Содержание
Начало эры технологий
Новым техническим центром и вещательной башней Гостелерадио обзавелось в 1967-м году – к юбилею Октябрьской революции. Останкинская телебашня – железобетонная перевернутая лилия доносила теле- и радиоволны до самых отдаленных уголков страны. Влияние Гостелерадио стало почти беспредельным. «14 телестудий, съемочные павильоны, редакции, службы, оснащенные современным оборудованием. Отсюда по орбитам уходит в тысячекилометровое путешествие зримый рассказ о времени, который ведет Москва», – звучало в эфире одной из передач 1967 года.
«До сих пор в памяти осталось яркое впечатление от увиденного: черно-белые, едва различимые фигурки на экране. Потом много было и черно-белого и цветного телевидения, но я помню этот момент познания и открытия, помню, как телевидение перебросило мост мне, маленькому зрителю. И по этому мостику я бегаю последние 50 лет», – вспоминает Владимир Березин.
Прогуляться по студийным коридорам, попасть на запись передачи в то время могли лишь избранные – герои социалистического труда, космонавты, академики или артисты, которые прошли тщательный отбор.
«Всем заправляли редакторы, люди, которых все боялись, которых все знали. Это были люди, перед которыми многие артисты «пресмыкались», потому что это был единственный человек, который мог открыть калитку в телевизионный мир», – рассказывает заслуженный артист России, певец, шоумен Андрей Билль. Разумеется, двери студий были открыты для тех артистов, которые работали в структурах Гостелерадио. Например, для Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения.
Послевоенные годы
После войны диктор перестал работать на радио, зачитывая обычные новости. Голос, ассоциирующийся у всех без исключения жителей СССР с великими новостями, сложными и серьезными, не мог размениваться на проходные информационные сообщения. Левитан начинает озвучивать документальные фильмы о войне, вести передачи про ветеранов, ведет репортажи с главных мероприятий страны на Красной площади.
Юрий Левитан
Мало кто знает, но вплоть до 60-70х годов выступления Левитана по радио велись в прямом эфире, поэтому записей его сообщений по радио нет. Все те аудио, которые в современной России считаются записями «Левитана, сообщающего о войне», на самом деле были записаны отдельно, много лет спустя. Они не содержат тех не поддельных эмоций, которые переживал диктор в те конкретные моменты, но в целом дают представление о звучании Юрия Борисовича в военные годы.
Юрий Борисович стал первым диктором в истории страны, который получил звание народного артиста.
Голос Победы
Самым сложным периодом работы Левитана стал, конечно же, период с 1941 по 1945 годы. Именно он, преодолевая собственный страх и ужас, громогласно сообщил жителям страны, что Гитлер объявил Союзу войну. Именно Левитан сообщал всю информацию о ходе сражений, поступающую круглосуточно от советского информационного бюро.
https://youtube.com/watch?v=nKXx6HjP2A4
В течение долгих пяти лет он работал фактически без отдыха – с ним просыпались и засыпали жители Советского Союза. В голос Юрия Борисовича вслушивались солдаты на фронте, работники тыла и эвакуированные люди, люди в оккупированных городах.
В 1941 году Юрий был эвакуирован из столицы в Свердловск, вместе с ним поехала работать в условиях полной секретности диктор Ольга Высоцкая. Они совместно работали у микрофона, информируя жителей СССР о ходе событий, внушая им надежду и веру в то, что победа возможна и осуществима.
Существует легенда, что ассоциация между Левитаном и скорой победой над немцами была столь сильной среди народа, что Гитлер призвал соотечественников найти и обезвредить диктора, назначив за его смерть огромную сумму денег.
https://youtube.com/watch?v=14mcZ_XY8xs
В 1945 году именно Левитан сообщил о долгожданной победе над врагом. Это было логично – только Юрий Борисович, зачитавший объявление о начале войны, мог завершить эту горестную часть истории страны.
Работа на российском телевидении
Анна Николаевна и сегодня остается частым гостем на телепрограммах и фестивалях. Ее приглашают и в качестве эксперта и в роли ведущей.
Шатилова ведет радиопрограмму и практически каждый год является ведущей парадов на Красной Площади.
В 2013 году Анна приняла участие в популярной программе «Вечерний Ургант» на Первом канале.
К тому же, в отличие от всех дикторов советской эпохи, Шатилова по-прежнему числится в штабе Первого канала. Исключением является лишь еще один популярный диктор — Игорь Кириллов.
Анна делилась с журналистами тем, что до сих получает зарплату от Первого канала. Хотя работы как таковой уже давно нет.
Жизнь в полоску
Он первым на ТВ сообщил о полете Юрия Гагарина и потом несколько раз встречался с ним. Зачитал приветствие Брежнева космонавтам советско-американской станции «Союз-Аполлон», назвав генсека не по имени-отчеству, а просто «Леонид Брежнев». Юрий Андропов любил, чтобы самые важные известия передавал именно Балашов. Он встречался с 90-летним Николаем Ивановым, который пришел рассказать, как арестовывал Фанни Каплан, но во время эфира уснул. Единственный, кто пригласил на телепередачу Юрия Левитана. Ездил в последний гастрольный тур с Лидией Руслановой… А ведь в детстве Виктор Балашов о такой жизни и мечтать не смел.
Статья по теме
ТАСС был для нас указ. Игорь Кириллов — о программе «Время»
— «Динамо» было моим вторым домом, — вспоминает Виктор Иванович. — Папа любил спорт, дружил со Старостиными. Но меня почему-то привел в самбо. Мы жили на площади Маяковского. В двухэтажном бревенчатом доме стояла голландка. Во дворе был сарай с дровами и яблоня, плодами которой питался весь дом. До «Динамо» можно было дойти или доехать на 23-м трамвае: через Триумфальную арку у Белорусского вокзала. А на стадионе юных пионеров я гонял по треку на велосипеде и бегал на коньках. Замерзнешь — зайдешь в теплый буфет чайку выпить с булочкой… Позже в школе увлекся театром, знал всех мхатовцев. Русские интеллигенты, красиво говорящие, с белыми воротничками, в бабочках… Это был другой мир. И я хотел туда.
Виктор Иванович Балашов, диктор Центрального телевидения СССР. 1971 год. Фото: РИА Новости/ Василий Малышев
В реальной жизни Витю Балашова окружали соседские мальчишки, у которых забирали отцов. И его папа — коммунист, управделами Наркомата лесной промышленности, который жил с другой семьей. «За ним тоже должны были прийти, он даже прощался со мной…» В это время Виктор оканчивал школу и хотел стать артистом.
Мечту статного красавца с кудрявой шевелюрой разрушила война. Воскресным утром 22 июня он шел к Белорусскому вокзалу, чтобы поехать на дачу: Балашовы снимали дом на Баковке. В этот момент кто-то крикнул в окно: «Вой-на!»
Отец сразу ушел на фронт. Командовал дивизией. Чуть позже, приписав себе три года, отправился на передовую Виктор. Отец не вернулся. А сына судьба сберегла. Хоть и послала ему несколько ранений и контузию. Однажды рядовой Балашов наступил на живот убитого немца. И так ему жалко стало фрица: «И зачем тебя черт принес сюда?» В следующую секунду пуля просвистела над головой Виктора и застряла в большой подушке на бруствере.
— Я никого не расстреливал, не вешал. Как перед Богом говорю: тут чист. Господь вывел меня, я не попал в страшный котел орловско-курской дуги. И война мне даже не снилась.
Статья по теме
Не был любимчиком Сталина. Мифы и правда о голосе Победы Юрии Левитане
С фронта Виктор вернулся в 1944 году. В гипсе и на костылях. Ну и какой артист из инвалида?.. Выручило радио, как раз объявившее набор дикторов. Подражать Левитану, как многие солдаты, Балашов начал еще на фронте. «О! Похоже!» — хвалили его тогда. «Это была шутливая бравада. В разведке я слушал трофейный приемничек. О том, что свяжу жизнь с радио и телевидением, и подумать не мог. Просто голос Левитана завораживал. А потом мы познакомились и были в очень теплых отношениях».
В конце 1940-х судьба забросила Балашова на Дальний Восток. Прочитав «Дерсу Узала», он влюбился в этот край. Сел в поезд воодушевленный. А дня через четыре загрустил. «Куда еду? Зачем? Не совершил ли я ошибку? Лежу на полке, а из глаз слезы катятся…»
То, что это не ошибка, выяснилось скоро. Балашова завалили работой. Он стал режиссером, актером, чтецом, монтажером. Это дало ему потом возможность работать в полную силу: на студиях и в кинохронике, в озвучании и дубляже. Даже в художественных лентах снимался…
Именно на Дальнем Востоке Виктор женился. Супруга работала в Хабаровске врачом. Там же родилась дочь Марго. Все шло своим чередом. Пока на ЦТ не вспомнили о талантливом дикторе. И не вернули в Москву. «Жизнь-то полосатая, — скажет мне потом Виктор Иванович. — Всякое бывало». И скупо ответит, что растить дочь ему помогали мама и тетя: жена умерла, когда Марго было два года…
https://youtube.com/watch?v=nYHa2f4MDjE
Юрий Ковеленов — семья и личная жизнь
Дважды был женат. Обеих жен звали Татьянами.
Первая жена — Татьяна Каюкова, училась в педагогическом институте имени Ушинского в Ярославле. Познакомил их корреспондент от Москвы на ярославском телевидении Юрий Раппопорт. Постепенно дружеские отношения переросли в любовь, и 4 августа 1965 года они поженились.
В браке (уже в Москве) родилась дочь Марина. Сейчас она живет в Италии, у нее собственная балетная школа и двое детей — одного из них зовут Микеланджело в честь итальянского дедушки, а другого — Юрий, в честь Ковеленова.
Вторая жена — Татьяна Ковеленова, в прошлом танцовщица ансамбля «Березка». На момент знакомства была замужем. Познакомились на одном из концертов, который вел Ковеленов. Он вспоминал: «Кстати, именно внешние данные позволили мне стать ведущим концертов. На одном из них я встретил свою вторую жену, и она тоже «звалась Татьяна». Голубоглазая красавица с вьющимися волосами из ансамбля «Березка». Как-то в шутку сказал ей: «Я на вас женюсь». Она очень удивилась: «Вы что, смеетесь? Я замужем!»». Но все вышло так, как он говорил — они стали мужем и женой.
Во втором браке родился сын Дмитрий.
«Это было шедеврально, даже несмотря на скудность технических средств»: каким было советское телевидение?
История телевидения в СССР началась еще в далеком 1931 году. Тогда, 1 мая, в Праздник Весны и Труда, состоялась первая экспериментальная телевизионная передача механического телевидения. Зрителям была показана лишь одна небольшая фотография, без звукового сопровождения. Уже через 5 месяцев, 1 октября 1931 года, начались регулярные передачи механического телевидения. Было запущено Телевидение имени Горького – первый канал в истории телевидения СССР, который осуществлял регулярное эфирное вещание. Изначально передачи шли по 30 минут ежедневно, а позже – 12 раз в месяц по 60 минут.
После начала Великой Отечественной войны телевещание было прекращено. Возобновилось оно 7 мая 1945 года, а уже чуть больше чем через полгода стало регулярным. В 1951 году была создана Центральная студия телевидения, здесь транслировались телеспектакли, фильмы, новостные передачи и музыкальные программы. Главным телевизионным и радиовещательным центром стал телецентр на Шаболовке, здесь же находилась программная дирекция ЦСТ (а позже – Центрального телевидения), отсюда выходили в эфир «Последние известия» и «Телевизионные новости». А в 1967 году, к юбилею Октябрьской революции, Центральное телевидение обзавелось новым техническим центром и вещательной башней.
Это позволило улучшить качество приема изображения, устранить помехи при приеме телепрограмм, а уже через три дня после открытия Останкино состоялась первая цветная телевизионная передача с Красной площади – показывали парад трудящихся. В этом же году была запущена спутниковая телевизионная сеть «Орбита» и введены в эксплуатацию первые 20 станций. Центральное телевидение смогли увидеть не только москвичи, но и жители Крайнего Севера, Дальнего Востока, республик Центральной Азии. Первую программу формировали в Москве, а четыре ее дубля, в зависимости от часовых поясов, в записи транслировали в соответствующий регион. СССР стал единственной страной в мире, где было поясное вещание – 11 часовых поясов. И в каждом из них люди «смотрели Москву» в удобное для них время. Таким образом, уже к середине шестидесятых Центральное телевидение вещало на всей территории Советского Союза. А контролировал и направлял новое искусство Государственный комитет СССР по радиовещанию и телевидению. Вскоре в этом названии радио и телевидение поменялись местами.
Фото: Егоров Василий,Стужин Алексей/ТАСС
К началу семидесятых в СССР вещали уже четыре телеканала – тогда они назывались программами. Эфир был разнообразным: молодежные и музыкальные передачи, театральные постановки, народное творчество, спорт, а также регулярные вставки программ из регионов и союзных республик.
Вскоре Гостелерадио возглавил Сергей Лапин. Период его правления ознаменован глобальной реорганизацией Центрального телевидения. Среднесуточный объем вещания вырос практически в два раза, а во второй половине семидесятых годов к спутнику «Молния» прибавились спутники «Радуга», «Экран» и «Горизонт», благодаря которым возможность космической телевизионной трансляции существенно увеличилась. Кроме того, к Московской Олимпиаде был построен Олимпийский телерадиокомплекс, который стал самым большим в мире.
Фото: Денисов Роман/ТАСС
Сергей Лапин прославился своей строгостью и жесткостью управления, все четко контролировалось: от сюжета передач до внешнего вида диктора. Однако, несмотря на такую цензуру, советское телевидение эпохи Лапина было профессиональным и качественным:
Детские годы
Родилась Анна Соломатина (Шатилова) 26 ноября 1938 года, в небольшой деревеньке неподалеку от Москвы. Семья ее была довольно благополучной. Однако из-за начавшейся войны детства как такового, родившиеся в то время дети, так и не увидели. Отца Ани забрали на фронт в самом начале военных действий и больше семья его не видела. Официально он считался без вести пропавшим. Только спустя много лет, восстанавливая свою биографию, Анне Шатиловой удалось узнать, что отец погиб в 1943 году в одном из лагерей в Германии. Мама девочки с первых дней войны работала в детском доме для сирот, которые остались без родных. Она готовила еду в столовой, была поваром.
Когда война закончилась, маленькая Анна поступила в школу. Она отличалась дисциплинированностью и артистичностью. Поэтому помимо успешной учебы, она с радостью принимала участие в школьной самодеятельности и театральных постановках.
Личная жизнь
Он был знаменит на всю страну, но в лицо Левитана знали единицы – только близкие коллеги, друзья и родные. Юрий Борисович обладал легендарным голосом, который никак не соотносился с его внешностью. Это давало ему право на частную жизнь без вмешательств со стороны случайных прохожих и поклонников.
Юрий Левитан с дочерью Натальей
У Юрия Левитана была полноценная семья на протяжении 11 лет – любящая жена и воспитанные дети. Однако брак распался, супруга главного голоса советского союза ушла к другому мужчине, оставив семью. К слову, второй брак женщины не продлился долго, она ушла и от этого мужчины с сыном на руках.
Юрий не стал заключать второй брак с другой женщиной, оставшись фактически один до конца своих дней. Он стал проживать совместно с бывшей тещей, которая обожала зятя. Позже к ним в доме присоединилась и родная дочь Левитана. Когда дочь завела собственную семью и родила сына, Юрий Борисович съехал в отдельную квартиру в соседнем жилом здании.
Юрий Левитан с внуком Борисом
В семье Левитана после его кончины случилось большое несчастье – в начале нового тысячелетия была убита его единственная дочь. Главным подозреваемым оказался внук Юрия Борисовича, который находился вместе с матерью в квартире в момент смерти. Как именно произошло убийство, и что к нему привело – это еще предстоит установить следствию. Это дело получило широкое освещение в прессе.
Собственный стиль Шатиловой
Тем, кто интересуется биографией Шатиловой Анны Николаевны, всегда было интересно узнать, как появился ее необычный стиль одежды. Сама она не раз рассказывала в интервью, что ее узнаваемый стиль — это некий отпечаток ее поездки в Японию в 70-х годах. Именно оттуда она и «привезла» свои фирменные воротнички-стойки, сочетание красного и белого, и яркие крупные аксессуары.
Сама Анна рассказывала о том, что поднятый, кипенно-белый воротничок рубашки — это неотъемлемая часть ее образа
Причем совершенно неважно, на каком костюме настаивают стилисты очередной программы, белая рубашка должна присутствовать. То же самое касается и красного цвета
Без него, со слов Анны, она чувствует образ скучным. Красный — любимый цвет Шатиловой более 40 лет.
Примечательно, что за долгие годы, после возвращения ведущей из той самой поездки, ее стиль ничуть не изменился. И по сей день остается абсолютно узнаваемым и уникальным. Поэтому те, кто следят за жизнью и биографией Шатиловой Анны Николаевны, знают о ее самых любимых предпочтениях в одежде.
Фасад Центрального телевидения: за что могли уволить первых дикторов?
Первые дикторы советского телевидения были кем-то наподобие конферансье – они лишь анонсировали фильмы и объявляли концертные номера. Ведущие в современном представлении появились чуть позже – с приходом развлекательных программ и новостей. Конечно, эту профессию не преподавали в вузах, все обучение проходило здесь – на месте, перед камерой. Будущие дикторы приходили с радио, из театра, из самодеятельности. Для «Последних известий» (так назывались современные теленовости) приглашались дикторы радио, ведь они уже умели обращаться с микрофоном и правильно говорить. Однако им нужно было платить гонорар. Тогда ради экономии было решено завести штатных дикторов, которых отбирали по конкурсу. Конкурс был огромный: по словам диктора Центрального телевидения Татьяны Судец, из более чем 600 человек на место выбрали всего лишь четверых. Одним из счастливчиков стал Игорь Кириллов, который работал помощником режиссера и попасть в дикторы вовсе не стремился – прошел конкурс почти случайно.
Дикторов называют «фасадом» Центрального телевидения, но за кадром проводилась кропотливая работа – сотрудники писали тексты, снимали на пленку и обеспечивали эфир:
На тот момент Гостелерадио был одной из влиятельных и уважаемых структур. Он владел студиями и автопарками, оркестром, научными лабораториями и техническими базами. Как говорит Татьяна Судец, диктор первой категории получал 250 рублей – в то время очень хорошие деньги. Дополнительно выдавали средства на покупку проездного на транспорт, талоны для бесплатного питания в столовой Останкино, деньги на одежду.
Русскому языку на советском телевидении придавалось особое значение, к нему очень трепетно относились: в дикторской комнате всегда лежали орфоэпические словари, а за неправильное ударение в слове следовали санкции – вплоть до увольнения.
Одежду дикторы подбирали самостоятельно, правда, однажды «работников кадра» пытались одеть в наряды от «Дома моды на Кузнецком Мосту». Но после бунта сотрудников было принято решение выдавать по 200 рублей на одежду из закрытой секции ГУМа. Конечно, внешний вид дикторов строго контролировался, за «непотребный вид» была введена система штрафов – слишком короткой юбки, глубокого выреза или больших сережек быть не должно. Всем свои видом ведущий должен был показать, что он ведет высокоморальный образ жизни и придерживается идеалов советского гражданина.
Смерть
Левитан оставался главным диктором страны на протяжении всей карьеры, поэтому все важные даты и поводы, связанные с Отечественной Войной, не проходили без его участия. В 1983 году великого диктора пригласили на родину, в Белгородскую область, на мероприятие при участии ветеранов битвы под Курском. Еще перед поездкой Юрий отмечал, что ему нездоровится.
Могила Юрия Левитана
Левитан твердо решил ехать, но никто не ожидал, что невыносимая жара и солнцепек приведут к наступлению сердечного приступа. Причина смерти оказалась прозаична, возраст и сердечная недостаточность на фоне высокой температуры воздуха привели к столь трагичному результату.
Похороны этого великого человека состоялись в Москве, могила Левитана находится на Новодевичьем кладбище.
«В СССР секса нет»: как мир увидел Советский Союз без прикрас
Первый телемост с использованием космических средств связи между СССР и США был проведен 38 лет назад – 5 сентября 1982 года. Идея проведения такого события возникла во время рок-фестиваля «Мы», который проходил недалеко от Лос-Анджелеса.
Следующий телемост «Москва – Калифорния» прошел через год, он был посвящен фестивалю фильмов для детей. В 1985 году советские ветераны, режиссеры и журналисты через телемост «Москва – Сан-Диего» обсудили с американцами 40-летие окончания Второй мировой войны.
Самым нашумевшим стал телемост «Ленинград – Сиэтл» 1985 года, который в декабре провели ведущий Владимир Познер и Фил Донахью.
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
В процессе проведения телемоста обсуждались политическое вопросы: южнокорейский сбитый самолет, война в Афганистане, ссылка правозащитника Андрея Сахарова и многое другое. В СССР телемост длился больше часа, а увидеть его смогли около 180 миллионов человек. Правда, советский зритель смог посмотреть его в записи лишь 19 февраля 1986 года.
17 июля 1986 году по Первой программе ЦТ показали телемост между Ленинградом и Бостоном, который назывался «Женщины говорят с женщинами». Именно тогда и была произнесена фраза, ставшая крылатой: «В СССР секса нет».
Фото: Белинский Юрий/ТАСС
Телемосты стали не только технологическим прорывом. Приоткрылся «железный занавес». Весь мир увидел Советский Союз без прикрас, без монтажа и без цензуры. Это был триумф возможностей и профессионализма Центрального телевидения СССР.
Биография
Голос этого человека стал поистине легендарным, принеся его обладателю славу, почет и построив успешную профессиональную карьеру. Редкий талант, даже дар, сделал Юрия Левитана гостем в каждом доме на территории всего советского союза. Он приносил в каждую семью радостные и грустные новости, сообщал информацию о важных документах государственного значения.
Диктор Левитан стал голосом целой эпохи в истории страны, пережив вместе со всеми одно из самых тяжелых испытаний, которое доводилось преодолевать советскому народу. Фраза «Говорит Москва» стала фирменной карточкой Юрия Борисовича.
Родители Юрия Левитана
Настоящее имя и отчество Левитана при рождении – Юдка Беркович. Он был рожден в 1914 году в городе Владимир. Национальность семьи была общеизвестной и по внешним признакам, и по именам – евреи. Мальчик рос невысоким, достаточно щуплым, с очень буйной кудрявой шевелюрой.
С самого юного возраста Юрий выделялся среди ровесников невероятно сильным голосом – его часто просили соседи созвать их ребят домой, и тогда голос Левитана можно было услышать даже через реку. Громогласный Юра был любимчиком у всех соседей, имел много друзей и рос счастливым ребенком.
С детства целеустремленный Юрий мечтал связать свою жизнь с кинематографом, он грезил о славе и всесоюзной известности. Такой, чтобы к нему подбегали на улицах и просили оставить автограф. Во Владимире он получил направление на пробы в профильный техникум.
Юрий Левитан (второй слева) с одноклассниками
Окончив школу, Левитан приезжает в Москву и не проходит этап отбора приемной комиссией. Конечно, актера в Юрии Борисовиче не разглядели – невысокий рост, худощавое телосложение, специфический говор, непродуманный внешний вид и отсутствие ясного имиджа помешали диктору стать звездой кино и телевидения.
Возможно, мир так и не узнал бы о Левитане, если бы сама судьба не подсказала ему попробовать свои силы в работе на радио. По дороге с проб в техникум Юрий увидел невзрачное объявление о том, что открылся набор дикторов. Он решил испытать удачу и не прогадал.
Конечно, приемная комиссия сначала не восприняла паренька всерьез. Он предстал перед комиссией невзрачным юношей, в спортивной одежде и с непонятной прической. Тем более, у него был сильный региональный акцент. Однако голос Левитана поразил профессионалов – он был столь четким, сильным и тягучим, тембр был редким, почти уникальным. Ему сразу предложили стажировку на радио в составе группы учеников при Радиокомитете.
Юрий Левитан на радиостанции
Юрий Борисович начинал с роли разносчика газет и варщика кофе для именитых дикторов. Это было днем, а ночью он проводил многие часы, работая над своим произношением. Он читал все подряд – прозу, стихи, новости, делал это стоя, сидя, постоянно меняя положение, иногда даже вставая вверх ногами.
Будущий главный диктор страны методично избавлялся от «оканья», ставил речь и развивал свои богатые природные голосовые данные. Делал свой голос еще более звучным, мелодичным и всепоглощающим. Постепенно его стали выпускать в ночной эфир – Левитан читал свежие выпуски периодических газет, чтобы жители отдаленных регионов страны могли первыми услышать самые главные новости Москвы.
Одна оговорка в эфире – увольнение
Не то сказал, не так посмотрел и даже не то надел – все это основания для самых суровых санкций для работников Гостелерадио. Случались у ведущих и оговорки. Бывали такие, которые начальство не прощало.
«Один диктор – он потом на радио ушел и прекрасно там работал – сказал в новостях не «верные ленинцы», а «верные ленивцы». И причем это в контексте когда прозвучало, это очень глупо звучало. И его конечно отстранили от эфира, ну, мол думай, что читаешь», – рассказывает Евгений Кочергин, диктор Центрального телевидения СССР.
Сергей Лапин – самый жесткий председатель Гостелерадио за всю его историю. Личный друг Брежнева, он во всем требовал соответствия идеалу – позитивной и стабильной картине мира. Советское вещание было несколько консервативным по сравнению с западным, но несомненно – профессиональным и качественным.
«Взгляд», «600 секунд», «Музыкальный ринг» – новые передачи привлекали зрителей. И их создатели пошли дальше – стали выходить из-под контроля Гостелерадио и создавать частные телекомпании. После распада СССР Ленин, компартия, пионеры и даже любимые дикторы были сброшены с корабля современности. Дикторский отдел упразднен, знакомые передачи закрыты, десятки мастеров – уволены. Гостелерадио не смогло контролировать сотни частных телекомпаний и радиостанций по всей стране. Но это уже совсем другие времена…
Смотрите программу «Достояние республик. Поверженные колоссы» каждую субботу в 10:10 на телеканале «МИР». Все самые свежие новости России и мира вы найдете в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь и будьте в курсе событий!
Семья и дети Шатиловой
О биографии и личной жизни Анны Шатиловой известно совсем немного. Ее муж Алексей, с которым диктор прожила всю жизнь, был родом из очень образованной семьи. Анна и Алексей прожили большую часть совместной жизни со свекровью, о которой телеведущая вспоминает с большой теплотой. Вскоре после свадьбы у них родился сын Кирилл, который остался единственным ребенком в семье.
Судя по интервью о биографии, личной жизни и муже Анны Шатиловой, ее семья была довольно дружной и благополучной. Сегодня, когда ведущая осталась без мужа (он умер), она по-прежнему находится в теплых отношениях с сыном и его детьми. Со своими любимыми внуками, известная бабушка проводит довольно много времени и даже берет с собой в путешествия.
Начало карьеры
Одна такая ночь стала для судьбы Юрия Борисовича определяющей. Он по привычке размеренно и внимательно читал газеты в прямом эфире, озвучивая повестку грядущего дня в стране. И не знал, что в эти самые минуты главный человек страны слушает его ночной эфир.
Общеизвестно, что глава советского союза работал ночами с включенным радиоприемником. И уверенный, богатый и внушительный голос Левитана услышал и высоко оценил сам Иосиф Сталин. Иосиф Виссарионович срочно позвонил главе Радиокомитета и сообщил, что его доклад для Съезда партии на радио зачитывать должен именно этот диктор, этот «голос».
Юрий Левитан и Иосиф Сталин
На следующий день Юрия, который невероятно сильно волновался и был почти на грани обморока от нервов, усадили читать доклад Сталина в прямом эфире. В течение долгих пяти часов диктор выполнял это задание, ни разу не сбившись или совершив ошибку. Так, фактически за одни сутки, Левитан стал главным голосом страны.
И о погоде
У него вообще много тайн. Намекнет одним словом, а потом как отрубит: «Закрытая тема». Был знаком с Берией: виделись на «Динамо». Занимался парапсихологией, участвуя в секретных экспериментах. Тогда же общался с Порфирием Ивановым и посещал Бермудские острова. После войны жил не с мамой, а с тетей, но «все было хорошо»…
Работая на ТВ, Виктор Иванович пренебрегал застольями. Не участвовал в интригах. Не любил соперничества. И при огромном количестве знакомых всегда оставался… одиночкой.
— У меня было два хороших друга. Оба погибли. Летчик Володя Новиков стал Героем, не успев получить золотую звезду. Все остальные — не то… Не те… Мне приписывали дружбу с Пастернаком. Хотя я просто бывал у него. Оба ведь жили на Баковке. К тому же он женился на бывшей супруге пианиста Нейгауза, а это были друзья моей семьи. В доме, который мы снимали (потом здесь выстроили особняк маршалу Буденному), собирались артисты, писатели. Допоздна общались. А днем играли в волейбол на площадке у дома Маршака. Помню, выйдет, посмотрит — и снова скроется.
В 1950-е Балашов решил приобрести дачу недалеко от любимой Баковки. Собрал все деньги, что успел заработать, в долг залез, но купил. Здесь жили его мама, тетя, Марго. В хозяйстве были куры, коза. «Зайдешь в курятник, а там — пять яиц. Чудо!» Сам он приезжал сюда при малейшей возможности. А последние годы живет за городом постоянно. Один. С братом и сестрой видится редко. Дочь, внуки, правнуки — во Франции. От второй супруги — актрисы Театра оперетты Нелли Крыловой — у диктора сын Виктор. Но этот брак не сложился. «Разошлись по моей вине», — признался как-то Балашов. И — точка.
21 мая 2015. Президент России Владимир Путин и народный артист России, диктор, ветеран Великой Отечественной войны Виктор Балашов во время церемонии вручения государственных наград в Кремле. Фото: РИА Новости/ Алексей Дружинин
Он никогда не пользовался знакомствами. Никого ни о чем не просил: «Судьба сама вела меня». И привела к тому, что Балашов стал народным артистом. Гастролировал по Союзу, объехал множество стран. А сколько концертов провел с великими мастерами! Это он-то, всю жизнь прихрамывавший и перетягивавший раненую ногу бинтами перед выходом на сцену, чтобы никто не догадался об увечье!..
Телезрители любили его. После официоза, который положено было выдать в эфир, Балашов старался сказать что-то от себя. Человеческое. Уж как раздражало теленачальника Лапина мягкое бархатное «и о погоде» в конце программы «Время». А вся страна ждала этой фразы, будто с ней в каждый дом входило счастье. До сих пор люди на улице не только удивляются («Вы еще живой?»), но и просят: «Виктор Иваныч, и о погоде…»
По той эпохе он не скучает. «Прошлое стирается. А к нынешнему телевидению я отношусь отрицательно. И очень прошу всех: называйте как угодно, только не легендой. Награды, почести — все это преходящее. Не о ложных подвигах уже хочется говорить. Все мы стараемся показать себя чище, лучше. А на самом деле живем в страшном грехе».
К вере Виктор Иванович пришел давно. Мальчишкой бегал в храм Василия Кесарийского на улице Горького. Любил слушать звук колокола. После фронта окрестился. Позже помогал строить храм в Голицыне. «Были моменты, думал: надо уходить от этой суеты. И ушел бы. Если б ноги были здоровые. Монастыри сейчас хорошие, условия великолепные…»
Судьба оставила Виктора Ивановича в миру. Значит, нужно было именно так.