Содержание
Тише, джентльмены!
Хотя сам бизнес и носит криминальный характер, другие преступники представляют для секс-работниц значительную опасность.
— Разбойные нападения на притоны в какой-то момент стали настоящей проблемой, в некоторых случаях сами проститутки обращались за помощью в милицию, несмотря на угрозу административной ответственности, — говорит полицейский. По его словам, сейчас жриц любви инструктируют не хранить крупных сумм на месте работы, не пользоваться дорогими телефонами.
— Деньги сразу передают сутенеру либо оплата происходит с помощью анонимных переводов через электронные кошельки до начала сеанса, — говорит собеседник «Известий». Тем не менее проблемы с клиентами случаются часто — кто-то недоволен сервисом, кто-то злоупотребляет спиртным во время визита.
Грешным телом4
Фото: Depositphotos
— Садисты — частые гости таких мест, а реальная охрана блудниц требует дополнительных расходов, что часто не вписывается в бизнес-план владельца, — говорит собеседник.
Новым веянием стало установка тревожных кнопок на случай опасности.
— Известны случаи, когда заключаются договоры с ЧОПом, и в случае реальной опасности на разборки с клиентами выезжают группы быстрого реагирования. Разумеется, охранные структуры едва ли в курсе, с кем они подписывают договоры, — говорит оперативник.
Временный брак в исламе
1. Мута
С этим понятием всё обстоит очень хитро. Мута – это исламский временный брак, при заключении которого обе стороны приходят к соглашению, что они будут являться друг для друга супругами в течение определённого, ограниченного времени.
Договор может быть составлен в письменной или устной форме, при этом в нём оговариваются абсолютно все возможные вопросы, среди которых: сколько «приданого» получит женщина, какие виды физического контакта будут происходить между ними, как долго будет продолжаться брак и т.д.
С одной стороны, сторонники муты говорят о том, что это отличный способ для двух человек пожить вместе, прежде чем вступить в полноценный брак, чтобы убедиться, что они созданы друг для друга, при этом, не нарушив никаких исламских законов.
Некоторые контракты могут предусматривать полное отсутствие какого-либо физического контакта, а некоторые заключаются под бдительным присмотром родителей. Есть и такие контракты, на основании которых брак может длиться всего лишь несколько часов, а по их истечению женщина получает определённую сумму денег.
Чётко предусмотрено, что такие контракты – это табу проституции, против которой выступают некоторые мусульмане, в частности сунниты. С другой стороны, из-за возможности установки временных рамок и оплаты за «временный брак», это самая настоящая лазейка для молодых мужчин и женщин, чтобы иметь бесконечное количество партнеров, не обременяя себя никакой религиозной виной.
Проституция в Индии
8. Девадаси
Девадаси – это женщины, которые вынуждены были торговать своим телом во имя индусской богини плодородия Йелламмы (Yellamma). Когда девочки достигали половой зрелости, их родители устраивали торги, на которых продавали девственность своих дочерей.
Как только их лишали девственности, девочки проходили обряд посвящения Богине и проводили остаток своей жизни в качестве представительниц древнейшей профессии во имя Йелламмы.
Каждую ночь их продавали тому, кто больше заплатит. С точки зрения родителей это не было мошенничеством. Но большинство из них не собирали приданое, чтобы дать возможность кому-то жениться на их дочери. Однако, некоторые всё же собирали деньги, заработанные девочкой.
Эта практика была неотъемлемой частью религии по поклонению Йелламме на протяжении веков. Несмотря на то, что в 1988 году практика была объявлена вне закона в Индии, она существует по сей день.
Стигма, связанная с девадаси, очень тяжелая ноша, и даже если женщина решала отказаться от подобного образа жизни, она уже никогда не выходила замуж. Как только она посвящала себя своей Богине, пути назад не было.
Большинство девадаси уходили из храмов после 40-летнего рубежа, потому как их уже не считали молодыми и привлекательными, поэтому они были недостойны отдавать свой «долг» Богине. При этом большинство из них начинали просить милостыню на улицах, чтобы как-то прокормить себя.
7. «Комфортные» женщины для утех
Так называемые «женщины для утех» времён Второй Мировой войны – это тёмное пятно, о котором зачастую предпочитают не говорить в исторических справках. С 1932 года, японские военные начали вербовку женщин, главным образом кореянок, для работы на «утехах».
Женщинам обещали работу, но им не было сказано, что они должны работать в борделях, удовлетворяя насущные потребности японских военных.
В итоге около 200 000 женщин стали «комфортными женщинами», но только 25-30 процентов пережили это испытание. Девочки в возрасте 11 лет были вынуждены обслуживать по 50 – 100 мужчин ежедневно, а если они отказывались, то их жестоко избивали.
Несмотря на то, что японское правительство принесло официальные извинения всем выжившим, официальные лица отказались выплатить денежные компенсации бывшим «женщинам для утех» и членам их семей. По состоянию на 2014 год в живых осталось лишь 55 этих женщин.
Женщины лёгкого поведения
4. Блудницы Зоны (Zonah)
Зона – это любовные рабыни в еврейской Библии. В отличие от других женщин они не принадлежали мужчинам, и не были ответственны за рождение и воспитание детей. Эти женщины существовали вне библейских законов. Для них были писаны особые законы, которые должны были соблюдать люди по отношению к ним.
Одно из особых правил заключалось в том, что отцу запрещалось продавать свою дочь в любовное рабство, а если дочь священника становилась зоной, то она была обречена на сожжение.
Священникам запрещалось жениться на них, но другие мужчины могли и развлекаться с ними, и брать их в жёны.
Красноярский прецедент
Полицейский считает, что до главных организаторов секс-бизнеса закону обычно не удается дотянуться.
— На скамье подсудимых оказываются рядовые менеджеры — те, кто собирает деньги с работниц или общается непосредственно с клиентом. Они хоть и преступники, но далеко не главные выгодоприобретатели. Боссы и инвесторы чувствуют себя в безопасности из-за грамотной технической конспирации, — подчеркнул полицейский.
Грешным телом6
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
По его словам, у силовиков есть инструменты, которые позволяют выйти на реальных организаторов, но чаще всего речь идет о преступлении средней тяжести — это ч. 1 ст. 241 УК РФ, максимальное наказание до пяти лет лишения свободы. Серьезная разработка и сложные технические мероприятия по такого рода преступлениям не оправданы, приоритет отдается тяжким и особо тяжким составам.
— Расследование красноярских коллег, которые смогли инкриминировать особо тяжкий состав о создании преступного сообщества фигурантам, может стать серьезным прецедентом, который уравняет организаторов проституции, например, с наркодилерами. Если, конечно, будет вынесен обвинительный приговор по ст. 210 УК РФ, — считает оперуполномоченный.
Проститутки в Древней Греции
3. Гетеры
Гетеры – это высокого класса куртизанки, практиковавшие в Афинах. Поскольку проституция была легальной деятельностью в городе, а также потому, что гетеры не являлись афинскими гражданами, эти женщины зачастую являлись рабынями.
Реже гетера жила в черте города и была рождена от родителей не афинян.
В отличие от «порне», женщин, практикующих свою деятельность за закрытыми дверями, гетеры часто «работали» прямо в толпах на симпозиумах. Им было запрещено вступать в брак с гражданином города, однако, мужчина мог купить себе гетеру и освободить её, хотя эта практика и не одобрялась.
Тем не менее, их прошлый статус гетеры никогда не забывался, поэтому если их ловили, когда они выдавали себя за афинских граждан, то над ними проводился суд. Если их признавали виновными, они снова становились рабынями.
Гетеры часто становились любовницами самых влиятельных людей, и, как известно, позировали для создания статуи Афродиты, настолько они были элегантны и красивы.
2. Индийские куртизанки – таваифы
Индийские куртизанки пользовались огромной популярностью в Северной Индии с начала 18 до начала 20 века. Многие из них, как и гейши, были танцовщицами и музыкантами, то есть они были не рядовыми проститутками, а предоставляли свои услуги богатым и знатным людям.
Многие из них накапливали приличное состояние, особенно те, кто выбирал своих покровителей с умом.
Те, кто успевал обзавестись дочерьми, передавали своё богатство и мастерство далее по родовой линии. Стоит отметить, что с течением времени социальное положение таких женщин значительно росло.
Однако, им было запрещено вступать в официальный брак со своими покровителями, но они могли строить любые отношения с любовниками, что в некоторых случаях, по сути, делало их жёнами, пусть и не перед лицом государства.
Примечательно, как они существовали наряду с традиционными жёнами. Это было как две стороны одной медали. С одной стороны жена была «уважаемым обществом способом» продолжить семейную линию, с другой стороны жёны — таваифы были красивыми и чувственными дамами, привлечь которых мог только сильный мужчина.
Миф третий. Свобода личности и сексуальная неприкосновенность
Прекрасные гетеры, кайны, девадаси были настолько образованными, утонченными и популярными, что могли выбирать своих клиентов и отказывать тем, кто им не угодил, — гласит миф. С ним есть две проблемы.
Первая более очевидная: получается, выбирать могли только отдельные женщины, самые выдающиеся, а остальные — нет.
Вторая менее очевидная: всякое право должно быть гарантировано законом, например, право на неприкосновенность личности и сексуальную неприкосновенность обычно гарантируется тем, что государство наказывает насильников. Какие наказания ожидали человека, изнасиловавшего проститутку в древности?
Во многих местах проблема решалась тем, что потерпевшую выдавали замуж за ее насильника. Но речь в этих законах шла только о «качественном имуществе» — честной жене или девственной дочери. Концепции изнасилования имущества «порченого» — проституированной женщины — не существовало. Во многих странах юристы и потерпевшие до сих пор сталкиваются со сложностями, когда подобные дела, наконец, попадают в суды: этим отношением, например, пронизана вся англосаксонская система права, поскольку она основывается на прецедентах — а старинные прецеденты гласят, что женщину легкого поведения изнасиловать, в общем, невозможно.
Если заглянуть совсем в древность, то, например, кодекс Хамураппи (Древний Вавилон) подробнейшим образом регулирует кражи ослов и посвящает только небольшой отрывок обесчещенным женщинам.
Переберемся в Древний Рим. К изнасилованиям там относились серьезно — но только пока речь шла о полноправных гражданах. В случае с рабами отвечать приходилось разве что за порчу чужого имущества. Проститутки же даже из вольноотпущенных подвергались инфамии. А она, в частности, означала запрет на свидетельство в суде. Так что шансов обвинить и привлечь насильника к ответственности у женщины просто не было.
Ренессанс. Республика Венеция — католическое, кстати, государство — славилась невероятно развитой проституцией и была целью для секс-туристов со всей Европы. В 1509 году, по данным переписи населения, почти одна пятая всех женщин (11 164 человека) этого города-государства занимались проституцией. Конечно, как и везде, они разделялись на категории. За рубежом особенно славились венецианские куртизанки. В городе даже издавался каталог Catalogo di tutte le Principal et più Honorate Cortigiane di Venetia с адресами и расценками. И все эти женщины платили налоги. Мужская проституция была строжайше запрещена.
Но несмотря на привлечение туристов и вклад в экономику, о защите проституированных женщин от насилия говорить не приходилось. Венецианские поэты XV века в своих юмористических произведениях описывали то, что, видимо, казалось современникам совершенно нормальным — групповое изнасилование куртизанок, которые посмели отказать или как-то обидеть своих знатных клиентов. В одной из историй клиент обманом, пообещав дорогое угощение, вывозил куртизанку на остров, где ее насиловали на глазах у клиента и других веселящихся свидетелей. О риске уголовного преследования лирический герой не волнуется, а мораль истории заключается в том, что, когда о происшествии узнают в городе, именно куртизанка будет опозорена и все над ней посмеются.
В Индии вплоть и до конца XX века идея, что даже если женщина занимается сексом за деньги, она не на всякий секс согласна, казалась абсурдной.
По тому, насколько активно женщина билась за свою честь, было принято решать вопрос в судах Китая и Японии — собственно, в Японии эта традиция и по сей день не изжита. Если потерпевшая получила тяжкие телесные повреждения или покончила с собой, тогда всё понятно: преступника нужно сурово наказать. Если же она по какой-то причине не сражалась до последнего, да еще и была знакома с насильником, то в Китае, например, ей самой могло светить обвинение в незаконном сексуальном акте.
Так что неудивительно, что, по данным на 1841, год 40% изнасилований приводили к самоубийству — это был более надежный способ наказать насильника, чем ждать милости от суда. А у проститутки на защиту шансов и вовсе не оставалось.
Таким образом, даже те знаменитые проституированные женщины, чьи имена остались в истории, кому посвящали картины и рассказы, кто (теоретически) мог выбрать среди клиентов только понравившегося (или самого симпатичного, знатного или умного), всё равно жили без защиты закона, полагаясь на добрую волю своих покровителей. И далеко не всегда это покровительство их спасало.
Если же говорить о подавляющем большинстве проституированных женщин — они не имели голоса и не оставили мемуаров, а их судьба не интересовала мужчин, чьим взглядом мы по сей день смотрим на историю.
Светить всегда, светить везде
Проституцию недаром называют древнейшей профессией. Действительно, как ни старалось человечество справиться с продажной любовью, бизнес продолжает процветать, в том числе и в России. Несмотря на все запреты, деньги на секс-услугах зарабатывают почти в каждом регионе страны. В конце августа полиция ликвидировала притон для занятия проституцией на Садовой-Самотечной улице в Москве, к ответственности привлечена 28-летняя девушка-администратор, которая занималась оплатой аренды помещения, подбором проституток, выплатой зарплаты и следила за порядком.
Грешным телом1
Ликвидация притона для занятия проституцией, организованного в одном из массажных салонов в Москве
Фото: ГУ МВД России по г. Москве
Штрафом отделался сын руководителя МЧС по Свердловской области, организовавший сервис по оказанию секс-услуг в Тюмени. Он развозил завербованных им же проституток по саунам, с каждого клиента брал 3 тыс. рублей. Бордель под вывеской массажного салона выявили омские стражи порядка в начале осени. Работницы привлечены по статье административного кодекса за занятие проституцией, а администратор, 29-летняя омичка, попала под следствие.
Миф первый. Свободный выбор
Поскольку проституция приносит деньги, некоторые предполагают, что в древности она была уделом наиболее предприимчивых женщин — тех, кто решил не скучать дома с уймой детей и не пахать в поле, а легко заработать и повеселиться. Такой вот малый бизнес — недаром с него кое-где (например, в Древнем Риме) даже взимали налог.
Если задаться вопросом, как именно женщины попадали в проституцию, всё оказывается несколько мрачнее. В Древнем Риме, например, самым очевидным способом было сначала попасть в рабство (основным источником рабов были военные кампании и захват пленных). Можно представить себе степень свободы девушки, захваченной в плен во время войны.
Если так жили женщины, славившиеся на всю страну своими талантами в поэзии, музыке, ведении дискуссий, то степень свободы тех, на кого не обращали внимания султаны и философы, также представить нетрудно.
Венецианская республика с VII века пополняла свои ресурсы рабынями, свозя их отовсюду — от Африки до Киевской Руси. Когда в XV веке военная удача отвернулась от республики, новым источником рабынь стала долговая кабала.
В низших кастах неграмотные, часто не имеющие документов женщины, попадают в замкнутый круг. Сначала девочка видит, как ее мать и тетки по ночам выходят на работу. Затем ее быстро выдают замуж за мужчину, который работает в лучшем случае пастухом, а обычно не работает вовсе. После рождения 1–2 двух детей муж и свекровь выталкивают ее на работу, ведь жить на что-то надо. Почему же она не попробовала получить образование и найти другую работу? В индии окружающие отлично знают, из какой она касты, поэтому кроме уличной проституции ей ничего не светит. С возрастом ей становится всё сложнее находить клиентов, и приходится рассчитывать на то, что обеспечивать семью начнет молодая невестка или дочь.
Всё это нисколько не похоже на свободный выбор непыльной работенки за хорошие деньги.
Да, кстати: деньги. Бедность — важный фактор, который может подтолкнуть к «выбору» секс-работы. Проституция в Японии была известна задолго до возникновения института гейш: первые письменные источники относятся к 600 годам н. э., и рассказывается в них о женщинах, потерявших семью и дом в ходе внутренних конфликтов и вынужденных бродить по стране. По сути, они попрошайки и бездомные, и каждая новая катастрофа — война, землетрясение, большой городской пожар — увеличивали их число. В середине XVI века правительство сегуна Асихага Ёсихару с целью спасения от банкротства, создало Бюро проституции и облагает всех проституток налогом. А в 1617 году правительство клана Токугава собрало все бордели в единый квартал, за пределами которого практиковать запрещается.
Такое юридическое оформление во времена империи Цин (1644–1912 годы) позволяло обойти строгие законы, по которым вовлечение в проституцию вроде бы наказывалось. Но если содержатели борделя становились приемными родителями своих почтительных девочек, то всё было законно. Также вполне законно было, если жена «изменяла» мужу за подарки.
Исследователи не очень доверяют Геродоту, который писал, что в определенные дни вавилонянки собирались у храма Иштар и предлагали свои услуги всем прохожим добровольно и с удовольствием: пишут, что он просто «пытался очернить соседей». Занятно, конечно, что он не пытался очернить их рассказом о том, что происходило на самом деле.
Возможно, такая практика просто не казалась Геродоту порочной. Ведь одно дело, когда отец распоряжается дочерью как своей законной собственностью, но совсем другое, когда свободные гражданки прелюбодействуют с кем попало — вот это по греческим меркам полное безобразие!
Но проблемы были не только у дочерей. В Индии (в Индии так много форм проституции, что ученые до сих пор спорят о типологии) подобная судьба ждала еще один тип «бесполезных родственниц» — вдов. Вдовы, , должны были отрешиться от всего мирского, не рассчитывать на новый брак, скромно одеваться и есть пресную пищу — а то вдруг еще какие желания пробудятся. Их имущество уходило семье мужа, а сама вдова обычно оказывалась на улице, без работы и шансов на новый брак.
Миф второй. Просто профессия — уважаемая, как и другие
Как уже понятно, в древности проституция часто была совершенно легальна и, более того, облагалась налогами. Отсюда вытекает второй миф: это была профессия, мастерство — такое же, как, предположим, ремесло пекаря, плотника или живописца. А значит, работницы пользовались уважением, имели статус, равный прочим гражданам.
Минутку. Женщины в любом случае исторически имели такие огромные проблемы со статусом, что в некоторых странах и в разные эпохи сложно определить, кто больше закабален — жена или проститутка. Определить, наверное, можно по такому признаку: считался ли путь в жены выходом «наверх» — но даже если и считался, то он был доступен не всякой проституированной женщине, даже если мужчина и предложил бы.
Американка Элен Ла Мотт писала о жизни бельгийских жен и «доступных девушек» уже в годы Первой мировой войны:
Как была устроена секс-работа в древности, можно посмотреть на примере того же Древнего Рима. Отношение к проституции в Риме было противоречивым, но она никуда не исчезала. В 17 году до н. э. был принят закон Lex Iulia de Adulteriis Coercendis, в котором проститутки исключались из списка людей, которые наказываются за прелюбодеяние — в противном случае их пришлось бы высылать из страны вместе с клиентами.
А император Калигула в 40-е годы н. э. решил, что безобразие лучше возглавить, чем запрещать, и ввел налог на проституцию. Ему было с кого брать пример: такие налоги существовали в то время в Афинах, Египте, Косе, Сиракузах. Налог был немалым: от 17% до 75% дохода с одного акта! Надо отметить, что сами женщины зарабатывали немного, и такой размер налога привел к тому, что им пришлось еще больше работать, чтобы прокормить себя.
Калигула вообще любил вводить новые налоги — после его смерти почти все они были отменены Клавдием, кое-кому даже вернули деньги. Не коснулось это только проституированных женщин: именно за счет налога на работу проституток император Александр Север, например, вел строительство зданий в Риме. Империя продолжила зарабатывать на проституции еще 450 лет — даже при христианских императорах.
Как выглядел древнеримский бордель — лупанарий, мы знаем благодаря раскопкам в Помпее. Нечто вроде каменного барака с крошечными комнатушками без окон. Стены были украшены фресками, отчасти рекламирующими услуги, отчасти инструктирующими клиентов. На стенах нацарапаны комментарии: «Такая-то сосет, но делает это плохо». Цены различались, в зависимости от качества «товара» — девочек выбирали и растили сутенеры.
Одна из разновидностей проституции в Индии — храмовая. Девочки (строго говоря, это дети 2–3 лет) из низших каст посвящаются богам и, по идее, в первую очередь должны служить им, отправляя различные обряды. История храмовых проституток девадаси показательна и печальна. Судя по всему, изначально они, действительно, пользовались уважением верующих и занимались пением и танцами. Богатые индусы считали за честь спонсировать их мастерство. Но исламское завоевание (с XIII века) привело к тому, что спонсоры больше не защищали девадаси и постепенно из артисток они стали проститутками. Окончательно практику в изуродованном виде закрепили британцы — те самые, из рассказа Киплинга.
Как работает секс-мафия
О том, как сегодня устроен мир секс-услуг, «Известиям» рассказал оперативник одного из подразделений столичного региона.
— У пользователей интернета может сложиться впечатление, что сегодня как таковых борделей почти и не осталось. Кажется, что правят бал так называемые индивидуалки. Но это лишь видимость, почти за каждым объявлением стоят бизнесмены. Это искушенные люди, знакомые с каждой стадией организации такого криминального проекта, начиная от рекламы, кончая физической защитой своего капитала, то есть самих проституток от незваных гостей, — рассказывает сыщик.
По его словам, самая важная и дорогостоящая часть криминального бизнеса — реклама услуг.
— Сегодня это исключительно интернет. Если недавно можно было говорить о полиграфической продукции, то после громкого дела издателей «Флирта» едва ли кто-то рискнет повторить такой опыт, — говорит источник.
Самостоятельно одной девушке-индивидуалке этот сложный многоэтапный бизнес не потянуть, а если и есть такие, то они быстро завязывают с торговлей собственным телом и сами становятся администраторами.
— Бенефициары бизнеса подыскивают IT-специалистов, разработчиков сайтов, контент-менеджеров, фотографов, которые создают привлекательные страницы с объявлениями. Сегодня этот бизнес всё больше уходит в популярные соцсети, — рассказывает сыщик. Фактически действия таких разработчиков тоже можно квалифицировать по статье об организации проституции, но доказать умысел бывает непросто.
Грешным телом2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
— Чаще всего интернет-ресурсы «прописаны» вне российской юрисдикции. Существует угроза блокировки такого сайта или страницы, а это угроза потерять капиталовложение, — говорит собеседник.
Сайтов, о которых рассказывает оперативник, в интернете тысячи. Лишь единицы выкладывают фото реальных проституток, остальные используют украденные изображения с личных страниц. Фотохудожники лишь добавляют к чужим снимкам ретушь.
— Известны случаи, когда девушкам, чьи фотографии незаконно используют киберсводники, предъявляли претензии их близкие, — говорит сыщик. По его словам, проститутки также нередко страдают от подставных фото.
— Клиенты нередко устраивают дебоши, после того как на притоне находят вовсе не тех дам, которых видели в каталогах, — говорит он.
Сам притон, как правило, квартира, сдаваемая посуточно, в которой находятся 2–5 девушек, в зависимости от площади жилья. Оплата аренды обычно проводится с анонимных аккаунтов через системы электронных платежей.
— На телефонном номере работают профессиональные диспетчеры, которые заверят клиента, что девушка его будет ждать именно та, которую он выбрал, и договорятся об оплате, — поясняет оперативник. — Те, кто контролирует диспетчеров, по сути, и являются воротилами секс-индустрии, у них основная прибыль.
Процесс вовлечения в проституцию мало изменился со времен Катюши Масловой.
— Нужно понимать, что насильно в этот бизнес сегодня никто никого не втягивает. Продажа собственного тела всегда приносит больше, чем честный труд. Соблазн велик. Средний доход в крупных провинциальных городах у проститутки, которая работает в квартире, не меньше 40 тыс. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге эта сумма выше вдвое. Но угрозы для репутации девушки огромные по сравнению с тем, что было, например, 10 лет назад. Целые интернет-сообщества выискивают блудниц и распространяют о них информацию в соцсетях, — говорит сыщик.
Грешным телом3
Фото: Depositphotos
Впрочем, в последние годы социальный и этнический портрет среднестатистической проститутки претерпел значительные изменения.
— Сегодня чаще встречаются дамы за 30, у которых есть дети. Много иностранок из стран бывшего СССР. Падает спрос на девушек из Африки. Организаторы не хотят иметь дело с выходцами из дальнего зарубежья, — отмечает полицейский.