Серова, валентина васильевна

Содержание

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Малый театр (театр-студия):

  • Давид — «Настанет время», Р.Роллан (1928)
  • сын Эсфири — «За океаном», Яков Гордин (1928)
  • слуга Кина — «Кин» (1929)
  • «Хижина дяди Тома» (1930)

Московский ТРАМ (Театр им. Ленинского комсомола):

  • Франци — «Продолжение следует», А.Бруштейн (1934);
  • Любовь Гордеевна — «Бедность не порок», А.Н.Островский (1935)
  • Ирина — «Чудесный сплав», Киршон (1936)
  • Топсик — «Дальняя дорога», А.Арбузов (1937)
  • Тоня Туманова — «Как закалялась сталь» (1938)
  • Маша — «Дубровский», А.Пушкин (1938)
  • Галина — «Галина», И.Шток (1939)
  • Катя — «История одной любви», К.Симонов (1939)
  • Павла — «Зыковы», М.Горький (1939, реж. С.Бирман)
  • Роксана — «Сирано де Бержерак», Э.Ростан (1940)
  • Нина — «Ночь в сентябре», И.Чекин
  • Белла Уильзаер — «Наш общий друг», Ч.Диккенс (1944)
  • Ольга — «Так и будет», К.Симонов (1944, реж.И.Берсенев)
  • Божена Прохадко — «Под каштанами Праги», К.Симонов (1945)
  • Джесси — «Русский вопрос», К.Симонов (1946)
  • Наташа Ивлева — «В окнах горит свет», Л.Агранович (реж. В.Всеволодов,1947)
  • Софья Ковалевская — «Цель жизни», братья Тур (1948, реж. И.Берсенев)
  • Асенина, актриса — «Очная ставка», братья Тур, Л.Шейнин (1948)
  • майор Греч — «Так и будет», К.Симонов (1959)
  • Серафима — «Цветы живые», Н.Погодин (1960)
  • тётя Тася — «Годы странствий», А.Арбузов (1961, реж.С.Гиацинтова, В.Соловьёв)
  • тётя Сима — «Чемодан с наклейками», Дм.Угрюмов (1962, реж.С.Штейн)
  • «Опасный возраст», С.Нариньяни (1963, реж. С.Штейн)

Театр Драмы под руководством Горчакова:

  • Лиза — «Дворянское гнездо», И.Тургенев (1942)
  • Валя — «Русские люди», К.Симонов (1942)

Малый театр:

Коринкина — «Без вины виноватые», А.Островский (1950)

Театр им. Моссовета:

  • Гюзин — «Рассказ о Турции», Н.Хикмет (1951)
  • Лиззи — «Лиззи Маккей», Дж.Пристли (1952)
  • Гончаренко — «Варвара Волкова», А.Софронов (1953)
  • Лебедева — «Второе дыхание», А.Крон (1954)
  • Катя — «История одной любви», К. Симонов (1955)
  • Лидия Сомова — «Сомов и другие», М.Горький (1955).
  • Наташа — «Тревожная ночь», Г.Мдивани (1956)

Московский государственный театр киноактера:

  • Мария Николаевна — «Русские люди», К.Симонов (1965)
  • Кукарникова, генеральша — «Дети Ванюшина», С.Найдёнов

Интересные факты

Недавно Серов снова засветился на телеэкранах и стал персоной, о которой все начали говорить. Но повод на этот раз никак не связан с творчеством артиста.

Надежда Тиллер уже на протяжении многих лет заявляет о существовании внебрачной дочки Кристины, которую родила от певца. Женщина говорит, что всё это время самостоятельно содержала девочку, но сейчас хочет 1,5 миллиона евро на её образование.

Тест ДНК, сделанный в Германии, подтвердил, что Серов является отцом Кристины, но народный артист наотрез отказался это признавать. Он не поднимал трубку и не хотел общаться со своей предполагаемой дочерью.

Кристина связалась со студией по видеосвязи из Китая. Она называла певца папой, хотя и говорила, что не испытывает к нему тёплых чувств после случившегося. Но всё же предполагаемая дочь желала увидеться с Серовым вживую.

Александр настаивал на том, что тест ДНК на отцовство легко можно подделать. Также он не мог вспомнить об интимной связи с матерью девушки. Полиграф показал, что Серов сказал правду, а вот Тиллер, наоборот, лгала. Она не была искренней, когда утверждала, что артист был единственным мужчиной в тот период. Также она врала о стремлении дочери встретиться с Александром. В итоге Тиллер признала своё желание просто получить денег от Серова.

Она хотела подняться, но…

ПОСЛЕ развода Симонов разменял их шикарную квартиру, и Серова оказалась в коммуналке. Сюда и вернулся из исправительной школы ее сын от первого брака Толя.

С раннего детства мальчишка рос в обстановке нескончаемых праздничных застолий: сидел вместе со всеми и слушал пьяные разговоры взрослых, пока не начинали слипаться глаза. В основном его воспитанием занимались специально нанятые няньки — матери и приемному отцу было некогда. Характер у парня был сложный, дерзкий, упрямый. Учиться не хотел, школу прогуливал. С 14 лет начал пить, а в 16 с компанией пьяных подростков обворовал и подпалил чужую дачу. Состоялся суд, и малолетнего преступника вместе с подельниками отправили на несколько лет в исправительную колонию под Нижним Тагилом. Всесильный Симонов даже пальцем не пошевелил, чтобы помочь пасынку. Из колонии парень вернулся еще более нервным и неуправляемым. Подолжал пить и хулиганить. А пьющая мать не то что с сыном, с собой совладать не могла.

Дочь воспитывалась у бабушки, а Серова время от времени оказывалась в больнице. Но выходила и снова срывалась. Со сберкнижки ей теперь позволялось снимать лишь небольшую сумму денег — этого добились через суд родственники. Кое-как ей удалось пристроиться в областной Ногинский драматический театр. Частенько она выходила на сцену подшофе, чем удовлетворяла любопытство «театралов», приезжавших специально поглазеть на пьяную Серову, посудачить и посмеяться.

Практически она осталась совсем одна. Никто из родственников ей не звонил, когда она лежала в больнице — не навещал. Клавдия Васильевна Половикова, получавшая от Симонова на Машу большие алименты, всячески препятствовала общению Серовой с дочерью. И вдруг неожиданно нашелся отец Валентины. Василий Васильевич не пытался появиться в жизни дочери в период ее процветания, а когда та, оставленная всеми, оказалась в беде, бросился на помощь. Он нашел лучших врачей, убедил Симонова разрешить матери видеться с Машей, подыскал за городом уютный домик, в котором, как планировалось, будут жить летом Серова и слабая здоровьем девочка.

Серова всем сердцем стремилась начать новую жизнь, но ее надеждам не суждено было сбыться…

Яркая кинематографическая личность

Она была удивительно искренней и всю жизнь прожила, скорее, не разумом, а чувством. Ее считали одной из первых красавиц советского кинематографа 30-40-х годов. На торжественных заседаниях ЦК она вместе с вдовой Чкалова сидела подле Иосифа Виссарионовича Сталина.

Парадоксально, но трагедия жизни актрисы была наперед фатально очерчена ее недолгим первым браком. Гибель первого мужа, летчика-испытателя, чью фамилию Серова Валентина Васильевна пронесла через всю свою жизнь, и неустроенный в жизни сын от этого брака стали причиной ее жизненного и творческого излома и, как следствие, безвременной смерти.

Первый успех

Серов за работой над портретом О.Ф. Томара. Фотография. 1892

Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. К примеру, творчество Врубеля было фактически не известно широким массам на тот момент, а сам он находился на большом расстоянии от столицы, в Киеве. В кружок, организованный Мамонтовым, Врубеля впервые привел Серов, однако он долгое время не был по достоинству принят и оценен публикой, оставаясь немного непонятным и диковатым.

По свидетельствам современников, Мамонтов весьма жестоко обращался со многими молодыми малоизвестными художниками, в силу которых входили Коровин и Врубель. Несмотря на то, что ему удалось собрать вокруг собственной персоны большое количество талантливых мастеров, обходился он с ними не слишком уважительно, и часто не выполнял обещанного.

Работы Серова, в свою очередь, были высоко оценены не только коллекционерами, но и самими художниками, что вывело его в число однозначных лидеров. Многие ожидали от него полотен со сходными сюжетами, которые так понравились широкой общественности, однако Валентин решил двигаться дальше и не останавливаться на достигнутом, расширяя новые горизонты в творчестве. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Тем не менее повторить успех своих самых популярных творений с изображенными на них девушками, залитыми лучами солнечного света, у них так и не вышло.

M.А. Врубель, В.Д. фон Дервиз, В.А. Серов. Санкт-Петербург. 1883–1884

Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера, и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Отличия тут не только в возрасте модели, ином темпе жизни, иной пластике и прочим нюансам, но и в игре пятен цвета, напоминающей мозаичное оформление. На тот момент Серов находился под впечатлением от полотен Врубеля и пытался реализовать некоторые особенности исполнения в своей картине.

Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы.

Позднее Серов написал портрет Софьи Михайловны Лукомской (Драгомировой) и Серовой Ольги Федоровны. Сама она любила рассказывать историю встречи с Валентином, которая произошла в то время, когда она позировала Репину в народном костюме. Познакомившись с молодым художником, зашедшим в мастерскую к своему учителю, она стала позировать также и для него, а картина, вышедшая из под его пера, находилась на протяжении длительного времени в поместье, принадлежащем генералу Драгомирову, отцу Софьи.

Спустя примерно 10 лет Валентин Серов создал портрет при помощи акварельных красок, на котором была изображена Софья Лукомская. Дама, изображенная на картине, смотрит а зрителя немым отстраненным взглядом, наполненным грустью и печалью. Один невропатолог из Европы смог определить по данному портрету, что девушка в малорусском наряде явно пребывает в тяжелом душевном настроении.

Личная жизнь художника

Живописец Валентин Александрович Серов был женат однажды. Со своей избранницей Ольгой Трубниковой, они познакомились в имении Едимоново Тверской губернии в 1886-ом году. Будущая супруга художника была приёмной дочерью тёти и дяди художника Аделаиды Семёновны и Якова Мироновича Симоновичей. Три года спустя они повенчались в Санкт-Петербурге. Шафером на церемонии был меценат Сергей Мамонтов, а свидетелем Илья Репин.

Ольга Трубникова

В этом браке у четы Серовых родились шестеро детей. Две дочери Ольга и Наталья и четыре сына: Александр, Георгий, Михаил и Антон. Супруга гения живописи взяла на себя воспитание детей и постройку дачи в финском местечке Ино. После смерти любимого супруга сделала очень много для популяризации творчества живописца.

Первые творческие успехи

Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Картина «Девочка с персиками» стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Другая его работа, написанная годом позже, называлась «Девушка, освещенная солнцем».

Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Валентин Александрович состоял в творческом кружке, организатором которого был знаменитый купец Мамонтов. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. Мало понимая в искусстве, он руководствовался лишь успешностью входящих в творческий кружок художников. Именно поэтому Врубелю, а также некоторым другим творцам столь сильно не везло; на фоне Серова они несколько «блекли».

Еще обворожительна, еще любима

ПОСЛЕ веселых, многолюдных застолий с безмерными возлияниями Серова все чаще остается одна в пустом доме. Пока Симонов месяцами странствует по свету, она одну за другой раскупоривает красивые дорогие склянки, которые он привозил в больших количествах со всего мира, и пьет в одиночестве. Поначалу пагубная привычка не отражалась на ее внешности. Она была еще обворожительна, еще любима. В 1950 г. у 32-летней Серовой рождается дочь Маша. Гримаса судьбы: дочь родилась в аккурат 11 мая — в день бракосочетания Валентины и Анатолия и день гибели Серова.

После рождения дочери Валентина по настоянию Симонова не вернулась в родной Ленком, а поступила в труппу Малого театра. Однако встретили ее в новом коллективе настороженно, если не сказать, враждебно. А когда после очередного возлияния она не явилась на спектакль, ей устроили товарищеский суд и отчислили из театра. Для молодой женщины наступал период заката как в творчестве, так и в личной жизни. Худо-бедно она восемь лет проработала в Театре Моссовета. Выходила на сцену вместе с Марецкой, Орловой и Раневской. Вечная «Любочка» и рано постаревшая Лапарузка беспардонно рассматривались публикой в бинокль. Железная Орлова, каждый день по два часа проводившая у балетного станка, выглядела как в «Веселых ребятах», хотя ей было уже хорошо за 50 и она была старше Серовой на 15 лет. А рядом стояла «девушка с характером», потерявшая почти все свое былое очарование. Симонов какое-то время боролся за жену, пытался ей помочь, заставлял лечиться. Увы, болезнь зашла уже слишком далеко: пагубная привычка одерживала одну победу за другой. Ослепительная красота Серовой, когда-то так поразившая Симонова и многие годы являвшаяся для него источником вдохновения, таяла на глазах. Отчуждение между супругами нарастало.

Большим ударом для Симонова явилась смерть вождя и учителя. Менялись времена, а вместе с ними менялись оценка и отношение к творчеству самого поэта. Симонов переживает глубокий душевный кризис, а рядом вместо друга и помощницы — опустившаяся алкоголичка. Строчки, которые он когда-то посвятил любимой:

Будь хоть бедой в моей судьбе,
Но кто б нас ни судил,
Я сам пожизненно к тебе
Себя приговорил —

вызывают у него теперь лишь досаду.

Впоследствии Симонов изъял из своих сочинений все посвящения Серовой (только перед стихотворением «Жди меня» он оставит — В. С.) и уничтожил все свои письма к ней. Дочери он объяснил это так: «Не хочу, чтобы после моей смерти чужие руки копались в этом… Прости меня, девочка, но то, что было у меня с твоей матерью, было самым большим счастьем в моей жизни… и самым большим горем…»

В 1956 году Симонов ушел к вдове своего фронтового товарища, поэта Семена Гудзенко, Ларисе. А в начале 1957-го его брак с Серовой был официально расторгнут.

Короткий роман

ПОКА Серова старалась полюбить Симонова, судьба готовила ей новый сюрприз — новую любовь.

Весной 1942 г. генерал Рокоссовский, получивший осколочное ранение, лечился в московском госпитале. В один из дней перед пациентами госпиталя в составе концертной бригады выступала Серова. Сорокапятилетний будущий маршал потерял голову сразу, как только увидел ее. Не осталась равнодушной и Серова: генерал был хорош собой, аристократичен, обаятелен. Она читала ему Чехова, он рассказывал ей о без вести пропавших жене и дочери, оставшихся в оккупированном Киеве. Когда Симонов между командировками на фронт приехал в Москву, та, которая «умела ждать, как никто другой», честно и безжалостно призналась ему, что любит Рокоссовского.

Рокоссовский после госпиталя переехал с вещами на квартиру Серовой. Но роман получился коротким — всего несколько месяцев. Их мечтам о совместной жизни не суждено было сбыться: нашлись жена и дочь Рокоссовского. А сам генерал по личному распоряжению Сталина был срочно отправлен на фронт.

Злые языки утверждали, что на фронтовых дорогах иногда встречали маршала Рокоссовского, из-за плеча которого выглядывало знакомое лицо «девушки с характером». И будто бы маршал предоставлял ей личный самолет для полетов к нему на фронтовые свидания.

Смерть

Валентину Серову обнаружили мертвой в собственной квартире ночью 12 декабря 1975 года. Жилье было полностью разграблено, впрочем, это никого не удивило — актриса часто принимала маргинальных гостей, с которыми выпивала. Сама умерла Валентина Васильевна, или ей помогли, так и осталось тайной.

Звезду, ярко блиставшую на экранах 30-х годов, хоронили скромно. О смерти узнали только читатели газеты «Вечерняя Москва» из мизерного, незаметного некролога. Константин Симонов после развода не общался с бывшей супругой, но в день похорон прислал букет роз. Валентина Серова покоится в Москве на Головинском кладбище.

События и факты, повлиявшие на жизнь и творчество Валентина Серова

Когда Валентин был маленьким, в его семье часто ставились всевозможные любительские спектакли, концерты и чтения. Подобные вечера были тогда в моде, поэтому мальчик с раннего детства был окружен представителями богемных кругов, поэтами, писателями, художниками и общественными деятелями, что безусловно сказалось на всей его дальнейшей жизни. В 1869 году родители Валентина впервые взяли его с собой за границу, куда они поехали с целью посетить знаменитую оперу. Из этой поездки мальчику наиболее запомнилось посещение резиденции, в которой проживал Рихард Вагнер. Правда, больше всего понравились Валентину огромный пес и диковинные фазаны, разгуливающие по внутреннему двору композитора.

Из воспоминаний Игоря Грабаря, Репин, в учениках у которого долгое время был Валентин, считал четырнадцатилетнего Серова полноценным художником, доверяя ему серьезную и ответственную работу. В дальнейшем Серов сумел написать точнейший портрет, на котором изображен Репин с обаятельной улыбкой на лице, отражающий всю внутреннюю суть великого художника.

Серов в Архангельском пишет портрет князя Ф.Ф.Юсупова. 1909 год.

Серов зачастую писал сложнейшие полотна, даже не сделав предварительно карандашный набросок, сразу начиная работать при помощи акварельных красок. Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. К двадцати годам художник выработал собственный аутентичный стиль, который отличался от манеры исполнения всех учителей Валентина. При этом отличительной особенностью живописца было то, что он никогда не останавливался на однажды найденном удачном методе или манере исполнения, постоянно пребывая в поиске новых решений.

Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Некоторые авторитетные критики и знатоки искусства считают, что Александр Валентинович смог превзойти своего знаменитого предшественника благодаря отличной передаче света, благородству тонов и изяществу красок. К тому же Серов имел славу крайне скрупулезного художника, который мог на протяжении многих часов работать над незначительными мелкими деталями полотна, поэтому во многом его картины отличаются неподражаемой игрой света и тени и подробнейшей проработкой всех элементов. Такому гению изобразительного искусства, как Серов, хорошо давались работы в том числе и в быстро набирающем популярность жанре нового реализма.

Валентин Александрович

Валентин Александрович, несмотря на некоторую замкнутость и отстраненность, был довольно активным общественным деятелем, и принимал непосредственное участие в организации передвижных выставок. На протяжении 4 лет (с 1900 по 1904 год) он являлся членом объединения «Мир искусства», успев за это время создать несколько полотен, на которых изображен великий царь-реформатор Петр Первый.

Серов также активно участвовал в работе над сатирическим изданием «Жупел», подготавливая для него карикатуры с политическим подтекстом. Много лет подряд художник создавал иллюстрации для детского издания басен Крылова. Стоит отметить, что этой работой Валентин Александрович гордился особо. Будучи лучшим портретистом своего времени, Серов сумел добиться значительных результатов в других разделах живописи, а его культурное наследие оказало неоценимое влияние на развитие следующих поколений.

Творчество

Ранние произведения Серова относились к русскому импрессионизму.

Среди раннего творчества художника особенно хочется отметить картины:

  • 1885 – «Волы»;
  • 1886 – «Осенний вечер. Домотканово», «Зима в Абрамцеве. Церковь», «Открытое окно. Сирень», «Пруд в Абрамцеве»;
  • 1887 – «Букет сирени в вазе»; «Площадь Святого Марка в Венеции», «Набережная Скьявони в Венеции»;
  • 1888 – «Заросший пруд. Домотканово».

На формирование его художественных взглядов особенное влияние оказала жизнь Серова в Домотканово в имении его хорошего друга Владимира Дервиза и в Абрамцеве в имении мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Художник боготворил природу средней полосы России с её рощами и полянами, перелесками и оврагами, он обожал русские деревни с околицами. И именно Абрамцево и Домотканово вдохновляли его на счастливые творческие успехи, в этих имениях он создал свои знаменитые полотна.

На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. Девочка как будто на одно мгновение зашла в комнату, чтобы взять со стола персик, а художник увидел её в этот момент и запечатлел. По словам самого Серова, он писал картину с особенным упоением и работал над ней всего месяц. «Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова.

В Домотканово он нарисовал ещё одну картину-шедевр «Девушку, освещённую солнцем». На этом полотне художник изобразил свою двоюродную сестру Симонович Марию Яковлевну. Девушка сидит в саду под деревом, а сквозь ветви и листву пробивается солнечный свет, играет бликами на её одежде.

Обе эти картины просто дышали красотой и свежестью, светом и юностью. О них говорили, будто полотна сотканы из воздуха и солнца. Работы Серова высоко оценили не только живописцы, но и коллекционеры. Художник только начинал свой путь, а сразу же оказался в числе лидеров.

Серов стал востребованным живописцем. Тульские помещики Селезнёвы заказывали ему роспись плафона «Феб лучезарный», за что заплатили 1000 рублей. Валентин стал выставлять свои полотна на конкурсах. Его картина «Девушка, освещённая солнцем» была приобретена Третьяковым за 300 рублей, а «Девочка с персиками» в русском благотворительном обществе любителей художественного искусства получила единственную премию в 200 рублей в номинации «Портрет».

Его мастерство крепло, а тематика картин постепенно удалялась от пейзажа и натюрмортов, всё больше Серов стал писать портреты. Среди его натурщиков были как близкие и родные ему люди, так и многие знаменитости того времени:

  • Максим Горький и Фёдор Шаляпин;
  • Николай Лесков и Антон Чехов;
  • Константин Коровин и Пётр Кончаловский;
  • Исаак Левитан и Илья Репин;
  • Гликерия Федотова и Мария Ермолова.

Популярность и известность, конечно же, радовали Серова, но вместе с этим для него началась кабала художника-портретиста, в которой он оказался до самой своей смерти. Ему заказывали портреты представители буржуазного класса, высшая знать и даже члены царской семьи.

В 1897 году Серов написал с натуры портрет великого князя Павла Александровича. В 1900 году это полотно выставили в Париже на всемирной выставке, картина получила Гран-при. Валентин Александрович стал одним из лучших европейских портретистов конца 19 века.

В 1898 году умер Третьяков, Серова избрали членом совета Третьяковской галереи, эту должность он занимал до конца своих дней.

Тайна смерти

Полная блеска и трагедии жизнь Валентины Сергеевны оборвалась в 1975 году. Как именно это произошло, до сих пор остается тайной. Актриса была обнаружена мертвой в своей московской квартире утром 12 декабря. Квартира была полностью разворована. Валентина Сергеевна пережила своего сына всего на полгода.

Как и Анатолий, Серова в последние годы спивалась. В ее квартире часто бывали подозрительные личности, приносившие выпивку. Из квартиры выносилось все, что можно вынести, продать и получить за проданное деньги на бутылку. Умерла ли Серова сама или ей «помогли», доподлинно не известно.

В Москве ходили слухи, что вскоре после ее смерти в одной из пивных какой-то пропойца хвастался, что лично прибил актрису и отомстил тем самым за искалеченную судьбу ее сына. Не известно, дошли ли эти слухи до представителей власти, но уголовное дело так заведено и не было. Никто не поинтересовался, как и почему ушла из жизни актриса, блиставшая когда-то на большом экране. Ее похоронили очень скромно. Только второй супруг прислал на могилу огромный букет роз.

Как Симонов добивался любви Серовой

Чувства Валентины Серовой к нему были более прохладными. Актриса была против того, чтобы молодой человек оставил свою семью.

Однако Константин Михайлович делал все для сближения с Валентиной. Любимец Сталина, председатель Союза писателей начал писать пьесы для Ленкома, он становится «своим человеком» в нем. Валентина Серова играет главную роль в его спектакле «История одной любви». Константин Михайлович, как друг, становится вхожим в дом актрисы.

Между тем в 1940 году в прокат выходит кинокартина «Сердца четырех» с Валентиной Серовой в роли Галины Мурашевой. Популярность актрисы в стране достигает своего апогея.

Впрочем, вернемся к чувствам влюбленного. За этим романом следила вся страна. Константин Симонов пытался растопить своим чувством холодность Серовой, ей он посвящает поэтические строки:

Ты говорила мне «люблю»,Но это по ночам, сквозь зубы.А утром горькое «терплю»,Едва удерживали губы.

Однако Валентина Серова интуитивно чувствовала, что их брак не будет счастливым, и не торопилась давать свое согласие на него.

Она, столь грациозно движущаяся на сцене, по своему характеру была очень импульсивной, чувственной. Ее талант был не академичным, а природным, необузданным, искрометным. Звезда кинокартины «Сердца четырех» ощущала, что не отыщет гармонии в любви с Константином Симоновым. Она жила с ним, но не торопилась давать свое согласие на его настойчивые предложения вступить в брак.

С началом Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве военкора был призван на фронт, и Серова его проводила. Осенью того же года поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Жди меня», которое посвящает «В. С.».

Талант поэта, в жилах которого текла дворянская кровь Оболенских, достиг своей вершины именно на фронте. В 1942 году его фронтовые стихи были опубликованы в сборнике «С тобой и без тебя», посвященном Валентине Серовой. Этот сборник сразу же стал бестселлером.

Детские годы за границей

Несмотря на своё страстное увлечение общественной деятельностью и музыкой, мама всё-таки обратила внимание на удивительные способности сына к рисованию. Хотя для неё было неожиданным, что талант ребёнка стал проявляться в направлении живописи, а не музыки

Валентина Семёновна стала развивать способности сына и в 1873 году отдала восьмилетнего ребёнка на обучение к немецкому гравёру Карлу Кёппингу.

Однажды рисунки мальчика увидел скульптор Антокольский. В детских художествах Серова уже тогда можно было заметить, что природа заложила в него дар к живописи. Антокольский посоветовал матери развивать у сына художественный талант и немедленно отдать его на обучение к Репину, который в то время проживал в Париже.

Осенью 1874 года Валентина Семёновна последовала советам Антокольского и перевезла сына в Париж. Она хорошо была знакома с художником И. Е. Репиным, который к тому времени уже успел прославиться своей картиной «Бурлаки на Волге». Художественные способности мальчика Репин оценил высоко и стал с удовольствием с ним заниматься. Учитель говорил о ребёнке: «Он настолько самозабвенно занимался рисованием, что иногда приходилось заставлять его бросить всё и отдохнуть».

Детство

Семья Серовых была очень открытой и гостеприимной, в их дом всегда приходило много гостей. Мама и папа сына ласково называли Тоша, мальчику было около четырёх лет, когда он уже впервые побывал с родителями за границей.

Ранние детские годы Валентина прошли в артистическом мире, повсюду его окружало искусство. Среди друзей отца было много знаменитых и талантливых людей – Тургенев, Антокольский, Репин, Ге, последний к малышу был особенно ласков и часто рисовал ему в альбомах лошадок. Мама была одержимой нигилисткой и полностью поддерживала идеи Чернышевского. Её соратники часто собирались в доме Серовых и порой за спорами мешали маленькому Тоше слушать новые музыкальные произведения отца. Тем не менее мальчик любил такую суетность и шум. В эти минуты он получал возможность остаться наедине с собой, наблюдать за всеми, разглядывать, размышлять.

Но в январе 1871 года скоропостижно от сердечного приступа умер отец, и для маленького Валентина начались бесконечные скитания. После смерти Александра Николаевича его вдова решила написать оперу, но для этого нужно было дальше обучаться теории музыки и композиции, она уехала в Мюнхен.

А шестилетнего сына отправила в имение к своей подруге Н. Н. Друцкой-Соколинской на хутор Никольский в Смоленской губернии. Там мальчика определили в коммуну последователей Чернышевского.

Именно здесь был впервые замечен его талант к художеству. Но, в общем, от коммуны у ребёнка остались не самые лучшие воспоминания. За какую-то детскую проказу Друцкая порвала его рисунок. Но мальчик не смог этого простить и тайком порезал ножницами её любимое платье.

В 1872 году коммуна распалась, и маленького Валентина перевезли к матери в Мюнхен.

Валентина Серова

Валентина Серова родилась в Харькове в 1917 году.Ее отец — Василий Половиков — был инженером, а мать — профессиональной актрисой провинциальных театров. Поэтому никто не
удивился, когда юная девушка вышла на сцену, даже не получив профессионального образования. Свою первуюроль она сыграла в неполные 10 лет!

Затем Валя перебралась вместе с матерью в Москву, окончила театральный техникум и стала покорять подмостки столичных театров. Вскоре ее пригласили сниматься в кино. Огромную популярность принесла ей роль в кинофильме «Девушка с характером», где она сыграла фактически саму себя — советскую девушку, жизнерадостную, веселую, целеустремленную, и не боящуюся трудностей жизни.

Валентина Серова в молодости

Еще большая слава обрушилась на Валентину Серову после выхода на экраны страны музыкальной комедии «Сердца четырех». Рассказ о трогательной истории любви молодого ученого Галины Мурашовой, которую играла Серова, и советского офицера в исполнении Евгения Самойлова, просто потряс зрителей и стал настоящим хитом. В перерывах между
съемками актриса познакомилась с красавцем-летчиком, Героем Советского Союза Анатолием Серовым, только что вернувшимся из Испании. Молодые люди быстро поженились, и Валентина взяла фамилию мужа. К сожалению, молодожены прожили вместе всего один год.

В 1939 году Серов разбился во время испытательного полета. Через несколько месяцев после трагедии Валентина Серова, до конца жизни носившая фамилию первого мужа, родила сына, которому в честь отца дала имя Анатолий. Чтобы оправиться от трагедии, молодая вдова стала вновь выходить на сцену. Актриса играла в московском Театре рабочей молодежи
(сегодняшнем «Ленкоме»).

Серов в товариществах

Серов Валентин Александрович за всю свою жизнь сменил немалое количество организаций и товариществ, где наряду с другими художниками принимал активное участие в развитии творческих начинаний молодых представителей искусства. Выше уже были упомянуты Абрамцевские встречи, на которых Валентин Александрович часто бывал в молодости, а также передвижные выставки купца Мамонтова, признанные не самыми удачными из-за тяжелого характера самого организатора.

В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием «Мир искусства». Деньги на содержание этого общества добывались в основном путем издания одноименной печатной газеты. «Мир искусства» считался действительно знаменитой организацией. Но Серов здесь как будто не находил места: то ли ввиду своего постоянного желания создавать что-то новое, то ли из-за сложного характера. На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. Серов и вправду многое перенял у своего наставника.

«Мир искусства» провел множество крупных выставок почти по всей Российской Империи. Отдельно стоит отметить знаменитую выставку портретов, организованную в 1905 году в залах Таврического Дворца. Здесь было представлено порядка 2 тыс. полотен от самых различных художников — как известных, так и не очень.