Новый гулливер

Создатели

английский русский
Сценарий Григорий Рошаль Александр Птушко Григорий Рошаль Александр Птушко
Режиссура Режиссер заслуженный артист республики А.Л. Птушко. Постановка заслуженного артиста республики А. Л. Птушко
Оператор-постановщик Н.С. Ренков Н. С. Ренков
Оператор И. Шкаренков И. Шкаренков
Художник кукол Сарра Мокил Сарра Мокиль
Художник-декоратор Ю. Швец Ю. Швец
Скульптура Ольга Таежная Ольга Таёжная
Картина А. Никулин А. Никулин
Характеристики А. Жаренов А. Жаренов
Композитор Лев Шварц Лев Шварц
Звукооператор А. Коробов А. Коробов
Текст песен Самуил Болотин Самуил Болотин
Руководитель группы А. Минин А. Минин
Аниматор Федор Красный (в титрах не указан) Фёдор Красный (в титрах не указан)

«Моя лилипутка-девочка»

В детском фильме тоже нашлось место пародии на буржуазное и «антинациональное» искусство, с которым яростно боролись в СССР. Декадентские любовные романы, в частности в исполнении Александра Вертинского , были признаком мелкобуржуазной, дореволюционной и эмигрантской буржуазной жизни, Шансонам приходилось их пародировать. Однако, по иронии судьбы, песня импресарио Фо-Лия «Моя лилипутка» (текст — Самуил Болотин, музыка — Лев Шварц) стала своеобразной классикой, как и песни Вертинского, которые она пародировала. Песня:

Моя лилипутка, подойди ко мне, Мы останемся минутку наедине! С тобой беззаботно, как птица, Я обращусь , Моя лилипутка, моя мечта! Моя лилипутка-девочка, моя любовь, Смешав слова, пою без слов: «Ла-ла-ла-ла-ла, ла-ла-ла, ла-ла-ла-ла-ла-ла!» Моя лилипутка, моя мечта!

История

После экспериментов с различными техниками анимации с 1928 по 1932 год, включая сочетание кукол и живых выступлений в одном кадре, Птушко (вместе с командой аниматоров, которую он собирал за эти годы) начал работу над своим первым полнометражным фильмом. Автор сценария и режиссер Птушко, Новый Гулливер был одним из первых фильмов , полнометражных объединить движения остановки анимации с живой киносъемки (несколько первых были сделаны Уиллис О’Брайен , который был ответственен за Затерянный мир и короля Конг ).

После успеха фильма « Мосфильм» разрешил Птушко создать собственное подразделение, которое стало известно как «Коллектив Птушко», по созданию анимационных фильмов с покадровой анимацией. Эта группа режиссеров создаст еще четырнадцать короткометражных фильмов с 1936 по 1938 год и новый полнометражный фильм «Золотой ключик» в 1939 году.

Новая редакция

В 1960 году вышла полностью переозвученная и частично перемонтированная новая редакция фильма продолжительностью 65 мин. Значительная часть партитуры была переоркестрована; часть музыки заменена или полностью удалена. Из фильма была исключена финальная песня. Голос Пети стал более низким; сильно изменились (а местами были добавлены новые) шумы. В результате перемонтажа изменилась последовательность ряда планов; многие кадры были удалены, в частности, некоторые кадры с текстами (протокол заседания лилипутского парламента, обложка Петиной тетради). Оставшиеся тексты были зачитаны за кадром. Почти втрое увеличилось количество реплик лилипутов, особенно в массовых сценах. Кроме того, для новой редакции были пересняты титры.

История создания

Работу над фильмом предварила серия публикаций «в духе времени», подававших Джонатана Свифта ирландским политическим деятелем.

Первоначальный вариант сценария был написан в 1933 году Сигизмундом Кржижановским, имя сценариста впоследствии таинственно выпало из титров.

Гулливер действовал в художественном пространстве, созданном исключительно средствами объёмной мультипликации и огромным количеством комбинированных и макетных съёмок. Этому способствовало бурное развитие кинотехнологий 1930-х, в частности — транспарантных съёмок, сущность которых в возможности снять необходимое действие на заранее снятом фоне. «Без освоения этого метода съёмки не было бы и фильма», — признавались позже А. Птушко с Н. Ренковым в совместной книге «Комбинированные и трюковые киносъёмки».

Многие другие сцены, в которых участвовали куклы и живой актёр, снимались за несколько раздельных экспозиций — с обычной скоростью 24 кадр/с и покадрово, как все кукольные фильмы. При этом, пока художники изменяли фазы движения кукол, Владимиру Константинову приходилось долгое время находиться неподвижно.

Внешние изображения

В картине было использовано свыше полутора тысяч кукол, в том числе и вылепленные из глины. Фигурки капиталистов были в духе плакатов тех времён: уродливые, пузатые и на тонких ногах. В то же время каждая фигурка была своеобразной и индивидуальной. Фигурки же рабочих менее уродливы, но все слеплены по одному шаблону, из одноцветного пластилина и на проволочном каркасе, с хорошо прорисованными чертами лиц. Это было сделано специально, чтобы «пролетарии» не выглядели пародийно.

Натурные съёмки проводились в Артеке. В сцене на пляже отчётливо видны скалы-близнецы Адалары.

участок

История, коммунист пересказ из 1726 новых Путешествий Гулливера по Свифту , о молодом мальчике , который мечтает о себе как о версии Гулливера , который высадился в Lilliput страдании при капиталистическом неравенстве и эксплуатации.

Пионер Петя Константинов (Владимир Константинов), в качестве награды за лучший молодой член ОСВОД в Артеке , получает свою любимую книгу — Путешествия Гулливера от Джонатаном Свифтом. Вместе с другими первопроходцами, отремонтировавшими парусник «Артек» своими руками, он отправляется на прогулку к островам Адалара, которые находятся недалеко от летнего лагеря . Там на каникулах дети просят вождя прочитать им вслух книгу Пети. Петя засыпает во время чтения и попадает в описанный в книге мир.

Во сне Петя путешествует на корабле, но во время плавания на его судно нападают пираты. Вместе с тремя пленниками мальчик сражается с ними и побеждает, но в этот момент пиратский корабль врезается в скалы. Подросток выходит на берег, окруженный и связанный лилипутами. Его усыпляют зельем. В это время в парламенте идут дебаты о том, что делать с новым Гулливером. Министры от имени короля принимают решение использовать Гулливера в военных целях. В город мальчика перевозят на 15 тракторах и специальной платформе. Петю будит царь, который подносит ему к носу скипетр . Он узнает о решении, которое принял парламент, но не согласен с ним. После этого под его ногами проходит военный парад .

В это время где-то в подвалах проходит собрание рабочих. Забастовка назначается на следующий день. Рабочие решают выяснить, кто он, и находят записную книжку Пети на русском языке, из которой они узнают, что он за могущественный союз рабочих со всего мира.

Петю кормят с конвейера , причем его кормят краном . Присутствует весь Королевский двор, выступает кордебалет . Когда ему начинают петь, как хорошо живут люди под руководством мудрого царя, Петя прерывает певца и начинает петь пионерскую песню. Подбирается рабочими в подвалах. Суд в ужасе расходится.

Начальник полиции решает убить Петю и дает указание сотрудникам подпольного завода изготовить партию оружия. Рабочие предупреждают его, и полиция узнает об этом немедленно, но в это время уже начинается забастовка. Рабочие берут на себя арсенал . Полиция пытается отравить мальчика, но он не глотает яд и выплевывает его, сделав вид, что умер. Начало боевых действий. Повстанцы сброшены в море вооруженными силами Лилипутии, но Петя вступает в бой, он захватывает царские корабли. Рабочие на земле развивают успех, подрывают фугасы и танки. Охранник и суд убегают. Королю не удается удержаться за башню и при падении хватает стрелу башенных часов. Петя дует в рог, который необъяснимо появляется у него в руках, снимает колокол с колокольни городской башни и затем встряхивает его, как колокольчик. Затем он объявляет: «Митинг свободной Лилипутии объявляю открытым!» и просыпается от смеха товарищей, сказав вслух последнюю фразу.

Производство

  • Сигизмунд Кржижановский был настоящим сценаристом фильма, но его имя не значилось в титрах.
  • Многие сцены, в которых участвовали куклы и живой актер, снимались покадрово, как в обычных мультипликационных фильмах. При этом актеру пришлось долгое время находиться неподвижно, пока снимались фазы движения кукол.
  • При озвучивании анимационной части фильма лилипуты говорили ускоренными голосами взрослых. Петя же, наоборот, говорил голосом заторможенного подростка.
  • Фигуры капиталистов вылеплены в духе плакатов того времени: некрасивые, пузатые, на тонких ногах. При этом каждая фигура была своеобразной, индивидуальной. Фигурки рабочих были менее некрасивыми, но все склеены на одном шаблоне, из пластилина, на проволочном каркасе. Фигуры их целиком из одноцветного материала, с хорошо прорисованными линиями лиц, но при этом невозможно даже понять, есть ли на них рубашки. Это было сделано специально, чтобы «пролетарии» не смотрели пародию.
  • В кино иногда смешиваются эпохи:
    • капиталисты разъезжают на машинах, но в старинных париках;
    • Фо-Ля изображен в фраке, но носит обтягивающие леггинсы и парик;
    • солдаты используют противогазы, но одеты в доспехи (хотя в целом их силуэт напоминает французским солдатам конца Первой мировой войны — межвоенного периода).
    • Начальник тайной полиции одет в «мушкетерский» костюм 17 века, в ботильонах и в широкой шляпе с пером, а первый министр уже моды начала 18 века — в парике, камзоле. и ящики. При этом полицейские одеты как классические английские « » — в плащи, накидки и высокие шлемы, а пожарные — в форме, характерной для первой половины 20 века и 30-х годов прошлого века.
  • Маленькая ошибка: хотя Петя во сне был в английской одежде, у него нашли спичечный коробок, членскую книгу Осводовца и тетрадь на родном языке, все с надписями на русском языке. Лилипуты, конечно, и читают, и говорят по-русски, все постановления и указы тоже на русском. Но на арсенале написано «АРСЕНАЛ» (латиница).
  • Илья Ильф и Евгений Петров упоминают в книге «Одноэтажная Америка», что во время прогулки по Бродвею видели «Нового Гулливера» в американском кино.