«кабачок 13 стульев»

Содержание

Подвальчик, забегаловка или милый кабачок?

Нет названия, нет программы. Это как наличие пресловутой вешалки в театре. Искали долго, даже приз в ящик чешского пива пообещали. Перебрали десятки вариантов, наконец, вспомнили стулья Ильфа и Петрова. Там – 12, тут – 13 и кабачок. На том и сошлись, оказалось удачно.

«Кабачок 13 стульев», актёры, его участники пользовались ошеломляющим успехом. Спартак Мишулин шутил, что если его уволят, работа найдётся, потому что везде он пан Директор. Кстати, бедолаге с трудом давалось пение «под фанеру». Открывать рот надо было на языке оригинала: польском, хорватском. Приходилось учить тексты песен. Он выкручивался: то рот шляпой прикроет, то за спину чью-то спрячется. Первые программы выходили в эфир сразу, это час съёмки.

Советские актёры, снимавшиеся в «Кабачке 13 стульев», были для зрителя отдушиной. Удачные фразы разлетались мгновенно, пожилые дамы старались одеваться, как пани Моника, молодые, как пани Зося и пани Катарина. «Кабачок 13 стульев», актёры, милые элегантные иностранцы из своих, барные стойки, миниатюрные кофейные чашечки… Всё так не похоже на серый быт простого советского человека. И покупались бокалы на высоких стремительных ножках, китайский нежный фарфор для кофепития. Культура повседневного быта постепенно менялась.

Меню сайта

 7 Дней 9 студия   12 этаж  50 х 50600 секунд  90 минут (Доброе утро)  А ну-ка, девушки!  А ну-ка парни!  АБВГДейка  Адрес песен молодость  Академия детских наук Алло, мы ищем талантыАншлаг  Антология советской песни  Арена  Артлото   Аукцион  Бенефис  Брейн-ринг  БудильникБудка гласности   Больше хороших товаров   В. И. Ленин. Страницы жизни  В гостях у сказки    В мире животных  В объективе-животные  В субботу вечеромВесёлые нотки  Весёлые ребята     Вечер Весёлых Вопросов (ВВВ)    Взгляд   Вокруг смехаВремя  Все клоуны  Встреча в концертной студии «Останкино»   Выставка Буратино   Годы, поколения, песни  Голубой огонёк   Города Советского Союза  Давайте познакомимся. Телекурс русского языка  Декабрьские вечера  Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!  Державы вечная любовь  Детский час  Джазовая панорама  ДИПП (Детский видеоканал) До 16 и старшеДо и после полуночи   Ералаш  За рубежом   Звуковая дорожка МК    Здоровье  Зеленая лампа  Зима и весна сорок пятого  Игра в детектив   Играй гармонь любимая!   Институт человека  Кабачок 13 стульев   Камера смотрит в мир    КинопанорамаКВН  Когда поют солдаты (Виктория) Клуб путешественниковКонтрольная для взрослых   Кружатся диски  Ленинский университет миллионов   Лестница Якоба  Литературные чтения Любовь с первого взгляда    Марафон-15  Мастера искусств  Матадор   Международная панорама  Мелодии и ритмы зарубежной эстрады  Минута молчания   Мир и молодёжь  Мир встречает Новый год  Музыкальный киоскМузыкальный лифтМузыкальный рингМузыка телеэкранаМуз Обоз  Наш сад  Наша биография  Новогодний аттракцион  Оба-На!  Олимпиада 80От всей души  Отчего и почему?  Очевидное  невероятное  Парады Победы (Юбилейные)  Педагогика для всех  Песня года  Песня далекая и близкая  Песня остается с человеком  Пестрый котел (ГДР)  Пионерия (киножурнал)  По следам великих открытий  Победители (Клуб фронтовых друзей)  Под знаком Пи   Пресс-клуб  Приключения медвежонка Ниды  Программа «А»  Прожектор перестройкиПрограмма передач   Программа мультфильмов Пятое колесо  Радуга (Международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве)  Ребята с нашего двора   Ритмическая гимнастикаСегодня в мире  Сельский час  Слово Андроникова  Служу Советскому СоюзуСоветский воин  Содружество   СССР-КАНАДА 72  Споемте, друзья  Спокойной ночи, малыши!  Спортлото  Страницы советского искусства Ступень к Парнасу   Счастливый случай   Твои Ордена Комсомол   Творчество народов мира  Театральные встречи   Телевизионное знакомство  Телекурьер  Телемост СССР-США  У театральной афиши  Умелые руки  Утренняя гимнастика  Утренняя звездаУтренняя почтаФитильФутбольное обозрение  Хочу всё знатьЧеловек. Земля. Вселенная      Человек и закон  ЧМ 1986  Четыре встречи с Владимиром Высоцким  Что? Где? Когда?  Чуден град Москов  Чудесная лесенка  Шахматная школа  Шире круг   Это Вы МожетеЭтот фантастический мир   Я сама   KultnachtMusikladen  Ki mit tud?

Кабачок 13 стульев актеры:

Александр Белявский -ведущий

Андрей Миронов — ведущий

Михаил Державин — ведущий

Даниил Каданов — директор

Спартак Мишулин — директор

Виктор Байков — пан Вотруба (счетовод)

Валентина Шарыкина — пани Зося (первая официантка кабачка)

Ёла Санько — пани Ванда (вторая официантка кабачка)

Евгений Кузнецов — пан Юзеф (первый бармен кабачка)

Владимир Козел — пан Беспальчик (второй бармен кабачка)

Ольга Аросева — пани Моника

Борис Рунге — пан Профессор (старый знакомый пани Моники)

Ольга Викландт — пани Птушек (заклятая подруга пани Моники)

Елена Облеухова — пани Ева (племянница пани Моники)

Зоя Зелинская — пани Тереза

Роман Ткачук — пан Владек (муж пани Терезы, экономист треста)

Наталья Селезнёва — пани Катарина (дочь пана Вотрубы)

Юрий Волынцев — пан Спортсмен (жених пани Катарины)

Виктория Лепко — пани Каролинка (дочь пани Птушек)

Виктор Зозулин — пан Анджей (муж пани Каролинки)

Ирина Азер пани — Ольгица (дочь пани Моники)

Зиновий Высоковский — пан Зюзя (прозаик)

Рудольф Рудин — пан Гималайский (руководитель трестовского театра)

Владимир Долинский — пан Пепичек

Владимир Кулик — пан Регулировщик

Юрий Соковнин — пан Юрек (таксист)

Георгий Вицин — пан Одиссей Цыпа (критик)

Юрий Авшаров — пан Кошон

Вячеслав Шалевич — пан Поэт

Нина Корниенко  — пани Муза

Татьяна Пельтцер пани Ирена

Наталья Богунова — пани Гелена

Виктор Рухманов — пан Изобретатель

Борис Новиков — пан Специалист

Георгий Тусузов — пан Пепусевич (руководитель оркестра)

Георгий Менглет пан Мамонт Маломальский (директор кинообъединения)

Антонина Жмакова — пани Беата (актриса из театра пана Гималайского)

Олег Солюс — пан Пузик (владелец гостиницы в тресте)

Юрий Сагьянц — пан Трепыхальский (страховой агент)

Лилия Юдина — пани Люцина (невеста пана Директора, бывшая цирковая артистка)

Лидия Савченко — пани Марыля (невеста пана Директора)

Екатерина Васильева — пани Эльжбета (жена пана Директора)

Татьяна Жукова-Киртбая — пани Ядвига (сестра пани Эльжбеты)

Георгий Шахет — пан Марек (муж пани Ядвиги)

Готлиб Ронинсон — пан Станислав (дядюшка пани Эльжбеты)

Олег Вавилов — пан Збышек (племянник пана Станислава)

Александр Галевский — пан Войцех (кузен пани Эльжбеты)

Татьяна Горностаева — пани Ева (секретарша пана Директора)

Екатерина Богунова — пани Кристина

Эдда Урусова — пани Данута

Инна Ульянова пани Крапидловская 

«ПОВТОРИТЕ, МЫ ПЛАТЬЕ НЕ РАССМОТРЕЛИ!»

Актрисы из «Кабачка» стали настоящими законодательницами мод. На них были такие наряды, какие в советских магазинах не продавались.

– Костюмы для съемок мы добывали кто как мог, – признается «пани Тереза». – Из зарубежных гастролей привозили. Мой второй супруг был журналистом-международником, часто ездил за границу – и я просила его купить для съемок какие-то платья, шляпы. Нам надо было хорошо одеваться. Потому что мы были примером для женщин в СССР. Мне приходили такие послания: «Наденьте, пожалуйста, еще раз платье, которое было на вас в прошлом выпуске. Хочу сшить такое же на свадьбу, но не успела рассмотреть крой».

Руководство ЦТ, к слову, пыталось приструнить модниц из «Кабачка». Скажем, одно время запрещено было надевать шляпки – мол, чуждый пролетарскому вкусу буржуазный элемент одежды! А Наталью Селезневу однажды наказали рублем за то, что появилась в кадре в слишком короткой юбке: актрисе просто не заплатили гонорар за съемку!

ЯЩИК ПИВА ЗА НАЗВАНИЕ

– Передача очень быстро стала популярной, – продолжает Зоя Николаевна. – И стало ясно, что название «Добрый вечер» какое-то безликое. Тогда мы провозгласили с экрана: кто придумает для нас новое название, тот получит в награду ящик пива. Среди телезрителей провели конкурс. И победил человек, предложивший вариант, который теперь всем известен – «Кабачок «13 стульев». Это отсыл к произведению Ильфа и Петрова, как вы понимаете. Только стульев на один больше.

Кстати, «посадочных» мест в телевизионном «Кабачке» действительно было 13. А вот персонажей со временем набралось больше 50! Они сменяли друг друга, но были и постоянные. Например, Спартак Мишулин крепко запомнился зрителям как Пан Директор. Ольгу Аросеву до сих пор многие называют «пани Моника», Наталью Селезневу – «пани Катарина», а Зою Зелинскую – «пани Тереза».

Почему закрылся «Кабачок 13 стульев»?

Главные вопросы, которые интересуют людей в России: «Кто виноват? Что делать? Почему закрылся «Кабачок 13 стульев?». Его бы и раньше закрыли, но дорогой Леонид Ильич Брежнев был страстным поклонником передачи.

Волнения в братской стране обострили восприятие польской темы. «Кабачок» был вне политики, но в программе говорили об одном, зритель слышал другое. Это называется аллюзия, политический контекст рождал двусмысленность. В 1980-м председатель Гостелерадио программу закрыл.

Из 133 программ сохранилось только 11. Их подготовил и разместил на сайте «Старое радио» Юрий Метелкин. Актёры «Кабачка 13 стульев», фото их всех, к счастью, радуют немолодых людей, с благодарностью вспоминающих любимую передачу. Ведь в ней отразилась целая эпоха.

«БЕЛЯВСКИЙ ВЫБРАЛ КИНО»

– Первым Паном Ведущим, как вы помните, был Саша Белявский, – рассказывает Зелинская. – Он был хорош необыкновенно! Такое европейское, западное лицо… Саша сразу полюбился зрителям! Но задержался у нас ненадолго, решил уйти. Ему хотелось сниматься в кино, а это было бы невозможно, если бы он остался в «Кабачке». Передача выходила в эфир каждую пятницу. Какое уж тут кино!

Надо было срочно искать другого ведущего. И однажды знакомая мне сказала: «В Театре Ленинского комсомола есть такой красивый актер… Ну вылитый Роберт Тейлор!» Я схватила Жорика Зелинского, и мы помчались в Ленком. Увидели там этого русского «Тейлора» – Мишу Державина. Конечно, сразу начали с ним переговоры. И он согласился. Кстати, в одном из юбилейных выпусков у нас было два ведущих. Мы попросили Сашу Белявского сняться разочек на пару с Мишей Державиным. Получилось замечательно!

Тут Зоя Николаевна умолчала, что несколько выпусков «Кабачка» провел также Андрей Миронов. Но он, как ни странно, был отвергнут зрителями. Они писали письма с просьбой убрать Миронова.

«Кабачок 13 стульев»: актёры и роли, сценарии

Поначалу юмора вполне хватало. Польша, подметил кто-то, считалась самым весёлым бараком в социалистическом лагере. Нервничала цензура: как бы чего не вышло. Со временем махнули рукой. В конце концов, не у нас, а у них, поляков. Потом сюжетов стало катастрофически не хватать. Сотни авторов работали на «Кабачок 13 стульев». Актёры россыпью раскидывали по полу уютного заведения жемчуг шуток. Их подхватывали, тотчас выносили на улицу, повторяли в очередях, транспорте, на отдыхе, работе. Среди начинающих авторов были Эдуард Успенский, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Марк Захаров. Татьяна Пельтцер, Ольга Аросева, Валентина Шарыкина, Михаил Державин, Наталья Селезнёва — артисты, блистающие в программе.

Так и жил «Кабачок 13 стульев». Актёры старились, время шло, юмор оставался молодым и дерзким: «У вас такое болезненное воображение, пани Моника, что его хватит на 10 больничных листов», «…ему удаётся выражать минимум содержания при максимуме слов». Народ запоминал, умело вставлял меткие фразы в быт.

СПАСИБО МАНИКЮРУ!

Как-то раз на планерке у руководства Гостелерадио было принято решение создать некую развлекательную передачу. Первым делом надо было продумать концепцию и написать сценарии пилотных выпусков. Но деятели ЦТ просто нашли добрейшей души режиссера – Георгия Зелинского. И взвалили все на него. Зелинский вместе с женой Зоей как раз и стоял у самых истоков «Кабачка». Но об этом нигде не рассказывается.

– Существует версия, будто бы передачу придумал Александр Белявский – очень мною любимый, – говорит Зоя Николаевна. – Но он никакого отношения к этому не имел. Нам потребовался человек, который бы своими комментариями скреплял между собой разрозненные миниатюры. Пан Ведущий. Им и стал Саша Белявский. Никакого другого участия в создании передачи он не принимал.

– А почему «Кабачок» на советском телевидении отличался таким польским колоритом?

– Изначально передача вообще называлась «Добрый вечер». И у нас было очень мало задумок. А персонажей – раз, два и обчелся. Я там была певицей. Спартак Мишулин делал пантомиму в стиле Чарли Чаплина. Ольге Аросевой мы предложили монолог «Женщина с сумкой»… Все – больше никаких идей. А с чего все закрутилось? Я ходила на маникюр в гостиницу «Метрополь». Там на первом этаже был киоск, в котором продавали журналы из соцстран – Румынии, Польши, Югославии, Венгрии, Болгарии, ГДР. Все – на русском языке. И на последней странице каждого журнала была рубрика – «Юмор наших друзей». Там печатались миниатюры, героями которых были директор гостиницы, бухгалтер, регулировщик, официант… Я скупила все эти журналы, отнесла их в «Литдраму» (главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. – Ред.). Там полистали журналы, вдохновились. И так у нас стали появляться сценарии к передачам. И яркие персонажи!

Хорошие идеи приходят случайно

В середине 60-х годов прошлого столетия кто-то из телевизионщиков принёс польский журнал «Шпилька». Повертели в руках, посмотрели картинки, отправили за переводчиком. Тут началось. Всех буквально привели в восторг забавные пани и паны, рассказывающие курьёзные истории. Хохотали до слёз. Возникла идея экранизировать несколько сюжетов. Начальство на Шаболовке никак не хотело признавать панов, требовало называть их товарищами. Пришлось написать сценарий с товарищами Профессором и Зосей. В январе, в разгар новогоднего счастья, в эфир вышла программа «Добрый вечер». Прошла, и Бог с ней, отправили её в долгий ящик. Праздники закончились, спите спокойно дорогие товарищи. Не запомнят, название слишком безликое.