Майя кристалинская — биография, новости, личная жизнь

Содержание

Майя Кристалинская: биография

Майя Кристалинская – известная советская певица с уникальным голосом. Она пела так, словно давно знала слушателя, чем и притягивала граждан всей страны. Для каждого Майя казалась родной и знакомой девушкой.

В конце двадцатых годов прошлого века в семье Валентины и Владимира Кристалинского (вопреки распространённому мнению, это настоящая фамилия, а не псевдоним), работавшего редактором в нескольких печатных изданиях, родилась девочка Майя – к сожалению, из-за врождённого недуга ребёнок спустя несколько лет скончался. 24 февраля 1932 года у пары родилась ещё одна девочка, которую снова назвали Майей.


Майя Кристалинская | Records

Должно быть, судьбу будущей артистки определил ее дядя Павел Златогоров, работавший режиссером музыкального театра. Во время празднований одного из дня рождений Майи он подарил ей губную гармошку. Девочка, несмотря на юный возраст, сама научилась играть, а скоро начала и петь популярные в то время военные песни: «Друзья-однополчане», «Синий платочек» и так далее.

Всесторонне развитый папа девочки, несмотря на активную профессиональную деятельность, находил время на то, чтобы вести кружок в Доме пионеров. Его с десятилетнего возраста начала посещать Валентина Котелкина, которая станет лучшей подругой Майи Кристалинской на всю жизнь. Их объединила любовь к творчеству – в частности, к пению.


Майя Кристалинская в детстве

В своей школе Майя могла без подготовки выступить на сцене под аккомпанемент рояля. Её талант к пению заметили и пригласили в хор Центрального Дворца детей железнодорожников, руководителем которого был выдающийся композитор Исаак Дунаевский, однако она даже не думала становиться профессиональной певицей. Майя была всесторонне развитой девочкой – показывала успехи и в математике, и в литературе, ей легко давался иностранный язык.


Майя Кристалинская в молодости

Перед тем, как получить паспорт, будущая певица, русская по матери, но еврейка по отцу, решила посоветоваться с Котелкиной о том, какую национальность следует записать в документы. Та сразу сказала: “По нашим законам национальность определяют по папе”. Майя представить себе не могла, что в 1960-х годах её не будут допускать к телевизионным эфирам из-за сделанного выбора.

Два брака Майи Кристалинской

Первым мужем советской певицы стал писатель и сатирик Аркадий Арканов. Они поженились в 1958 году. В то время муж Кристалинской был выпускником медицинского института и работал по специальности. Их совместная жизнь была недолгой. По словам самого Арканова, их брак являлся следствием дружеского спора. Причинами распада союза стали отсутствие глубоких чувств и негативное отношение родственников молодых к их браку. Примерно через год они расстались, сохранив хорошие отношения. Совместных детей у пары не было.

А вот со вторым мужем артистка прожила в браке намного дольше. Архитектор Эдуард Барклай стал на долгие годы опорой и поддержкой Майе Владимировне во многих жизненных трудностях. Они познакомились на одном из званых ужинов, на котором Эдуард Максимович галантно ухаживал за Майей Владимировной на протяжении всего вечера. Через некоторое время они стали жить вместе. Их брак продлился почти двадцать лет. Детей у супругов также не было.

После смерти мужа в 1984 году, Майя Владимировна заболела и фактически не могла разговаривать. Она так и не оправилась после трагедии и через год, в июне месяце, она умерла. Ей было всего 53 года.

В памяти нескольких поколений навсегда останется её проникновенный, глубокий и красивый голос, в котором заключена огромная любовь и доброта к людям.

Какой след оставила после себя

К 70-летию заслуженной артистки России Майи Владимировны Кристалинской в 2002 году на Площади звезд в Москве зажглась звезда в ее честь. Таким образом, хоть и через десятки лет, но все-таки ее личность была оценена по достоинству. Даже сейчас ее голос и музыка как бы становятся материальными, погружая слушателя в уютное светлое море.

Песни, которые она исполняла, были наполнены теплотой и любовью и, наверное, многие тогдашние их слушатели какой-то кусочек своей души наполняли этими чувствами, не оставляя там места для плохого. Это – редкий дар, но Майя Кристалинская обладала им в полной мере.

Творчество

Самодеятельный ансамбль Саульского назывался «Первые шаги», Кристалинкая стала его солисткой. Уже в 1957 году на московском молодёжном фестивале коллектив получил звание лауреата песенного конкурса.

После фестиваля в «Советской культуре» вышла разгромная публикация, где коллектив прозвали «музыкальными стилягами», ансамбль «Первые шаги» пришлось закрыть, но волшебный голос Кристалинской запал в сердца слушателей, Майя стала набирать известность как певица.

Она продолжала работать в бюро, брала отпуска за свой счёт и уезжала на гастроли. Летом 1958 года Майя оформила сразу два месяца отпуска (очередной и за свой счёт). Она отправилась в длительные гастроли по Закавказью. Это лето стало судьбоносным, больше на работу Кристалинская не вернулась. Она поняла всю масштабность зрительской любви, когда после одного из концертов молоденькая девушка протянула ей для автографа свою институтскую зачётку.

Майя была абсолютно непохожей на других звёзд эстрады: она пела на сцене не в концертных платьях, а в повседневных костюмчиках, как будто только что выбежала на перерыв из своего конструкторского бюро, сейчас споёт и снова на работу. За это и за удивительно чистый, нежный голос её боготворили поклонники. Манера её исполнения была абсолютно индивидуальной, столько в её голосе было душевности, что газеты часто называли Кристалинскую «домашней», «уютной», «мамочкой советской эстрады».

Для неё писали песни самые популярные композиторы и песенные авторы, она сотрудничала с джазовыми оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера, пластинки с песнями Кристалинской раскупались в один момент.

В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века Майя стала символом советской эстрады, постоянно по радио и телевидению крутили её песни, их пели, когда весело, в больших и шумных компаниях, и когда грустно, в одиночестве:

  • «Топ-топ, топает малыш»;
  • «Мы выбираем, нас выбирают»;
  • «А в Подмосковье»;
  • «А снег идёт»;
  • «То снег, то дождь»;
  • «Сегодня праздник у девчат»;
  • «Старый клён»;
  • «Не повторяется такое никогда»;
  • «Мы с тобой случайно в жизни встретились».

Самой популярной песней в исполнении Майи считается композиция «Нежность», которую зрители знают по фильму «Три тополя на Плющихе».

К сожалению, Майю задавила советская действительность. Чиновники, находящиеся у власти, признали, что в её песнях много грусти, а советская певица должна была петь только радостные песни. Сначала запретили её выступления на телевидении, потом концерты в больших городах, разрешено было только петь в сельских клубах Рязанской, Орловской и Тульской областей.

Но где бы ни пела Майя, на её концертах всегда были полные залы, Кристалинская покоряла зрителей своей задушевной манерой исполнения и абсолютно не звёздным скромным обликом. В 1966 году зрители признали её лучшей певицей Советского Союза. Она получила звание Заслуженной артистки в 1974 году, но для слушателей была по-настоящему Народной.

Вторая попытка

Смотреть галерею

Творческий путь певица Майя Кристалинская продолжала все так же успешно, чего нельзя сказать о личной жизни нашей героини. Любовь народа, известность и много поклонников не принесли Кристалинской семейного счастья с гражданским мужем. В 60-е годы она познакомилась с журналистом. В то время он работал в журнале «Советский союз». Из-за слабости избранника и предрасположенности к спиртным напиткам постоянно случались ссоры, что и привело к их расставанию. Через непродолжительное время Кристалинская соглашается на предложение скульптора Эдуарда Барклая и выходит за него замуж. Познакомилась пара на ужине у известного врача А. Вишневского, где Барклай весь вечер проявлял знаки внимания Майе, после чего проводил домой. И уже через несколько месяцев Кристалинская перебралась к Барклаю в его однокомнатную квартиру. Благодаря второму супругу Майя перестала выступать на сцене в брючных костюмах с косынкой на шее и сменила их на элегантные платья с высоким воротником. Детей у Кристалинской не было ни от первого, ни от второго мужа. Поэтому она всю свою материнскую любовь дарила своей племяннице Марьяне.

Смерть

Однако проблемы со здоровьем были и у самого Эдуарда. Летом 1984 года он скончался от сахарного диабета.

Для артистки его смерть стала тяжелым ударом, так как он оставался ее поддержкой и опорой на протяжении многих последних лет. Практически сразу после кончины супруга, у Майи обострилось онкологическое заболевание. Прожить в одиночестве она смогла совсем недолго.

В июне 1985 году в возрасте 53 лет Кристалинская умерла. Но незадолго до этого она полностью потеряла дар речи. По иронии судьбы, певица, песнями которой восхищалась вся страна, в последние месяцы не могла произнести ни слова. Болезнь окончательно взяла над ней верх. И после потери близкого и любимого человека ее уже было некому поддержать.

Прощание с певицей было организовано в Центральном доме работников искусств. На протяжении всей гражданской панихиды звучали ее песни, а гроб выносили из здания под композицию «Русь». Героиня нашей статьи похоронена на столичном Новом Донском кладбище.

Майя Владимировна Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве. Ее назвали в честь старшей сестры, которая умерла в двухлетнем возрасте.

Отец Майи – Владимир Григорьевич Кристалинский, был математиком. Он зарабатывал на жизнь составлением всевозможных головоломок и шарад, которые печатались в различных периодических изданиях.

Атмосфера творчества царила в семье Кристалинских. Ее дядя работал режиссером в музыкальном театре, а тетя Лилия была актрисой и певицей в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Благодаря таким родственникам, Майя с очень раннего возраста стала проявлять интерес к актерской профессии. Однажды дядя подарил маленькой племяннице гармошку. Майя научилась играть на ней самостоятельно.

Позднее Майя начала петь в детском хоре под руководством Исаака Дунаевского, выступала в школьной самодеятельности. Правда, сама Майя никогда не хотела связывать свою дальнейшую жизнь с профессией певицы. По окончании школы, она поступила в Московский авиационный институт.

Во время обучения в институте, Кристалинская принимает активное участие в самодеятельности. Тем временем в Москве начинается Всемирный фестиваль молодежи и студентов

Выступления Майи на этом международном форуме привлекли внимание профессионалов. О ней заговорили в музыкальных кругах, правда, ансамбль, в составе которого она выступала в то время, подвергся жесткой критике в советской прессе

После окончания института, Кристалинская пытается совмещать работу в конструкторском бюро и выступлениями на эстраде. Вскоре она получает предложение начать профессиональную карьеру певицы. Майя Владимировна начинает работать в легендарных джаз-оркестрах под управлением Эдди Рознера и Олега Лундстрема.

Зрители сразу полюбили эту яркую и талантливую молодую певицу. Песни в ее исполнении пела буквально вся страна. Пластинка с композицией «Два берега», вышедшая в 1960 году сделала Кристалинскую поистине всенародной любимицей — было продано 7 млн экземпляров.

В 1966 году телезрители назвали Кристалинскую лучшей певицей года. В ее репертуаре было много душевных и красивых песен, которые попросту не могли оставить слушателя равнодушным. Она сотрудничала со многими известными композиторами того времени: А. Бабаджаняном, А. Пахмутовой, М. Таривердиевым.

Песня «Нежность» стала для Майи Кристалинской вершиной творчества. В 1974 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.

У нее было все то, о чем только может мечтать артист: всенародная любовь и признание, многочисленные гастроли и великолепный репертуар. Однако, ее песня «В нашем городе дождь», прозвучавшая в новогоднем «Голубом огоньке» в конце 60-х, очень не понравилась кому-то из телевизионного руководства.

В то время председателем Гостелерадио был назначен С. Лапин. Он решил полностью изменить репертуар песен, которые должны были выходить в эфир. Благодаря его стараниям, в то время от съемок на телевидении были отстранены многие известные исполнители. В их числе оказалась и Майя Кристалинская.

Теперь концерты Кристалинской проходили в сельских клубах и домах культуры. Певица старалась не унывать. Во времена своего вынужденного творческого простоя, она начала публиковать свои статьи в газете «Вечерняя Москва» и сделала книги Марлен Дитрих «Размышления».

Несмотря на отсутствие выступлений, в 1974 году Майе Владимировне Кристалинской было присвоено звание Заслуженной артистки СССР

Краткая биография

Ни в школе, ни потом, когда училась в институте, Майя никогда не выступала как солистка. И, однажды решившись, спела на Московском международном фестивале молодежи и студентов и стала лауреатом этого конкурса.

  1. 1957 год. Работа в джазовом оркестре молодого тогда композитора Юрия Саульского. Именно в составе этого коллектива Майя Кристалинская стала победителем конкурса. В день вручения наград оркестр был раскритикован в газетах. Статья в одной из газет называлась «Музыкальные стиляги» и в ней джаз назывался «музыкой, совершенно чуждой советской культуре». Критиковались и сами музыканты. После этого оркестр распался.
  2. 1959-1960. Работа солисткой в очень известном тогда оркестре Олега Лунгстрема, а затем Эдди Рознера. Вместе с музыкантами Майя Кристалинская гастролирует по всей стране.
  3. 1960. 2 февраля состоялась премьера фильма «Жажда», где впервые прозвучала песня «Мы с тобой два берега». Майя Кристалинская взяла ее в свой репертуар, и песня приобрела невероятную популярность. Она постоянно звучала в эфире радио, на концертных площадках. Но когда вышла пластинка, где песня была исполнена Майей, она была распродана за несколько дней, хотя ее тираж насчитывал почти семь миллионов экземпляров.
  4. 1961. Майе Кристалинской предложили работать в Москонцерте, на что она с радостью согласилась. Но тут случилась беда. У певицы обнаружено онкологическое заболевание. Она прошла курс химиотерапии, после которой на шее остались глубокие ожоги. С тех пор почти до самого конца жизни в ее гардероб вошла маленькая косынка, которую она носила так, что многие модницы переняли этот стиль и повторили его в своих костюмах.
  5. 1962. В этом году проходил II Всесоюзный конкурс артистов эстрады. Майя приняла в нем участие и стала лауреатом, получив третью премию.
  6. После этого успеха Майя начинает гастролировать не только по стране, но и по многим зарубежным странам. В частности, в 1964 году она побывала на гастролях в Польше вместе с Марком Бернесом, который во многом стал для певицы примером.
  7. 1966. Песню «Нежность» из популярнейшего кинофильма тех лет «Три тополя на Плющихе» вместе с Майей Кристалинской пела вся огромная страна. Композитор Александра Пахмутова сначала для первого исполнения предложила песню Эдите Пьехе, но та отказалась и впоследствии признавала, что не смогла бы спеть эту песню лучше, чем Майя.
  8. В этом же году телезрители признали Майю Кристалинскую лучшей эстрадной певицей страны.
  9. Ее песни – это жизнь не одного поколения. Наши бабушки и дедушки прекрасно помнят самые лучшие из них – «Ненаглядный мой», «Неужели это мне одной», «Мы с тобой два берега», «Для тебя» ,«Старый клен» и многих других. Они и сейчас звучат иногда в эфире радио и телевидения.
  10. 1970. Председателем Гостелерадио назначен Сергей Георгиевич Лапин. Говорят, он был ярым антисемитом и поэтому все, у кого в паспорте в графе национальность была соответствующая запись, попали в немилость и опалу. Майя Кристалинская была среди них. Формулировка ее увольнения была немного странной – за пропаганду грусти. В стране победившего социализма никто не должен быть грустным – наверное так думали начальники от кино и эстрады. Понятно, что это был только предлог.
  11. 1970 – 1980. Это десятилетие было очень трудным для певицы – она могла выступать только в глубинке в сельских клубах или райцентрах. Делала она это в перерывах между мучительными курсами лечения своей болезни. Врачи запрещали ей петь, но для нее это было равносильно смерти.
  12. 1974. Присвоение звания заслуженной артистки РСФСР. Интересно, что одной из тех, кто голосовал против этого, была известная певица Гелена Великанова. Это была месть за то, что на одном из совместных концертов Майе досталось больше аплодисментов, чем ей.
  13. Последние годы жизни Майя Кристалинская тоже занималась творческой деятельностью, но немного другого плана. Она проявила журналистские способности, печатая в газете «Вечерняя Москва» свои статьи, очень серьезно изучала литературу и хорошо в ней разбиралась, любила живопись, знала несколько иностранных языков и занималась переводами.
  14. 1984. Майя Кристалинская перевела не русский язык книгу Марлен Дитрих «Размышления», получив на это разрешение автора.
  15. Эта книга с переводом Майи Кристалинской вышла в свет уже после ее смерти 19 июня 1985 года.

Трагическая судьба Майи Кристалинской: смерть мужа и тяжелая болезнь

На долю знаменитой советской исполнительницы Майи Кристалинской выпало множество испытаний. Артистка, страдавшая от тяжелого недуга, перенесла предательство первого супруга и смерть второго избранника. Артистка не мыслила своей жизни без музыки, поэтому, несмотря на рекомендации врачей, продолжала выступать до последнего, радуя зрителей чарующим голосом.

В детстве родители воспитывали Майю Кристалинскую в строгости, прививая ей мужество. Во время налета авиации мама не увела 9-летнюю дочь в бомбоубежище, объяснив, что от судьбы нельзя скрыться.

Первую любовь к музыке будущей артистке привил дядя, подаривший ей гармошку, на которой она исполняла военные песни. Майя Кристалинская вместе с лучшей подругой Валентиной Котелкиной окончила школу и авиационный институт, после чего девушек отправили по распределению в Новосибирск. Однако они сбежали оттуда в Москву, где устроились на работу в конструкторское бюро. Параллельно с работой будущая певица посещала занятия в хоре и музыкальный кружок.

Майя Кристалинская не сразу поняла свое предназначение, однако после того как это произошло, музыка стала для нее всем. Первым талант исполнительницы разглядел композитор Олег Лундстрем, предложивший ей отправиться на гастроли со своим оркестром. Девушка взяла отпуск на предприятии, а по возвращению уволилась с него, кардинально изменив свою жизнь.

С оркестром Лундстрема она исколесила практически весь Советский Союз, завоевав любовь зрителей, но ее звездный час настал после выхода композиции «Мы с тобой два берега». Затем последовали не менее знаменитые «Топ, топ, топает малыш» и «Нежность». Примечательно, что не имевшая собственных наследников артистка столь проникновенно исполняла песни о детях.

На любовном фронте дела у Майи Кристалинской складывались не так радужно, как на сцене. Первый брак артистки с сатириком Аркадием Аркановым не просуществовал и года, когда муж, собрав чемоданы, оставил ее.

Затем Майя Кристалинская влюбилась в журналиста, которому, судя по всему, льстило внимание знаменитой певицы. Он не разделял ее чувств, а также увлекался алкоголем, поэтому пара рассталась.Фото: Майя Кристалинская и Эдуард Барклай Настоящая счастье артистка обрела во втором браке с архитектором Эдуардом Барклаем

На тот момент она уже знала о своем неутешительном диагнозе – раке лимфатических узлов, о чем откровенно сообщила мужчине. Однако его не испугала болезнь возлюбленной. После свадьбы Эдуард Барклай трогательно заботился о певице. Сама Майя Кристалинская также старалась не опускать руки, пробуя различные методы лечения, в том числе облучение, после которого на ее шее остались следы ожогов. При этом она не обращала внимание на уговоры врачей бросить выступления.

«Говорили, что, напрягая связки, она ухудшает свое состояние. Но Майя, услышав об этом, сказала: «Лучше убейте меня сразу, без сцены я буду умирать медленно, день за днем». Я часто бывала на ее концертах и, глядя на нее, такую красивую и веселую, думала: «Неужели она так тяжело больна? Да не может быть!»», – поделилась подруга артистки.

К сожалению, муж певицы, долгие годы страдавший от диабета, скончался внезапно во время подготовки к отпуску. Эта потеря сильно подкосила Майю Кристалинскую, которая осталась практически одна.

Позже артистка дала согласие на экспериментальное лечение, которое лишь ухудшило ее состояние. Она больше не могла выступать, из-за чего сильно переживала. Последние дни она посвятила переводу биографии Марлен Дитрих, но так и не успела его закончить.

Майя Кристалинская скончалась 19 июня 1985-го, пережив любимого супруга ровно на год. Исполнительницу похоронили на Донском кладбище, выбив на ее надгробии следующие слова: «Ты не ушла, ты просто вышла, вернешься и опять споешь».

«Мы с тобой два берега»: песни для кино и телевидения

«Мы с тобой два берега», из художественного фильма Евгения Ташкова «Жажда» (1959). Музыка Григория Поженяна. Слова Андрея Эшпая. Исполняет Майя Кристалинская

После роспуска коллектива Майя Кристалинская продолжила заниматься музыкой и выступать с различными оркестрами. Певице пришлось менять репертуар — после выхода статьи «Музыкальные стиляги» иностранные композиции почти не исполнялись. В это время Кристалинская познакомилась с композитором Эдуардом Колмановским, пела его «Тишину» и «В нашем городе дождь». Она часто выступала на концертах, на встречах с иностранными делегациями.

С оркестром Лундстрема в 1958 году Кристалинская поехала в свои первые гастроли — на Украину. После возвращения из них она уволилась из конструкторского бюро Яковлева и решила сосредоточиться на работе в музыкальных коллективах. Вскоре ей предложили записать песню для кинофильма «Жажда» режиссера Евгения Ташкова. Стихи для композиции «Мы с тобой два берега» написал поэт Андрей Эшпай, а музыку — композитор Григорий Поженян.

Песня принесла Кристалинской всесоюзную славу, композицию выпустили на пластинках тиражом в семь миллионов экземпляров. Несмотря на это, певице пришлось уйти из коллектива Лундстрема: ее вместе со многими другими музыкантами сократили по распоряжению Всероссийского гастрольно-концертного объединения.

В следующем 1960 году Кристалинская присоединилась к оркестру джазового артиста Эдди Рознера, с которым до того несколько раз сотрудничала — пела под его аккомпанемент на концертах. Рознер вспоминал: «Как-то к нам пришла девушка, инженер-авиаконструктор. Она спела свою «Светлану» так по-особенному проникновенно, что захотелось помочь ей стать настоящей певицей».

В декабре 1960 года Кристалинскую пригласили выступить на передаче «С добрым утром!», где она исполнила две песни — «Новогоднюю» и «Я иду». Она продолжала ездить на гастроли с разными музыкальными коллективами. В 1962 году, во время одной из поездок с джазовым ансамблем Рознера, Кристалинская простудилась. Уже после возвращение в Москву Рознер посоветовал ей обратиться к врачу — ему показалось, что певица не вылечилась до конца. В больнице у Кристалинской нашли раковую опухоль. На некоторое время ей пришлось оставить выступления и лечиться, но почти сразу после выписки она вернулась в коллектив Рознера. На концертах исполнительница повязывала вокруг шеи платок, которым скрывала следы медицинских процедур, которые теперь должна была проходить регулярно. О болезни Кристалинской — уже известной певицы — писали в газетах.

Детство и юность

Будущая певица Майя Кристалинская появилась на свет 24 февраля 1932 года. Местом ее рождения стал город Москва. Она была коренной жительницей столицы. Девушка происходила из смешанной, русско-еврейской семьи.

Отца звали Владимир. Он работал редактором в одном из местных изданий. Помимо этого, печатался как автор книг и головоломок для детей. Был креативным творческим человеком.

В свободное от этой деятельности время старался взять подработки, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Находился на должности руководителя одного из кружков искусства при Доме пионеров.

Мать, как и отец, была представительницей московской интеллигенции. Ее звали Валентина.

За несколько лет до рождения Майи родители пережили общую трагедию. От тяжелой болезни скончалась их малолетняя дочь. Врачи и специалисты столичных клиник ничего не смогли поделать. Рождение второй девочки, которая также получила имя Майя, стало настоящим подарком судьбы.

И отец, и мать старались делать все, чтобы девочка ни в чем не нуждалась. В доме всегда царила спокойная атмосфера. Большое влияние не девушку оказал ее родной дядя. Он работал в музыкальном театре и приобщил молодую особу к высокому искусству.


Майя Кристалинская в детстве

Когда девочке не исполнилось и 5-и лет, мужчина подарил ей губную гармошку. Благодаря природному таланту, она быстро разобралась, как играть на инструменте. И это несмотря на совсем юные годы.

Очень скоро Майя начала исполнять знакомые ей военные песни, подыгрывая себе на губной гармошке.

Когда девочка подросла, она начала ходить в творческий кружок при Дворце пионеров. Тот самый, которым руководил ее отец. В это же время секцию посещала Валентина Котелкина. 10-и летняя девочка, которая стала близкой подругой певицы в зрелые годы. Обе быстро нашли общий язык.


Майя Кристалинская в молодости

Девочки любили петь. Майя Кристалинская уже в те годы была готова исполнить что угодно и без специальной подготовки. Творческие способности, артистический талант поражали всех.

Девочка часто выступала на певческих мероприятиях, демонстрируя свои умения. Очень скоро ее заметили и пригласили в один из столичных хоров.

Руководителем крупного коллектива стал композитор и дирижер, Семен Осипович Дунаевский. Брат не менее знаменитого Исаака Дунаевского.


Майя Кристалинская в юности

Интересно, что при врожденном даре, девушка не стремилась стать профессиональной певицей. Она хорошо успевала по школьным предметам и думала о своем будущем.

Как только пришло время получать паспорт, Майя Кристалинская сделала ошибку. Отец был этническим евреем. Чтобы порадовать мужчину, девушка и сама записалась под его национальностью.

Когда в стране начались антисемитские настроения, а затем и откровенные гонения на евреев, женщина попала под каток репрессий со стороны чиновников мира искусства. Юношеский порыв стоил артистке карьеры.

В 1950 году девушка получила аттестат и окончила школу. Вместе со своей уже давней подругой Валентиной, Майя Кристалинская поступила в Московский авиационный институт (МАИ).


Майя Кристалинская (слева) и Валентина Котелкина – студентки МАИ

После получения диплома о высшем образовании, девушек распределили в Новосибирск. Они должны были отработать 3 положенных года на авиационном предприятии.

Однако с начальником им категорически не повезло. Неизвестно по какой причине, но мужчина сразу невзлюбил столичных выпускниц. Они не получили места в общежитии.

Более того, он предпринимал все, чтобы сделать жизнь девушек на работе невыносимой. Да и сама атмосфера цеха была неприятна интеллигентным молодым особам: грязь, матерщина и беспросветная грубость.

В результате ни та, ни другая не выдержали такого трудового быта. Очень скоро девушки собрались в обратную дорогу. Подобное решение было чревато скандалом. От имени начальства завода вслед за Кристалинской и ее подругой в столицу уехала жалоба.


Майя Кристалинская после окончания МАИ

По возвращении на место, несостоявшимся производственницам пришлось давать объяснение и держать ответ перед чиновниками.

Человеком, который разбирал дело беглянок, стал руководитель дипломного проекта Кристалинской. Он хорошо знал, насколько ответственной была его студентка. Потому проявил снисхождение и отправил девушек на новое место работы.

Следующие годы выпускницы трудились в конструкторском бюро Яковлева.

Студентка авиационного института


Майя Кристалинская. Фотография: Давид Шоломович / ru.sputniknews.kz

Майя Кристалинская родилась 24 февраля 1932 года в Москве в еврейской семье. Ее отец Владимир Кристалинский работал во Всероссийском обществе слепых, где придумывал головоломки и игры для детей, а мать будущей певицы Валентина Пыткина была домохозяйкой.

С детства Майя Кристалинская участвовала в школьной самодеятельности, посещала детский хоровой коллектив Народного ансамбля песни и танца Центрального дома детей железнодорожников. Выступала будущая певица и на школьных концертах, к которым почти никогда не готовилась специально. Она легко запоминала тексты и без долгих репетиций могла правильно спеть композицию.

В 1950 году Майя Кристалинская закончила школу. Долго не могла решить, на какой факультет подать документы – она получала хорошие оценки по всем предметам. В «Справочнике для поступающих в вузы Москвы» будущая певица нашла МАИ – Московский авиационный институт. Кристалинская решила, что название этого учебного заведения созвучно ее имени, поэтому выбрала его для поступления. Она отлично сдала вступительные экзамены и стала студенткой программы «экономика самолетостроения». В институте Кристалинская вновь присоединилась к кружку художественной самодеятельности, пела на творческих вечерах. После окончания МАИ в 1956 году она попыталась работать по специальности – поехала по распределению в Новосибирск на местный авиационный завод. Там Кристалинскую не устроили на положенную должность, поэтому вскоре она вернулась в Москву.

В Москве на Кристалинскую завели дело как на «самовольно оставившую место работы». Однако до суда оно не дошло – за будущую певицу вступился Артем Тер-Маркарян, преподаватель МАИ и начальник главного управления министерства авиационной промышленности. Он рецензировал дипломный проект Кристалинской в институте и поставил ей высшую оценку на защите. Тер-Маркарян устроил будущую певицу в конструкторское бюро Александра Яковлева, где она проработала три года.