Фильм «свадьба в малиновке»: интересные факты о съемках картины

Содержание

Интересные факты

Любопытные моменты:

  1. По общей посещаемости кинолента занимает 5-ю позицию среди произведений отечественного кинематографа (как СССР, так и РФ). Предполагалось поручить выпуск фильма студии им. Довженко, но руководство отказалось после знакомства со сценарием, сославшись на легкомысленный сюжет.
  2. Киностудия «Ленфильм» частично снимала комедию в селе Малиновка, расположенном на территории Полтавской (по другим данным — Харьковской) области, в массовых сценах были задействованы местные жители.
  3. По сценарию Яшка-артиллерист в исполнении Михаила Пуговкина должен был станцевать танец «В ту степь», который соответствует упражнению, разработанному американскими балетмейстерами в 20-х гг. прошлого века. Актер обучался навыкам танца 1,5 месяца, а затем исполнил его без нареканий со стороны съемочной бригады и режиссера.
  4. После распада СССР и образования независимой Украины в селе Малиновка Харьковской области был поставлен памятник Попандопуло, который запомнился зрителям своим поведением и манерой общения.
  5. Комедийный жанр негативно сказался на исторической достоверности вооружения и элементов экипировки. Командир отряда Назар Дума предстает перед зрителями в гимнастерке для офицерского состава, утвержденной в 1943 г.
  6. Бойцы вооружены револьверами системы «наган» советского образца (отличаются от подлинных экземпляров эпохи Гражданской войны конфигурацией прицела). В некоторых сценах хорошо видны пустые каморы в барабанах револьверов, но при этом артисты нажимают на спусковой крючок, и с экрана слышны звуки «выстрелов».

Киностудия снимала фильм на территории села Малиновка.

Несмотря на смену политического строя и распад СССР, «Свадьба в Малиновке» входит в число наиболее популярных отечественных комедий.

Театр и фильмы

Первые шаги в качестве профессионала Михаил, ставший выпускником актерского отделения, сделал в Пятигорске на сцене городского театра оперетты. Помимо регулярных спектаклей труппа устраивала благотворительные представления, средства от которых шли в фонды обороны и фронтовиков.

Когда страна одержала победу над армиями Адольфа Гитлера, Водяной вернулся в Украину и поступил на службу во львовскую филармонию. В конце 40-х, приобретя опыт, артист оказался в местном театре музыкальной комедии. За короткий период Михаил Григорьевич сыграл много ролей в спектаклях на музыку Исаака Дунаевского, Никиты Богословского, Франца Легара и Оскара Фельцмана. Зрителям полюбились герои Микки, Попович и Негош из произведений «Вольный ветер», «Сорочинская ярмарка» и «Веселая вдова».

Михаил Водяной в роли Попандопуло в фильме «Свадьба в Малиновке»

В начале 50-х, когда труппу вместе с режиссерами-постановщиками и руководителем перевели в Одессу, видные деятели культуры уже очень лестно отзывались о Михаиле. Советские кинематографисты, разделявшие мнение театральных экспертов о природном таланте и любви к собственной профессии, предложили Водяному воссоздать образ Яшки Буксира в фильме «Белая акация», снятому по мотивам одноименной оперетты.

Популярность к выпускнику ленинградского вуза пришла после приключенческой картины «Эскадра уходит на запад». Легендарный налетчик Мишка Япончик в исполнении актера выглядел как настоящий анархист и одессит.

После того как советская фильмография пополнилась комедией режиссера Андрея Тутышкина «Свадьба в Малиновке», члены актерского состава стали любимцами сотен тысяч людей. Почти в каждой квартире цитировали персонажа Водяного — адъютанта пана-атамана Грициана Таврического по имени Попандопуло. Актер попал в число участников съемок, получивших награду Всесоюзного кинофестиваля «За лучший комедийный ансамбль».

В театре в то же время полным ходом шли репетиции оперетт по мотивам произведений классических и современных авторов. Самыми яркими проектами, принесшими звание народного артиста, до сих пор считаются «Сильва» Имре Кальмана, «Сердце мое здесь» Георгия Цабадзе, «Летучая мышь» Иоганна Штрауса и около десятка других.

Кинокарьера, продолжившаяся в 60–70-х, была богата на события. В портфолио Водяного появились роли в драмах и комедиях «Инспектор уголовного розыска», «12 стульев», «Факир на час», «Опасный возраст», «Вольный ветер» и «Одиннадцать надежд».

Михаил Водяной и Борис Сичкин похожи (кадры из фильмов «Эскадра уходит на запад» и «Новые приключения неуловимых»)

На заре 80-х, когда в Одессу приехали чиновники из министерства культуры, жизнь Михаила Григорьевича круто изменилась. Выступив с речью о проблемах в музыкальном театре от имени творческого коллектива, он по приказу из столицы получил должность директора-худрука.

Мечтая о возведении современного здания, в котором будет царить полный порядок, уроженец Харькова не учел, что его хотели сделать «временным правителем». Спустя короткий промежуток времени поступила настойчивая просьба освободить «теплое» место для высокопоставленного предприимчивого ставленника сильных мира сего. После отказа написать заявление об увольнении по собственному желанию в адрес Водяного посыпался шквал предупреждений и угроз. Отсутствие реакции со стороны харьковчанина впоследствии обернулось бедой.

Руководителя театра, согласовавшего строительство нового дома для актеров, замучили официальными и неофициальными проверками. Сотрудники ОБХСС не верили, что, имея доступ к миллионам рублей, предусмотренным проектом, мужчина с характером и привычками одессита ни одной копейки не украл.

Биография Попандопуло

О том, как попал этот герой в команду к Грициану, история умалчивает. Из ранней биографии известно только то, что Попандопуло родом из Одессы. И там, по его словам, представлял интерес для уголовного розыска.

Прибившись к группе разбойников, герой, вероятно, не придерживался каких-либо политических идей, а шел туда, «куда ветер дует». Об этом красноречиво говорит то, что мужчина даже выменял одну боевую единицу команды на красные штаны. К тому же в разговоре с Назаром сам намекал — если атаман обеднеет и не найдет средств содержать армию, то он тоже «разбежится», как другие.

Интересно, что герой, презентованный зрителям в качестве отрицательного, вовсе так не воспринимался. Напротив, манера разговора, то, как он танцует и поет, вызывало умиление у аудитории.

Попандопуло — песня «Маруся»

К слову, песня «Маруся» стала хитом. И хоть композиция получила добрую половину экранной истории персонажа, ему был уготован еще ряд комедийных сцен. Зрители и сегодня вспоминают, как тот делил вещи с соратником, вопрошая, не обидел ли себя, когда забрал сундук с награбленным.

Биография Попандопуло в фильме закончилась не без веселой нотки. Поняв, что красноармейцы победят, одессит решился на отчаянный побег, облачившись в женские одежды. Но и в этот раз незадачливого персонажа «раскусили», не дав ретироваться.

Что было с ним дальше, каждый из зрителей придумал сам. Но вряд ли кто-то пожелал бы этому комичному члену шайки атамана плохого. Персонаж, хоть в меру «разгильдяй» и думает о собственной выгоде, по-детски беззащитен, а местами несчастен.

Актерский состав

В главных и второстепенных ролях снялись актеры:

  • Владимир Яковлевич Самойлов — Назар Васильевич Дума, командир передового отряда армии Г. Котовского;
  • Людмила Ивановна Алфимова (в музыкальных композициях роль озвучена камерной певицей Валентиной Левко) — Софья Михайловна Дума, жена Назара и мать Яринки;
  • Валентина Петровна Николаенко (в вокальных сценах роль озвучена оперной певицей Галиной Ковалевой) — Яринка, дочь Назара и Софьи;
  • Гелий Борисович Сысоев (оперные партии исполнил певец Михаил Егоров) — Андрейка, местный пастух и жених Яринки;
  • Евгений Алексеевич Лебедев — дед Нечипор, местный староста;
  • Зоя Алексеевна Федорова — Горпина Дормидонтовна (односельчане называют ее Гапусей), жена старосты;
  • Михаил Иванович Пуговкин — Яшка-артиллерист, или Яков Александрович Бойко;
  • Григорий Андреевич Абрикосов — атаман Грициан Таврический, предводитель местной банды;
  • Андрей Львович Абрикосов — богатый сельчанин Балясный, отец атамана;
  • Михаил Григорьевич Водяной — адъютант предводителя бандитов Попандопуло;
  • Николай Алексеевич Сличенко — помощник командира отряда котовцев Петря Бессарабец;
  • Тамара Макаровна Носова — селянка Комариха, влюбленная в Яшку-артиллериста;
  • Эмилия Моисеевна Трейвас — Трындычиха, жительница села и ближайшая соседка старосты и его жены;
  • Алексей Макарович Смирнов — участник банды Сметана.

Самойлов сыграл командира передового отряда армии.

Интересные факты

Фильм было решено снимать к юбилею Октябрьской революции. Съемки должны были вестись на киностудии имени Довженко, так как события по сценарию разворачиваются на Украине. Руководство киностудии, однако, отказалось снимать картину, так как посчитало сюжет простоватым и неинтересным. Тогда инициативу перенял «Ленфильм» и. выиграл лотерею.

Михаил Пуговкин, сыгравший эпизодическую, но очень яркую роль Яшки-артиллериста, мог и не появиться в этой картине, а все из-за интриг. Режиссер, прочитав сценарий, на эту роль прочил только Пуговкина, но его ассистент был другого мнения и пытался протежировать своего знакомого. В течение нескольких месяцев режиссеру сообщали, что известный актер не берет трубку, тогда Андрей Тутышкин лично связался с Михаилом Ивановичем, и тот сразу же дало свое согласие на съемки.

Танец «в ту степь», который исполнил Яшка, разучивался актером полтора месяца.

Партии солдатки Софьи, ее дочери Яринки и будущего зятя Андрейки исполняли профессиональные вокалисты — Михаил Егоров, Галина Ковалева и Валентина Левко.

Валентина Николаенко

Валентина Петровна Николаенко (урожденная Лысенко). Родилась 25 октября 1945 года в Серпухове Московской области. Советская и российская актриса театра и кино, режиссер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2019). Исполнительница роли Яринки в фильме «Свадьба в Малиновке».

Валентина Лысенко, ныне известная под фамилией Николаенко, родилась 25 октября 1945 года в Серпухове Московской области.

В школьные годы занималась в аэроклубе. Была активной участницей самодеятельности, на школьных вечерах читала стихи и пела. Училась в музыкальной школе.

В старших классах училась в школе рабочей молодежи, параллельно работала токарем на радиотехническом заводе.

Получив диплом о среднем образовании, она отправилась в Москву, чтобы поступать на юрфак. Однако совершенно случайно попала на отбор в опереточную студию и у нее появилось желание стать актрисой. В Москве поступить в театральное училище не получилось и она уехала в Ленинград, где стала студенткой местного театрального института. Но вскоре после поступления Валентину пригласили на съемки в фильм «Не забудь. станция Луговая». Поскольку студентам сниматься запрещалось, ее отчислили.

Но, получив известность, она смогла поступить в Москве в Театральное училище имени Б.В. Щукина, которое окончила в 1971 году, курс Юрия Катина-Ярцева. Вместе с ней учились Наталья Гундарева, Наталья Варлей, Владимир Тихонов, Константин Райкин.

Позже получила также и режиссерское образование.

С 1971 года была актрисой театра на Таганке, но поскольку значимых ролей ей не предлагали, Валентина покинула этот театр. Работала на киностудии «Мосфильм».

Заслуженный деятель искусств РФ (06.12.2019).

Валентина Николаенко в кино

Сниматься начала с 1966 года, дебютировав в фильме «Не забудь. станция Луговая» режиссеров Никиты Курихина и Леонида Менакера.

Лента стала лидером проката (2-е место проката в 1967 году) и вошла в золотой фонд отечественного кино.

Валентина Николаенко в фильме «Свадьба в Малиновке»

После грандиозного успеха фильма «Свадьба в Малиновке» ее пригласили в комедию «Трембита», но она отказалась: актриса решила, что роль слишком похожа на ту, что она играла в «Свадьбе в Малиновке», а она не хотела становиться заложницей одного образа.

Валентина Николаенко в фильме «Досье человека в Мерседесе»

В 2000-е стала иногда сниматься в телесериалах. Наиболее известной ее работой нового времени стала роль жены Голубева Нины Ивановны во многих сезонах криминального детектива «Кодекс чести».

Личная жизнь Валентины Николаенко:

Трижды была замужем.

В браке 4 октября 1972 года родилась дочь Дарья Граббе (Клюшникова), она также стала актрисой.

Валентина Николаенко и Алексей Граббе

Валентина Николаенко и муж Георгий Николаенко

Фильмография Валентины Николаенко:

Режиссерские работы Валентины Николаенко:

Сценарии Валентины Николаенко:

последнее обновление информации: 11.09.2020

Театр и фильмы

Между дебютной картиной и «Свадьбой в Малиновке» Валентина успела сняться в роли русской девушки в военной драме Литовской киностудии «Поворот». Сюжет ленты строился на рассказе о судьбах детей, попавших в годы войны под бомбежку. Озвучила героиню Лысенко в «Повороте» актриса Галина Чигинская.

Съемки в музыкальной комедии Андрея Тутышкина о любви жителей Малиновки на фоне Гражданской войны подарили Валентине не только славу, но и счастье работы с такими звездами, как Зоя Федорова, Евгений Лебедев, Михаил Пуговкин, Михаил Водяной, Григорий и Андрей Абрикосовы, а также с Маргаритой Криницыной, ставшей знаменитой после исполнения роли Прони Прокоповны в комедии «За двумя зайцами». Для Людмилы Алфимовой, как и для Николаенко, роль в «Свадьбе в Малиновке» стала главной в актерской карьере.

Хотя за уроженку Серпухова в картине пела оперная вокалистка, обладательница колоратурного сопрано Галина Ковалева, Яринка в исполнении Валентины вышла такой очаровательной, что после выхода фильма на экран артистку позвали сниматься в киноверсию оперетты Юрия Милютина «Трембита». Однако роль Олеси показалась молодой актрисе очень похожей на ее роль в «Свадьбе в Малиновке». Валентина не хотела становиться заложницей одного образа и отказалась.

Валентина Николаенко в фильме «Свадьба в Малиновке»

В конце 60-х годов XX века Лысенко сыграла медсестру в картине Резо Чхеидзе «Ну и молодежь» и учительниц в короткометражках «У Лукоморья» и «Витька». В 1971 году Валентина снялась в фильме «Бой с тенью». Как и в одноименной ленте Алексея Сидорова, вышедшей на экраны через три с половиной десятилетия, речь в экранизации повести «Кожаные перчатки» шла о страстях, кипящих вокруг боксерского ринга.

В середине 80-х годов XX столетия фильмография Николаенко пополнилась шпионской лентой «Досье человека в “Мерседесе”», снятой по заказу КГБ СССР. Партнерами Валентины Петровны по ленте стали Регимантас Адомайтис, Людмила Чурсина, Алексей Баталов и Николай Крючков.

Театральная карьера Лысенко-Николаенко не заладилась. Главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов, в который Валентина поступила после получения диплома Щукинского училища, не давал актрисе сколько-нибудь значимых ролей.

Артистка уволилась из труппы и через несколько лет вернулась в училище имени Бориса Щукина педагогом. Николаенко нашла себя в наставничестве. Среди учеников Валентины Петровны — Александр Семчев и Елена Захарова, Екатерина Гусева и Даниил Страхов.

Личная жизнь

В начале 50-х Михаил встретил актрису Маргариту Демину, и личная жизнь преобразилась. На свиданиях молодой человек проявлял себя как романтик: делал избраннице комплименты и дарил цветы.

Несмотря на красивые ухаживания, чтобы уговорить красавицу выйти замуж, понадобилось два года. При этом окружающие считали, что Мара слишком быстро согласилась стать официальной женой.

Михаил Водяной и жена Маргарита Демина

К счастью, брак оказался настолько крепким, что актеры не расставались до конца жизни. По неразглашавшимся причинам пара не имела детей. Маргарита сопровождала Михаила во время съемок и гастролей. Она искренне восхищалась каждой из сыгранных ролей.

Детство и юность

Михаил Григорьевич Водяной родился в конце 1924 года. Ранняя биография актера была связана с городом Харьковом. По неподтвержденной информации предки, являвшиеся представителями еврейской национальности, носили фамилию Вассерман.

Мать Анна Львовна воспитывала Мишу и его родного брата Роберта, а также вела домашнее хозяйство. Отец Григорий Михайлович занимал ответственный пост в республиканском отделе снабжения. Благодаря высоким заработкам, мальчики росли в обеспеченной семье.

Михаил Водяной в молодости

В конце 30-х годов родители с детьми переехали в предгорья Большого Кавказа. Новым домом для будущего актера стал курортный город Кисловодск. Там ребенок ходил в общеобразовательную и музыкальную школы, вместе с одноклассниками он также посещал драматический кружок.

Накануне Великой Отечественной войны Михаил, ставший звездой любительских спектаклей, решил получить высшее образование в театральном вузе. Почти без подготовки с первого раза он поступил в ленинградский институт.

Когда фашисты стали угрожать Северной столице, студентов и преподавателей эвакуировали на безопасные территории в Сибири. Окончательное становление артиста Водяного происходило в городе Томске.

Сюжет[править]

Действие происходит в Гражданскую войну (судя по некоторым признакам, это лето 1920 года) в некоем украинском селе под названием Малиновка, живущем в условиях постоянно меняющейся власти. В один из таких дней в селе появляется банда непонятной политической ориентации, в теории обещающая устроить тут какое-то самостiйное государство, а на практике — норовящая пограбить и планирующая заключить союз с белым генералом бароном Врангелем. Предводитель бандитов (сын местного кулака) также не терпящим возражений тоном требует выдать за него замуж местную девушку Ярину. Видя такие дела, героиня кидается бежать куда глаза глядят и в итоге оказывается в лагере расположившихся неподалёку красноармейцев из бригады Котовского.

Расспросив Яринку по поводу происходящего, командир котовцев просит её вернуться в село, никому ничего не рассказывать о присутствии красных, а самой притвориться, будто согласна на свадьбу с атаманом и добиться того, чтобы бандиты, силы которых в пять раз превосходят его отряд, как следует в ходе этой «свадьбы» напились. Сам командир отправляется в село вслед за девушкой, чтобы подстраховать её и заодно самому рассмотреть, как обстоят дела. Причём аж под двойной маскировкой: он сначала притворяется простым солдатом, возвращающимся с войны, а потом выдаёт себя за врангелевского офицера, переодевшегося ради конспирации (благо, у него имеются документы, полученные от настоящего пленного врангелевца).

Поскольку это добрая семейная комедия, естественно, всё закончится хорошо, злодеи будут повержены (даже почти без насилия), а героев ждёт хэппи-энд. А с учётом того, что в основе фильма лежит оперетта, всё это сопровождается песнями да плясками, концентрация которых не уступает какому-нибудь хиту индийского кинематографа.

За кадром «Свадьбы в Малиновке»: как появился танец «в ту степь», а жители целого села стали актерами

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Героико-романтическая оперетта «Свадьба в Малиновке» была написана Л. Юхвидом, ее премьера состоялась в Харькове в 1937. А для московской постановки музыку написал Б. Александров. Позже Л. Юхвид в соавторстве с В. Типотом подготовили либретто, на основе которого Б. Александров и создал тот вариант оперетты, который лег в основу фильма «Свадьба в Малиновке».

Фильм решили приурочить к 50-летнему юбилею октябрьской революции. На студии им. А. Довженко этот сценарий посчитали несоответствующим случаю и вообще несерьезным. Тогда к производству ленты приступил «Ленфильм». Натурные съемки проходили с мая по октябрь 1966 г. в нескольких украинских селах: эпизоды в графской усадьбе снимали в с. Хорошки Лубенского района, ветряную мельницу – в с. Мацковцы, остальное – в настоящей Малиновке – по одним данным, в Харьковской области, по другим – в Полтавской.

В массовках были задействованы почти все местные жители. За работу им платили от 50 копеек до 3-х рублей. Особым спросом пользовались те, кто приходил на съемочную площадку с гусем или уткой. Деревенские девушки так лихо танцевали, что почти не уступали хореографическому ансамблю «Жок», задействованному в съемках. Все остались довольны, кроме председателя колхоза: работа на полях останавливалась, все село с утра до ночи толпилось возле съемочной площадки.

Житель Хорошек, бывший учитель М. Цуканов вспоминает, как проходили съемки: «Местное население по кустам пряталось и готово было целый день смотреть бесплатный концерт, который устраивали артисты. Их гримерка находилась в местной школе. И я как-то подсмотрел, как Яринке (артистка Валентина Лысенко) цепляли длинную косу к ее короткой стрижке. Ну и трусихой же она была! Помните, Яринка уезжает со своей свадьбы с паном атаманом Грицианом Таврическим на тачанке? Так это был мужчина-каскадер в платье невесты. Артистка побоялась даже вожжи взять в руки. И в речку не смогла прыгнуть с дерева. Тоже мужик в фате вместо нее прыгал».

В здании старинной усадьбы князя Щербатова размещалась школа, и рядом с ней выстроили точную копию фасада для съемок комедии. Отличить бутафорию от оригинала было практически невозможно. К сожалению, сейчас здание усадьбы находится в полуразрушенном состоянии. Давно уже нет и танцплощадки, которая служила и местом съемок, – заросла травой.

В роли Яшки-артиллериста режиссер Тутышкин видел только М. Пуговкина. Его начали снимать сразу, без проб. Несмотря на то, что актер появлялся всего в нескольких эпизодах, этот образ полюбился и запомнился многим. Знаменитый танец, названный Яшкой «втустепь» (от англ. «two steps» – два шага) Пуговкину пришлось разучивать с балетмейстером Г. Шаховской в течение полутора месяцев, хотя длился он всего одну минуту. Но зато какой получился результат! Кстати, о существовании этого танца, появившегося в Америке в 1920-х гг., в 1919 г. Яшка-артиллерист не мог даже догадываться. Пуговкин стал любимцем жителей Хорошки – актер постоянно шутил и рассказывал забавные истории.

В 1968 г. на Всесоюзном фестивале в Ленинграде «Свадьба в Малиновке» получила награду за лучший комедийный ансамбль: приз вручили актерам Зое Федоровой, Владимиру Самойлову, Михаилу Водяному и Михаилу Пуговкину. Комедия быстро разошлась на цитаты, вскоре весь Союз повторял фразы «И шо это я в тебя такой влюбленный?», «Кони пьяны, хлопцы запряжены», «Трубка 15, прицел 120, бац, бац. и мимо!», «Сыграй что-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а потом обратно завернулась!» и т. д.