Innuendo

Великий шоумен

На вокальную манеру Меркьюри, кроме европейских и американских звезд, повлияла знаменитая болливудская дива Лата Мангешкар

В дальнейшем Меркьюри не особо акцентировал внимание на своих корнях, но уже в 1990-е, после смерти, был объявлен одним из проводников азиатской культуры на Западе. Как писал американский журналист Лиэм Фицптрик, «Булсара воспроизвел в популярной музыке то, что другие индийцы — как Салман Рушди и Викрам Сет — сделали в литературе: взял художественную форму колонизаторов и воспроизвел ее в манере, куда более богатой и поразительной, чем это представлялось большинству англофонов»

Прекрасный принц

Концерт группы Queen, 1984 год

Фото: Getty Images/Hulton Deutsch

На удивительную карьеру Меркьюри в шоу-бизнесе можно, разумеется, смотреть под разными ракурсами — в любом случае история его жизни, даже в таком крайне дистиллированном и стерилизованном виде, как в фильме «Богемская рапсодия», способна впечатлить и поныне. От невероятных, затмевавших эксцессы Led Zeppelin, вечеринок, на фоне которых потуги нынешних звезд кажутся школьными шалостями, до сценических нарядов, к которым, пожалуй, более всего подходило определение «дикие» — всё в Меркьюри выдавало невероятную жажду жизни. Одноименный роман Ирвина Стоуна был посвящен биографии Ван Гога; при всем различии творческой судьбы и удачливости между непризнанным при жизни художником и успешной рок-звездой было и что-то схожее. Прежде всего готовность во всем и всегда идти до самого конца — «Шоу должно продолжаться».

В том же, что касалось технической стороны шоу, Меркьюри было мало равных при жизни, вряд ли кто способен конкурировать с ним и сегодня. Он был тем, что называется избитым словосочетанием «прирожденный артист». «Фредди Меркьюри купался в любви и обожании публики, и это то, чем я восхищаюсь и чему завидую» — это слова не кого-нибудь, а Курта Кобейна, и не из застольной беседы, а из его предсмертной записки. Лидер Nirvana оказался не готов к статусу суперзвезды и ушел из жизни по своей воле; вокалист Queen был, если можно так выразиться, прирожденной знаменитостью — и в конечном счете покинул этот мир из-за непредвиденных последствий собственной славы.

Восхождение к славе

В 1972 году, во время записи дебютного альбома Queen, Фредди, отказавшийся от родного имени, решил сменить еще и фамилию. Так Балсара превратился в Меркьюри – в честь покровительствующей ему планеты.

Большинство песен для группы Меркьюри писал сам. Первая композиция, которую он сочинил для Queen – «Seven Seas of Rhye» (1973) – попала в британские чарты, а вышедшая год спустя «Killer Queen» стала первым громким хитом коллектива.

Меркьюри пришлось вести настоящую войну со звукозаписывающей компанией, чтобы именно эта песня попала на радио и была издана в качестве сингла. Руководство лейбла было категорически против этой идеи: в компании считали, что такая длинная песня никогда не станет хитом. Однако на выручку пришел радиоведущий Кенни Эверетт, которому музыканты показали песню, взяв с него обещание не ставить ее в эфир. «Bohemian Rhapsody» привела Эверетта в восторг. В итоге диджей все же пустил в эфире радио Capital отдельные фрагменты песни, подразнив слушателей, а через несколько дней и вовсе проиграл всю композицию целиком – 14 раз за выходные!

Фото: Rudi Keuntje/Imago/TASS

Вопреки прогнозам продюсеров, широкая публика высоко оценила новое творение Меркьюри, и лейблу пришлось пойти на уступки. «Богемная рапсодия» вошла в альбом «A Night at the Opera» (1975), а также была издана на сингле вместе с песней «I’m in Love with My Car» на стороне «Б». Также на нее был снят клип, который произвел революцию в мире музыкальных видео. В 1981 году песня вошла в сборник Greatest Hits как композиция, открывающая альбом. Через четверть века британцы назвали «Богемную рапсодию» песней тысячелетия.

Угасание звезды

В 1986 году появились слухи о том, что Меркьюри болен СПИДом. Поводом послужили сообщения СМИ о том, что музыкант сдавал тест на ВИЧ. Кроме того, начиная с 1989 года многие стали замечать изменения во внешности вокалиста – он сильно похудел и выглядел изможденным. Кроме того, слушатели заметили, что у Меркьюри изменился голос, что также могло быть связано с болезнью. В 1991 году Queen выпустили альбом «The Miracle», однако в тур не отправились: Фредди был уже слишком слаб. Понимая, что его время на исходе, Меркьюри, старался успеть сделать как можно больше. В последние годы жизни он много и плодотворно работал: записал сольный альбом «Barcelona» и три альбома в рамках Queen. Два из них, «The Miracle» и «Innuendo», вышли еще при жизни музыканта. Также группа выпустила несколько клипов к новым песням, которые пользовались большим успехом. Чтобы немного скрыть изменения во внешности Фредди, все клипы были сняты в черно-белом варианте.

23 ноября 1991 года Фредди официально объявил о том, что болен СПИДом.

Он также распорядился передать все права на песню «Bohemian Rhapsody» фонду Теренса Хиггинса по борьбе с ВИЧ и СПИДом. На следующий день, 24 ноября 1991 года, около семи часов вечера Фредди Меркьюри скончался в своем доме в Лондоне. Причиной его смерти стала бронхопневмония, развившаяся на фоне ВИЧ-инфекции и СПИДа. На похоронах присутствовали только самые близкие. Церемонию провели в соответствии с канонами зороастризма, отступив лишь один раз: тело музыканта было кремировано. Согласно завещанию Фредди, на похоронах звучали две его любимые композиции: «You’ve Got a Friend» Ареты Франклин (под нее гроб с телом вносили в часовню) и ария «D’Amor Sull’ Ali Rosee» из оперы Верди «Трубадур» в исполнении Монсеррат Кабалье. С последней Меркьюри связывала теплая дружба и совместное творчество: Кабалье принимала участие в записи альбома «Barcelona». Также они не раз выступали вместе на одной сцене, исполняя такие песни, как «Barcelona», «Golden Boy» и «How Can I Go On».

В завещании Фредди попросил не разглашать место своего погребения: о нем знали только родные и Мэри Остин. И лишь в начале 2013 года газета The Daily Mirror сообщила, что поклонники певца отыскали место, где покоится его прах – им оказалось кладбище Кенсал Грин в Западном Лондоне.

Фредди Меркьюри навсегда вошел в историю как один из самых популярных исполнителей в мире. Его образ стал культовым, а музыка, которую он создавал, несмотря на давность, продолжает привлекать новых слушателей. 20 апреля 1992 года на стадионе «Уэмбли» прошел концерт памяти Фредди. В нем приняли участие оставшиеся участники группы Queen, а также многие мировые поп- и рок-звезды. Доходы, вырученные от продажи билетов, составили 19 400 000 фунтов. Все средства были направлены в фонды борьбы со СПИДом.

Фото: Andy Butterton/PA Images/TASS

Выступления

Без королевы

  1. Metallica — « Enter Sandman », « Печально, но верно », « Ничего другого не имеет значения »
  2. Extreme — Queen Medley (в том числе «Мустафа» (вступление), «Богемская рапсодия» (рок-секция), «Keep Yourself Alive», «Я хочу вырваться на свободу», «Девушки с толстым дном», «Велогонки», «Еще одна»). Bites The Dust »,« We Will Rock You »,« Stone Cold Crazy »и« Radio Ga Ga »),« Любовь всей моей жизни »,« Больше, чем слова »(Гэри Черон и Нуно Беттанкур)
  3. Def Leppard — « Animal », « Let’s Get Rocked », « Now I’m Here » (с Брайаном Мэем )
  4. Боб Гелдоф — «Слишком поздно Бог»
  5. Spinal Tap — «Величие рока»
  6. U2 — « До конца света » — играли через спутник из Сакраменто, Калифорния.
  7. Guns N ‘Roses — « Райский город », « Только женщины истекают кровью », « Стук в дверь рая »
  8. Mango Groove — » Special Star » — воспроизводится через спутник из Йоханнесбурга, Южная Африка.
  9. Элизабет Тейлор — Речь о профилактике СПИДа
  10. Фредди Меркьюри — сборник различных взаимодействий с аудиторией

С королевой

  1. Queen + Джо Эллиотт и Слэш — » Tie Your Mother Down «
  2. Queen + Роджер Долтри и Тони Айомми — « Рай и ад » (вступление), « Мастер пинбола » (вступление), « Я хочу все »
  3. Queen + Zucchero — » Лас-Палабрас-де-Амор «
  4. Queen + Гэри Черон и Тони Айомми — » Hammer to Fall «
  5. Queen + Джеймс Хэтфилд и Тони Айомми — » Stone Cold Crazy «
  6. Queen + Роберт Плант — » Innuendo » (включая части » Kashmir «), » Thank You » (вступление), » Crazy Little Thing Called Love «
  7. Брайан Мэй + Спайк Эдни — « Слишком много любви убьет тебя »
  8. Queen + Пол Янг — » Radio Ga Ga «
  9. Queen + Seal — « Кто хочет жить вечно »
  10. Королева + Лиза Стэнсфилд — « Я хочу вырваться на свободу »
  11. Queen + Дэвид Боуи и Энни Леннокс — » Под давлением «
  12. Queen + Ян Хантер , Дэвид Боуи, Мик Ронсон , Джо Эллиотт и Фил Коллен — » All the Young Dudes «
  13. Queen + Дэвид Боуи и Мик Ронсон — « Герои »
  14. Дэвид Боуи — » Отче наш «
  15. Королева + Джордж Майкл — » «
  16. Queen + Джордж Майкл и Лиза Стэнсфилд — « Эти дни нашей жизни »
  17. Queen + Джордж Майкл — » Кто-то, кого можно любить «
  18. Queen + Элтон Джон и Эксл Роуз — « Богемская рапсодия » с использованием того же светового шоу, что и «Волшебный тур» 1986 года для оперной секции, и вокал, сыгранный с кассеты с использованием оригинальной студийной записи 1970-х годов с участием Фредди Меркьюри .
  19. Queen + Элтон Джон и Тони Айомми — « Шоу должно продолжаться »
  20. Queen + Axl Rose — » We Will Rock You «
  21. Queen + Лайза Миннелли при поддержке всех, кто выступал на концерте — » We Are the Champions «
  22. Королева — » Боже, храни королеву » ( окончание записи)

Деятельность королевы

  • Фредди Меркьюри — предварительно записанные фортепиано и вокал (на « Богемской рапсодии ») и сборник различных взаимодействий с аудиторией во время секции перед секцией Queen + концерта.
  • Брайан Мэй — электрические и акустические гитары, клавишные (на » Too Much Love Will Kill You » и » Who Wants To Live Forever «), ведущий вокал (на » Tie Your Mother Down » для 1-го куплета, затем — вокал вместе с Роджером. Тейлор в первом припеве на » Tie Your Mother Down » и » Too Much Love Will Kill You «), со-ведущий вокал (на » I Want It All «), бэк-вокал
  • Роджер Тейлор — ударные , бубен , бэк-вокал, со-ведущий вокал (на «Tie Your Mother Down» с Брайаном Мэем в первом припеве и на » Under Pressure » в составе трио с Дэвидом Боуи и Энни Леннокс в припевах).
  • Джон Дикон — бас-гитары , бэк-вокал

Приглашенные музыканты

  • Элтон Джон — фортепиано из » Богемской рапсодии «
  • Слэш — электрогитара в » Tie Your Mother Down «
  • Тони Айомми — электрогитара в песнях « Heaven and Hell » (вступление), « Pinball Wizard » (вступление), « I Want It All », « Hammer to Fall », « Stone Cold Crazy » и « The Show Must Go On »
  • Ян Хантер — электрогитара в » All the Young Dudes «
  • Мик Ронсон — электрогитара в » All the Young Dudes » и » Heroes «
  • Дэвид Боуи — альт-саксофон из » All the Young Dudes «
  • Джо Эллиотт — бэк-вокал на » All the Young Dudes «
  • Фил Коллен — бэк-вокал на » All the Young Dudes «

Бэк-музыканты

Queen были поддержаны следующими музыкантами:

  • Спайк Эдни — клавишные, фортепиано, бэк-вокал
  • Майк Моран — фортепиано в композициях « Who Wants to Live Forever » и « Somebody to Love »
  • Джош Макрэ — перкуссия в некоторых треках Queen
  • Крис Томпсон — бэк-вокал, акустическая гитара на » I Want It All «, » Crazy Little Thing Called Love » и » Heroes «, дополнительная перкуссия
  • Мэгги Райдер — бэк-вокал
  • Мириам Стокли — бэк-вокал
  • London Community Gospel Choir — бэк-вокал на » Somebody to Love » и » We Are the Champions «
  • Джон Джонс — орган и бэк-вокал на » We Are the Champions «

1991 год

В 1991 году СССР доживал последние дни: павловские реформы, обесценивание денег, повсеместная талонная система, обнищание основной массы населения, ГКЧП… Поднимает голову бандитизм, появляются первые «новые русские», одна за другой «отваливаются» национальные «окраины», окончательно открываются границы, и кто может уехать — немедленно едет. 

У подростков и молодежи оставалось не так-то много перспектив: или начать погоню «за длинным рублем» (долларом), не гнушаясь средствами, или покорно дожидаться своей участи на развалинах государства, или, не имея возможности внешней, уходить во «внутреннюю эмиграцию». 

Виктория Ивлева. Фонтанка, 145 (первые техно-вечеринки Ленинграда, на фото Алексей Хаас), 1991

Неформальные объединения существовали в подпольном и полуподпольном формате и раньше, но именно в 1991 году, особенно после августовского путча, им дали фактически «зеленый свет». Появились новые печатные издания, авторы самиздата стали властителями дум, неформалов стали охотно приглашать на телевидение и радио. 

Но самой если не активной, то заметной частью неформальных объединений молодежи были музыканты и близкие к ним либо территориально, либо по духу тусовщики — поклонники отдельных групп (например, депешисты — фанаты Depeche Mode или алисоманы — фанаты группы Константина Кинчева) или различных стилей и направлений: панки, металлисты, последние русские брейкеры, первые русские рэперы и пр.

Фестиваль «Монстры рока в Тушино», 28 сентября 1991 года

Еще в 1990 году свое вещание сначала на две столицы, а постепенно на все советское (и далее — на постсоветское) пространство открыли коммерческие радиостанции Europe Plus и «Радио России Nostalgie». Западная музыка стала, наконец, уделом не только «избранных», к ней приобщились миллионы. 

Не отставало и государство. На «Радио Юность», «Маяке» и даже на тоже только что открывшемся «Радио России» без конца крутили зарубежные хиты разных лет, появились новые авторские передачи, посвященные западной и советской рок- и поп-музыке. На этой волне фирма грамзаписи «Мелодия» и вышедший из тени «АнТроп» наладили безостановочный выпуск лучших альбомов классического рока и сборник хитов поп-идолов. 

Пиратская перепечатка альбома Deep Purple Stormbringer (1974)

Пышным цветом расцвел (без тени иронии) советский, а потом российский музжур, и, как ни краток был его век, он оказал весомое, если не главенствующее, влияние на формирование музыкальных вкусов нынешних 40-60-летних россиян.

Страница из журнала «Ровесник», ноябрь 1991 года

«Ровесник», «Смена» и «Студенческий меридиан», забыв о статусе «воспитателей молодежи», с удвоенной энергией и абсолютно открыто стали писать о личной жизни звезд западной музыкальной сцены, о творчестве новых и старых поп- и рок-исполнителей и групп — по большей части, конечно, зарубежных, но свой «кусок пирога» доставался и русским музыкантам. 

Среди этого изобилия имен не потерялась и группа Queen. В 1989 году вышел их альбом The Miracle, в начале 1991 года — Innuendo

Внимание привлекал необычайной силы и красоты вокал, удивительные гитарные переливы, задорный разноплановый музыкальный ряд, за которым (пока) не угадывалась внутренняя трагедия группы и ее солиста Фредди Меркьюри. Их яркие видеоклипы и эпизоды концертных шоу нет-нет, да и мелькали в эфире или распространялись на видеокассетах (часто их записывали прямо с эфира западных телеканалов, причем в урезанном виде или дайджестом — но поклонники хорошей музыки в СССР были рады и этому). 

23 ноября 1991 года весь мир облетела весть: у солиста всемирно известной группы обнаружен ВИЧ, а 24 ноября Фредди Меркьюри не стало…

Смерть Фредди Меркьюри в 1991 году для школьников или вчерашних школьников, только-только почувствовавших дыхание свободы и получивших доступ в настоящую страну грез, где играет только та музыка, которую они любят, была ударом. Наверное, точно так же, растерянными и осиротевшими, ощутили себя в 1980 году и поклонники Джона Леннона, который открыл, без преувеличения, для всех людей на Земле дверь в новый мир, в буквальном и совершенно не тоталитарном смысле слова перформатировав сознание миллионов. 

Фредди стал первой настолько крупной звездой рок-музыки, который умер буквально на глазах и на руках поклонников. Это уже потом композицию The Show Must Go On стали рассматривать как надежду на лучшее будущее — пусть не для себя, но для других. Тогда она воспринималась в прямом смысле слова как реквием. 

Фестиваль «Live aid»

            13 июля 1985 год

Боб Гелдоф организовал крупнейший фестиваль с целью сбора средств для голодающих в Африке. Грандиозное мероприятие проходило одновременно в Лондоне и Филадельфии. Конкретно в Wembley выступили такие группы, как U2, David Bowie, Elton John, Paul McCartney, Madonna. Концерт открыли Status Quo c песней «Rockin’ All Over the World». Брайан Мэй, гитарист группы Queen, высказал свое волнение по поводу U2: «U2 тогда были не слишком известны, и помню, я сидел, смотрел на них и думал: «Ух ты, вот за кем надо приглядывать». Однако U2 справились отлично, а зрителям особенно запомнился момент, когда Боно спрыгнул со сцены, чтобы потанцевать с поклонницей.

The Show Must Go On

Сингл и клип The Show Must Go On вышли в Великобритании 14 октября 1991 года и только 6 февраля 1992 года — в США. 

Между этими двумя датами произошло еще одно событие, и речь сейчас не о смерти Фредди Меркьюри. Речь о прекращении существования СССР как государства и как «красного полюса мира». 250 миллионов человек одним росчерком пера оказались в небытии. Крах посильнее «фантазий Гёте» — так сказал бы поэт, ставший свидетелем другого, не менее сокрушительного краха фактически той же страны. И каждый из 250 миллионов граждан рухнувшего государства внезапно стал предоставлен самому себе. И что же будет дальше, и будет ли вообще?

The Show Must Go On стал одним из символов того периода безвременья. Всё плохо, абсолютно всё, за что ни ухватись — но шоу должно продолжаться, жизнь должна идти дальше, несмотря ни на что. 

Queen: кадр из клипа Who Wants To Live Forever

Так из реквиема The Show Must Go On стал гимном последней надежды. Об этом оперативно «смекнули» СМИ, песня и клип (а потом и другие песни и клипы Queen) заняли первое место в сетках вещания уже российских радиостанций и телеканалов (как государственных, так и коммерческих). Всё это объясняли данью памяти великому шоумену и музыканту, восхищением перед творчеством группы и ее вкладом в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. 

Так продолжалось довольно долго. Queen без устали крутили на телеэкранах и радио по меньшей мере 2-3 года. Кому-то это действительно помогло обрести надежду и встать на ноги — ведь жизнь продолжается, несмотря ни на что. Но в какой-то момент к людям начало приходить настоящее понимание смысла этой «вакханалии» вокруг имени Фредди. Точнее, даже можно назвать дату «перевода стрелок» — 5 апреля 1994 года. День трагической гибели другого яркого шоумена и замечательного музыканта, Курта Кобейна. Надежда сменилась разочарованием, апатией и даже страхом… и смерть Курта пришлась как нельзя «кстати». 

Курт Кобейн на концерте группы Nirvana в Сиэтле (13 декабря 1993 года)

Это ни в коей степени не умаляет значение творчества Фредди и Queen и их вклада в мировую музыкальную культуру и шоу-бизнес. Это просто напоминание о том, что любое событие и любой факт можно использовать как во вред, так и во благо. Смерть Фредди Меркьюри послужила во благо многим людям по всему миру, как ни кощунственно это звучит. И больше всего его жизнь и судьба — по образу, а не по содержанию — отразилась на гражданах бывшего СССР, которых сейчас принято относить к поколению X.  

We Will Rock You и We Are the Champions

О создании этих песен стоит рассказать в связке. На мысль об их написании основных сонграйтеров группы Меркьюри и Мэя натолкнуло одно и то же событие. В конце большого концерта в Стаффорде в мае 1977 года, перед выходом на бис, Queen услышали, как толпа распевает You’ll Never Walk Alone — классическую песню из мюзикла «Карусель», которая после записи группой Gerry and the Pacemakers в 1963 году в рок-аранжировке стала использоваться как гимн футбольного клуба Ливерпуля. Мэй и Меркьюри, не сговариваясь, решили написать песню, которая в той же степени помогла бы аудитории проникнуться духом единства.

Брайан Мэй написал We Will Rock You — энергичный гимн, основанный на топоте и хлопках. Песня была написана специально, чтобы заставить аудиторию «помочь» группе и подпеть — ведь, как Мэй, «в 1977 году подпевать считалось не круто, и люди на концертах только кивали головой в такт». За исключением яркого гитарного соло в конце, песня записывалась а капелла — другими словами, в ее студийной версии нет звуков барабанов или других инструментов, во всяком случае, традиционных. «Мы записывались в старой заброшенной церкви в Северном Лондоне, — Мэй подробности записи. — Там под лестницей валялись какие-то старые доски. Я попробовал ударить по ним ногой — и они оказались идеальными по звуку». Выбранная для записи локация приобретает особый смысл, если учитывать, что сама фраза we will rock you — это строчка из рождественской песни 1928 года The Rocking Carol; качают по сюжету песни, разумеется, младенца Христа.

Аскетичное звучание записи, как и всего альбома News of the World (особенно по сравнению с помпезной аранжировкой Bohemian Rhapsody, прославившей Queen двумя годами ранее), — это неосознанный ответ группы на популяризацию панк-движения, протестовавшего в том числе против напыщенного и чересчур сложного прогрессив-рока. Гимноподобная We Are the Champions тоже звучит куда прямолинейнее экспериментов группы с «оперным» звучанием. «Это моя версия My Way», — говорил о ней Фредди.

Впрочем, и здесь не обошлось без довольно сложных элементов — к примеру, в своей игре на фортепиано Меркьюри использует много джазовых аккордов, которые в записи обыгрываются вокальными фразами. Несмотря на такие ухищрения, We Are the Champions — это идеальная композиция для совместного исполнения, и это не оценочное суждение, а научный факт. В 2011 году группа британских (да-да!) ученых назвала ее самой легко запоминающейся песней в истории поп-музыки. В ходе исследования они обнаружили, что идеальная песня для хорового исполнения содержит четыре ключевых элемента: длинные и подробные музыкальные фразы, многократные изменения высоты тона в ключевой части песни, основной голос вокалиста-мужчины и более высокие мужские голоса на подпевках, которые поют с заметным усилием. Опираясь на это знание, полученное опытным путем, ученые вывели We Are the Champions на первое место среди многих композиций, включая Y.M.C.A Village People и The Final Countdown группы Europe.

Кстати, рассматривать We Will Rock You и We Are the Champions вместе стоит не только потому, что они были написаны со схожими целями. На концертах песни всегда игрались одна за другой; на альбоме News of the World они переходят одна в другую практически без паузы. Песни были выпущены не как традиционный сингл со стороной А и стороной Б, а как более редкий формат double A-side — то есть им обеим группа придавала одинаковое значение как потенциальным хитам. В результате многие радиодиджеи крутили обе песни подряд, и они накрепко соединились даже для тех поклонников, кто ни разу не был на концертах Queen.

Любовь всей жизни

После выхода «Богемной рапсодии» и альбома «A Night at the Opera» популярность Queen вышла на новый уровень. В 1975 году музыканты отправились в большое турне по США, Канаде, Японии и Великобритании. По признанию самих участников группы, они впервые почувствовали себя знаменитыми на гастролях в Японии. Реакция зрителей их поразила: это было похоже на поклонение.

Фредди, как и остальные, был шокирован такой реакцией публики. В жизни он был довольно скромным и застенчивым, но на сцене становился совсем другим: эпатировал публику своим поведением и эксцентричными нарядами. В 1980 году Меркьюри, до этого много лет носивший длинные волосы, решил сменить имидж: сделал короткую стрижку и отрастил усы. Именно в таком образе мы помним его сегодня. Также у него появился фирменный аксессуар –микрофон на полуразобранной стойке, с которой он бегал и скакал по сцене.

Эпатажный образ Меркьюри с самого начала его популярности породил волну слухов о его сексуальной ориентации. Сам Фредди никогда не афишировал свою гомосексуальность и предпочитал избегать этой темы. В газете Sun однажды вышла статья, в которой музыкант якобы признался в том, что является геем, однако позднее сам он заявил, что журналистка извратила его слова и просто хотела «горячих» подробностей.

Фото: Gill Allen/AP/TASS

Главной женщиной в жизни Меркьюри до конца его дней оставалась Мэри Остин – бывшая девушка Брайана Мэя, который их и познакомил. Когда они встретились, Мэри работала продавщицей в модном магазине. Они с Фредди встречались около семи лет и даже были помолвлены. Певец долгое время пытался отрицать свою бисексуальность, но в середине 1970-х годов у него начался роман с исполнительным директором звукозаписывающего лейбла «Elektra Records». Не в силах и дальше жить во лжи, в декабре 1976 года Меркьюри признался Остин в своей бисексуальности, после чего они расстались. Однако Мэри продолжала оставаться близким другом Фредди. Впоследствии, когда она вышла замуж, Меркьюри даже стал крестным отцом ее старшего сына. Певец много раз называл Мэри своим единственным другом и признавался, что ни один из его возлюбленных не смог ее заменить. Известно, что песню «Love of My Life» с альбома «A Night at the Opera» Фредди посвятил Мэри Остин.

В начале 80-х Меркьюри приписывали массу романов. Ходили слухи, что у него была интрижка с австрийской актрисой Барбарой Валентин, снявшейся в клипе на песню «It’s a Hard Life». Также были те, кто утверждал, что Меркьюри встречался с немецким ресторатором Винфридом Кирхбергером. Одним из немногих романов музыканта, о которых нам достоверно известно, были отношения с парикмахером Джимом Хаттоном. Они начали встречаться в 1985 году и были вместе шесть лет, вплоть до смерти Меркьюри. После кончины певца Хаттон написал книгу «Меркьюри и я», в которой открыто рассказал об их отношениях.

Innuendo

Обложка сингла Innuendo

На обложке сингла, который был выпущен раньше одноименного альбома (14 января 1991 года), изображены рисунки французского художника иллюстратора Изидора Жерара Гранвиля (1803-1847) к «Мистериям бесконечности» из книги «Другой мир» в обработке Ричарда Грея.

Innuendo — самая интеллектуально зрелая композиция группы за всю ее историю. Как только вы послушаете Innuendo несколько раз, вы поймете, что это одна из самых сложных и трудных, и вместе с тем жизнеутверждающих песен в мире, исполненная человеком, смело заглянувшим в глаза смерти.

Эту песню часто ставят в один ряд с Bohemian Rhapsody. Тяга к разножанровости и фрагментарности Queen прослеживается и в видеоряде к Innuendo. Клип Innuendo неслучайно представляет собой одну большую анимацию. Он является своего рода мрачным продолжением обложки альбома с иллюстрациями Гранвиля.

Сразу после релиза альбома мнения критиков разделились даже по поводу заглавной композиции. Ранняя версия клипа (Early Version 1, всего их минимум 6): 

Минус:

Плюс:

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

И еще:

На самом деле композиция Innuendo была собрана как пазл. Повторяющаяся тема (с boléro-esque) появилась в процессе джем-сейшна Мэя, Дикона и Тейлора. Фредди добавил первоначальные мелодию и текст, лирика была затем доработана Роджером, музыка — Брайаном. 

Средняя часть композиция была в основном создана Меркьюри, по данным интервью Мэя, опубликованном в мае 1994 года в журнале Guitar Magazine. Этот раздел особенно сложен: в нем 5 тактов в размере 5/4, что довольно редко встречается в популярной музыке, за которыми следуют еще 4 такта в более «привычном» для уха размере 3/4. 

Давайте ещё раз послушаем эту бессмертную во многих отношениях композицию. Теперь — альтернативная версия клипа Innuendo:

В части, начинающейся с «You can be anything you want to be» (фактически слоган для всей истории Queen) представлена ​​очень сложная оркестровая аранжировка, созданная Меркьюри и продюсером Дэвидом Ричардсом с использованием синтезатора Korg M1. Переходная часть к финалу в Innuendo — в размере 3/4, что в очередной раз демонстрирует привязанность Фредди к трехчастным размерам (например, размер 6/8 в Somebody To Love и We Are The Champions).

Об «испанской» части Innuendo: 

Брайан Мэй (Guitar World, август 1991 года): 

Innuendo Photo Sessions (photo: Simon Fowler)

Стив Хау (Prog, март 2012 года + Guitar Player, август 2015):