической

«Они дорого стоят!»: вещи, которые нужно без сожаления удалить из гардероба

На фото Раневская справа.

Голодный Крым

Россию раздирала на части Гражданская война. Павла Вульф принимает решение перебраться в Крым. Феодосия 1920 года мало чем напоминала беззаботный курортный городок. Там царили голод, тиф и хаос. Раневская и Вульф в стремлении выжить еще больше сблизились, они брались за любую работу.

То непростое время знаменательно для Фаины знакомством с самим Максимилианом Волошиным. Он приходил к ним из Коктебеля и приносил рыбку, чтобы хоть как-то подкормить. Раневская признается, что без этой помощи они все умерли бы от голода. Страшные годы и ужас увиденного в Крыму оставили отпечаток на всю жизнь.

Детство и юность актрисы

В настоящее время Фаина Раневская – легенда кинематографа. Люди, знавшие её ещё ребёнком, зачастую удивлялись поворотам судьбы актрисы. Фанни родилась в конце лета 1896-го. Дата рождения – 27 августа. Она появилась на свет в Таганроге, в обеспеченной семье, владевшей фабрикой по производству красителей, пароходом, магазином, несколькими домами. В летний сезон родственники путешествовали по Швейцарии. Отца девочки звали Гирши Хаймовичем Фельдманом. По прошествии многих лет поставят посвящённый Фаине памятник в Таганроге.

В семье Фельдманов было 5 детей. Младший мальчик скончался маленьким ребёнком. У Фанни была старшая сестра, 2 брата. С детства девочка слегка заикалась, избегала общения. Ей не нравилась собственная внешность. Известно, что Фаина избегала общения со сверстниками. Ей не слишком нравилась учёба. Родители отдали дочь в женскую гимназию, но Фая убедила забрать её для домашнего обучения. Из составленных о ней биографий известно, что именно в домашнем обучении Фанни получила навыки пения, музыки. Её научили иностранным языкам. Больше всего девочке нравилось читать.

Википедия рассказывает, что Фаина с юных лет увлекалась кино, театром. В 13-м ей довелось посмотреть «Вишнёвый сад» на сцене МХТ. Этот момент стал поворотным в её судьбе. Фанни полюбила сцену всем сердцем. Пути назад не было. Девочка поставила себе цель, поняла, что учёба – лишь шаг на пути к желанному. Ей удалось экстерном сдать гимназические экзамены и поступить в частную театральную студию. Позднее в интервью она рассказывала, что родители не приняли её решения. Семейные отношения и без того были хрупкими, но разразившийся скандал окончательно подорвал родственную близость. Рассказывая про детство и юность, Фанни часто говорила, что это было время едва ли не сиротства. Впрочем, она с теплом вспоминала о кукольных представлениях, которые разыгрывала, пока жила в родительском доме.

Любопытна национальность Фанни. Родители девочки – евреи, приехавшие в Россию из Беларуси. Сама Фаина – русская.

В 1915-м молодая девушка отправилась искать лучшей жизни в столице. Как видно из сохранившихся фото, в молодости Фаина была очаровательной девушкой – возможно, не писаной красавицей, но очень яркой, харизматичной, привлекательной и энергичной. Не обошлось без проблем с поступлением в театральные школы – подвели речевые дефекты. Тогда девушка выбрала частное заведение. Чтобы заработать на учёбу, она подрабатывала летом в театральной массовке.

Без поддержки семьи Фае пришлось непросто. Денег от массовки было недостаточно даже на жизнь. Хотя официально родители актрисы не помогали ей, втайне мать присылала помощь. Отец об этом не знал. Известен случай, когда Фаина в сопровождении знакомого пошла в банк за новым переводом. Выйдя на свежий воздух, она решила пересчитать купюры, но сильный ветер разметал бумажки. Фаина лишь вздохнула, залюбовавшись красотой их полёта, а спутник сравнил женщину с героиней «Вишнёвого сада». С этих пор у неё появился псевдоним Раневская, сохранившийся на всю жизнь.

Многие друзья Фанни знали, где родилась, в какой семье росла девушка. Началась революция, родители отправились в эмиграцию на своём пароходе. Друзья считали, что девушке стоит поехать с ними, но Фанни смело осталась в столице, начав полностью самостоятельную жизнь. Вновь увидеть сестру и мать, она смогла лишь много десятилетий спустя.