Содержание
Литература
- Донской М. Есть такой режиссёр! // Искусство кино. — 1964. — № 9. — С. 50—52.
- Шукшин В. Послесловие к фильму «Живет такой парень» // Искусство кино. — 1964. — № 9. — С. 52—53.
- Крячко Л. Бой «за доброту» // Октябрь. — 1965. — № 3. — С. 175—184.
- Кузнецов М. Дебют, обещающий многое… // Экран 1964 / Сост. М. Долинский и С. Черток. — М.: Искусство, 1965. — С. 136—142. — 388 с.
- Аннинский Л. Не в этом дело, тятя! // Искусство кино. — 1966. — № 7. — С. 15—20.
- Левшина И. Актёр непредвиденных возможностей // Советский экран. — 1969. — № 23. — С. 7.
- Левшина И. Шукшин против… Шукшина? // Искусство кино. — 1970. — № 2. — С. 40—49.
- Юренев Р. Талант обещает многое // Искусство кино. — 1973. — № 12. — С. 97—103.
- Рудницкий К. Проза и экран. Заметки о режиссуре Василия Шукшина // Искусство кино. — 1977. — № 3. — С. 96—125.
- Капралов Г. «Борьба за человека никогда не кончается» // О Шукшине: Экран и жизнь / Сост. Л. Федосеева-Шукшина и Р. Черненко. — М.: Искусство, 1979. — С. 31—53. — 335 с.
- Тюрин Ю.П. Есть такой режиссёр! («Живёт такой парень») // Кинематограф Василия Шукшина. — М.: Искусство, 1984. — С. 74—120. — 320 с.
- Коробов В.И. Василий Шукшин. — М.: Современник, 1988. — 286 с.
- Шестакова И. Поэтика фильма В. Шукшина «Живёт такой парень» // Мир науки, культуры, образования. — 2012. — № 4. — С. 46—48.
- Шестакова И.В. От рассказов к фильму: «Живёт такой парень» // Интермедиальная поэтика раннего кинематографа В.М.Шукшина. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. — С. 26—67. — 179 с.
- Серебряная О. «Живёт такой парень»: «Думать шибко люблю» // Воспоминания о Шукшине / Сост. Л. Аркус, В. Степанов, А. Чечот. — М.: Фонд «Формула успеха» им. В.М. Шукшина, 2017. — С. 89—108. — 304 с.
- Зоркая Н.М. Лента длиною в эпоху. Шедевры советского кино. — М.: Белый город, 2017. — С. 194. — 249 с.
- Кириллова Н.Б. …Нравственность есть правда… Философия творчества Василия Шукшина // Парадоксы медийной культуры : избр. статьи. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. — С. 237—262. — 452 с.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Леонид Куравлёв | Пашка Колокольников («Пирамидон») |
Лидия Чащина | Настя / Смерть / Любовь |
Родион Нахапетов | Гена, инженер, ухажёр Насти |
Лариса Буркова | Катя Лизунова, разведённая знакомая Пашки / француженка |
Нина Сазонова | тётка Анисья |
Борис Балакин | Кондрат Степанович, шофёр, напарник Пашки |
Анастасия Зуева | бабка Марфа |
Аркадий Трусов | муж бабки Марфы (в титрах отсутствует) |
Виктор Филиппов | председатель колхоза |
Нина Иванова | жена председателя колхоза |
Александр Карпов | сторож автобазы |
Иван Рыжов | заведующий нефтебазой |
Белла Ахмадулина | журналистка краевой молодёжной газеты |
Евгений Тетерин | учитель, сосед Пашки по палате |
Борис Романов | Степан, сосед Пашки по палате |
Владимир Смирнов | «заводила» на танцах |
Исполнители главных ролей
Кинофильм «Живет такой парень» стал первой серьезной работой Шукшина в мире большого кинематографа как в качестве режиссера, так и автора сценария. Сразу после окончания ВГИКа Василий снимался в нескольких проектах, а спустя 4 года устроился кинорежиссером в одну киностудию.
Главным героем этого фильма стал обычный паренек из Алтайского края по имени Паша Колокольников. Он был невероятно любящим свою жизнь, работал водителем и умел наслаждаться каждым мгновением своего дня. Василий говорил, что в конечном результате в своем фильме он хотел показать советскому народу то, что красота в глазах смотрящего. Его главный герой любил пошутить и его юмористические высказывания встречались довольно часто. Именно из-за этого многие зрители восприняли дебютный фильм Василия Шукшина комедией. Чуть позже именно в этом жанре ее стали презентовать и показывать во всех кинотеатрах Советского Союза и даже за его пределами.
Будучи еще студентом, Шукшин сдружился с Леонидом Куравлевым и именно он стал главным героем выпускной работы Василия. И на этот раз режиссер вспомнил про своего институтского друга. Шукшин был полностью уверен в способностях Лени, что посчитал просмотр других кандидатов пустой тратой времени. Главной чертой, объединяющей Леонида и Пашки Колокольникова было то, что оба любили пошутить именно по-доброму.
На роль близкого друга героя Паши Колокольникова Василий пригласил Игоря Ильинского. Когда тот ознакомился со сценарием фильма, то восхитился талантом режиссера, но отказался от предложенной роли, так как в период съемок у него были проекты в театре.
https://youtube.com/watch?v=Vt6EVD7Gz5I
Но коллеги Шукшина восприняли такое оправдание Ильинского, как просто нежелание подчиняться молодому человеку, который вот-вот получил диплом. Игорь всегда очень избирательно брался за работу.
Борис Балакин
Но поскольку актер отказался, нужно было искать на роль Кондрата Степановича новую кандидатуру. Из нескольких претендентов он выбрал Бориса Балакина. Но для Бориса игра в этом фильме оказалась последним событием в его жизни.
Трагедия случилась прямо во время съемочного процесса. В день смерти Балакин сказал коллегам о том, что чувствует себя нездорово и у него высокая температура. Он пришел на работу, поскольку в этот день заканчивались съемки одной из сцен с его участием. Ассистенту Шукшина Борис сказал, что отработает сегодняшний день.
После нескольких дублей все причастные к съемкам лица разбежались на обед. Администратор заметила, что все ушли, а Борис никуда не спешил и еще несколько минут сидел прямо в декорациях фильма. После того как девушка позвала его в столовую, он встал и тут же рухнул на пол.
https://youtube.com/watch?v=m9Rq1JjyvmE
Экспертиза показала, что причиной смерти стала резкая остановка сердца, что могло быть вызвано температурой и отсутствием отдыха.
Василий Шукшин считал себя виновным в этом, так как видел, что актеру нехорошо, но не остановил съемки. Из этой ситуации он вынес урок на всю жизнь и никогда не позволял своим коллегам работать в плохом самочувствии.
Сюжет
Главный герой фильма — молодой парень Пашка Колокольников по прозвищу «Пирамидон», который работает шофёром и водит грузовую машину по Чуйскому тракту. Разные люди встречаются на его пути. Мечтательный, жизнелюбивый, немного простоватый, он живёт с распахнутой миру душой.
Придорожное кафе в Усть-Семе, на крыльце которого начинаются первые кадры фильма «Живёт такой парень»
Однажды попутчик, оказавшийся председателем колхоза, зазывает Пашку к себе: нужно срочно возить лес. Пашка едет в командировку в колхоз, где вечером на танцах знакомится с библиотекарем Настей. Днём Пашка заходит в библиотеку, где просит выдать ему почитать «Капитал» Маркса и играет в шашки с Геной, знакомым Насти. Вечером они идут в клуб, куда приезжает дом моделей с показом мод. Настя, однако, отвергает все попытки Пашки ухаживать за ней. Вломившись ночью в комнату Насти, Пашка окончательно понимает, что та влюблена в Гену. Он приходит к Гене, который не может уснуть, и говорит тому, что Настя его ждёт.
В другой раз Пашка подвозит попутчицу из города, с которой обсуждает культуру быта. Навестив свою давнюю подругу, разведённую Катю Лизунову, Пашка пытается ей прочесть лекцию о современной женщине, однако та прогоняет его. Ночью бабка Марфа, у которой остановился Пашка со своим напарником, рассказывает ему историю о том, как перед войной один шофёр встретил обнажённую девушку, которая попросила его купить белой материи себе на платье; это была Смерть. Пашке снится сон, в котором в образе девушки в белом одеянии предстаёт Настя.
Во время очередного рейса со своим напарником Кондратом Степановичем Пашка предлагает познакомить его с тёткой Анисьей, вдовой, которая якобы давно просила его найти ей жениха. Они приезжают к Анисье, которая накрывает на стол. От смущения Кондрат не может вымолвить ни слова, но Пашка оставляет его с Анисьей, чтобы они сами обо всём договорились.
По возвращении из поездки Пашку посылают за горючим. Он приезжает на нефтебазу в тот момент, когда там возникает чрезвычайная ситуация: в одном из грузовиков загорелись баки, которые могут в любой момент взорваться. Все стремятся оказаться как можно дальше от опасности, спасаясь бегством, однако Пашка садится за руль пылающего грузовика, выводит его за пределы базы и направляет под откос. Колокольников ранен, но заслужил славу героя.
В больницу к Пашке приходит молодая журналистка из Ленинграда, которая берёт у него интервью. Пашке снова снится сон с Настей в образе девушки в белом одеянии, но теперь она говорит, что она не Смерть, а Любовь, и что Пашка должен не сдаваться и искать её.