Содержание
Биография
Серафима Бирман родилась 29 июля (10 августа) 1890 год в Кишинёве в православной семье штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона Германа Михайловича Бирмана и его жены Елены Ивановны (урождённой Ботезат). По воспоминаниям С. Г. Бирман, её родители были полными противоположностями.
Мать была молдаванкой, происходила из зажиточной семьи и почти не говорила по-русски. Обучалась в институте благородных девиц, ещё подростком вышла замуж и родила двух дочек, а в 19 лет овдовела. Это был её второй брак; у Серафимы, помимо единоутробных сестёр, был младший брат Николай. Отец происходил из разночинцев, рано осиротел и, чтобы прокормить себя и сестру, давал уроки отстающим ученикам. За службу был удостоен . Тяготился обществом людей, в которых, очень требовательный к себе и окружающим, видел много недостатков, не умел доводить дел до конца. Рано вышел в отставку, а в 1908 году умер.
Кадр из фильма Человек с ружьём
После окончания кишинёвской гимназии с золотой медалью Бирман провела год у старшей сестры, которая служила врачом в больнице села Чернолёвка Сорокского уезда. В 1906 году та, ещё будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла участие в массовке спектакля «Доктор Штокман» в постановке Константина Станиславского, который приехал в Петербург с гастролями. Вернувшись, она показала Серафиме подписанную фотографию режиссёра и посоветовала ей поступать в Московский Художественный театр.
Владевший имением в Чернолёвке К. Ф. Казимир разглядел в девочке талант и согласился оплатить ей первый год обучения в театральной школе. В июле 1908 года Бирман переехала в Москву, где одновременно поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье и в Драматическую школу А. И. Адашева. Училась вместе с Евгением Вахтанговым.
В 1911 году окончила школу и была принята в труппу МХТ. В 1913 году перешла в 1-ю студию МХТ. С по 1936 год Серафима Бирман актриса МХАТА 2-го.
В 1936—1938 годах Серафима Бирман работала в Театре МОСПС, поставила там спектакль «Васса Железнова» и исполнила в нём главную роль. После ареста В. Э. Мейерхольда продолжила работу над его постановкой оперы «Семён Котко» С. С. Прокофьева, мировая премьера которой состоялась в году в Оперном театре имени К. С. Станиславского. В 1938 году Серафима Бирман становится одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Там она работала до 1958 года.
С 1958 года — в труппе Театре имени Моссовета.
Славу Бирман также принесли роли в кино. Начала сниматься ещё в 1918 году, сыграв эпизодические роли в криминальной драме «А он, мятежный, ищет бури…» и комедии «Заживо погребённый» по мотивам романа Арнольда Беннетта. Оба фильма снял Александр Волков незадолго до эмиграции (считаются утерянными). Вновь стала сниматься с середины 1920-х, в частности, сыграв яркие роли в популярных комедиях «Закройщик из Торжка» (1925) и «Девушка с коробкой» (1927).
В 1944 году исполнила одну из главных ролей в исторической постановке Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» — роль Ефросиньи Старицкой. Изначально режиссёр планировал на неё Фаину Раневскую, однако в кандидатуре ему было отказано, предположительно, из-за ярко выраженных семитских черт актрисы. За эту работу в 1946 году Бирман удостоилась Сталинской премии первой степени и звания Народной артиски РСФСР. Она также исполнила роль Старицкой во втором фильме о Грозном («Сказ второй: Боярский заговор»), снятом через год, однако руководство страны подвергло картину критике, и в прокат она вышла только в 1958 году. Тогда же Бирман вернулась в кино, исполнив ряд хараткерных комедийных ролей («Безумный день», «Обыкновенный человек»).
Жила в Москве на улице Огарёва. Её муж, журналист и писатель Александр Таланов, часто и тяжело болел. В 1969 году во время гастролей ей сообщили, что Таланов умер. Это стало для неё большим ударом и послужило поводом к психическому заболеванию. Вскоре она покинула театр, а после смерти домработницы осталась одна. Впоследствии её — уже совсем беспомощную и неприспособленную к самостоятельной жизни — отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом. Как вспоминал близкий друг актрисы Ростислав Плятт,
Серафима Германовна Бирман скончалась 11 мая 1976 года. Похоронена в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.
Актёрские работы в театре
1-я студия МХТ
- — «Гибель надежды» Г. Гейерманса — госпожа Босс
- — «Праздник мира» Г. Гауптмана
Московский Художественный театр
- — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Гортензия
- — «Смерть Пазухина» М. Е. Салтыкова-Щедрина — Леночка Лобастова
- — «Пир во время чумы» А. С. Пушкина — «голос» («Он сумасшедший!..»)
- — «Село Степанчиково» по Ф. М. Достоевскому — Перепелицына
- «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1921—1922) — Звездинцева (спектакль не был выпущен)
МХАТ 2-й (1924—1936 гг.)
- — «Блоха» Е.И.Замятина по Н. С. Лескову — Халдейка, Машка и «аглицкая девка Меря»
- — «Эрик XIV» А. Стриндберга — Вдовствующая королева
- — «Человек, который смеётся» В. Гюго — королева Анна Стюарт
- «Начало жизни» Л. С. Первомайского — Домаха Чуб
- «Тень освободителя» по М. Е. Салтыкову-Щедрину — Улита
- — «Чудак» А. Н. Афиногенова — Анна Трощина
- «Закат» И. Э. Бабеля — Двойра
- «Евграф — искатель приключений» А. М. Файко — маникюрша Тамара
- «Испанский священник» Дж. Флетчера — Виоланта
Режиссёрские работы
- — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
- «Салют, Испания!» А. Н. Афиногенова — Мать
Театр имени Ленинского Комсомола (1938—1958 гг.)
- — «Мой сын» А. Н. Гергеля и О. С. Литовского — Мария Эстераг
- — «Зыковы» М. Горького — Софья
- — «Васса Железнова» М. Горького — Васса Железнова
- — «Семья Ферелли теряет покой» Л. Хеллман — Фанни Ферелли
- «Так и будет» К. М. Симонова — Анна Григорьевна Греч
- — «Колесо счастья» братьев Тур — Кашперская
- «В доме господина Драгомиреску» Х. Ловинеску — госпожа Динеску
- «Суд» — фрау Кетвинг
- — «Леший» А. П. Чехова — Войницкая
- — «Антей» М. Зарудного — …
- — «Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу — Фтататита
- — «Дядюшкин сон» по Ф. М. Достоевскому — Карпухина
- — «Шторм» по В. Н. Билль-Белоцерковского — Пожилая учительница
- — «Жизнь Сент-Экзюпери» по Л. А. Малюгина — Мари Сент-Экзюпери
- — «Спектакль-концерт «Ленину посвящается»» — Ведущая
Биография
Он родился в семье творческих людей – отец Бориса знаменитый кинорежиссер Наум Бирман, снявший немало известных кинолент, среди которых «Хроника пикирующего бомбардировщика» и «Трое в лодке, не считая собаки». Мама Бэлла Григорьевна работала администратором ДК в Выборге.
На фото: Борис Бирман в детстве
В детстве Борису часто доводилось бывать с отцом в творческих командировках, частым гостем был он и на работе у мамы, поэтому ему хорошо знакомы многие нюансы съемок в кино и работы на театральной сцене.
В фильме «Другая драма»
На всю жизнь он запомнил, как познакомился тогда с известными актерами Олег Далем, снимавшимся в картине его отца «Мы смерти смотрели в лицо», а также Александром Ширвиндтом, Михаилом Державиным, Андреем Мироновым на съемочной площадке «Трое в лодке, не считая собаки».
На фото: Борис Бирман в молодости
А первым, кто оценил актерский талант Бориса и дал напутствие для поступления в театральный, стал Аркадий Райкин, приезжавший на гастроли в Санкт-Петербург.
Со школьных лет биография Бориса Бирмана была связана с музыкой – в музыкальной школе он обучался игре на гитаре, а в старших классах, увлеченный роком, создал собственную группу, мечтая стать известным рок-музыкантом.
Позорные фото пьяных актрис (10 фото) (05.01.2018)
Актрисы, получившие «Золотую малину» за худшую женскую роль (13.02.2020)
Отец рано приобщил Бориса к кино – в двенадцать лет он снялся в фильме «Бабушкин внук», а в тринадцать под псевдонимом Боря Наумов сыграл в его картине «Мы смерти смотрели в лицо», и к моменту поступления в ЛГИТМиК на счету Бориса Бирмана было три работы в кино.
В фильме «Мы смерти смотрели в лицо»
После окончания театрального вуза он пришел в театр-студию «Народный дом», работу в котором сочетал с музыкальном творчеством, выезжая с концертами в разные уголки страны.
https://youtube.com/watch?v=xrRp310-nWQ
Музыкальное творчество
На свои первые честно заработанные гонорары Борис приобрел себе музыкальный центр, о котором давно мечтал – увлеченный музыкой, он отдавал ей все свободное время. Позже это увлечение переросло в более серьезное занятие – Бирман начал сочинять песни, участвовать в конкурсах авторской песни.
После окончания института с гастролями он объездил полстраны, выступая под творческим псевдонимом Вишневский.
Карьера в кино
Кинематографическая биография Бориса Бирмана продолжилась в период, когда после затяжного кризиса девяностых, на экраны страны начали выходить многочисленные сериалы. Первым из них стал телесериал «Менты», в котором Бирману предложили роль полукриминального бизнесмена.
Успешное начало сослужило не самую хорошую службу в дальнейшей карьере артиста – режиссеры предлагали ему однообразные роли бандитов и бизнесменов.
Особую известность актер приобрел после участия в мистическом сериале «Черный ворон», в котором не только сыграл роль очередного бандита, но и принял участие в написании сценария, а песни в его исполнении добавили фильму выразительности и романтизма.
В качестве сценариста Борис Бирман выступил в таких популярных проектах, как «Русский дубль», «Агент национальной безопасности, «Лабиринты разума». Во время работы над сериалом «Улицы разбитых фонарей», Борис Наумович дебютировал в качестве режиссера одной из серий.
Спустя десять лет он вернулся к этому опыту, сняв картину «В огонь и воду». Тем временем продолжалась и актерская карьера Бирмана – он снялся в таких популярных лентах, как «Бандитский Петербург», «Европейский конвой», «Идиот».
На фото: Борис Бирман в фильме «Идиот»
Жизнь вне кино
Личная жизнь Бориса Бирмана – тайна за семью печатями, о которой артист предпочитает не рассказывать. У него есть брат Евгений и два племянника – Габриэль и Илья, проживающие в Канаде, а о собственных детях, как и о жене Бориса Бирмана ничего не известно.
В начале девяностых он и сам пытался обосноваться в Штатах, но, поняв, что слишком много времени придется потратить, чтобы встать там на ноги, вернулся на родину.
В те годы Борис Наумович, чтобы обеспечить себя материально, на какое-то время отошел от творчества – зарабатывал, давая уроки игры на гитаре, был арт-директором и устраивал концерты для других артистов, даже играл на бирже.
На съемках фиьма «Европейский конвой»
Серафима Бирман биография, рост, вес, дата рождения
Серафима Бирман фильмы по телевизору
Классика кино | 31.08.2021 06:59 Иван Грозный 1-я серия |
Классика кино | 31.08.2021 08:35 Иван Грозный 2-я серия |
В гостях у сказки | 2.09.2021 20:00 Рикки-Тикки-Тави |
Классика кино | 2.09.2021 20:02 Иван Грозный 1-я серия |
Классика кино | 2.09.2021 21:37 Иван Грозный 2-я серия |
Трейлеры и видео
Серафима Бирман — лучшие фильмы: Фильмография
Безумный день Комедия Музыкальный водевиль по комедии В.Катаева «День отдыха». Добропорядочный завхоз детских яслей Зайцев, пытаясь попасть на прием к чиновнику, называется мужем знаменитой чемпионки и проникает в покои бюрократа. После ряда недоразумений завхоз наконец получает заветную резолюцию. |
Новогоднее похищение В пожарной части готовятся к празднованию нового года. Однако у активистов художественной самодеятельности не получается организовать хорошую концертную программу. Они похищают нескольких известных артистов, чтобы те выступили перед пожарными. Но в милицию обратились не те, кого похитили, а артисты, которые не удостоились такой чести. Ведь «новогоднее похищение» — это, оказывается, престижно и почетно! Год: 1969 драма, , комедия, , Юрий Сааков, , Серафима Бирман, Владимир Белокуров, Евгений Стеблов, Зиновий Высоковский, Савелий Крамаров, Олег Анофриев, Ефим Березин,Михаил |
Конец света (1999) Мистика Ее появление на свет в своих трудах предсказывали монахи-отшельники. Ее миссия ужасна: ей предстоит стать матерью Антихриста. Девочка родилась, а Князь Тьмы вырвался на свободу, вселившись в тело респектабельного бизнесмена. Пророчество сбылось. Удастся ли Кейну предотвратить наступление эры зла? |
Фильмография
- — А он, мятежный, ищет бури… — эпизод
- — Заживо погребённый — леди Энтуистл
- — Закройщик из Торжка — кума
- — Процесс о трёх миллионах — дама с розой за столиком
- — Девушка с коробкой — мадам Ирэн, владелица шляпного магазина
- — Конец Санкт-Петербурга — дама с веером
- — Победа женщины — нянька
- — Подруги — эпизод
- — Друзья — мать Муссы
- — Человек с ружьём — Варвара Ивановна, жена миллионера Сибирцева
- — Валерий Чкалов — американка
- — Иван Грозный — Ефросинья Старицкая, царская тётка
- — Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор — Ефросинья Старицкая
- — Безумный день — Анна Павловна, врач дома отдыха «Липки»
- — Дон Кихот — экономка
- — Обыкновенный человек — тётя Констанция Львовна
- — Загадка Н.Ф.И. — Худякова
- — Похищение — артистка Бирман (камео)
- — Шторм — учительница
Карьера в кино
Кинематографическая биография Бориса Бирмана продолжилась в период, когда после затяжного кризиса девяностых, на экраны страны начали выходить многочисленные сериалы. Первым из них стал телесериал «Менты», в котором Бирману предложили роль полукриминального бизнесмена.
Успешное начало сослужило не самую хорошую службу в дальнейшей карьере артиста – режиссеры предлагали ему однообразные роли бандитов и бизнесменов.
Особую известность актер приобрел после участия в мистическом сериале «Черный ворон», в котором не только сыграл роль очередного бандита, но и принял участие в написании сценария, а песни в его исполнении добавили фильму выразительности и романтизма.
В качестве сценариста Борис Бирман выступил в таких популярных проектах, как «Русский дубль», «Агент национальной безопасности, «Лабиринты разума». Во время работы над сериалом «Улицы разбитых фонарей», Борис Наумович дебютировал в качестве режиссера одной из серий.
Спустя десять лет он вернулся к этому опыту, сняв картину «В огонь и воду». Тем временем продолжалась и актерская карьера Бирмана – он снялся в таких популярных лентах, как «Бандитский Петербург», «Европейский конвой», «Идиот».
На фото: Борис Бирман в фильме «Идиот»