Содержание
На вторых ролях
В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.
Александр Годунов в фильме «Долговая яма». Фото: Кадр из фильма
Первое время на новом месте, по воспоминаниям Жаклин, Годунов был в эйфории: он купил в Лос-Анджелесе просторную квартиру с видом на океан и автомобиль с открытым верхом — свою давнюю мечту. Впрочем, довольно скоро он стал наведываться в эту квартиру лишь от случая к случаю: Биссет предложила ему переселиться к ней. Эта вилла из белого камня с бассейном и прохладным патио неподалеку от Бенедикт Кань она стала домом Годунова на следующие семь лет.
Два первых года их совместной с Александром жизни Жаклин называет самым счастливым временем. Годунов был одержим стремлением стать настоящим американцем. Он практически полностью прекратил контакты с русскоязычными эмигрантами, а когда Жаклин сказала, что готова выучить русский, сообщил, что в этом нет необходимости.
Александр головой окунулся в новые знакомства, по несколько часов в день занимался английским, потому что понимал: чтобы сделать карьеру в Голливуде, нужно избавиться от акцента.
Конечно, Биссет, как всякая влюбленная женщина, была пристрастна. Но вот как описывает Александра Годунова Иосиф Бродский: «Вообразите себе всю эту массу, тяжелую челюсть, голубые глаза, блондин, длинные волосы… (…) Я потом уж подумал, что в случае Годунова особенного разрыва между искусством и индивидуумом быть не может. Он просто выходит на сцену — и это само по себе событие. В жизни — то же самое. Он не просто сидит в квартире, он присутствует. Когда он встает, ты понимаешь — что-то уже произошло».
Через пару лет Александр обнаружил, что в Голливуде, который когда-то казался таким гостеприимным, ему отведена малопочтенная ниша актера на роли террористов и русских шпионов: «Минимум слов и свирепая рожа».
Жаклин говорила, что перед ним словно выросла каменная стена, пробить которую не могли ни её влияние, ни несомненный драматический дар Годунова.
За 10 лет он снялся в восьми картинах — потрясающий результат для русского актёра в Голливуде. Но не для Годунова. Он привык быть звездой, а здесь приходилось довольствоваться вторыми ролями малопривлекательными персонажами.
В 1987 году Александр получил американское гражданство. На вопрос журналистов, как он собирается отметить это событие, Годунов мрачно пошутил: «Гамбургером с икрой».
По слухам, сразу после церемонии он сделал Жаклин предложение и сказал, что хотел бы завести детей. Но выходить замуж Биссет не хотела, а тему материнства в любой форме считала для себя закрытой. Мелкие трещинки в отношениях стремительно разрастались до размеров пропасти.
По словам Жаклин, в последние годы жизни с Годуновым на нее словно опустилась гранитная плита: «Когда Саша был в форме, он возвращал мне ощущение легкости и молодости, рядом с ним я чувствовала себя юной и до неприличия счастливой. К сожалению, к концу 80-х такие дни стали редкостью».
Они расстались.
2. Бежал от «рабства» Минкульта
Жизнь любого артиста в то время сильно зависела от Министерства культуры. Не понравился чиновнику — стал невыездным. Годунова четыре года не брали в зарубежные поездки. А ведь век балетного артиста короток! Чтобы его выпустили, однажды потребовалось личное поручительство Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР. Балетная пара пришла к ней на прием, и Екатерина Алексеевна зачитала им донос: «Годунов в таком-то месте и в такое-то время говорил, что хочет остаться». «Разве будет человек, мечтающий остаться, заявлять об этом во всеуслышание?» — парировала Власова. «Логично», — ответила Фурцева и отпустила тогда Годунова в поездку.
«Она будет моей»
Когда они встретились, ему был 21 год, ей 28. Годунов увидел Милу на репетиции в зале Чайковского и сразу сказал себе, что завоюет эту женщину. Не влюбиться в нее было невозможно. Если вы не поклонник балета, посмотрите знаменитый советский фильм-мюзикл «31 июня». Там она снялась в роли леди Нинет — красивая, гибкая, колдовская. Людмила между тем была счастлива в браке со своим партнером по сцене Станиславом Власовым.
Годунов попал в Большой театр в 1972-м. Станцевал «Лебединое озеро», успех был ошеломляющий. В это же время его взяла к себе в партнеры Майя Плисецкая.
— Он был могуч, горделив, высок, — вспоминала знаменитая балерина. — Сноп соломенных волос, делавший его похожим на скандинава, полыхал на ветру годуновского неповторимого пируэта. Человек был верный, порядочный и вопреки своей мужественной внешности совершенно беззащитный.
Балетоманы тоже оценили его достоинства и стали ходить «на Годунова».
А у него начался роман с Людмилой Власовой. Полгода они скрывали свои отношения, украдкой встречаясь в театре. Потом Людмила все-таки решила уйти от мужа. Сделать это удалось не с первой попытки.
Бегство
Своими планами, опасаясь слежки КГБ, Годунов не делился ни с кем. Как неоднократно заявляла Людмила Власова, жена танцовщика, ей о предстоящем побеге не было известно ничего. Он просто вышел из гостиницы в Нью-Йорке в чем был, бросив вещи, документы. Не сопровождали побег и западные спецслужбы. Все оказалось гораздо проще: Годунов все решил сам, затем связался с Бродским, получил статус беженца в эмиграционной службе. Так начался новый этап его жизни – американский.
К сожалению, распалась семья: Людмила наотрез отказалась присоединиться к мужу, мотивируя тем, что не может бросить одинокую мать.
Зависть и ненависть преследовали Годунова по пятам
Для Годунова, ожидавшего, что супруга останется с ним в США, ее возвращение в Союз стало тяжелым ударом. Однако вопреки россказням о том как “предатель” на полгода ушел в запой, осенью 1979-го года артист уже заключил выгодный контракт с руководством Американского балетного театра. К сожалению, театр переживал не лучшие времена из-за затяжного конфликта между труппой, требующей повышения зарплаты, и дирекцией. Александр опять погрузился в пучину закулисных интриг. Гонорар нового солиста — 5 тысяч долларов в неделю подействовал на американских коллег как красная тряпка на быка. Поменялась страна, но зависть и злоба по-прежнему преследовали танцора.
Фото classicalmusicnews.ru
Успех, любовь и интриги
Уже к окончанию училища о Годунове заговорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».
В 1971 Годунов переходит в труппу Большого театра и дебютирует в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор получил овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» можно отбросить — теперь Годунов стал самой настоящей состоявшейся звездой.
В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Годунов потерял голову — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница на момент их встречи была замужем.
Людмила Власова в фильме «31 июня». Фото: Кадр из фильма
Но история любви оказалась со счастливым концом — Годунов и Власова поженились. Они были молоды, красивы, талантливы и очень счастливы. У них было всё — главные роли, зарубежные гастроли, слава и любовь зрителей. К сожалению, у успеха была и обратная сторона — зависть.
Балетный мир всегда был полон интриг. Александр не примкнул ни к одной из группировок в Большом театре — и ухитрился нажить недоброжелателей в каждой из них.
Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом. Но настоящие проблемы начались у танцовщика в 1974 году. Михаил Барышников, с которым Годунов подружился в Рижском хореографическом училище, остался в США. После этого КГБ установил за артистом круглосуточную слежку.
Но даже не это больше всего волновало артиста. Он перестал получать роли — о которых мечтал и ради которых жил. Пару раз он высказался в сердцах в том смысле, что «ему дорога туда же, куда и Барышникову». Конечно, такие фразы, когда о них узнавали, только ухудшали его положение.
Людмила Власова сегодня
Первое время Власова не хотела даже выходить из дома, но она была в афише, и надо было репетировать, чтобы никого не подвести. За границу Власову уже не выпускали. Лишь раз она выезжала на гастроли в Польшу, но там от неё не отходили, следили за каждым шагом.
Когда Власовой пришло время выходить на пенсию, то ей позвонила Наталья Линчук и пригласила Людмилу приехать на тренировку фигуристов, предложив ей стать хореографом. У Власовой не было подобного опыта, но уверенность Линчук в том, что у неё получится, заставила попробовать.
Первые пары, с которыми работала Людмила, были Фёдоров и Крылова, затем Платов и Грищук, а так же Авербух и Анисина. Был опыт работы в Италии. Там Власова работала с парой, которая завоевала титул чемпионов мира. Людмила Власова была хореографом чемпионской пары Илья Авербух-Ирина Лобачева.
Сегодня хореограф работает с Никитой Кацалаповым и Еленой Ильиных. Будучи юниорами, они взяли золото на чемпионате мира.
Личная жизнь
Годунов женился на Людмиле Власовой , солистке балета Большого театра, в 1971 году. Пара не имела детей и развелась в 1982 году после долгой разлуки.
В 1981 году Годунов начал встречаться с актрисой Жаклин Биссет после встречи с ней на вечеринке в Нью-Йорке. Они расстались в 1988 году.
По словам автора Херби Дж. Пилато , у Годунова был роман с актрисой Элизабет Монтгомери, когда она была в отношениях с Робертом Фоксвортом (но еще не замужем) . По чистой случайности, Годунов был найден мертвым в тот же день, что и Монтгомери, хотя считалось, что он умер за несколько дней до этого.
Годунов стал натурализованным гражданином США в 1987 году.
Смерть
Годунов злоупотреблял алкоголем, и с возрастом это стало проблемой. 18 мая 1995 года друзья Годунова забеспокоились, когда он нехарактерно тихо разговаривал по телефону. Медсестра, которая ничего о нем не получала с 8 мая, пришла к нему домой в Shoreham Towers, Западный Голливуд, Калифорния , где его тело было обнаружено. Установлено, что смерть Годунова наступила в результате осложнения гепатита, вызванного хроническим алкоголизмом .
После его смерти прах Годунова был рассеян в Тихом океане. На памятнике ему в морге Гейтс в Лос-Анджелесе выгравирована эпитафия «Его будущее осталось в прошлом».
«А ты будешь мне звонить?»
Людмила и Александр после расставания в 1979-м больше никогда не виделись. В 1982‑м их развели через посольство. Была попытка устроить им встречу в Германии. Александр из западной части должен был приехать в восточную. Но в последний момент Мила решила отказаться от этого свидания: опасалась, что Александра тут же схватят.
Тем не менее, как рассказала нам Людмила Власова, они с Годуновым часто созванивались. В этих беседах Саша регулярно говорил ей: «Передай привет счастливчику», имея в виду нового мужа Власовой. Третий супруг Людмилы, солист оперы Большого театра Юрий Статник, оказался человеком деликатным.
— Когда Саша звонил, Юра махал мне рукой — «разговаривайте» — и уходил в другую комнату, — говорит балерина. — Саша как-то спросил: «А ты сама будешь мне звонить?» Я ответила: конечно, дай номер. Саша пообещал. Сказал, что заведет себе второй номер и он будет только для нашего общения. Тот телефон, что у него уже был, всегда стоял на автоответчике: Саша почти никогда не брал трубку. Но дать новый номер он мне не успел. Это был наш последний разговор.
В то время мобильников еще не существовало. Но вскоре они появились. Однажды мне приснился сон: Саша в окружении облаков движется мне навстречу и в руках держит этот огромный телефон, собираясь отдать его мне…
|
ВЕРСИИ
Работа в США
Годунов был принят в труппу Американского театра балета, где выступал как премьер (principal dancer). В 1982 году контракт с театром не был продлён из-за разногласий с руководителем труппы Михаилом Барышниковым.[источник не указан 89 дней]
Некоторое время Годунов выступал с собственной труппой. Как приглашённая звезда, много гастролировал в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии. Начиная с 1981 года периодически брал уроки актёрского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии Стеллы Адлер. В 1985 году ушёл из балета и продолжил кинокарьеру, начатую ещё в СССР. Продолжал поддерживать свою физическую форму, занимаясь в балетной академии Давида Лишина под руководством Татьяны Рябушинской, там же периодически проводил балетные мастер-классы.
Среди ролей в фильмах: фермер-амиш в фильме «Свидетель» в 1985 году, экспрессивный дирижёр оркестра в фильме «Долговая яма» (1986), террорист Карл в фильме «Крепкий орешек» (1988), средневековый тиран Скарабис в фильме ужасов «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени» в 1992 году. Последняя роль актёра — экстравагантный террорист-химик Лотар Красна, мечтающий поработить мир, — была сыграна им в боевике 1995 года «Зона».
В течение семи лет поддерживал близкие отношения с киноактрисой Жаклин Биссет.
Последний приезд в Ригу
Семья Годуновых, 1968: Олег, Александр, Лидия Николаевна.
Незадолго до смерти, с 4 по 9 апреля 1995 года, Годунов впервые после своего побега посетил столицу Латвии Ригу. В сопровождении своего агента Арлин и пресс-секретаря Эвелин прилетел из Германии после съемок в Будапеште фильма «Зона». Их мать продолжала жить в прежней коммуналке, у дома нашёлся хозяин после денационализации и ей грозило выселение. Годунов попытался посетить оперный театр, но там шёл капремонт, часть артистов разъехались по зарубежью. Братья не нашли ни Капралиса, ни Блинова. 5 апреля Годунова разыскал одноклассник А. Витиньш. Потом он познакомился с семьёй брата и племянницами. В последующие дни Годунов встретился и с другим одноклассником, Игорем Морозовым, и со своим преподавателем Юрисом Капралисом.
Биография
Ранние годы
Родился в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде, где Студенцова осталась по окончании Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, а Годунов-Водуков восстанавливал разрушенные бомбёжками здания и коммуникации. После войны Годуновых с двухлетним первенцем Олегом направили на Сахалин, в Южно-Сахалинск, где в семье родился Александр.
Когда Александру Годунову исполнилось три года, родители развелись. Мать перевезла детей к брату в Ригу. Сама она приехала спустя год, отработав пятилетний контракт на Сахалине, и поступила работать на Прибалтийскую железную дорогу, которая предоставила ей комнату в коммунальной квартире в центре Риги, на углу улиц Стабу и Тербатас.
В 1958 году Годунов поступил в Рижское хореографическое училище. Училище окончил в 1967 году по классу педагогов Юриса Капралиса и Артура Экиса. На протяжении всей жизни Годунов поддерживал с Юрисом Капралисом дружеские отношения.
«Молодой балет»
По окончании училища Годунов получил распределение в Латвийский театр оперы и балета, хотя имел приглашение от Игоря Моисеева в Государственный хореографический ансамбль «Классический балет» («Молодой балет»). В 18-летнем возрасте он ещё имел небольшой рост, из-за чего мог быть принят только в кордебалет — так матери заявил руководитель балетной труппы Александр Лемберг. Годунов отправился на прием к министру культуры Латвийской ССР Владимиру Ильичу Каупужу с просьбой отпустить его в Москву, но разрешения не добился, поэтому уехал в столицу самовольно.[источник не указан 89 дней]
В «Молодом балете» (1967—1971) Годунов вплотную познакомился с элитой советского балета. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он шлифовал технику, позволявшую исполнять как классические па-де-де, так и сочинения современных хореографов. Он солировал в «Мимолётностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Асафа Мессерера, «Поэзии чувств» Игоря Моисеева. Танцевал в «Адажио» Альбинони, поставленном Игорем Чернышёвым впервые в Советском Союзе, репетировал с Олегом Виноградовым и с эстонским хореографом Май-Эстер Мурдмаа.
С «Молодым балетом» Годунов объездил весь мир, но мечтал танцевать в Большом театре. За год в Москве он вырос на 18 сантиметров и вскоре последовало приглашение от главного балетмейстера театра Юрия Григоровича.
В Большом театре
В 1971 году Годунов был зачислен солистом в балетную труппу Большого театра. Его дебют состоялся в «Лебедином озере». Годунов пришёл в Большой, когда там открыто враждовали три группировки — Григоровича, Плисецкой и Васильева.[источник не указан 89 дней] Приглашение Плисецкой стать её партнёром навлекло на него гнев главного балетмейстера,[источник не указан 89 дней] поэтому Годунов танцевал очень мало: Спартака всего пять раз, Ивана Грозного — девять, Пастуха в «Весне священной» — два. Хозе в «Кармен» около сорока раз, Вронского в «Анне Карениной» — больше тридцати, Клавдио в «Любовью за любовь» — свыше двадцати. Последней его премьерой стал Тибальд в «Ромео и Джульетте».[источник не указан 89 дней]
Роли в труппе Большого театра
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, па-де-труа. 1971 г.
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка А. Горского, А. Мессерера. Принц. 1971 г.
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро». Постановка Ю. Григоровича. Принц. 1971 г.
- Р. Щедрин. «Анна Каренина» Вронский. Постановка М. Плисецкой, Натальи Рыженко, Виктора Смирнова-Голованова. 1972 г.
- Ф. Шопен. «Шопениана». Юноша. 1972 г.
- Ц. Пуни. «Конёк-горбунок», па-де-труа «Океан и жемчужины». Постановка А. Горского. На гастролях в США. 1973 г.
- Л. Минкус «Дон Кихот». Базиль. 1973 г.
- Ж. Бизе — Р. Щедрин. «Кармен-сюита». Хореография А. Алонсо. Хозе. 1974 г.
- А. Пахмутова. «Озарённость». Хореография Н. Рыженко и И. Смирнова-Голованова. Любимый (1-й исполнитель). 1974 г.
- А. Адан. «Жизель». Альберт. 1974 г.
- Г. Малер. «Гибель розы». Хореография Ролана Пети. Юноша. 1974 г.
- А. Хачатурян. «Спартак». Хореография Ю. Григоровича. Спартак. 1976 г.
- Т. Хренников. «Любовью за любовь». Хореография В. Боккадоро. Клавдио (1-й исполнитель). 1976 г.
- С. Прокофьев. «Иван Грозный». Хореография Ю. Григоровича. Царь Иван. 1976 г.
- И. Стравинский. «Весна священная». Хореография Н. Касаткиной и Вл. Василёва. Пастух. 1977 г.
- С. Рахманинов. «Паганини». Хореография Л. Лавровского. Паганини. 1978 г.
- Л. Минкус. «Баядерка». Картина «Тени». Солор. 1978 г.
- С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта». Хореография Ю. Григоровича. Тибальд (1-й исполнитель). 1979 г.
Балет
Дебют в партии Принца на сцене БТ в «Лебедином озере», поставленном Александром Горским, оказался успешным
На молодого артиста обратили внимание театральные примы. С одной из них – 28-летней Людмилой Власовой – вспыхнул роман, который увенчался браком
Самая красивая балетная пара БТ танцевала партии в постановках «Спартак», Иван Грозный», «Ромео и Джульетта».
Танцовщик Александр Годунов
Затем правом выбирать партнера воспользовалась ведущая актриса БТ Майя Плисецкая, и танцора ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил балетмейстер Юрий Григорович. Искушенные зрители оценили мастерство 21-летнего артиста и стали ходить «на Годунова». Александр проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии появились роли Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели», Солора в «Баядерке».
В БТ Годунова обожали и ненавидели. Коллеги и партнеры по спектаклям, зрители обожествляли артиста, у начальства и служащих «компетентных органов» звезда вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
Александр Годунов в балете «Жизель»
На совет руководства подстричь длинные волосы ответил отказом и напоминал голливудскую звезду, а не советского артиста. Своенравного и непокорного Александра Годунова обожали в Америке и Европе. На постановки БТ билеты раскупали за месяцы вперед, иностранные импресарио требовали звезду. Бдительным служащим «органов» популярность танцора не нравилась, под разными предлогами его не выпускали за рубеж, видя в нем потенциального «невозвращенца».
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Годунову запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста. Барышников купался в лучах славы в Америке, а Годунов, которого многие считали более талантливым, прозябал в Союзе.
Александр Годунов и Михаил Барышников
В 1974 году режиссер Марина Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Годунову (Вронский). Ехать на гастроли без танцора или заменить его было невозможно. В самолете артист признался коллеге, что не вернется домой. Плисецкая упросила не делать этого, ведь тогда смонтированный фильм положат на полку. Годунов отказался от намерения.
В 1979-м Григорович ввел звезду на партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», на август запланировали гастроли в Америку. Годунова в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от гастролей мог обернуться утратой миллионов долларов, и танцора выпустили в США.
Александр Годунов и Майя Плисецкая
Чтобы у Александра не возникло соблазна остаться, ему пообещали квартиру и звание народного. По словам супруги, Годунов не поверил обещаниям. Когда стихли аплодисменты после окончания последней гастрольной постановки, артист исчез из гостиничного номера и отправился в американское посольство. На первое время Годунова приютила семья Иосифа Бродского.
Вскоре артист вышел на сцену балетного театра, руководимого Барышниковым. Спустя год Годунов ушел из театра, не пожелав переходить из русского классического балета в современный американский. Александр создал труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправились на гастроли в Японию, Аргентину, Израиль.
Александр Годунов в фильме «Крепкий орешек»
В кинематограф Годунова привлекла Жаклин Биссет. Дебют в мелодраме «Свидетель» с Харрисоном Фордом принес известность. Затем были роли в «Крепком орешке», приключенческой ленте «Камень викингов», комедии «Норт». Но главных ролей актеру не предлагали, а останавливаться на второстепенных он не желал. Исключение сделал для эпизода в драме «Зона», съемки которой проходили в Будапеште.
В 1995-м Годунов прилетел из Будапешта в Ригу, мечтая увидеть родителей и брата. Но отец на встречу не приехал, а мать заявила, что сына у нее нет. Возвратившись в США, актер погрузился в депрессию и запил.
Личная жизнь
Жена Людмила Власова отказалась оставаться с мужем в США: дома ее ждали мама и брат. Самолет с Власовой и труппой БТ, возвращавшейся после гастролей «Ромео и Джульетты» домой, в аэропорту «Кеннеди» задержали на 3 дня.
Александр Годунов и Людмила Власова
Сотрудники ФБР потребовали выпустить Людмилу на нейтральную территорию, где она смогла бы принять самостоятельное решение. Власова повторила отказ. Все 3 дня в машине возле самолета жену ждал Александр. Год артист пытался уговорить Милу переехать к нему, но так и не смог. Пара официально расторгла брак в 1982-м.
Александр Годунов и Жаклин Биссет
Второй любимой женщиной звезды стала Биссет, но даже на официальных приемах, куда Александр приходил с Жаклин, на вопрос о жене он отвечал, что жена осталась в России. Он так и не разлюбил Людмилу. Пару назвали «Ромео и Джульетта холодной войны».
Годунов и Биссет прожили вместе 8 лет и расстались.
Более поздняя карьера
Годунов поступил в Американский театр балета и танцевал в качестве солиста до 1982 года, когда поссорился с директором труппы Михаилом Барышниковым . В пресс-релизе Американского театра балета говорится, что изменение репертуара труппы не дало ему достаточного количества ролей. После освобождения Годунов путешествовал со своей собственной труппой и танцевал в качестве приглашенного артиста по всему миру с рядом известных балетных трупп. Также он начал работать в Голливуде как киноактер.
Актерские роли Годунова были разнообразны, в том числе фермера- амиша в « Свидетеле» (1985), комично самовлюбленного симфонического дирижера в «Денежной яме» (1986) и жестокого немецкого террориста в « Крепком орешке» (1988). Он отказался от ролей, которые изображали его танцором или злодеем из боевиков, как в « Крепком орешке» .
Рейс 222
Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву
Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Александр Годунов и Людмила Власова
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).
Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.
Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.
На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.
Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери. Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.
Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».
https://youtube.com/watch?v=QWAQEBsw_LY
Биография
Ценители балета и критики называли Александра Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника танца, драматическая выразительность лица и тела, актерский талант.
Александр Годунов
Советский и американский артист прославился ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах. Выступал с Майей Плисецкой, дружил с Михаилом Барышниковым, выходил на съемочную площадку с Брюсом Уиллисом и Харрисоном Фордом.
В СССР имя танцора на десятилетия попало в списки «предателей родины», а на чужбине «невозвращенец» Александр Годунов не нашел счастья.
Причина — соперничество с Барышниковым
— Первопричина, на мой взгляд, многолетнее соперничество советских звезд балета — Годунова и Барышникова, — говорит писатель Геннадий Соколов. — Оба — из неблагополучных семей. Миша Барышников родился в рижской коммуналке. Его мама страдала психическим расстройством. Покончила с собой, когда сыну было 12. С мачехой он не поладил, жил у друзей. Родители Годунова развелись, когда Саше было три года. Мать привезла его с братом с Сахалина в Ригу. В коммуналку. Тяжелое детство породило у обоих желание любой ценой выбиться в люди.
В Рижском хореографическом училище мальчики попали к одному педагогу. Были самыми маленькими в классе, требовалось подрасти. Часами делали упражнения на растяжку. Барышников с трудом достиг 168 см. Годунов же стал гигантом — 190 см!
Повзрослев, одноклассники продолжали ревниво следить за успехами друг друга. Оба быстро добились признания. Перспективы в СССР были блестящие. Но дети коммуналок считали, что полностью оценить их смогут только на Западе.
Первым «ушел» Барышников. Годунов не скрывал, что тоже хочет остаться за бугром… КГБ установил за ним слежку. Сделал невыездным.
Когда намечались гастроли Большого в США в августе 1979‑го, Годунова в труппу не включили. Хотя театр вез спектакль «Ромео и Джульетта», где Александр танцевал с супругой Милой Власовой. Американцы пригрозили: без этой пары гастроли не состоятся! И Годунов отправил в КГБ письмо, уверяя: бегства не будет. Кураторы с Лубянки дали гарантии, что после возвращения из Штатов он получит возможность заключать сольные контракты с западными продюсерами, будет спокойно ездить за рубеж. Обещали новую большую квартиру в Москве и звание народного артиста СССР. И отпустили на гастроли в США. Но Годунов решил остаться. Кое-кто на Лубянке лишился тогда погон.
Власова, похоже, о планах мужа не знала. Позже их назовут «Ромео и Джульеттой холодной войны».
А Барышников и Годунов продолжали соперничать и за океаном. Не только в балете. Барышников несколько лет жил со звездой Голливуда Джессикой Лэнг. Та родила ему ребенка. Снимался в кино, даже был номинирован на «Оскар». Годунов жил с кинодивой Жаклин Биссет, мечтал о семье, но Жаклин отказалась рожать. В Голливуде Годунов снимался в ролях второго плана. А хотел быть первым! В Америке «малыш» Барышников обошел «великана» Годунова на всех поворотах. Александр все чаще заглядывал в рюмку и умер одиноким в 45 лет.
— Есть версия, что Годунову помогли уйти на тот свет.
— Полагаю, смерть наступила от естественных причин. Подогретых алкоголем. Другое дело, что поведение его секретарши Арлин Медани было странным. Она запретила делать вскрытие. Когда знаменитая балерина Нина Ананишвили, ученики, друзья пришли проститься с покойным, оказалось, что его уже три часа как кремировали. По распоряжению Медани. Но, думаю, ЦРУ ни при чем. Медани вела все финансовые дела Годунова. Полагаю, дама хорошо погрела руки на его капиталах, имуществе. И заметала следы.
В ТЕМУ