Иван бортник

Содержание

Закат карьеры

Даже сегодня можно отыскать записи легендарных спектаклей Геннадия Бортникова, хотя за их распространение актер не получил абсолютно никакой финансовой компенсации. Причем распространялись они по пиратской схеме, без его участия. Материалы продавались, и довольно неплохо. После того как артист узнал об этом, он даже не расстроился.

В свое время Бортников имел колоссальный успех, что немного вскружило ему голову. За свою игру он получил похвалу от самой Марецкой, которая редко кому оказывала подобную честь. Актеру даже разрешалось опаздывать на репетиции, чем он иногда пользовался.

Творческая жизнь артиста условно разделена на две половины, как спектакль – до антракта и после него. Взлет карьеры обусловлен сотрудничеством с Ю.А. Завадским (режиссер Моссовета). Он все работы подбирал под своего любимого героя, Геннадия Бортникова. После смерти Юрия Алексеевича творчество актера начало угасать. Он продолжал играть в спектаклях и сниматься в кино, но это уже было похоже больше на автоматизм.

Рудольф Нуриев

Первый советский «невозвращенец» поначалу служил артистом Ленинградского театра оперы и балета. Там он вел обычный для себя образ жизни человека, который не скрывал свою ориентацию. По словам очевидцев, он даже целовался с курсантами-суворовцами прямо через забор их училища. Затем Рудольф решил иммигрировать из страны и получить политическое убежище во Франции. 23-летний парень угрожал покалечить себя ножницами, когда его пытались задержать и отправить на родину. В Париже Нуриев сделал головокружительную карьеру, его любовниками были коллеги по цеху американец Роберт Трэси и датчанин Эрик Брун. Умер артист от СПИДа, похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Детские годы

Первого апреля 1939 года в московской семье военного пилота и домохозяйки родился сын. Папа ребенка постоянно находился в разъездах, а мама умерла, когда мальчик только пошел в школу. Воспитывался Геннадий Бортников бабушкой. Его дед служил на Балтийском флоте, был приговорен к расстрелу как один из зачинщиков бунта на военном корабле «Память Азова» (еще в 1906 г.).

Путь в актерскую среду у Геннадия был непростым и длительным. Пока одноклассники писали диктанты, юный Бортников воспроизводил в тетрадках сатирические шаржи на учеников и учителей, даже поступил в училище художественного искусства, но страсть к театру пересилила трепетное отношение к изобразительному искусству. После семи классов образования он подал документы в техникум машиностроительного направления, но уже через несколько месяцев бросил учебу и начал трудовую деятельность на ГПЗ-1 в качестве помощника слесаря-инструментальщика. Большую часть свободного времени парень уделял искусству, в частности живописи. Приняв решение связать дальнейшее существование только с искусством, из художественной школы Геннадий Бортников ушел, увлекшись максимально театральной деятельностью.

Радио

Театральная деятельность и кино – это не все виды деятельности творческого человека. Геннадий Бортников, работы на радио которого представлены в основном аудиоспектаклями, и в этой сфере имеет несколько прекрасных достижений.

Среди его известных творений:

  • Радиопостановка по роману Ж. Сименона «Мегрэ и строптивые свидетели».
  • Спектакли по рассказам Бунина и Грина («Речка», «Талант»).
  • Аудиотворение по гениальному произведению Гете «Фауст».
  • Постановка на стихи Вознесенского «Автомат».

Кроме того, актер пробовал свои силы и на телевидении. Он участвовал в телеспектаклях «Маленькая королева и другие», «Веселый трамвай».

Это интересно: Александр Мартынов — биография актера и личная жизнь

Театральный талант

Талант искусственного перевоплощения в роли Геннадий Бортников обнаружил еще до начала учебы в МХАТе. Манерное поведение соседских товарищей, посещавших театральную студию, сподвигло юношу прийти на занятия и посмотреть, чему там обучают. Образованная женщина-педагог, интеллигентные воспитанники и таинственная атмосфера влюбили Геннадия в это искусство. Он попросился в студию актерского мастерства декоратором и его взяли волонтером оформлять спектакли.

Волею судьбы Бортникову однажды предложили прочитать Пушкина. Успешная декламация вывела парня из художника в актеры. Первой ролью у Геннадия был образ ворона из сказки Маршака «Двенадцать месяцев».

Биографическая справка

Народный артист РФ Геннадий Леонидович Бортник появился на свет 1 апреля 1939 года в обычной советской семье. Ребенка воспитывали в общепринятых традициях. Готовили к самостоятельной жизни. Приучали к труду. Отец служил военным летчиком. Человеком был жестким и решительным. До поры до времени ситуацию в доме уравновешивала мать. Но когда мальчику стукнуло семь лет, мама скоропостижно скончалась. Несомненно, раннее сиротство наложило отпечаток на характер и взгляды Геннадия.  

В школе Бортник учился хорошо. У него в раннем возрасте обозначился талант к рисованию. Он мог двумя тремя мазками нарисовать шарж на любого человека. За дружеские шаржи на учителей ему не раз, что называется, влетало. И еще – он с большим удовольствием занимался в драматическом кружке. Геннадий собирался получить соответствующее образование и заниматься искусством. Однако отец настоял, чтобы подросток поступил в индустриальный техникум. Ничего хорошего из этой затеи не получилось.

Творчество[править | править код]

Роли в театре

  • «В дороге» В. С. Розова — Володя
  • «Объяснение в ненависти» И. В. Штока — Василий Воробъёв
  • «Затейник» В. С. Розова — Сергей Сорокин, Эдуард Беляев
  • «Царствие земное» Теннесси Уильямса — Лот
  • «Глазами клоуна» Г. Бёлля; постановка И. С. Анисимовой-Вульф — Ганс Шнир, режиссёр
  • «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому; постановка Ю. А. Завадского — Раскольников
  • «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому; постановка П. Хомского — Смердяков, Чёрт
  • «Кин, или Гений и беспутство» А. Дюма-отца, Ф. де Курси и М.-Э.-Ж.-М. Теолона — Кин
  • «Братья и Лиза» — Симон
  • «Дон Карлос» Ф. Шиллера; постановка Е. Завадского — Дон Карлос
  • «Последняя жертва» А. Н. Островского — Дульчин
  • «Венецианский купец» У. Шекспира — Антонио
  • «Муж, жена и любовник» — Граф Любин
  • «Последняя лента Креппа» — Крепп
  • «Прихоти любви или капризы Марианны» Альфреда де Мюссе; постановка Алексея Литвина — Октав (также автор инсценировки и костюмов)

Работы на телевидении

  • 1977—1984 — «Будильник» — Ганс-Христиан Андерсен
  • 1984 — «Весёлый трамвай» (телеспектакль)
  • 1985 -” Будильник” – Дядя стёпа – Михалков
  • 1996 — Маленькая королева и другие

Фильмография

  • 1961 — Взрослые дети — влюблённый
  • 1962 — Черёмушки — Саша Бубенцов
  • 1963 — Слуша-ай!.. — Антек
  • 1965 — Наш дом — Дмитрий
  • 1965 — Новогодний календарь
  • 1966 — Девочка на шаре
  • 1967 — Взорванный ад — Николай Вережников
  • 1971 — Алло, Варшава! — Анджей Вишневский, врач из Варшавы
  • 1972 — Любимые страницы — чтец («Пророк» А. С. Пушкина)
  • 1973 — Горя бояться — счастья не видать — певец в трактире старого Пантелея
  • 1975 — Путешествие миссис Шелтон — Мистер Джон Иттинг
  • 1976 — Вечерний свет — Володя Михно, литсотрудник отдела писем
  • 1978 — Кентавры — Аннибал
  • 1980 — Братья Рико — Эдди Рико
  • 1981 — 20-е декабря — Фижо
  • 1981 — Было у отца три сына — Павел
  • 1984 — Весёлый трамвай
  • 1984 — Ученик волшебника (озвучивание мультфильма) — Волшебник Алёша
  • 1987 — Волшебные колокольчики, продолжение предыдущего, — Волшебник Алёша
  • 1989 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия — Ардабьев
  • 1990 — Лифт для промежуточного человека — Сватов
  • 1991 — Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь — Антуан Шаламов
  • 1992 — Квартира — Никита Белоцветов
  • 1993 — Урод — Степан Иванович Волконский

Работы на радио

  • «Мегрэ и строптивые свидетели» (радиоспектакль по роману Ж. Сименона) — Арман Ляшом
  • «Речка» (рассказ И. А. Бунина)
  • «Талант» (рассказ А. С. Грина)
  • «Автомат» (стихотворение А. А. Вознесенского)
  • «Фауст» (радиоспектакль по трагедии И. В. фон Гёте, 1984) — Фауст

Сухие факты

Биография актера в нескольких строках (общие факты и события):

  1. Дата и место рождения – 1.04.1939 года, Москва (РСФСР).
  2. ФИО при рождении – Бортников Геннадий Леонидович.
  3. Основная профессия – актер театра и кино.
  4. Гражданство – СССР, РФ.
  5. Место работы – театр имени Моссовета.
  6. Семейное положение – не был женат, детей нет.
  7. Увлечения – живопись, режиссерская деятельность, радио.
  8. Награды – заслуженный и народный артист России, лауреат премии зрителей и критиков во Франции на Фестивале наций.
  9. День и место смерти – Геннадий Бортников скончался 24 марта 2007 года (67 лет) в Москве. Похоронен он на Введенском кладбище.

Все эти сухие цифры стоят за активной творческой жизнью великого артиста, которому поклонялись миллионы зрителей.

Фильмография

  • 1961 — «Взрослые дети»
  • 1962 — «Черёмушки»
  • 1965 — «Наш дом»
  • 1966 — «Девочка на шаре»
  • 1967 — «Взорванный ад»
  • 1972 — «Любимые страницы»
  • 1973 — «Горя бояться — счастья не видать»
  • 1975 — «Путешествие миссис Шелтон»
  • 1976 — «Вечерний свет»
  • 1978 — «Кентавры»
  • 1989 — «Следствие ведут ЗнаТоКи. Мафия»
  • 1993 — «Урод»

«Взорванный ад» / Киностудия им. Горького»

Геннадий Бортников был невероятно популярен в свое время. Его образ тонкого и романтического героя не оставлял равнодушным советских девушек — после спектаклей в «Моссовете» его поджидали толпы поклонниц.

Но со временем актер начал отказываться от ролей и старался минимизировать свое общение с людьми. Что случилось со знаменитым актером и почему он стал затворником?

Сбежал из техникума, чтобы стать актером

Бортников родился накануне войны — 1 апреля 1939 года в Москве. Ранние годы мальчика оказались очень непростыми. Его отец, летчик, был строгим и авторитарным человеком, а мать умерла, когда Гене было всего 7 лет.

«Новогодний календарь» / Телефильм»

Мальчик с детства тянулся к искусству — рисовал, разыгрывал сценки, играл в школьных спектаклях. Но отец Бортникова мечтал, чтобы сын стал военным или инженером. В итоге после окончания семилетки Геннадий, по его настоянию, поступил в машиностроительный техникум. Но, проучившись всего год, бросил и подал документы в художественное училище. Параллельно с учебой он работал художником в драматическом кружке.

«Вечерний свет» / ЦТ»

Юноша разругался со своим отцом и сбежал из дома. Причем не к своим друзьям, а в Троице-Сергиеву лавру. Бортников провел там некоторое время, попробовал себя в иконописи. После возвращения домой ему удалось помириться с отцом и доказать право самостоятельно принимать решения. После юноша поступил в Школу-студию МХАТ.

Поклонницы караулили Бортникова после спектаклей

<В 1962 году Борников закончил МХАТ и попал в труппу театра Моссовета. Геннадий быстро стал одним из ведущих актеров театра — на сцену он выходил вместе с Верой Марецкой и Фаиной Раневской.

Режиссер Завадский ставил спектакли под него — Бортников играл Раскольникова в «Петербургских сновидениях» по Достоевскому, Дона Карлоса в одноименном спектакле по Шиллеру, Антонио в «Венецианском купец» Шекспира. Театралы специально ходили «на Бортникова» — ажиотаж был такой, что зачастую было очень трудно достать билеты. А после спектаклей девушки поджидали своего кумира у выхода.

«Дон Карлоc» / Экран»

В кино актер прославился после фильма «Взорванный ад»

Но то была театральная слава, на всю страну актер прославился после работы в фильме «Взорванный ад». Бортников сыграл в нем главную роль военнопленного Николая Вережникова. В одночасье высокий, харизматичный актер стал любимцем советских женщин

Но, несмотря на внимание публики, актер не связывал себя никакими отношениями и вел достаточно затворнический образ жизни

«Взорванный ад» / Киностудия им. Горького»

Друг актера Евгений Ковалев рассказывал, что Бортников был очень закрытым человеком, никогда не посвящал других в тайны личной жизни:

По словам Ковалёва, однажды Бортников все-таки смог подпустить близко одну девушку. Но вскоре резко разорвал только зарождавшиеся отношения.

«Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им»

В 1997 году после смерти режиссера Завадского и перемен в театре Бортников остался практически без ролей. Евгений Ковалев вспоминал:

«Алло, Варшава!» / Свердловская киностудия»

В одном из интервью актер признавался:

И не то, чтобы все забыли об актере. Нет, ему предлагали роли — но почти всегда это были возрастные персонажи: отцы или дедушки. Бортников же никак не мог смириться с уходящей молодостью, с тем, что его больше не видят «романтическим героем».

«Следствие ведут знатоки» / ЦТ»

Актер остался без семьи, друзей и работы

Со временем Бортников остался без семьи, без друзей и работы. Коллеги вспоминали, что актер очень любил животных — у него самого было много кошек, а в карманах он всегда носил кусочки колбасы, чтобы кормить бродячих собак и кошек.

Однажды во время гастролей во Франции Геннадию предложили остаться, но Бортников отказался, сказав, что ему не на кого оставить кошек.

«Квартира» / Студия литературно-художественных программ ТО Телетеатр, Телерадиокомпания Останкино»

В 2007 году, не дожив несколько дней до своего 67-летия, Бортников скончался в полном одиночестве от инфаркта.

  • https://24smi.org/celebrity/67650-gennadii-bortnikov.html
  • https://femmie.ru/izbegal-zhenshhin-kakaya-lichnaya-drama-sluchilas-v-zhizni-gennadiya-bortnikova-328941/

Геннадий Бортников: красавец-актер, который выбрал одиночество

Он добился определенной славы, но не любил быть в центре внимания. А еще не верил женщинам. Поэтому до конца жизни рядом с ним были лишь его любимицы-кошки.

Пожалуй, большой звездой советского кино Геннадий Бортников так и не стал. Но все предпосылки к этому были. Он был востребован, талантлив, красив. У него было множество поклонниц и, как говорят, собственных зрителей, которые шли в театр исключительно на Бортникова.

Но вместе с тем, это был один из самых странных артистов, который вводил поклонников и коллег в недоумение своей закрытостью и даже какой-то хронической нелюдимостью. Он ненавидел оказываться в центре внимания, обходил женщин стороной, и так и не обзавелся семьей, предпочитая проводить время дома в окружении кошек.

Даже когда актер умер, свидетелями его последних мгновений были лишь его хвостатые любимицы. Почему случилось именно так? Чтобы разобраться в этом, стоит, пожалуй, вернуться в самое-самое начало.

Странность характера Геннадия Бортникова проявилась еще в детстве. Он появился на свет в 1939 году, 1 апреля. Но шуток не любил, не понимал, и не принимал. Да чаще всего бывало не до них.

Он очень любил свою маму. Но она рано умерла, и эта трагедия очень сильно ранила мальчишку. С отцом у будущего артист отношения складывались тяжело. Бравый вояка, летчик – родитель был строг в воспитании, и пытался сделать из сына настоящего мужика. Поэтому отец категорически не принимал творческих увлечений отпрыска, настаивая, чтобы тот получил настоящую мужскую профессию.

В какой-то момент Бортников уступил родительской воле, поступив в техническое училище. Но однажды вдруг решил, что он не простит сам себе, если будет учиться профессии, которую он не любил. Юноша уходит из учебного заведения, и, несмотря на явный конфликт с родителем, идет учиться в МХАТ на актера.

Получив диплом, Бортников много лет подряд являлся одним из самых ярких актеров легендарного театра. На его счету немало очень заметных работ. Среди них Раскольников в «Петербургских сновидениях» и Смердяков в «Братьях Карамазовых» по Ф. М. Достоевскому, главная роль в спектакле по повести Г. Бёлля «Глазами клоуна».

У Бортникова была выдающаяся аристократическая внешность, которая, словно магнитом, притягивала к нему девушек и женщин всех возрастов. Поговаривали, что на спектакли с его участием зрительский зал всегда был забит преимущественно представительницами прекрасной половины человечества, которые приходили специально на красавца Бортникова. Да что греха таить, если на его спектакли ходили даже знаменитые актрисы, которые были тайно в него влюблены.

Вполне удачно складывала у актеа карьера и в кино. Впервые на экранах Бортников появился в 1961 году в картине «Взрослые дети». Одна из самых, пожалуй, ярких его работ — главная роль в фильме «Взорванный ад».

Из других фильмов с его участием можно выделить картины «Девочка на шаре», «Взорванный ад», «Кентавры», «Было у отца три сына», «Вечерний свет», «Следствие ведут ЗнаТоКи» и ряд других.

В общем, карьера шла и поклонниц у артиста становилось все больше и больше. Однако, Бортников по-прежнему был один. Он не спешил отвечать взаимностью на многочисленные знаки внимания. И, судя по всему, устраивать свою личную жизнь даже не собирался. Почему?

Ответ на этот вопрос можно поделить на две части. Во-первых, он помнил, как потерял мать, к которой был очень привязан. Он боялся, что полюбив кого-то еще, не переживет другой возможной потери.

Во-вторых, все внимание к себе со стороны женской половины считал лукавством. Он красив и знаменит

К таким дамы всегда слетаются, как пчелы на мед. А кто из них готов полюбить его, как человека, а не как знаменитость?

Бортников искал ответ на этот вопрос, и не находил его. И вот так, в поисках смысла жизни эта самая жизнь и прошла. Артист до конца своих дней оставался одиноким.

Ему было 67 лет, когда острый инфаркт поставил точку в этом странном существовании. Свидетелями трагедии были лишь верные друзья артиста – кошки. Это случилось 24 марта 2007 года.

Бортников никогда не был женат, и, увы, не оставил после себя наследников. Есть лишь память поклонников настоящего кино. Но, к сожалению, даже зрительская память нередко бывает слишком коротка.

Между монастырем и суворовским училищем

Возможно, одной из причин, заставлявших Бортникова сторониться любви, была детская травма — в очень раннем возрасте (ему было всего 7 лет) он потерял мать. И всю жизнь потом опасался, что также внезапно и фатально его оставит и любимая женщина, предполагали друзья звезды. Возможно, душевную травму усугубило еще и глобальное непонимание со стороны отца. Военный, летчик, авторитарный человек, он предпочитал выстраивать судьбу сына в соответствии со своими представлениями. Парень был артистичен, прекрасно рисовал, но отец отправил его на учебу в машиностроительный техникум. Геннадий сперва подчинился воле отца, но потом не выдержал, забрал документы и пошел поступать в художественное училище. Дома грянул скандал, закончившися тем, что Геннадий сбежал в… монастырь. Отец был вынужден уступить воле сына, хотя и предпринял еще одну попытку перенастроить судьбу парня и отправить его в суворовское училище. Но и этот номер не прошёл, и Геннадий стал студентом Школы-студии МХАТ.

Одиночество знаменитого актёра, не имевшего ни семьи, ни близких, ни надёжных друзей, скрашивали только кошки. Однажды артист вместе со своим родным театром оказался во Франции на гастролях. Принимающей стороне настолько понравилась игра советской звезды, что ему предложили остаться во Франции и пообещали главные роли в театре. Бортников ответил: «Мне не на кого оставить моих кошек».

По воспоминаниям коллег, Геннадий Леонидович всегда носил в карманах кусочки колбасы, чтобы подкормить бродячих собак и кошек.  

С годами артист стал меньше играть в кино. Геннадий Леонидович однажды сказал в телепрограмме: «Для кинорежиссеров я был романтическим героем и остался им. Время шло, многое изменилось, нужен был социальный герой, поэтому мой оказался невостребованным». На самом же деле, по воспоминаниям Ковалёва, Бортникову не нравились возрастные персонажи, которыми его видели режиссёры в своих фильмах.

«То, что Гене не предлагали роли — неправда, — рассказывал Ковалёв. — Его звали, но только на роли отцов и дедушек. А ему было психологически сложно перейти из одного возрастного амплуа в другое. Душой он был вечно молод. И это страшно, когда человек в 50 лет пытается быть молодым. Однажды он обмолвился: «Смотрю в зеркало и не понимаю, кто в нем? Где я-то? Хотя стою напротив зеркала я».

Получив предложение сыграть чьего-то отца в очередном проходном фильме, Бортников приходил в негодование. Таких героев он называл стариками, хотя сам был тоже не мальчиком, актёру было за 60…

Простой в профессии, пусть и по собственной воле, артист воспринимал как личную драму. Он всё больше уходил в себя, стал редко выходить из дома, коротая вечера со своими кошками. Умер Бортников в конце марта 2007 года в полном одиночестве в возрасте 67 лет от обширного инфаркта.

Геннадий Бортников, 2006 г. Фото: www.globallookpress.com

Георгий Милляр


Георгий Милляр, «КиноПоиск» 7 политиков с нетрадиционной сексуальной ориентацией

Советский актер Георгий Милляр, который часто играл антигероев детских фильмов, был одиночкой. О его личной жизни известно мало, и это стало причиной слухов о его гомосексуализме. Официально Милляр не подтверждал этого, но некоторые СМИ гласят, что он был близок к тому, чтобы попасть в тюрьму за мужеложство.

Чтобы развеять все слухи, друг актера Александр Роу предложил заключить фиктивный брак с его соседкой по коммунальной квартире. Милляр женился в 65 лет, а немногим позже им с женой выдали квартиру на окраине Москвы. В карьере актера также произошел позитивный сдвиг — стали предлагать серьезные роли.

Первые гастроли

Первыми пьесами, в которых сыграл актер Бортников Геннадий, были «В дороге» и «Затейник» В. Розова. Театральными критиками после выхода на сцену юноши сразу же была отмечена манерность, индивидуальность и достоверность его игры. Хотя многие актеры из соседних театров отрицательно относились к его стилю исполнения.

Как-то на постановку «В дороге» попал французский продюсер, который изъявил желание показать этот спектакль у себя на родине. В 1966 году на Фестивале наций был представлен зарубежному зрителю советский спектакль «В дороге», где роль Володи сыграл выпускник МХАТа. О молодом актере заговорили все театралы Парижа, а его исполнение было отмечено премией. Бортникова умоляли остаться во Франции, но он вернулся к родным пенатам Моссовета.

Семья

В 1939 году 1 апреля в московской семье домохозяйки и военного летчика родился сын. Отец мальчика все время был в разъездах, а мать умерла, когда ребенок пошел в первый класс. Воспитывала Геннадия бабушка.

Окончив семилетку, мальчик по наставлению отца поступил в машиностроительный техникум, но так его и не закончил. Через год он пошел работать на завод слесарем.

С детства личная жизнь Геннадия Бортникова принадлежала творчеству. Он со школьной скамьи увлекался рисованием. В то время, когда класс писал диктанты, мальчишка воспроизводил в тетради сатирические изображения учеников и учителей. Бортников даже поступил в художественное училище, но любовь к театру погасила трепетное чувство к изобразительному искусству.

Семья и выбор профессии

Геннадий Леонидович появился на свет в первый день апреля 1939 года. Семья обитала в столице России. До шести лет будущий актер жил беззаботно. Его воспитанием занималась мама, так как отец был летчиком и пропадал на работе.

Все изменилось, когда мама, совсем молодой, ушла из жизни. У родителя не находилось времени заботиться о наследнике. Мальчика все чаще отправляли к бабушке. Ребенок был практически предоставлен самому себе. Однако несмотря на это, Бортников-младший хорошо учился. Предпочтение отдавал гуманитарным предметам и рисованию.

Геннадий Бортников в юности. Справа в музыкальной ленте «Новогодний календарь», 1965 год

Мир искусства с детства привлекал Геннадия. Отец не одобрял увлечение сына, хотел, чтобы он пошел по его стопам. Профессия военного совершенно не нравилась подростку. После окончания семилетки ему пришлось, по требованию отца, выбрать серьезную специальность и поступить в машиностроительный техникум.

Через год юноша бросил ненавистное учебное заведение. Это обстоятельство пагубно отразилось на отношении с родителем. Оба Бортникова считали себя правыми, не хотели идти на уступки, ссорились и отстаивали свои интересы. Отец, привыкший к военной дисциплине, пытался и сына приучить к ней. Но свободолюбивого отпрыска загнать в такие рамки не удалось.

Кошки

Однажды еще на взлете карьеры Бортников в составе своей труппы отправился на гастроли во Францию. Играли спектакль «В дороге». Тамошние корифеи так восхитились талантом советского актера, что пригласили его остаться за границей навсегда, пообещав все, что только можно было пообещать. Но Бортников отказался. Некоторые из его коллег восприняли этот поступок, как проявление звездной болезни. На самом деле, несмотря на посулы французов, артист боялся оказаться невостребованным на чужбине. Но на вопросы об этом других актеров отвечал, что ему не на кого оставить своих кошек.

Бортников действительно очень любил животных. Он не мог пройти мимо бродячей Мурки или Жучки. Для встречных кошек и собак в своих карманах он всегда носил всяческие лакомства. Пожалуй, только зверей актер и допускал в свое сердце.

Личная жизнь

Статный красавец с бархатным голосом, Бортников в молодости пользовался невероятным успехом у поклонниц. Они заваливали его письмами с любовными признаниями, караулили у театра, вырезали фото из газет и охотились за автографами, но Геннадий вел замкнутый образ жизни и не стремился заводить романы.


Геннадий Бортников и его кот

По словам друзей, он создал вокруг себя панцирь, внутрь которого никого не желал пускать. Артист боялся предательства, переживал, что окружающие ценят его только за популярность и не останутся рядом, когда блеск славы угаснет. О своих романах он рассказывать не любил и тщательно ограждал личную жизнь от назойливого внимания.


Геннадий Бортников в последние годы

Среди окружавших его красавиц он так и не выбрал себе жену. Детей у него тоже не было. Единственные, кто всегда был рядом с ним, – домашние любимцы. Бортников питал слабость к животным, держал дома беспородного кота Марика и подкармливал бродячих собак, для чего носил с собой полные карманы лакомств.

Биография

Иван Бортник – советский и российский актер театра и кино, ведущий артист Театра на Таганке, получивший всероссийское признание после появления в эпизодической роли в культовом сериале «Место встречи изменить нельзя» режиссера Станислава Говорухина.

16 апреля 1939 года в интеллигентной московской семье родился сын Иван, будущий актер. Мать работала в Институте мировой литературы, защитила докторскую диссертацию по филологии. Отец был заместителем главного редактора Государственного литературного издательства. Ничего удивительного в том, что сыну Ивану точные науки в школе давались тяжело, зато по русскому языку и литературе всегда были пятерки. К тому же родители в первых классах определили сына в музыкальную школу, где Иван занимался по классу виолончели.

Актер Иван Бортник

Театром мальчик увлекся еще в детстве, поэтому выбор профессии не был неожиданностью для родителей. Так как детские годы Ивана прошли во дворе, дворовые законы и были его главным воспитателем. Многие дворовые обитатели успели пройти через «зону», а один раз взяли «на дело» и будущего актера. Ваня стоял «на шухере», пока парни грабили ларек: это было в первый и последний раз в биографии Ивана Бортника.

Удивительно, но дворовая жизнь не мешала парню читать и писать стихи, ходить в городской дом пионеров, а после в самодеятельную киностудию. В 1957 году юноша поступил в ГИТИС, однако передумал и решил учиться в Щукинском театральном училище. Иван Бортник поступил на курс Владимира Этуша и успешно окончил вуз в 1961 году.

Владимир Высоцкий и Иван Бортник

Театральная карьера артиста связана с Театром на Таганке, хотя туда Иван Бортник попал не сразу. Сначала актер служил в театре им. Н. Гоголя, но из-за разногласий с художественным руководителем ушел к Юрию Любимову, с которым был знаком со времени студенчества.

На Таганке Иван Бортник стала ведущим артистом, хотя часто проявлял свой непокорный нрав. Но коллегам и друзьям по театру артист никогда не переходил дорогу. Случилось это с ролью Гамлета, с которой Юрий Любимов решил снять Владимира Высоцкого и отдать другому актеру. Иван Бортник отказался от предложения. Когда в начале 80-х годов в театре появился новый руководитель Анатолий Эфрос, то Иннокентий Смоктуновский представил Ивана Бортника режиссеру как единственного гениального актера труппы.

Творчество

Его выдающийся талант педагоги заметили уже на первом курсе. В дипломном спектакле Бортников с блеском воплотил образ Тузенбаха из чеховских «Трех сестер». В училище он познакомился с известным режиссером Юрием Завадским. После окончания учебы Геннадия приглашают в «Современник», но он делает выбор в пользу театра имени Моссовета. Там молодой актер работал на одной сцене со звездами советского театра: Любовью Орловой, Фаиной Раневской, Серафимой Бирман. В труппе новичка приняли тепло и охотно во всем помогали.


Геннадий Бортников и Фаина Раневская

Первые в творческой биографии роли в спектаклях «В дороге» и «Затейник» удостоились похвалы самых строгих критиков. Знаковым для актера стала постановка «Глазами клоуна». Бортников, прочитав одноименный роман Генриха Белля в «Иностранной литературе», лично выпросил у власти разрешение на постановку. Ему пришлось разыскать самого автора, который тогда жил в ФРГ, и отправленное почти наугад письмо с просьбой передать авторские права все же дошло до адресата. В итоге спектакль оказался настолько удачным, что оставался в репертуаре театра 20 лет.

Ирина Анисимова-Вульф доверяла Бортникову главные роли в своих постановках. Самая громкая его работа – Раскольников

в «Петербургских сновидениях». На взлете карьеры Геннадий Леонидович был замечен французским режиссером и вместе с труппой уехал на первые зарубежные гастроли.


Борис Иванов и Геннадий Бортников в спектакле «Петербургские сновидения»

В парижских театрах оценили талант Бортникова и предложили остаться, суля немыслимые гонорары и создание собственной труппы, но он отшутился, сказав, что ему не на кого оставить кошек. Некоторые коллеги посчитали отказ признаком «звездной болезни», но на самом деле он просто любил родной театр и боялся потом оказаться на чужбине невостребованным, без друзей и средств, да и по-французски совсем не понимал.

В Париже Бортников подружился с Сержем Лифарем, хотя Завадский предостерегал его от сомнительного знакомства: нетрадиционная сексуальная ориентация знаменитого балетмейстера бросала тень на репутацию молодого актера.


Геннадий Бортников и Серж Лифарь

Геннадий Леонидович не только играл в спектаклях, но и появлялся на телевидении и радио, снимался в фильмах («Взорванный ад», «Взрослые дети»). Всего фильмография Бортникова насчитывает 25 картин, и он очень переживал, что не сделал больше.

Любимое с детства увлечение – рисование – актер тоже не забросил, лично участвуя в оформлении спектаклей. Сегодня выставку его работ можно увидеть в Доме актера на Арбате.


Юрий Завадский

В 1997 году не стало главного наставника – Юрия Завадского.

С этого момента карьера Геннадия Леонидовича начала идти на спад. Главных ролей уже не давали, а второстепенные не могли поддержать угасающую популярность. Бортникову всегда особенно удавались роли молодых отчаянных парней, но с возрастом его, естественно, перестали на них приглашать. Нового амплуа он найти не смог и постепенно сам стал отказываться от «возрастных» персонажей.

Угасание

Вполне возможно, что Геннадий Леонидович не мог найти амплуа, соответствующее его возрасту. По натуре он был романтичным, не всегда понимал, что такое современность, да особо и не старался понять. Такие слова о нем сказала Вульф.

Кроме того, она отметила, что последние два десятка лет своей жизни актер почти ничего не играл. Были спектакли «Прихоти любви, или Капризы Марианны», еще несколько небольших работ, которые больше походили на провал, к сожалению. В кино также работ практически не было, появилось ощущение, что Геннадий Бортников, актер, блиставший многие годы, оказался никому не нужным. Хотя сам артист умирать не собирался, он жаждал быть востребованным, имел желание играть.

Роман Виктюк


Роман Виктюк, «Украинские новости» Советский, украинский и российский театральный режиссер Роман Виктюк подозревается в гомосексуализме из-за неоднозначных спектаклей. В постановках Виктюка, как правило, мужчины исполняют женские роли и не стесняются разыгрывать друг с другом страстные любовные сцены. Фото и видео с этих шоу удивляют поклонников театрального искусства. В России и СССР ходили слухи, что театральная труппа режиссера — его “гарем”.

Хотя Роман Виктюк и заработал славу «главной звезды гей-небосклона шоу-бизнеса», официально эту информацию режиссер не подтверждал. Так или иначе, многие работы Виктюка признаны «гомоэротикой», что и натолкнуло общественность на мысль о его гомосексуализме.