Содержание
Первые выступления
Вместе с матерью и братьями Майя отправилась в эвакуацию в Свердловск, где заниматься балетом не было возможности. И все же именно в Свердловске девушка впервые исполнила партию умирающего лебедя в постановке своей тети, Суламифи Мессерер. Говорят, чтобы добиться той потрясающей лебединой пластики и грации, балерина часами наблюдала за царственными птицами, пытаясь запомнить и скопировать их движения.
В 1942 году осиротевшая семья Плисецких вернулась из эвакуации в Москву, а в 1943 году Майя с отличием окончила хореографическое училище. Как и многие выпускницы, Плисецкая была принята в кордебалет Большого театра, однако это не смущало юную балерину. Ей удалось продемонстрировать свой талант широкой публике, выступая с сольными номерами на многочисленных концертах. Москва увидела ее «Умирающего лебедя» и была покорена.
РАБОТА В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Биография Майи Плисецкой неразрывно связана с балетом, художественная деятельность наложила отпечаток даже на личную жизнь балерины. Майя просто не видела себя без искусства и большой сцены. Талантливой балерине стали доверять сложные роли, которые она училась играть на высшем уровне.
Сначала Плисецкая танцевала Машу в «Щелкунчике», далее «Мирту в «Жизели», Китри в «Дон-Кихоте». Особенно зрителям понравилась ее Одилия и Одетта в «Лебедином озере». Прошло немного времени и Плисецкую стали называть прима-балериной Большого театра, она сменила известную Галину Уланову.
Работа балерины очень сложная. Майя не просто танцевала, она жила жизнью каждой из своих героинь, вкладывала душу в каждую роль. Одной пластики, изящества и грациозности было мало. Нужен был творческий подход к выступлениям.
Майя доводила себя до физического истощения постоянными занятиями, сидела на диетах, заставляла себя постоянно держаться в форме. Она танцевала до 70 лет, выходила на сцену и демонстрировала зрителям грациозный танец.
Плисецкую запомнили не только как выдающуюся танцовщицу, она была талантливым балетмейстером и хореографом. Майя Плисецкая поставила десятки спектаклей на сцене Большого театра, во многих из своих постановок она исполняла главные роли. Но в конце 80-х Плисецкой пришлось оставить сцену Большого театра по причине конфликта с руководством. Юрий Григорович уволил приму вместе с Владимиром Васильевым и Екатериной Максимовой.
Плисецкая не могла лебезить и подхалимничать, это и стало причиной увольнения из Большого театра. Григорович всячески способствовал, чтобы Плисецкую не брали на зарубежные гастроли. Ее подозревали в шпионстве, поэтому сделали невыездной. Вместо Лондона и Парижа Плисецкая ездила с гастролями по провинциальным сибирским городкам.
Григорович пристально следил за дочерью врага народа, аристократическое происхождение не давало покоя директору Большого театра. После его доносов Майю часто вызывали на допросы, но уличить ее в чем-либо, кроме происхождения, не удалось.
Майя Плисецкая похоронена где.
Москва. 3 мая. INTERFAX.RU — Прах Майи Плисецкой будет развеян над Россией согласно ее завещанию, сообщил в воскресенье «Интерфаксу» генеральный директор Большого театра Владимир Урин.»Родион Константинович Щедрин ознакомил меня с той частью их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которое касается порядка прощания и ритуала захоронения. Согласно завещанию обоих, их тела должны быть сожжены», — заявил Урин «Интерфаксу».Плисецкая и Щедрин завещали соединить их прах после смерти.»Последняя воля такова. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — приводит Урин текст завещания.Он также сообщил, что официальной панихиды по Плисецкой не будет. «Прощание с Майей Михайловной Плисецкой состоится в Германии, только в кругу родных и близких», — сказал он.Майя Плисецкая скончалась в субботу в Германии от сердечного приступа. Последние годы она жила в Мюнхене, однако часто приезжала в Россию. Как рассказал накануне Урин в интервью «России 1», балерина обсуждала с ним планы празднования ее юбилея — 20 ноября Плисецкой исполнилось бы 90 лет.«Ничего не предвещало страшной беды. В апреле мы были в России. Сначала в Петербурге, в Мариинке, на моем премьерном «Левше». Майя даже на банкете вместе со всеми сидела до 5 утра, была веселой. Все говорила, как бы дотянуть этот год — до юбилея.Потом приехали в Москву, всякие тут дела были. В том числе по грядущему юбилею. Вернулись в Мюнхен. Сходили накануне на футбол, она очень любила бывать на стадионе. И вдруг схватило сердце. Поехали в клинику. Врачи делали все возможное. Я приехал на второй день с надеждой, что сделают операцию и все будет хорошо. Но, к великому сожалению…За годы совместной жизни Плисецкая и Щедрин стали единым целом.Два дня у Майи было суровое лицо, боль мучила. И вдруг напоследок мягко улыбнулась. Я спросил ее: «Ты меня узнаешь?» — «Я тебя обожаю!» — ответила Маюша. И улыбнулась так красиво, как умела только она.— А где похоронят Майю Михайловну? На Новодевичьем кладбище, там ведь могилы ее матери, родственников.- Она оставила завещание. Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией. Майя не хотела никаких речей и пышных прощаний. Я согласен и уже сообщил об этом Большому театру. |
Зарубежные гастроли и новаторские приемы в Большом театре
Майя Плисецкая в партии Анны в балете «Анна Каренина». Фотография: Георгий Соловьев / bolshoi.ru
Майя Плисецкая. 1970-е. Мультимедиа арт музей, Москва
Майя Плисецкая в партии Кармен в балете «Кармен-сюита». Фотография из архива Майи Плисецкой / bolshoi.ru
Много лет Майе Плисецкой не повышали зарплату. Она часто гастролировала по СССР и за рубежом. В 1953 году вместе с другими артистами Большого театра артистку отправили в Индию. Плисецкая общалась с иностранцами, в том числе с премьер-министром Джавахарлалом Неру, а за ней, как тогда было принято, следили сотрудники КГБ. Когда балерина вернулась в Москву, то поняла, что стала «невыездной»: ее не взяли на гастроли в Швейцарию, Францию, Голландию, Китай и другие страны. Майя Плисецкая писала чиновникам, звонила в Министерство иностранных дел, но так и не получила разрешение на выезд: «Две мои «умоленные» телеграммы Хрущеву, письма ему же, Булганину, Шепилову — остались без ответа… Никто из вождей говорить со мной не захотел. Слова не услышала». Позже Плисецкой рассказывали, что в 1958 году в КГБ рассматривали ее дело по обвинению в контрреволюционной деятельности и работе на разведку Великобритании.
В 1958 году, когда большая часть труппы Большого театра уехала в Лондон, Майя Плисецкая осталась в Москве и решила поставить «Лебединое озеро». В этом спектакле она впервые была балетмейстером и хореографом одновременно. Все билеты на премьеру раскупили: «Что было в конце актов и после последнего закрытия занавеса — описать невозможно. Шквал. Шторм. Извержение Везувия», — писала Плисецкая в своей автобиографии. Ее постановку посетили чиновники — на премьеру приехал председатель КГБ Иван Серов, а на следующие спектакли — Николай Булганин, Михаил Первухин, Никита Хрущев. Балерина вспоминала: «Спектакль… даже Хрущева расшевелил. Раскраснелся Никита Сергеевич, улыбается, из ложи не уходит, приветы на сцену шлет».
Плисецкую не выпускали из СССР до апреля 1959 года. Тогда Хрущев разрешил ей присоединиться к труппе Большого театра и поехать на гастроли в США. Американцы встретили знаменитую балерину с восторгом. Рецензия журналиста Джона Мартина в газете The New York Times заканчивалась так: «Спасибо, Никита Сергеевич!»
В апреле 1967 года кубинский хореограф Альберто Алонсо поставил в Большом театре балет «Кармен-сюита» на музыку Родиона Щедрина. Партии Майи Плисецкой были построены на новаторских приемах, и публика, которая привыкла к традиционной пышной хореографии этого спектакля, встретила его прохладно.
В 1970-е Плисецкая снова поставила в Большом театре спектакль, теперь это была «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина. А в 1980 году здесь прошла премьера «Чайки» по пьесе Антона Чехова.
В 1980-х годах балерина много путешествовала и ездила с гастролями по всему миру — побывала во Франции, Испании и других странах. В 1983 году директор Римского театра оперы и балета пригласил Плисецкую занять пост художественного руководителя. Там балерина с собственной театральной труппой поставила балеты «Раймонда» и «Щелкунчик». За спектакли в Римской опере Майя Плисецкая получила итальянскую премию в области искусств «Виа Кондотти». В конце 1980-х годов артистка сотрудничала с Королевским театром Мадрида, руководила труппой Национального балета Испании. Несмотря на это, Плисецкая говорила, что никогда не считала работу балетмейстера своим призванием.
Семья и детство Майи Плисецкой
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной еврейской семье. Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии стал балетмейстером, а еще через шесть лет — младший брат Азарий, будущий хореограф.
Майя Плисецкая с мамой и папой
У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и отличным педагогом.
Мама будущей великой балерины Рахиль Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого кино»
Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. Из-за характерной внешности: темных волос и восточных черт лица, ей часто доставались роли узбекских женщин
Правда, карьеру актрисы пришлось оставить из-за мужа и детей.
Семья Майи Плисецкой: с мамой и братом
А вот отец Майи, Михаил Эммануилович занимал хозяйственные и дипломатические должности. Сначала он работал в исполнительном комитете, затем в комиссариатах иностранных дел и внешней торговли. Отец будущей звезды также принимал участие в производстве фильмов, где он и познакомился со своей будущей женой.
В 1932 году его назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и всей семье пришлось переехать. Там он одновременно занимал должность генерального консула СССР.
Майя Плисецкая в молодости
Именно на острове Шпицберген маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему и постоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище. Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра Евгении Долинской.
В мае 1937 года отца Майи увезли чекисты и через год после ареста расстреляли, подозревая в шпионаже. Еще через несколько месяцев арестовали и его жену Рахиль. Это произошло прямо в Большом театре, в то время, когда на сцене шла «Спящая красавица» и выступала тетя будущей балерины Суламифь. Рахиль Плисецкая-Мессерер получила 8 лет тюрьмы как жена врага народа. Ее вместе с новорожденным ребенком (младшим сыном Азарием) поместили в Акмолинский лагерь жён изменников Родины. Только благодаря стараниям своих близких родственников ее вначале перевели на вольное поселение в Чимкент. И только в 1941 году ей смягчили приговор и позволили вернуться в Москву.
Балерина Майя Плисецкая
Среднего сына Александра приютил дядя Асаф, а 12-летную Майю удочерила ее тетя Суламифь. Добрая родственница приняла у себя осиротевшую племянницу, чтобы ее не отдали в детский дом. Правда, как позже призналась Майя Михайловна, тетка не просто облагодетельствовала свою племянницу. Она требовала, чтобы девочка была ей благодарна и нередко унижала ее.
https://youtube.com/watch?v=zcNeBbI_q5w
https://youtube.com/watch?v=G-w0M2TKdcY
https://youtube.com/watch?v=cqZwwFEOPFw
Начало карьеры Майи Плисецкой
Первое значимое выступление в Большом театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной войны на сцене филиала Государственного Академического Большого театра состоялся выпускной концерт хореографического училища. Майя Плисецкая — «Лебедь» (фильм-балет 1975) Но война внесла свои коррективы в дальнейшую судьбу примы. С сентября 1941 года семья Майи Плисецкой была в эвакуации в Свердловске. К сожалению, в городе невозможно было продолжить обучение или заниматься балетом. Чтобы закончить свою учебу 16-летняя девушка решилась сбежать в Москву, где даже в войну продолжались занятия в Московском хореографическом училище. Она снова была зачислена, но на этот раз — сразу в выпускной класс на курс Елизаветы Гердт и Марии Леонтьевой. В 1943 году обучение было закончено, и Майю сразу же приняли в штат Большого театра.
Майя Плисецкая и Ив Сен-Лоран
Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты.
Девушка любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой все-таки можно сравнить с подъемом по лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно. К примеру, в балете «Спящая красавица» она была сначала феей Сирени, затем феей Виолант, а потом уже Авророй. В «Дон Кихоте» балерина станцевала почти все женские партии и, наконец, получила роль Китри.
Майя Плисецкая — Раймонда, 1959 В 1948 году Майя станцевала Жизель в одноименном балете. А после того, как из театра на заслуженный отдых ушла Галина Уланова, Плисецкая стала прима-балериной и получила сольные партии. Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. Она создала свою неповторимую манеру балета, чем снискала мировую славу.
Правда не все гладко складывалось в карьере балерины. С главным балетмейстером Большого театра Юрием Григоровичем она не смогла поладить, и с годами это противостояние только усилилось.
Галина Уланова и Майя Плисецкая во время репетиции. 1969 г.
В 1956 году труппа театра отправилась впервые в зарубежные гастроли в Англию, но Майя Плисецкая не получила разрешение на выезд из страны. Ее пытались обвинить в шпионаже и в течение последующих пяти лет она была невыездной. Зато балерина успешно гастролировала по стране, завоевывая любовь своих соотечественников. В 1959 году Плисецкой было присвоено звание народной артистки СССР.
https://youtube.com/watch?v=SsSALaDJuN4
Балет с суфлером: как великий Морис Бежар помог балерине вырваться за пределы классики
Майя Плисецкая всегда стремилась расширить свои рамки в балете. Классического репертуара ей было мало, она искала возможности вырваться за пределы классики. В1967 году знаменитый кубинский балетмейстер Альберто Алонсо специально для нее поставил на сцене Большого театра «Кармен-сюиту». Роль Кармен, исполненная балериной, стала сенсацией в мире балета и навсегда вошла в историю мировой хореографии.
Неоднократно Майя Плисецкая работала и с выдающимся французским балетмейстером Морисом Бежаром. В 1975 году она танцевала в его балете «Болеро» на музыку Мориса Равеля. В этот момент ей было уже 50 лет! Вот что рассказывала сама балерина об этой работе:
В результате она хотела отказаться: боялась забыть последовательность эпизодов, каждый из которых имел условное название : «Кошка», «Краб», «Венгерка», «Живот», «Солнце» и так далее. Но Бежар сказал: «Я встану в проходе, в конце зала, в белом свитере. Меня подсветят карманным фонариком. Я буду вам подсказывать».
Брат балерины хореограф Азарий Плисецкий писал: «Бежар боготворил Майю. Он был готов простить ей все, даже вольную интерпретацию своей хореографии, сочиненных им движений, чего не позволял больше никому». Для Майи Плисецкой Бежар создал в 70-е годы балеты «Айседора» и «Леда», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений.
В 1983 году Плисецкая получила предложение стать руководителем Римского театра оперы и балета, а после этого возглавила Испанский национальный балет.
Советская артистка балета, Герой Социалистического Труда, Народная артистка СССР Майя Плисецкая во время выступления на фестивале «Красная площадь приглашает». Фото: Малышев Николай/ТАСС
В январе 1990 года она танцевала свой последний балет на сцене Большого театра – «Даму с собачкой». После этого из-за разногласий с руководством театра она ушла из него. Но продолжала сотрудничество со многими выдающимися хореографами мира, Майя Плисецкая сотрудничала с Рудольфом Нуриевым, Роланом Пети и Михаилом Барышниковым.
Помимо балета, Плисецкая снялась в 12 художественных фильмах, а также во множестве документальных кинолент для отечественного и зарубежного телевидения. Также она написала две книги и возглавила множество конкурсных балетных проектов. На ее счету множество наград и медалей, титулов и званий – отечественных и зарубежных.
Свои последние десять лет великая балерина вместе с мужем жила в Германии. Майя Плисецкая скончалась на 90-м году жизни, прожив длинную, невероятно насыщенную жизнь, оставив яркий след в истории балета. Однако ее могилы не найти ни в Германии, ни в России. Ее нет нигде! Звезда балета завещала развеять свой прах над Россией, смешав его с прахом мужа. Так что ей еще предстоит посмертное возвращение на родину.
Балерина и хореограф Майя Плисецкая, удостоенная знака отличия офицера ордена Почетного легиона, на церемонии награждения в посольстве Франции. Фото: Александра Мудрац/ТАСС
Любовные пируэты юности
Первым увлечением Майи Плисецкой стал ее сценический партнер в Большом театре — Вячеслав Голубин. Вместе с ним балерина подрабатывала на концертах в начале 1940-х. Однако первая любовь Плисецкой довольно быстро потухла. В 1947 году во время репетиции «Лебединого озера» перед молодежным фестивалем в Праге Плисецкая случайно ударила Голубина локтем в нос. Артисту пришлось накладывать швы, и после этого он больше не выступал в паре с Майей. Их романтические отношения постепенно сошли на нет. Известно, что после расставания с балериной Вячеслав начал выпивать и очень скоро покинул сцену. Впрочем, в своих мемуарах Плисецкая вспоминала его с теплотой и нежностью: «Слава Голубин был моей первой любовью, и наши ‘’Лебедины’’ таили для нас обоих нечто большее, чем очередные декадные спектакли. Он хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь». В возрасте 30 лет Голубин совершил самоубийство в собственном доме.
Впервые балерина влюбилась в танцовщика Вячеслава Голубина
Затем Плисецкая сошлась с Эсфандияром Кашани, танцовщиком из кордебалета, оказавшимся моложе ее на 5 лет
В тренировочном классе балерина обратила внимание на красавца с иранскими корнями и почти сразу окунулась в новые отношения, не делая из них тайны
Майя Плисецкая не скрывала своих отношений с Эсфандияром Кашани, который был младше ее на 5 лет
Балерина сама приезжала к своему возлюбленному в коммуналку на Шаболовку и не смущалась, что такие встречи вызывали множество пересудов. «У Майи был особый талант, и где бы она ни находилась, сразу становилось ясно: она — первая, она — звезда», — вспоминал Кашани в разговоре с журналистами. Отношения Эсфандияра и Майи вскоре приняли серьезный оборот: они постоянно были вместе и подружились с семьями друг друга. Казалось, дело шло к свадьбе. Однако по неизвестной причине Плисецкая решила уйти от возлюбленного, так с ним и не объяснившись.
Птица гордая
Плисецкая не ограничилась ролью примы. Она вписалась в столичный бомонд благодаря чутью на масштабных личностей и умению завязывать контакты. В салоне Лили Брик, той самой безумной музы Владимира Маяковского, Майя знакомилась с влиятельными людьми и позволяла себе краткие романы, пока не встретила композитора Родиона Щедрина. Моложе на семь лет, талантливый, щеголеватый, он выделялся в нестройном богемном кругу врожденным аристократизмом. Щедрин после знакомства с рыжей бестией явился в театр на репетицию и остолбенел от репетиционного трико балерины — Плисецкая вспоминала об этом годы спустя с иронией и поминанием Фрейда. Больше полувека они прожили вместе — пока смерть не разлучила. Оба мирились с характерами друг друга и оба друг друга устраивали в главном. Щедрин, кроме прочего, помог жене в полной мере проявиться в профессии, написав для Майи несколько балетов («Конька-Горбунка», «Анну Каренину», «Чайку» и «Даму с собачкой» — Esquire). Плисецкая без лишней скромности называла его «гением» и при каждом удобном случае подчеркивала, что Щедрин мирится с ее бесхозяйственностью и помешательством на работе. Молодыми, едва поженившись, они попали на обложку единственного в стране иллюстрированного еженедельника «Огонек» как самая красивая пара года.
Безусловно, Щедрин стал для нее плечом и спиной. Но только дополнительно. Плисецкая никогда не лезла за словом в карман и обожала резать правду-матку. Да, Москва знала, что балерина договаривается о ролях с министром культуры Екатериной Фурцевой в бане — что поделать, если на прием в кабинет к ней не прорваться? Ум и чутье диктовали, когда надо быть кошечкой и петь дифирамбы генералам госбезопасности, а когда — выпускать коготки. Плисецкая всегда оставалась верной себе. И никакие жизненные напасти не могли сбить эту ее настройку.
РИА Новости
Майя Плисецкая с супругом Родионом Щедриным на прогулке в подмосковном лесу.
Статус Плисецкой позволял ей делать то, что не было дозволено прочим. Именно она нарушила правило «в СССР секса нет», впервые исполнив в Большом театре бешено чувственную «Кармен» Альберта Алонсо. Она демонстрировала модели Славы Зайцева и поддерживала теплые отношения с Пьером Карденом, до последних дней дарившего ей роскошные наряды. Майя благодарила и повторяла: «Я веду себя так, как я одета», — и дизайнеры были счастливы.
Мало того. Майя Михайловна сумела понравиться разборчивому французскому хореографу Морису Бежару, подарившему ей «Болеро», «Айседору» и другие балеты во времена, когда на контакты с иностранцами в нашем отечестве все еще смотрели косо. Времени на репетиции, как всегда, в обрез, античный театр, толпа народу, Бежар в белой водолазке стоит в глубине партера и руками подсказывает Плисецкой фигуры танца.
Звания и награды[ | ]
- Герой Социалистического Труда (1985) — за большие заслуги в развитии советского хореографического искусства.
- Заслуженный артист РСФСР (1951).
- Народный артист РСФСР (1956).
- Народный артист СССР (1959).
- Ленинская премия (1964) — за исполнение партий в балетных спектаклях советского и классического репертуара на сцене ГАБТ.
- Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из шести женщин наряду с И. Антоновой, Г. Вишневской, Г. Волчек, В. Матвиенко и Л. Вербицкой): Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (20 ноября 2005) — за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность .
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (18 ноября 2000) — за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства .
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 ноября 1995) — за выдающиеся заслуги в отечественной культуре и значительный вклад в хореографическое искусство современности .
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 ноября 2010) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность .
Три ордена Ленина (1967, 1976, 1985).
Орден Трудового Красного Знамени (1981).
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
Золотая медаль Парижа (1977).
Орден Почётного легиона (Франция):
- кавалер ордена (1986),
офицер ордена (2012).
Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1984).
Большой Командорский крест ордена «За заслуги перед Литвой» (2003).
Орден Изабеллы Католической (Испания, 1991).
Командор ордена Великого князя Литовского Гядиминаса (Литва).
Орден Барборы Радвилайте (Литва, 2005).
Орден Восходящего солнца III степени (Япония, 2011).
Золотая медаль «За заслуги в культуре Gloria Artis» (Польша).
Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (по другим источникам — Орден Льва Финляндии) (1968).
Золотая медаль «За заслуги в области изящных искусств» (Испания, 1990).
Медаль Моцарта ЮНЕСКО (2005).
Первая премия и золотая медаль на конкурсе артистов балета II Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште (1949).
Премия им. Анны Павловой Парижской академии танца (1962).
Премия «Превосходная-1986» (мэрия Парижа самой элегантной женщине года).
Премия «Виа Кондотти» (1989, Италия).
Премия «Триумф» (2000).
Премия «Российский Национальный Олимп» (2000).
Премия «Национальная гордость России» (2003).
Премия принцессы Астурийской (2005, Испания).
Международная Императорская премия Японии (2006).
Премия имени Витторио де Сика (Италия) «за беспрецедентную карьеру и выдающиеся заслуги в области танца» (2009).
Премия журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009).
Памятная медаль «150-летие А. П. Чехова» (2010).
Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства».
Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).
Театральная премия «Золотая маска» (Москва, 2015) — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Доктор Сорбонны (1985).
Почётный профессор Московского государственного университета (1993).
3-е место в опросе «Человек года» в области науки, культуры и искусства, проводимом фондом «Общественное мнение» (2000).
Почётный доктор Венгерской академии танца (Будапешт, 2008).
Почётный гражданин Испании.
Ничего не забыла и не простила
Майя Плисецкая родилась в 1925 году. Счеты к советской власти у нее появились еще в детстве. В 1937 году арестовали ее отца, руководителя советской угольной концессии на норвежском острове Шпицберген, Михаила Эммануиловича. Его расстреляли якобы «за шпионаж и вредительство», а в 1956 году оправдали. Вслед за отцом весной 1938 года «как социально опасный элемент» забрали и мать Майи, Рахиль Михайловну Мессерер, вместе с грудным ребенком – младшим сыном Азарием. Майю приютила у себя родная сестра матери Суламифь. Чтобы племянницу не отправили в детдом, она ее удочерила. Еще одного брата, Александра, взял в семью дядя Асаф.
По счастью, Рахиль Мессерер не погибла в лагерях, ей удалось сохранить и ребенка. Более того, уже в начале 1941 года, благодаря хлопотам орденоносной сестры Суламифи, «мама Ра», как ее называли в семье, вернулась в Москву. Она прожила 90 лет, стала свидетельницей творческих удач своих сыновей, безмерно гордилась выдающимся талантом прославленной дочери.
Но, как свидетельствовал двоюродный брат Майи Азарий Эммануилович Мессерер, на всю жизнь «возненавидела сталинщину и привила эту ненависть и в то же время укрепила волю к молчаливому противоборству сталинскому отребью и Майе, и своим сыновьям, и нам, близким родственникам». И эту же бескомпромиссную позицию всю жизнь занимала Майя Плисецкая: «…Пусть знают, я ничего не забыла и ничего не простила».
Родион Щедрин
Плисецкая написала несколько книг-воспоминаний. Артистка рассказала о своих романах со звездами балета. В 1956 году она вышла замуж за Мариса Лиепу. Однако этот брак вскоре распался. В 1958 году Плисецкая встретила человека, с которым прожила долгую и счастливую жизнь. Этим человеком был Родион Щедрин – композитор с мировым именем.
У Плисецкой не было детей. Но ей посчастливилось встретить в своей жизни настоящую любовь. Быть может, именно поэтому нет ни в России, ни в Германии места, где похоронена Майя Плисецкая.
Фото знаменитой пары расположено выше. Пожалуй, это был самый крепкий союз в российском артистическом мире.
Щедрин был моложе своей жены на семь лет. Он родился в семье композитора и педагога, музыкой занимался с ранних лет. Окончил Московское хоровое училище, затем учился в МГК им. Чайковского. Вопрос о том, где похоронена Майя Плисецкая, некорректен. Прах супругов должен быть соединен и развеян над Россией. Так сказано в завещании, составленном Майей Плисецкой.
Майя Плисецкая. Биография
2 мая на 90-м году жизни скончалась балерина Майя Плисецкая.
Майя Михайловна Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве.
В июне 1934 года Плисецкая поступила в Московское хореографическое училище. Годы учебы пришлись на тяжелое время: отец и мать Плисецкой были репрессированы, затем началась война, и Майе вместе с матерью, вернувшейся из заключения, пришлось уехать в эвакуацию.
Уникальные данные юной балерины — большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке — были отмечены педагогами. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.
Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса — номер, который она будет танцевать всю жизнь.
Постепенно Майе Плисецкой стали давать в Большом ведущие партии. Роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в Большом театре. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и др. Незабываемой для зрителей стала роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере»: движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой.
Майя Плисецкая проработала в Большом театре до 1988 года. В историю мирового балета вошли ее ведущие партии в «Лебедином озере», «Каменном цветке», «Спящей красавице», «Спартаке», «Жизели», «Раймонде» и др.
Майя Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» Глазунова.
Как драматическая актриса Плисецкая снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».
После ухода из Большого театра Майя Плисецкая работала в Европе. В 1983-1984 годах она была художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988-1990 годах — художественным руководителем «Театро лирико насьональ» в Мадриде.
С 1990 года Майя Плисецкая выступала с концертными программами за рубежом, вела мастер-классы. Она сотрудничала с выдающимися хореографами мира, «Марсельским балетом» Ролана Пети и «Балетом XX века» Мориса Бежара. В 92 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» на музыку Щедрина, где Майя Плисецкая исполнила главную партию.
В 1994 году в Санкт-Петербурге состоялся Первый международный балетный конкурс «Майя», посвященный творчеству Плисецкой. В том же году вышла в свет книга ее мемуаров «Я, Майя Плисецкая…», вызвавшая огромный общественный резонанс в мире. А спустя тринадцать лет Майя Михайловна выпустила продолжение книги, которая так и называется — «Тринадцать лет спустя».
С 1995 года Майя Плисецкая является почетным президентом труппы «Имперский Русский Балет», созданной по ее инициативе.
Заслуги Майи Плисецкой неоднократно были отмечены на родине и за рубежом. В 1956 году ей присвоено звание народной артистки РСФСР, в 1959-м — народной артистки СССР, в 1985 году — звание Героя Социалистического Труда. Майя Плисецкая награждена орденом Ленина, орденами «За заслуги перед Отечеством».
Лауреат Ленинской премии (1964), Премии Анны Павловой (1962, Париж), профессионального балетного приза «Душа танца» в номинации «Легенда» (2009).
Награждена французскими орденами Командора литературы и искусства и Почетного легиона, золотой медалью изящных искусств Испании, Большим крестом Командора ордена «За заслуги перед Литвой». Удостоена Международной Императорской премии Японии.
В 1985 году Плисецкой присвоено звание доктора Сорбонны, в 1993 году — почетного профессора Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Карьера
Плисецкая обладала редкой пластичностью и музыкальностью. Она создала свой, неповторимый стиль исполнения. В 1960 году из Большого театра ушла другая великая балерина — Уланова. Отныне Плисецкой совершенно заслуженно принадлежали все ведущие роли в спектаклях. Много лет шла борьба Плисецкой с хореографом Григоровичем, в которой победил последний, несмотря на то, что женственная и изящная балерина обладала стальным мужским характером.
«Кармен-сюита», «Гибель розы», «Безумная Шайо» — эти и другие спектакли поставлены специально для Плисецкой. Балерина много лет работала с французским хореографом Морисом Бежаром, который поставил для нее «Айседору». В начале 70-х принимала участие в постановке балета Щедрина «Анна Каренина». Однако Плисецкая себя никогда не считала хореографом. «Я импровизатор» — говорила она.
В 1990 году Григорович уволил Плисецкую. Пришлось покинуть Большой театр также и Екатерине Максимовой. Плисецкая, конечно, не оставила сцену. Балет для нее был не ремеслом, а жизнью. Она участвовала в концертах и давала мастер-классы. Плисецкая — феноменальная фигура в истории мирового балета. К 70-летнему юбилею она подготовила номер «Аве Майя». Как-то один из коллег артистки сказал ей: «Столько лет сложно не только протанцевать, но и прожить».
С середины 90-х проводится конкурс «Майя», в котором участвуют артисты со всего мира. Плисецкая занимала должность председателя.
Признание и награды
Очень мало знаменитых персон могут похвастать столь обширным перечнем наград, какой собрала Плисецкая. Среди особо значимых можно выделить:
- три ордена Ленина и Орден Трудового Красного знамени;
- звание народной артистки РСФСР, СССР и России;
- орден «За заслуги перед Отечеством» — неоценимый вклад в развитие мирового и хореографического искусства;
- звание Героя Социалистического труда (19.11.1985) за заслуги в развитии хореографического искусства;
- многочисленные международные премии.
Помимо государственных наград от советского правительства и европейских держав, в честь Плисецкой в разные годы назван сорт пионов (1963), астероид (23.12.1984), сквер и памятник на Большой Дмитровке и граффити бразильских художников Эдуардо Кобра и Агналдо Брито.