Содержание
Семья. Личная жизнь
При всей видимости благополучия жизнь у Веры Петровны Марецкой была очень непростая. Её братья Дмитрий и Григорий (советские журналисты) были расстреляны в 30-е годы как последователи Бухарина, сестра Татьяна исключена из партии и несколько лет провела в тюрьме, затем получив поражение в правах (запрет на проживание в Москве).
Будучи совсем юной девушкой, в 1924 году Марецкая вышла замуж за Ю. А. Завадского, родила сына, но потом муж ушёл к Галине Улановой, оставив Марецкую с сыном на руках. В 1940 годуактриса вышла замуж за малоизвестного актёра Георгия Троицкого (погиб в 1943 на Великой Отечественной войне) и родила дочь Машу, которая в дальнейшем вышла замуж за молодого учёного. Но что-то в их жизни пошло не так, и через несколько лет молодой человек покончил жизнь самоубийством. Дочь Марецкой была потрясена этим горем и попала в неврологическую клинику.
Вера Марецкая, для того чтобы отвлечься и не обращать внимания на постоянные головные боли, работает с утра до ночи. Но болезнь даёт о себе знать и, после обследования, ей ставится диагноз «опухоль головного мозга».
Последней ролью актрисы была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Потом последовала вторая операция, после которой Марецкая ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.
17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая умерла. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
Родились в один день
Дата рождения: 31.07.1906. Возраст: 115.
Знак зодиака: Лев
.
Гороскопы для Льва: гороскоп на сегодня,
гороскоп на завтра,
гороскоп на неделю,
гороскоп на месяц,
гороскоп на год.
До следующего дня рождения осталось дней: 316 дней.
ЯКУБОВИЧ Леонид Аркадьевич
Советский и российский телеведущий, актёр, сценарист, писатель, продюсер
1 место
ПЬЕХА Эдита Станиславовна
Певица
2 место
ГРАБОРОВ Антон
Руководитель блока «Цифровой бизнес» УК «Альфа-Капитал»
3 место
ГАЛЬПЕРИН Геннадий Аронович
Председатель Правления — Генеральный директор ПАО СК «Росгосстрах»
4 место
ГЕРЧАКОВ Евгений Аркадьевич
Актер
5 место
СОКОЛОВА Любовь Сергеевна
Актриса
6 место
ЗАКОШАНСКИЙ Леонид
Актер
7 место
АКСЕНОВ Олег Васильевич
начальник Управления информации
8 место
ЦАЛИКОВ Руслан Хаджисмелович
Первый заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
9 место
ЕНДОВИЦКИЙ Виталий Васильевич
актер театра и кино
10 место
КОЛМАКОВ Александр Петрович
Первый заместитель Министра обороны РФ
11 место
ФИЛИМОНОВ Роман Евгеньевич
Заместитель председателя правительства Московской области
12 место
АВЕЕВА Ева Владимировна
Актриса
13 место
МАЛКИН Евгений Владимирович
Хоккеист, нападающий
14 место
Все будет хорошо?
Дверь в палату снова открылась. На большом подносе медсестра внесла завтрак — манную кашу, белый хлеб («Сколько раз можно повторять, что мучное она не ест?»), масло и кофе.
— Вера Петровна, приятного аппетита! Вы непременно должны позавтракать. Вот увидите, все будет хорошо. Вы обязательно поправитесь.
Советская российская актриса театра и кино Вера Петровна Марецкая с дочкой въезжают в новую квартиру. 1947 год. Фото: РИА Новости
Ага, поправится. Первый раз ей об этом сказали в 69-м, когда она попала в больницу с диагнозом «мастопатия». Опухоль была злокачественной. Но после пятичасовой операции врачи успокоили, что все будет нормально. Успели. И первое время действительно все вроде бы было хорошо. Но в 73-м, садясь в машину, она сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая стала расти. И страшно болела! Во время одной из репетиций боль стала такой невыносимой, что она потеряла сознание и упала в обморок. Это был, пожалуй, второй случай, когда Юрочка видел ее беспомощной. «Теперь у тебя в театре есть падшая женщина», — придя в себя, улыбнулась она, глядя ему в глаза.
Врачи и тогда пообещали, что ничего страшного больше не произойдет. Пообещали и… фактически поселили в больнице — месяц разрешали выходить на сцену, а потом месяц держали в палате. Потом снова на месяц отпускали играть и вновь клали в больницу. И при этом все время говорили, что она поправляется, поправляется, поправляется…
Юрочку тоже успокаивали, и он тоже поначалу верил. И она вместе с ним верила. Пока… Пока, почти как сегодня, не скрипнула дверь палаты и профессор, старась не смотреть ей в глаза, сообщил, что Юрий Александрович Завадский скончался. Первой о его смерти почему-то сообщили ей, хотя мужем и женой они не были уже больше сорока лет. Хотя что за глупое «почему-то»?! Разве могло быть как-то иначе?
Статья по теме
Фаина Раневская: «В жизни мне больше всего помешала душа»
Вся ее жизнь была связана с Завадским, его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами. Он требовал ее к себе (где бы она ни была) даже тогда, когда у него просто болела голова. Ей потом передавали, что Раневская, приходя в театр, передразнивает «Ве-Пе»: «Ребенку требуется мамочка!»
Странная вещь — судьба. Странная и страшная. Первый раз она подумала об этом в 37-м, когда стало известно об аресте и расстреле двух ее братьев — Мити и Гриши. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке», оба — ученики Бухарина. Как она умоляла лубянских начальников дать ей хотя бы возможность повидать братьев! Куда там! Единственное, что позволили, — усыновить Шурку, племянника. Сын с дочерью нормально приняли нового брата.
Другой раз свою несправедливость судьба продемонстрировала ей в сорок первом. Только-только закончились съемки фильма «Она защищает Родину». После первого показа, на котором были все свои, ни один человек не сказал ей ни одного доброго слова. Все почему-то смотрели мимо. «Неужели я завалила роль?» — терзалась всю ночь Марецкая. Все выяснилось утром следующего дня: за час до премьеры на студию пришла похоронка. Погиб ее второй муж — Георгий Троицкий, Троша.
Кадр из фильма «Мать». Фото: РИА Новости
Фильмы
Как это часто бывает, путь молодой актрисы на экран начался с театральных подмостков. В 1924-м году Юрий Завадский, актер театра Вахтангова, основал собственную театральную студию. Вера Марецкая, в этом же году окончив театральную студию, приняла приглашение Завадского стать актрисой его проекта. Актерская биография Веры Марецкой началась со сложных возрастных ролей. Юной лицедейке с легкостью удавалось изображать комедийных старух и степенных матрон, умудренных жизненным опытом.
Вера Марецкая в театре
Актрису начали узнавать, заядлые театралы стали приходить в театр «на Марецкую», а поклонники пытались достать фото Веры Марецкой для своих коллекций. Однако это было лишь начало. Впервые Вера Петровна снялась в кино в 19 лет, в 1925-м. Ей досталась скромная роль в фильме «Его призыв», драме Якова Протазанова. В этом же году Протазанов пригласил Марецкую на роль в картине «Закройщик из Торжка». Наивная девушка Катя, сыгранная Верой Петровной, покорила зрителей своей простотой и открытостью. С тех пор приглашения режиссеров стали постоянными.
Вера Марецкая в фильме «Закройщик из Торжка»
Фильмография Веры Марецкой постепенно пополнялась: за три года девушка поработала на съемочной площадке фильмов «Стыдно сказать», «Земля в плену», «Живой труп», а также в сатире «Дом на Трубной» режиссера Бориса Барнета. Следующая яркая роль досталась Вере Марецкой в 1935-м.
В картине «Любовь и ненависть», которая освещала события 1919 года, Вера Петровна сыграла энергичную и яркую шахтерку Веру, которая сподвигла женщин вступить в бой против белогвардейцев. В этом фильме детально рассмотрена тема становления женской силы воли и характера, которую Марецкой прекрасно удалось раскрыть. С тех пор этот мотив станет явно прослеживаться в ее киноработах.
Вера Марецкая в фильме «Любовь и ненависть»
Несмотря на то, что реалии времени в буквальном смысле слова заставляли режиссеров снимать фильмы, пропитанные коммунистической пропагандой, актрисе удавалось «оживлять» своих героинь, искренне передавать чувства и образы обычных женщин той эпохи, с их скромными радостями и горестями. Особенно полюбились зрителям картины «Поколение победителей» и «Член правительства». Параллельно со съемками Марецкая продолжала работать на театральной сцене. Ее таланта хватало на все.
Вера Марецкая в фильме «Член правительства»
В 1942 году актрису наградили Сталинской премией за главную роль в спектакле «Надежда Дурова». Вторая Сталинская премия была вручена Вере Петровне за роль Прасковьи Лукьяновой в кинокартине «Она защищает Родину». Помимо главных ролей, доставались Марецкой и эпизоды, однако и они запоминались зрителям яркой актерской игрой Веры Петровны — чего только стоит появление актрисы в комедийной картине «Свадьба».
Вера Марецкая в фильме «Она защищает Родину»
Драма Марка Донского под названием «Сельская учительница» стала настоящим кинотриумфом Марецкой. Этот послевоенный фильм, рассказывающий о судьбе скромной учительницы, не оставил равнодушными ни поклонников актрисы, ни именитых критиков.
Вера Марецкая в фильме «Сельская учительница»
Сама актриса будет потом вспоминать:
Эта роль Веры Петровны также отмечена Сталинской премией. Среди поздних работ актрисы стоит отметить главные роли в фильмах «Мать», «Ночной звонок» и «Легкая жизнь». Это были последние роли Марецкой. В дальнейшем Вера Петровна служила в театре Моссовета, выходя на сцену даже будучи смертельно больной.
Роман с Ростиславом Пляттом
Ростислав Плятт учился актёрскому мастерству на курсе Завадского. Они подружились, насколько это было возможно в отношениях наставник — ученик. Плятт крепко влюбился в молодую жену Завадского — Веру Марецкую. Рабочие и дружеские отношения не перевесили: любовь актёра к жене Мастера оказалась сильнее.
Удивительно то, что их отношения считаются едва ли не единственным актёрским романом, о котором знало только ближайшее окружение, слухи не вышли на просторы страны. Несмотря на то, что оба вели двойную жизнь, коллеги их не осуждали — настолько велик был масштаб и репутация обоих.
После смерти Завадского в 1977 году Плятт всё-таки ушёл из семьи, решив сделать предложение своей возлюбленной. Однако Вера Петровна отказала ему, сославшись на то, что уже стара да и тяжело больна для семейных отношений. Плятт сказал у гроба: «Ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая».
До конца своей жизни, а это произошло в 1989 году, Плятт сохранил в своём сердце тёплое чувство к Марецкой, то и дело возвращаясь воспоминаниями к её ролям в театре и главной роли в его собственной жизни.
Вера Марецкая
Актриса театра и кино Вера Марецкая была ни на кого не похожей — ни в момент поступления в училище, ни потом, когда играла на сцене и в кино. Талант ее — яркий, самобытный — не умещался в рамки одного амплуа или принятой в определенную эпоху манеры игры.
На вступительных экзаменах в Школе-студии Вахтангова абитуриентка Марецкая вызвала недоумение. «Нас смущало то, что она была ни на кого не похожей, — вспоминал позже режиссер Юрий Завадский. — Толстенькая, смешная, растрепанная девчонка… И вдруг она выдала!»
Вера Марецкая действительно была ни на кого не похожей. По сей день созданные ею кинообразы не стареют. «Роковая» Змеюкина в «Свадьбе», кокетливая девчонка Катя в картине «Закройщик из Торжка», неловкая домработница Параша из «Дома на Трубной». И даже монументальные роли в этапных для советского кино 30–40-х годов фильмах Марецкая очеловечила. «Простая русская баба» Александра Соколова («Член правительства»), партизанка Прасковья Лукьянова («Она защищает Родину»), самоотверженная учительница Варвара Мартынова («Сельская учительница») — возможно, именно работы Марецкой сегодня примиряют зрителя с этими фильмами-раритетами.
Кадр из фильма «Закройщик из Торжка» (1925)
Кадр из фильма «Дом на Трубной» (1928)
Кадр из фильма «Свадьба» (1944)
Актерская судьба Веры Марецкой сложилась счастливо, она до конца жизни была востребована в театре, сыграла значительные роли в кино. Народная артистка СССР, лауреатка четырех Сталинских премий, Марецкая не сломалась под тяжестью семейных драм — хотя кто знает, чего ей стоило держать удары. В 1937-м расстреляли двух ее братьев — видных журналистов, соратников Бухарина. В начале войны арестовали младшую сестру. Вера Петровна забрала в свою семью племянника и запретила своему собственному сыну расспрашивать брата об исчезнувшей матери.
В годы войны Марецкая вместе с Театром им. Моссовета находилась в Алма-Ате — продолжала играть в спектаклях и снималась в кино, ведь в столице Казахстана действовала тогда главная объединенная киностудия страны (ЦОКС). Коллектив Завадского перед войной не успел еще толком обжиться в столице — с 1936-го по 1940-й студия молодых вахтанговцев работала в Ростове-на-Дону, в стенах огромного Театра драмы им. Горького. Актерам невероятно тяжело было освоить гигантский зал с плохой акустикой, там начались первые проблемы Марецкой с голосовыми связками, которые потом, увы, развились в хронический процесс. Но актриса даже не могла помыслить о пути, отдельном от коллектива Завадского.
С этим театром оказалась связана вся ее жизнь. Вместе они начинали — в нищете, но с верой в свою миссию — развивать учение Вахтангова так, как им казалось нужным. Перспективную молодую актрису Марецкую приглашали в свои театры Станиславский и Мейерхольд, но она оставалась верна Завадскому. И не только потому, что какое-то время он был ее мужем. Марецкая и Завадский недолго прожили вместе, но как актриса и режиссер работали около полувека, относились друг к другу с огромным уважением и нежностью.
Из бедной студии театр Завадского превратился со временем в один из главных и самых успешных театров Москвы — Театр им. Моссовета. И Вера Петровна Марецкая заняла в коллективе подобающее ей место. В звездной труппе состояли такие любимцы публики, как Фаина Раневская, Любовь Орлова, Ростислав Плятт, но Марецкая была по-особому дорога публике театра. В последние годы актрису мучил тяжелый недуг, но она не сдавалась, не подавала виду, что плохо себя чувствует. Играла главную роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж», которую исполняли до того Раневская и Орлова.
Кадр из фильма «Мать» (1955)
Кадр из фильма «Странная миссис Сэвидж» (1975)
Кадр из фильма «Полюшко-поле» (1956)
В памяти коллег Вера Марецкая осталась энергичной, озорной и преданной своему театру. Хорошо, что сохранились документальные материалы, где Вера Петровна сама рассказывает о себе (например, такие использованы авторами документального фильма «Острова. Вера Марецкая»). Из них и мы можем сложить образ этой актрисы — личности яркой, независимой, но очень организованной и собранной.
Какой след оставила после себя
Вера Марецкая – одна из самых востребованных и талантливейших актрис времен СССР. В истории театрального искусства и кинематографа ее имя стоит в самых первых рядах, наряду с Орловой и Раневской. Ее мастерство перевоплощения было безграничным, и поэтому у нее не было определенного амплуа; она могла играть любые роли и любые характеры очень искренне и правдиво. Этим актриса заслужила любовь и восхищение своих зрителей, которые буквально носили ее на руках. И если бы тогда были такие понятия как кумир или звезда, то все это в полной мере можно было сказать о выдающейся актрисе Вере Петровне Марецкой.
Примечания
- ↑ Каталог Немецкой национальной библиотеки (нем.)
- ↑ Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С. И. Юткевич. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — С. —254. — 832 с.
- ↑ Леонид Филатов. Чтобы помнили. Вера Марецкая. РЕН ТВ (2003)
- ↑ Ягункова Л. Д. Вера Марецкая. — М.: Эксмо, 2006. — С. 10, 88, 138, 160—167, 258, 500. — 512 с. — ISBN 5-699-17113-4.
- . Открытый список.
- . Открытый список.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16.
- В первую очередь быть гражданином // Огонёк. — М., 1983. — № 9. — С. 28.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 16—17.
- Член правительства // Советский экран. — М., 1957. — № 19. — С. 12.
- Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 50.
- ↑ Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 321.
- Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335.
- Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 232.
- Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 352.
- Кино на войне. Документы и свидетельства. — М.: Материн, 2005. — С. 335—336.
- ↑ Шерель А. то Вы знаете о Марецкой? // Газета «Ангарские огни». — 1972. — № 31. — С. 4.
- Большаков И. Советское киноискусство в годы Великой Отечественной войны. — 2-е изд.. — Госкиноиздат, 1950. — С. 52.
- Советские художественные фильмы. Аннотированный каталог. Т. 2. Звуковые фильмы (1930—1957 гг.). — М.: Гос. изд-во «Искусство», 1961. — С. 396.
- ↑ Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 20.
- ↑ Сельская учительница // Журнал «Новые фильмы». — март 1982 г.. — С. 9—10.
- Большаков И. Г. Советское киноискусство в послевоенные годы. — М.: Изд-во „Знание“, 1952. — С. 21.
- О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и кинематографии за 1947 год // Газета «Большевик». — Советск, 7 апреля 1948. — № 41 (65). — С. 2.
- ↑ . damaglamura.com. Дата обращения: 9 июля 2020.
- . Могилы знаменитостей.
- . Память народа.
- admin. . Дата обращения: 12 июля 2020.
- . nvrsk-kostomarovo.ru. Дата обращения: 12 июля 2020.
- Мемориальные доски Москвы: справочное издание / Департамент культурного наследия города Москвы. ― М., 2018. ― С. 176. — 512 с.: ил.
Биография
Вера Петровна Марецкая родилась 31 июля 1906 года в деревне Барвиха Московской области. В 1924 окончила Школу-студию при Театре им. Вахтангова. Здесь произошла встреча Марецкой с Ю. А. Завадским, под руководством которого актриса работала все последующие годы. В 1924—27 годах Марецкая играла в студии под руководством Завадского, с 1927 года — в его Театре-студии. Этот первый период творчества Марецкой ознаменован острым интересом к характерным, главным образом комедийным, ролям, склонностью к внешнему перевоплощению. Здесь начали проявляться главные черты творческой индивидуальности актрисы: использование разнообразных сценических красок, широта диапазона — от гротескной характерности до тончайшей лирики, мастерство диалога, смелость и оригинальность сценических находок. Марецкая играла и старух — мадам Соковнина («Простая вещь» Лавренёва), фрау Шнютхен («Компас» Газенклевера). Но наибольший успех принесли актрисе роли предприимчивой, обаятельной и циничной Глафиры («Волки и овцы»), экстравагантной Бетти Дорланж («Школа неплательщиков» Вернея). Второй период творчества Марецкой- 1936—40 гг., когда Театр-студия под руководством Завадского работала в Ростове-на-Дону. В эти годы актриса обращается к драматическим ролям (Любовь Яровая), к народным характерам (Лиза — «Горе от ума»; Марина — «На берегу Невы» Тренёва). Вершиной этого периода является исполнение Марецкой роли колхозницы Соколовой в фильме «Член правительства» (1939). Судьба Марецкой прочно связана с Театром им. Моссовета с 1940 года. Здесь Марецкая. сыграла роли Мирандолины в «Хозяйке гостиницы» К. Гольдони (1940) и заглавную роль в «Машеньке» А. Афиногенова (1941), раскрывающие два основных направления в творчестве актрисы: склонность к комедийным ролям, исполненным яркого юмора, и к ролям, передающим душевный мир чувства подростка. Лучшими ролями, развивавшими эти два направления, были роли молодых девушек, стоящих на пороге жизни: в «Надежде Дуровой» Кочеткова и Липскерова (1941), Вари («Встреча в темноте» Ф. Кнорре, 1944) и остро характерные роли: Живки («Госпожа министерша» Нушича, 1946), Катрин Лефёвр («Катрин Лефёвр» Сарду и Моро, 1956) и др. В сценических образах Марецкая раскрывается многообразие женских судеб. Это и Леди в спектакле «Орфей спускается в ад» Уильямса и Мюкелина-Лисистрата в пьесе Хикмета и Комиссаржевского «Бунт женщин» (1962), героиня комедии А. Софронова «Миллион за улыбку» и вдова полковника в спектакле «Врачи ничего не знают» Ю. Смуцла (1966) и др. Роль миссис Сэвидж в «Странной миссис Сэвидж» Д. Патрика стала для Марецкой последней на сцене театра имени Моссовета. Роли Веры Петровны Марецкой в театре имени Моссовета: «Трактирщица» — Мирандолина, «Машенька» — Машенька, «Надежда Дурова» — Надежда, «Встреча в темноте» — Варя, «Чайка» — Маша, «Госпожа министерша» — Живка, «Без вины виноватые» — Елена Ивановна Кручинина, «Мадлен Годар» — Мадлен Годар, «Рассвет над Москвой» — Капитолина Андреевна, «Шторм» — Редактор, «Маскарад» — Баронесса Штраль, «Варвара Волкова» — Волкова Варвара Алексеевна, «Кража» — Маргарэт Чалмерс, «Катрин Лефевр» — Катрин Лефевр, «Дали неоглядные» — Анна Павловна Ракитина, «Корнелия» — Корнелия, «Миллион за улыбку» — Ольга Федоровна Карташева, «Леший» — Елена Андреевна, «Орфей спускается в ад» — Леди Торренс, «Бунт женщин» — Мюкэлена, «Дядюшкин сон» — Мария Александровна Москалева, «Аплодисменты» — Янукова Наталья Сергеевна, «Петербургские сновидения» — Пульхерия Александровна, «Спектакль – концерт» — Ведущая, «Иудушка Головлев» — Евпраксеюшка, «…Золото, золото – сердце народное!» — Матрена Тимофеевна, «Странная миссис Сэвидж» — Миссис Этель Сэвидж. Снималась в кинофильмах: «Его призыв» («23 января»), «Закройщик из Торжка», «Зеленый змий», «Отец», «Дон Диего и Пелагея», «Земля в плену», «Дом на Трубной», «Простые сердца», «Живой труп», «Сто двадцать тысяч в год», «Два — Бульди — два», «Мировое имя», «Стыдно сказать», «Черный барак», «Четыре визита Самуэля Вульфа», «Любовь и ненависть», «Поколение победителей», «Зори Парижа», «Член правительства», «Дело Артамоновых», «Возвращаю удар», «Котовский», «Она защищает Родину», «Свадьба», «Сельская учительница», «У них есть Родина», «Мать», «Полюшко-поле», «Среди добрых людей», «Легкая жизнь», «Ночной звонок». Вера Петровна Марецкая скончалась 17 августа 1978 года. Покоится на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь
Первым мужем актрисы стал ее педагог и режиссер Юрий Завадский. Он помогал становлению таланта Марецкой, семья была счастлива в течение 5 лет. Налаженное хозяйство, устроенный быт и общий сын Женя не помогли удержать Завадского – причиной разрыва стал бурный роман с балериной Галиной Улановой. Режиссер был вынужден уйти из семьи, но сохранил теплые отношения с бывшей женой и продолжал приглашать ее на роли.
Оправившись от личной трагедии, Вера Петровна решила связать жизнь с актером Георгием Троицким. Он уступал знаменитой жене в таланте и успехе, но отношения супругов были стабильными и теплыми. В новом браке актриса родила дочь Марию. Однако семейное счастье было недолгим – в начале войны муж ушел на фронт, а в 1943 году актриса получила известие о его гибели.
После смерти второго мужа актриса полностью сосредоточилась на карьере. Однако успешную работу прервала неожиданная болезнь. Страдая постоянными головными болями, Вера Петровна не спешила обращаться к врачу. Когда же медицинский осмотр все же состоялся, диагноз звучал приговором – рак головного мозга в запущенной стадии. Марецкая мужественно перенесла многочисленные сеансы химиотерапии, не прерывая работы в театре. Однако усилия врачей были напрасными – в августе 1978 года Народная артистка скончалась.
Вера Петровна похоронена на Новодевичьем кладбище, на ее могиле всегда лежат свежие цветы. Дочь Мария пошла по стопам матери и тоже стала актрисой.
Актриса у радиомикрофона.
Последние годы жизни Марецкая отчаянно боролась с неизлечимой болезнью. Но она нашла применение своему таланту. Много самых разных содержательных ролей было создано ею на радио. Эти работы всегда были событием и вызывали огромный отклик у аудитории. Она участвовала в таких радиокомпозициях, как Мать
А.М.Горького,Как ставится пьеса К.Чапека,Фиалка В.Катаева,Письма к незнакомке А.Моруа,Воспоминания о Саре Бернар и Элеоноре Дузе и многих других. Голосовые нюансы, точная логика мысли, умение раскрыть замысел средствами звука, – всеми этими качествами Марецкая владела в совершенстве, что помогло ей значительно продлить свою творческую жизнь.
Умерла Вера Марецкая 17 августа 1978.
Треть столетия — целая эпоха
Сороковые годы были лучшими как для Марецкой — театральной актрисы, так и для Марецкой — актрисы кино. Именно в это время были сняты ее лучшие фильмы («Свадьба», «Сельская учительница») и поставлены лучшие спектакли («Трактирщица», «Машенька», «Любовью не шутят»). Омрачало эти годы только одно известие: в самом начале войны погиб ее второй муж, ушедший на фронт добровольцем. Больше Вера Марецкая замуж не выходила.
В 50-60-е годы съемок в кино было намного меньше. Интересные работы были в фильмах «Мать», «Легкая жизнь». В Театре Моссовета спектаклей и ролей было намного больше — «Враги», «Кража» и другие. Она очень любила театр и всегда работала с особой самоотверженностью.
До конца своей жизни Марецкая была для своего первого мужа актрисой номер один. Но ему приходилось аккуратно лавировать еще и между Орловой и Раневской, разделявшими ту же сцену. А это было непросто.
Марецкая продолжала играть. Ее дочь Маша вышла замуж, но спустя несколько лет ее муж повесился. Актриса поддерживала дочь всеми силами, несмотря на мучившую ее почти постоянно головную боль. Ростислав Плятт и Юрий Завадский чуть ли не силой заставили ее пройти обследование, результат которого был неутешителен: рак головного мозга.
После озвучивания диагноза Завадский решил отдать ей роль миссис Сэвидж, которую до этого играла Раневская, а потом — Орлова. Но случилось так, что и Орлова тогда тоже болела, поэтому она сражалась за эту роль.
Марецкая теперь часть времени проводила в театре, а часть в больнице — лечение, операции… Вскоре там же оказалась и Орлова. Вера Петровна писала ей маленькие записки в другую палату, но Орлова, все еще обижаясь на нее из-за роли миссис Сэвидж, отвечала молчанием.
Она умерла первая, в январе 75-го. Марецкая была на панихиде. После, будучи уже почти без сил от болезни, она продолжала работать и в больнице. Вскоре в этих же стенах оказался и Завадский. Как и прежде, они с бывшей женой обменивались записками, приветами и рисунками. Он умер в 1977 году. Марецкой сообщили об этом первой. Она пережила его всего на год, уйдя из жизни 17 августа 1978 года.
В ТЕМУ
О чувстве юмора Марецкой ходили настоящие легенды: по этой части, пожалуй, она могла составить достойную конкуренцию Фаине Раневской. Неудивительно, что обе великие актрисы были добрыми подругами!
Вера Петровна загорает на южном пляже. Загорает очень своеобразно: на женском лежбище, где дамы сбросили даже легкие купальнички, знаменитая актриса лежит на топчане в платье, подставив солнцу только руки, ноги и лицо. Проходящая мимо приятельница замечает:
— Что это вы, Верочка? Здесь все голые, а вы вон как…
— Ах, дорогая, — вздыхает Марецкая, — я загораю для моих зрителей! Они любят меня; я выйду на сцену — тысяча людей ахнут от моего загорелого лица, от моих рук, ног… А кто увидит мое загорелое тело — кроме мужа, человек пять-шесть? Стоит ли стараться?
* * *
Чтобы получить добро на один из сценариев, режиссер Исаак Магитон как-то попросил Веру Петровну Марецкую написать на себя характеристику. Через минуту она вручила ему чистый лист бумаги, на котором сверху стояла надпись: «Характеристика», а внизу — подпись: «Народная артистка СССР Вера Марецкая». «Остальное напишешь сам», — сказала Вера Петровна.