Содержание
«Татра» Т3
Трамвай чехословацкого производства, в котором ехали Шурик и Лида (во второй части фильма «Операция «Ы»), наверное, смело можно назвать легендарным, ведь выпускался он с 1960 по 1999 год прошлого века (без малого 40 лет!).
«Татра» T3 — трамвайный вагон, который производился пражским заводом ЧКД. За все время было выпущено более 14 тысяч экземпляров, включая безмоторные прицепные. По большей части они использовались в самой Чехословакии и поставлялись в Советский Союз. В существенно меньших масштабах трамваи шли на экспорт в ГДР, Югославию и Румынию.
Эти трамваи не имели пневматических систем, оборудование было исключительно механическим и электрическим. Вагон базировался на жесткой цельнометаллической несущей конструкции, представляющей собой раму, штампованные крышевые и бортовые шпангоуты с приваренными к ним листовой боковой обшивкой и крышей. Передняя и задняя части трамвая делались из специального пластика. Для разных стран существовали определенные модификации транспортного средства.
Главная →
Интересное →
ЛиАЗ 158-В (ЗИЛ-158В)
Автобус, в котором завязалась потасовка из-за сидячего места, конструировался и какое-то время собирался на заводе имени Лихачева. Но из-за нехватки мощностей производство было перенесено на Ликинский машиностроительный завод, с постепенным преобразованием его в автобусный.
Несмотря на то, что транспортное средство стали строить на другом предприятии, в техпаспорте оставалось прежнее название. Сменили только эмблему. ЛиАЗ 158-В при некоторых достоинствах обладал массой недостатков:
- в дождь через люки на крыше вода попадала в салон;
- пространство между сиденьями было очень узким;
- водители жаловались на тяжелое рулевое управление;
- в зимнее время в салоне было холодно;
- автобус имел высокие и неудобные ступеньки;
- посадка и высадка пассажиров осуществлялась через очень узкие двери;
- транспортное средство невероятно сильно шумело, движущийся ЛиАЗ было слышно по всем улицам города.
Несмотря ни на что, автобус являлся самым массовым городскими транспортом в Советском Союзе. На его базе одно время комплектовали даже автопоезда.
Примечания
- S-3A , крошечный автомобиль для инвалидов, показанный в разделе « Операция Y ». Его использовали Fool, Coward и Pro.
- Александр Демьяненко также играл Шурика в следующих двух фильмах — « Похищение», «Кавказский стиль» и « Иван Васильевич: Назад в будущее» ; они считаются полусиквелами «Операции Y».
- Криминальное трио «Дурак, трус и профи» в исполнении Никулина, Вицина и Моргунова было показано в других фильмах, написанных и режиссером Гайдая, короткометражных фильмах « Собака Барбос» и «Необычный крест» (международное название: Medor, le chien qui rapporte bien ) (1960 г. ), Bootleggers (1961) и хит 1967 года » Похищение людей в кавказском стиле» . В 1968 году трио снялось в комедии Евгения Карелова « Семь стариков и девушка» . Вицин, Никулин и Моргунов также снялись в фильме Гайдая 1962 года « Строго по бизнесу» .
- Автобус, в котором Шурик вступает в драку с хамом, — это ЗИЛ 158.
- В сегменте Déjà Vu Шурик и Лида езде на трамвай Татра Т3 , номерной знак 530. Это было с одной из первых серий этих трамваев, позже Tatra «s три двери вместо двух. Также в этой сцене виден трамвай МТВ-82 (в типичном покрытии с ниспадающей красной линией по бокам).
- Ламповый радиоприемник в квартире Лиды — РРР Дзинтарс (1960).
ПАЗ 653 (АМ-3)
В этом милицейском сине-красном автобусе перевозили нарушителей общественного порядка в части «Напарник». На нем же доставили Федю на стройку.
На самом деле, этот автомобиль хотя и похож на «санитарку» ПАЗ-653, по сути ей не является. Специальное транспортное средство для перевозки хулиганов и уголовников в «Операции «Ы», называлось АМ-3 и представляло собой автобус для доставки милицейских «линейных» групп. Внешне оно действительно очень напоминает санитарную машину ПАЗ-653, и даже строилось на одном и том же шасси ГАЗ-51К (иногда базой служил ГАЗ-63). Но кузов имел иную конструкцию с более крупными габаритными размерами.
Если сравнить АМ-3 с ПАЗ-653, можно заметить, что последний немного уже, что особенно заметно по задним крыльям. Более того, у санитарного ПАЗа они массивные, а у милицейского АМ — достаточно узкие. Плюс к этому, автобус для оперативных сотрудников милиции не оснащался правой боковой дверью, задняя дверь была одностворчатая, в отличие от двустворчатой «ПАЗика». А вот салоны АМ-3 и ПАЗ 653 были одинаково незатейливы, с откидными лавками вдоль стенок кузова.
Критика
Кинокритик Татьяна Хлоплянкина высоко оценила фильм: «Комедия словно бы стряхнула с себя усталость, приобретённую за годы чинного сидения в обществе малоинтересных людей… Она способна наделять своих положительных героев сверхъестественной лёгкостью и безжалостно посрамить отрицательных, но при этом и те и другие нисколько не кажутся нам условными фигурами: мы легко узнаём в студенте Шурике нашего современника и вместе с авторами фильма готовы смеяться над бестолковыми ворюгами или над пустозвоном-прорабом…»
Киновед А. Прохоров писал, что «обманчиво простенькую „Операцию Ы“ с одинаковым удовольствием продолжают смотреть и высоколобый критик, и трёхлетний ребенок».
Кинокритик «Комсомольской правды» Денис Горелов в статье, посвящённой 50-летию фильма, счёл неудачным решением использование Шуриком стихов Ярослава Смелякова, которые «ломали и ритм, и смешливую интонацию». По его мнению, много более уместным был бы Николай Глазков. Он также упомянул, что Сергей Добротворский счёл неуместной шуточную сцену, где Шурик заставляет Федю (по возрасту, фронтовика) залечь, имитируя пулемётный обстрел с помощью отбойного молотка.
Шурик в Москве
Теперь посмотрим, какие московские места можно увидеть в фильмах о Шурике. В самой первой сцене «Операции “Ы”» герой ждет автобус под проливным дождем — это происходит около дома 5/2 на Комсомольском проспекте (на заднем плане можно рассмотреть кусочек храма Святителя Николая в Хамовниках). С передвижениями автобуса в следующем эпизоде происходят чудеса: он то в окрестностях Лужников, то на Комсомольском, то снова у Лужников.
Сложнее всего устроена география съемок стройки, где работает Шурик и прохлаждается Федя. Ее снимали в трех местах: на «Мосфильме», в московском Свиблове и… Одессе. В сценах, где прораб на крыше строящегося дома хвалится перед Федей достижениями СМУ, открывается панорама западной части района Свиблово. Зарисовку с носилками снимали на углу домов 3 и 5/2 по улице Седова, а вот обедают герои уже в Одессе.
В новелле «Наваждение» тоже есть московские виды. Политех, в котором учатся герои, — это Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова Российской академии наук, расположенный на улице Вавилова. Правда, аллея, которая в фильме ведет к институту, на самом деле расположена на территории «Мосфильма». Скульптура студента, в книгу которого заглядывает Шурик в поисках конспекта, находится у главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В трамвай Лида, Ира и Шурик садятся в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Забыв Иру в трамвае и на ходу читая конспект, герои идут по площади Борьбы, а дорогу переходят уже неподалеку от МГУ.
Фабрика грез на Мосфильмовской улице: история крупнейшей киностудии страны Большая перемена. По следам фильмов о школе, снятых в Москве
В третьей части фильма — новелле «Операция “Ы”» — только одна московская локация. Это, конечно, Тишинский рынок, в фильме он называется Колхозным рынком. Здесь герой Вицина торгует кошками-копилками и плакатами с русалками, а герой Никулина — леденцами.
В «Кавказской пленнице» по понятным причинам Москвы нет, зато она появляется в «Иване Васильевиче». Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате (тогда — проспект Калинина). Помните, как Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой? Мы видим панораму Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, мы видим знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву, как известно, снимали в Ростовском кремле.
Кто такой Шурик
В 1965 году в советском кино появился абсолютно новый персонаж — студент Шурик. Новый не только в том смысле, что вышел первый фильм с этим героем, но еще и в том, что до этого безоговорочно положительных персонажей-студентов в советском кинематографе не было. Чаще всего их показывали эдакими стилягами, разгильдяями, в общем-то, бесполезными и бессмысленными. Простоватый, добрый и очень правильный Шурик сразу покорил советского зрителя: картина «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия «Кавказская пленница».
Кто же такой Шурик? Простой студент Политехнического института, который снимает комнату у сторожихи, «бабушки — божьего одуванчика», подрабатывает на стройке (новелла «Напарник»), попадает в нелепые, но романтические истории («Наваждение») и сражается с горе-грабителями склада («Операция “Ы”»). Шурик — очень обаятельный, скромный и вроде бы совершенно не умеет общаться с девушками, но все же знакомится с прекрасной Лидой (Наталья Селезнева). Не сказать, что он очень храбрый или сильный, но тем не менее побеждает злоумышленников Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) и перевоспитывает алкоголика-тунеядца Федю (Алексей Смирнов).
Шурик на отлично сдает экзамены по физике и так же отлично разбирается в поэзии, олицетворяя собой компромисс в знаменитом споре физиков и лириков, разгоревшемся в начале оттепели. Спор завели в 1959 году на газетных страницах писатель Илья Эренбург и инженер Игорь Полетаев, а позже его подхватила вся советская молодежь. По всей стране кипели дискуссии: что первично — разум или чувство? Шурик не выбирает что-то одно: отложив конспекты, он читает симпатичной ему девушке стихи.
Разбитая на три новеллы «Операция “Ы”» — оммаж немым комедиям с Чарли Чаплином, Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, особенно это заметно в новелле «Напарник»: Гайдай был большим поклонником великого универсала кино. Следующий фильм о Шурике — «Кавказская пленница» — тоже использует приемы немых голливудских комедий, хотя и в меньшей степени. Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины.
В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.
Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (Леонид Куравлев) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.
НАПАРНИК
―Гражданин, уступите место, встаньте.Если я встану — ты у меня ляжешь.
―Гражданин, эти места специально для детей и инвалидов.―А она что, дети или инвалиды, а?―Она готовится стать матерью.―А я готовлюсь стать отцом!
―Закон есть закон.
―Ах, ты зрячий?! Сейчас будешь слепой!
―Значит, на стройке работаете?―Подрабатываю.―Что значит подрабатываю?―Учусь в политехническом.―Студент…
НА ПЯТНАДЦАТЬ СУТОК
―Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы… Кто хочет сегодня поработать? А?!
―На сегодня наряды: Песчаный карьер — два человека… Карьер песчаный — два человека!―Огласите весь список, пожалуйста.
―Песчаный карьер — два человека. Уборка улиц — три человека. Мясокомбинат … на сегодня нарядов не прислал.
―Есть наряд на строительство жилого дома. Цементный завод!―А на ликеро-водочный нет?
На стройке
―Прежде всего я хочу познакомить вас с нашим замечательным коллективом, в который вы временно вливаетесь. На сколько вливается товарищ?―На полную, пятнадцать.―Ага. Полторы декады. Это замечательно. Ну, всего хорошего, до свидания.―С обедом не опаздывайте!
―Пробка! Подарок из Африки.
―Силой своего вображения представьте себе, какой замечательный жилмассив будет здесь создан.
―А если взять поэтажно весь объем работ, выполненный нашим СМУ поэтажно, то мы получим здание, коорое будет в два раза выше, чем всемирно известная Эйфелева башня.―Или втрое выше, чем знаменитая Нотр Дам де Пари… что в переводе означает собор Парижской богоматери.―Какой-какой матери?―Парижской. Бога… матери.
―Наше строительно-монтажное управление построило такое количество жилой площади, которое равно одному такому городу, как Чита, десяти таким городам как Хвалынск, или тридцати двум Крыжополям. Дух захватывает при одной мысли, что…
―…Чем в Америке.
―Ну, теперь поработаем.―Сработаемся.
―Послушай, у вас несчастные случаи на стройке были?―Нет, пока ещё ни одного не было…―Будут! Пшли…
―Что там?―Тссс…
―Слушайте, где вы пропадаете, я вас по всему корпусу иду бегаю. Работа-ж стоит.―Работа стоит, а срок идет. Ты не забывай, у тебя учет в рублях, у меня — в сутках.
―Ну, Шурик, как напарник?―Перевоспитывается.―Отлично. А почему шепотом?―Спит.―Спит?
―В то время, когда наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…
―И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета.
―Учит народная мудрость: терпение и труд все перетрут — раз, кончил дело гуляй смело — два, без труда не вытащишь и рыбку из пруда — три, работа не волк, в лес… нет-нет, это не надо.
―До лампочки!
ОБЕД
―А компот?!
―Руки!―А?!―Мыли?―Ах, да-да-да-да…
―Приятного аппетита!―Ыыыааауууаааа!!!
―Я говорю, кто не работает, тот ест! Учись, студент!
―Пойми, студент, сейчас к людям надо помягше. А на вопросы смотреть ширше. Вот ты думаешь, это мне дали пятнадцать суток? М-м-м? Это НАМ дали пятнадцать суток. А для чего? Чтобы ты вёл среди меня разъяснительную работу, а я рос над собой! Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят… Большой театр. А я посплю.
―Правильно! И мух отгоняй.
ШУРИК И ФЕДЯ ПЕРЕШЛИ К РЕШИТЕЛЬНЫМ МЕРАМ
―А, влип, очкарик?! /* Пинает */ Это только аванс! Ну, теперь всё! Ну, студент, готовься! Скоро на тебя наденут деревянный макинтош, и в твоём доме будет играть музыка. Но ты её не услышишь!
―Стой! Убью, студент!
―Бить будете?―Нет.―А что?―Вести разъяснительную работу.
―Шурик! Шурик, вы комсомолец?―А?―Это же не наш метод! Где гуманизм? Где человек человеку? Поймите, Шурик в то время когда космические корабли, как вы знаете, бороздят…―Тебя как звать-то?―Федя, а вас Шурик.―Женат?―Да. Жена Любушка и двое ребятишек, Леночка и Алёшка.―Значит, семья есть. А лет-то тебе сколько?―Сорок один.―О-о…―Может, не надо, Шурик? Я больше не буду, а?―Нет… Надо. Надо, Федя, надо!―Мама… мама… мама…
―Ну, граждане алкоголики, тунеядцы, хулиганы. Кто хочет поработать?―Я!!!
―Да подождите вы, гражданин! На вас персональный наряд, на все пятнадцать суток. Возьмите!
Сюжет
«Напарник»
Великовозрастный хулиган Федя получает 15 суток административного ареста за пьяное нападение в автобусе на студента Шурика, хитростью вынудившего Федю уступить место для беременной женщины. Отбывать наказание Федю отправляют на строительство жилого дома. На той же стройке подрабатывает и Шурик. Не подозревающий об их натянутых отношениях прораб Павел Степанович назначает хулигана напарником Шурика. Федя начинает воевать со студентом, используя всё, что оказывается под рукой — от доски до бульдозера. Тем не менее Шурику удаётся постоять за себя, а в финале сражения он хитростью окончательно побеждает Федю и проводит с ним «разъяснительную работу» — закатав в рулон обоев, сечёт его розгами, произнеся перед этим ставшую крылатой фразу:
- «Надо, Федя, надо!»
На следующий день Федя с энтузиазмом готов отправиться на любую другую работу, но на него назначен персональный наряд. Узнав, что все 15 суток ему предстоит работать на пару с Шуриком, Федя падает в обморок.
«Наваждение»
В политехническом институте идёт экзаменационная сессия. Оставив подготовку к экзамену на самый последний момент, Шурик лихорадочно ищет конспекты, но их уже разобрали другие студенты. Идя из библиотеки, он случайно видит тетрадь с нужными конспектами лекций в руках незнакомой студентки, «на автопилоте» следуя за ней повсюду, даже к ней домой
Молодым людям не до того, чтобы обратить внимание друг на друга и вообще на что-либо вокруг.
После экзамена приятель Шурика знакомит его с Лидой — той самой студенткой, и между ними тут же возникает симпатия. Оказавшись в гостях у Лиды, Шурик вдруг чувствует, что здесь, в чужой квартире, ему всё знакомо — предметы, звуки, запахи. Лида и Шурик проводят научный эксперимент на предмет обнаружения у Шурика парапсихологических способностей. Этот эксперимент заканчивается поцелуем и обещанием новой встречи — послезавтра, после экзамена.
«Операция „Ы“»
Автомобиль-мотоколяска Бывалого модели СМЗ С-3А. После фильма она получила народное прозвище «моргуновка»
Проворовавшийся директор торговой базы нанимает троицу жуликов — Труса, Балбеса и Бывалого, чтобы те инсценировали кражу со взломом и тем самым спасли его от ревизии. Однако тщательно организованная и отрепетированная операция, получившая название «Ы», срывается в самом начале из-за непредвиденной случайности: в роковую ночь на охрану социалистической собственности заступает не бабушка — божий одуванчик, а её квартирант, отважный Шурик. В итоге троица схвачена и доставлена в милицию.
Создатели фильма
«Напарник»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
«Наваждение»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
«Операция „Ы“»
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
Шаблон:ВРоляхВерх
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРолях
Шаблон:ВРоляхНиз
Операция «Ы»
Колхозный рынок. Троица зажигает
―Граждане новосёлы! Внедряйте культурку! Вешайте коврики на сухую штукатурку! Никакого модернизма! Никакого абстракционизма! Сохраняет стены от сырости, вас от ревматизма! Налетай, торопись, покупай живопись!
―Рекомендую, классический сюжет — Русалка, по одноименной опере. Музыка Даргомыжского, слова Пушкина.―Сыровато!―Одну минуточку! Имеется вполне нейтральный сюжет. Рекомендованный даже к употреблению в детских учреждениях. А?
―Будиш маму-папу слушать -―Будиш ты КАНФЕТЫ кушать!
―Сворачивайтесь! Есть дело.
―Где этот чертов инвалид?―Не шуми! Я инвалид.
―Вот что мы имеем на сегодняшний день.―Не мы, а вы.―Что нас может спасти от ревизии?―Простите, не нас, а вас.―От ревизии нас может спасти только кража.
―Со взломом или без?―Ну естественно, со взломом.
―Статья 89, пункт 2. До шести лет. Нет, не пойдёт.
―Так ведь кражи не будет.―Всё уже украдено до нас.
―Не волнуйтесь, товарищ директор, народ хочет разобраться, что к чему.―Это естественно.―Законно.―Дело для нас новое, неосвоенное.―Точно. Неосвоенное.―Скажите, пожалуйста, а вот это мероприятие… или как бы, лучше сказать, операция…―»Ы»! Операция «Ы»!―Почему «Ы»? Почему «Ы»?―Чтоб никто не догадался.―Идиот.
―Прежде всего, нам надо нейтрализовать сторожа.―Извините, не нам, а вам.―Нет, на этот раз именно вам!
―Сторож нежно усыпляется хлороформом и связывается без нанесения телесных повреждений. Юридически вся эта операция — всего лишь мелкое хулиганство. И вот учтите, что за все это мелкое хулиганство я плачу крупные деньги.
―Еще вопросы есть?―Сумма?―Триста!
―Это несерьезно!
―Я на русалках больше заработаю!―Курам на смех!
―Стойте! Ваши условия?―Триста тридцать!―Согласен.―Каждому!―Согласен.
Репетиция. В сарае директора. Трудно идет
―Ну вот вы
Вы должны были в виде прохожего подойти к старухе и привлечь её внимание простым естественным вопросом. А вы что спросили?―»Как пройти в библиотеку?»―В три часа ночи?! Идиот
―Ну а вы, что вы должны были сделать?―Стоять на стреме. Явиться раньше милиции в виде дружиннка, ежели старушка засвистит.―А старушка засвистела?―Не-е-т.―Так чего же Вы припёрлись?! Болван!―Согласен.
―А вы? Кретин, вы должны были не воровать эти бутылки, а разбить её!―Разбить?!―Разбить.―Пол-литра?―Пол-литра.―Вдребезги?!―Конечно, вдребезги.―Да я тебе за это…
―Давайте все по местам. Пройдем еще разочек.
―Я вам денежки принёс, за квартиру, за январь.―Вот спасибо, хорошо, положите на комод!
ПЕСНЯ
―Постой, паровоз, не стучите, колеса…
―Вы не скажете, который час?―Ты что, офонарел?―Тяжело в учебе — легко на работе.―Тренируйся вон, на нем…―Хорошо.
―Не жди, меня мама…
―Вы не скажете, сколько сейчас градусов ниже нуля?―Чего-чего?.. Ты что?―Я… тренируюсь.―Тренируйся лучше… на кошках.
ОПЕРАЦИЯ «Ы» НАЧАЛАСЬ
―В случае чего — свисти.
―Бабуля! Закурить есть?―Что?―А-а где бабуля?..―Я за нее.
―Ты кто такой?―Сторож.―А где бабуля?―Я за неё.―А где выход?―Там. Руки вверх!―Во! .
―Кто свистел?―Я!―А где бабуля?―А вы кто?―Я дружинник! А вы?―Сторож. Давайте вязать этого.―Этого?
―Проклятый! Расхититель социалистической собственности! У, мерзавец!
―Бегите звоните в милицию, а я покараулю.―Ага. В случае чего — свистите.
―Вы не скажете, где здесь туалет?―Нашёл время!―Спасибо!..
НАВАЖДЕНИЕ
―Билет номер семь. Первый вопрос. Принцип работы синхрофазатрона. Костя, как слышимость? Как слышно? Как меня слышишь? Прием.―Понял, понял. Слышу тебя нормально, нормально слышу тебя. Отвечаю на первый вопрос седьмого билета. В основу работы синхрофазотрона положен принцип ускорения заряженных частиц магнитным полем… полл-леммм. Идём дальше.
―Дуб! Конспект есть?―Нет никаких конспектов, никаких конспектов нет! Не мешай!―А что ты слушаешь?―Ван Клиберна! Иди!
―Здрасьть, тёть ЗоЙ! Дайте, пожалуйста, ключ.―У тебя ж сегодня экзамен!―Еще целых три часа. Мы пока с подружкой позанимаемся.
―Горчички!―Угу!
―Духота…―Угу.―Не переворачивай!..
―Пора!―Угу.
ЭКЗАМЕН
―Берите билет.―Профессор, можно еще?―Пожалуйста.―Ххх… Еще.―Бери.―Себе.―Что значит себе?―Ой, простите, профессор…―Нет, это уж вы простите. Придете в следующий раз.―Перебор…
―Раз-два-три, даю пробу… Костя, как слышно? Три-два-один, прием.
―Здравствуйте, профессор.―Здравствуйте. Что с вами?―Ухо болит.―А это вам не помешает?―Нет-нет, профессор, не беспокойтесь. Наоборот, помогает. Никакой шум не отвлекает от экзамена.
―А это в связи с чем? У вас сегодня, наверное, какой-нибудь праздник?―Экзамен для меня — всегда праздник, профессор! ― Похвально…
―Билет номер девять. Приём!―Что-что вы сказали?―Что?―Какой «Приём»?―Я сказал не «Приём», а «При нём». Билет номер девять, а при нём задача.
―Дуб, как слышно? Как слышишь меня? Лопух не догадался? Диктую ответ на первый вопрос девятого билета. Значит, так…
―Что с вами?―В ухе стреляет.―… Ха-ха-ха…―Значит так! За изобретение ставлю «пять», а по предмету — «неуд».―Ха-ха-ха…
―Профессор, конечно, лопух, но аппаратура при нём-мм, при нём-мм! Как слышно?
Наконец-то знакомство
―Кто это?―Где?―Вон. Плывет…―А, так это ж Лидка с параллельного потока.―Лида… Удивительная девушка. Почему я никогда раньше ее не видел?―Хочешь познакомлю?
―У вас случайно колбасы с собой нет?―Есть, только докторская.―Давайте. Была докторская, стала — любительская.―А что это?―Снотворное.―А! А она не…―Ну что вы, совершенно безвредно! Ну-с, приступим. Бобик!
―Ну вот, через три минуты наступит глубокий здоровый сон. Вот, пожалуйста.
―Ну как ты мог оставить вещи без никого?―Там же Рекс, а Рекс никогда не отойдет от вещей. А у меня горло.―Горло.―Горло.―И голова?―И голова.―Без мозгов.―Без мозгов.
В квартире Лиды
―Не может людей не расстрогать мальчишки упрямого пыл. Так Пушкин влюблялся, должно быть, так… ―Что с вами?
―Нет, ничего… На чем я остановился?―На Пушкине.―Угу. Да-да-да-да-да. Ага, Пушкин! Там чудеса, там леший бродит, русалка…―Постойте-постойте, какая русалка, Саша?―на ветвях висит… лежит.
―По-моему, вы перезанимались.―Нет, я не перезанимался. У меня другое.
―Саша! Так вы ж телепат!!! Вольф Мессинг!
―У-у-угадал?―П-почти…
Выбор актера и первые съемки
Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.
Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Список потенциальных исполнителей роли был очень внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Позже Демьяненко вспоминал: прочитав сценарий «Операции “Ы”», он сразу понял, что этот фильм обречен на успех.
Съемки «Операции “Ы”» проходили в 1964–1965 годах в Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе. 27 июля 1964-го на «Мосфильме» прошел первый съемочный день — снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
В главной роли — Москва: 10 фильмов о столице, которые стоит пересмотреть Еще раз про Москву. Семь отличных фильмов со столицей в главной роли
Многие смешные сцены актеры придумывали прямо во время съемок. Например, идею с фальшивой кровью, которая оказывается красным вином, подсказал Юрий Никулин. Палец, засунутый в рот скелета, — тоже импровизация комика.
Осенью группа переехала в Одессу, там снимали эпизод «У дома Лиды» из новеллы «Наваждение», а также часть сцен на стройплощадке из первой новеллы. 12 декабря группа переместилась в Ленинград, где снимали третью новеллу, действие которой по сюжету разворачивается морозной зимой. Но ленинградская погода подкачала: снег навезли на 10 самосвалах, но он растаял до начала съемок. Пришлось использовать искусственный снег.
Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа.
ГАЗ-51
Машина, эпизодически мелькающая на стройке в фильме — ГАЗ-51. Причем в трех вариациях — самосвал, тягач с дополнительной прицепной осью для длинномеров и подъемный кран. По ходу картины грузовики неоднократно попадают в камеру, выполняя свои непосредственные функции.
ГАЗ-51 был первым отечественным грузовым автомобилем с грузоподъемностью до 2,5 тонны. Кроме того, это была самая массовая модель в своем классе в 50–70-х годах прошлого века.
Первые машины под индексом ГАЗ-51 для испытаний создавались накануне Великой Отечественной войны, в серию автомобиль запустили в 1946 году. В 1955–1975 годах дополнительно выпускался модернизированный грузовик 51А. За все периоды производства с конвейера сошло почти три с половиной миллиона всех модификаций 51-й модели.
Производство
- Фильм снимался в павильонах Ленинграда , Одессы , Ялты , Мосфильма , Свибловского района Москвы и возле МГУ . Съемки начались 27 июля 1964 года. В октябре плохая погода в Москве помешала завершению съемок на открытом воздухе, поэтому съемки были перенесены в Одессу и завершились 22 ноября. Остальные сцены снимались в Москве и Ленинграде. Отсутствие снега затруднило съемку третьего эпизода про ограбление склада снежной зимней ночью. Весной 1965 года монтаж фильма в основном был завершен. Оставшаяся короткая натурная съемка производилась в Ялте.
- Сюжет фильма основан на свободно сценарии написано Морисом Слободского и Яки Костюковского озаглавленный беззаботные истории (русские: Несерьёзные истории); Он состоял из двух романов о комических приключениях молодого студента Владика Аркова, неуклюжего, но очень порядочного. В советском искусстве того времени был популярен персонаж «хорошего парня», и Гайдай решил последовать этой тенденции в своем следующем фильме. Сюжетная линия была изменена, и был написан дополнительный роман.
- Кинопроб на роль студента Владика прошли более сотни актеров, но Гайдая не удовлетворил ни один из них. Он имел в виду свою личность как прототип персонажа, поэтому, когда он впервые увидел фотографию Александра Демьяненко, а затем встретился с ним лично, он заметил в актере сходство с самим собой и поверил, что скромный Демьяненко в очках уметь изобразить неуклюжего, наивного и честного ученика.
- Перед съемками было решено перекрасить волосы Александра из русых в русые. Спустя годы его жена Людмила Акимовна вспоминала: «Красили его нещадно, пока на коже не появились волдыри. Краски тогда были ужасные. Хорошо, что волосы Саши были такими густыми, что, несмотря на все эксперименты, он не лысел. . «
- Изначально главного героя звали Владик (сокращенно от Владислав ). Позже режиссер, впечатленный Демьяненко, решил назвать персонажа в честь актера (Шурик, как и Саша, — это сокращенная форма имени Александр).
- Среди тех, кто прошел кастинг на главную роль, был актер Валерий Носик. В конце концов он появился в фильме как студент-игрок. На роль Феди изначально был брошен Михаил Пуговкин, исполнявший роль начальника стройки.
- На заседании Худсовета после предварительного просмотра фильма критики раскритиковали игру Моргунова и Вицина, похвалили Никулина и настаивали на удалении сцен, где Алексей Смирнов появляется в блэкфейсах . Однако никаких изменений не было.