Кира муратова

Содержание

Язык

Часто можно услышать: «Муратова не режиссер. Это писатель, который волей случая взялся сам экранизировать собственные задумки». Впрочем, вряд ли могло получиться иначе у человека, который первым получил филологическое образование, а уж затем подался в киноискусство. Кира Георгиевна стала столь значимым режиссером не в последнюю очередь благодаря своему особому выразительному языку.

Она первой заставила своих актеров говорить как в жизни. Это тоже влияние французской новой волны, оставшееся с ней до конца карьеры. Долой эти безупречные дикции и непроглатываемые окончания! Долой гамлетовские монологи, зачитанные на камеру наизусть! Персонажи в кино Муратовой обязательно ведут разговор сбивчиво, перескакивая с темы на тему. Словно диалог идет между зрителем и его товарищем. Лишь с той разницей, что сценарии Киры Георгиевны сквозили абсурдом в духе Эжена Ионеско.

Главный абсурдистский прием и еще одна отличительная черта кино Муратовой – это постоянные повторы. «Короткие встречи» начинаются с повторенной несколько десятков раз фразы: «Дорогие мои товарищи…». В конце сцены оказывается, что эти слова преследуют героиню даже перед сном, и она хочет одного: чтобы собственный голос в голове наконец дал ей заснуть. Подобный гротескный прием будет повторяться в ее произведениях не один раз. Похожим образом повторы в своих книгах использует писательница Татьяна Толстая. Вообще порой кажется, что две великие женщины из современной отечественной культуры тесно связаны. Сбивчивая речь и повторы – это то, что одновременно помогает зрителю (или читателю) терять связь между фильмом и реальностью, но при этом твердо стоять ногами на почве сюжета и понимать, что и почему происходит.

Как любой настоящий художник, Муратова не боялась интертекстуальности. Ее второй большой фильм называется «Долгое прощание» – это полный антоним первой широкой ленты – «Коротких встреч». С пониманием этого сама картина смотрится с совершенно другого угла. В ее фильмах чувствуется отдельная Вселенная, созданная самим режиссером. У переходящих из ленты в ленту актеров – а это еще одна характерная черта Муратовой – обязательно одинаковые характеры. В какой-то степени в Литвиновой с косой в «Настройщике» можно увидеть всю ту же Литвинову-убийц из «Трех историй». Впрочем, это лишь дополнительный штрих. Отсутствие этих знаний не разрушают магию кино для новых зрителей, а лишь дают новую почву для размышлений старым поклонникам. Наверное, так в действительности и должно выглядеть кино.

В этой статье мы попытались свести к минимуму рассказы о судьбе самой Киры Георгиевны. Можно много рассказать и про удивительный союз ее родителей в Румынии, и про собственную жизнь, полную американских горок

Но так ли все это важно? В одном из своих поздних интервью она говорила: 

Проще говоря, для понимания фильма вовсе не нужно знать автора. Многие критики уже десятилетиями твердят: «Кино умерло!». Но нет. Это режиссер, пускай, умер. А хорошее кино должно жить.

От Бухареста до Одессы

Кира Муратова появилась на свет в городе Сороки (в тридцатые годы прошлого века это была территория Румынии) в семье Натальи Скурту и Георгия Короткова. После начала Второй мировой войны семья переехала в Бухарест.

В столице Румынии девочка пережила первую большую трагедию в своей жизни – румынские солдаты убили ее отца.

Мама, работающая в министерстве культуры, старалась дать дочери все возможное. Пользуясь служебным положением, она достала дочери пропуск во все румынские кинотеатры. Так будущий мастер большого кино познакомилась с миром большого кино.

После того, как советские войска вошли на территорию Румынии, мама с дочкой приняли решение переехать в СССР. В Советском Союзе Кира сначала училась на филологическом факультете московского университета, а в 1959 году получила режиссерский диплом во ВГИК. По распределению отправилась покорять Жемчужину у моря – славную Одессу.

Кира Муратова. Биография

В 1959 году окончила режиссерский факультет ВГИК (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

С 1961 года — режиссер Одесской киностудии.

Как сценарист и режиссер Муратова дебютировала в 1961 году, совместно со своим будущим мужем Александром Муратовым поставив короткометражный фильм «У крутого яра». Затем с ним же сняла полнометражную ленту «Наш честный хлеб» (1964).

Фильм «Короткие встречи» (1967), где она сыграла вместе с Владимиром Высоцким, стал ее первой самостоятельной работой.

Специальным постановлением ЦК компартии Украины выпуск ее следующей картины «Долгие проводы» (1971) был приостановлен более чем на полтора десятилетия. На экраны фильм вышел только в 1987 году и в том же году получил премию на Международном кинофестивале в Локарно.

После конфликта с руководством Одесской киностудии, Кира Муратова переехала в Ленинград, где на «Ленфильме» появилась ее картина «Познавая белый свет» (1978).

Следующей работой режиссера был фильм «Среди серых камней» (1983) по повести Владимира Короленко «В дурном обществе».

В 1987 году вышла картина «Перемена участи», которая стала лауреатом двух Всесоюзных кинофестивалей в номинациях «Большая премия» (1987) и «Приз за режиссуру» (1988).

В 1990 году Кира Муратова поставила один из самых известных своих фильмов «Астенический синдром», который был удостоен премии «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм», а также специального приза Берлинского кинофестиваля.

В 1992 году на экраны вышла картина «Чувствительный милиционер», завоевавшая премию фестиваля «Кинотавр» в конкурсе «Фильмы для избранных».

В 1994 году Муратова сняла «Увлеченья», рассказывающие об азартном и безумном мире скачек. Картина была неоднократно премирована на кинофестивалях России и Европы.

В 1997 году вышел ее фильм «Три истории».

В начале 2000-х годов были сняты картины «Второстепенные люди» (2001) и «Чеховские мотивы» (2002).

Ее фильм «Настройщик» (2004) с Аллой Демидовой и Ниной Руслановой в главных ролях был удостоен трех премий «Ника», приза «Золотая лилия» Международного кинофестиваля Центрально- и Восточноевропейских фильмов, трех наград кинофестиваля «Евразия».

В 2007 году Муратовой была снята картина «Два в одном».

Ее следующая картина «Мелодия для шарманки» (2009) была удостоена кинопремии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Также фильм завоевал призы жюри ФИПРЕССИ Московского международного кинофестиваля, гран-при фестиваля «Киношок» и другие.

Последний фильм режиссера «Вечное возвращение» (2012) рассказывает историю бывших однокурсников — мужчины и женщины. В картине одна и та же сцена исполняется разными парами актеров, в числе которых Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Олег Табаков, Алла Демидова, Наталья Бузько и Виталий Линецкий. Фильм был удостоен премии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».

Помимо полнометражных лент Кира Муратова сняла короткометражные фильмы «Письмо в Америку» (1999), «Справка» (2004) и «Кукла» (2007).

Она является автором и соавтором сценария почти всех своих картин.

Как актриса Кира Муратова снималась в главной роли своего фильма «Короткие встречи» (1967), а также в эпизодических ролях фильмов «Весенний дождь» (1958), «У крутого яра» (1961), «Опасные гастроли» (1969), «Сад желаний» (1987).

Кира Муратова — народная артистка Украины, лауреат Государственной премии Украины.

Награждена украинским орденом Ярослава Мудрого (2009).

Она является лауреатом премий Всесоюзного кинофестиваля (1987, 1988), премии «Леопард» международного кинофестиваля в Локарно (Италия, 1987, 1994), МКФ «Кинотавр» (1992, 1994, 1997), премии имени Анджея Вайды (2000), премии «Золотая лилия» МКФ в Висбадене (Германия, 2001, 2007), приза жюри Международной федерации кинопрессы Московского МКФ (2009), премии «Ника» (1991, 1995, 2005, 2007, 2010, 2013) и др.

В 2014 году она была удостоена премии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России.

Кира Муратова замужем вторым браком за петербургским художником и соавтором ее сценариев Евгением Голубенко. Ее первый брак с Александром Муратовым закончился разводом. От этого брака у режиссера была дочь, которая трагически погибла.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Михаил Державин. Биография

Мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, была еврейского происхождения и являлась членом компартии Румынии. В послевоенные годы работала в министерстве культуры Социалистической Республики Румыния (СРР), врачом родильного дома «Polizu», а после заместителем министра здравоохранения СРР.

Когда Кира Георгиевна была ребенком, семья часто переезжала. В 1939 году Коротковы какое-то время прожили в Бухаресте, в 1940 году переехали в Кишинев, где и жили до эвакуации.

Когда Кире исполнилось 12 лет мать, работавшая в те годы в министерстве культуры, подарила ей пропуск во все кинотеатры Бухареста. Так будущий режиссер познакомилась с кинематографом.

После окончания школы Кира Георгиевна переехала в Москву и поступила в Московский государственный университет на факультет филологии. Спустя год она поняла, что ее влечет кинематограф и оставила МГУ, решив попытать счастье в Институте кинематографии (ВГИК).

В 1959 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Первые шаги в режиссуре

Началом творческой карьеры Муратовой стал короткометражный фильм «У крутого яра», снятый в 1961 году на Одесской киностудии совместно с ее первым мужем Александром Муратовым, с которым они познакомились еще в студенческие годы.

В 1964 году у супругов выходит еще один совместный полнометражный фильм под названием «Наш честный хлеб».

1967 год обозначился для Муратовой первой самостоятельной режиссерской работой, получившей название «Короткие встречи». В фильме-мелодраме 33-летняя Кира Муратова еще исполнила по вынужденным причинам главную женскую роль Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая переживает роман с геологом Максимом, на роль которого был приглашен Владимир Высоцкий. Картина вышла ограниченным тиражом, и лишь 20 лет спустя ее выпустили на широкий экран – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян. А Нина Русланова, исполнявшая вторую главную женскую роль, получила премию «Ника».

Актёрская биография

  1. В 1952 году выпускница школы приехала в СССР, сдала документы в МГУ и стала студенткой филологического факультета. Но интерес к кинематографу вскоре из желания смотреть киноленты превратился в потребность участвовать в их создании.
  2. Проучившись год, Кира оставила МГУ, поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой и в 1959 году окончила режиссёрский факультет. Её курсовая работа 1958 года – совместный короткометражный фильм «Весенний дождь», сделанный с будущим мужем Александром Муратовым. Она выступила в нём в трёх ролях: сценариста, режиссёра и актрисы в одном из эпизодов.
  3. В 1959 было получено распределение на Одесскую киностудию, куда выпускница ВГИКа отправилась вместе с супругом, выйдя замуж за А.И. Муратова.
  4. В 1961 году на «Мосфильме» была подготовлена ещё одна совместная работа – короткометражка «У крутого яра», в том же соавторстве. Актриса Муратова сыграла секретаря-машинистку в сельсовете.
  5. 1964 год в актёрском списке пополнился эпизодической ролью Агапы в своей режиссёрской работе – фильме «Наш честный хлеб». Жизнь людей в колхозе, их будни и праздники ярко показаны в массовых сценах, коротких срезах судеб простых людей. У каждого из них своя мечта. У Агапы – заиметь свою хату, чтоб не чувствовать себя лишней в семье родственников.
  6. В 1967 году состоялся премьерный показ фильма «Короткие встречи». С этой киноленты Муратова вела отсчёт своей работы в большом кино. Её актёрская работа в картине – роль работницы райсовета Валентины Ивановны Свиридовой. Её отношения с мужем-геологом (сыграл Владимир Высоцкий) вписаны в треугольник. Психологический портрет партработника получился живым. Кира Муратова преодолела тенденцию представлять женщин этой сферы уверенными в себе, деловитыми, решающими с лёту все проблемы. Она показала героиню, которая борется не за показатели в соцсоревновании, а отстаивает своё личное счастье. Фильм имел большой успех, его посмотрело 4 миллиона зрителей. Особенно были отмечены правдивые, естественные интонации голоса актрисы. По её воспоминаниям, самым сложным оказалось заплакать в кадре.
  7. В 1969 году Кира Георгиевна сыграла роль революционерки Нины Александровны в историко-революционном водевиле режиссёра Г. Юнгвальд-Хилькевича «Опасные гастроли». Это последняя актёрская работа в доперестроечный период на Одесской киностудии. Роль была небольшой, имя актрисы вырезали из титров.
  8. В 1970 году был снят фильм «Долгие проводы». Кира Муратова выступила как режиссёр и актёрской работы в нём для себя не планировала. Но она не предполагала, что в конечном итоге станет библиотекарем. Её ленту комиссия расценила как клевету на советскую действительность, усмотрев в ней противопоставление интеллигенции простому народу. Из министерства культуры пришёл приказ уволить Муратову за профнепригодность. Директор Одесской киностудии нашёл выход: перевёл талантливого режиссёра в библиотекари. Фильм же 16 лет пролежал в архиве.
  9. В это время опальный режиссёр возвратилась к профессии актёра в качестве преподавателя «Школы киноактёра», сочетая эту работу с библиотечной. Занятия в школе стали стартом для будущих артистов кино. Например, их с благодарностью вспоминал Николай Седнев, известный по фильмам «Одесса-мама», «Настройщик» и др.
  10. Конец 60-ых – начало 70-ых – Кира Муратова переезжает в Ленинград и ищет возможность заниматься «своим кино», которое изначально получило определение как «кино не для всех», чистый арт-хаус.
  11. 1979 год – фильм «Познавая белый свет» был запущен и снят после 8-и лет ожидания в очереди на финансирование. Во время этой работы в личной жизни Муратовой появился художник, оформитель и сценарист Евгений Голубенко, который стал её вторым мужем и соавтором сценариев.
  12. В 1987 году Кира Георгиевна сделала актёрскую работу в фильме «Сад желаний» как актриса эпизода. Она сыграла колдунью в лирической кинодраме Али Хамраева «Сад желаний», раскрывающей историю трёх сестёр в предвоенное лето. Для короткого появления на экране были найдены яркие краски, точная интонация, сочетающая юмор и экспрессию.
  13. В 1993 году вышел фильм «Посторонний/Жираф», относящийся к жанру фильмов-ужасов. Кира Муратова сыграла одного из персонажей, оставаясь неузнанной.
  14. Основные работы, принесшие Кире Георгиевне широкую известность в киномире, были осуществлены ею в качестве режиссёра. Наиболее заметные: «Перемена участи» – в 1987 г., «Астенический синдром» – в 1999 г., «Настройщик» – в 2004 г., «Мелодия для шарманки» – в 2009 г., «Вечное возвращение» – в 2012 г.
  15. Последние годы жизни К.Г. Муратова провела в Одессе, она тяжело болела. В своей квартире 6 июня 2018 года она умерла в возрасте 83 лет. Похоронена на Таировском одесском кладбище.

Михаил Державин. Биография

Мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, была еврейского происхождения и являлась членом компартии Румынии. В послевоенные годы работала в министерстве культуры Социалистической Республики Румыния (СРР), врачом родильного дома «Polizu», а после заместителем министра здравоохранения СРР.

Когда Кира Георгиевна была ребенком, семья часто переезжала. В 1939 году Коротковы какое-то время прожили в Бухаресте, в 1940 году переехали в Кишинев, где и жили до эвакуации.

Когда Кире исполнилось 12 лет мать, работавшая в те годы в министерстве культуры, подарила ей пропуск во все кинотеатры Бухареста. Так будущий режиссер познакомилась с кинематографом.

После окончания школы Кира Георгиевна переехала в Москву и поступила в Московский государственный университет на факультет филологии. Спустя год она поняла, что ее влечет кинематограф и оставила МГУ, решив попытать счастье в Институте кинематографии (ВГИК).

В 1959 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа, где училась под руководством Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Первые шаги в режиссуре

Началом творческой карьеры Муратовой стал короткометражный фильм «У крутого яра», снятый в 1961 году на Одесской киностудии совместно с ее первым мужем Александром Муратовым, с которым они познакомились еще в студенческие годы.

В 1964 году у супругов выходит еще один совместный полнометражный фильм под названием «Наш честный хлеб».

1967 год обозначился для Муратовой первой самостоятельной режиссерской работой, получившей название «Короткие встречи». В фильме-мелодраме 33-летняя Кира Муратова еще исполнила по вынужденным причинам главную женскую роль Валентины Ивановны, ответственной сотрудницы горсовета, которая переживает роман с геологом Максимом, на роль которого был приглашен Владимир Высоцкий. Картина вышла ограниченным тиражом, и лишь 20 лет спустя ее выпустили на широкий экран – тогда оценили сольное творение режиссера более четырех миллионов россиян. А Нина Русланова, исполнявшая вторую главную женскую роль, получила премию «Ника».

Кадр

Кира Георгиевна всегда стремилась снимать на своем, особом киноязыке. Понятно, что он был сформирован под определенным влиянием. Сначала это был соцреализм: не сказать, что ее дебютная короткометражка, снятая вместе с мужем, чем-то всерьез отличается от общей канвы режиссеров-шестидесятников. Затем это, конечно, новая французская волна. Непараллельный монтаж, переходящий фокус, который внезапно срывается с главного героя, делая его второстепенным, и останавливается на деталях или вторых планах. 

Муратова вообще первой в советском кино избавилась от деления на важное и второстепенное. Ее герои могли в один момент перестать быть определяющими, а место двигателя сюжета внезапно мог занять персонаж, который долгое время неприметно жил на фоне, который мы воспринимаем скорее подсознательно, чем осознанно

Апофеозом этого приема, которым режиссер любила «будить» зрителя, стал фильм «Астенический синдром». Первые сорок минут ленты нам показывают тяжелую черно-белую артхаусную драму о борющейся с депрессией женщине, которая переосмысляет известный буддийский сюжет о первой встрече с болезнью, старостью и смертью. И если Гаутама смог перезапустить свою вялотекущую жизнь, благодаря увиденным ужасам, то героиню Муратовой это лишь еще больше припечатывает к земле. Катарсис. Фильм заканчивается, идут титры. И в этот момент зрителя внезапно переносят в зал кинотеатра. Оказывается, это была лишь картина в картине. Мы уже успели проникнуться героиней, понять ход ее мыслей и ощупать все сюжетные грани. Чувствуем себя победителями в этой дуэли зрителя с режиссером. И тут звонкой пощечиной Кира Георгиевна напоминает нам, кто здесь автор. И знакомит с новым героем – учителем, засыпающим всюду, куда он приходит. В том числе и на этой черно-белой скучной картине.

Муратова в своих фильмах любила чувствовать себя хозяйкой положения. Это тоже что-то от желания поучить и наставить. Ее фирменный прием – это обрезать кадр для создания дополнительной интриги. В «Настройщике» героиня Литвиновой 30 секунд экранного времени общается с кем-то, кто находится за кадром. Зрителю предлагается просто терпеливо ждать. В других лентах режиссер может специально не показывать источник загадочных звуков, или не совсем ясных без изображения фраз. Но это не упражнения в фантазии. Обычно Муратова лишь придерживает кадр, а затем все же дает нам отгадку. Возможно, это очень простой, но слишком уж действенный способ, чтобы напомнить зрителю: просмотр кино – это своего рода работа, а не отдых. 

Фото: Рубцова Юлия/ТАСС

биография

Ранняя жизнь и карьера

Кира Короткова родилась в 1934 году в Сороках , Румыния (современная Молдова ), в семье русского отца и румынской матери ( бессарабского еврейского происхождения). Ее родители были активными коммунистами и членами Коммунистической партии . Ее отец, Юрий Коротков , участвовал в антифашистском партизанском движении во время Второй мировой войны , был арестован румынскими войсками и расстрелян после допроса. После войны Кира жила в Бухаресте со своей матерью, гинекологом , которая затем сделала государственную карьеру в Социалистической Румынии .

В 1959 году Кира окончила Герасимовский институт кинематографии в Москве по специальности режиссура. По окончании учебы Короткова получила должность режиссера на Одесской киностудии в Одессе, портовом городе на Черном море недалеко от ее родной Бессарабии . Свой первый профессиональный фильм она сняла в 1961 году и работала со студией до тех пор, пока профессиональный конфликт не заставил ее переехать в Ленинград в 1978 году. Там она сняла один фильм на киностудии «Ленфильм », но потом вернулась в Одессу. Фильмы Муратовой подвергались постоянной критике со стороны советских властей из-за ее своеобразного киноязыка, не соответствующего нормам социалистического реализма . Киновед Иса Виллинджер сравнила кинематографическую форму Муратовой с советским авангардом, особенно с монтажом аттракционов Эйзенштейна. Муратову несколько раз запрещали работать директором на несколько лет, каждый раз.

В начале 1960-х Кира вышла замуж за своего коллеги, режиссера одесской студии Александра Муратова, и вместе с ним сняла несколько фильмов. У пары родилась дочь Марианна, но вскоре они развелись, и Муратов переехал в Киев, где начал работать с киностудией Довженко . Кира Муратова сохранила фамилию бывшего мужа, несмотря на ее более поздний брак с ленинградским художником и художником-постановщиком Евгением Голубенко.

Постсоветский период

В 1990-е годы для Муратовой начался исключительно продуктивный период, когда она каждые два-три года снимала художественный фильм, часто работая с одними и теми же актерами и съемочной группой. Две актрисы, которых Муратова неоднократно снимала, — это Рената Литвинова и Наталья Бузько . Фильмы Муратовой, как правило , производства Украины или копродукции между Украиной и Россией, всегда на русском языке , хотя Муратова мог говорить на украинском языке и не возражает против украинизации из украинского кино ). Муратова поддержала протестующих на Евромайдане и грядущую украинскую революцию 2014 года .

Фильмы Муратовой были показаны на Международных кинофестивалях в Берлине, Каннах, Москве, Риме, Венеции и других. После Александра Сокурова она считалась самым своеобразным русскоязычным кинорежиссером современности. Ее работы можно рассматривать как постмодернистские, с использованием эклектики , пародии, прерывистого редактирования, прерывистого повествования и интенсивных визуальных и звуковых стимулов.

Признание и награды

Только во время Перестройки Муратова получила широкое общественное признание и первые награды. В 1988 году Международный женский кинофестиваль Créteil (Франция) показал первую ретроспективу ее работ. Ее фильм « Среди серых камней» был показан в разделе «Особый взгляд » Каннского кинофестиваля 1988 года . В 1990 году ее фильм Астенический синдром выиграл жюри Гран — при Берлинале . В 1994 году на Международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) она была награждена орденом «Почетный леопард» за свою жизнь, а в 2000 году ей была присуждена премия Анджея Вайды свободы. В 1997 году ее фильм « Три истории» был включен в 47-й Берлинский международный кинофестиваль . Ее фильм 2002 года « Чеховские мотивы» вошел в 24-й Московский международный кинофестиваль . Ее фильм «Тюнер» был показан на Венецианском кинофестивале в 2004 году. Ее фильмы получали российскую премию «Ника» в 1991, 1995, 2005, 2007, 2009 и 2013 годах. В 2005 году в Линкольн-центре в Нью-Йорке была показана ретроспектива. Город. В 2013 году на Международном кинофестивале в Роттердаме была показана полная ретроспектива ее фильмов .

  • Орден князя Ярослава Мудрого
  • Орден Дружбы
  • Народный артист Украины.
  • Национальная премия им. Т. Шевченко 1993 г.

Муратова в 2010 году проводит персональный мастер-класс на Одесском международном кинофестивале .

…Кира Георгиевна поссорилась с Ренатой Литвиновой, с которой много лет дружила и сотрудничала

Слухи о том, что Рената Муратовна поссорилась с Кирой Муратовой, периодически возникают в жёлтой прессе вот уже несколько лет, однако подтверждения ни разу не получили. Про такие яркие творческие тандемы говорят: «Два сапога — пара». Познакомившись двадцать лет назад на одном из кинофестивалей, Муратова и Литвинова активно общаются и сотрудничают до сих пор.

Муратова прочитала сценарий Ренаты в одном из альманахов и захотела с ней познакомиться лично. А увидев её, поняла — надо снимать девушку. Литвинова также влюбилась в Муратову. На вопрос о том, почему она до сих пор не сняла документальный фильм о любимом режиссёре, Рената говорит: «Понимаете, когда любишь человека, а я очень люблю Киру Муратову, то жалеешь его. А значит, щадишь человека, его какие-то, может быть, слабые стороны. О Кире Муратовой я знаю всё и даже больше. Так вот, я не смогу её правильно разрезать. Хирургу, чтобы спасти человека, его надо правильно разрезать, препарировать. А когда любишь, ты боишься сделать больно. В тебе нет той жёсткости, которая нужна, и ты не сможешь правильно разрезать… чтобы помочь. Вот почему я не снимаю фильм о Кире Муратовой».

Рената Литвинова и исполнительница главной роли в картине Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» Лена Костюк в кинотеатре «Октябрь», где в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля состоялся показ фильма. 2009 г. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

«Настройщик»

Одна из самых успешных картин в фильмографии Киры Муратовой — криминальная история «Настройщик». Фильм снят на основе мемуаров криминалиста царских времен Аркадия Кошко, лучшего сыщика мира по заключению конгресса криминалистов 1913 года.

Главную роль — уже третью в фильмах Муратовой — исполнила Рената Литвинова. Ее возлюбленного, настройщика роялей, сыграл Георгий Делиев. Фильм участвовал во внеконкурсной программе 61-го Венецианского фестиваля, а также получил несколько номинаций кинопремии «Ника».

биография

Ранняя жизнь и карьера

Кира Короткова родилась в 1934 году в г. Сорока, Румыния (сегодняшний день Молдова) к русский отец и румынский мать. Ее родители были активными коммунистами и членами Коммунистическая партия. Ее отец, Юрий Коротков, участвовал в антифашистское партизанское движение во Второй мировой войне, был арестован румынскими войсками и расстрелян после допроса. После войны Кира жила в Бухарест со своей матерью, гинеколог, который затем сделал государственную карьеру в Социалистическая Румыния.

В 1959 году Кира окончила Институт кинематографии им. Герасимова в Москва, специализирующаяся на режиссуре. По окончании института Короткова получила должность директора Одесская киностудия в Одессе, портовый город на Черное море рядом с ее родным Бессарабия. Свой первый профессиональный фильм она сняла в 1961 году и работала со студией, пока профессиональный конфликт не заставил ее переехать в Ленинград в 1978 году. Там она сняла один фильм с Ленфильм Studio, но потом вернулся в Одессу. Фильмы Муратовой подвергались постоянной критике со стороны советских властей из-за ее своеобразного киноязыка, не соответствующего нормам киноиндустрии. социалистический реализм. Киновед Иса Виллинджер сравнила кинематографическую форму Муратовой с советским авангардом, особенно с монтажом аттракционов Эйзенштейна. Несколько раз Муратовой запрещали работать директором на несколько лет, каждый раз.

Кира вышла замуж за своего коллеги, одесского режиссера Александра Муратова в начале 1960-х, и вместе с ним сняла несколько фильмов. У пары родилась дочь Марианна, но вскоре они развелись, и Муратов переехал в Киев, где начал работать с Киностудия Довженко. Кира Муратова сохранила фамилию бывшего мужа, несмотря на ее последующий брак с ленинградским художником и художником-постановщиком Евгением Голубенко.

Постсоветский период

Эта секция нуждается в расширении

. Вы можете помочь добавляя к этому.(апрель 2013)

В 1990-е годы для Муратовой начался исключительно продуктивный период, когда она каждые два-три года снимала художественный фильм, часто работая с одними и теми же актерами и съемочной группой. Две актрисы, которых Муратова неоднократно снимала, являются Рената Литвинова и Наталья Бузько. Фильмы Муратовой обычно были украинскими производствами или совместного производства Украины и России, всегда в русский язык, хотя Муратова могла говорить украинец и не возражал против Украинизация из Украинское кино). Муратова поддержала Евромайдан протестующие и следующие 2014 украинская революция.

Премьера фильмов Муратовой прошла на Международных кинофестивалях в Берлине, Каннах, Москве, Риме, Венеции и других. Следующий на Александр Сокуров, Ее считали самым своеобразным русскоязычным кинорежиссером современности. Ее работы можно рассматривать как постмодернистские, с использованием эклектизм, пародия, прерывистый монтаж, прерывистое повествование и интенсивные визуальные и звуковые раздражители.

Признание и награды

Эта секция нуждается в расширении

. Вы можете помочь добавляя к этому.(апрель 2013)

Это было только во время Перестройка

что Муратова получила широкое общественное признание и первые награды. В 1988 г. Международный женский кинофестиваль Créteil (Франция) показала первую ретроспективу своих работ. Ее фильмСреди серых камней был показан в Особый взгляд раздел в Каннский кинофестиваль 1988 г.. В 1990 году ее фильмАстенический синдром выиграл Гран-при жюри на Берлинале. В 1994 г. она была удостоена награды Леопард чести для ее жизненного творчества в Международный кинофестиваль в Локарно (Швейцария), а в 2000 году ей была присуждена Премия свободы Анджея Вайды.В 1997 году ее фильмТри истории был введен в 47-й Берлинский международный кинофестиваль.Ее фильм 2002 годаЧеховские мотивы был введен в 24-й Московский международный кинофестиваль. Ее фильмТюнер был показан на Венецианский кинофестиваль в 2004 году. Ее фильмы получили российскую Приз «Ника» в 1991, 1995, 2005, 2007, 2009 и 2013 гг. В 2005 г. ретроспектива была показана на Линкольн-центр в Нью-Йорке. В 2013 году была показана полная ретроспектива ее фильмов. Международный кинофестиваль в Роттердаме.

  • Орден князя Ярослава Мудрого
  • Орден Дружбы
  • Народный артист Украины.
  • 1993 Национальная премия Шевченко
Эта секция нуждается в расширении

. Вы можете помочь добавляя к этому.(апрель 2013)

Муратова в 2010 году провела персональный мастер-класс в Одесский международный кинофестиваль.