Джек потрошитель: тайна без разгадки (18+)

Содержание

Другие жертвы

Второе убийство имело неожиданное продолжение. 28 сентября в агентство новостей на Флит-стрит пришло издевательское письмо. В нем говорилось: «Со всех сторон до меня доходят слухи, что полиция меня поймала. А они до сих пор даже не вычислили меня. Я охочусь на женщин определенного типа и не перестану их резать до тех пор, пока меня не повяжут. Последнее дело было великолепной работой. Леди не успела даже вскрикнуть. Я люблю такую работу и готов ее повторить. Скоро вы вновь узнаете обо мне по забавной проделке. Закончив последнее дело, я прихватил с собой чернила в бутылочке из-под имбирного лимонада, чтобы написать письмо, но они вскоре загустели как клей, и я не смог ими воспользоваться. Вот я и решил, что взамен подойдут красные чернила. Ха! Ха! В следующий раз я отрежу уши и отошлю их в полицию, просто так, ради шутки».

Письмо было подписано: «Джек-Потрошитель». К следующему письму, отправленному в комиссию по охране порядка в Уайтчепеле, была приложена половина почки. Отправитель утверждал, что почка вырезана у убитой им жертвы и что вторую ее половину он съел. Конечно, следователи не были уверены, что второе письмо прислал тот же человек, который отправил первое. Но уже было известно, что Джек-Потрошитель вырезает у своих жертв некоторые органы. Умело перерезав им горло, он расчленяет тела, режет лица, вскрывает брюшную полость, удаляет внутренности. Что-то он оставляет рядом с трупом, что-то забирает с собой.

Третьей жертвой Джека-Потрошителя стала Элизабет Страйд, из-за своего роста прозванная «Длинной Лиз». 30 сентября старьевщик, проходя со своей тележкой на Бернер-стрит в Уайтчепеле, заметил подозрительный узел и сообщил о нем в полицию. Так было найдено тело сорокачетырехлетней Лиз. Как и в предыдущих случаях, горло жертвы было располосовано. Убийца при этом находился за ее спиной. Но никаких увечий или следов сексуального бесчинства на теле не было. Полицейские решили, что преступник устыдился своих мерзких деяний. Однако в тот же день они обнаружили жертву номер четыре.

Кэтрин Эдоус, которой было за сорок, нашли расчлененной, лицо ее оказалось изрезанным, извлеченные внутренности лежали на правом плече, оба уха исчезли. К тому времени Лондон уже был охвачен волной страха. Многие женщины стали носить с собой ножи и свистки для вызова полиции. Газета «Иллюстрейтед Лондон ньюс» шутливо предлагала знатным леди обзавестись пистолетами с рукоятками, украшенными жемчугом, на случай, если Потрошителю захочется расширить социальную сферу убийств.

Один из магазинов начал рекламировать даже стальные корсеты. А в самом Уайтчепеле женщины-полицейские стали одеваться и гримироваться под проституток в расчете на то, что преступник клюнет на приманку и попадется. Доходило до фарса. Так, к переодетому полицейскому подошел журналист, наряженный как женщина легкого поведения, и спросил: «Вы один из нас?» Тот ответил: «Вот уж нет!» — и арестовал шустрого репортера.

Убийство Иддоуэс встревожило полицию до крайности. Ее тело было изувечено гораздо сильнее, чем в предыдущих случаях. Кровавая дорожка шла от трупа к клочкам изодранного фартука, валявшегося у входа. А рядом с дверью на стене мелом было написано: «Евреи — не те люди, которых можно обвинять ни за что». Сэр Чарльз Уоррен, глава полиции, лично стер надпись и тем самым, возможно, уничтожил очень важную улику. Но он опасался, что при тогдашнем наплыве в Ист-Энд евреев из Восточной Европы эта надпись могла вызвать волну неприязни к ним.

Фон

Дорсет-стрит , Спиталфилдс , 1902 год.

В конце викторианской эпохи Уайтчепел считался самым известным криминальным домом в Лондоне. Район вокруг Флауэр-энд-Дин-стрит был описан как «пожалуй, самая грязная и опасная улица во всем мегаполисе»; Дорсет-стрит называли «худшей улицей Лондона». Помощник комиссара полиции Роберт Андерсон рекомендовал Уайтчепел «тем, кто проявляет интерес к опасным классам», как одно из главных криминальных «зрелищ» в Лондоне. Грабежи, насилие и алкогольная зависимость были обычным делом. Район характеризовался крайней бедностью, некачественным жилищем, плохой санитарией, бездомностью, пьянством и повальной проституцией. Эти факторы были сосредоточены в 233 общежитиях в Уайтчепеле, в которых каждую ночь проживало около 8 500 человек.

Обычные общежития в Уайтчепеле и его окрестностях предоставляли дешевое коммунальное жилье отчаявшимся, обездоленным и временным жителям, среди которых были и жертвы убийства в Уайтчепеле. Цена за односпальную кровать за ночь составляла 4 пенни , а стоимость сна на веревке, протянутой через спальни, составляла 2 пенни для взрослых и детей.

Все опознанные жертвы убийств в Уайтчепел жили в самом сердце лежбища в Спиталфилдс , в том числе трое на Джордж-стрит (позже названной Лоулсуорт-стрит), двое на Дорсет-стрит, двое на Флауэр-стрит и Дин-стрит и одна на Траул-стрит.

Работа полиции и уголовное преследование в то время в значительной степени основывались на признаниях, свидетельских показаниях и задержании преступников в процессе совершения преступления или при наличии очевидных вещественных доказательств, которые явно связывали их с преступлением. Криминалистические методы , такие как анализ отпечатков пальцев , не использовались, и определение группы крови не было изобретено. Работа полиции в Лондоне была — и остается — разделенной между двумя силами: столичной полицией с юрисдикцией над большей частью городской территории и полицией лондонского Сити с юрисдикцией около 2,9 км 2 от центра города. Главная секретарь , старший министр правительства Британского, контролировали столичную полицию, в то время как городская полиция была ответственна перед Корпорацией Лондона . Констебли-победители ходили по регулярным маршрутам, рассчитанным на время.

Одиннадцать смертей в Уайтчепеле или около него в период с 1888 по 1891 год были собраны в единую папку, которая в полицейском досье упоминается как убийства в Уайтчепеле. Большая часть оригинального материала была украдена, утеряна или уничтожена.

Джек-потрошитель — кто им был?

Слухи о том, кем мог быть убийца, распространялись со скоростью лесного пожара. Некоторые напуганные жители района поговаривали даже, что этим занимается какой-то полицейский во время патрулирования улиц. Среди подозреваемых оказался и некий русский врач по имени Михаил Острог. Откуда-то родилась версия о том, что он якобы был послан царской тайной полицией, чтобы возбуждать ненависть к евреям-эмигрантам. Были и такие, что утверждали, будто преступник — какой-то свихнувшийся хирург. Подозрение коснулось даже самого сэра Чарльза Уоррена — известного франкмасона. Выдвигалось предположение, что он стер надпись на стене, чтобы спасти от возмездия убийцу-масона.

Последнее убийство произошло 9 ноября. Единственным отличием оказался тот факт, что жертва относилась к более высокому разряду проституток — у нее была собственная комната. Мэри Келли, двадцати пяти лет от роду, была убита и жестоко изувечена в комнате, которую она снимала.

На этот раз у Джека-Потрошителья было достаточно времени, чтобы вволю натешиться своей гнусной работой. Утром 10 ноября владелец дома Генри Боуэрс, обходя жильцов и собирая квартирную плату, постучал в дверь Мэри. Весь предыдущий вечер привлекательная блондинка провела за своим обычным занятием — приставала к прохожим, выпрашивая деньги. Последний мужчина, с которым ее видели, — высокий, темноволосый, с усами и в войлочной охотничьей шляпе, вероятно, и был ее убийцей.

При вскрытии, кстати, выяснилось, что женщина была на третьем месяце беременности. На этом цепочка жестоких убийств оборвалась. Однако и сейчас, более чем через столетие, загадка короткого, но кровавого разгула Джека-Потрошителья остается неразгаданной. В 1959 году, через семьдесят один год после серии убийств, один старик вспоминал, как в детстве однажды катил тележку вниз по Ханбури-стрит и услышал крики: «Убийство!»

Старик рассказывал: «Я был мальчишкой, поэтому, не раздумывая, подбежал и протиснулся сквозь толпу… И там она лежала, а от ее внутренностей еще шел пар. На ней были бело-красные чулки». Тогдашний мальчик видел вторую жертву Джека-Потрошителья — Энни Чапмен. Один из подозреваемых вызвал особое волнение в обществе, поскольку это был внук королевы Виктории принц Альберт Виктор, герцог Кларенский.

Подозрение пало на него лишь потому, что было много разговоров о его сумасшествии. Сразу же после серии убийств принца, по слухам, отправили в психиатрическую лечебницу, чтобы избежать скандала. Герцог был старшим сыном будущего короля Эдуарда VII. Говорили, что он был бисексуалом и повредился умом после того, как заразился сифилисом. Но первое место в ряду подозреваемых, скорее всего, занимал Монтегю Джон Друитт, чье тело было найдено в Темзе через несколько недель после убийства Мэри Келли.

СВИХНУВШИЙСЯ ЦИРЮЛЬНИК

Джек Потрошитель орудовал в лондонском районе Уайтчепель (отсюда и название современного общества по изучению его преступлений). Местность эта была густо заселена беднотой всех мастей – мелкие жулики, чернорабочие, алкоголики, иммигранты и дешевые проститутки. Вот за последних-то Джек и взялся.

По разным данным, на его счету от пяти до пятнадцати жертв (точное количество неизвестно). И все – дамы легкого поведения. Блудницам преступник перерезал горло острой бритвой и вскрывал живот, вынимая внутренние органы. Некоторые убийства маньяк анонсировал в письмах, которые присылал то в агентство новостей, то председателю «Комитета бдительности» (группа добровольцев, вызвавшихся патрулировать улицы), то в полицию. Свои послания убийца подписывал псевдонимом Джек Потрошитель. А как его звали по настоящему?

Одно имя было озвучено еще в разгар следствия по делу серийного убийцы – Аарон Косминский, иммигрант из Польши. После переезда в Лондон он некоторое время работал парикмахером. Но вскоре сошел с ума. Не принимал еду из чужих рук и питался только тем, что вылавливал в сточных канавах. Перестал мыться, ухаживать за собой. И люто возненавидел женщин. Однажды чуть не перерезал горло родной сестре!

Этот инцидент и навел на Косминского подозрения: а не он ли тем же способом убивал проституток? Да и бритвой опытный цирюльник владел в совершенстве… Однако собрать достаточно улик против Аарона не удалось. Хотя и на свободе его не оставили. С диагнозом «параноидальная шизофрения» Косминского отправили в психбольницу, где он и провел всю оставшуюся жизнь.

В 2014 году имя Косминский вновь оказалось на слуху . Вспомнить о нем предложил доктор Яри Лоухелайнен. Он провел исследование шали, которая якобы принадлежала одной из убитых проституток. На ткани были обнаружены микрочастицы крови и спермы. Для анализа ДНК были взяты биоматериалы современных родственников Косминского. Их сравнили с образцами спермы, оставленными на шали, – и совпадение оказалось практически 100-процентным!

Впрочем, многие ученые криминалисты усомнились в достоверности результатов. Они сочли не доказанным происхождение шали. Действительно ли она принадлежала женщине, убитой Джеком Потрошителем? Так что Косминский пока остается лишь подозреваемым, а не обвиняемым.

Литература

Титульный лист книги «Проклятие на Митре» , 1888 г.

Художественные произведения, вдохновленные убийствами в Уайтчепеле, возникли сразу после совершения злодеяний. В октябре 1888 года был опубликован короткий готический роман Джона Фрэнсиса Брюэра «Проклятие на Митр-сквер », в котором убийство Кэтрин Эддоуз на Митр-сквер является ключевым элементом сюжета. Среди произведений других авторов — « В самом темном Лондоне » Маргарет Харкнесс , которая использовал псевдоним Джон Ло, был опубликован в 1889 году. Харкнесс изображает Потрошителя как нееврея-бойца, который прячется среди евреев в лондонском Ист-Энде .

Истории о Потрошителях понравились международной аудитории. «По общему мнению, сомнительная» антология рассказов на шведском языке Uppskäraren («Потрошитель») Адольфа Пауля была опубликована в 1892 году, но была запрещена российскими властями.

Персонаж Шерлока Холмса часто использовался в художественной литературе о Джеке-Потрошителе. В 1907 году в « Aus den Geheimakten des Welt-Detektivs» № 18 немецкого издательства Verlagshaus für Volksliteratur und Kunst был опубликован «Wie Jack, der Aufschlitzer, gefasst wurde» (Как был взят Джек-Потрошитель), в котором Холмс запечатлел Потрошителя. В 1930-х годах эта история была переведена на испанский язык для Шерлока Холмса «Memorias intimas del rey de los Detectives № 3», «El Destripador» («Потрошитель»), недавно переизданная в новой книге и впервые переведенная на английский язык. Каллен назвал эту историю «забавной стилизацией Шерлока Холмса». Позднее Холмс также использовался в фильмах Майкла Дибдина « Последняя история Шерлока Холмса» (1978), Эллери Куин « Этюд в терроре» (1966), « Черная аура» Джона Слэдека (1974) и Барри РобертсаШерлок Холмс и королевская семья». Flush (1998) среди других.

Первый влиятельный рассказ Мари Беллок Лаундс «Жилец» был опубликован в журнале McClure’s Magazine в 1911 году и написан в романе в 1913 году. В нем рассказывается о лондонской супружеской паре, мистере и миссис Бантинг, которые подозревают, что их жилец, мистер Сыщик, является загадочным человеком. Убийца, известный как «Мститель», явно основан на Потрошителе. Является ли Сыщик «Мстителем», остается открытым: в центре сюжета находится психологический террор Бантингов, который может быть совершенно необоснованным, а не действия «Мстителя». В 1927 году «Жилец» стал предметом фильма режиссера Альфреда Хичкока «Жилец: история лондонского тумана» , а в более поздние годы были сняты еще четыре адаптации.

В 1926 году Леонард Мэттерс предложил в журнальной статье, что Потрошитель был выдающимся врачом, чей сын умер от сифилиса, заразившегося от проститутки. По словам Мэттерса, доктор, получивший псевдоним «доктор Стэнли», совершил убийства в отместку, а затем сбежал в Аргентину. Он развил свои идеи в книге «Тайна Джека-Потрошителя» в 1929 году. Книга продавалась как серьезное исследование, но она содержит очевидные фактические ошибки, а документы, которые она якобы использует в качестве ссылок, так и не были найдены. Он вдохновил на создание других работ, таких как театральная пьеса « Самое грязное убийство» и фильм « Джек-потрошитель» . Книга Джонатана Гудмана 1984 года « Кто он?» также написано, как будто это исследование фактов, но описанный подозреваемый, «Питер Дж. Харпик», является изобретением, имя которого является анаграммой Джека Потрошителя.

Многие романы, написанные под влиянием Потрошителя, включают:

Подозреваемые(но не точно)

Уолтер Сикерт

Американская писательница Патриция Корнуэлл утверждает, что благодаря появлению новых улик смогла выяснить личность таинственного Джека-потрошителя. Корнуэлл заявила, что Джеком-потрошителем был британский художник Уолтер Сикерт (1860—1942). О своих подозрениях Корнуэлл писала ещё в 2002 году в книге «Портрет убийцы: Джек Потрошитель — дело закрыто», однако теперь, как утверждает писательница, версия может быть подтверждена документально.

Экспертиза установила, что бумага, на которой написаны три письма с подписью Сикерта и две записки, отправленные лондонской полиции таинственным убийцей в 1888 году, происходит из одной и той же пачки, в которой было всего 24 листа. Если эти данные соответствуют действительности, то, возможно, одну из главных тайн криминалистики можно считать раскрытой.

Ван Гог

Автор книги «Винсент по прозвищу Джек» Дейл Ларнер сопоставил факты, известные о загадочном Джеке Потрошителе, с некоторыми фактами, касающимися великого художника Ван Гога, и пришел к выводу, что это один и тот же человек. По мнению автора, Ван Гог «запрятал» изображение жертвы Потрошителя на одной из своих картин. Дейл Ларнер нашёл на картине Ван Гога «Ирисы» очертания, напоминающие положение тела и изуродованного лица одной из жертв Джека Потрошителя — Мэри Келли. Во-вторых, обнаружилось сходство написания некоторых букв, взятых из писем Ван Гога и Потрошителя. В-третьих, по версии Ларнера была найдена связь между датой убийств и днем рождения матери Винсента Ван Гога — четыре жертвы лондонского убийцы были обнаружены за несколько дней до дня рождения матери живописца (она родилась 10 сентября). Кроме того голландский художник в возрасте 20 лет переехал из Голландии в Лондон. Расчленённое женское тело было выловлено из Темзы буквально через пару месяцев после его прибытия. Это было первое убийство. Второе последовало ещё через девять дней, как раз когда Винсент получил отказ от дочери своего домовладельца. За период с 24 сентября по 23 декабря 1888 года Джек Потрошитель написал множество писем в полицию. Самый долгий перерыв составил пять дней. Следующий период написания сообщений — 23 декабря 1888 года — 8 января 1889 года. Перерыв составил 16 дней. А 23 декабря Винсент Ван Гог в приступе шизофрении отрезал себе ухо. Он пролежал в больнице до 7 января, откуда не мог отправить письмо. В возрасте 37 лет в 1890 году Винсент ван Гог покончил жизнь самоубийством.

Альберт Виктор, сын Королевы Виктории

Исследователь сопоставляет факты жизни художника с хронологией убийств. Приводит в качестве доказательств совпадение элементов почерка, изображения на картинах, сумасшествие Ван Гога.

Одним из подозреваемых выступал внук королевы Виктории – Альберт Виктор, отличающийся непотребным образом жизни. Однако в момент гибели третьей и четвертой жертв потомок королевы отсутствовал в стране. Кстати говоря, сюжет фильма «Из ада», снятый по мотивам биографии Потрошителя, развивается вокруг подозрения в преступлении верхушки знати.

Льюис Кэрролл

Удивительно, но объектом подозрений стал даже математик и автор книг о приключениях Алисы – Льюис Кэрролл. Под прицел исследователей писатель попал благодаря схожести почерка, витиеватости изречений. Рипперологи обнаружили в тексте произведений анаграммы, якобы указывающие на причастность к зверским убийствам.

Александр Федорченко

Джон Плиммер, 31 год работавший в Скотленд-Ярде, был уверен, что убийцей из Уайтчепела стал русский хирург Александр Федорченко. Полицейский указывал на то, что составленный им психологический портрет и информация о Федорченко, собранная следователями в 1888 году, — совпали.

Косвенными уликами, доказывавшими версию сыщика, было то, что Федорченко профессионально знал анатомию, у него был хирургический опыт и медицинские инструменты. Он жил в Уйатчепеле, и проститутки доверяли доктору, поэтому без страха подпускали к себе.

Историческая достоверность

В фильме есть несколько исторических неточностей:

Имя инспектора Фредерика Абберлайна произносится неправильно на протяжении всего сериала. Также нет доказательств того, что он был алкоголиком.

Джордж Ласк изображен как анархист, но на самом деле он был человеком с мягкими манерами и общественным духом: патрули, которые он организовал, были больше похожи на современные патрули по соседству или организованные полицией обыски.

Принц Альберт Виктор упоминается в фильме как герцог Кларенс, хотя на самом деле он не принимал этот титул до мая 1890 года, через два года после убийств.

Эмма Прентисс утверждает, что нарисованная ею иллюстрация сделана для журнала The Strand Magazine, хотя на самом деле это издание не существовало до 1891 года.

Видно, как фотограф фотографирует труп Энни Чапман на месте убийства. На самом деле фотографирование места убийства не было обычной практикой в ​​то время, и тело не фотографировалось, пока его не отправили в морг.

Судя по их значкам, констебли в фильме были отнесены к подразделению «J», тогда как на самом деле Уайтчепел относился к подразделению «H».

Джордж Годли восклицает, что убийца отрезал Кэтрин Эддоуз уши. На самом деле ее уши остались нетронутыми, и только мочка уха отошла во время транспортировки трупа в морг.

Актер Ричард Мэнсфилд изображен как американец. Хотя наибольший успех у него был в Америке, Мэнсфилд был англичанином, родившимся в Берлине у русской матери и английского отца.

Ищейки видны на месте убийства Мэри Джейн Келли в Миллерс Корт. Хотя использование ищейки действительно рассматривалось и апробировалось, на самом деле они не использовались во время расследования.

Когда обнаруживают тело Мэри Джейн Келли, вид через окно неверен. Видно, что он лежит лицом, тогда как на самом деле тело находится боком, а голова направлена ​​вправо.

Сьюзан Джордж, играющая проститутку Кэтрин Эддоуз, одета в модное и дорогое платье Bustle. Такая одежда была бы не по карману таким женщинам, как Эддоуз.

Фредерик Абберлайн изображен как переведенный в Уайтчепел в качестве наказания за алкоголизм. Фактически, Абберлайн был повторно назначен на полевые работы из Скотланд-Ярда из-за его глубоких познаний в этой местности, поскольку до этого он работал местным инспектором в Уайтчепеле в течение четырнадцати лет с 1873 по 1887 год.

ПИСАТЕЛЬ СО СТРАННОСТЯМИ

В 1996 году американский врач и журналист Ричард Уоллес ошарашил публику сенсацией: он выпустил книгу, в которой сообщил, что Джек Потрошитель – это на самом деле…Льюис Кэрролл. Тот самый, что написал психоделическую сказку про Алису. Публика была потрясена. Уж кто-кто, а Кэрролл!..

Сочинитель волшебных историй, замечательный математик, философ и, как уверяли его современники, добрейшей души человек. Ну водились за ним некоторые странности. Льюис, например, был болезненно застенчив и оставался девственником до конца дней. Обожал маленьких девочек. И лучшими друзьями считал очаровательных дочек своих знакомых, в том числе Алису Лиддл, для которой и придумал сказку о необычных приключениях в Стране Чудес.

Но любовь к девочкам как раз и настораживает. Нет, Кэрролл не был педофилом. Во всяком случае, нет ни единого свидетельства того, что он испытывал к девочкам какое-то сексуальное влечение. Он восхищался их чистотой, невинностью. Но, может, по этой причине Льюис ненавидел взрослых леди, в которых уже не осталось ни чистоты, ни целомудрия?

Кроме того, в 1888 году Кэрролл проживал в Уайтчепеле. И в своем дневнике постоянно каялся в каком-то страшном грехе. В каком – осталось загадкой, так как после смерти писателя его племянницы большую часть записей уничтожили. Может быть, в дневниках встречались откровения, способные очернить светлый образ их дядюшки?..

Как бы то ни было, а Уоллес изучил вдоль и поперек тексты сказок Кэрролла и нашел в них анаграммы. Исследователь брал несколько предложений и из имеющихся в них букв составлял новые предложения, в которых прослеживались злодейства Джека Потрошителя. Правда, Ричард выбирал очень длинные предложения, из которых при желании можно было составить что угодно…

Видеоигры

Phantom Blood (Игра на PS2)

Джек появляется как босс в двух главах. Во-первых, игрок должен победить его, используя Цеппели, поскольку битва имеет ограничение по времени.

Во втором сражении игрок берет под свой контроль Джонатана, поскольку Джек продолжает бегать по сцене, пытаясь проводить неожиданные атаки с помощью своего инструмента пытки. Во время битвы маленький бокал вина появляется в углу экрана, указывая на присутствие Джека, заметно вибрируя.

Джек можно играть в некоторых сражениях в дополнительном режиме. Его специальная атака позволяет ему запустить все скальпели из своего тела в противника.

Stardust Shooters (Игра на ANDROID/iOS)

Джек появляется как один из нескольких персонажей первой части, у которых есть «metal striker». В его финишной атаке он использует устройство пытки для побеждённого противника. В случае поражения «metal striker» Джека уронит нож, и если любой другой «metal striker» приблизится к нему, они потеряют несколько очков здоровья.