Несравненная фаина раневская

Содержание

«Погуляйте, милочка!»: первая любовь как удар судьбы

В Москве она так и не поступила в театральную школу и попыталась брать частные уроки театрального мастерства, а также играла в массовке Малаховского летнего театра. Тогда же ее посетила и первая любовь, которая обернулась тяжкой оплеухой ее самолюбию.

Играя в массовке, юная Раневская до беспамятства влюбилась в одного актера. Статный красавец, покоритель женских сердец – о нем девушка могла только мечтать да вздыхать. И вдруг он сам недвусмысленно напросился к ней в гости. Молоденькая актриса была так неопытна, что не догадалась о готовящейся насмешке: не смея верить в свое счастье, она спустила последние деньги на вино и закуски, накрыла стол, надела самое эффектное платье и стала ждать, замирая от страха. И он действительно пришел, но не один, а с красоткой, которую прижимал к себе. Остолбеневшую девушку он похвалил за накрытый стол и – попросил пару часов погулять. «А я вас здесь подожду», – заявил наглец и выпроводил хозяйку за порог…

В своих воспоминаниях Раневская писала, что это была ее первая и последняя любовь в жизни. Хотя, конечно, это не так: она влюблялась, и не единожды.

В те годы судьба свела ее с будущей примой Большого театра Екатериной Гельцер, которая танцевала в антрепризе Сергея Дягилева. Собственно, именно балерина и устроила девушку на работу в ее первый театр, она уже тогда разглядела в юной актрисе зачатки большого, настоящего таланта.

Гельцер приютила Фаину Раневскую в своем доме и ввела ее в круг людей, о знакомстве с которыми многие могли только мечтать. В то время в Москве было что-то вроде закрытого клуба, куда приходили артисты, поэты, музыканты. Они приводили своих друзей, но для всех остальных попасть в этот закрытый клуб было очень непросто. Балерина познакомила юную Раневскую с Владимиром Маяковским, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом и актером Василием Качаловым, в которого Фаина Раневская позже была тайно влюблена долгие годы. Началось все с того, что начинающая актриса решилась написать ему письмо.

Об этом Раневская вспоминала так: «Интересно, сколько мешков писем от таких ненормальных получал Качалов? Сколько бы ни получал, он ответил, и достаточно быстро. На мое имя у администратора театра были оставлены билеты! А подпись «Ваш Качалов»?! Боже, ради одной этой подписи стоило становиться актрисой и ехать в Москву! Я понимала, что он не мой и это просто вежливость короля, но зацеловала письмо до дыр».

С тех пор у них началась дружба, которая продолжалась долгие годы. Дружба, но – не больше.

В целом, у Раневской всю жизнь не складывались близкие отношения с мужчинами. Она бывала влюблена, и не раз, но ни об одном успешном романе актрисы ничего не известно.

Зато свои нерастраченные чувства, всю страсть натуры она воплотила в своих ролях. Театр был главной любовью всей ее жизни!

Фаина Раневская. Мудрость, приобретенная в одиночестве

«Умерла от отвращения», – именно такую надпись советская актриса незадолго до смерти попросила оставить на ее надгробном камне. Личная жизнь женщины не сложилась – единственным существом, на склоне лет скрашивавшим ее одиночество, остался любимый пес Мальчик. Но, возможно, именно те драмы, которые пришлось пережить Фаине Георгиевне на своем веку, наделили ее мудростью и тонким сарказмом, из-за которых многие ее изречения стали крылатыми и продолжают жить через года.

Личная жизнь Фаины Раневской

Фаина Георгиевна – заслуженная советская актриса театра, получившая огромное количество престижных премий и орденов тех времен. Она играла роли в театрах Крыма, Смоленска, Архангельска, Баку, Сталинграда и, конечно же, Москвы. Харизматичная, но саркастичная и острая на язык, она тяжело сходилась с людьми и не пользовалась большой популярностью среди мужчин. По словам Раневской, первая и последняя ее любовь случилась в 19 лет. Избранник будущей актрисы долго не обращал на нее внимания, после чего предложил встретиться у нее дома. Обрадованная долгожданной взаимностью, юная девушка накрыла на стол, зажгла свечи и… была крайне удивлена, когда на пороге возник ее возлюбленный с молодой красавицей и просьбой «погулять где-то часок-другой».

1news.az

После той истории постоянного и серьезного мужчины в жизни Фаины Георгиевны так и не появилось. Да и с окружающими в принципе отношения не складывались – коллеги по цеху ее побаивались, режиссеры терпели ее с большим трудом, и то лишь за большой талант. Известен случай яркой ссоры Раневской и Режиссера Завадского. Во время одной из репетиций новой пьесы Завадский возмутился тем, что своими выходками актриса «сожрала» его замысел, на что Фаина Георгиевна невозмутимо ответила: «Что-то чувство, что д***ма наелась». После этого режиссер попросил Раневскую вон из театра, а она его – вон из искусства.

Талант Раневской

Актриса была известна своей непередаваемой мимикой и гротеском. Что интересно, прозвали ее «королевой вторых ролей». Действительно, примой она не была никогда, но каждая ее маленькая роль была исключительна – полна жизни и энергии. Злые языки поговаривали, что именно на сцену Фаина Георгиевна выпускает свою женскую энергию, которая не находит выхода из-за отсутствия мужа или хотя бы любовника. Так это или нет, а уж любовь к театру актриса пронесла через всю свою жизнь – последнюю роль она сыграла в 86 лет.

youtube.com

Последние годы

Последние годы жизни Раневской ознаменовались воссоединением с родной сестрой. В детстве маленькая Фаина недолюбливала Изабеллу – та была красавицей, и на ее фоне будущая актриса чувствовала себя неловко. Однако, в преклонном возрасте две одинокие дамы стали очень близки. И когда у Изабеллы диагностировали рак, Фаина до последнего боролась за ее жизнь. Тем не менее, женщина умерла, и остаток своей жизни великая актриса провела наедине со своим псом, «глупо и одиноко», как говорила она сама.

Учитывая вовсе не радужную судьбу заслуженной актрисы, вам решать, использовать ли ее цитаты как руководство к действию, но почитать их точно стоит. Ведь в изречениях Фаины Георгиевны Раневской столько сарказма и тонкой сатиры!

Топ-10 цитат великой актрисы

1.«Женщины умнее мужчин. Вы когда-либо слышали, чтобы женщина потеряла голову из-за того, что мужчина имеет красивые ноги?»

2.«Семья заменяет все. Потому прежде, чем ею обзавестись, подумайте: что вам важнее – все или семья?»

3.«Бог создал женщин красивыми, чтобы мужчины их любили. И глупыми, чтобы они любили мужчин».

4.«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».

5.«Если вы вдруг для кого-то стали плохим, значит, вы для этого человека сделали слишком много хорошего».

6.«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохое настроение, диеты и жадных мужчин».

7.«Вторая половинка есть только у таблетки, задницы и мозга. А я родилась целой».

8.«Женщины умирают позже мужчин лишь потому, что постоянно опаздывают».

9.«Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной сволочью».

10.«Женщины – это не слабый пол. Слабый пол – это гнилые доски».

Как закалялась сталь…

Именно провинциальный театр стал первой ступенькой Раневской к славе и началом ее длинного пути служения искусству. Новой актрисе в труппе давали лишь крохотные роли, но и они дарили надежду на будущее. В выходные дни на выступления дачной труппы стекалась московская искушенная публика, и постепенно Фаина обрастала связями и знакомыми.

Отыграв сезон в провинциальном театре, Раневская отправилась в Крым: здесь, в Керчи, сезон был практически потерян – пустые залы вынудили актрису перебраться в Феодосию. Но и там Фаину ждали сплошные разочарования – ей даже не заплатили денег, попросту обманув.

Расстроенная и уставшая девушка бросила Крым и отправилась в Ростов. Она уже была готова вернуться домой и представляла, как будут насмехаться над «краткой биографией бездарности». Правда, и возвращаться-то уже было некуда! Семья девушки на тот момент уже покинула Россию, и начинающая актриса осталась в полном одиночестве.

Здесь-то и поджидало ее второе в жизни чудо: встреча с Павлой Вульф, которая взяла над Фаиной шефство и даже поселила ее у себя дома. Актриса до последних дней вспоминала Павлу с неизменной нежностью и благодарностью за строгость и жесткую науку.

Именно у Вульф Фаина постепенно училась превращать в истинные шедевры даже крохотные и ничего не значащие роли, за которые и сегодня боготворят Раневскую поклонники.

Остроумные хлёсткие цитаты и «крепкие выражения» Фаины Раневской

  1. Вот женишься — тогда поймёшь, что такое счастье! Но будет уже поздно.
  2. Женщины — это не слабый пол. Слабый пол — это гнилые доски.
  3. Женщины, конечно, умнее мужчин. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая потеряла бы голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
  4. Искать женщину без изъянов может только мужчина без извилин.
  5. Вторая половинка может быть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая.
  6. Женщина создана делать мужчину счастливым… где бы этот несчастный ни прятался.
  7. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
  8. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
  9. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная *опа.
  10. Как яйца: участвуют, но не входят.
  11. Почему все дуры такие женщины?
  12. Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
  13. Бог мой, как я стара — я ведь помню порядочных людей!
  14. Всё сбудется — стоит только расхотеть!
  15. Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям — играй после этого Островского!
  16. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
  17. Жизнь — это затяжной прыжок из п*зды в могилу.
  18. Оптимизм — это недостаток информации.
  19. Сказка — это, когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это, когда всё наоборот.
  20. Есть люди, в которых живёт Бог или Дьявол, а есть — в которых живут только глисты.
  21. Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
  22. Старость — это свинство Бога!
  23. Стареть скучно, но это единственный способ долго жить.
  24. Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семье бедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.
  25. Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.
  26. Красивые люди тоже срут.
  27. Всё приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведёт к ожирению.
  28. Успех — единственный непростительный грех, по отношению к своему ближнему.
  29. Несчастная страна, в которой человек не волен распорядиться даже собственной жопой.
  30. Лесбиянство, гомосексуализм, мазохизм, садизм — это не извращения. Извращений, собственно, только два: хоккей на траве и балет на льду.
  31. Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой. Такими недостатками никогда не страдают посредственности.
  32. В четвёртый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли гораздо лучше.
  33. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
  34. Как придёте, стучите ногами. Вы же не с пустыми руками придёте?
  35. Не бывает толстых женщин, бывает — тесная одежда.
  36. Если женщина идёт с опущенной головой — у неё есть любовник. Если женщина идёт с поднятой головой — у неё есть любовник. И вообще… Если у женщины есть голова — у неё есть любовник.
  37. Что толку делать пластическую операцию? Фасад обновишь, а канализация всё равно останется старая.
  38. Многие жалуются на свою внешность и никто — на мозги.
  39. Люди — как свечи: одни — для света и тепла, другие — в жопу.
  40. Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли.
  41. Если больной хочет жить, врачи — бессильны!
  42. Старость — это когда свечи на именнинном пироге обходятся дороже самого пирога.
  43. Я всю жизнь страшно боюсь глупых. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатившись на их уровень.
  44. Есть такие люди, у которых хочеться поинтересоваться: «Трудно ли жить без мозгов?»
  45. Ну и лица мне попадаются! Не лица, а личное оскорбление!
  46. Одиночество, как состояние, не поддаётся лечени.
  47. Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
  48. Если бы я, уступив просьбам, стала писать о себе, это была бы Жалобная Книга.
  49. Самое ужасное в молодёжи то, что мы сами уже не принадлежим ей… и не можем делать все эти глупости.
  50. Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую интересовало бы, что о ней говорят мыши?

Её смотрят, её цитируют, её продолжают любить…

Однажды Завадский закричал Раневской из зала: «Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел! » «То-то у меня чувство, как будто наелась говна», —достаточно громко пробурчала Фаина. «Вон из театра! » — крикнул мэтр. Раневская, подойдя к авансцене, парировала ему: «Вон из искусства!

https://www.molodostivivat.ru/https://www.molodostivivat.ru/topics/quote-citation

Фамильный сарказм, или Сила слова вместо хорошенького личика

Жизнь этой женщины – целая эпоха. Рожденная в царской России, она играла на сцене при Ленине, Сталине, Хрущеве, Брежневе. А ведь актрисы Фаины Раневской могло бы не быть. Во всяком случае ее родители прочили девушке совсем другое будущее.

«Я родилась в семье небогатого нефтепромышленника», – написала она в своей анкете. Ее настоящее имя – Фанни Фельдман. Будущая великая актриса родилась 27 августа 1896 года в городе Таганроге, в очень состоятельной еврейской семье. Ее отец Гирш Хаимович Фельдман, промышленник и коммерсант, купец 1-й гильдии владел несколькими доходными домами, мельницей и пароходом «Святой Николай». Он занимался торговлей черным металлом, азотистыми удобрениями, имел фабрику масляных и сухих красок, а также цех для выделки шерсти. Кроме этого, ему принадлежал магазин строительных материалов и обширные склады. Об отце Раневской известно, что и он был весьма остер на язык, так что язвительность и меткость высказываний – фамильная черта, которую будущая актриса унаследовала от отца.

Как, впрочем, и чувство долга, ведь глава семейства не просто делал деньги, но и занимался благотворительностью. Он основал в Таганроге приют для престарелых евреев, а также приобрел на собственные средства орган и установил его в таганрогской хоральной синагоге, где был старостой.

Возможно, именно семейное воспитание привело к тому, что и Раневская, будучи уже знаменитой актрисой, спонсировала Дом ветеранов сцены, оставляя себе лишь небольшую часть денег – ровно столько, сколько хватало на питание и коммунальные услуги.

Мама будущей актрисы Милка Рафаиловна вела домашнее хозяйство, содержала в образцовом порядке семейный дом и была безупречной еврейской мамой. Именно она тайком от всего семейства несколько лет подряд поддерживала младшую дочку, когда та вдруг решила пойти наперекор всему и стать актрисой.

Фото: Википедия (мать Фаины Раневской)

Непростой характер Фанни Фельдман демонстрировала с самого раннего детства. Она была пятым ребенком в семье и считалась почти дурнушкой. Трое старших братьев насмехались над ее заиканием, за что всегда получали от девочки яростный отпор. А с сестрой Изабеллой, которая была на четыре года старше ее самой, Фанни очень хотела дружить, но ничего не получалось. Еще бы ­– та была очень хороша собой, и маленькая Фанни, завидуя до слез, все время задирала ее, расстраивалась, просила прощения и – снова язвила.

Еще тогда, в детстве, начала появляться знаменитая манера отвешивать время от времени острые точные шуточки, которыми впоследствии так славилась «великая и ужасная» актриса Раневская.

Театр

Фаина Раневская получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам заставила 19-летнюю Фаину впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, Фаина бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Раневская купила билет на поезд — в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.

Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр.

Фаина сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.

Раневская поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования… Мать тайком от отца посылала Фаине деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.

Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается… Как выжить в такой обстановке? Раневская смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: «Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет…» Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Актриса долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

В быту Фаине существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью Раневской были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.

Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги…»

За всю свою жизнь Фаина Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры — порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет Фаина годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем актриса прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Голодающий Крым

Раздираемая на части страна стонала от Гражданской войны. Раневская и Вульф перебираются в Феодосию, которая уже совсем не похожа на курорт: в старинной Кафе царят хаос, тиф и лютый голод. Девушки берутся за любую работу, чтобы выжить.

Именно в те времена состоялось знакомство Фаины с Волошиным, который подкармливал их коктебельской рыбкой, чтобы актрисы не протянули ноги от голода.

Максимилиан Волошин

Раневская на всю жизнь запомнила ужас тех лет, царивший на российском полуострове. Но она не оставляла свою месту и верила, что однажды еще сыграет свою главную роль.

Воля к жизни, чувство юмора, адекватная оценка реальности и упорство помогали Раневской на протяжении всей ее жизни.

О коллегах: всё будет настоящим!

Сергей Юрский рассказывал, что после съемок в «Золушке» как Фаина Георгиевна получила «неприлично большой» гонорар. Она реально стыдилась этой солидной суммы, стала расспрашивать коллег по театру, кто в чем нуждается, и довольно быстро спустила эти деньги.

И только когда все раздала, опомнилась: самой не за что купить отрез ткани, который планировала приобрести. Тем не менее, за спиной злословили, а то и в лицо язвили по поводу ее внешности и «несносного» характера. Вот на таком фоне и появлялись смешные афоризмы Раневской о коллегах.

(О режиссере Ю. Завадском) Он умрет от расширения фантазии.

(О режиссере Ю. Завадском) Перпетум кобеле.

(Диалог с Завадским)
— Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!
— То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!

— Я не терплю мессы в борделе, — высказалась она по поводу выступлений главного режиссера перед труппой. — Знаете, что снится Завадскому? Что он умер и похоронен в Кремлевской стене!

— Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, — похвастался Раневской Виктор Розов. — Люди у касс устроили форменное побоище!
— И как? Удалось им получить деньги обратно?

— Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса.
— Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.

О себе: Я как старая пальма на вокзале

— У каждого из нас есть своя Муля, — утешала её одна из действительно близких подруг Анна Ахматова.
— А какой Муля у вас? — спросила Фаина Георгиевна.
— «Сжала руки под тёмной вуалью», — усмехнулась Анна Андреевна.

Они сдружились во время войны, в эвакуации в Ташкенте. Потом поэтесса вспоминала: Раневская постоянно ходила за ней с тетрадочкой, записывала мысли и строки будущих стихотворений, которые «роняла» Ахматова. А потом по рассеянности растопила ими печку-буржуйку.
— Мадам, вам 11 лет и никогда не будет 12 — рассмеялась Ахматова.
На тот момент Раневской было 46, а смой Ахматовой — 53.

Фаина Георгиевна, в отличие от многих других острословов, всегда была очень самокритична. Поэтому в числе лучших афоризмов Раневской — ее высказывания о самой себе.

Вторая половинка есть только у таблетки, мозга и жoпы. Я изначально целая!!!

Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной.

В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

Что-то давно мне не говорят что я бл*дь. Теряю популярность.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

Я, как яйца, участвую, но не вхожу.

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Вы знаете милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью повидло!

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

(Глядя на прореху в своей юбке) Напора красоты не может сдержать ничто!

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

Я себя чувствую, но плохо.

— Вы заболели, Фаина Георгиевна?
— Нет, я просто так выгляжу. Читайте еще: Красивые цитаты со смыслом.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!