Сазонова, нина

Содержание

Примечания

  1. ↑ , с. 115.
  2. ↑ , с. 244.
  3. ↑ , с. 112.
  4. Лернер Л. Вы подумайте о наших матерях… // Смена : журнал. — М.: изд-во «Правда», 1987. — № 3 (5105).
  5. ↑ , с. 113.
  6. Екатерина Щеглова. . Женский журнал «Суперстиль» (21 декабря 2012). Дата обращения: 2 июня 2014.
  7. ↑ . Сайт «Киносозвездие». Дата обращения: 5 июня 2014.
  8. , с. 243.
  9. ↑ , с. 114.
  10. Григорий Заславский. . Вести FM (9 мая 2014). Дата обращения: 5 июня 2014.
  11. Виктор Борзенко. . Театрал (8 мая 2013). Дата обращения: 5 июня 2014.
  12. Ирина Боброва. . Московский комсомолец. — № 485 (12 января 2000). Дата обращения: 2 июня 2014.
  13. Центральный Академический театр Советской Армии / Редактор-составитель А. М. Смелянский. — М., 1980. — С. 48.
  14. ↑ . NEWSru.com (7 января 2002). Дата обращения: 9 июня 2014.
  15. Вахрамов В. Москва. Тёте Паше // Приложение к «Народной газете». — 1998. — № 4 (41).
  16. . Комментарий Валентины Толкуновой к песне «Стою на полустаночке». Youtube-канал «Валентина Толкунова: творчество и судьба (10 июля 2015). Дата обращения: 15 декабря 2020.
  17. ↑ , с. 116.
  18. ↑ , с. 117.
  19. Жегин Н. Вечер Сазоновой // Театр : журнал. — М., 1987. — № 8. — С. 102-104.
  20. ↑ , с. 118.
  21. Анастасия Плешакова, Ярослав Щедров. . Комсомольская правда (12 января 2002). Дата обращения: 2 июня 2014.
  22. Антон Клюев, Сергей Нехамкин. . Известия (25 ноября 2003). Дата обращения: 2 июня 2014.
  23. ↑ .
  24. Елизавета Никифорова. . Газета «Собеседник» (12 января 2017). Дата обращения: 11 февраля 2017.
  25. . Первый канал (7 января 2007). Дата обращения: 16 июня 2015.
  26. Папанов А. Загадка простоты // Советская Россия. — 7 января 1997.
  27. Варвара Ложкина. . tverlife.ru (16 января 2014). Дата обращения: 2 июня 2014.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 542 «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников Центрального академического театра Российской Армии»
  29. . Сайт Президента России.
  30. , с. 121.
  31. . ТАСС (12 мая 2016). Дата обращения: 11 декабря 2016.
  32. . peterstamps.ru. Дата обращения: 17 октября 2017.

Начало трудовой жизни

— Я всегда помню городок, в котором прошли мои детство и юность. Старинные дома, зеленые улочки с дощатыми тротуарами, сбегающие к Волге. В нашей семье было пятеро детей: мальчишки и девчонки. Жили дружно, весело, с музыкой. Отец играл на скрипке, мама на гитаре, сестры на балалайках, братья на баяне. У мамы был высокий сильный голос, у Симы, старшей сестры, — тоже, а у меня, самой маленькой, был «бас». Папа сажал меня на колени и говорил: «Давай будем вторить маме и Симе». По воскресеньям мама пекла ватрушки. Самовар был большущий, старинный. Напьемся чаю с ватрушками, окна нараспашку — и поем. А вечером всей семьей на Волгу. Река плещется, играет, пароходы огнями подмигивают…

Анна Михайловна Курятникова… Помню совершенно ясно, как я пришла к ней в первый класс. Она нас усадила: «Ну вот, дети, начинается ваша трудовая жизнь». Так и сказала — «трудовая». Внешне она была строгой, но это была строгость необычайно доброго человека. Анна Михайловна была одинока — ни мужа, ни детей. Жила тут же, в школе, очень любила эту свою школу — одноэтажную, с большими светлыми окнами, с большим огородом, в котором, помнится, мы всегда копались. И вся жизнь ее заключалась в нас, ее учениках. Она говорила: «Ребятки, не расстраивайте своих мам и пап. Если в школе провинились, дома не рассказывайте. Папы работают, мамы работают — зачем их огорчать? Хорошее домой несите, а в плохом здесь разберемся». Сидим мы за партами, выводим буковки. И только начинаем уставать, отвлекаться, как слышим голос Анны Михайловны: «Давайте-ка споем». За учебной доской у нее всегда стояла гитара. Достанет гитару, присядет на парту и скажет: «Петь будем тихонечко. Ты, Жора, очень громко поешь, пойди погуляй». Мы перепели с ней все русские песни и романсы! Переиграли все сказки и всех зверушек. Первая моя роль была Колобок. Эта замечательная роль досталась мне по праву: была я сбитая, юркая, ловкая девчонка. Так первая моя учительница заложила во мне любовь к творчеству — да нет, ко всему живому, яркому, к празднику, помогающему одолеть боль.

https://youtube.com/watch?v=jAc7hYvX2Ro

Ее открыл для экрана Александр Довженко. Увидев актрису в одном из спектаклей, пришел к ней за кулисы.

— Я хочу, чтобы вы играли в моем фильме, — предложил режиссер. — Это небольшая, но очень трудная — трагическая роль. Мать, потерявшая на войне сыновей.

— Да как же я смогу? — растерялась Сазонова. — У вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и пяти.

— У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю все.

Военная молодость

Когда началась война, Нина Сазонова вместе с коллегами по театру участвовала в концертах на Белорусском вокзале, откуда отправлялись эшелоны с бойцами на фронт. После в составе фронтовой бригады актриса не раз бывала на передовой, выступала в госпиталях перед ранеными, всего приняла участие в трёх тысячах концертов на фронте.

Нина Сазонова в фильме «Северо-западнее Берлина».

В 1942 году она оказалась в окружении под Харьковом, откуда её и подругу Тосю Романову командир попытался вывезти на танке, прорвавшись сквозь кольцо. Но Тося не удержалась и погибла, а вот Нина Сазонова выжила. Благодаря старушке в одной из деревень, сменила военную гимнастёрку на рваную одежду и смогла пробиться к своим.Правда, отношение к вышедшим из окружения было тогда неоднозначным, и актриса едва не угодила в лапы Смерша. В Москве ей пришлось ещё долго скрываться, ждать, пока подруга сделает ей новые документы, а затем уехать на время в Свердловск. Если бы не та самая подруга, Нина Сазонова вполне могла оказаться в лагере, как многие, вышедшие из окружения.

Голос

За годы карьеры Нина Сазонова сыграла в трех с лишним десятках фильмов и телеспектаклей. Но в первую очередь артистка запомнилась широкой аудитории благодаря невероятно душевному исполнению на экране песен, таких как «Стою на полустаночке» или «Ромашки спрятались». И вовсе отдельной строкой стоит спетый вместе с Петром Любешкиным в картине «Женщины» «Вальс расставания».

По мнению ряда критиков, эти ставшие крайне популярными композиции обязаны столь теплым приемом со стороны зрителей именно удивительному таланту Сазоновой как певицы. А знаменитая Людмила Зыкина, обсуждая коллегу по цеху, признавалась, что сама бы не отважилась исполнять те песни, которые составляли репертуар Нины Афанасьевны — настолько глубоко прочувствовать их просто не смогла бы.

Второе фронтовое испытание

Еще один раз судьба бросила вызов Нине Афанасьевне в 1942 году. Сазонова и ее концертная бригада выступали в одной из частей Красной Армии. В результате немецкого маневра артисты и военнослужащие оказались в окружении. Когда враг пошел в наступление, многие погибли. Сазонова спаслась, так как укрылась в стоге сена вместе с одним из офицеров. Она не была замечена солдатами противника, хотя они чуть не прокололи ее вилами и нашли там ее сопровождающего.

Когда немцы ушли, молодая женщина выбралась из стога и пошла в сторону деревни. Там она встретила местную жительницу. Старушка укрыла Нину Афанасьевну у себя в доме, а на следующий день снабдила ее деревенской одеждой. Она посоветовала ей рассказывать встречным, что ищет пропавшую корову. К счастью, фашистов и полицаев на пути Сазоновой не встретилось. Однако она несколько дней шла в направлении линии фронта, каждую минуту ожидая, что ее поймают немцы. Наконец Сазонову, полуживую, голодную и смертельно уставшую обнаружили советские разведчики. На этом приключения Нины Афанасьевны не прекратились. После того как она пересекла линию фронта, ее сразу же схватили сотрудники органов госбезопасности. Начались допросы, в ходе которых актриса Нина Сазонова была вынуждена доказывать, что она не шпионка и не диверсантка. Все эти события не лучшим образом сказались на психическом здоровье женщины, у которой впоследствии развилась шизофрения.

Оценки и мнения

Партнёр актрисы по фильму «Наш дом», народный артист СССР А. Д. Папанов писал: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё — очень скромная».

Кинорежиссёр и писатель В. М. Шукшин, в картинах которого играла актриса, говорил о ней: «Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе, как с чувством трепетного почтения».

По мнению ряда авторов, ей обязаны своей популярностью песни, которые исполняли её героини: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания». Народная артистка СССР Л. Г. Зыкина говорила, что никогда бы не рискнула исполнять песенный репертуар подруги, поскольку не смогла бы достичь такой глубины переживаний.

Личная жизнь

О первом замужестве певицы известно немногое. Ее избранником стал священнослужитель Степан Сазонов. 30 сентября 1990-го у Зинаиды родилась единственная дочь Инна Сазонова, окончившая московский Институт экономики, финансов и права. Наследница вышла замуж за выпускника МЭФИ Дмитрия Козлова и 27 сентября 2014-го подарила ему наследницу Алису. Фотографии матери и ребенка часто мелькают на странице молодой женщины в «Инстаграме».

Позднее судьба свела певицу с Павлом Перервой. Мужчина получил высшее образование в столичном институте радиотехники, электроники и автоматики и занял должность редактора в ЦДРА.

Пара часто вместе посещала программы на отечественном телевидении — например, «Малахов плюс» и «Модный приговор». К съемкам в последнем шоу («Дело о том, как взять модный аккорд») избранницу подтолкнул именно муж-полковник. Он считал, что его жена одевается как торговка семечками, хотя статус обязывает ее приобретать себе наряды в дорогих магазинах, а не на рынках и в переходах.

Зинаида Сазонова с мужем

До рокового марта 2021-го в личной жизни исполнительницы, несмотря на разницу в возрасте с супругом в 15 лет, царила гармония. Сама же любимица публики не скрывала от поклонников секреты семейного счастья и философски относилась к изменам:

Оценки и мнения[править | править код]

Партнёр актрисы по фильму «Наш дом», народный артист СССР А. Д. Папанов писал: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё — очень скромная».

Кинорежиссёр и писатель В. М. Шукшин, в картинах которого играла актриса, говорил о ней: «Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе, как с чувством трепетного почтения».

По мнению ряда авторов, ей обязаны своей популярностью песни, которые исполняли её героини: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания». Народная артистка СССР Л. Г. Зыкина говорила, что никогда бы не рискнула исполнять песенный репертуар подруги, поскольку не смогла бы достичь такой глубины переживаний.

Литература

  • Коркунов В. И. «Ниночка кимрская» (путь актрисы) // Страницы кимрской истории. Книга вторая: краеведческие очерки / В. И. Коркунов, В. В. Коркунов. — Тверь: Марина, 2010. — С. 112—122. — 344 с. — ISBN 978-5-903728-26-8.
  • Раззаков Ф. И. // Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев. — М.: Эксмо, 2005. — 671 с. — ISBN 5-699-10035-0.
  • Сазонова Нина // Кто есть кто в современной культуре : В 2 вып. / Гл. ред. С. М. Семёнов, авт. и сост. Н. И. Шадрина, Р. В. Пигарев и др. — М.: МК-Периодика, 2006—2007. — ISBN 5-93696-007-3, 5-93696-010-2.
  • Старосельская Н. Д. Нина Сазонова // Звёзды театра Российской Армии / Под ред. Б. М. Поюровского. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2002. — 304 с. — (Выдающиеся мастера. Театр). — ISBN 5-7805-0948-4.

Творчество

Театральные работы

  • — «Лев Гурыч Синичкин» Д. Ленского — Маша
  • — «Фронт» А. Корнейчука — медсестра Маруся
  • — «Степь широкая» А. Корнейчука — Степанида Лукьяновна
  • — «Поднятая целина» М. Шолохова — Лушка
  • — «Барабанщица» А. Салынского — Наталья Тузикова
  • — «Левониха на орбите» А. Макаенка — Клава
  •  — «Раскинулось море широко…» Вс. В. Вишневского, В. Б. Азарова, А. А. Крона —
  • — «Снеги пали» Р. Феденёва — Раиса Семеновна Шитова
  •  — «Старик» М. Горького — Захаровна
  • «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
  • «Лес» А. Островского, режиссёр В. Мотыль — Раиса Гурмыжская
  • — «Идиот» по Ф. Достоевскому — генеральша Епанчина
  • — «Деревья умирают стоя» А. Касоны — Донья Эухения Бальбоа
  • — «Мандат» Н. Эрдмана, режиссёр А. Бурдонского — Гулячкина
  •  — Игрок» по Ф. М. Достоевскому — Бабушка
  • — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Огуревна
  • «Бессмертный» А. Арбузова и А. Гладкова — Таня Бойцова
  • «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского — Домна Евстигнеевна
  • «Обрыв» по И. Гончарову — Полина Карповна Крицкая
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Фёкла Ивановна
  • «Надежда Милованова» по пьесе В. Пановой «Поговорим о странностях любви» — Татьяна
  • «Ужасные родители» Ж. Кокто — Ивонн
  • «Господин Пунтила и его слуга Матти» Б. Брехта — Эмма
  • «Каса маре» И. Друцэ
  • «Птицы нашей молодости» И. Друцэ 
  • «Обретение» И. Друцэ
  • «Игра без правил» Л. Шейнин 

Фильмография

  •  — Поэма о море — Степанида
  •  — Повесть пламенных лет — мать Марии
  •  — Простая история — Люба, подруга Саши Потаповой
  •  — Бессонная ночь — хозяйка на катере
  •  — В трудный час — эпизод
  •  — Первый троллейбус — Мария Игнатьевна
  •  — Юность (киноальманах) (новелла «Тётка с фиалками») — тётка с фиалками на шляпе
  •  — Живёт такой парень — тётка Анисья
  •  — Свет далёкой звезды — Клавдия Васильевна Коростылёва
  •  — Наш дом — Мария Иванова
  •  — Рано утром — Галина Петровна
  •  — Женщины — Екатерина Тимофеевна Беднова
  •  — Не самый удачный день — Анна Трофимовна
  •  — Бабье царство — Анна Сергеевна
  •  — Длинный день Кольки Павлюкова (короткометражный) — Настя Павлюкова, вдова, мать Кольки
  •  — Зигзаг удачи — Марья Петровна, мать Алевтины
  •  — Новенькая — мать Володи
  •  — Странные люди (киноальманах) (новелла «Думы») — жена Матвея Рязанцева
  •  — Моя улица — Клавдия Петровна Забродина
  • — — «Руины стреляют…» — мать Шуры
  •  — Конец Любавиных — Агафья Колокольникова, мать Клавдии
  •  — Нюркина жизнь — Вера Александровна
  • — — День за днём — тётя Паша
  •  — Сибирячка — Гурианова, мать Тамары
  •  — Не пройдёт и года… — Пелагея Васильевна
  •  — Юркины рассветы — Надежда Петровна Хмель, мать Юрки
  •  — Потрясение

Телеспектакли

  •  — Укрощение строптивой — кормилица
  • — Северо-западнее Берлина — Шура
  •  — Волны над нами — Ольга Трофимовна
  • — Барабанщица — Тузикова
  •  — Васса Железнова — Васса Железнова
  •  — Стариковское дело — старуха, жена Степана
  •  — Шопен. Соната номер два

Нина Сазонова: биография

Нина Афанасьевна появилась на свет в 1916 г. в селе Константиново (Владимирская губерния, Российская империя). В многодетной семье она была пятым (последним) ребенком. В 1920-е годы семья Сазоновых переехала в город Кимры. Там они поселились в коммунальной квартире.

С раннего детства у девочки были актерские задатки. С юности она вместе с сестрой посещала драмкружок «Красный обувщик» при обувной фабрике «Красная звезда», где практиковала актерское мастерство.

Однажды руководитель драмкружка в одной из московских газет прочел объявление о донаборе в студию при Центральном театре Красной армии. Он и предложил Сазоновой попытаться поступить туда. Шестнадцатилетняя Нина, несмотря на возражения матери, отправилась в Москву.

Желающих поступить в студию набралось несколько сотен, но отобрать для учебы нужно было лишь троих. Сазонова покорила приемную комиссию и была принята на учебу.

Нина Афанасьевна была на фронте. На передовой, в воинских частях, госпиталях давала концерты в составе бригады. (За 4 года войны — 3 тысячи фронтовых концертов).

Первый случай:

Бригада выступали в одном из передовых подразделений. За актерами пришел военный, который должен был провести их через лес к другой части. Но дорога была заминирована, люди были вынуждены идти «след в след». Сазонова шла в середине, но в один момент оступилась и наступила на противотанковую мину.

Военный скомандовал: «Стой, не двигайся с места, если хочешь остаться в живых!» Актриса простояла на мине около часа, пока военный отвел бригаду и вернулся с сапером.

Второй случай:

Летом 1942 г. концертная бригада театра Красной Армии попала в окружение под Харьковом. В результате столкновений с немцами многие погибли, Сазоновой и полковнику РККА из бригады удалось укрыться от врагов в стоге сена.

Немецкие солдаты, прочесывая территорию, проверяли стога вилами. Офицеру не повезло: он был вытащен из стога, но Нина замечена не была.

Утром следующего дня она выбралась из стога, затем встретила старушку, местную жительницу, которая приютила девушку. На следующий день старушка дала ей деревенскую одежду и прут со словами: «Скажешь, корова потерялась». Встреченные немцы ее не тронули.

Изможденная женщина была подобрана советскими разведчиками и пересекла линию фронта. Но вскоре она оказалась в руках сотрудников органов государственной безопасности, которые подвергли ее жестким допросам.

Все это сильно повлияло на психическое здоровье актрисы, впоследствии ей поставили диагноз «шизофрения». Актриса Нина Сазонова продолжила работать в театре Советской Армии, в конце 1950-х годов начала активно сниматься в кино.

Личная жизнь Нины Сазоновой

Личная жизнь у актрисы не сложилась. Официально она вышла замуж всего один раз за директора художественной галереи Александра Борисова. Этот союз был недолгим. Вскоре после рождения сына Михаила, Борисов ушел из семьи. Он не выдержал частых гастролей жены. С тех пор Александр не общался ни с бывшей супругой, ни с сыном.

Нина Сазонова с сыном Мишей. Фото news.myseldon.com

Конечно, поклонники у Нины имелись. Но Михаил не принял никого из них. Единственным исключением стал гипнотизер Вишневский, с которым актриса познакомилась на гастролях в Тамбове. Он заинтриговал отпрыска своим необычным даром (например, мог оплатить в ресторане двухсот рублевый счет купюрой в 25 рублей, а официантка при этом считала, что получила еще и на “чай”).

На тот момент Михаилу Борисову было уже около 30 лет. К сожалению, ничего хорошего из него не вышло. Он превратился в законченного тунеядца, живущего за счет матери и заядлого картежника. Уже тогда Михаил стал злоупотреблять алкоголем. Вишневский тоже увлекался “зеленым змием”.

Однажды он взял молодого человека с собой на гастроли. Через две недели они приехали домой и выглядели так, как будто все это время беспробудно пили. Сазонова без колебаний выставила возлюбленного за порог. Больше она не приводила мужчин в свой дом.

Михаил Борисов. Фото 24smi.org

Нина Сазонова: проблемы с сыном

Чувство вины перед сыном заставляло актрису закрывать глаза на его безобразные выходки. Когда Миша был маленьким, Нина, в силу своей занятости, часто оставляла его под присмотром чужих людей (но не отдала в школу-интернат, как поступили со своими детьми в аналогичной ситуации те же Наталья Фатеева и Любовь Полищук).

В 16 лет Михаил привел домой девушку Наташу, заявив матери, что та ждет от него ребенка. При таких обстоятельствах, Нина не могла просто сказать сыну “нет”. Но отказалась финансировать молодую пару, а на невестку смотрела, как на пустое место. Парень был вынужден бросить школу и устроиться на работу, чтобы содержать юную жену и родившегося у них сына Евгения.

Появление внука не изменило отношение Сазоновой к браку сына. А он недолго выдержал роль мужа и отца. Молодая семья распалась, и Михаил остался жить с матерью. В дальнейшем он так и не построил долгосрочных отношений с женщинами — ни одна из его избранниц не устроила Сазонову. Можно, конечно, назвать ее поведение материнской ревностью и деспотизмом, но кто мешал взрослому мужику начать самостоятельную жизнь?!

Проще было сидеть на шее матери, обвиняя ее при этом во всех своих неудачах. Со временем, Михаил окончательно деградировал. Уже немолодая актриса моталась по гастролям, чтобы выплачивать его карточные долги, а дома ее ожидали побои пьяного сына. Бывало, Нина Афанасьевна оставалась ночевать в гримерке театра или у своих друзей, потому что боялась возвращаться в свою квартиру.

Нина Сазонова и ее сын Михаил Борисов. Фото starhit.ru

Она никому не жаловалась на невыносимое существование, но коллеги по театру видели ее синяки и понимали, что происходит. Они очень любили и уважали Сазонову (что вообще-то редкость для театральной среды) и не раз предлагали ей устроить сына на лечение от алкоголизма или обратиться в милицию. Однако актриса боялась нанести “Мишеньке” еще одну психологическую травму и надеялась, что он “изменится”. Но изменилось только то, что вместо карточных игр, он начал спускать деньги матери на игровые автоматы.

Нелёгкая судьба

Нина Сазонова с сыном. 

Уже после войны актриса вышла замуж за Александра Борисова, возглавлявшего художественную галерею. Вскоре после появления на свет сына Михаила семья распалась, а о причинах разрыва с мужем Нина Сазонова предпочитала не говорить. Миша стал светом в окне для мамы, она любила его самозабвенно, делала всё для него. Сам мальчик настолько привык, что вся жизнь матери подчинена его потребностям и желаниям, что воспринимал это как должное.

За Ниной Афанасьевной многие мужчины пытались ухаживать, однако Михаил категорически не принимал поклонников мамы. Он допустил присутствие в доме только одного мужчины – гипнотизёра Вишневского, с которым актриса познакомилась во время гастролей в Тамбове. Когда же Вишневский вместе с сыном вернулись из поездки оба пьяные (Миша в то время был ещё подростком), Нина решительно указала поклоннику на дверь.

В 16-летнем возрасте Михаил стал отцом и женился на матери своего ребёнка. Но Нина Сазонова была совершенно не рада столь раннему браку сына, невестку не приняла, да и с внуком впоследствии не общалась. Михаил довольно быстро развёлся, да так больше никогда и не женился. Впрочем, и матери устроить личную жизнь не дал.Актриса служила в театре, снималась в кино, часто ездила на гастроли. Она старалась обеспечить достойную жизнь своему отпрыску, который не только не ценил этого, но считал мать обязанной делать всё для него: кормить, поить, одевать и давать деньги на выпивку и сигареты.

Память[править | править код]

  • В память о Нине Сазоновой на доме в Кимрах, где она жила с семьёй в —-е годы (улица Троицкая, дом 17), в 2005 году была установлена мемориальная доска. Торжественное открытие доски состоялось 1 октября 2005 года, на нём присутствовали председатель Законодательного собрания Тверской области А. Н. Епишин, художественный руководитель Кимрского театра драмы и комедии О. А. Лавров, родственники актрисы.
  • В мае 2016 года в СМИ сообщалось, что к 100-летию со дня рождения актрисы при участии Правительства Москвы и Федерального агентства связи планировался выпуск юбилейной почтовой марки. 24 января 2017 года была выпущена иллюстрированная почтовая карточка с литерой «В», посвящённая актрисе.

Память

  • В память о Нине Сазоновой на доме в Кимрах, где она жила с семьёй в —-е годы (улица Троицкая, дом 17), в 2005 году была установлена мемориальная доска. Торжественное открытие доски состоялось 1 октября 2005 года, на нём присутствовали председатель Законодательного собрания Тверской области А. Н. Епишин, художественный руководитель Кимрского театра драмы и комедии О. А. Лавров, родственники актрисы.
  • В мае 2016 года в СМИ сообщалось, что к 100-летию со дня рождения актрисы при участии Правительства Москвы и Федерального агентства связи планировался выпуск юбилейной почтовой марки. 24 января 2017 года была выпущена иллюстрированная почтовая карточка с литерой «В», посвящённая актрисе.

Война

— Я увидела войну на Белорусском вокзале. В театре шла репетиция. Внезапно на сцену вышел главный режиссер (Театра Красной армии. — Ред.) Алексей Дмитриевич Попов и сказал: «Едем на Белорусский, оттуда сейчас уходят на фронт». Я должна была петь и плясать в паре с Тосей Романовой. Но, когда мы вошли в зал ожидания, во мне все замерло. На улице яркое солнце, ни облачка, а здесь — как перед грозой: люди прижались к стенам, говорят шепотом… У Попова на лице каждый мускул напрягся. Начали концерт. А вокруг тишина — ни смеха, ни аплодисментов. Вышли мы с Тосей. С нами два баяниста. Я запеваю: «Шел со службы пограничник, на груди звезда горит…». Глянула на Тосю, у нее по щеке слеза катится. Однако вторит: «Задержался у колодца, дай напиться, говорит…». И дрогнуло что-то в зале, люди оторвались от стен. Тут у меня горло перехватило. А вокруг уже плотным кольцом новобранцы, матери, жены, невесты. Поют вместе с нами. И плачут. Оборачиваюсь к баянистам: «Давайте частушки!» Ребята рванули мехи, мы с Тосей выбили дробь, и вдруг как удар грома: «По вагона-ам!» Матери заголосили, солдаты наскоро целуют их, жен, детишек, бегут по теплушкам. Толпа кинулась за поездом: «Прощайте, родные!» Кто-то из бойцов, перекрывая шум, затянул: «Шел со службы пограничник…». Весь состав грянул: «На груди звезда горит!» Долго смотрели им вслед. Будто знали, что из этих ребят почти никто не вернется.

«Железная леди советского кино». Характер Татьяны Лиозновой закалила война

В мае 1942 года под Харьковом часть, в которой выступала Сазонова, попала в окружение. В живых остались лишь несколько автоматчиков во главе с генералом Михайловым и сама актриса.

— Как-то перед самым рассветом остановились на лугу, спрятались в стогах передохнуть. Проснулись все разом: по лугу, перекликаясь и хохоча, ходят немцы. Бойцы рванулись к автоматам, я судорожно сжала их руки. Прошли немцы. И настала тишина. «Вот что, — говорит мне Михайлов, — идите дальше одна. У вас есть шанс: вы женщина — может, пройдете. Идите прямо по балке. За ней должно быть село, кто-нибудь из крестьян приютит. А нам один конец, в плен сдаваться не будем». И пошла я ночью по этой балке. Рано утром вышла к деревне. У одного дома стоит ведро с водой. Я к нему припала, оторваться не могу — несколько дней не пила, росу лизали с травы. Слышу, будто из-под земли, старушечий голос: «Девонька, иди-ка сюда». Рядом землянка, спустилась в нее. Бабка меня спрашивает: «Ты кто?» На мне платье форменное, назвалась медсестрой. «Снимай свою одежду, в деревне немцы». Дает мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. «Наши-то где?» — спрашиваю. «Кажись, под Чепелем. Это совсем рядом. Бери хворостину. Встретятся немцы, мол, корову шукаю». Вышла на дорогу. У речушки немцы полощутся. Увидели меня, показывают в сторону Чепеля: «Там, пу-пу-пу — фронт». Прохожу, помахиваю хворостиной, а у самой коленки трясутся, вот сейчас в спину! Навстречу мотоциклисты с автоматами — страшно до жути. Чувствую, силы мои уже на пределе. Но иду. А к вечеру начался ураганный огонь. Залегла, головы не поднять. К рассвету утихло. Встала, поднялась на горку — в утренней мгле сожженная деревня дымится, только остовы печек торчат. У разрушенного сарая женщина на костре что-то варит в горшке. Присела возле. Вдруг сзади голос: «Гражданка, вы откуда?» Оглянулась — наши солдаты. У одного на гимнастерке медаль «За боевые заслуги». Вскочила, рванулась к ним — и упала без сознания…

Оценки и мнения

Партнёр актрисы по фильму «Наш дом», народный артист СССР А. Д. Папанов писал: «Кажется, что она и не играет вовсе, такова сила перевоплощения, создания ярких женских характеров. Она очень добрый и искренний человек. И ещё — очень скромная».

Кинорежиссёр и писатель В. М. Шукшин, в картинах которого играла актриса, говорил о ней: «Сазонова — воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться иначе, как с чувством трепетного почтения».

По мнению ряда авторов, ей обязаны своей популярностью песни, которые исполняли её героини: «Сестричка», «Стою на полустаночке», «Ромашки спрятались», «Вальс расставания». Народная артистка СССР Л. Г. Зыкина говорила, что никогда бы не рискнула исполнять песенный репертуар подруги, поскольку не смогла бы достичь такой глубины переживаний.