«нуреева подвёл темперамент». вячеслав гордеев о закулисье большого балета

Содержание

Исчезновение

В 2000 году рассталась с Большим театром Надежда Павлова. Балерина, биография которой продолжилась работой за границей, объездила полмира, побывав во Франции, Германии, Японии, Финляндии. Спустя годы она дала интервью. Женщина в нем не раскрылась полностью, поскольку это не соответствует ее характеру, но через 13 лет после ухода со сцены она возвращается в балет педагогом-репетитором и рассказывает о своей работе. Вначале балерина является художественным руководителем Театра балета Надежды Павловой, затем – Ренессанс-балета. С 2013 года она вновь работает в Большом, но только в качестве балетмейстера-репетитора балетной труппы этого театра. Ей очень интересно раскрыть в своем ученике именно индивидуальность, а не сделать из него вторую Н. Павлову. Для этого, она считает, надо меньше навязывать. Ученик должен найти собственную интонацию, свой жест и шаг. Через танец, по ее мнению, раскрывается душа. У каждого она различна. Надо помочь по-доброму взрастить зерно его личности. Эту задачу как педагог ставит пред собой Н. Павлова.

«Травиата»

— «Травиата» Уилсона вообще поменяла что-то в вас?

— Чему пришлось сопротивляться на репетициях?

— Это была не совсем привычная работа. Первое время я ничего не понимала, просто себе говорила: «Ничего не спрашивай, просто делай. Руки поворачивай, голову. Потом придет». Так оно и вышло. В какой-то момент вся эта статика заполнилась внутренними эмоциями — через голос, через глаза.

— Говорят, что этот спектакль сложно везти на гастроли, только свет нужно устанавливать не один день.

— Да, чтобы поставить свет, нужно 80 часов репетиций. Сначала работают статисты, потом выходим мы.

У Надежды Павловой все под контролем: и голос, и руки. Фото: Виталий Голубев

— Вы работаете с одним из самых интересных дирижеров. Каков вблизи Теодор Курентзис?

— Он необычный человек с колоссальной энергетикой. Когда он входит в помещение, у людей непроизвольно позвоночники вытягиваются в его сторону. Он обладает колоссальным воздействием на людей. Многие говорят, что у него черная энергетика.

— Что это такое?

— Я не могу объяснить. Как будто вас укутывают в черный бархат, такое ощущение. Он как будто всасывает вас, втягивает. Но чем дольше его знаешь, тем больше понимаешь, что многие вещи он делает нарочно для эффекта, потому что он — настоящий артист. В быту Теодор — мужчина, который любит, чтобы за ним ухаживали, вкусно кормили. Я это вижу на гастролях. Он устает, у него огромная нагрузка. А в работе он жесткий и тяжелый. На репетициях и слезы бывают. Давит. На репетициях вытащит всю твою душу. Но когда ты с ним выходишь на сцену — ты под защитой. Можно даже наизусть ничего не учить — он все тебе вложит, вынесет на своих руках и никогда не предаст. Это настоящее искусство, волшебство и магия. Даже сам себе поражаешься, на что ты способен. С ним не просто, но то, что взамен — бесценно.

Теодор Курентзис — греческий и российский дирижёр, музыкант, композитор и актёр. Суперзвезда. В 12 лет он поступил одновременно на два факультета Афинской консерватории, потом поехал учиться в Россию, и легендарный профессор Илья Мусин, воспитавший Темирканова и Гергиева, назвал молодого грека гением. С 2011 года Курентзис живет в Перми, где собрал лучших музыкантов страны в коллектив MusicAeterna. Ему 46 лет, он худрук Пермского театра Оперы и балета, пятикратный обладатель премии «Золотая маска». Дирижер живет в лесу, в деревянном доме, который находится в часе езды от Перми. Он запросто участвует в гламурных фотосессиях, выпускает парфюм собственного имени, охотно дает интервью.

— Пермский театр славится своими новациями. Вам комфортно там работать?

— У нас театр перформативного искусства с не совсем обычным репертуаром. Много не классического, а современного. Мне, конечно, хотелось бы больше петь классического репертуара. Интересно, да, но хочется оперы.

— Можете рассказать о том, куда бы вы хотели двигаться дальше?

— Все артисты — люди суеверные. Я могу сказать только, что до 2020 года у меня есть контракты. Занятость колоссальная, это хорошо, я счастлива. В творческом плане все складывается хорошо.

— Не думаете, что осядете в Перми?

— Думаю, что не осяду. Я уже ничему не удивляюсь — все может измениться кардинально.

Детство и юность

Биография будущей великой балерины Надежды Павловой началась 15 мая 1956 года в Чебоксарах. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником, а мама – воспитателем в детском саду. Надежда родилась в многодетной семье, в которой родители делали все, чтобы обеспечить детям хорошую жизнь и дать каждому образование.

Неизвестно, как сложилось бы будущее, не будь у неё врождённых способностей к танцам. По достижении требуемого возраста (7 лет) родители отдали её в хореографический кружок при Доме пионеров. Это и стало для Надежды первым шагом на пути к мировой славе.

Девочка старательно тренировалась, и уже через 3 года учебы её заметила комиссия Пермского хореографического училища, которая ездила по городам в поисках талантливых детей. Распознав в юной Надежде все необходимые данные, ей предложили продолжить обучение в Перми. Родители хоть и опасались за дочь, не стали препятствовать развитию.

Преподавателем юной балерины стала Сахарова Людмила Павловна, под руководством которой Надежда провела со 2-го по выпускной класс. Техника обучения преподавательницы сочетала опыт московской и ленинградской школ балета. Немногим удавалось сработаться с Сахаровой, но она обладала нужными преподавательскими качествами, поэтому Надежда сделала всё, чтобы наладить контакт.

Биография

Родился 3 августа 1948 года в Москве.

В десятилетнем возрасте В. Гордеев начал заниматься в самодеятельной хореографической студии Дворца культуры. В 1960 году он поступил в Московское государственное академическое хореографическое училище. В годы учебы вместе с воспитанниками училища Вячеслав побывал на гастролях в Париже и Лондоне, где блеснул перед европейской публикой в па-де-де из балета «Пламя Парижа». Успех был огромным. Пресса высоко отозвалась о молодом даровании, окрестив Гордеева «золотым мальчиком».

В 1968 году после окончания училища Вячеслав Гордеев был зачислен в труппу Большого театра и до 1989 года являлся ее премьером. В 1972 году он стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве, а в 1973 году был удостоен 1-й премии и золотой медали II Московского международного конкурса артистов балета. Именно здесь родился знаменитый дуэт Вячеслава Гордеева и Надежды Павловой, который многие годы считался символом советского балета.

В. М. Гордеев снялся в телефильмах-концертах «Дуэт молодых» (1977, режиссер В. И. Граве, ТО «Экран»), «Интервью в зарубежном антракте» (1991), в художественном фильме «Сицилианская защита» (1980, режиссер И. В. Усов, «Ленфильм»), в телебалете «Поэмы» на музыку Ф. Листа (1981), в документальном фильме «Александр Годунов. Побег в никуда» (2005).

В творчестве Вячеслава Гордеева счастливым образом соединились две ипостаси — блистательного танцовщика и талантливого балетмейстера. Как балетмейстер он дебютировал в начале 1980-х годов постановками «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя, «Встреча» на музыку М. Л. Таривердиева (обе — 1981), «Гусляр» на музыку В. Г. Кикты (1982), «Память» на музыку А. П. Петрова (1984).

В 1983 году он окончил факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, в 1987 году — балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства.

В 1984 году, будучи премьером Большого театра, В. М. Гордеев возглавил ансамбль «Классический балет», а позднее создал на его основе государственный театр «Русский балет», который в 1991 году Ассоциацией западноевропейских импресарио был назван «Лучшим балетным коллективом Европы». С 1995 по 1997 год В. М. Гордеев являлся художественным руководителем балетной труппы Большого театра России.

В. М. Гордеевым поставлены балеты: «Ожившие картины» на музыку И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта (1986), «Неожиданные маневры, или Свадьба с генералом» на музыку Дж. Россини (1989), «Щелкунчик» (1993), «Золушка» (2001).

В. М. Гордеев ведет активную педагогическую деятельность: он является руководителем курса по искусству хореографии в Российской академии театрального искусства (1993—1997), а с 1998 года — профессором кафедры хореографии Российской академии славянского искусства (РАСИ).

С 2003 года руководство театром «Русский балет» В. М. Гордеев сочетает с работой в качестве художественного руководителя балетной труппы Екатеринбургского академического театра оперы и балета, на сцене которого осуществил постановки балетов «Лебединое озеро» (2003), «Щелкунчик» (2004), «Шехеразада» (2005), «Дон Кихот» (2006), «Течёт речка» на музыку В. Дзо (2007).

С 2007 по 2011 год Вячеслав Гордеев являлся депутатом Московской областной Думы. В этом качестве он внес значительный вклад в развитие культуры в Сергиево-Посадском районе Х Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни.

Троице-Сергиев монастырь был основа 1337 году преподобным Сергием Радонежским. В XIV — начале XV вв. вокруг монастыря возникли несколько поселений (Кукуево, Панино, Клементьево и др.), объединенные в 1782 году по Указу Екатерины II в город, названный Сергиевским Посадом.

С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М. Загорского, затем городу было возвращено историческое название.Читать далее…. У него по прежнему много друзей и соратников в Сергиевом Посаде.

Звания и награды:

Лауреат премии Ленинского комсомола (1975), народный артист СССР (1984). Ассоциацией западноевропейских импресарио В. М. Гордееву в 1992 году присуждено звание «Лучший хореограф года». В том же году на Международном конкурсе «Арабеск-92» он был удостоен специального приза Мориса Бежара. Журнал «Балет» присвоил ему звание «Рыцарь балета» и приз «Душа танца» (1994). Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени, Трудового Красного Знамени.

Мистика и ритуал

— Какова методика исполнения желаний?

— Если нужно, чтобы желание исполнилось, нужно о нем хорошо подумать. Сбывается! Когда я в Петрозаводске жила в общежитии на Московской, как раз строились эти домики красивые на Варкауса. Мы смотрели на них из окон с завистью: вот бы побывать в такой квартире! Через несколько лет театр снял мне жилье как раз в одном из этих домов! Бойтесь своих желаний. Мне там было хорошо!

— Возвращайтесь!

— Это уже ушло, нужно идти вперед. Надо озвучивать желания и посылать их в космос. Еще меня учили, что нужно правильно формулировать. Не бояться, желать с авансом. Все эти ритуалы — это определенная программа, которая работает.

Надежда Павлова умеет общаться с космосом. Фото: ИА «Республика» / Сергей Юдин

— Есть у вас приметы личные?

— Надо перед выступлением обязательно поздороваться со сценой, прикоснуться к ней и поблагодарить заранее. Это мой личный ритуал. Обязательно нужно выпить чашку кофе — это тоже особенный момент.

— Вы приехали в театр, где до вас уже служила одна Надежда Павлова, знаменитая балерина. Мистика?

— У нас до сих пор над этим обстоятельством смеются. Надежда Васильевна начинала в Перми, а потом ее пригласили в Большой театр. Судьба у нее сложная, конечно. Из-за творческого кризиса она рано перестала выходить на сцену. Когда меня знакомили с театральным библиотекарем в Перми, та посмотрела на меня из-под очков и сказала: «Надежда Павлова? Какое обременительное наследство!».

— У вас случаются творческие кризисы? Как вы их переживаете?

— Это периодически случается. Я для себя сделала один вывод: если я хочу идти дальше, нужно держать себя в руках. Это трудно, но я не могу распускать себя, не могу позволять эмоциям влиять на мою карьеру. Не так давно у меня была такая черная полоса, одно на другое наложилось: друзья предали, в творчестве был «тухляк». Тяжелый был момент. Но потом все пошло на лад — дали звание, признание получила.

Постановки

Пермский театр оперы и балета:

  • 1972 — «Коппелия» (Сванильда)
  • 1972 — «Жизель» (Жизель)
  • 1972 — «Ромео и Джульетта» (Джульетта)

Большой театр:

  • 1975 — «Щелкунчик» (Маша)
  • 1976 — «Любовью за любовь» (Геро)
  • 1976 — «Дон Кихот» (Китри)
  • 1977 — «Спартак» (Фригия)
  • 1977 — «Спящая красавица» (Принцесса Аврора)
  • 1978 — «Икар» (Эола)
  • 1982 — «Спящая красавица» (Принцесса Флорина)
  • 1986 — «Лебединое озеро» (Одетта-Одиллия)
  • 1989 — «Каменный цветок» (Катерина)
  • 1992 — «Баядерка» (Никия)
  • 1993 — «Па де катр» (Люсиль Гран)

Московский городской балет В. Смирнова-Голованова:

1992 — «Кармен-сюита» (Кармен)

В труппе С. Власова:

1986/87 — «Синяя борода» (Флоретта)

Источник

Детство

— Говорят, что вы в детстве смешили друзей тем, что могли подражать оперным певицам?

— Это было во дворе. Я запросто могла изобразить оперное пение — они умирали со смеха. Знала бы я, что это будет мой хлеб! У меня во Владимире был огромный двор, 8 подъездов. Мы в прятки играли, и в казаков-разбойников. Но самым главным развлечением у нас с подружкой были уличные дефиле в немыслимых нарядах. У нас дома был комод с тряпками, которые мама не выбрасывала, а хранила, чтобы, возможно, увезти на дачу. Нам не слабо было одеться посмешнее и отправиться так по улицам. Мы находили очки старомодные, шлепки на деревянной подошве с клепками, сапоги из 80-х, пластмассовые сережки. Мы страшно веселились, а на нас никто не обращал внимания, честное слово.

— Профессию не пришлось долго выбирать?

— В обычной школе мне не сильно нравилось. А в школе я тупо терпела, просто отсиживала уроки. Я любила музыкалку. Мне повезло с педагогами, многое зависит от людей, которые тебя окружают. Моя главная компания была в музыкальной школе. Я не сомневалась в выборе профессии никогда.

— Ваш сын учится в музыкальной школе?

— Музыкальное направление нам вообще не интересно. Моему сыну 8 лет, он живет в любви и занимается тем, чем ему нравится. Ходит в бассейн, увлекается техническими идеями. Я спокойна за него, потому что знаю, что человек всегда придет к тому, что станет центром его интересов. У меня таким центром стала музыка, что будет у него, посмотрим.

Наигранная свадьба

Свадебное торжество прошло в ресторане «Метрополь», где собралось много знатных гостей. В числе приглашенных были известные политики и самые богатые люди столицы, работники театра.

Невеста вышла к гостям в роскошном театральном наряде, голову украшал венок и фата. Со стороны все это смотрелось искусственно, как в сказке. Надя ощущала себя на собственной свадьбе, как на очередном спектакле. Этот союз она воспринимала, как обычный «звездный дуэт», созданный в угоду публике. Причина таится не в отсутствии желания заводить семью, а в разных взглядах на жизнь.

Одной из причин разногласий выступает разница в возрасте, ведь Вячеслав был старше своей избранницы на 8 лет. И она была благодарна ему за быстрое продвижение в карьере. Он выступал на сцене Большого театра с 68-го года. Здесь мужчина обзавелся хорошими знакомыми, которые помогли Надежде обрести популярность.

Личная жизнь

Личная жизнь Надежды Павловой складывалась не так благополучно, как ее исполнительская карьера. Когда начинающая звезда переступила порог Большого театра, основным сценическим партером Павловой стал Вячеслав Михайлович Гордеев, который был старше ее на 8 лет. Довольно быстро творческий союз перерос в полноценный служебный роман. Уже в 1975 году они оформили отношения официально, став мужем и женой. На скромной свадьбе звездного дуэта, за личной жизнью которого следила вся театральная публика, присутствовала московская элита тех лет.

Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев

Брак просуществовал десять лет, но, как позже расскажет Павлова, общего у них с Гордеевым было мало, а настоящих чувств не было вовсе. Главным разногласием было то, что муж хотел настоящую семью и детей, а для Павловой на первом месте была профессия.

Окончательно пара рассталась в 1986 году. Развод с Гордеевым она получила быстро, хотя это и породило бурю общественного негодования, ведь никто не знал, что творилось в их семье на самом деле. В свои 28 лет балерина была на пике карьеры, но неудачи в личной жизни сильно повлияли на ее ментальное здоровье и ей пришлось обратиться к психотерапевту. Тогда Надежда Павлова наконец-то встретила настоящую любовь. Константин Михайлович Окулевич стал ее лечащим врачом, а позже и любимым мужем.

Надежда Павлова и Константин Окулевич

Второй брак Надежды Павловой стал удачным и длится по сей день, пара счастливо живет в Москве, несмотря на то, что детей у них нет.

Биография

Родилась Надежда в городе Чебоксары 15 мая 1956 года. Семья была многодетная, отец работал рентгенотехником, а ее мама работала воспитательницей в обычном детском саду.

С 7 лет Надя занималась в хореографическом кружке при местном Доме Пионеров. В 1966 году в Чебоксары приехали педагоги из Пермского хореографического училища в поисках хореографически одаренных детей. Юную Павлову заметили и предложили ей учебу в Перми.

Девочку вела Людмила Павловна Сахарова – педагог, придерживающийся методики преподавания, основанной на слиянии классической ленинградской и московской балетной школы.

Во время учебы Надежда принимала активное участие в постановках Пермского театра оперы и балета, где исполняла различные детские партии.

Также она выступала в концертах с номерами, которые поставил для нее М. Газиев: «Озорница», «Девочка и эхо» и «Маленькая балерина».

В 1970 году во время гастролей в Москве юную балерину заметили столичные педагоги и рецензенты, которые отозвались о ней весьма тепло.

Отношения с коллегами

Сегодня можно многое узнать о «высоких отношениях» между артистами театра. Особенно это касается балета. Но это сегодня, а в 70-е годы в СССР эта тема публично обсуждаться просто не могла, несмотря на то, что факты имели место: битое стекло, иголки, гвозди, да мало ли что..

И хотя солист балета Гордеев ни в чем таком никого не подозревал, но помнит случай на спектакле «Тщетная предосторожность» и вонзившийся в ногу гвоздь, происхождение которого непонятно, ведь сцена тщательно проверялась… Объясняется все просто, зависть, ревность, страх перед новыми, сильными талантами

Вряд ли на такое были способны Плисецкая или Лиепа — эти гении любили искусство в себе. Но достаточно было и любящих себя в искусстве.

После тяжелейшей травмы (разрыв ахиллова сухожилия) на Гордееве был поставлен жирный крест, после такого еще никто в балет не возвращался. И многие коллеги тогда в него не верили, предрекая завершение карьеры. Но ему удалось вернуться.

Хотя были и истерики, и депрессия, и чудовищная боль, через которую прорвался в любимое дело, через пол-года он был на сцене в «Мелодии» Дворжака, а еще через год — сложнейшее па-де-де из «Дон Кихота».

Биография[править | править код]

В детстве занимался в самодеятельной хореографической студии при клубе «Красный Октябрь» в Тушино. В 1968 году окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова.

В 1968—1989 годах — солист балета Большого театра, где репетировал под руководством Алексея Варламова. В 1973—1985 годах — постоянный сценический партнёр балерины Надежды Павловой.

В 1981 году дебютировал как балетмейстер, поставив хореографические миниатюры «Пассакалия» на музыку Г. Ф. Генделя, «Встреча» на музыку М. Таривердиева, телебалет «Поэмы» на музыку Ф. Листа, состоящий из 3 новелл: «Гамлет», «Мазепа», «Орфей и Эвридика», совместно с Б. Е. Барановским, где исполнил главные мужские партии. В 1982 году поставил номер «Гусляр» на музыку В. Кикты, в 1983, совместно с балетмейстером Б. Е. Барановским — две миниатюры для своих творческих вечеров с Н. Павловой — «Слепая» и «Каприччио на цыганские темы» на музыку С. В. Рахманинова.

Участвовал в гастролях за рубежом.

В 1983 году окончил факультет журналистики Московского университета им. М. Ломоносова, в 1987 году — балетмейстерский факультет ГИТИСа (ныне Российский институт театрального искусства).

В 1984 году возглавил Ансамбль классического балета («Московский балет») Московской областной филармонии, преобразованный в дальнейшем в Московский областной государственный театр «Русский балет», которым руководил до 1995 года, в 1997—2007 и с 2008 года. В 2020 году театру под его руководством присвоено почётное звание академический.

В 1993—1998 годах вёл курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИСе, с 1998 — профессор кафедры хореографии Государственной академии славянской культуры (Москва).

В 1995—1997 годах был художественным руководителем балета Большого театра. В 1996 году был режиссёром-постановщиком юбилейного концерта балерины Ольги Лепешинской в Большом театре. В 2003—2006 годах был художественным руководителем балета Екатеринбургского театра оперы и балета.

В 2004 году выступил хореографом-постановщиком комедии-балета «Любовь глазами сыщика» по пьесе П. Шеффера в Московском театре имени В. Маяковского (режиссёр С. Н. Арцибашев).

Член Комиссии по хореографии Союза театральных деятелей РФ. Неоднократно выступал в качестве председателя жюри международных конкурсов артистов балета — в Японии (Осака), Корее, Душанбе. С 1999 года — официальный представитель Фонда Р. Нуреева в России и странах СНГ.

В 2005 году открыл школу-студию классического и современного танца при театре «Русский балет». В 2010 году учредил некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд Вячеслава Гордеева». В 2016 году заявил о самостоятельном строительстве балетной школы на собственном дачном участке в поселке Валентиновка, так как «всем нравится моя идея, но деньги под нее никто не дает».

Общественная позицияправить | править код

С 2007 по 2011 год — депутат Московской областной думы IV созыва от партии «Единая Россия», заместитель председателя Комитета по вопросам образования, культуры, спорта, делам молодежи и туризма.

В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Семьяправить | править код

  • Отец — Михаил Васильевич, во время войны — сотрудник в конструкторском бюро Тушинского машиностроительного завода.
  • Мать — Любовь Николаевна, во время войны — инженер-нормировщик Тушинского машиностроительного завода.
  • Первая жена (1975—1986) — Надежда Васильевна Павлова (р. 1956), балерина Большого театра (1975—1995), народная артистка СССР (1984).
  • Вторая жена — Майя Саидова (Гордеева), заведующая музыкальной частью Московского областного государственного театра «Русский балет».
    • Сын — Дмитрий (р. 1995)
    • Дочь — Любовь (р. 1993).
  • Третья жена — Оксана Золотарева, пианистка, звукорежиссер.

Школа

Балет я увидел по телевизору – фильм «Ромео и Джульетта» с Галиной Улановой. Мне только исполнилось десять лет, и я не мог оторваться от маленького черно-белого экрана. Стал просить маму отвести меня в танцевальный кружок. До этого я осваивал аккордеон, с ним взаимной любви не сложилось. Мама, человек музыкальный и поющий, немного расстраивалась. Играл на немецком трофейном инструменте: в годы войны мама дошла до Берлина, откуда его и привезла. Все свободное время пропадал на стадионе рядом с Лодочной улицей, где мы жили, – постигал понемножку разные виды спорта.
Балетная студия нашлась в нашем Тушино – в клубе «Красный Октябрь», сейчас это – Дворец культуры, база хореографического училища «Гжель». С дачи на Истре я, пятиклассник, ездил на занятия на велосипеде. Мне нравилось танцевать, но я знал, что поступать мне в Суворовское училище. Военным дирижером мечтала меня видеть мама, и я с ней не спорил. Сложнейшие экзамены выдержал успешно. Получив документы о зачислении, решили мы с мамой прогуляться по центру. Идем по Пушечной улице и видим объявление о дополнительном наборе особо одаренных детей на интенсивное шестилетнее обучение в хореографическое училище. Уговорил маму попробовать: «Мы же ничего не теряем, мне так нравится танцевать, документы – с нами». Вошли во внутренний дворик, а там – толпа детей. Записались на просмотр, долго ждали, когда вызовут. Приемной комиссии я понравился и стал одним из трех счастливчиков, которых зачислили. Экзамен держали шестьсот ребят.
Мне казалось, что в классе я первый, и все школьные годы пытался удерживать это лидерство. Улучшаться хотел все время, неудержимо тянуло к рекордам, да и интересно было. Процесс экспериментов над собой был запущен в школьные годы и продолжался в театре. Он оказался необратимым. Класс повторял два-три раза в день – так советовал мой замечательный педагог Петр Пестов. Выполнял в день не менее тысячи прыжков – «воспитывал» ноги. Наверное, позвоночник садился, но об этом я не думал. Допрыгался – разорвал «ахилл» на самом пике карьеры. Вопреки прогнозам вернулся на сцену – коллеги удивились.