Актриса Елена Сафонова: биография и фильмография

Содержание

Биография

Родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде, в семье советского актёра Всеволода Сафонова (1926—1992; с 1974 года — Народный артист РСФСР) и режиссёра «Мосфильма» Валерии Ивановны Рублёвой (1928—2012).

В середине 1960 годов семья переехала в Москву, где Сафонова училась в специальной средней школе с углублённым изучением французского языка. В 1973 году окончила московскую среднюю общеобразовательную школу № 37.

С третьей попытки поступила на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа) в Москве. Между поступлениями работала библиотекарем. Проучившись в институте два года, вернулась в Ленинград.

В 1981 году окончила актёрское отделение факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (курс Рубена Сергеевича Агамирзяна). В том же году стала актрисой Академического драматического театра имени В. Ф Комиссаржевской в Ленинграде, где проработала один театральный сезон.

Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» (1974).

В 1982 году уехала в Москву, где была принята в труппу Театра-студии киноактёра.

С 1986 года — актриса киностудии «Мосфильм».

С 1992 по 1997 годы работала во Франции и в России. С 1997 года проживает в Москве.

14 июня 2006 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил Елену Сафонову с юбилеем. В поздравительной телеграмме, в частности, говорится:

Творческая карьера

В начале творческой деятельности, будучи студенткой Ленинградского института кинематографии, Елена Сафонова прослужила один сезон в Академическом драматическом театре имени В. Ф Комиссаржевской.

В кино начала активно сниматься с 1974 года. Первая главная роль в кино — роль Саломеи Крушельницкой в биографической картине «Возвращение Баттерфляй» (1983). Широкую известность Сафоновой принесла роль Ольги в фильме «Зимняя вишня» (1985), за которую она получила свою первую награду.

Во время проживания во Франции снялась в пяти французских фильмах, однако не получила такой известности, как в России. После возвращения в Россию в 1997 году вновь вернулась в театр и в 1999 году получила главную российскую театральную премию «Чайка».

Основная актёрская тема Сафоновой — сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Подобные образы сыграны Сафоновой в фильмах «Зимняя вишня», «Принцесса на бобах», «Президент и его женщина» и др.

Личная жизнь

В первый раз Сафонова вышла замуж в возрасте 20 лет за актёра Виталия Юшкова, с которым познакомилась на съёмках фильма «Семья Зацепиных» (1977). Через шесть лет супруги расстались. Одной из причин развода было пристрастие мужа к алкоголю. В настоящее время Виталий Юшков живёт в Израиле.

В конце 1980-х годов встречалась с женатым мужчиной — Ваче Мартиросяном, бизнесменом из США. В 1991 году родился сын Иван Сафонов. В настоящее время Иван Сафонов работает на «Мосфильме».

В 1992 году вышла замуж за французского актёра Самюэля Лабарта (фр. Samuel Labarthe). С ним познакомилась на съёмках фильма «Аккомпаниаторша» (1992), и переехала с сыном Иваном во Францию. В новом браке родился сын Александр. Муж ревновал супругу к её успеху, в том числе и во Франции, где его воспринимали только как мужа Сафоновой. В итоге он подал на развод. По французским законам детей, рождённых на территории страны, граждан Франции, нельзя вывозить за рубеж для постоянного проживания одним из родителей — до совершеннолетия ребёнка. Сафонова судилась за сына три года, но это не помогло. Сын остался жить с отцом, во Франции. В 1997 году Сафонова со старшим сыном Иваном вернулась в Россию, продолжает навещать и младшего сына Александра — режиссёра, окончившего актёрскую школу.

Вечная «Ольга Ивановна»


С юности Елена Сафонова знала, что станет актрисой Будущая звезда экрана появилась на свет в творческой семье: Всеволод Сафонов был актером, Валерия Рублева работала режиссером на «Мосфильме». Через несколько лет после рождения дочери супруги перебрались в столицу. С малых лет девочка помогала осветителям и операторам, участвовала в киноэкспедициях. Никто не сомневался, что в дальнейшем она продолжит дело мамы и папы.

Однако путь к актерству оказался тернистым и долгим: несмотря на родство со знаменитыми кинодеятелями, Елене пришлось самостоятельно пробивать дорогу в мир искусства. Лишь с третьей попытки абитуриентке удалось поступить во ВГИК. Неожиданно для сокурсников спустя два года Сафонова покинула вуз и переехала в Ленинград, где окончила ЛГИТМиК и попала в труппу театра имени Комиссаржевской.

Прославили актрису не спектакли, а работы в кино. Дебютом Елены Всеволодовны на экране стал фильм «Ищу мою судьбу», а первая главная роль досталась ей в картине «Возвращение Баттерфляй». Уже тогда критики отметили, что в СССР зажглась новая звезда. Всесоюзного успеха многообещающей артистке пришлось ждать еще три года — пока не состоялась премьера легендарной «Зимней вишни». Мать-одиночку Ольгу Ивановну, полюбившую женатого Вадима, должна была сыграть Наталья Андрейченко, однако она не смогла приехать на съемки. Персонажа доверили Сафоновой, и после выхода ленты она проснулась знаменитой.


Всесоюзный успех пришел к артистке после выхода фильма «Зимняя вишня» С годами фильм не терял актуальности, ведь в его героях зрители узнавали себя. Кроме всего прочего, лента не устарела потому, что в ней рассказывалась проникновенная история трех соседок в исполнении Сафоновой, Ларисы Удовиченко и Нины Руслановой. «Мы все бегали друг к другу с радостями и печалями, это заложено с детства и продолжается до сих пор, живем ли мы в России или разъехались по разным странам», — отмечала Елена Всеволодовна.

не пропустите«Зимняя вишня»: как сложились судьбы актеров культового фильма

Фотографии Сафоновой появились на обложках журналов, поклонницы копировали ее прическу, а режиссеры выстраивались в очередь с предложениями о съемках. Вскоре на экраны вышли ленты «Софья Ковалевская», «Где находится нофелет?» и «Филер» с участием актрисы. Знаковым для Елены Сафоновой стал фильм Никиты Михалкова «Очи черные», где ее партнером оказался Марчелло Мастроянни. Картина была тепло принята за границей, и Елена Всеволодовна получила возможность работать за пределами СССР.

В течение пяти лет артистка жила и снималась во Франции, подарив поклонникам фильмы «Ак и «По следу телеграфа». Вернувшись в Россию, актриса сыграла в еще одной резонансной картине — «Принцесса на бобах». Успех ленты удивил даже саму Сафонову.Актриса не сразу согласилась на роль в фильме «Принцесса на бобах»

«Я не понимала, как в наше время, когда происходит смена всего вокруг, снимать сюсюкающий фильм о том, что она бедная, но прекрасная, а он богатый, но замечательный — такую сказку о Золушке, — рассуждала звезда. — Я сразу отказалась, но потом согласилась: деньги были нужны. Мы начали снимать, и вдруг стало интересно. Была отличная съемочная группа, и фильм получился. Не розовые слюни, а нормальная, обаятельная история. Чудесные актеры — Сережа Жигунов, неожиданный Владимир Конкин, смешной, но не комикующий, правдивый».

не пропуститеВладимир Конкин о ссоре с Высоцким: «Он был грубым и замкнутым»

«Женская собственность», «Пан или пропал», «Старушки в бегах» — шли годы, но актриса по-прежнему блистала на экране, хотя и признавала: наступил век сериалов, коммерческого производства, в котором кино становилось безликим, а ее роли — второстепенными. «Некоторые названия проектов даже не помню, но не отказываюсь — это моя профессия, мой хлеб», — добавляла Сафонова.

Кроме того, артистка часто играла в антрепризе, а вот государственные театры на дух не переносила: находиться в одном коллективе годами казалось ей мучительным. Но где бы ни появлялась звезда — на сцене, в сериалах — шлейф славы «Зимней вишни» неотступно следовал за ней. Неудивительно, что в итоге Сафонова согласилась сняться в трех частях продолжения истории о любимых зрителями персонажах.

Биография

Родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде. Заслуженная артистка России (2015).

Дочь известного актёра Всеволода Сафонова (1926-1992) и режиссёра «Мосфильма» Валерии Рублевой.

После школы два года работала библиотекарем, а потом поступила на актёрский факультет ВГИКа. Но, проучившись там два года, вернулась в Ленинград, где продолжила учебу в Институте театра, музыки и кинематографии (ныне Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства). По окончании в 1981 году ЛГИТМиКа один сезон работала в театре имени Веры Комиссаржевской.

Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» (1974). Образ певицы Саломеи Крушельницкой в фильме «Возвращение Баттерфляй» (1982, реж. Олег Фиалко) стал заявкой актерской темы Сафоновой: сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Однако поистине всенародное признание принесла Елене роль Ольги в «Зимней вишне» (1985, реж. Игорь Масленников). Этот фильм принес широкую популярность и признание коллег по искусству. В 1985 году была названа лучшей актрисой года, в 1986 году получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате.

За роль Анны в советско-итальянском фильме «Очи чёрные» (1987, реж. Никита Михалков) была о (Италия, 1988).

Выйдя замуж за французского актёра Самюэля Лабарта, Сафонова жила в Париже и снималась во французских фильмах («Ак, «Женщина на ветру», «Ветер с востока»). По-прежнему активно работала в России: играла Ольгу в «Зимней вишне-2» (1990) и «Зимней вишне-3» (1995), спившуюся и постепенно теряющую рассудок жену «нового русского» в картине «Музыка для декабря» (1995, реж. Иван Дыховичный). Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. В фильме «President и его женщина» (1996, реж. Елена Райская) её героиня Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. В «Принцессе на бобах» (1997, реж. Виллен Новак) ее Нина также стояла перед дилеммой: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. За роль Веры Елена Сафонова удостоилась премий «Ника» и «Киношок», а за роль Нины — премии Сочинского кинофестиваля и фестиваля актёров кино «Созвездие». Во Франции продолжала свою профессиональную карьеру. Сыграла в том же спектакле, где был занят её муж, — в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре (роль Софи). Русская актриса блестяще справилась со своей ролью и заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого Сафонова получила сразу несколько предложений от французских режиссеров. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой — счастье или гордость, независимость или любовь, — их выбор в любых сюжетных ситуациях выглядел убедительным благодаря обаянию актрисы. В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь. По возвращении в Россию Сафонова живет в Москве и не испытывает творческой невостребованности. На театральной сцене она удостоилась премии «Чайка-99» за роль Полины в комедии «Плачу вперед!» (по пьесе Надежды Птушкиной), поставленной театром «Амфион». В составе антрепризы В.Дубровицкого LA’ТЕАТР Сафонова прекрасно играет такие роли, как Крис Горман (комедия «Слухи» по пьесе Нила Саймона) и маркиза де Мертей («Опасные связи» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шодерло де Лакло). Нельзя также не отметить роль Марты в спектакле «Девичник» (по пьесе Л.Каннингем «Beautiful Bodies»), созданном продюсерской . В области кинематографии Елена Сафонова уже в постфранцузский период сыграла более тридцати ролей, среди которых хотелось бы отметить ее замечательную Лизу в фильме «Женская собственность» (1999, реж. Дмитрий Месхиев).

Ваче Мартиросян

Между разводом и вторым замужеством у Сафоновой случился бурный роман с женатым мужчиной. Им оказался респектабельный американский бизнесмен Ваче Мартиросян. Он покорил сердце молодой артистки общениями забрать её в Штаты. Этого не случилось, как и не сбылись его обещания стать продюсером и снять в Америке фильм с участием актрисы.

Итогом их отношений стало расставание и рождение общего сына Ивана, которому Елена дала свою фамилию. Уходя от мужчины, Сафонова не сказала ему о своей беременности. О сыне  Мартиросян узнал недавно, но он до сих пор с ним не знаком.

Влюбившаяся в Мартиросяна Елена готова была терпеть в их отношениях многое. Длительное время её устраивала роль любовницы, но долго все это не могло продолжаться. Реальная судьба актрисы в некоторых моментах была схожа с жизнью сыгранной ею в «Зимней вишне» героини. Любая история, какой бы романтичной она не была, имеет свой конец.

Нечастые встречи и сомнительные перспективы совместной счастливой жизни оказались не тем, о чём мечтала Сафонова. Она разорвала отношения с Мартиросяном и начала жизнь с чистого листа.

Депрессия в сочетание с алкоголем – дремучая смесь

После развода Елена осталась дальше жить в Израиле, а Кирилл вернулся в Россию. С возвращением на Родину карьера Сафонова пошла в гору. Актер сыграл одного из ключевых персонажей в сериале «Татьянин день». После чего стал популярным и регулярно получал предложения для съемок в отечественных картинах.


Кирилл Сафонов с дочерью

Елена вскоре вышла замуж за фотографа Вадима Сухаревского. Первое время женщина была счастлива с новым мужем, но постепенно быт разрушил былую страсть. Первая жена Кирилла Сафонова все больше стала злоупотреблять алкогольными напитками. Бывшая жена Кирилла пыталась найти понимание со стороны дочери. Но Анастасия была критична, поставив выбор ребром: «Или я, или алкоголь!». Постепенно Настя абстрагировалась от матери, сведя общение к редким смс в мессенджерах.

5 июня 2021 года первая жена Кирилла Сафонова Елена скончалась в Израиле. По словам ее законного супруга Вадима Сухаревского, женщина не могла контролировать свою алкогольную зависимость. О последних днях ее жизни мужчина рассказал следующее: «Лена тяжело болела. Алкоголизмом. Начало все очень давно. Но в Израиле законом запрещено насильно отправлять больного в лечебное учреждение. Настя так же пыталась помочь матери, но та была категорична в этом вопросе».

За несколько дней до смерти Елена пыталась дозвониться до Анастасии, отправила ей более двадцати сообщений в мессенджер. Но дочь так и не ответила. В последнем смс, женщина написала: «Это уже эгоизм какой-то, я больше не буду пытаться до тебя достучаться».

Жизнь в кино

Продолжением кинематографической биографии Елены Всеволодовны послужили кинокартины «Всем – спасибо!», «Поле перейти» и «Мелодии белой ночи». Но она играла как актриса второго плана. У артистки появилась первая главная роль в 1983 году в фильме «Возвращение Баттерфляй», где Елена играла певицу Саломею Крушельницкую.

Именно с этой биографической картиной у молодой актрисы связано появление первой кинематографической награды. Звёздной ролью Елена Сафонова обзавелась только спустя десятилетие после того, как впервые появилась на телеэкране. В 1985 году вышел в свет фильм «Зимняя вишня», который превратил актрису в знаменитость.

Как зачастую происходит, артистка появилась в главной кинокартине своей жизни по воле случая. Образ героини, который получила Сафонова, изначально предназначался Наталье Андрейченко. Но из-за любовных отношений с Максимилианом Шеллом ей приходилось постоянно разрываться между Австрией и Россией.

Режиссёру Игорю Масленникову ничего больше не оставалось, как быстро отыскать замену Андрейченко. Так и вышло, что Елена Всеволодовна снялась в «Зимней вишне». Моментально она получила любовь телезрителей. Героиня получилась романтичная и земная.

После мелодрамы, благодаря которой Елена Сафонова обзавелась званием «Лучшая актриса года» и уважением коллег, режиссеры начали охотиться за актрисой, предлагая новые роли. Сергей Бодров-старший, Павел Лунгин и Сергей Микаэлян заинтересовали артистку своими проектами, поэтому она приняла в них участие. Но особый успех получила кинолента «Очи черные», автором которой был Никита Михалков.

Во время этой кинокартины партнером Елены по сцене являлся Марчелло Мастроянни. Несмотря на то, что кино не особо оценили на родине, Сафонова завоевала популярность за рубежом. Кроме того, российская актриса стала выездной и обрела возможность побывать за границей.

Последующие фильмы, в которых играла Сафонова, были мелодрамами. Актриса и образ героини «Зимней вишни» стали неразлучными. Сафонова показалась в фильмах «Бабочки», «Утоли мои печали», «Где находится нофелет?», а так же «Катала». Но скоро судьба порадовала Елену новым подарком.

Фильм «Очи черные» подарил актрисе всемирную известность, артистку узнали далеко за пределами СССР. Клод Миллер пригласил Елену Сафонову сняться в своем новом проекте под названием «Аккомпаниаторша». Естественно, артистка дала согласие. Ее партнером по сцене стал актер Самюэль Лабард.

Выяснилось, что у французского актёра давно появились чувства к Сафоновой, еще с того момента, когда он в первый раз увидал её на телеэкране вместе с Марчелло Мастроянни. Эта симпатия переросла в любовь и стала настоящим романом. Елена Всеволодовна уехала жить во Францию.

Там, справившись с языковой преградой за короткий период, на протяжении пяти лет она снималась в фильмах и бралась за роли в театре. Своей работой в постановке «То, чего ждём, и то, что происходит» она добилась от театральных критиков высокой оценки.

Так же актриса сыграла в парижском «Театре 13» русскую поэтессу Марину Цветаеву. Самыми популярными работами актрисы, если обсуждать «французский период» являются ленты «Мадмуазель О», «Ветер с востока» и, конечно, «Женщина на ветру».

Но Россия так же помнила актрису. Елена Сафонова жила и работала в двух странах. Она снялась в фильме Ивана Дыховичного «Музыка для декабря», где ей достался образ спивающейся жены «нового русского». После этой кинокартины последовали другие, которые пришлись по душе телезрителям не меньше. Речь идет о «Президенте и его женщине» и «Принцессе на бобах».

В 1996-ом Елена Всеволодовна приняла решение о том, что будет жить в России, где она более знаменита и любима. 1999 год примечателен появлением замечательной мелодрамы «Женская собственность», где Сафоновой досталась главная роль, а ее партнером был начинающий артист Константин Хабенский. Вышла вторая часть фильма «Зимняя вишня».

Летом 2011 года у Елены Сафоновой появилось звание «Заслуженная артистка России».

Трагедия семьи Елены Сафоновой

Всеволод Сафонов, звезда фильма «Белорусский вокзал», мог бы спиться еще в 45, если бы не встретил ее – свою спасительницу Эльзу Леждей, ту самую Зиночку из сериала «Следствие ведут знатоки». Зная, что у него рак, она не подавала виду, хранила эту тайну, страшно страдая. В результате стресс. И тот же страшный дигноз.

Яркие, лучистые глаза, на щечке обворожительная родинка. Девушка удивительной красоты. Такой она впервые появилась на экране в фильме «Море студеное». Ее заметили и запомнили, как и звучное имя – Эльза Леждей. Это было в далеком 1954 году. Дебютантку приметил начинающий тогда режиссер Владимир Наумов. В его фильме «Ветер» Леждей сыграла проститутку Мари, влюбившуюся в комсомольца. Наумов был без ума от юной актрисы. И предложил ей выйти за него замуж.

А потом в его же картине «Павка Корчагин» она была уже пламенной коммунисткой Ритой Устинович. Корчагина играл Василий Лановой.

– Режиссер вылизывал для нее каждый кадр. А вот другими исполнителями он не занимался так тщательно. Поэтому я впредь старался не участвовать в фильме, если в нем снимается жена режиссера. Впрочем, Эльза была замечательным человеком – добрым и располагающим, – вспоминал Лановой.

Вскоре у Эльзы и Владимира Наумова родился сын Алексей. Казалось бы, чего еще желать: в семье достаток, муж – режиссер. Но она встретила другую любовь. Ее пригласили в фильм «Хоккеисты» на роль спортивной журналистки. Хоккейного форварда играл Вячеслав Шалевич. Между их героями по сценарию разгорелся роман. И как водится, перерос в реальность.

Эльза ушла от Наумова. Обиду на нее он держал в душе очень долго. И даже много лет спустя не упоминал о браке с ней в своих интервью. Правда, и чувства к Шалевичу у Леждей прошли так же быстро, как и вспыхнули. Однажды она сказала ему, что между ними все кончено, и ушла. Без скандала и выяснения отношений.

И не ошиблась. Ее судьбой был совсем другой мужчина. С Всеволодом Сафоновым она встретилась еще в 57-м, на съемках фильма «Шторм». Но тогда между ними возник лишь легкий флирт. Судьба их развела, чтобы свести вновь.

В 1971-м они встретились опять. Всеволод Сафонов тогда был на грани отчаяния. Его почти не снимали в кино. Не выдержал забвения и пристрастился к рюмке. Жена, режиссер «Мосфильма» Валерия Рублева, устала от его загулов и подала на развод. Он горько шутил, что единственная подруга, которая не предала – бутылка. Эльза смогла его понять. Но не захотела принять таким – опущенным, потерявшим волю и желание жить. Она поставила условие: «Мы будем вместе, если ты бросишь пить».

– Эльза вернула меня к жизни, – признавался он друзьям. – Если бы не она, я уже никогда не поверил бы в себя, не вернулся бы в профессию.

Эльзе тогда улыбнулось счастье дважды. Наконец она обрела любимого человека. И тогда же засияла с новой силой ее звезда. Леждей пригласили в телесериал «Следствие ведут знатоки». Ее Зиночку Кибрит полюбил весь Советский Союз. Но эта роль стала для нее и роковой. К ней будто прирос имидж элегантной сыщицы. Режиссеры не видели ее в другом образе и перестали предлагать роли.

Впрочем, они все равно были счастливы. Эти два десятилетия совместной жизни считали лучшими в своей жизни. Счастье кончилось внезапно. В начале 90-х врачи сообщили Эльзе ужасную новость: ее муж неизлечимо болен. Она ни слова не сказал ему о страшном диагнозе. Улыбалась, шутила. А оставаясь одна, горько плакала. Два года она жила надеждой. Но судьба все-таки отняла у нее любовь.

После его смерти она замкнулась. Несколько лет почти не выходила из дома. Тосковала по покойному мужу. У нее был юбилей, когда о ней вспомнили коллеги и позвонили ей. Леждей горько произнесла: «Спасибо, но мне ничего не надо. Я живу тихо и скромно. Этот шум не для меня». И заплакала. Ее навещал только сын Алексей. Но у него была своя семья, проблемы.

В очередной свой визит он обнаружил мать мертвой в квартире. Выяснилось, что она несколько лет сильно болела. Ее сразил тот же недуг, что и мужа – рак.

Французский период

В 1992 году француз Клод Миллер приглашает девушку исполнить главную роль в своей киноленте «Аккомпаниаторша». Критики и журналисты высоко оценили её талант. Партнёром Сафоновой по съёмкам стал Самюэль Лабард. Как оказалось, он уже давно был влюблён в свою коллегу. Вскоре у них закрутился роман. После возвращения в Россию Елена быстро собрала чемоданы, бросила всё ради переезда к любимому.

В течение пяти лет актриса продолжала сниматься в кино и играть в театре, но уже на территории Франции. Театральные критики отметили её роль в спектакле «То, чего ждём, и то, что происходит». Незадолго после этого Сафонова блестяще сыграла в пьесе о Марине Цветаевой. Среди известных работ этого периода жизни также стоит отметить картины «Ветер с востока», «Мадемуазель О» и «Женщина на ветру».

Одновременно с этим артистка появлялась в российских проектах. В их числе киноленты «Президент и его женщина», «Принцесса на бобах» и «Музыка для декабря». В 1996 г. Елена возвращается на родину, поскольку супруг пытался запретить ей строить карьеру. Наиболее известными работами «пост-французского» периода стали фильмы «Женская собственность», «Мужчина в доме», «Дневник доктора Зайцевой» и «Энигма».

После возвращения в Россию Сафонова снялась также в многосерийном продолжении «Зимней вишни», однако проект не стал успешным. Летом 2011 года женщину признали Заслуженной артисткой Российской Федерации.

Биография

Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде, в семье известного советского актёра Всеволода Сафонова (1926—1992; с 1974 года — Народный артист РСФСР) и режиссёра «Мосфильма» Валерии Ивановны Рублёвой (1928—2012).

В середине 1960 годов семья переехала в Москву, где Елена училась в специальной средней школе с углублённым изучением французского языка.

В 1973 году окончила московскую среднюю общеобразовательную школу № 37.

С третьей попытки поступила на актёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИКа) в Москве. Между поступлениями работала библиотекарем. Проучившись в институте два года, вернулась в Ленинград.

В 1981 году окончила актёрское отделение факультета драматического искусства Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) (курс Рубена Сергеевича Агамирзяна). В том же году стала актрисой Академического драматического театра имени В. Ф Комиссаржевской в Ленинграде, где проработала один театральный сезон.

Дебютировала в кино ролью Любы в фильме «Ищу мою судьбу» ().

В 1982 году уехала в Москву, где была принята в труппу Театра-студии киноактёра.

С 1986 года — актриса киностудии «Мосфильм».

С по 1997 годы работала во Франции и в России. С 1997 года по настоящее время проживает в Москве.

14 июня 2006 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поздравил Елену Сафонову с юбилеем. В поздравительной телеграмме, в частности, говорится:

Творческая карьера

В начале творческой деятельности, будучи студенткой Ленинградского института кинематографии, Елена Сафонова прослужила один сезон в Академическом драматическом театре имени В. Ф Комиссаржевской.

В кино начала активно сниматься с 1974 года. Первая главная роль в кино — роль Саломеи Крушельницкой в биографической картине «Возвращение Баттерфляй» (). Широкую известность Сафоновой принесла роль Ольги в фильме «Зимняя вишня» (), за которую она получила свою первую награду.

Во время проживания во Франции снялась в пяти французских фильмах, однако не получила такой известности, как в России. После возвращения в Россию в 1997 году вновь вернулась в театр и в 1999 году получила главную российскую театральную премию «Чайка».

Основная актёрская тема Сафоновой — сильная женщина в ситуации выбора между личным счастьем и эмансипированным существованием. Подобные образы сыграны Сафоновой в фильмах «Зимняя вишня», «Принцесса на бобах», «Президент и его женщина» и др.

Личная жизнь

В первый раз Елена Сафонова вышла замуж в возрасте двадцати лет за актёра Виталия Юшкова, с которым познакомилась на съёмках фильма «Семья Зацепиных» (1977). Через шесть лет супруги расстались. Одной из причин развода было пристрастие мужа к алкоголю. В настоящее время Виталий Юшков живёт в Израиле.

В конце 1980-х годов у Елены был бурный роман с женатым мужчиной — Ваче Мартиросяном, бизнесменом из США. Ваче красиво ухаживал, обещал продюсировать фильм с её участием, звал в Америку. Актриса увлеклась всерьёз, но Ваче не собирался оставлять семью. В 1991 году у Елены родился сын Иван, которому она дала свою фамилию. В настоящее время Иван работает на «Мосфильме».

В 1992 году вышла замуж за французского актёра Самюэля Лабарта (фр. Samuel Labarthe). С ним познакомилась на съёмках фильма «Аккомпаниаторша» (1992), и переехала с сыном Иваном во Францию. В новом браке родился сын Александр. После замужества Елена продолжала активно и успешно сниматься в кино. Муж ревновал супругу к её успеху, в том числе и во Франции, где его воспринимали только как мужа Сафоновой. В итоге он подал на развод. По французским законам детей, рождённых на территории страны, граждан Франции, нельзя вывозить за рубеж для постоянного проживания одним из родителей — до совершеннолетия ребёнка. Сафонова судилась за сына три года, но это не помогло. Сын остался жить с отцом, во Франции. В 1997 году Сафонова со старшим сыном Иваном вернулась в Россию, но продолжает навещать и младшего сына Александра. Сейчас Александр — начинающий режиссёр, окончил актёрскую школу.

Личная жизнь и мужья Елены Сафоновой

В личной жизни Елены Сафоновой были и официальные браки, и отношения с женатыми мужчинами, как у героинь из ее творческой биографии.

Первый муж Сафоновой – Виталий Юшков

Лена первый раз вышла замуж в 20 лет за питерского актера Виталия Юшкова. Их знакомство произошло во время съемок картины «Семья Зацепиных»

Юшков очень красиво ухаживал, окружил Лену вниманием и заботой. Виталий ей тоже нравился, ради него Сафонова даже оставила Москву и перевелась в Ленинградский институт

Но накануне свадьбы, Елена вдруг поняла, что не любит этого мужчину. Несколько ночей промаялась в раздумьях, но отменять свадьбу ей было неловко.

Елена Сафонова и Виталий Юшков в фильме «Семья Зацепиных»

Жили они неплохо, но спустя пять лет брак все-таки распался. Сейчас Виталий Юшков проживает в Израиле с новой семьей, у него жена и двое детей. В городе Ашдод ему не удалось продолжить актерскую карьеру, он работал на химической фабрике.

Елена Сафонова и Ваче Мартиросян

В конце 1980-х годов актриса познакомилась с бизнесменом из США армянского происхождения Ваче Мартиросяном. Он был женат, но это не помешало его бурным романтическим отношениям с Сафоновой.

Елена Сафонова и Ваче Мартиросян

Ваче льстило, что рядом с ним такая красивая женщина, он обещал даже стать спонсором картины с участием Елены. Но роман был недолгим, мужчина вернулся к законной супруге.

Второй муж Елены – Самюэль Лабарт

Несмотря на то, что в 1991 году Сафонова стала мамой-одиночкой, как ее героиня из «Зимней вишни», она по-прежнему много снималась. Когда малышу был годик, Лене предложили съемки во Франции, где она встретила актера Самюэля Лабарта. Красивый, утонченный, по-европейски элегантный мужчина Лену покорил.

Елена Сафонова и Самюэль Лабарт

На первом свидании она заметила, как от волнения дрожала его рука с бокалом вина, с каким обожанием он на нее смотрел. Такое отношение тронуло актрису, и когда последовало предложение замужества, она особо не раздумывала. С маленьким сыном Елена переехала во Францию. В браке с Лабартом родила второго мальчика.

Самюэль Лабарт с сыном Александром

Муж хотел видеть жену домохозяйкой, но Лене поступали одно за другим предложения о съемках. Она очень много снималась, и вскоре Самюэля стали воспринимать не как актера Лабарта, а как мужа Сафоновой. Приревновав жену к такому успеху, он подал на развод.

Кирилл Сафонов и Саша Савельева

В 2009 году знаменитый актер познакомился с известной певицей из группы «Фабрика» Сашей Савельевой. Это произошло в одном из столичных клубов, куда молодых людей привели друзья. Никаких серьезных намерений у мужчины не было, он просто пообщался с понравившейся ему девушкой.

Взяв у друзей ее номер телефона, он позвонил певице и договорился о новой встрече. С тех пор пара стала неразлучной.

Фото: Инстаграм @kirill_safonov

До 2010 года влюбленных трудно было заметить вместе. Лишь один раз пара появилась вдвоем на глазах у журналистов, а в апреле этого же года стало известно, что они поженились. Торжество провели скромное.

В усадьбе Царицыно собрались только самые близкие молодоженам люди. Однако каждую годовщину Саша и Кирилл празднуют довольно пышно. Довольно часто в сети появляются новости о расставании певицы и актера. Каждый раз супруги опровергают неприятные им слухи.

Фото: Инстаграм @kirill_safonov

Кроме того, пара планирует в скором времени завести ребенка. Кирилл говорит, что нашел женщину своей мечты, обрел душевный покой и готов к пополнению в семье.

Видео: годовщина свадьбы Кирилла и Александры