Юрий никулин

Содержание

«Андрей Рублев»

О комедийных ролях Никулина знает, пожалуй, каждый. Что же касается его трагических персонажей, то они менее известны. В 1966 году Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев». Одну из ролей сыграл Никулин.

Фильм повествует о событиях начала пятнадцатого века и разделен на несколько новелл. Никулин сыграл монаха Патрикея. Согласно сюжету, этого героя жестоко пытают татары, желая узнать о местонахождении золота. Когда снимали сцену истязаний, артист, исполняющий роль татарина, подносил к лицу Никулина зажженный факел. Огонь до актера не дотягивался. Однако на экране создавалось впечатление, что лицо Патрикея действительно жгут.

Картина Тарковского вызвала противоречивые чувства в кинематографических кругах. Создателей картины обвинили в пропаганде жестокости и насилия. «Андрей Рублев» был перемонтирован и существенно сокращен. Картина, что называется, попала на полку. В прокат фильм вышел лишь в 1971 году. Однако большая премьера состоялась лишь спустя пятнадцать лет.

Знакомство с Гайдаем

Но нет худа без добра. В те дни одно из представлений Никулина посетил Георгий Вицин. Чуть не надорвав живот от смеха, на следующий день он рассказал о талантливом комедианте режиссеру Леониду Гайдаю, снимавшему короткометражку «Пес Барбос и необычный кросс» о приключениях пса и троицы преступников – Труса, Балбеса и Бывалого. Изначально Балбеса должен был играть Сергей Филиппов, но он уехал на гастроли с театром. Стоило Гайдаю увидеть Никулина, как он тут же произнес: «Ну, Балбеса искать не надо. Никулин – то что надо».


Дебют Юрия Никулина в роли Балбеса

Фильм рассказывал историю браконьеров, надумавших оглушить рыбу динамитом. На их беду с динамитной шашкой решил поиграть пёс, каждый раз приносивший ее обратно троице. После премьеры короткометражки в составе киноальманаха «Совершенно серьезно» троица Вицин – Никулин – Моргунов необычайно полюбилась советскому зрителю, и в 1962 году последовало продолжение «Самогонщики». На этот раз криминальные элементы решили заработать на изготовлении самогона, но появившийся в их лесном домике пес вновь спутал все карты.


На съемках «Самогонщиков»

В промежутке между короткометражками Гайдая Никулин сыграл главную роль в драме «Когда деревья были большими» и доказал, что способен на драматические роли. Он играл Кузьму Иорданова, спившегося после смерти супруги человека, решившего усыновить сироту. Примечательно, что режиссер картины до этого не видел ни одной роли Никулина, но смотрел его представления в цирке. А в процессе работы над фильмом было решено снабдить Никулина бородой для пущего попадания в образ. Так к своему сорокалетию Никулин, уже завоевавший статус признанной цирковой звезды, стал еще и звездой кинематографа.


Кадр из фильма «Когда деревья были большими»

После этого последовали второстепенные, но яркие роли: в фильме Александра Митты «Без страха и упрека» он сыграл по сути самого себя – клоуна, в комедии Гайдая «Деловые люди» сыграл грабителя в новелле «Родственные души». Никулин принимал участие в съемках киножурнала «Фитиль» (короткометражка «Влип»). Юрий Никулин в киножурнале «Фитиль» («Влип», 1962) После этого предложения о съемках стали поступать цирковому артисту регулярно. Картины «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Ко мне, Мухтар!», «Бриллиантовая рука», «Семь стариков и одна девушка», «Они сражались за Родину», а также многие другие стали классикой советского кинематографа и до сих пор являются любимыми лентами для миллионов людей во всех уголках бывшего СССР. Благодаря своим ролям в кино Юрий Никулин стал популярен во всех республиках Советского союза, а также получил бессчетное количество самых разных наград, включая звание Народного артиста СССР в 1973.

На арене

В 1946 году вернулся домой Юрий Никулин. Биография была искривлена ​​войной, но это не помешало гению идти к своей мечте. Когда возник вопрос о том, что делать дальше, ответ был однозначен – идти на сцену. Будущий актер начал сдавать экзамены. Но каждая дверь, в которую он стучал, закрывалась перед носом. Комиссия ВГИК даже заметила, что для кино его таланта мало. Там ему посоветовали попробовать свои силы в театре. Но в ГИТИСе и училище имени Щепкина, куда мужчина пытался поступить, считали, что ему не стать успешным артистом. Долгое время Юрий слонялся без работы. Герою войны даже предлагали должность в милиции, на которую он мог согласиться, если бы не случайность. На одной из афиш объявлений он увидел, что идет набор в студию клоунады. Посоветовавшись с отцом, мужчина решил рискнуть. Так начал свою карьеру актер Юрий Никулин. Биография артиста всегда была связана с цирком, а комедия практически текла в его жилах. Его выбрали среди сотен претендентов. Так он оказался на Цветном бульваре.

Образование

Никулин Валентин Юрьевич, биография которого нами рассматривается, решил связать свою судьбу с юриспруденцией. После получения школьного аттестата парень подал документы в главный московский вуз – МГУ. Ему удалось с первой попытки поступить на юридический факультет. В 1957 году Вале вручили диплом о высшем образовании. Однако по полученной специальности он не работал.

Найти свое место под солнцем Валентину помогла его мама. Евгения Наумовна настояла на том, чтобы сын попробовал себя в актерском искусстве. И он прислушался к словам родительницы. Вскоре В. Никулин стал студентом актерской студии им. Немировича-Данченко, открытой при МХАТ.

В 1960 году наш герой успешно окончил это учебное заведение. Практически сразу же Валя устроился на работу в театр «Современник». На сцене данного учреждения он сыграл множество характерных ролей.

Блокада

Юрий Никулин. 1940 год

Весной 1942 года, попав в Ленинград с заданием командования, я решил зайти к маминым родственникам.

Долго добирался пешком. Дошел до дома и на втором этаже на лестничной клетке увидел труп, на третьем тоже труп, но его кто-то прикрыл мешковиной. Поднявшись к родным, долго стучал в дверь. Наконец тоненьким голосом бабушка Леля спросила:

— Кто это?

Когда дверь открылась, я с трудом ее узнал-так она изменилась. Высохшая, с огромными печальными глазами, озябшими руками, она с трудом признала меня. У меня в сумке осталось немножко сухого гороха и граммов пятьдесят табака. Все это я отдал бабушке Леле.

— Ой, горох, — сказала она чуть слышно. — Я его долго буду есть.

Бабушка Леля рассказала, что троюродного

Спустя месяц бабушка умерла.

Сложно и трудно было. Тем не менее к Новому году на дивизионном командном пункте мы дали концерт самодеятельности.

Не очень веселый концерт, но все-таки концерт!

Я конферировал, ребята читали стихи, пели под гитару, а пожилой дивизионный писарь развеселил всех, исполнив старую шансонетку «Вот я мастер часовой».

Начало творческой карьеры

После армии будущий артист решил поступить во ВГИК. К сожалению, на комиссию он не произвёл впечатления. Причиной отказа назвали отсутствие красивой внешности. Талант и харизматичность не помогли ему поступить в театральные вузы. По совету знакомого режиссёра Никулин подал документы в студию Ногинского театра. Константин Воинов, руководитель театра, разглядел талант юноши и принял его. Несколько месяцев спустя Юрий передумал и решил стать цирковым артистом.

Артист цирка

В студию клоунады Никулин поступил без особых проблем. Диплом клоуна он получил в 1948 году, а в октябре того же года уже вышел на сцену. Свои первые сценки он исполнял вместе с другом Борисом Романовым. Репризы для ребят писал Никулин-старший. Первая сценка юных артистов называлась «Натурщик и халтурщик».

Позже Юрий стал ассистентом знаменитого клоуна Карандаша, а затем начал выступать в паре с Михаилом Шуйдиным. Они оба покинули труппу Карандаша, так как тот был весьма агрессивным руководителем. Их дуэт просуществовал 30 лет.

Никулин-младший позже стал совмещать работу со съёмками в кинолентах. В 1981 году популярного артиста назначили главным режиссёром Московского цирка, а после — директором. Под руководством столь талантливого человека цирк процветал. Юрий Никулин проработал там почти 50 лет.

Роли в кино

Первые кинопробы у артиста были ещё в 1949 году. Но в фильме, для которого проводился кастинг, Никулин так и не появился. Дебют состоялся лишь 9 лет спустя. Он сыграл небольшую роль в кинофильме «Девушка с гитарой». Смешной парень понравился зрителям. Вскоре Никулина позвали на похожие роли в картинах:

  • «Неподдающиеся»;
  • «Яша Топорков».

В 1960 году начинающий талантливый актёр приглянулся Эльдару Рязанову. Из-за бюрократии Юрий не смог сняться в его киноленте «Человек из ниоткуда». Но зато великий режиссёр позвал его в свой Малый театр. Там его увидел Георгий Вицин, который рассказал о комедианте Леониду Гайдаю. Тот как раз приступил к работе над фильмом «Пёс Барбос и необычный кросс». Гайдай сразу же решил, что Никулин идеально подходит на роль Балбеса.

После премьеры Никулин, Вицин и Моргунов необычайно полюбились зрителям. Последовавшее в 1962 году продолжение, комедия «Самогонщики», также тепло была воспринята публикой и критиками.

Между съёмками у Гайдая Никулин принял участие в драматической картине «Когда деревья были большими». В этой серьёзной ленте Юрий смог раскрыть все свои таланты. Так, в возрасте 40 лет, Никулин стал звездой цирка и кинематографа.

Фильмография актёра пополнилась новыми ролями:

  • «Без страха и упрёка»;
  • «Деловые люди»;
  • «Фитиль» (в этом фильме звучит знаменитая фраза «Слесарь, что ли?»);
  • «Ко мне, Мухтар».

Ошеломительный успех

Настоящей легендой Никулин стал в 1968 году, после выхода фильма «Бриллиантовая рука». Сценарий был написан специально под актёра. Даже семья Юрия приняла участие в съёмках.

Предложения об участие в съёмках стали поступать регулярно. Список работ великого актёра значительно вырос:

  • «Старики-разбойники»;
  • «Кавказская пленница»;
  • «Операция «Ы»;
  • «Семь стариков и одна девушка».

Также Юрий участвовал в кинофильмах о войне: «Они сражались за родину» и «Двадцать дней без войны». Одной из последних работ Никулина была драма «Чучело», где он сыграл дедушку Кристины Орбакайте. В 1991 году Юрий Владимирович снялся в фильме «Капитан Крокус», где играл роль директора цирка. Эта работа стала его последней ролью в кино.

В 90-х годах Никулин стал работать на телевидение. Он был ведущим телепередачи «Белый попугай», а также снимался в шоу «В нашу гавань заходили корабли».

Юрий Владимирович отметился и как писатель. Он является соавтором сборника анекдотов. А ещё великий артист опубликовал несколько автобиографических книг:

  • «Почти серьёзно»;
  • «7 долгих лет».

Также Юрий Никулин запомнился поклонникам своими песнями «Песня про зайцев», «Если б я был султан», «Поезд Воркута — Ленинград».

В 2016 году вышел документальный фильм, посвящённый талантливому артисту. Название у картины соответствующее — «Великий смешной». В этой киноленте сын Никулина рассказал про молодость отца, а также поведал подробности биографии и личной жизни Юрия Никулина, о которых поклонникам мало что было известно.

Максим Юрьевич рассказал о происхождении некоторых смешных эпизодов из полюбившихся публике комедий. Многие из них появились благодаря умению Никулина импровизировать на съёмках. Кратко сын артиста поведал и о знаменитой троице комедиантов. Отношения между Никулиным, Вициным и Моргуновым были немного натянутые, так как Юрий был гораздо более своих коллег.

Первые роли в кино

В 1949 году Никулина пригласили на кинопробы – режиссер Константин Юдин думал утвердить его на роль трусливого немца в свой истерн «Смелые люди». Так клоун впервые побывал на студии «Мосфильм». Но то ли пробы не понравились режиссеру, то ли этого персонажа вырезали из сценария – на этом участие Юрия в проекте Юдина закончилось. А позже он узнал, что на эту роль утвердили Григория Шпигеля. Дебют Никулина в кино состоялся лишь 9 лет спустя в фильме «Девушка с гитарой», где он исполнил роль горе-пиротехника, чуть не спалившего магазин. Несмотря на совсем небольшую роль, артист хорошо запомнился зрителям. А в 1959-м году актер отметился ролью проходимца Альберта Клячкина в фильме о трудной молодежи «Неподдающиеся». И хотя у него были разногласия с режиссером в видении его героя – один видел Клячкина этаким рубахой-парнем, а другой – флегматичным циником, и в целом этот опыт не понравился начинающему актеру, как вспоминал позже Никулин, на экране все выглядело замечательно.


«Девушка с гитарой»: первая роль Юрия Никулина

В 1960 году на актера обратил внимание режиссер Эльдар Рязанов. Никулин приступил к съемкам в его фильме «Человек неоткуда», но из-за бюрократических проволочек производство отложили на год, актеров заменили, персонажа Никулина, неблагополучного молодого человека по имени Проша, отдали Сергею Юрскому

Биография:

Ю́рий Влади́мирович Нику́лин  — советский российский артист цирка (клоун), цирковой режиссёр, киноактёр, телеведущий, директор цирка. Народный артист СССР.  Родился 18 декабря 1921 году в городе Демидов, Смоленской области, РСФСР.  Умер 21 августа 1997 в городе Москва, Россия.

Дата рождения 18 декабря 1921 года

Место рождения Демидов, Демидовский уезд, Смоленская губерния, РСФСР

Рост 179 см

Знак Зодиака Стрелец

Гражданство СССР

Род деятельности артист цирка, (клоун), режиссёр, актёр, телеведущий, юморист, певец, директор цирка

Семейное положение женат, жена Татьяна Николаевна Покровская

Сын  Максим Юрьевич Никулин (1956 г.р.)

Внуки Мария (1981 г.р.), Юрий (1986 г.р.) и Максим (1988 г.р.)

Правнук Станислав Юрьевич Никулин (2009  г.р.).

Дата смерти 21 августа 1997 (75 лет)

Место смерти Москва, Россия

Причина смерти послеоперационные кардиохирургические осложнения

Место погребения Москва, Новодевичье кладбище

Личная жизнь Юрия Никулина

Первый раз Юрий влюбился еще в школе. Будучи нескладным 13-летним юнцом он так и не решился признаться в своих чувствах запавшей в душу сверстнице. В дальнейшем, в бытность солдатом, у него завязались отношения с девушкой по имени Рита. Она дождалась его с фронта, но как только Юрий сделал ей предложение руки и сердца, призналась, что влюблена в летчика. Надо сказать, что отношения Риты с другим мужчиной не сложились, а с Юрием они до конца жизни поддерживали дружеские отношения.Возвращение Юрия Никулина с фронтаЗимой 1949 года актер, делавший первые шаги на профессиональной цирковой сцене, познакомился со студенткой Тимирязевской академии Татьяной Покровской, которая была младше артиста на 8 лет. Она увлекалась конным спортом, и одна из лошадей, как раз любимица Татьяны, понадобилась клоуну Карандашу, в подчинении у которого в то время ходил Никулин. На выступлении, которое девушка пришла посмотреть, лошадь проявила норов и затоптала клоуна. Татьяна чувствовала свою вину и в течение месяца регулярно ходила навещать Юрия в госпиталь. Вскоре артист сделал возлюбленной предложение.На фото: Юрий Никулин и его жена Татьяна ПокровскаяНина Гребешкова, одноклассница Татьяны, была удивлена, когда увидела Никулина рядом со своей школьной подругой – ей было странным, что такая красивая женщина выбрала такого неказистого спутника жизни. И даже не подозревала, что будет играть его жену в «Бриллиантовой руке». Самой же Татьяне внешность супруга была не важна – Юрий с первых минут знакомства покорил ее своей харизмой и обаянием.Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»Жена никулина начала помогать ему в цирке, например, заменила паренька в миниатюре «Маленький Пьер». Артист был человеком очень ревнивым, а когда Татьяна позволила себя в эйфории от выступления позволила себя поцеловать смотрителю манежа, больше не отпускал ее ни на шаг, брал с собой на все гастроли.Юрий Никулин и Татьяна Покровская. Больше, чем любовьВ 1956 году у них родился сын Максим, и даже тогда Татьяна не оставила цирк. Мальчик, кстати, появился в фильме «Бриллиантовая рука» – это он идет с удочкой, когда его пинает герой Андрея Миронова.Юрий Никулин с сыном Максимом (1962 год)Супруги прожили вместе 47 лет до самой смерти Юрия Владимировича в 1997 году. По воспоминаниям близких, они жили душа в душу, делили на двоих все невзгоды и радости. Татьяна скончалась в октябре 2014 года на 86-м году жизни.Супруги были вместе до самого конца

Война

Непроста была армейская служба. Но настоящие трудности, оказалось, впереди. Сначала была финская война. Затем – Великая Отечественная.

О том, что началась война, рядовой Никулин в воскресенье, 22 июня 1941 года, услышал впервые от мирных жителей. Эта страшная новость подтвердилось только к вечеру. Юрий Никулин о войне и ленинградской блокаде позже написал в одной из своих книг.

С неба падали немецкие листовки, содержащие призывы сдаваться. Противники писали, что жители Северной столицы обречены на смерть, единственный их выход – сдаться в плен. В одной из листовок говорилось, что сын Сталина давно перешел на сторону немцев. Никулин, как и его товарищи, не верил ни одному слову немецких захватчиков. И готов были сражаться, защищать свою родину до последнего. А затем начался голод. Солдатский паек с каждым днем становился все меньше. Никулин на всю жизнь запомнил Ленинград во время блокады: застывшие трамваи, дома, покрытые снегом и наледью. И людей, медленно, осторожными шагами ступающих по маленьким тропинкам. Ленинградцы экономили силы. Шатаясь от голода, они с трудом тащили санки с водой и дровами.

Соболезнования

«Я горжусь дружбой с удивительным, талантливейшим, теплым человеком. Мне повезло. Крупно. Я делюсь своим везением. Хочется верить в «ту» жизнь». Исаак Магитон, режиссер

«Если просуммировать все, что сделал Никулин — солдат тяжелейшей войны, Никулин — гражданин, Никулин — артист, то мы сойдемся в том, что этот человек — глыба. Явление крупное, неповторимое. Его всегда нам очень и очень будет не хватать. Но помнить будем всегда». Эдуард Попов, журналист, писатель

«Наверное, в этом и секрет его популярности, всеобщей любви — другие люди видели в нем не просто клоуна, артиста, директора, анекдотчика, нет, они видели в нем честного и неравнодушного, доброго и отзывчивого, искреннего и мягкого, душевного человека. А нам всем так этого не хватает. На одного очень хорошего и талантливого человека стало меньше на этом свете». Владимир Шахиджанян, журналист, психолог

«Никулин предназначен быть воплощением доброты. И был им. С его уходом возникло щемящее чувство, что доброты осталось значительно меньше. Казалось бы, меньше на одного Никулина, но это так много!» Григорий Горин, драматург, прозаик, писатель-сатирик

Сын Юрия Никулина показал, как живет с семьей

Директор цирка на Цветном бульваре ­Максим Никулин и его супруга Мария показали AD свой новый лофт в центре Москвы.

Двухэтажная квартира в центре Москвы у Максима Юрьевича появилась неслучайно: “Мы с женой думали, что надо поменять жилье, — дети разъехались, а для двоих у нас слишком большая квартира. Мы сидели с Марией в ресторане, там по телевизору крутили рекламу этого дома. Заинтересовались, а когда посмотрели само пространство, пришли к выводу, что нам близка история с двухуровневым лофтом в старом доме”.

Максим Юрьевич Никулин с супругой Марией в своей гостиной.

Дизайнеров Анну Пустовойтову и Екатерину Ковальчук Никулины нашли через общего знакомого и попросили их сделать индустриальный интерьер с современной мебелью. Задача была непростая, ведь лофт этот не совсем настоящий. Квартира находится на последнем этаже в отреставрированном здании бывшей фабрики, но именно этот этаж надстроен, оригинальных кирпичных стен там не было. Анна и Екатерина решили ­использовать для облицовки стен кирпич девятнадцатого века, его нашли в “мастерских Братьев немцеВ”. Кстати, на одном из кирпичей есть клеймо “Максимовский”.

Максим Никулин с отцом Юрием Никулиным в их квартире на Большой Бронной улице, приблизительно 1972 год.

Максим Никулин с отцом Юрием Никулиным возле их дома на Большой Бронной улице, приблизительно 1972 год. На фоне видна вывеска “Булочная”, Юрий Владимирович любил покупать там хлеб.

Работу девушки начали с организации пространства. На втором этаже будущие жильцы хотели сделать спальню, санузел и гардеробную, а внизу, на первом, —открытую планировку, большую общую зону (совмещенные гостиную, столовую и кухню).

Гостиная совмещена с кухней и столовой. Диван, Moradillo; кресло Loft Designe; журнальный столик, Moonzana; стеллаж сделан на заказ на фаб­ри­ке ARTmebelir; лестница сделана по эскизам дизайнеров в мастерской Игоря Селиверстова; светильники, SLV; ковер, Tapis Rouge.

Особым пожеланием хозяев было большое количество открытых систем хранения, куда могла бы поместиться библио­тека и обширная коллекция фигурок такс, которую Максим Юрьевич собирает уже много лет. Он смеется: “У нас семнадцать лет жила такса, потом начали появляться фигурки — одна, вторая, третья. А когда все друзья прослышали об этом, то страшно обрадовались — стало понятно, что можно дарить”. Никулины любят собирать дома гостей, устраивают ужины, причем готовит сама хозяйка. Она хотела кухню с открытыми полками и островом, чтобы гости могли сидеть там же на барных стульях.

Довольно долго выбирали лестницу: хотели винтовую, но потом выбор пал на традиционную двухпролетную – такой проще пользоваться. Плюс она может служить в качестве дополнительных сидячих мест — дети, хоть и живут теперь отдельно, в гости к родителям приезжают исправно. Несмотря на желание сделать индустриальный интерьер, Н­икулины хотели также добавить цвет. В общей зоне на первом этаже за это отвечает кирпич, а на втором дизайнеры решили поставить нежно-розовую “будуарную” кровать и добавили подходящие аксессуары и искусство. Там же, в спальне, находится рабочее место хозяйки дома, его спрятали во встроенный шкаф.

Зона кухни-столовой. Стена облицована кирпичом, “мастерские Братьев немцеВ”; картина Татьяны Гостевой “Облака” из галереи Art Brut Moscow; стол, Pranzo; стулья, Loft Designe; светильники, Delta Light; торшер, Loft4you; аксессуары из магазинов Crate and Barrel и Liberty Home.

Огромные окна лофта решили ничем не закрывать — в качестве защиты от солнца дизайнеры использовали римские шторы, которыми можно управлять с пульта. Фамилия “Никулин” у каждого из нас вызывает ассоциации с любимыми фильмами и семейными походами в цирк, а такой современный брутальный интерьер у сына легендарного актера может удивить. Но Максиму Юрьевичу нравится жить именно так, ведь за традициями он каждый день ходит на работу — в Цирк на Цветном бульваре.

Зона кухни. Кухня, Berloni; металлическая конструкция под вытяжку сделана на заказ на фабрике ARTmebelir; посуда — собственность хозяев; на заднем плане панель из амбарной доски, “мастерские Братьев немцеВ”.

Спальня находится на втором этаже. Кровать сделана на заказ в мастерской Lighthouse, а стеллаж — на фабрике ARTmebelir; встроенные светильники, Delta Light; подвесные светильники, Tom Dixon; ковер, Tapis Rouge; картина Татьяны Неги “Нездешние цветы” из галереи Art Brut Moscow; текстиль и аксессуары из магазинов Crate and Barrel и Liberty Home.

Ванная комната. Стены и пол облицованы керамогранитом, FAP Ceramiche; тумба и раковина, Arbi Bathroom; смесители, Carlo Frattini; стеллаж сделан на заказ на фабрике ARTmebelir; табурет, Crate and Barrel; картина Тани Квят ­“Смещение” из галереи Art Brut Moscow.

Биография Юрия Никулина

Никулин Юрий Владимирович родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской губернии (сегодня центр Демидовского района Смоленской области), где прожил всего четыре года. Он был единственным ребёнком своих родителей, Владимира Андреевича и Лидии Ивановны, актёров городского драмтеатра. И тот, и другая переехали в Демидов из других мест: отец был уроженцем Москвы, а мать выросла в латвийском городе Ливаны.

Огромное влияние на становление актёра оказал его отец, которого он считал гениальным человеком. Именно он, по словам Никулина, приучал его к юмору. Благодаря Владимиру Андреевичу в Демидове был создан передвижной театр революционного юмора, названный «Теревьюмом». Он же организовал первую в городе команду по футболу (и это увлечение в дальнейшем разделит Никулин, став ярым болельщиком московского «Динамо»).

В столицу семья Никулиных перебралась, когда Юрию Владимировичу не были и пяти. Они поселились в коммунальной квартире. Его отец начал работать в газетах «Известия» и «Гудок», а в свободное время писал репризы для театра и цирка и учил детей в драмкружке. Артист вспоминал, что они жили небогато, но при этом он ходил в образцовую школу, которую нередко посещали известные культурные деятели, включая писателя Аркадия Гайдара.

Позднее Никулин перешёл в школу № 346. Учился он плохо, был рассеян и не отличался примерным поведением. «У меня всего лишь два недостатка: плохая память и ещё что-то», — шутил позднее артист. Зато ему легко запоминались анекдоты, которые он переписывал в специальную тетрадь. За годы учёбы ему удалось собрать больше тысячи анекдотов. Правда, не все в дальнейшем он смог расшифровать, потому что записывал их отрывками.

Важное место в биографии Юрия Никулина сыграла война, хуже которой, по его признанию, ничего нет. Актёр ушёл в армию по окончании школы в 1939 году (причём аттестат зрелости он получил не сразу, провалив экзамен по черчению)

Вскоре, в советско-финскую войну, в составе зенитной батареи он охранял воздушные подступы к Ленинграду. Когда военные действия с Финляндией закончились, их часть оставили под Сестрорецком.

Но уже в 1941 году артист, как и его сослуживцы, снова встал на защиту северной столицы. Он рассказывал, что узнал о начале Великой Отечественной раньше руководящего состава, от «гражданских», когда вместе с приятелем его отправили «по случаю воскресенья» за пивом. Самым тяжёлым воспоминанием для него стала блокада Ленинграда. «Бредёт человек по улице, вдруг останавливается и… падает — умер», — рассказывал он.

Во время сражений на Ленинградском фронте Никулин едва избежал гибели. Когда он спал в блиндаже, немецкие войска открыли по ним сильный огонь из дальнобойных орудий, и его с трудом выволокли оттуда. «Только мы отбежали немного от блиндажа, как увидели, что он взлетел на воздух: в него угодил снаряд», — вспоминал артист. По окончании войны он был представлен к медалям «За отвагу», «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

Но даже между сражениями, по воспоминаниям сослуживцев, Юрий Владимирович поражал умением веселить окружающих. Известна история, что актёр выиграл десять пачек папирос в споре на знание анекдотов. По условиям спора, соперник должен был говорить: «Знаю!», если был знаком с рассказываемым, а тот — тут же начинать новый. Он смешил товарищей по оружию два часа и был признан победителем, не рассказав и половины своего репертуара.

Никулин был демобилизован в 1946 году. Ещё в 15 лет, увидев фильмы с Чарли Чаплином, Юрий Владимирович захотел стать киноактёром, и, вернувшись в Москву, подал документы во ВГИК. Но на вступительных испытаниях профессор кафедры актёрского мастерства Сергей Юткевич заявил, что он не киногеничен. Тогда 25-летний юноша подался в ГИТИС и там вновь столкнулся с отказом. В итоге актёр поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке.