Валентина сперантова

Содержание

Последние годы актрисы

Конец 60-х принес в семью Валентины Сперантовой горе – умер ее муж, который на протяжении тридцати лет был ее верным спутником по жизни.

В профессии же у актрисы все было отлично. Одно за другим ей присуждали самые почетные звания страны. Она стала Народной артисткой РСФСР и СССР, была удостоена премии имени Крупской, орденов «Трудового Красного Знамени» и «Знака Почета», а также различных медалей.

Как в кино, так и в театре она была невероятно востребованной, а также немного преподавала в Щепкинском театральном училище.

Однако к средине 70-х у Сперантовой начались проблемы с сердцем. Несмотря на то что она снизила нагрузки и активно оздоравливалась, ее состояние ухудшалось. В конце 1977 г. актриса попала в больницу, где и, встретив Новый год, умерла 7 января.

Похоронена была Валентина Александровна рядом с супругом — на Новодевичьем кладбище (шестой участок).

Ни слова о себе

В 1953 году началась ее работа в кино, где она сыграла 25 ролей. После роли тети Глаши в «Большой перемене» Валентине Александровне пришло письмо: «Вы так похожи на мою родную бабушку, которой у меня нет»… Ей, полжизни играющей детей, сросшейся и сроднившейся с ними телом и душой, удивительно точно удалось подобрать ключ к ролям бабушек, тетушек и матерей, с ней было тепло и надежно даже по эту сторону экрана. Такой она и запомнится нашим поколениями зрителей – по сохранившимся кинопленкам старых любимых лент…

А с каждым, с кем она соприкасалась, осталась своя Валентина Сперантова. Актриса большого внутреннего дыхания, беспокойная внутри, озорница до седых волос, всегда настроенная на волну детства. Она никогда не говорила о своих тяготах и бедах. А ведь она пережила войну, и во время бомбежек дежурила на крыше, сбрасывая на землю зажигалки, когда мать и две ее дочки («У меня двое детей, жалею, что не пятеро») прятались в бомбоубежище. Во время эвакуации в Пожве колола дрова, носила воду из проруби, вышивала кофточки на продажу. Другую половину войны прошла вместе с бригадами Фронтового театра.

В студенческие годы поверила в модную «теорию о вреде аппендицита», тогда-то знакомый студент-медик и удалил им с подругой по аппендиксу. Спайки, оставшиеся после «операции», давали знать о себе многие годы. Она часто приходила на спектакль, испытывая жутки боли, и потому у помрежа были всегда наготове горячий термос и грелка. Но вот ее выход на сцену – преображение – блестящая игра – и снова грелка, и ни слова о себе.

Когда ушел из жизни ее второй муж, Михаил Семенович Никонов, всю жизнь проработавший театральным директором, она не позволила себе не сыграть спектакль и в перерывах между сценами, кричала в кулисах в подушку от боли потери, а потом снова выходила служить своему делу. Она служила ему всю жизнь – преданно, честно, талантливо, самозабвенно и думала о нем до конца своих дней.

«Если спросить меня сейчас, о чем я мечтаю, то я скажу, что мечтаю передать кому-нибудь мою творческую тему – из рук в руки. Передать хорошей актрисе и человеку. Чтобы по этой начатой мной дороге пошел еще один человек…»

Говорят, что незаменимых людей нет. Оказалось, к Сперантовой это не применимо. Повторить ее путь в профессии невозможно. Блестящий, яркий, счастливый путь. Но можно учиться, читая ее немногочисленные воспоминания, и воспоминания о ней. Можно пытаться приблизиться к пониманию профессии, слыша ее голос на старых пленках, очаровываясь и черпая ее мастерство и любовь к профессии в бесконечно теплых ролях.

А нам, дорогие читатели, получать уроки мужества, смелости и чести, которые преподносят ее юные герои. Ведь их сохранили для нас чудесные радиозаписи прошлых лет – такие любимые всеми поколениями беспокойных, ищущих, смело смотрящих вперед людей.

Театр и фильмы

Сразу после получения диплома артистка устроилась в Первый государственный театр для детей (сегодня – Московский театр юного зрителя). В молодости Валентина Сперантова переживала из-за внешности: невысокий рост (152 см при весе 44 кг), круглые глаза, непослушные волосы, но на сцене серая мышка превращалась в прекрасного лебедя.

Валентина Сперантова в театре

Правда, девушка исполняла исключительно мужские роли: Джо Гарнер из «Тома Сойера» (1925), Мишка из «Ровесников» (1932), Том Кенти из одноименной пьесы Сергея Михалкова (1939). За травести-образы актрису прозвали «главным мальчишкой Советского Союза».

Однажды спектакль с участием Сперантовой посетил Бернард Шоу, ирландский драматург. Он невероятно удивился, когда узнал, что в образе мальчика – 30-летняя женщина. Иностранец попросил проводить его к Валентине за кулисы, а затем преклонил перед ней колено, поцеловал руку и поблагодарил за выступление.

Валентина Сперантова в спектакле «Снежная королева»

В разгар Великой Отечественной войны, в 1942 году Валентина Александровна вступила в фронтовую бригаду – театральную труппу, которая выезжала со спектаклями в воинские части рабоче-крестьянской Красной Армии и военно-морского флота СССР. В 1944 году Сперантова присоединилась к коллективу Государственного центрального детского театра (сейчас – Российский академический молодежный театр).

Здесь над мужскими персонажами (Митя из «Дубровского» (1949), Чиполлино из «Приключений Чиполлино» (1955)) преобладали женские. Актриса исполнила роли Коробочки в «Мертвых душах» (1952), миссис Гарпер в «Томе Сойере» (1958), Феклы Ивановны в «Женитьбе» Николая Гоголя (1963). В спектакле «Снежная королева» Валентина Александровна успела примерить на себя образ и Кая, и Герды.

Валентина Сперантова в студии звукозаписи

В детском театре Сперантова работала до самой смерти. В последнее десятилетие преимущественно исполняла роли бабушек и престарелых матерей, чем заслужила прозвище «Народная бабушка».

Театральная карьера не мешала Валентине Александровне заниматься озвучиванием для «Союзмультфильма». Ее голосами говорили Тимур в «Тимуре и его команде», Иртыш в «Бумбараше», Мальчиш-Кибальчиш в одноименной телесказке, персонажи мультфильмов «Дядя Степа», «Конек-Горбунок», «Золотая антилопа».

Валентина Сперантова в фильме «Алеша Птицын вырабатывает характер»

В 1953 году Сперантова дебютировала в кино, снявшись в комедии «Алеша Птицын вырабатывает характер».

Образ Клавдии Васильевны Савиной из ленты «Шумный день» (1960) принес Сперантовой всенародную славу. Изначально министр культуры СССР Екатерина Фурцева отказалась пускать фильм в прокат из-за обилия оскорблений, худшее из которых – «дура», но партия встала на сторону режиссера Георгия Натансона. И не зря: за первые 2 месяца ленту посмотрели 18 млн зрителей, а Валентина Сперантова стала любимицей советских граждан.

Валентина Сперантова в фильме «Шумный день»

Свою последнюю роль актриса сыграла в комедии «Четыре беспокойных дня в Кудиновке» (1978).

Талант Валентины Сперантовой удостоился высших государственных наград: заслуженная (1946) и народная артистка РСФСР (1950), народная артистка СССР (1970). За исполнение ролей в спектаклях «Звоните и приезжайте» и «Обратный адрес» по пьесам Анатолия Алексина получила Государственную премию РСФСР им. Н.К. Крупской (1974).

Быть травести до последних дней

«Век травести до обидного короток. А переход на иные, так называемые «возрастные» роли – что ж, хорошо, если он состоится. А если нет? Да и, честно говоря, так ли уж много случаев каждый из нас припомнит, когда блистательная травести становилась столь же блистательной старухой?… Так вот, Валентине Александровне Сперантовой колоссально повезло: благодаря радио, она смогла работать в амплуа травести, данном ей свыше, целые сорок лет», – вспоминал замечательный актер и режиссер радиопостановок Николай Литвинов, имевший счастье работать с актрисой все эти годы («Какое наслаждение было работать с нею!»).

Радио повезло со Сперантовой – актрисой уникального дарования, но и Сперантовой повезло, что ее творческая жизнь пришлась на время расцвета радио-художественного вещания.

«Клуб знаменитых капитанов»: А.Хованский, Р.Плятт, О.Абдулов, А.Шихматов, М.Названов.

Дик Сенд – А.Сперантова

Радио позволило сыграть Валентине Сперантовой те роли, которые она уже по объективным причинам не могла играть в театре. А ведь почти до конца жизни голос ее оставался молодым. «И в свои 70 лет она еще вполне могла подходить к микрофону с листками роли Дика Сенда в руках – и мы с вами слышали по радио, у себя дома, задорную, полную энергии и силы речь пятнадцатилетнего капитана. Мы видели за этим голосом необыкновенно интересный мальчишеский характер, тянущийся к необычному. Сердце его напряжено жаждой героического – как стрела, натянутая в тетиве. И это сердце обнажалось перед нами искусством актрисы. И своих собственных детей, их каждодневные дела, поступки и шалости мы воспринимали тогда несколько иначе уже: тоньше, прозорливее, свежее…

Разве это не счастье для актрисы – работать до последнего дня по восходящей, все лучше и лучше – энергичнее, радостнее, окрыленнее?» До самых последних дней ее работы на радио приходили в редакцию такие письма: «Москва, всесоюзное радио. Тимуру», «Москва, радио, капитану Дику Сенду»…

Первое замужество

В то время как в театре стала настоящей примой актриса Валентина Сперантова, личная жизнь ее пошла под откос. Несколькими годами ранее она вышла замуж за простого рабочего парня по имени Коля Гусельников.

Через некоторое время у молодых супругов родилась дочка Оксана и, казалось бы, чего еще желать. Но семейное счастье разрушила работа Гусельникова.

Дело в том, что он был строителем на ДнепроГЭС, а после того как проект был сдан, молодого специалиста направили в Казахстан. Николай хотел забрать с собою и жену с дочкой. Но находясь на пике популярности, не захотела уезжать из Москвы Валентина Сперантова. Личная жизнь ее из-за этого решения претерпела крах. Так как Гусельников, уехав в Караганду, в отместку жене нашел себе новую возлюбленную, и через несколько лет супруги официально оформили развод.

Через тернии к сцене

Когда девочке исполнилось 14 лет, в Зарайск приехал какой-то московский артист. Увидев игру юной Вали, он предложил ей свою помощь в трудоустройстве в столице и оставил свои координаты.

Закончив учебу, решила воспользоваться предложением столичного гостя Сперантова Валентина. Актриса приехала в Москву и пришла по данному ей адресу, но оказалось, что ее знакомый сейчас не может ей ничем помочь.

Разочарованная девушка хотела было уехать домой, но неожиданно заразилась тифом и была вынуждена несколько месяцев лежать в столичной больнице. За это время она о многом поразмыслила и твердо решила отказаться от карьеры артистки.

Выздоровев, Сперантова подала документы в художественное училище ВХУТЕМАС и была успешно принята на первый курс. Почти 6 месяцев она старательно осваивала азы живописи и графики, но позже осознала, что не может без театра. Поэтому девушка ушла из училища и успешно сдала экзамены в театральную студию «Молодые мастера», на основе которой позже появился ГИТИС.

Проучившись в этом учебном заведении положенное количество лет, в 1925 г. Валентина Сперантова успешно сдала выпускные экзамены и занялась поиском работы.

Крохотная, с обычными чертами лица, актриса ничем особым не выделялась среди окружающих. Поэтому когда она пошла пробоваться на работу в Первый Государственный педагогический театр, ее соперницы лишь посмеивались над ней, полагая, что шансов у девушки нет. Однако когда игру молодой артистки увидел главный режиссер театра — Юрий Бонди, он понял, что Сперантова Валентина – актриса редкого дарования. Поэтому он не только моментально зачислил ее в труппу, но и поручил много интересных ролей.

Детство и юность

Валентина Александровна Сперантова, русская по национальности, родилась 11 (24) февраля 1904 года в Зарайске (сейчас — город в Московской области), в многодетной семье секретаря уездного съезда Александра Дмитриевича. Помимо девочки, родители воспитывали 8 детей.

Актриса Валентина Сперантова

Когда Валентине исполнилось 10 лет, в дом вошла смерть, и забота о малышах легла на хрупкие материнские плечи Матрены Федосеевны. Несмотря на финансовые и политические проблемы – в 1914 году началась Первая мировая война, – в семье Сперантовых царила теплая атмосфера.

Юная Валя, помогая маме ухаживать за братьями и сестрами, занялась их творческим развитием. Она устраивала импровизированные спектакли для родственников и соседей, сама мастерила декорации из подручных материалов, шила из старой одежды костюмы.

Со временем тяга девочки к сцене заразила одноклассников, они стали помогать в «театре». Дети организовали драматический кружок, оживляли произведения Александра Пушкина и русские народные сказки. Одновременно Валентина выходила на подмостки любительского театра под руководством скульптора Анны Голубкиной.

Валентина Сперантова в молодости

В 1918 году бойкую девочку заметил приезжий артист из Москвы. Он пригласил Сперантову в столицу, обещал помочь с поступлением в театральное училище, найти для нее жилье и работу. Доверчивую провинциалку ждало разочарование – слова молодого человека оказались пустым звуком. Одна в Москве, Валентина была готова вернуться домой, но заболела тифом.

За несколько недель, проведенных в больнице, девушка убедила себя остаться. Сперантова поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), но, услышав о наборе в театральную студию «Молодые мастера», забрала документы. Валентина с первого раза стала учащейся заведения, которое сейчас носит название Российский институт театрального искусства (ГИТИС), и окончила его в 1925 году.

Творчество

Госцентюз

  • 1925 — Джо Гарнер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского)
  • 1925 — Серёга (Самолёт Б.Никифорова)
  • 1926 — Нинка-Хромушка («Колька Ступин» С.Ауслендера и А.Солодовникова)
  • 1927 — Ши Тао («Жёлтая собака» С.Маккавеева)
  • 1927 — Ягнёнок, Супруга сапожника («Басни» И.Крылова)
  • 1928 — Дуняшка («Женитьба» Н.Гоголя)
  • 1928 — Германский пионер («Так держать» А.Иркутова)
  • 1928 — Егорка («Чёрный Яр» А.Афиногенова)
  • 1929 — Франька («Так было» А.Бруштейн)
  • 1929 — Ахмет («Винтовка № 492116» А.Крона)
  • 1930 — Мишка («Пороги» А.Афиногенова)
  • 1931 — Франуэль («Чемодан Коауса Хитльснера» В.Курдюмова)
  • 1932 — Бьятта («Джордано Бруно» Т.Голицыной)
  • 1932 — Липочка («Свои люди — сочтёмся» А.Островского)
  • 1932 — Мишка («Ровесники» В.Курдюмова)
  • 1934 — Птаха («Клад» Е.Шварца)
  • 1935 — Геальмар («Сказки Андерсена» В.Смирновой)
  • 1936 — Степок («Бежин Буг» А.Ржешевского)
  • 1937 — Дочь мельника («Русалка» А.Пушкина)
  • 1938 — Том Кенти («Том Кенти» С.Михалкова)
  • 1938 — Ёлочка («Совершеннолетие» В.Любимовой)
  • 1939 — Машутка («Ломоносов» М.Сизовой)
  • 1939 — Лиза («Горе от ума» А.Грибоедова)
  • 1940 — Панюшка («Единая боевая» А.Бруштейн)
  • 1941 — Ганька («Дом № 5» И.Штока)

Муниципальный центральный детский театр

  • 1944 — Елена («Далёкий край» Е.Шварца)
  • 1944 — Герда («Снежная царица Е.Шварца)
  • 1945 — Ваня Солнцев («Сын полка» В.Катаева)
  • 1947 — Шура Бадейкин («Красный галстук» С.Михалкова)
  • 1948 — Кей («Снежная королева» Е.Шварца)
  • 1949 — Митя («Дубровский» Н.Волкова)
  • 1949 — Анна Григорьевна («Её друзья» В.Розова)
  • 1951 — Володя Дубинин («Володя Дубинин» В.Гольдфельда)
  • 1951 — Княгиня Тугоуховская («Горе от ума» А.Грибоедова)
  • 1952 — Коробка («Мёртвые души» Н.Гоголя),
  • 1952 — Кордула, супруга скрипача («Волынщик из Стракониц» И.-К.Тыла)
  • 1953 — Кукушкина («Доходное место» А.Островского)
  • 1955 — Чиполлино («Приключения Чиполлино» С.Богомазова, З.Потаповой)
  • 1956 — Миссис Корешки («Оливер Твист» Д.Альмара)
  • 1957 — Клавдия Васильевна Савина («В поисках радости» В. Розова)
  • 1958 — Миссис Гарпер («Том Сойер» Н.Векстерн и И.Романовского)
  • 1960 — Ольга Петровна Шилова («Неравный бой» В. Розова)
  • 1960 — Мария Александровна Ульянова («Семья» И.Попова)
  • 1960 — Тётя Дуся («Бывшие мальчики» Н.Ивантер)
  • 1962 — Старушка (Волшебница) («Цветик-Семицветик» В.Катаева)
  • 1962 — Мария Леонтьевна («Пристань «Кувшинка» Г.Карпенко)
  • 1962 — Мария Ивановна («Перед ужином» В.Розова)
  • 1963 — Анфиса Петровна, бабушка Вани («Один ужасный день» Ю.Сотника)
  • 1963 — Фёкла Ивановна («Женитьба» Н.Гоголя)
  • 1964 — Тихоновна («Чудеса в полдень» Г.Мамлина)
  • 1965 — Василиса Фёдоровна, завуч («Гусиное перо» С.Лунгина, И.Нусинова)
  • 1965 — Старуха Ставен («Дух Фландрии» А.Ладынина)
  • 1965 — Мария Александровна Ульянова («Начало пути» П.Вернадского)
  • 1965 — Баба («Сказки» С.Маршака)
  • 1966 — Старуха («Сказки» А.Пушкина)
  • 1967 — Мама Павки («Как закалялась сталь» Г.Печникова)
  • 1967 — Марья, крестьянка («Любовь Яровая» К.Тренёва)
  • 1967 — Мама («Карусель» по притче С.Маршака)
  • 1967 — Орлова Мария Андреевна, древняя учительница («Традиционный сбор» В.Розова)
  • 1969 — Бабушка («Девочка и апрель» Т.Ян)
  • 1969 — Мария Александровна Ульянова («Удивительный год» по М.Прилежаевой)
  • 1971 — Бабушка («Обратный адрес» А.Алексина)
  • 1971 — Бабушка («Снежная королева» Е.Шварца)
  • 1973 — Бабушка («Звоните и приезжайте» А.Алексина)
  • 1974 — Бабушка Вера («Молодая гвардия» А.Алексина)
  • 1977 — Директор школы («Последняя четверть» Н.Воронова, А.Горюнова)

Роли в кино

  • 1953 — Алёша Птицын производит нрав — бабушка Сима
  • 1960 — Гулкий денек
  • 1965 — Последний месяц озари
  • 1966 — Два билета на дневной сеанс — мама Лебедянского
  • 1966 — Сероватая болезнь —
  • 1967 — Рядом с вами — Нина Ивановна
  • 1968 — Случай из следственной практики
  • 1969 — Весёлое чудо — Акулина Ивановна
  • 1970 — Полчаса на чудеса — бабушка Лида
  • 1971 — Мировой юноша — супруга Паркера
  • 1972 — За всё в ответе
  • 1972 — Большая перемена — тётя Глаша
  • 1973 —Дед левого последнего — Юлия Петровна
  • 1973 — Письмо из молодости — Назариха
  • 1974 — Какая у вас ухмылка
  • 1974 — Три денька в Москве — Бабушка
  • 1977 — Доброта

«Всесоюзная бабушка»

Всего снялась в 25 кинолентах Валентина Сперантова. Фильмы с ее участием (даже если они и были посредственными) всегда отличались от других. Иногда зрители приходили в кинотеатр просто для того, чтобы посмотреть на Сперантову, которая играла всего в одном эпизоде.

Несмотря на разнообразность, все персонажи актрисы просто-таки излучали тепло и доброту. Со всей страны Валентине Александровне шли письма от молодых поклонников, которые называли ее «всесоюзной бабушкой». А для старшего поколения артистка стала своеобразным эталоном, к которому нужно стремиться.

Среди наиболее известных кинокартин с участием Сперантовой – «Веселое волшебство» (Акулина Ивановна), «Последний месяц осени» (мама), «Любушка» (экономка), «Письмо из юности» (кузнец) и, конечно же, неподражаемая «Большая перемена», в которой она сыграла тетю Глашу.

Первые роли в кино

Однако работа на «Союзмультфильме» — это был еще не последний подарок судьбы Валентине Сперантовой. В преддверии пятидесятилетнего юбилея стареющую актрису пригласили сняться в кино.

Первая картина с ее участием – комедия «Алеша Птицын вырабатывает характер», в которой она сыграла главную роль — Сашину бабушку Симу

Несмотря на то что кинокартина была довольно посредственной, Сперантова отлично вжилась роль и умудрилась обратить на себя внимание многих советских режиссеров, предложения сниматься посыпались на нее, как из рога изобилия. Теперь на ближайшие 25 лет она превратилась в любимую кинобабушку всего СССР

Театр под грушей

Вокруг дома был разбит большой сад. И каждый из ребятишек ухаживал здесь за каким-нибудь деревом. Валюше досталась груша. «Виргулек» приносил такой большой урожай, что запасов хватало на зиму. Сушеные груши распаривали в печи и получившееся лакомство – «глеки» – уплетали за обе щеки лютыми морозными вечерами.

А в летние сумерки под этой самой грушей в свете развешенных по саду китайских фонарей устраивали домашний театр. Мама Матрена Федосеевна шила костюмы – из занавесок, скатертей, старой, а иногда и новой одежды. А вот декорации рисовали все вместе. В семье рисовали почти все дети. Еще при жизни отца принимала участие в таком спектакле и шестилетняя Валя – досталась ей роль без слов в пьесе «Дочь извозчика».

А однажды пришла сестра матери, которая играла старух в общедоступном театре: «Дай нам Валюшку в пьесу». «Вот так, Валюша, пойдешь в эту комнату, там тебе дадут пряник, откусишь его и покажешь публике и дальше будешь есть. А остальные пряники возьмешь домой». Помнила из этого Валентина лишь свет рампы, лицо тетки, Александры Семеновны, и ее наставления, да как потом закутанная в платок ехала домой на извозчике – как первая актриса этого театра.

В гимназии инициативная Валя организовала драматический кружок. И, надо подумать, никто из девчонок не захотел изображать в спектакле кавалера-старика! Так волею судьбы эта роль в водевиле «Танцующий кавалер» стала первой мужской ролью Валентины Сперантовой.

А после революции спектакли кружка стали публичными, Валентину пригласили в труппу местного драматического театра, где и произошла встреча с заезжим московским артистом, определившая дальнейшую ее судьбу. Его обещания устроить талантливую начинающую актрису в столичном театре привели Валентину Сперантову в Москву.

Сперантова – актриса озвучки

Еще незабвенные Ильф и Петров отмечали, что голос женщины – это единственное, что не меняется в ней с годами. Именно эта особенность помогла Валентине Александровне в 1947 г. получить приглашение от «Союзмультфильма» озвучить Иванушку-дурачка в мультфильме «Конек-горбунок».

Эта роль стала началом многолетней карьеры Сперантовой в качестве актрисы озвучки. Несмотря на свой довольно пожилой возраст, не позволяющий играть детей на сцене, она озвучивала многих любимых всеми героев мультфильмов.

Ее голосом говорил и Мальчиш-Кибальчиш, и добрый парнишка из «Золотой антилопы», и Нильс из «Заколдованного мальчика», и пионер из «Пети и Красной Шапочки», и еще многие другие герои.

Сперантова Валентина (актриса): семья вторая

Однако судьба оказалась милостива к артистке, и в конце 30-х она снова вышла замуж. На этот раз ее избранник был из театральной среды и прекрасно понимал устремления жены. Новым мужем Сперантовой стал Михаил Никонов, ранее занимавший пост директора театра Мейерхольда.

В новом браке Валентина Сперантова родила малышку Наташу. Никонов самозабвенно заботился и о родной дочери, и о падчерице. Наконец-то актриса начала чувствовать себя по-настоящему счастливой, но внезапно грянула Великая Отечественная война.

В эти страшные для всего мира годы артистка оставила детский театр и вместе с супругом устроилась в фронтовой театр ВТО. Дочерей же она отправила в эвакуацию под Пермь.

Ближе к концу войны, в 1944 г., оставила работу в фронтовом и устроилась в Государственный центральный детский театр Сперантова Валентина.

Актриса (семья, дети — все к тому времени вернулось на круги своя) еще почти 11 лет играла детские роли, несмотря на то что ей уже перевалило за 40 лет.

В те же годы счастливому семейству улыбнулась удача – им выделили шикарную трехкомнатную квартиру с отдельным выходом, что было настоящей роскошью. Сперантова с мужем устраивали там приемы для друзей и родственников. Обстановка в квартире была небогатой, но невероятно уютной, ведь дизайном занималась сама актриса, а вкус у нее был отличный.

Провальный Чиполлино и новое амплуа

Это был настоящий удар для Валентины Сперантовой, и она начала подумывать о том, чтобы уйти из профессии, хотя жизни без любимой работы просто не представляла.

Но на помощь отчаявшейся женщине пришла Мария Кнебель, которая помогла ей «повзрослеть» — переквалифицироваться на возрастные роли.

Поначалу Сперантовой это показалось скучным, но постепенно она втянулась и научилась, со свойственной ей глубиной, придавать каждой своей героини особую изюминку. Теперь ее персонажами стали задорные старушки и сказочные волшебницы. Казалось, больше актрисе никогда не придется играть детей, но судьба сделала для нее подарок.