Цитаты фаины раневской

Содержание

О театре и кино: выкидыш Станиславского

Биографы Раневской рассказывают, как она впервые появилась на пороге одного из подмосковных театров. Шел 1915 год, Фая успела попробовать себя в ряде проектов театров юга России. Она прибыла к директору театра с рекомендательным письмом от приятеля директора, московского антрепренера Соколовского.

«Дорогой Ванюша, — писал коллега, — посылаю тебе эту дамочку, чтобы только отвязаться от нее. Ты уж сам как-нибудь деликатно, намеком, в скобках, объясни ей, что делать ей на сцене нечего, что никаких перспектив у нее нет.

Мне самому, право же, сделать это неудобно по ряду причин, так что ты, дружок, как-нибудь отговори ее от актерской карьеры — так будет лучше и для нее, и для театра. Это совершенная бездарь, все роли она играет абсолютно одинаково, фамилия ее Раневская…»

По счастью, адресат не прислушался к рекомендациям антрепренера. И мир узнал одну из величайших актрис 20-го столетия. К тому же, мы теперь можем читать афоризмы и цитаты Фаины Раневской. Правда, в театре за полвека она сыграла лишь 17 ролей, плюс воплотила примерно столько же кинообразов.

Я — выкидыш Станиславского.

Критикессы — амазонки в климаксе.

Как-то на южном море Раневская указала рукой на летящую чайку и сказала:
— МХАТ полетел.

Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность.

— Говорят, что этот спектакль не имеет успеха у зрителей?
— Ну, это еще мягко сказано. Я вчера позвонила в кассу, и спросила, когда начало представления.
— И что?
— Мне ответили: «А когда вам будет удобно?»

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!

Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.

Дружба

Но в юные годы Фаину привлекала лишь одна сцена – Московского художественного. Потому что именно по ней ступал красавец Василий Качалов. Однажды она расхрабрилась и написала ему письмо.

Они будут дружить много лет подряд. Дружбы она не боялась, ведь это то самое, что, кроме искусства, делало ее счастливой.

Еще она дружила с Анной Ахматовой, через всю свою жизнь она пронесла это чувство и любовь к поэтессе, которая доверяла Раневской самое сокровенное, дорогие стихи и секреты. После ее смерти актрисе очень не хватало этого человека. Близкие люди уходили один за другим. А после кончины Павлы Вульф Фаина чувствовала себя осиротевшей. Но только благодаря искусству держалась.

В кругу самых близких женщина была очень чуткой и заботливой, и непонятно, почему фразы Раневской такие дерзкие… Может, это просто защитная реакция?

Актриса – эталон человека, который мог учить многие поколения тому, как надо жить, для чего жить и как относиться к людям и собственной жизни.

Высказывания Раневской на разные темы

*** 

Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.

*** 

***

Красивые люди тоже срут.

*** 

Сказка — это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль — это когда наоборот.

*** 

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

*** 

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

*** 

Оптимизм — это недостаток информации.

*** 

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

*** 

*** 

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

*** 

Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

*** 

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.

*** 

Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

*** 

Понятна мысль моя неглубокая?

*** 

Ребенка с первого класса школы надо учить науке одиночества.

*** 

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

*** 

Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности. (О Ленине)

***

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

*** 

«Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха».
— «Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?»

*** 

Сотрудница Радиокомитета N постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт Раневская называла ее «жертва ХераСимы».

*** 

Однажды Раневскую спросили: Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?
— Это же очевидно ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.

*** 

Сколько раз краснеет в жизни женщина?
— Четыре раза: в первую брачную ночь, когда в первый раз изменяет мужу, когда в первый раз берет деньги, когда в первый раз дает деньги.
А мужчина?
— Два раза: первый раз когда не может второй, второй когда не может первый.

*** 

Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
— Жалко, что мы не захватили пианино, — говорит Фаина Георгиевна.
— Неостроумно, — замечает кто-то из сопровождавших.
— Действительно неостроумно, — вздыхает Раневская. — Дело в том, что
на пианино я оставила все билеты.

*** 

Однажды Юрий Завадский, худрук Театра им. Моссовета, где работала
Фаина Георгиевна Раневская (и с которым у нее были далеко не
безоблачные отношения), крикнул в запале актрисе: «Фаина Георгиевна,
вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!» «То-то у меня
ощущение, что я наелась дерьма!» — парировала Раневская.

*** 

— Сегодня я убила 5 мух: двух самцов и трех самок.
— Как вы это определили?
— Две сидели на пивной бутылке, а три на зеркале, — объяснила Фаина Георгиевна.

***

Идущую по улице Раневскую толкнул какой-то человек, да еще и обругал грязными словами. Фаина Георгиевна сказала ему:
— В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернетесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

*** 

— Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу потому еще, что у меня его никогда не было, — заявила Раневская, упреждая возможные вопросы журналиста.
— Так что же, не отстает журналист, значит у вас, совсем нет никаких недостатков?
— В общем, нет, — скромно, но с достоинством ответила Раневская.
И после небольшой паузы добавила:
— Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю!

***

Понравился пост? Поддержи InFAK, нажми:

О коллегах: всё будет настоящим!

Сергей Юрский рассказывал, что после съемок в «Золушке» как Фаина Георгиевна получила «неприлично большой» гонорар. Она реально стыдилась этой солидной суммы, стала расспрашивать коллег по театру, кто в чем нуждается, и довольно быстро спустила эти деньги.

И только когда все раздала, опомнилась: самой не за что купить отрез ткани, который планировала приобрести. Тем не менее, за спиной злословили, а то и в лицо язвили по поводу ее внешности и «несносного» характера. Вот на таком фоне и появлялись смешные афоризмы Раневской о коллегах.

(О режиссере Ю. Завадском) Он умрет от расширения фантазии.

(О режиссере Ю. Завадском) Перпетум кобеле.

(Диалог с Завадским)
— Фаина Георгиевна, вы своей игрой сожрали весь мой режиссерский замысел!
— То-то у меня ощущение, что я наелась дерьма!

— Я не терплю мессы в борделе, — высказалась она по поводу выступлений главного режиссера перед труппой. — Знаете, что снится Завадскому? Что он умер и похоронен в Кремлевской стене!

— Очень сожалею, Фаина Георгиевна, что вы не были на премьере моей новой пьесы, — похвастался Раневской Виктор Розов. — Люди у касс устроили форменное побоище!
— И как? Удалось им получить деньги обратно?

— Жемчуг, который я буду носить в первом акте, должен быть настоящим, — требует капризная молодая актриса.
— Всё будет настоящим, — успокаивает ее Раневская. — Всё: и жемчуг в первом действии, и яд — в последнем.

О себе: Я как старая пальма на вокзале

— У каждого из нас есть своя Муля, — утешала её одна из действительно близких подруг Анна Ахматова.
— А какой Муля у вас? — спросила Фаина Георгиевна.
— «Сжала руки под тёмной вуалью», — усмехнулась Анна Андреевна.

Они сдружились во время войны, в эвакуации в Ташкенте. Потом поэтесса вспоминала: Раневская постоянно ходила за ней с тетрадочкой, записывала мысли и строки будущих стихотворений, которые «роняла» Ахматова. А потом по рассеянности растопила ими печку-буржуйку.
— Мадам, вам 11 лет и никогда не будет 12 — рассмеялась Ахматова.
На тот момент Раневской было 46, а смой Ахматовой — 53.

Фаина Георгиевна, в отличие от многих других острословов, всегда была очень самокритична. Поэтому в числе лучших афоризмов Раневской — ее высказывания о самой себе.

Вторая половинка есть только у таблетки, мозга и жoпы. Я изначально целая!!!

Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.

Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.

Все, кто меня любили, не нравились мне. А кого любила я — не любили меня. Моя внешность лишила меня личной жизни!

Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной.

В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.

У меня хватило ума глупо прожить жизнь.

Что-то давно мне не говорят что я бл*дь. Теряю популярность.

Всю жизнь я страшно боюсь глупых. Особенно баб. Никогда не знаешь, как с ними разговаривать, не скатываясь на их уровень.

Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.

Я, как яйца, участвую, но не вхожу.

Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.

Вы знаете милочка, что такое говно? Так вот оно по сравнению с моей жизнью повидло!

Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.

Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

(Глядя на прореху в своей юбке) Напора красоты не может сдержать ничто!

Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.

Думайте и говорите обо мне, что пожелаете. Где вы видели кошку, которую бы интересовало, что о ней говорят мыши?

Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.

Когда мне было 20 лет, я думала только о любви. Теперь же я люблю только думать.

Я себя чувствую, но плохо.

— Вы заболели, Фаина Георгиевна?
— Нет, я просто так выгляжу. Читайте еще: Красивые цитаты со смыслом.

Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: «Умерла от отвращения».

Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

Память сердца

Фаина Георгиевна в быту была неприхотлива. У нее не было ни машины, ни дачи. Мало кто знает, что она увлекалась живописью. Раздаривала коллегам свои картины, которые были довольно талантливо написаны.

Напоследок напомню еще несколько афоризмов Фаины Раневской на разные темы, которые записали гости ее хлебосольного дома.

(О Ленине) Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

Понятна мысль моя неглубокая?

Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.

Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.

Очень тяжело быть гением среди козявок.

Цинизм ненавижу за его общедоступность.

Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.

Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.

Дорогие друзья! Память сердца и впрямь не всегда бывает безоблачной. Но она оставляет нам и радостные, и тревожные минуты нашей жизни, все, что дорого и что собственно и составляет эту жизнь. Сегодня мы прикоснулись к неисчерпаемому источнику — к одной из граней таланта Фаины Георгиевны Раневской. Что-то осталось за рамками этого материала, но многое мы вспомнили, пережили вместе с вами. Надеюсь, это общение было светлым и небесполезным.

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке материала для этой статьи.

В качестве иллюстраций к статье использованы фотографии известного советского фотографа Дмитрия Бальтерманца. Он много лет проработал в журнале «Огонек», почти полвека страна смотрела на мир его глазами. Многие годы Бальтерманц считался главным советским фотографом, еще при жизни получившим признание коллег за рубежом. Спасибо Анне Блинцовой, дизайнеру блога, за чудесную работу.

И также приглашаю почитать мою статью на блоге Фаина Раневская великая и ранимая.

И для души и настроения я предлагаю посмотреть еще видео материал с лучшими цитатами и афоризмами Фаины Раневской.

Характер

Почему все цитаты Раневской смешные?

Еще одна ее тайна — невероятная скромность и необычайная застенчивость. Громкий голос, пронзительный взгляд и острый язык – такой актриса запомнилась миру, но это всего лишь маска, с которой актриса под конец жизни срослась. О Фаине Георгиевне рассказывают столько неправды и приписывают много хулиганских выходок. Она была, скорей, грустным человеком.

А еще очень увлекающейся натурой. А слова «В молодости, я только думала о любви, а сейчас я люблю только думать» подтверждают ее мечтательность.

Она так и не вышла замуж, так и не родила ребенка. Своим внуком она считала внука актрисы Павлы Вульф, своей учительницы, в доме у которой она прожила много лет. Алексей Щеглов до сих пор помнит, как она с ним занималась и читала свои импровизации. А названым сыном актриса считала журналиста Глеба Скороходова. При встрече она представляла его так: «Я его усыновила, а он меня уматерил». Фразы Раневской были остроумными только в окружении чужих людей.

Отношения с мужчинами

Леонид Евтифьев, коллега Раневской по театру, вспоминает, что никаких шуб, никаких драгоценностей он не видел у Фаины. Единственное, что он запомнил, это крепкий запах дорогих французских духов.

Большинство романов Фаины Раневской так и оставались платоническими. И не потому, что ее возлюбленные боялись сближения. Наоборот, сама актриса настолько боготворила тех, в кого была влюблена. Раневская о мужчинах желанных старалась забывать, считая себя недостойной парой, и желая им лучшей судьбы.

Подруга и коллега по театру, Мария Кнушевицкая, как-то спросила актрису, были ли у нее романы. На что та ответила – «Да. Он был прекрасным комическим актером. Мы сидели друг против друга. Я посмотрела на него и подумала. Нет. Два комика в одном помещения и в одной жизни – это невозможно».

Она не могла открыться для личного, а мужчины это чувствовали. Раневская никогда не говорила о представителях сильного пола с неуважением. А те высказывания, которые размещены на разных источниках, скорей всего, порождение народного фольклора. А уж афоризмы Раневской про красивых и умных дам довольно-таки поднимают самооценку!

Цитаты Фаины Раневской о здоровье в картинках

Коллеги Фаины Георгиевны вспоминали, что у актрисы было слабое здоровье, она нередко посещала врачей и то и дело оказывалась на больничной койке.

Чтобы не упасть духом и не позволить болезням взять над собой верх, Раневская шутила и над своими болезнями и над медперсоналом, с которым ей приходилось иметь дело.

Как‑то, в очередной раз Фаина Георгиевна Раневская отправилась отдыхать в санаторий: «Назначили мне лечащую докторшу, – вспоминала актриса. – Пришла она, поздоровалась и сказала: – Как я рада, что вы у нас лежите! Так приятно увидеть вас не на экране, а в жизни! – Спасибо, – поблагодарила я. – Надеюсь, что в жизни меня смогут увидеть и после вашей больницы. Врачиха захохотала и стала делать мне кардиограмму. – Как у вас с сердцем? – поинтересовалась она. – Не болит? – Нет, с сердцем, по‑моему, все в порядке. – Странно. – Что странно? – У вас должно болеть сердце. Я это вижу по кардиограмме. – Но у меня оно не болит, – попыталась защищаться я. – Этого не может быть, – утверждала докторша. – У вас оно должно болеть. Наш спор закончился вничью, но, как только докторша ушла, я взялась рукой за сердце и почувствовала: кажется, и в самом деле оно начинает болеть».

Цитаты Фаины Раневской о жизни в картинках

Жизнь не баловала Фаину Георгиевну. В своих интервью она признавалась, что все могло бы сложиться иначе, более счастливо. Быть может оттого, цитаты Фаины Раневской о жизни имеют не столько смешной, сколько печальный оттенок.

В 80‑е годы страна готовилась к Олимпиаде, и в московскую торговлю поступила инструкция: быть особо вежливыми и ни в чем покупателям не отказывать. В один из московских магазинов зашел мужчина и поинтересовался у продавца: – Не будет ли у вас перчаток? – Вам какие? Кожаные, замшевые, шерстяные? – Хотелось бы кожаные… – Светлые или темные? – Черные. – Под пальто или под плащ? Под плащ. – Хорошо…Принесите нам, пожалуйста, ваш плащ и мы подберем к нему подходящие перчатки. Стоявшая рядом и наблюдавшая за происходящим, Фаина Раневская наклонилась к мужчине и театральным шепотом сказала: – Не верьте, молодой человек! Я им уже и унитаз приволокла, и «…опу» показывала, а туалетной бумаги все равно нет.

Учитель

В 1917 году отец актрисы, Георгий Фельдман, из Таганрога на собственном пароходе уплывает от революции в Турцию. Семья требовала, чтобы Фаня поехала вместе с ними, но та выбрала искусство, потеряв в одночасье всех родных.

В середине 20-х молодая актриса из провинции — Раневская Фаина Георгиевна, наконец, перебралась в Москву. Это было время буйного расцвета театра. Вовсю гремели имена Евгения Вахтангова, Соломона Михоэлса, Александра Таирова. Первые пробы и предопределили ее будущее. Она стала актрисой Московского театра под руководством Таирова.

И как тогда было принято, Раневская отправилась на поиски учителя по актерскому мастерству. Им стала Павла Вульф, которая заменила Фаине семью. Они прожили вместе несколько десятков лет. И даже когда у Раневской появится собственное жилье, она долго не сможет решиться на переезд. А внука своей учительницы она опекала до конца своих дней.

Мужчины и женщины – два полюса любви

Фаина Раневская цитаты и афоризмы про мужчин и женщин порой выдавала достаточно «соленые». Впрочем, и на другие темы она могла высказаться весьма недипломатично. Зато емко и точно. Сама она испытала очень жестокое разочарование в любви еще в ранней юности. И потом довольно саркастически отзывалась о своей внешности и личной жизни.

Конечно, она влюблялась, как всякая творческая тонкая натура. Но научилась успешно скрывать истинные чувства за вуалью иронии. Наблюдала за чужими отношениями со стороны, роняя «мимоходом» лингвистические шедевры.

Если женщина говорит мужчине, что он самый умный, значит, она понимает, что второго такого дурака она не найдет.

Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

Женщины умирают позже мужчин, потому что вечно опаздывают…

Нет полных женщин, есть тесная одежда.

Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.

Союз глупого мужчины и глупой женщины порождает мать-героиню. Союз глупой женщины и умного мужчины порождает мать-одиночку. Союз умной женщины и глупого мужчины порождает обычную семью. Союз умного мужчины и умной женщины порождает лёгкий флирт.

Если женщина идет с опущенной головой — у неё есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой — у неё есть любовник! Если женщина держит голову прямо — у неё есть любовник! И вообще — если у женщины есть голова, то у неё есть любовник!

— Почему красивые женщины пользуются большим успехом, чем умные?
— Это же очевидно — ведь слепых мужчин совсем мало, а глупых пруд пруди.

Почему все дуры такие женщины?

— Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности — брюнетки или блондинки?
— Седые!

Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.

Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.

Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это ее муж.

Сотрудница Радиокомитета N постоянно переживала драмы из-за своих любовных отношений с сослуживцем, которого звали Симой: то она рыдала из-за очередной ссоры, то он ее бросал, то она делала от него аборт. Раневская называла ее «жертва ХераСимы».

— Вы не поверите, Фаина Георгиевна, но меня еще не целовал никто, кроме жениха.
— Это вы хвастаете, милочка, или жалуетесь?

Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.

Театр и кино

Она была очень талантливой актрисой, а киношные высказывания Фаины Раневской стали просто легендарными и запомнились не одному поколению.

Ее друзья по цеху уверены, что в кино она снималась больше из-за денег, а не из-за славы. Зрители театра давали ей энергию, а игра перед объективом была ей мало интересна. Хотя цитаты из кинолент давно превратились в афоризмы Раневской и разошлись по бескрайним просторам Интернета в виде картинок и статусов.

Она проработала на сценах московских театров 38 лет. За это время уже народная артистка Советского Союза сыграла всего 16 ролей. До переезда в столицу Раневская 10 лет служила в провинциальных театрах: Евпатория, Севастополь, Симферополь, Астрахань, Волгоград, Баку. За то короткое время количество ее образов перевалило за 200, но и те ранние роли актриса всегда называла «братской могилой».

Кроме этого, она озвучивала детские фильмы и мультфильмы, поэтому афоризмы Раневской многие запомнили по Фрекен Бок из сказки про Карлсона, который живет на крыше.

Ее поклонники знают ее как комическую актрису. Цитаты Раневской — смешные, порой непосредственные, озвучивались настолько реалистично, что невозможно было не поверить.

Несколько из них:

«Бог создал красивых женщин, чтобы мужчины их любили. И сделал их глупыми, чтобы женщины смогли полюбить мужчин».

«- Как вы думаете, какие женщины больше склонны хранить верность: брюнетки или блондинки? — Седые!».

«Конечно, женщины намного умнее мужчин! Вот вы когда-нибудь слышали, чтоб какая-то женщина потеряла голову от мужчины, только потому, что у того красивые ноги?».

«Ничто не может сдержать напора красоты», — однажды сказала Раневская, глядя на прореху в своей юбке.

Фаина Раневская. Мудрость, приобретенная в одиночестве

«Умерла от отвращения», – именно такую надпись советская актриса незадолго до смерти попросила оставить на ее надгробном камне. Личная жизнь женщины не сложилась – единственным существом, на склоне лет скрашивавшим ее одиночество, остался любимый пес Мальчик. Но, возможно, именно те драмы, которые пришлось пережить Фаине Георгиевне на своем веку, наделили ее мудростью и тонким сарказмом, из-за которых многие ее изречения стали крылатыми и продолжают жить через года.

Личная жизнь Фаины Раневской

Фаина Георгиевна – заслуженная советская актриса театра, получившая огромное количество престижных премий и орденов тех времен. Она играла роли в театрах Крыма, Смоленска, Архангельска, Баку, Сталинграда и, конечно же, Москвы. Харизматичная, но саркастичная и острая на язык, она тяжело сходилась с людьми и не пользовалась большой популярностью среди мужчин. По словам Раневской, первая и последняя ее любовь случилась в 19 лет. Избранник будущей актрисы долго не обращал на нее внимания, после чего предложил встретиться у нее дома. Обрадованная долгожданной взаимностью, юная девушка накрыла на стол, зажгла свечи и… была крайне удивлена, когда на пороге возник ее возлюбленный с молодой красавицей и просьбой «погулять где-то часок-другой».

1news.az

После той истории постоянного и серьезного мужчины в жизни Фаины Георгиевны так и не появилось. Да и с окружающими в принципе отношения не складывались – коллеги по цеху ее побаивались, режиссеры терпели ее с большим трудом, и то лишь за большой талант. Известен случай яркой ссоры Раневской и Режиссера Завадского. Во время одной из репетиций новой пьесы Завадский возмутился тем, что своими выходками актриса «сожрала» его замысел, на что Фаина Георгиевна невозмутимо ответила: «Что-то чувство, что д***ма наелась». После этого режиссер попросил Раневскую вон из театра, а она его – вон из искусства.

Талант Раневской

Актриса была известна своей непередаваемой мимикой и гротеском. Что интересно, прозвали ее «королевой вторых ролей». Действительно, примой она не была никогда, но каждая ее маленькая роль была исключительна – полна жизни и энергии. Злые языки поговаривали, что именно на сцену Фаина Георгиевна выпускает свою женскую энергию, которая не находит выхода из-за отсутствия мужа или хотя бы любовника. Так это или нет, а уж любовь к театру актриса пронесла через всю свою жизнь – последнюю роль она сыграла в 86 лет.

youtube.com

Последние годы

Последние годы жизни Раневской ознаменовались воссоединением с родной сестрой. В детстве маленькая Фаина недолюбливала Изабеллу – та была красавицей, и на ее фоне будущая актриса чувствовала себя неловко. Однако, в преклонном возрасте две одинокие дамы стали очень близки. И когда у Изабеллы диагностировали рак, Фаина до последнего боролась за ее жизнь. Тем не менее, женщина умерла, и остаток своей жизни великая актриса провела наедине со своим псом, «глупо и одиноко», как говорила она сама.

Учитывая вовсе не радужную судьбу заслуженной актрисы, вам решать, использовать ли ее цитаты как руководство к действию, но почитать их точно стоит. Ведь в изречениях Фаины Георгиевны Раневской столько сарказма и тонкой сатиры!

Топ-10 цитат великой актрисы

1.«Женщины умнее мужчин. Вы когда-либо слышали, чтобы женщина потеряла голову из-за того, что мужчина имеет красивые ноги?»

2.«Семья заменяет все. Потому прежде, чем ею обзавестись, подумайте: что вам важнее – все или семья?»

3.«Бог создал женщин красивыми, чтобы мужчины их любили. И глупыми, чтобы они любили мужчин».

4.«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны».

5.«Если вы вдруг для кого-то стали плохим, значит, вы для этого человека сделали слишком много хорошего».

6.«Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на плохое настроение, диеты и жадных мужчин».

7.«Вторая половинка есть только у таблетки, задницы и мозга. А я родилась целой».

8.«Женщины умирают позже мужчин лишь потому, что постоянно опаздывают».

9.«Лучше быть хорошим человеком, ругающимся матом, чем тихой, воспитанной сволочью».

10.«Женщины – это не слабый пол. Слабый пол – это гнилые доски».

Жизнь и творчество актрисы

Фаина Раневская (настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман) родилась 27 августа 1896 года в зажиточной еврейской семье. Раневские проживали в Таганроге и воспитывали пятерых детей. Фаина оказалась фактически единственным ребенком, не разделявшим профессиональные взгляды родителей, и в 1915 году уехала в Москву постигать актерское искусство. Не поступив в училище, она долгое время посещала различные частные курсы, пока однажды не оказалась на сцене Малаховского летнего театра, где и начала складываться карьера Раневской.

В 1934 году Фаина впервые снялась в кино. Это была роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». Затем последовали ленты «Человек в футляре» и «Подкидыш». Ее коронная фраза из последней «Муля, не нервируй меня!» ушла в народ, и актриса обросла множеством поклонников по всему СССР. В послевоенные годы она сыграла ключевые роли в фильмах «Золушка», «Весна», «Свадьба» и других.

Фаина Раневская оставалась преданной театру и выходила на сцену почти до своих последних дней. Актриса вела одинокий, затворнический образ жизни, старалась избегать мужчин и лишнего внимания. Несмотря на это, она отличалась отменным остроумием и забавно, а порой – грубовато и пошло, высказывалась на ту или иную тему. Возможно, именно сила ума и вера в собственные силы помогли актрисе прожить долгую жизнь: скончалась она в 1984 году в возрасте 87 лет, но вклад этой женщины в искусство по-прежнему остается неоценимым, а цитаты — актуальными как никогда.