Шенгелая, ариадна всеволодовна

Содержание

Графиня

Увольнение на берег (1962)

Окончив ВГИК, оба уехали в Грузию, где Ариадна Всеволодовна поступила в труппу Русского театра имени Грибоедова в Тбилиси. Еще на третьем курсе актриса дебютировала в кино — сыграла одну из ролей второго плана в драме «Екатерина Воронина». А спустя два года она получила свою первую престижную награду — стала лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля за роль Татьяны Лариной в фильме-опере «Евгений Онегин».

Уже в Тбилиси актриса не только выходила на подмостки в главных ролях знаменитых постановок — на ее счету есть и Клеопатра, и Анна Франк, но и поступила на работу в киностудию «Грузия-фильм». 1960-е годы были рассветными для Ариадны. Она сыграла Евгению Гранде в одноименном фильме, а также в «Суде сумасшедших», «Увольнении на берег», «Белом караване».

Новая волна славы к актрисе приходит в 1964 году, когда советский зритель буквально влюбляется в экранизацию Абрама Роома купринского «Гранатового браслета». С ролью княгини Веры Николаевны Шенгелая справляется блестяще. Ее тонкую аристократическую красоту режиссеры боготворят. И сходятся во мнении: дескать, даже исполняя женщин из нашего времени, Ариадна не выглядит столь органично.

Ее следующий благородный персонаж — графиня в экранизации «Выстрела», снова воплощенная так, будто и сама Ариадна Всеволодовна пожаловала из другого времени. За уникальную способность преподносить таких сложных и глубоких персонажей актрису в киномире скоро прозвали Графиней советского кинематографа.

В 60-х она выпала из бесконечных съемок только на год — в 1967-м, когда на свет появилась ее младшая дочь Катья (Екатерина Всеволодовна Шенгелая), а потом — снова за работу: «Не горюй!», «Ференц Лист», «Гойя или Тяжкий путь познания», «Дмитрий Кантемир», «Таланты и поклонники»… В абсолютном большинстве кинофильмов Ариадна Всеволодовна выходила к зрителю в костюме прекрасной дамы из минувших веков.

Фильмография

На счету актрисы – участие в сорока девяти фильмах. Вот их список:

«Екатерина Воронина»;
«Фуртуна»;
«Матрос с «Кометы»;
«Евгений Онегин»;
«Белые ночи»;
«Осторожно, бабушка!»;
«Увольнение на берег»;
«Евгения Гранде»;
«Ромео, мой сосед»;
«Суд сумасшедших»;
«На берегах Ингури»;
«Люблю тебя, жизнь»;
«Белый караван»;
«Год как жизнь»;
«Гранатовый браслет»;
«Срок истекает на рассвете»;
«Выстрел»;
«Не горюй»;
«Распятый остров»;
«Ференц Лист»;
«Главное интервью»;
«Угол падения»;
«Похищение Луны»;
«Гойя, или тяжкий путь познания»;
«Чудаки»;
«Дмитрий Кантемир»;
«Таланты и поклонники»;
«Синема»;
«И тогда я сказал – нет»;
«Цель»;
«Золотое руно»;
«Простите нас»;
«Перед ужином»;
«Кто сильнее его»;
«Профессия – следователь»;
«Возвращение Будулая»;
«Ученик лекаря»;
«Раненые камни»;
«Хочу, чтоб он пришел»;
«Вот такая история»;
«Тишина»;
«Голова Горгоны»;
«В Крыму не всегда лето»;
«Черный принц Аджуба»;
«Дом на камне»;
«Возвращение багдадского вора»;
«Волшебный портрет»;
«Барышня-крестьянка»;
«Бабий Яр».

Актерская карьера

В 1960 г. Ариадна получила диплом, после чего началась ее профессиональная актерская биография. Она поступила на службу в тбилисский Русский драмтеатр.

Ариадна Шенгелая в молодости

Кинодебют юной актрисы состоялся, когда она училась во Всесоюзном государственном институте кинематографии. В 1957 г. Ариадна сыграла Ирину Ледневу в «Екатерине Ворониной». За основу сценария этого фильма был взят одноименный роман, который написал Анатолий Рыбаков. Мелодраму снял известный советский режиссер Исидор Анненский, который стал «крестным отцом» Ариадны Шенгелая в кино.

Ариадна Шенгелая в фильме «Екатерина Воронина»

В 1958 г. молодой актрисе улыбнулась удача. Роман Тихомиров пригласил ее на роль Татьяны Лариной в фильм «Евгений Онегин», снятый по знаменитой поэме Пушкина. Во время проведения Московского кинофестиваля Ариадна стала обладательницей первой премии. Позже она отправилась на Киевский кинофестиваль, где ее наградили главным призом. Вокальные партии создатели фильма пригласили исполнить Галину Вишневскую, которая в то время пела в Большом театре.

Ариадна Шенгелая в фильме «Евгений Онегин»

В 1960 г. состоялась премьера мелодраматической «Евгении Гранде» с Ариадной Шенгелая в главной роли. В этом фильме она снималась вместе с Михаилом Козаковым.

Ариадна Шенгелая в фильме «Евгения Гранде»

Начиная с шестидесятых годов, актриса работала на «Грузия-фильме».

В комедии «Осторожно, бабушка!» Ариадна сыграла директора Дома культуры Лену. Она была очень счастлива поработать на одной съемочной площадке с легендарной Фаиной Георгиевной Раневской

Ариадна Шенгелая и Фаина Раневская в фильме «Осторожно, бабушка!»

У своего мужа, режиссера Эльдара Шенгелая Ариадна сыграла главную роль в «Белом караване». Эта картина участвовала в Каннском кинофестивале.

Ариадна Шенгелая в фильме «Белый караван»

Княгиня Вера Николаевна Шеина из «Гранатового браслета» стала важным экранным образом в творческой биографии восходящей советской кинозвезды. Аристократка с утонченными манерами – визитная карточка Ариадны Шенгелая.

Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»

После выхода фильма на экраны за актрисой прочно закрепилось амплуа «графини». В ее галерее образов появились многочисленные статные барышни из дореволюционных времен. Тонкая аристократическая красота Ариадны сводила с ума советских кинорежиссеров. Шенгелая была очень органичной в таких ролях. В 1965 г. читатели «Советского экрана» присвоили ей звание «Лучшая актриса». Она достигла пика своей популярности.

Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»

Новое десятилетие в кинематографической биографии Ариадны началось с драматического «Угла падения», где Шенгелая снималась вместе с Анатолием Ромашиным, Павлом Кашлаковым, Георгием Куликовым и Ниной Веселовской.

В совместном германо-болгаро-советско-югославском фильме «Гойя или Тяжкий путь познания» актрисе досталась роль Жозефы, мужем которой был гениальный художник-новатор.

В историческом «Дмитрии Кантемире» Шенгелая сыграла Кассандру – жену героя Михая Волонтира. За эту роль Ариадне Всеволодовне вручили Госпремию Молдавской СССР.

Эльдар Шенгелая пригласил свою супругу сняться в «Чудаках». В этой легкой комедийной притче с грузинским колоритом актриса перевоплотилась в прекрасную Маргариту.

Ариадна Шенгелая в фильме «Чудаки»

В конце семидесятых годов Ариадна Всеволодовна стала Народной артисткой Грузинской ССР, а уже через год она устроилась работать на московскую киностудию имени Горького.

После распада Советского Союза Шенгелая редко появлялась в новых фильмах. В «Барышне-крестьянке» ее можно увидеть в роли тетушки Хлупина Арины Петровны. Картину снимали в усадьбе, принадлежавшей родственнице Пушкина.

Ариадна Шенгелая в фильме «Барышня-крестьянка»

Во второй половине девяностых Ариадна Всеволодовна сыграла ведунью в сказочном российско-китайском «Волшебном портрете». Фильм основан на древних преданиях.

Ариадна Шенгелая в фильме «Волшебный портрет»

В начале нового тысячелетия Шенгелая присвоили звание Народная артистка Российской Федерации.

В 2002 г. она сыграла последнюю на сегодняшний день роль в кино в драматическом «Бабьем Яре». Эта картина посвящена трагедии, случившейся в Киеве в начале Великой Отечественной войны.

Долгое время Ариадна Всеволодовна была преподавательницей сценической речи и актерского мастерства в театральном институте.

Семья

Ариадна Шенгелая родилась в 1937 г. в канун Старого Нового года в Ташкенте в семье Анны Павловны Любимовой и экономиста Всеволода Эдуардовича Шпринка, который также занимался переводами.

Многих поклонников актрисы интересует национальность Ариадны Шенгелая. Ее называли гречанкой, еврейкой, грузинкой и даже датчанкой. На самом деле она родилась в русско-немецкой семье. Далекие родственники отца актрисы переехали в Россию из Германии при Петре I.

Папа и мама Ариадны были москвичами. Во время сталинских репрессий второй половины тридцатых годов Всеволод Эдуардович забрал свою семью в Узбекистан, где и появилась на свет его дочь. В 1937 г. Шпринк с женой и малышкой находился в советской столице, где его арестовали. Отца Ариадны назвали «немецким шпионом». Он долго сидел в лагере в Магадане. Всеволода Эдуардовича реабилитировали в середине пятидесятых годов. В его семье все были православными.

После освобождения отцу будущей актрисы некоторое время нельзя было жить в столице, но свою жену с дочерью он отправил в Москву. Ариадна училась в школе, после окончания которой стала студенткой ВГИКа. Ее взял в свою актерскую мастерскую известный педагог Владимир Белокуров.

Всесоюзная популярность

Очень плодотворными в творческой биографии Ариадны стали 50-60-е годы. Постановщики были покорены ее внутренней мощью, боготворили ее, восхищались талантом. Поступала масса интересных предложений. Княгиня Вера Николаевна из любовной драмы «Гранатовый браслет» — это лучшая роль актрисы, которая помогла в полной мере раскрыться ее лирическому дарованию, незаурядному поэтическому обаянию.

Начиная с этой картины, актриса снялась в веренице титулованных женских ролей. Она снялась в роли графини Маши Наум Трахтенберг (драма, снятая по одноименной повести А. С. Пушкина из цикла «Повести Белкина»). Здесь сыграли такие знаменитые актеры, как Михаил Козаков, Юрий Яковлев, Олег Табаков.

В фильме Г. Данелия «Не горюй!» Ариадна Шенгелая предстала перед зрителем в роли княгини Вахвари (статность, французская легкость и жизнерадостность — это ее отличительные черты). Впрочем, в этой картине весь актерский состав был блистательным.

Княгиня Каролина Витгенштейн — в такой роли предстает актриса в историко-биографической кинокартине, которая была посвящена творчеству венгерского композитора Ференца Листа.

Снималась актриса и у Эльдара Шенгелая. Она сыграла прекрасную Маргариту, жену Трифония (трагикомическая притча «Чудаки»). Затем последовала роль, считающаяся одной из лучших в творческом багаже актрисы, роль Кассандры, жены Дмитрия Кантемира (кинолента называлась «Дмитрий Кантемир»). В этом фильме Ариадне Всеволодовне удалось с легкостью вписаться в его актерский ансамбль. Благодаря своей женственности и мягкости она помогла актеру М. Волониру предстать не только в образе властного молдавского господаря, но и любящего мужа и отца.

Дочери и внуки Ариадны Шенгелая

Когда умер муж актрисы, она полностью посвятила себя своей семье. Вначале Ариадна Всеволодовна заботилась о внуках, а теперь уже проводит время с правнуками.

Ариадна Шенгелая с маленькой дочкой

Старшая дочь Ариадны Шенгелая имеет двоих детей и четырех внуков, а у младшей Екатерины вначале родилась девочка Наташа, а чуть позже ее семья пополнилась сыном Лукой. Дочь Катьи тоже актриса, как и ее бабушка.

Старшая дочь Ариадны Шенгелая одно время служила в театре. Позже у нее начались проблемы с сосудами и она была вынуждена покинуть сцену.

Нато и Катья живут в Тбилиси и приезжали в гости к маме в Москву. Актриса жила в квартире недалеко от Дома кино. У каждой из сестер в столице Грузии есть собственное жилье. Они практически ежедневно созваниваются. Их дети тоже поддерживают родственные связи. Сестры Шенгелая говорят, что у них большая и дружная семья.

Фильмография[ | ]

1957 — Екатерина Воронина — Ирина (Дебют в кино)
1958 — Матрос с «Кометы»
1958 — Евгений Онегин — Татьяна Ларина

1959 — Белые ночи — невольница в танцевальных мечтаниях

1960 — Евгения Гранде — Евгения Гранде

1960 — Люблю тебя, жизнь! («Верность») — Лена Топилина

1960 — Осторожно, бабушка! — Лена, директор Дома культуры

1961 — На берегах Ингури
1962 — Суд сумасшедших
1962 — Увольнение на берег — Женя

1963 — Белый караван
1964 — Гранатовый браслет — княгиня Вера Николаевна Шеина

1965 — Ромео, мой сосед
1965 — Год как жизнь
1965 — Срок истекает на рассвете
1966 — Выстрел— графиня

1968 — Распятый остров
1969 — Не горюй! — княгиня

1970 — Угол падения
1970 — Ференц Лист
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — Жозефа

1972 — Похищение луны
1973 — Дмитрий Кантемир — Кассандра, жена Кантемира

1973 — И тогда я сказал нет…
1973 — Таланты и поклонники
1973 — Чудаки
1978 — Синема
1979 — Простите нас
1980 — Цель
1981 — Золотое руно
1981 — Хочу, чтоб он пришёл
1982 — Профессия — следователь — Малика Андреевна

1983 — Ученик лекаря — Мария, мать Тодорки

1984 — Кто сильнее его
1985 — Возвращение Будулая — военврач

1986 — Голова Горгоны — Анна Фёдоровна Самборская

1987 — Раненые камни — Асият

1987 — В Крыму не всегда лето
1987 — Вот такая история… — мать Сергея

1991 — Чёрный принц Аджуба — Малика

1992 — Тишина — Эльга Борисовна Мукомолова

1994 — Дом на камне
1995 — Барышня-крестьянка — Арина Петровна, тётушка Хлупина
1997 — Волшебный портрет — ведунья

2002 — Бабий Яр — Хана

Жена

Ференц Лист. Грёзы любви (1970)

Оказывается, вернувшись в Москву, Шенгелая встретила своего второго мужа — актера театра и дубляжа Игоря Копченко. Он был знаменит своим потрясающим голосом, много гастролировал в качестве мастера художественного слова, был «голосом» «Культуры» — именно он произносил закадровый текст телеканала. Лишь однажды супруга уговорила его показаться в кино: вместе они снялись в фильме «Голова Горгоны».

До сих пор остаются тайной подробности этого брака: согласно противоречивой информации, с Игорем актриса познакомилась, еще будучи замужней женщиной. В начале карьеры Копченко служил в том же тбилисском театре, что и Шенгелая. Но сочетались браком они только в середине 80-х, уже после официального развода, когда страсти улеглись.

Дочь актрисы рассказывает, что, вернувшись в столицу, мама по‑настоящему разрывалась между Москвой, где начиналась ее новая творческая и личная биография, и Тбилиси, где оставалась еще маленькая младшая дочь Катя. Но дети быстро выросли, сами обзавелись семьями и подарили бабушке внуков.

Говорят, она ушла из мира кино вслед за появлением первых наследников. Привыкшая к большой радушной грузинской семье, Шенгелая не смогла отказать себе в удовольствии находиться рядом с крохотными малышами, которые только появились на свет.

Ударом для ее стала смерть второго супруга: он ушел из жизни от внезапного сердечного приступа, не дожив до 60-летия несколько лет. После этой потери актриса закрылась и даже вернулась в Грузию — именно там в этом году узкой компанией близких друзей и родственников праздновали ее юбилей.

Актриса никак не комментирует свои отказы от съемок и театральной игры. Даже поздравления от поклонников вместо нее принимала ее дочь. Одно можно сказать наверняка: великую графиню Ариадну Шенгелаю никто не видел постаревшей. Она навсегда осталась в сердцах любителей хорошего кино юной и очаровательной.

Выстрел (1966).jpg

Екатерина Воронина (1957).jpg

На берегах Ингури (1961).jpg

Не горюй! (1968).jpg

119431.jpg

Осторожно, бабушка! (1960).jpg

Фуртуна (1959).jpg

Личная жизнь

Актриса дважды была замужем. С 1-м избранником она познакомилась в родном вузе. Им оказался Эльдар Шенгелая, учившийся на режиссерском факультете. На 2-м курсе студенты поженились. В 1958-м году родилась дочь Нато, а через 9 лет – еще одна дочь, Катья. Старшую назвали именем бабушки по отцу, которая была известной у себя на родине актрисой Нато Вачнадзе, разбившейся в воздушной катастрофе.

Ариадна и Эльдар Шенгелая

Уроженец Грузии, Эльдар обладал вспыльчивым характером, но жена хорошо его уравновешивала, проявляя заботу, доброту и мягкость. Уехав после окончания вуза на родину мужа, актриса смиренно приняла распространенные там в семьях обычаи поведения женщин. Они прожили 22 года, но потом расстались по неизвестным причинам. Старшая дочь на момент развода уже была замужем.

Ариадна Всеволодовна вернулась в Москву, но регулярно навещала Катью, проживавшую с отцом. Вскоре она зарегистрировала брак с Игорем Петровичем Копченко, с которым была знакома по театру. Он был младше супруги на 9 лет и известен как режиссер дубляжа фильмов и диктор телеканалов «НТВ» и «Культура».

Второй муж — Игорь Копченко

После его смерти (от сердечного приступа), которая произошла в 2003 году, актриса перестала сниматься, давать интервью, показываться на публике и снова уехала в солнечную Грузию, чтобы помогать воспитывать внуков и правнуков.

Театр и фильмы

В первом фильме Ариадна Всеволодовна снялась еще студенткой. Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Ледневой. Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере. В фильмографии артистки впоследствии появится свыше 40 картин.

Уже через год Шенгелая сыграла Татьяну, первую главную роль, которая сделала ее звездой, в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым. За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.

В 1960 году вышла мелодрама «Евгения Гранде», где Ариадна Всеволодовна сыграла главную героиню, влюбленную в своего кузена Шарля, роль которого исполнил Михаил Козаков.

Ариадна Шенгелая в роли Татьяны Лариной

Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!» – и вновь главная роль. Партнершей артистки по съемочной площадке стала великая Фаина Раневская

В 1963-м появился «Белый караван», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. Автором ленты выступил Эльдар Шенгелая, снявший супругу в главной роли.

Знаковой картиной в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет». Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа. За утонченную манеру игры и аристократизм Шангелаю назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи. По опросу журнала «Советский экран» от 1965 года, женщину назвали лучшей актрисой.

Это время считается расцветом актерской деятельности Шангелаи. Звезда предстала в образе графини Маши в экранизации одноименной повести А. С. Пушкина «Выстрел», перевоплотилась в княгиню Каролину Витгенштейн в биографичной музыкальной ленте «Ференц Лист. Грезы любви».

В 1970 году Ариадна снялась в драме «Угол падения». Ее партнерами по площадке стали Нина Веселовская, Георгий Куликов, Павел Кашлаков и Анатолий Ромашин.

Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»

В 1971 году состоялась премьера фильма «Гойя, или Тяжкий путь познания» – совместное производство ГДР, СССР, Болгарии и Югославии. Ариадна Всеволодовна сыграла Хосефу – жену гениального художника-новатора. Роль гения красок досталась Донатасу Банионису.

Военно-историческая лента «Дмитрий Кантемир» 1973 года с Шенгелаей в роли Кассандры, жены главного персонажа, была удостоена Государственной премии Молдовы. Роль политического деятеля, ученого князя, сыграл Михаил Волонтир.

Притча «Чудаки» стала очередной яркой работой актрисы. Прекрасная Маргарита в ее исполнении, Дато Жгенти в образе влюбленного Эртаоза Брегвадзе – восхитительно легкая комедия, снятая в лучших грузинских и русских традициях. Режиссером выступил муж Шенгелаи Эльдар.

В 1979 году Шенгелае было присвоено звание «Народная артистка Грузинской ССР».

В следующие 20 лет актриса также снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них – «Барышня-крестьянка» по мотивам повестей Пушкина. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта.

Ариадна Шенгелая сейчас

Саму себя Ариадна Всеволодовна сыграла в авторском цикле Леонида Филатова «Чтобы помнили». В сериале 114 эпизодов, 1 сезон длился 10 лет.

В 1997 году Шенгелая предстала в образе ведуньи в сказке «Волшебный портрет». Лента – совместное производство России и Китая, – снятая по мотивам русских и китайских преданий, тронула зрителей волшебным сюжетом и искренностью актерской игры.

Июнь 2000 года принес Ариадне Всеволодовне звание народной артистки Российской Федерации за большие заслуги в области искусства.

Последней ролью на экране стала Хана в социальной драме «Бабий Яр», повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году.

На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».

Фильмы

В первом фильме Ариадна Всеволодовна снялась еще студенткой. Мелодрама «Екатерина Воронина» по одноименному произведению Анатолия Рыбакова 1957 года принесла ей роль Ирины Леднёвой. Дебют на экране под патронажем знаменитого режиссера и сценариста Исидора Анненского стал удачным стартом в кинокарьере. В фильмографии артистки впоследствии появятся свыше 40 картин.

Ариадна Шенгелая в фильме «Евгений Онегин»

Уже через год сыграла Татьяну в экранизации «Евгения Онегина» Романом Тихомировым. За работу в фильме-опере она получила первую премию на Московском кинофестивале (ныне – ММК), а также главный приз на Всесоюзном фестивале в Киеве. Голосом вокальных партий ее героини стала звезда Большого театра Галина Вишневская.

Следом вышла искрометная комедия «Осторожно, бабушка!», и вновь главная роль. Партнершей на съемочной площадке стала великая Фаина Раневская

В 1963-м появился «Белый караван», номинированный на «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в Каннах. Автором ленты выступил ее муж, снявший супругу в главной роли.

Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»

Одной из знаковых картин в судьбе актрисы стал «Гранатовый браслет». Представ в образе княгини Шеиной, она нашла свое амплуа. За утонченную манеру игры и аристократизм ее назвали «графиней советского кинематографа», а режиссеры мечтали получить Ариадну в исполнительницы статных барышень ушедшей эпохи.

На протяжении 1960-х ежегодно выходили до 3 кинолент с ее участием. Это время считается расцветом актерской деятельности Шенгелаи. Исключением стал только 1967 год, когда актриса ушла в декретный отпуск.

Ариадна Шенгелая в фильме «Барышня-крестьянка»

В следующие 20 лет также активно снималась, а в 1990-х отметилась всего в 5 картинах. Среди них «Барышня-крестьянка» по мотивам повестей Пушкина. Фильм получил престижные награды, а одной из локаций для съемок послужила усадьба, в числе владельцев которой была теща великого поэта. Последней ролью на экране стала Хана в ленте «Бабий Яр», повествующей о расстрелах в одноименной местности в Украине в 1941 году.

На театральном поприще у артистки также немало ярких ролей. В Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова она сыграла Клеопатру в спектакле по пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и хрупкую девочку в «Дневнике Анны Франк».

Большая семья

Родную фамилию Шпринк Ариадна поменяла на втором курсе ВГИКа, выйдя замуж за Эльдара Шенгелая, студента режиссерского факультета и выходца из знаменитой семьи грузинских кинематографистов. Родила от него двух дочек, уехала жить в Тбилиси, где стала актрисой Русского драматического театра им. Грибоедова.

– Конечно, Эльдару можно было только позавидовать, – говорит актер Лев Прыгунов, который снимался с нашей героиней в фильме «Увольнение на берег». – Ведь Ариадна – одна из самых прелестных, умных и добрых женщин, которых я когда-нибудь в жизни встречал. Да и девочки у нее замечательные, помню их еще маленькими.

С Юрием ЯКОВЛЕВЫМ в драме «Выстрел». Фото: РИА «Новости»

Говорят, как и многие кавказцы, в семейной жизни муж Ариадны Эльдар показывал свой кипучий темперамент. В их доме в Тбилиси царил почти что патриархат, который актриса покорно приняла, повинуясь грузинским правилами поведения женщин в быту. Как бы то ни было, с режиссером Шенгелая актриса прожила 22 года.

– Мама с папой нелегко расходились, – продолжает их дочь Екатерина. – Подробности даже и вспоминать не хочется. Уже больше 35 лет с того момента прошло, и все быльем поросло.

Через некоторое время бывшие супруги встретили новых вторых половинок. И если про семью Эльдара все известно (он женился на искусствоведе Нелли Новлинидзе, у них родилась дочка Елена, которая некоторое время назад погибла в автокатастрофе), то о втором муже Ариадны появлялась лишь противоречивая информация. Более того, мало кто знал, что у актрисы был второй брак. А уж с кем именно звезда советского кино связала судьбу, до сих пор оставалось загадкой. Ее дочка сегодня впервые рассказала об этом семейном союзе Ариадны Всеволодовны:

– Второго мужа мамы звали Игорь Копченко, он был актером и мастером дубляжа. Добрый человек, он очень хорошо к нам, дочкам жены, относился. Мама же разрывалась между Москвой и Тбилиси… Игорь Петрович, к сожалению, очень рано ушел из жизни – внезапно умер от сердечного приступа в 2003 году, не дожив до 57-летия двух месяцев.

Несмотря на кажущуюся робость, Ариадна была сильной натурой

Рассказывать подробности отношений Копченко с мамой Екатерина не стала, поэтому доподлинно неизвестно, когда они познакомились: то ли еще в 70-х, когда Игорь Петрович служил в театре в Тбилиси, то ли в 1986-м на съемках фильма «Голова Горгоны», в котором оба участвовали.

– Их роман закрутился еще в Грузии, – попытался расставить точки над «i» человек из окружения Ариадны Всеволодовны. – А уже потом Шенгелая попросила режиссера картины «Голова Горгоны», где она играла большую роль, снять там и ее любимого. Но не думайте, что Копченко как профессионал не состоялся. Это совершенно не так! В свое время он выступал и с сольными концертами, как мастер художественного слова, а потом увлекся работой в кино и на телевидении, только за кадром. Был диктором и режиссером дубляжа, трудился в телекомпании НТВ и на «Культуре», где читал анонсы программ и фильмов и считался фирменным голосом канала.

С первым мужем Эдуардом прожила 22 года. Разводились они бурно

После ухода из жизни Игоря Ариадна с головой ушла в воспитание внуков, а потом и правнуков.

– У нас со старшей сестрой по двое детей, а у Натальи уже и четыре внука подрастают, – с гордостью говорит Екатерина. – Моя дочка (она тоже Наталья) пошла по бабушкиным стопам и стала актрисой, еще у меня есть сын Лука. Сына сестры зовут Андрей, а дочку, вы не поверите, опять Наташа. Почему у нас в семье много Наташ? А это все в честь нашей замечательной бабушки Нато Вачнадзе, папиной мамы, известной грузинской артистки. Моя сестра, к слову, тоже работала на сцене, а сейчас после тяжелой болезни сосудов ушла на покой. Время от времени мы бываем в Москве. У мамы же там квартира рядом с Домом кино осталась. Вот в ней и останавливаемся. А так, хотя у нас у каждого в Тбилиси по своей отдельной жилплощади, каждый день созваниваемся. У нас принято очень чтить родителей, и мы счастливы жить большой и дружной семьей… Наша мама в молодости была просто красавицей, настоящей звездой. Я всегда ей гордилась, но в принципе ее популярность не чувствовала, для меня она всегда просто мама.

С дочками Наташей и Катей и мамой Анной Павловной

Ариадна Шенгелая

Ариадна Всеволодовна Шенгелая (урождённая Шпринк). Родилась 13 января 1937 года в Ташкенте. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка Грузинской ССР, Народная артистка России (2000).

Ариадна Шенгелая родилась 13 января 1937 года в Ташкенте.

Отец — Всеволод Эдуардович Шпринк (1900-1965), экономист, переводчик, по национальности — датчанин. Был репрессирован, просидел в лагерях 26 лет.

В 1960 году окончила ВГИК (актёрская мастерская В. Белокурова).

Была актрисой Русского драматического театра им. А. С. Грибоедова в Тбилиси. Сыграла Клеопатру в пьесе Бернарда Шоу «Цезарь и Клеопатра» и роль Анны Франк в спектакле «Дневник Анны Франк» по Э.Гудричу и А.Хеккету.

С 1960 года — актриса киностудии «Грузия-фильм». В 1979 году ей было присвоено звание Народная артистка Грузинской ССР.

С 1980 года — актриса киностудии им. М. Горького.

В кино стала сниматься с 1957 года, дебютировав на экране в роли студентки мединститута Ирины Ледневой в психологической мелодраме «Екатерина Воронина» по одноименному роману Анатолия Рыбакова.

Первый успех пришел к актрисе еще во время учебы в вузе — она стала лауреатом II Всесоюзного кинофестиваля 1959 года в номинации «Премии для актёров» за фильм-оперу «Евгений Онегин» (роль Татьяны Лариной).

Широкую известность у советского зрителя получила после роли княгини Веры Николаевны Шеиной в фильме «Гранатовый браслет» по одноименному рассказу Куприна.

Ариадна Шенгелая в фильме «Гранатовый браслет»

В 1965 году была названа лучшей актрисой Советского Союза по опросу журнала «Советский экран» (за роль в фильме «Гранатовый браслет»).

Далее ей не раз приходилось играть аристократичных дам. Она снималась в роли графини в драме по одноименной повести Александра Сергеевича Пушкина из цикла «Повести Белкина», княгини Вахвари в картине Георгия Данелия «Не горюй!», княгини Каролины Витгенштейн в киноленте «Ференц Лист. Грезы любви».

Удачными были работы в фильме мужа Эльдара Шенгелая «Чудаки» (роль прекрасной Маргариты, жены Трифония) и картине «Дмитрий Кантемир» (Кассандра, жена Дмитрия Кантемира).

Последняя съемка — в украинском фильме «Бабий Яр» (2002), роль Ханы.

Ведет замкнутый образ жизни. Интервью не дает. На светских мероприятиях практически не появляется.

Ариадна Шенгелая

Рост Ариадны Шенгелая: 169 сантиметров.

Личная жизнь Ариадны Шенгелая:

Была замужем за режиссером Эльдаром Шенгелая (род. 1933). В браке прожили 22 года.

Имеет двух дочерей: Нато Шенгелая (род. 1958), актриса и Kатья (Екатерина Эльдаровна) Шенгелая (род. 1967).

Фильмография Ариадны Шенгелая:

1957 — Екатерина Воронина — Ирина
1958 — Матрос с «Кометы»
1958 — Евгений Онегин — Татьяна Ларина
1959 — Белые ночи — невольница в танцевальных мечтаниях
1960 — Евгения Гранде — Евгения Гранде
1960 — Люблю тебя, жизнь! («Верность») — Лена Топилина
1960 — Осторожно, бабушка! — Лена, директор Дома культуры
1961 — На берегах Ингури
1962 — Суд сумасшедших
1962 — Увольнение на берег — Женя
1963 — Белый караван
1964 — Гранатовый браслет — княгиня Вера Николаевна Шеина
1965 — Ромео, мой сосед
1965 — Год как жизнь
1965 — Срок истекает на рассвете
1966 — Выстрел — графиня
1968 — Распятый остров
1969 — Не горюй! — княгиня
1970 — Угол падения
1970 — Ференц Лист
1971 — Гойя, или Тяжкий путь познания — Жозефа
1972 — Похищение луны
1973 — Дмитрий Кантемир — Кассандра, жена Кантемира
1973 — И тогда я сказал нет…
1973 — Таланты и поклонники
1973 — Чудаки
1978 — Синема
1979 — Простите нас
1980 — Цель
1981 — Золотое руно
1981 — Хочу, чтоб он пришёл
1982 — Профессия — следователь — Малика Андреевна
1983 — Ученик лекаря — Мария, мать Тодорки
1984 — Кто сильнее его
1985 — Возвращение Будулая — военврач
1986 — Голова Горгоны — Анна Фёдоровна Самборская
1987 — Раненые камни — Асият
1987 — В Крыму не всегда лето
1987 — Вот такая история… — мать Сергея
1991 — Чёрный принц Аджуба — Малика
1992 — Тишина — Эльга Борисовна Мукомолова
1994 — Дом на камне
1995 — Барышня-крестьянка
1997 — Волшебный портрет — ведунья
2002 — Бабий Яр — Хана. последнее обновление информации: 10.01.2021

последнее обновление информации: 10.01.2021

Первый муж – кинорежиссер Эльдар Шенгелая

Первые серьезные изменения в личной жизни девушки произошли, когда она была второкурсницей во ВГИКе. В это время ее мужем стал студент Эльдар Шенгелая, который учился на режиссерском факультете. Его близкие родственники были известными грузинскими кинематографистами.

Ариадна Шенгелая со своим мужем Эльдаром

В 1958 г. их семья пополнилась первой дочерью Нато, которая впоследствии тоже стала актрисой, а через девять лет жена Эльдара родила Катью. Вместе с мужем и детьми Ариадна Шенгелая жила в столице Грузинской ССР.

Ариадна Шенгелая с дочерями и мамой

Супруг актрисы выделялся бурным темпераментом. Он был сторонником патриархата. Его жене пришлось подчиниться мужу. Ариадна придерживалась правил, характерных для традиционных грузинских семей. С Эльдаром она была вместе более двадцати лет, но потом их браку пришел конец. Хоть дочери актрисы к тому времени уже были взрослыми, но они тяжело переживали развод родителей.

Ариадна Всеволодовна жила в Москве и регулярно ездила в Грузию, чтобы встретиться со своей младшей дочерью, которая осталась с Эльдаром. У старшей Нато уже была собственная семья.

Новой женой бывшего супруга актрисы стала искусствовед Нелли Новлинидзе. Она родила от Шенгелая дочь Елену, позже трагически погибшую в автомобильной аварии.

Крах идеального брака

В 1956 году на съёмках картины «Наш двор», где Чиаурели играла красавицу Цицино, она познакомилась с ровесником и своим будущем мужем, актёром Георгием Шенгелая. В Софико было трудно не влюбиться — она была яркая, сильная, весёлая, зажигательная. Да и она не осталась равнодушной к Георгию. Им было интересно вместе. Тем для разговоров находилось множество, что было неудивительно. Молодой человек также родился в творческой семье — отцом его был режиссёр Николай Шенгелая, а матерью — актриса Нато Вачнадзе. В 1957 году Софико Чуаурели и Георгий Шенгелая поженились, в браке родились сыновья Нико и Сандро. Впоследствии Георгий Шенгелая окончит режиссёрский факультет ВГИКа, причем мастерскую своего тестя — Михаила Эдишеровича Чиаурели — и украинского кинорежиссёра Александра Петровича Довженко.

Гоча Абашидзе (Бажа), Софико Чиаурели (Цицина) и Георгий Шенгелая (Дато) (слева направо) в кадре из художественного фильма «Наш двор». Режиссер Резо Чхеидзе. 1956 год. Фото: РИА Новости

Шенгелая снимет известные в советское время картины «Пиросмани», «Мелодии Верийского квартала», «Приди в долину винограда» «Девушка со швейной машинкой», в 1986 году станет Лауреатом Берлинского кинофестиваля в номинации «Режиссёр».

Брак Софико Чиаурели и Георгия Шенгелая казался идеальным. И для всех было шоком, что они развелись. Особенно тяжело было сыновьям, хотя они были уже взрослыми. Чтобы поддержать отца, Нико и Сандро даже переехали на время к Георгию Николаевичу.

Как потом рассказывала в интервью сама Софико Чиаурели, она никогда и предположить не могла, что уйдет от мужа и влюбится в ведущего, актёра Котэ Махарадзе. С1957 года он работал спортивным комментатором грузинского ТВ, потом стал актёром Тбилисского академического театра имени К. Марджанишвили — того самого, где играла и Софико.

Софико Чиаурели и Котэ Махарадзе, 1972 г. Фото: РИА Новости/ Эдуард Песов

Биография

Ада Всеволодовна Шпринк родилась в семье русской матери и отца, обрусевшего немца, 13 января 1937 года. Случилось это в солнечном Ташкенте, куда родители Ариадны (полное имя девочки) сбежали от возможных репрессий.

Они познакомились в столице, возвращение в которую закончилось для Всеволода Эдуардовича плачевно – его на 25 лет сослали в лагеря, реабилитировав только в конце 50-х.

Мама Анна осталась с Адой одна. Девочка расцветала, становясь год от года всё прекраснее. Её необыкновенная восточная красота заставляла гадать: кто же она? Поэтому представители многих национальностей принимали её за свою.

Естественно с такой внешностью не возникало вопроса кем стать. Едва закончив школу, Ариадна подала документы во ВГИК, попав к талантливому педагогу В. Белокурову.