Как не надо учить с ребенком стихи наизусть

Содержание

Трудности понимания

С первой строчкой, «травка зеленеет, солнышко блестит», у ребенка не возникает никаких проблем. Травка и солнышко ему понятны. А вот «ласточка с весною в сени к нам летит» — это уже проблема. Может, он никогда не видел ласточки. Может? Очень даже. Вот вы когда и где в последний раз видели ласточку? А ваши дети? А как в их сознании ласточка связана с весною? А что такое «сени»? Спросите своего городского ребенка, что такое «сени» — многие ли ответят? «Лететь с весною» — это образ отвлеченный, а ребенок мыслит конкретно. Для него вся эта строчка – чистая абракадабра, он ее и повторить-то не может, не то что запомнить. А дальше?

С нею солнце краше

И весна милей…

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей!

Что значит «солнце краше»? почему «весна милей»? Что значит «прощебечь»? Чтобы ребенок хоть что-то понял – надо все это с ним обсудить. Запас слов у детей ограничен, им стоит помочь.

Эти трудности не проходят с возрастом. Абракадабра обрушивается на ребенка внезапно – задали учить наизусть «Бородино», — это о чем вообще? Один знакомый ребенок смог выучить стихотворение только после того, как родители прочитали с ним статью про Бородинское сражение, вычертили карту и разыграли сражение с солдатиками. Только тогда он смог представить, что означает «построили редут», «но тих был наш бивак открытый», «уланы с пестрыми значками, драгуны с конскими хвостами»… А можно было, наверное, показать кусок из «Войны и мира» с комментариями…

Когда моя дочь училась в 8 классе, она чуть не плакала над стихотворением «На смерть поэта». Когда начали вникать – оказалось, она вообще не понимает, что все это значит: 

А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов,

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов…

Кто такие «надменные потомки»? почему они надменные? Какой подлостью прославлены их отцы? Почему пята – рабская? Какие обломки она попирает? Что это за обломки родов? Почему они обижены игрою счастия? Эти четыре строчки требуют серьезного историко-литературного комментария, и пока ребенок не разберется в том, что эти слова означают, он так и будет путать их, заменять, забывать…

В рассказе Виктора Голявкина «Крути снежные вертя» главный герой доучился до «Утро воет небо могилою», пока пытался бездумно зазубривать «Буря мглою небо кроет». Выход у Голявкина тоже предложен, читайте.

Трудности интерпретации

У каждого, наверное, есть история про то, как ребенок не расслышал каких-то слов в песне или стихотворениии понял их иначе. У Симона Соловейчика в одной статье упоминается «алый бангорит на груди» (это у красного командира; «бангорит» казался ребенку драгоценным камнем). Мама моя рассказывала мне, что слышала в известной песне: «В далекий край товарищ улетает, родные вещи вслед за ним летят, любимый город в синий дым китает». Я сама – уже взрослая – в попсовой песенке, которую слушала соседка в общежитии, расслышала однажды «вам будет крайне неудобно маршировать задумчиво в строю». Меня так озадачило задумчивое марширование, что я попросила кого-то из своих гостей послушать песню (соседка ее крутила раз сто подряд) и сказать мне, что там на самом деле поется. На самом деле там было «маскировать забывчивость свою». Когда ребенок пытается учить на слух – проблемы интерпретации очень возможны. Решение проблемы – в том, чтобы сначала попытаться понять, что значит каждая строчка.

Кроме того, даже когда все слова понятны, из них не складывается образ. Ребенок говорит слова – а не видит ни травки, ни солнышка, ни ласточки, которая летит «с весною». Стоит спросить его, как он это видит, обсудить эту картинку, — когда она есть в голове, выучить стихотворение гораздо легче.

учить с ребенком стихи

Трудности обучения

Очень может быть, что у ребенка на видео есть реальные проблемы, которые мешают ему учить стихи – и это может быть не только низкий культурный уровень и отсутствие привычки слышать и читать стихи, не только усталость и немотивированность. Это очень может быть проблема понимания на слух, например, или проблема памяти. К сожалению, обычно эти проблемы у детей остаются нераспознанными, что с ними делать и к какому специалисту вести ребенка – мало кто знает. Некоторые комментаторы, впрочем, справедливо замечают, что мы ничего не знаем о ребенке на видео и его родителях; это вполне может быть усыновленный ребенок с вынесенной из прошлой жизни манерой выражаться.

По-хорошему, ребенку может быть нужна консультация нейропсихолога и помощь коррекционного педагога, но в большинстве городов страны таких специалистов и взять-то негде. И помочь ребенку особенно никто не может, и вместо радости от того, что весна, счастье, солнце, птичий щебет, — получается унылая тоска и истязание, а вместо поэзии – площадная брань в детских устах.

Проблема культуры

Возвращаясь к несчастному ребенку, которого пытают Плещеевым, — заметна вторая серьезная проблема: отсутствие стиховой культуры (да и вообще культуры). Про общую культуру и так понятно: мама даже не реагирует, когда ребенок на видео первый раз матерится. Давайте лучше о стиховой культуре.

Ребенок на видео не чувствует поэтического ритма, сбивается с него, все время ломает строку, делая ее прозаической. Так редко бывает с детьми, которым с раннего детства много пели песен и читали стихов (кстати, замечу, что особенно в этом смысле хорош Чуковский, которого принято шпынять за страшные ужасные сюжеты; хорош он необыкновенной стиховой энергией и поразительным разнообразием стиха: он ненавязчиво вводит ребенка в мир русской поэзии, знакомя его не только с типичными для детской поэзии хореями, но и с дактилями, и с амфибрахиями, и с пэонами…

Ребенок вырастает, уже пропитанный этими ритмами, стихи легко воспринимаются и легко учатся. А когда этого нет – попытка выучить стихотворение оказывается сродни попытке за один вечер овладеть тувинским горловым пением. Вот вам запись и полчаса времени на домашнюю работу – попробуйте-ка выучить и спеть:

Разумеется, бывает стиховая глухота. Дети, когда учат длинные стихи, часто забывают отдельные слова. Но одни подставляют синонимы с сохранением размера – «мой дядя самых честных правил, когда ужасно занемог», а другие – выбрасывают забытое слово, переставляют слова – и, кажется, вовсе не слышат, что у них вышло. «Ну и день был, сквозь дым летучий французы пошли как тучи»

В этих случаях обязательно нужно обращать внимание на ритм, отбивать его, отстукивать, скандировать, — учить слышать стихи

Глухота бывает и менее выраженной – например, читая вслух Пушкина, дети по привычке читают «раскаленной» и «безнадежно» как «раскалённой»и «безнадёжно», отчего стихи сразу начинают хромать. Они, разумеется, ничего не знают о церковнославянизмах и не понимают, почему тут должно быть Е вместо Ё, и их не смущают даже рифмы «раскалённой – Вселенной» « «безнадёжно – нежно». Но что мешает взрослым поговорить с ними об этом?

Трудности запоминания

Иногда попадаются трудные строчки. Однажды мы с сыном учили «Завещание» Лермонтова http://www.stihi-rus.ru/1/Lermontov/37.htm , — верней, учил он, а я помогала, но тоже выучила за компанию. Оказалось, что ни он, ни я не в состоянии запомнить строчку, которую я выделяю жирным:

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Все остальные строчки в стихотворении – текучий монолог. А здесь, да еще в последней строфе, плавное течение спотыкается, слова не связаны друг с другом, рассыпаются. Это Лермонтов специально так сделал, не будем сейчас выяснять, зачем – но запомнить эту последовательность слов оказалось очень трудно. Поскольку, как всегда, стихи учатся в последний момент, через полчаса после отбоя – времени на размышление особо не было. Мы выпутались при помощи простого мнемонического приема: для каждого из логических отрезков строки придумали жест. «Смотри ж» — смотрим в бинокль, «да что» — разводим руками. «Моей судьбой» — прижимаем руку к груди, ну уж как придумалось.

Запомнить три жеста проще, чем шесть слов. Ребенок тормозит – я подсказываю жестами.

Кроме того, одним детям легче учить со слуха, другим – глядя в книжку. В книжку глядеть очень полезно, особенно если ребенок на слух не различает анафор, одинаковых начал строчек, и пытается их заменять какой-нибудь ерундой: «Тогда пойдем ломить стеною» вместо

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

За родину свою! 

Покажите им это «уж», «уж» — если не слышат, пусть увидят.

Есть дети, которые почему-то предпочитают учить стихи, стоя на голове. Есть дети, которые качаются на табуретке в такт (если жалко табуретку, дайте то, на чем можно качаться). Есть дети, которым помогает скандировать, и дети, которым помогает написать стих по памяти, а потом доучить места, которые не вспоминаются с первого раза. Некоторым помогает меняться с мамой: сначала мама читает все четные строчки, а ребенок нечетные, потом наоборот. Вообще учить с ребенком стихи – прекрасная затея, взрослым это тоже полезно (см. пункт 1).