Цой жив: самые неожиданные каверы

Содержание

Алиса: «Спокойная ночь»

Константин Кинчев сделал не только один из самых удачных, но и один из лучших каверов песни Цоя. Начиная с 1992 года «Спокойная ночь» исполнялась практически на каждом концерте «Алисы». Сейчас музыканты играют её реже. Кроме того, на своих выступлениях они периодически исполняют и «Песню без слов», которая также звучит безупречно.

Аквариум: «Мама-анархия»

В конце прошлого десятилетия Борис Гребенщиков довольно часто исполнял на электрических концертах «Аквариума» песню Виктора Цоя «Мама-анархия». Представляя её, он иногда говорил, что сейчас прозвучит некое посвящение матери. Чаще всего песня исполнялась под занавес концерта. Кстати, этим летом в репертуаре «Аквариума» появилась ещё одна песня группы «Кино» – «Безъядерная зона». Однако, качественной записи её исполнения пока что обнаружить не удалось.

Ю-Питер: «Печаль»

В середине нулевых годов Вячеслав Бутусов вместе с группой «Ю-Питер» играл программу под названием «Имя звёзд». Помимо собственных произведений Вячеслав Геннадьевич также исполнял и некоторые песни Цоя. В их числе были «Звезда по имени Солнце», «Кончится лето», «Группа крови» и многие другие. Программа вызвала большой интерес у поклонников группы «Кино», отчасти потому, что впервые за долгое время стало возможно услышать знакомые мелодии в исполнении Георгия Каспаряна, человека, который во многом определил звучание «Кино» последнего периода.

Браво: «Когда твоя девушка больна»

В год 50-летия Цоя (напомню, что таковым был 2012) к его творчеству обратилась и группа «Браво». Выбор песни для этого коллектива оказался весьма предсказуем – музыканты сыграли лирическую композицию, которая сочетается с их имиджем. Получилось? Наверное, да.

Кино: «Атаман»

Напоследок хочется вспомнить песню, которая обрела жизнь спустя два десятилетия после смерти Виктора Цоя. Это тот самый долгожданный «Атаман», о существовании которого долгое время спорили и гадали. В 2012 году музыканты «Кино» собрались вместе, чтобы сделать аранжировку к записи, обнаруженной Натальей Разлоговой в домашнем архиве.

Никаких оценок представленным каверам и никаких выводов я делать не буду. Нравится это кому, или нет – а песни живут своей жизнью. Пройдут годы, а они всё также будут звучать во дворах и на радиостанциях, доказывая тем самым, что Цой – Жив.

Как работает технология: концерт группы «Кино» в 2021 году

Искусственный интеллект способен на многое, а если его соединить с технологией дипфейка, то можно даже увидеть, как Илон Маск поет песню «Земля в иллюминаторе». Самые простые махинации с чужим голосом можно сделать благодаря сервису Uberducki.ai. Достаточно вбить текст для озвучки и нажать на кнопку — искусственный интеллект сам все обработает и выдаст результат.

Чтобы группа «Кино» снова выступила на сцене в 2021 году, пришлось использовать более сложную технологию. Перепевать песни было бессмысленно, поэтому авторы идеи решили извлечь вокал Виктора Цоя из фонограмм и с помощью нейросети сделать акапелла.

Возможность реализовать это на практике появилась недавно — в ноябре 2020 года, когда компания Deezer выпустила Spleeter, позволяющий находить отдельные звуковые дорожки. Метод распознавания, заложенный в основу программы, уже давно используют в медицине для диагностики разных заболеваний, в том числе рака.

На воссоздание одной песни группы «Кино» в среднем у звукорежиссеров уходил один день. Иногда нейросеть сталкивалась с трудностями из-за технических сложностей, так как большинство песен были записаны на советские магнитофоны и включали в себя различные экспериментальные звуковые эффекты.

Концерт группы «Кино» в Москве 15 мая 2021 года

Но если вытащить голос Виктора Цоя из композиций уже получается, то исполнить новые песни в этом звучании пока невозможно. На сегодняшний день только теоретически существуют технологии, которые с помощью нейросети могут генерировать речь с полным восстановлением нужного звучания.

Использование технологии и ее потенциал

Нужно отличать программируемых роботов от искусственного интеллекта, который может написать музыку. Конечно, если запустить программу и дать роботу барабанные палочки, он сможет исполнить свою партию. Но пока нет роботов, которые бы пели или играли на гитаре.

Возможности технологии машинного обучения тоже ограничены — они могут создавать только небольшие и несложные музыкальные отрывки. Пока что есть вариант использовать эти композиции в качестве базы для музыкальных библиотек, вот только это будет не очень востребовано — с теми же задачами вполне справляются живые люди, причем выходит это гораздо дешевле.

Тем не менее, потенциал у искусственного интеллекта в аудио и музыки все-таки есть. Если технология будет развиваться дальше, возможно, удастся восстановить записи, исчезнувшие во время пожара в студии Universal в 2008 году. Там в архивах хранились материалы с голосами Луи Армстронга, Эллы Фицжеральд, Элтона Джона и Билли Холидей.

Музыка и нейросеть

Соединить музыку и нейросеть на самом деле довольно сложно, и этот процесс, скорее всего, никогда не станет автоматизированным. Музыка способна принимать разные вариации. Даже если обучить нейросеть определять бас-гитару, с креативной обработкой инструментальной игры машина вряд ли справится.

Попытки сделать что-то подобное уже были. Компания Dadabots хотела обучить нейросеть сочинять свои композиции в стиле групп «Сектор Газа», Queen и Михаила Круга. Но результаты оказались не очень удачными. То же произошло, когда программа Jukebox от OpenAI попыталась продолжить песню «Take on Me»: искусственный интеллект не справился даже со структурой песни и не сохранил мотив.

Нейронная соната: как искусственный интеллект генерирует музыку

Недавно компания Amazon представила своего виртуального композитора, который буквально учится писать музыку, изучая инструменты и музыкальные формы. Но и эта технология пока далека от создания качественного звука.