Зелёная, рина

Содержание

Детское: голос и мультфильмы

По воспоминаниям современников первое выступление детским голосом Рина дала на концерте в конце 20-х годов. Предполагалось, что артистка будет петь, но аккомпаниатор не появился и Зеленая решила прочесть детским голосом стихотворение “Мойдодыр”. К удивлению организаторов, выступление было успешным. Так, начиная с 1929 года, Рина Зеленая начала коллекционировать детские высказывания и выступать, имитируя детские голоса. Позже способность озвучивать малышей помогла актрисе в озвучке мультфильмов.

Самые известные мультики, в которых звучит голос Рины Зеленой:

  • Кто сказал “мяу”? (роль Щенка), 1962 год;
  • Вовка в Тридевятом царстве (главный герой), 1965;
  • Лошарик, 1971;
  • Муми-тролль, 1978;
  • Алиса в стране чудес (роль Герцогини), 1981.

В большинстве случаев финальная звуковая дорожка не соответствует начальному сценарию и содержит редакционные или импровизационные изменения, сделанные Риной Зеленой.

Актриса не только успешно озвучивала мультипликационных героев, но и выступала с концертами перед юной аудиторией. Выступления перед детьми давались ей легко несмотря на то, что своих детей у актрисы не было. Разговаривая с малышами серьезно как со взрослыми и не спрашивая, как их зовут и сколько им лет, Рина Зеленая привлекала неподдельный интерес аудитории всех возрастов.

Искренняя реакция малолетних зрителей делала концерты искреннее и интереснее. Кривляние и сюсюканье она считала неприемлемым при рассказе со сцены от лица четырехлетнего малыша.

Выступления Рины в жанре “Взрослым о детях” были необычайно популярны. До массового распространения телевидения слушатели монологов делились на две группы, считавших актрису ребенком и знавших ее настоящий возраст. Артистка много гастролировала по Советскому Союзу, читала свои монологи перед детской и взрослой аудиторией, побывала во всех уголках страны и на Северном полюсе.

Награда за 40 минут до смерти

Константин Тихонович был моложе жены на 4 года, а умер в 72 года. Когда его не стало, до последних дней за Риной Зеленой ухаживал ее друг: 90-летний оператор Вадим Коштелян. Говорили, Рина Васильевна догадывалась, что дни ее сочтены. Незадолго до смерти она позвонила приятельнице — актрисе Клавдии Пугачевой: «Приезжай, ты меня совсем забыла». И попросила прочесть ей «Я б умереть хотел на крыльях упоенья…»

1 апреля 1991 года вышел указ о присвоении 89-летней Рине Зеленой звания народной артистки СССР. «Уж если меня и наградят, так непременно за 40 минут до смерти», — напророчила она когда-то. Узнать о высокой награде Рине Васильевне не довелось: спустя несколько часов она ушла в другой мир.

Нелепой казалась и сама весть о кончине актрисы. Когда по Москве разнесся слух, никто из близких друзей сначала в него не поверил. Подумали: Рина опять пошутила…

Личная жизнь

Первым мужем Рины Зеленой был юрист Владимир Блюмельфельд. Муж был намного лет старше ее, и именно это обстоятельство вскоре дало о себе знать – они просто перестали понимать друг друга. Впрочем, Владимир остался другом Рины и ее новой семьи, часто бывал в гостях и интересовался жизнью и карьерой бывшей супруги.


Константин Топуридзе и Рина Зеленая

После развода у актрисы случился бурный роман со знаменитым журналистом Михаилом Кольцовым. Зеленая была сильно влюблена, но когда артистка узнала, что избранник женат, отказалась разбивать семью и прекратила отношения. Актрисе было тяжело, но как раз в тот момент на горизонте возник Константин Топуридзе, ставший вторым мужем Рины Зеленой и главным мужчиной в жизни актрисы.

Котэ, как супруга называла Рина, — знаменитый архитектор, спроектировавший несколько ярких фонтанов, которые установлены на московской ВДНХ. Вместе с Риной мужчина прожил до конца собственной жизни. К слову, Зеленая с большим трудом оправилась от потери любимого человека в конце 70-х годов.

Рина Зеленая сильно переживала после смерти мужа, пасынки актрисы волновались, что у артистки случится инфаркт и женщина отправится вслед за мужем. При этом на похороны Рина Зеленая не пришла. Актриса не любила похороны и никогда не ходила на это мероприятие скорби. Главным образом актриса ненавидела поминки, которые переходили в банальную пьянку, и стандартные бездушные тосты.


Рина Зеленая

Рина Зеленая даже завещала не поминать ее после смерти. Актриса приказала кремировать тело сразу после отпевания. Актриса не желала устраивать поминки по мужу, но на этом настоял старший сын. Тогда Рина Васильевна заперлась в собственной комнате и не вышла к столу.

Не пришла Рина Зеленая и на похороны собственной подруги Фаины Раневской. Рина Васильевна помогла Фаине Раневской в тяжелые годы получить квартиру. За месяц до смерти Раневская позвонила Рине Зеленой и с горечью призналась, что так и осталась в долгу перед благодетельницей. Также актриса помогла с жилплощадью клоуну Сергею Курепову, выхлопотала квартиру собственной домработнице.


Актриса Рина Зеленая

В 1981 году Рина Зеленая написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». Мемуары актрисы адресованы широкому кругу читателей. Этот роман не столько биография, сколько описание творческого мира, в котором жила актриса. Рина Зеленая рассказывает, с кем актрису сводила судьба и как это действовало на актрису как на творческую личность. В книге описаны реальные личности, знакомые актрисе: Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и другие.

Рина Зеленая – актриса театра и кино

Вскоре девушка вернулась в Москву. Начала работу в московском театре «Не рыдай», затем были петроградский «Балаганчик», Московский театр Сатиры, театр Обозрений при Доме печати. А с 1930 года выступала на радио и эстраде с рассказами о детях, читала стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

В годы второй мировой войны ездила вместе с артистическими бригадами на фронт, выступала перед бойцами, за что была награждена орденом Красной Звезды в 1944 году.

Настоящая слава пришла к актрисе, когда она начала снималаться в кино. Она всю жизнь мечтала сыграть главную роль, но они ей не доставались. Играя второстепенные и короткие роли, она так умела сыграть характер своих героинь, что эти роли запоминались надолго.

Она снялась в 53 фильмах, самыми запоминающимися это были фильмы, где она играла роль:

  • «Подкидыш» — Ариша, домработница,
  • «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – пассажирка в автобусе.
  • «12 стульев»— редактор молодёжного журнала «Жених и невеста»,
  • «Чиполлино» — графиня «Вишня»,
  • «Приключения Буратино»— черепаха Тортила,
  • «Про Красную Шапочку» – бабушка,
  • «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»— миссис Хадсон и т.д.

Рина Зеленая — мастер имитации детского голоса. Она озвучивала роли в 30 мультфильмах:

  • «Кто сказал «мяу»?»— щенок,
  • «Вовка в Тридевятом царстве»— Вовка,
  • «Капризная принцесса»— бабулечка-красотулечка,
  • «Волшебник Изумрудного города»(1 серия) — жевун,
  • «Незнайка в Солнечном городе» —Листик,
  • «Алиса в стране чудес»— Герцогиня и др.

Кроме этого она снялась в трех киножурналах «Фитиль» и участвовала в написании сценариев для 3-х фильмов, один из них «Подкидыш», где она работала вместе с Агнией Барто.

Краткая биография

  • В 1921 году она дебютировала, как театральная артистка. Служила в театре «КРОТ» (в Одессе), петроградском «Балаганчике». В это время она решает взять псевдоним, так как ее имя не помещалось на театральных афишах. Так из Екатерины она стала Риной.
  • С 1924 по 1928 годы служит в Московском театре сатиры.
  • В 1928 году устраивается работать в театр обозрений, созданный при Доме печати.
  • 1929 год. На концерте, заполняя вынужденную паузу, Рина Зелёная прочла «Мойдодыра» детским голосом, не ожидая, что зритель воспримет её номер на ура. После этого она начала исполнять монологи на сцене от лица детей в жанре «Взрослым о детях», озвучивать мультфильмы, выступать по радио.
  • 1931 год. Состоялся дебют Рины Зелёной в кино. Ей досталась роль исполнительницы блатных куплетов в первом звуковом фильме «Путевка в жизнь». Но, к сожалению, в окончательную версию фильма вошёл всего один куплет из нескольких спетых ею. В титрах её фамилию так и не указали.

В фильме «Путевка в жизнь» (1931)

  • С 1934 по 1935 годы она служит в мюзик-холле в Москве.
  • В 1935 году она играет балерину в фильме «Любовь и ненависть» режиссёра Гендельштейна.
  • 1939 год. Артистка играет роль болтливой домработницы Ариши в фильме «Подкидыш». Характерно, что эта эпизодическая роль была сыграна так, что зрители ходили в кинотеатры только для того, чтобы посмеяться над героиней Рины Зелёной.
  • В период Великой Отечественной войны, с 1941 по 1945 годы, артистка участвовала в выступлениях артистической бригады Аркадия Райкина, организуя концерты для фронтовиков. За что была награждена орденом Красной звезды.
  • Осенью 1945 года Рина Зелёная выступает перед советскими бойцами в Берлине и даже расписывается на рейхстаге.
  • 1947 год. Рина Зелёная работает над фильмом «Весна», примерив на себя роль, которая первоначально предназначалась мужскому персонажу. В фильме она часто импровизирует, придумывает многие реплики на ходу.

В фильме «Весна» (1947)

  • В 1950-м году она играет роль члена художественного совета экспериментального ателье в комедии «Девушка без адреса». Остроумные реплики, которые произносит её героиня, зрители разбирают на цитаты.
  • 1967 год. Рина Зелёная пишет сценарий к мультфильму «Ну и Рыжик!».
  • В 1970 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР.
  • 1975 год. Снимается в фильме «Приключения Буратино». Она соглашается на роль черепахи Тортиллы главным образом из-за того, что в фильме ее героиня исполняет трогательную песню.
  • С 1979 по 1986 год она снимается в серии фильмов про Шерлока Холмса, в роли миссис Хадсон.
  • В 1981 году она пишет автобиографическую книгу «Разрозненные страницы». В ней она описывает мир, в котором вращалась в течение жизни и людей, с которыми встречалась. Среди них – Аркадий Райкин, Любовь Орлова и многие другие известные личности. Создана книга на основе дневников, которые Рина Зелёная вела в течение всей своей жизни, описывая все события в малейших подробностях.
  • 1 апреля 1991 года Рина Зелёная ушла из жизни, не зная, что несколько часов назад Михаил Горбачёв присвоил ей звание народной артистки СССР. Причиной смерти стала онкология. Похоронили ее на Введенском (Немецком) кладбище в Москве.

Актриса Рина Зелёная

Екатерина Зеленая была третьей женщиной Михаила

Фамилия актрисы является настоящей, а имя было немного переделано: звезда всего лишь укоротила его, так как полное имя препятствовало выпуску самых первых афиш.


Фото взято из открытых источников

Екатерина Зелёная родилась 7 ноября 1901 года в городе Ташкент. Семья была большой: четверо детей, мать и отец. Через некоторое время семья переехала в Москву. Гражданская война, происходившая на тот момент в России, разлучила семейство. Отец был отправлен в Одессу, а мать с детьми остались в столице.

Тяжёлое время переживала, как и страна, так и мать с детьми. В столице нашей родины процветал голод, страх и холод. Плюс ко всему, семья подхватила тиф, лечение которого было крайне проблематично на тот момент. Мать принимает решение отправиться в Одессу к отцу. Неприятности возникли и во время дороги. Семейство добралось до Украины, откуда дорога поездам была заблокирована. К счастью, им встретился знакомый из Москвы, который помог добраться до главы семейства. Разочарованию матери не было предела, так как муж нашёл себе новую жену.


Фото взято из открытых источников

Увидев своих родных вживую, глава семейства решил бросить свою новую любовь и вернуться в семью. Но женщина отвергла неверного и не посчитала нужным видеть его возле детей.

Екатерина Зеленая заменила отца. Она стала работать в местном театре, где обрела навыки профессиональной актрисы. Финансовое положение семьи понемногу стало улучшаться, что в дальнейшем позволило Екатерине, матери и сестре вернуться в Москву. Жили в съёмной комнате.

Вскоре в Москву перебрался вместе со своей супругой и Виктор Типот – любимый режиссёр Рины. Именно он помог молодой актрисе получить свои первые роли в кино.


Фото взято из открытых источников

Екатерина была сильным человеком, который, несмотря на все трудности, никогда не унывал и смотрел прямо, что помогло обрести ей успех.

Рина была очень красивой. Неудивительно, что вскоре, после переезда в Москву, у неё появляется поклонник — брат супруги Виктора Типота. Ухажёр по уши влюбился в молодую девушку, предлагал жениться. Но свадьбу Екатерина не хотела, так как было огромное желание играть, развивать свои актёрские навыки и повышать популярность.

Планы кавалера были серьёзными. Он обещал совершить самоубийство, если актриса не выйдет за него замуж. В итоге, свадьба состоялась, но брак долго не продлился. Чувства супругов быстро погасли, что привело к разводу без ссор и истерик.


Фото взято из открытых источников

В 1920-е годы Рина вступила в труппу театра «Нерыдай». Там она стала настоящим профессионалом актёрской деятельности. На выступления Екатерины приходили такие известные личности, как Есенин, Маяковский, что повышало известность актрисы.

Затем в стране началось бурное развитие кинематографа. Зеленая приняла участие в съёмках первого звукового советского фильма «Путёвка в жизнь».


«Подкидыш». Фото взято из открытых источников

Не прошла даром и дружба с Агнией Барто. В 1939 году вместе с советской поэтессой Екатерина придумала сценарий советского фильма «Подкидыш». Режиссёр одобрил сценарий и посчитал участие Рины Зеленой в съёмках необходимой частью. Она была так называемой «Изюминкой» в картине.

В 1930-е годы Екатерина Зеленая встречает свою любовь. Это был Михаил Кольцов – популярный журналист. Особенностью их отношений было то, что Екатерина была третьей женщиной Михаила. Удивительно, но расставаться с другими женщинами совсем не входило в планы журналиста.

Михаил Кольцов. Фото взято из открытых источников

Сначала Зеленая пыталась смириться с другими женщинами Михаила. Затем такое расположение дел не устраивало актрису, и она бросила Кольцова. После расставания пары журналист был репрессирован и убит. Гражданская жена Михаила погибла. А вот жена от официального брака выжила, потому что разорвала все отношения с мужем.

Расставание со своей любовью можно назвать спасением актрисы. Ведь неизвестно, как сложилась бы дальнейшая судьба Рины, если бы она не бросила своего возлюбленного.

По материалам

Рина Зеленая — биография

Рина Зеленая — известная актриса, сыграла десятки ярких, запоминающихся эпизодов, но ни одной главной роли. Дружила с ребятней, при этом сама так и не познала радость материнства. Роль мисс Хадсон и черепахи Тортиллы сделала актрису известной, узнаваемой и популярной. О чем сожалела великая актриса в конце своей долгой жизни? Рину нельзя назвать просто актрисой. Она необычная с уникальным даром женщина. Ей заслуженно присвоили звание Народной артистки, актрису можно было увидеть на эстраде.

Ташкент – родной город Рины. Биография будущей актрисы началась 7 ноября 1901 года в семье, далекой от театрального искусства. Отец Василий Иванович Зеленый был чиновником средней руки с хорошим жалованием. Однако помимо ответственной службы и красавицы жены Надежды Федоровны, моложе его на 16 лет, имел еще и отличительную черту: патологическую скупость. Если позволяло время, вместе со служанкой отправлялся на рынок за продуктами -следить, чтобы покупала все самое дешевое. Супруге на хозяйство раз в месяц выделял мизерную сумму, которой не хватало ни на шляпки, ни на ботинки для четверых детей.


Рина была вторым ребёнком из четверых детей в семье. Настоящее её имя Екатерина. Отношения в семье были немного странными. Девочка посещала реальное училище. Всё изменилось, когда глава семьи получил перевод в Москву. Катя была похожа на мальчишку. Она быстро забиралась на любое дерево, каталась на подножке трамвая. И всё это она вытворяла в престижной гимназии столицы.

После Октябрьской революции отца — Василия Ивановича Зеленого перевели по службе в Москву, где он стал заведовать вещевыми складами большевиков. Материальное положение Зеленых улучшилось, а вот отношения в семье — нет. Рину отдали в частную женскую гимназию фон Дервиз. Одноклассницы из обеспеченных столичных семей издевались над «туркестанкой» и из-за фамилии дразнили ее «незрелой».

Рина научилась огрызаться, а потом придумала главное свое оружие — высмеивать обидчиц. Невысокая, худенькая, в заштопанном платье, с двумя смешными косичками Катя Зеленая так остроумно и метко передразнивала гимназисток, что вскоре ее прекратили травить. А она стала звездой местных театральных постановок.

После занятий Рина домой не спешила: в вечных ссорах родители все равно не заметят ее отсутствия. Только здесь, в Гороховском переулке, на импровизированной сцене под цветущими яблонями она чувствовала себя комфортно. Так в маленькой девочке проснулась большая артистка.

Рине Зеленой было шестнадцать, когда отец не вернулся из командировки — на Украине он встретил новую любовь. Надежда Федоровна осталась с четырьмя детьми, содержать которых не могла. Впрочем, и не очень хотела. Рину при первой же возможности отдали замуж — за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре она сбежала от супруга.


Однажды Рине Зеленой попалось на глаза красивое здание с табличкой: «Московское театральное училище». Ноги сами принесли девушку в аудиторию, где шли вступительные экзамены. Абсолютно неподготовленная, Екатерина вместо басни попросила разрешения прочитать стих. Ей позволили, и она принялась читать самое патетичное из того, что помнила, — «Выезд ямщика». От волнения Катя начала картавить и гримасничать, да так к месту, что приемная комиссия с трудом сдерживала смех. Рину охотно приняли.

Биография

В источниках встречаются различные даты рождения актрисы; все сходятся лишь в том, что родилась она в Ташкенте. Училась в реальном училище, когда её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву, она поступила в гимназию фон Дервиза в Гороховском переулке.

В 1919 году окончила Московское театральное училище. Её учителями были Илларион Певцов, Николай Радин, Мария Блюменталь-Тамарина.

Тогда же вышла замуж за юриста Владимира Блюменфельда, но вскоре они расстались из-за несходства характеров. Вторым мужем актрисы был архитектор Константин «Котэ» Топуридзе (1905—1977). Детей не было.

Начинала на эстраде в качестве профессиональной певицы, но затем полностью посвятила себя театральной карьере. Работала в театрах (с 1921 года) «Балаганчик» (Петроград), «Крот» (Одесса), кабаре «Нерыдай».

Актриса играла эксцентрические роли в пародийных пьесах, исполняла монологи в стихах, частушки, песенки, написанные на музыку М. Блантера, С. Каца, Ю. Милютина. Уже в 1923 году публика специально приходила к номеру актрисы, что давало повод конферансье С. Тимошенко («Балаганчик») представлять её так: «Это современная актриса, актриса сего дня, актриса речи, рассказчица, мимистка, танцовщица, плясунья, певица — всё сие проделывающая с иронически лукавой улыбкой, блеском глаз и мгновенной реакцией на окружающее».

В 1924 году стала актрисой Московского театра сатиры. С 1928 года перешла в труппу Театра обозрений при Доме печати. Работала в Московском и Ленинградском мюзик-холлах (1929—1931), Московском театре миниатюр (1938—1941). В 1930-е годы выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В её репертуаре стихи Владимира Маяковского, Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова.

В 1929 году Зелёная была вынуждена заполнить паузу, возникшую в концерте по непредвиденным обстоятельствам, и прочла «Мойдодыр» К. Чуковского голосом ребёнка. Успех был оглушительным. Так возник знаменитый, ставший с 1940-х годов основным для её концертной эстрады жанр «Взрослым о детях» или «О маленьких для больших». В образе доброй, весёлой девочки исполняла монологи, пела детские песенки («Чернобурка», «Почемучка», «Пёрышки у птички»). Органичность исполнения роли была столь велика, что на радио шли письма маленьких слушателей актрисе.

Уникальная индивидуальность актрисы, сформировавшаяся благодаря природной склонности к пародированию, эксцентрике, импровизации, позволила ей создать ряд ярких сатирических ролей и номеров. В пародийном номере «Чарльстушки» актриса, исполняя частушки в русском сарафане, внезапно сбрасывала его и оставалась в шаржированном костюме (купальник, но застёгнутый наглухо ворот косоворотки, голова серебряного петуха на трусиках и пышный букет страусовых перьев сбоку, как бы хвост петуха), переходила на чарльстон и в его ритме продолжала исполнять частушки. В миниатюре «Антракт без антракта» (1938) сатирический образ хваткой, наглой буфетчицы — эту роль актриса написала сама. В миниатюре Л. Ленча «Одну минуточку» (1940) зубного врача, занятого общественной работой.

Во время Великой Отечественной войны участвовала в выступлениях фронтовых артистических бригад, за что в 1944 году была награждена орденом Красной Звезды. В наградном листе к ордену указано:

Снималась в кино («Подкидыш», «Весна», «Светлый путь», «Приключения Буратино», в сериале о Шерлоке Холмсе), писала сценарии, рассказы в соавторстве с А. Барто («Пёстрые рассказы», 1958).

В 1981 году она написала автобиографическую книгу «Разрозненные страницы», адресованную широкому кругу читателей. Книга включает в себя описание творческого мира, в котором жила актриса, с кем её сводила судьба и как это действовалo на неё, как на творческую личность. В книге присутствовали такие личности, как Аркадий Райкин, Сергей Михалков, Любовь Орлова, Корней Чуковский и многие другие.

Своим уникальным запоминающимся голосом она озвучила множество мультфильмов.

Жила в Москве в бывшем доходном доме Первого Российского страхового общества (Кузнецкий Мост, 21/5 — Большая Лубянка, 5/21). Последние годы своей жизни провела в Доме ветеранов кино в Матвеевском.

Умерла 1 апреля 1991 года в Москве на 90-м году жизни. Похоронена в Москве, на Введенском кладбище, рядом с мужем — архитектором Константином Топуридзе (3 уч.).

Рина ЗеленаяЗеленая Екатерина Васильевна

Фильмография

1935 — Любовь и ненависть — балерина, партнерша Бубы 1939 — Подкидыш — Ариша 1940 — Светлый путь — секретарша 1941 — Старый двор — домохозяйка 1947 — Весна — гримерша 1949 — Встреча на Эльбе — немка 1952 — Композитор Глинка — генеральша 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — зрительница 1954 — Веселые звезды (фильм-концерт) — уцененная кукла Наташа 1956 — Драгоценный подарок — Настя, домработница Сперантовых 1956 — Поэт — поэтесса 1957 — Девушка без адреса — Елизавета Тимофеевна 1958 — Жених с того света — тетушка Нины 1961 — Совершенно серьезно (киноальманах, новелла «История с пирожками») — покупательница 1962 — Мой младший брат — тетя Эрма (нет в титрах) 1962 — Семь нянек — дама в красном, зрительница 1962 — Черемушки — Курочкина 1963 — Каин XVIII — гувернантка Милады 1963 — Падение Карфагенова 1963 — Укротители велосипедов — Аста Сибуль 1963 — Цветные сны (короткометражный) — общая бабушка 1964 — Все для вас — соседка 1964 — Новогодняя ярмарка (фильм-концерт) 1964 — Сказка о потерянном времени — Надя-старушка 1965 — Иностранка — мадам Жубер 1965 — Дайте жалобную книгу — певица в ресторане 1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика (новелла «Напарник») — пассажирка в автобусе 1965 — От семи до двенадцати (новелла «Зонтик») — уборщица (нет в титрах) 1966 — В городе С

— писательница 1966 — Три толстяка — тетушка Ганимед 1969 — Берег юности — бабушка 1969 — Похищение (телевизионный фильм-концерт) 1970 — Внимание, черепаха! — ученый секретарь в музее 1970 — Как мы искали Тишку — Людмила Ильинична, бабушка Миши 1970 — Приключения желтого чемоданчика — пассажирка в троллейбусе 1971 — 12 стульев — редактор молодежного журнала «Жених и невеста» 1971 — Алло, Варшава! — председатель жюри 1971 — Телеграмма — писательница 1973 — Чиполлино — графиня Вишня 1973 — Нейлон 100 % — пациентка дантиста 1974 — Скворец и Лира — Урсула 1975 — Приключения Буратино — Черепаха Тортила 1975 — Одиннадцать надежд — канадская болельщица в самолете 1976 — 100 грамм для храбрости, новелла «Какая наглость» — прохожая у метро 1977 — Про Красную Шапочку — бабушка 1979 — Шерлок Холмс и доктор Ватсон — Миссис Хадсон 1980 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Миссис Хадсон 1981 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей — Миссис Хадсон 1982 — История деревянного человечка (документальный) 1983 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры — Миссис Хадсон 1983 — Я возвращаю Ваш портрет (документальный) 1984 — Граждане Вселенной — прабабушка 1985 — Валентин и Валентина — ученая 1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Двадцатый век начинается — Хадсон 1987 — Мир Рэя Бредбери (фильм-спектакль) — чтец (фрагмент из повести «Вино из одуванчиков») 2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе — миссис Хадсон. Озвучивание

Озвучивание

1961 — Ключ (анимационный) — фея Гиацинта 1962 — Кто сказал «Мяу»? (анимационный) — Щенок 1963 — Светлячок №4. Наш карандаш (анимационный) — Мышка 1963 — Вот так тигр! (анимационный) — котенок 1964 — Петух и краски (анимационный) — Красная Краска / Цыпленок 1964 — Лягушонок ищет папу (анимационный) — Лягушонок 1965 — Лягушка-путешественница (анимационный) — лягушонок (нет в титрах) 1965 — Вовка в Тридевятом царстве (анимационный) — Вовка 1966 — Самый, самый, самый, самый (анимационный) — Львенок 1966 — Про злую мачеху (анимационный) — первая бабушка/капризная девочка 1966 — Желтик (анимационный) — Лиса 1967 — Четверо с одного двора (анимационный) — Цыпленок (нет в титрах) 1967 — Слоненок (анимационный) — Слоненок 1967 — Как стать большим (анимационный) — Котенок 1969 — Капризная принцесса (анимационный) — старушка 1970 — Синяя птица (анимационный) — Фея Берилюна / Бабушка 1970 — Кентервильское привидение (анимационный) — Экономка 1970 — Бобры идут по следу (анимационный) — Олененок 1971 — Огонь (анимационный) — Мышь 1971 — Лошарик (анимационный) — Лошарик 1972 — Приключения Незнайки и его друзей (анимационный) 1972 — Заветная мечта (анимационный) — Рыба 1974 — Как козлик землю держал (анимационный) — Лягушка 1974 — Волшебник Изумрудного города (анимационный) — житель Голубой страны 1977 — Незнайка в Солнечном городе (анимационный) 1978 — Муми-тролль и другие (анимационный) — Мумми-мама 1981 — Тайна третьей планеты (анимационный) — бабушка Коли 1981 — Мама для мамонтенка (анимационный) — Слониха 1981 — Алиса в Стране чудес (анимационный) — герцогиня 1985 — Миссис Уксус и мистер Уксус (анимационный) — миссис Уксус

Сценарии

1939 — Подкидыш

Рина Зеленая и фильм «Подкидыш»

В 1939 году на киностудии «Мосфильм» был снят фильм «Подкидыш» по сценарию Рины Зеленой и Агнии Барто.

Помните знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которую постоянно говорила в фильме Фаина Раневская? А ведь автором этой бессмертной фразы была  Рина Зеленая. Именно на съемках этого фильма наша героиня подружилась с Фаиной Раневской.

На съемках этой картины оказалось, что для полноты картины необходим еще один персонаж. Тогда наша героиня придумала Домработницу Аришу, которую сама и сыграла. Но сыграла так, что после снятия этого эпизода вся съемочная бригада просто каталась от смеха, а Рина Васильевна переспрашивала: «Нет, это правда смешно или вы меня утешаете?»

https://youtube.com/watch?v=CGHJ0Jacrd0

Учёба

Екатерина начала учиться в Ташкенте в реальном училище. Но в скором времени отец получил новое назначение, и семья переехала в Москву. Здесь Василий Иванович постарался и определил дочь на учёбу в дорогое заведение, где занимались девочки из состоятельных семей. Это была гимназия русского предпринимателя и мецената фон Дервиза.

Среди холёных богатых девочек Катя резко выделялась. Во-первых, приехала из какого-то Ташкента. Во-вторых, со смешной фамилией – Зелёная. В-третьих, одежда у неё была самая дешёвая. Да и вела она себя по-мальчишечьи: вечно разорванная юбка из-за того, что могла на дерево залезть или впрыгнуть на ходу в трамвай. Тем не менее училась она хорошо, почти отлично.

Когда Кате было двенадцать лет, началась Первая мировая война. Немцы теперь были врагами, и она вместе с остальными девочками отказалась в гимназии изучать немецкий язык. А вот уроки рукоделия Зелёная бойкотировала в одиночку. Это занятие ей совсем не нравилось, когда все девочки вышивали, она читала им книжки вслух. Когда произошла революция, строгие порядки в гимназии и вовсе сошли на «нет», девушки дерзили классным дамам, убегали с занятий, но документ о среднем образовании всё-таки получили.

В 1918 году главу семьи Зелёных перевели в Одессу. Спустя некоторое время мать с младшими Катей и Зиной поехала к мужу, но по приезде оказалось, что их там никто не ждал, у папы уже была новая жена. Чтобы были средства на съём жилья, покупку дров и провианта, Екатерина решила искать работу. На одной из одесских улиц она прочитала объявление о наборе в театральную школу. Девушка отправилась по указанному адресу, прочитала перед комиссией стихотворение, рассмешив их до слёз, и была принята на учёбу.

Студентов часто задействовали в массовках, и там они жадно впитывали всё, чему могли их научить профессиональные актёры. Наизусть знали все роли из пьес, изучали обычаи и суеверия, научились разыгрывать друг друга, быстро креститься перед выходом на сцену и обязательно садиться сверху на упавший листок с ролью.

В 1919 году Катя окончила театральное училище и начала свой долгий путь в мире искусства.

Заключение

За плечами Рины Зелёной – более 50 работ в кино, она озвучивала мультфильмы, работала над сценариями к таким известным кинолентам, как «Подкидыш» и «Весна».

Характерно, что пробежав сценарий глазами, она сразу же переписывала роли под себя, придавая им живость, характер. Наибольший успех принёс ей фильм «Приключения Буратино». После его выхода на широкие экраны Рину Зелёную стали звать не иначе как черепахой Тортиллой.

В фильме «Приключения Буратино» (1975)

По популярности с этой ролью может сравниться лишь роль миссис Хадсон в «Шерлоке Холмсе». Эти и многие другие фильмы с её участием вошли в золотой фонд отечественного кино.